Смысл изучения прошлого – не в том, чтобы знать, в каких башмаках ходили наши предки, а, чтобы понять людей, благодаря которым мы лучше понимаем себя. Археол. Исследования археологической научной школы СГСПУ по изучению каменного и бронзового веков Среднего и Нижнего Поволжья, антропологической истории особенно известны в мировом научном сообществе. Главный научный сотрудник археологической лаборатории Нина Моргунова делится, изучение останков значительно продвинулось вперед. Геоархеология и археологическая МИНЕРАЛОГИЯ-2022.
Эксперт археологической лаборатории ОГПУ прочла лекцию о сарматах в Музее им. Пушкина
Новым объектом для цифровой реконструкции для студента 2 курса исторического факультета Айтугана Галиаскарова и заведующего кабинетом археологии Игоря Васильевича Денисова стал фрагментированный сосуд Кара-абызской археологической культуры. Известия археологической лаборатории БашГУ. СГСПУ. Год издания. 2020. Ответственность. Всероссийский археологический съезд. Владимир Мышкин, ЗАВЕДУЮЩИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ СГСПУ, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК.
Музей археологии Поволжья
Основные направления деятельности: изучение раннесредневековых поселений на Самарской Луке, интерпретация именьковской культуры, исследование материальной культуры ранних болгар. Матвеева родилась в семье учителей в городе Аша Челябинская область. Её отец Иван Ефремович Матвеев, выпускник Саратовского университета, преподавал историю, погиб на фронте под городом Севском[1]. Окончила историко-филологический факультет Пермского государственного университета, научный руководитель — Отто Николаевич Бадер. Три года проработала директором Троицкого краеведческого музея. С 1961 по 1969 год преподаватель археологии и истории первобытного общества в Башкирском государственном университете, а также руководитель археологических экспедиций.
Не замечено существенного расхождения в оценке польско-российских отношений между девушками и юношами. Соотношение позитивных ответов, т. Отношение респондентов к простым россиянам и властям России разнится. Большинство респондентов отметило общие черты обоих народов. Студенты Варшавского Университета, которые приняли участие в опросе, — это открытые на окружающую действительность люди, осознающие территориальную и духовную близость поляков и россиян, отдающие себе отчёт в проблемах, которые определяют современные польско-российские отношения. Решительное большинство участников опроса — это студенты, у которых есть довольно большие знания различных аспектов жизни в России и выражающие симпатию к России и россия- нам.
Организаторы мероприятия — Самарский государственный социально-педагогический университет, Самарское археологическое общество, Союз «Военно-исторический клуб «Бессмертные гусары». На презентации была представлена книга самарских исследователей А. Богачева, А. Кузнецова, А. Хохлова, повествующая о сенсационных открытиях в археологии, палеонтологии, истории, топонимики. Монография посвящена истории племени ругов, с которого началось, по мнению авторов, образование русской народности.
Доклады охватывают несколько важных этапов истории человеческого общества: от неолита до раннего Средневековья. Все заслушанные сообщения вызвали оживленную дискуссию и многочисленные вопросы. Членами жюри и участниками была отмечена качественная организация работы секции и продуктивность прошедшего заседания.
Археологический кружок СГСПУ
Это один из 14 существующих подобных центров в России. В связи с этим весьма широки связи с другими российскими и зарубежными научными центрами городов Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Казань, Томск, Тюмень. Среди зарубежных организаций в настоящее время развернуто сотрудничество с департаментом генетики Гарвардского университета Бостон, США , с Институтом Макса Планка Германия , Институтом археологии им. Маргулана Алма-Ата, Казахстан.
Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3].
Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4]. Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез.
Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5]. Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий. В епархиальных женских училищах давали базовые знания, но по большей части учили девушек быть верными жёнами, примерными родителями и хозяйками. Также давали знания по педагогике и дидактике.
В Самарской губернии было одно женское епархиальное училище, располагавшееся в Самаре, в котором каждый год обучалось в среднем около 500 воспитанниц [3].
Она проходит в Чишминском районе около поселения Ябалаклы. Археологические исследования проводятся на памятнике археологии эпохи Золотой Орды — селище Ябалаклы-1. Памятник датируется XIV веком и относится к чияликской археологической культуре. В культурном слое найдены фрагменты гончарной и поливной посуды, следы металлургии, железные и бронзовые изделия, большое количество костей животных. Изучаемый памятник синхронен по времени мавзолею Тура-хана, на базе которого по поручению Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова создается Евразийский музей кочевых цивилизаций.
Абсолютное большинство исследованных сооружений 79 из 91 отнесены к именьковской культуре. Они представляют собой ямы круглой, овальной, прямоугольной и неправильной формы. В ряде сооружений особенностью заполнения являлось наличие обожженных и Показать ещё кальцинированных костей, следов огня в виде прокаленной почвы, угля, углистых и золистых прослоек. В ямах встречались кости животных, отдельные или многочисленные фрагменты лепной посуды, целые развалы сосудов, а также серьга, пряслица, обломок железной иглы, бусина. Судя по найденным фрагментам сосудов, большинство ям было сооружено в середине I тыс.
Естественно-научные лаборатории СГСПУ
Москва и международной научной конференции «Русско-черногорские научные связи в прошлом и настоящем» г. Подгорица, Черногория. Сфера научных интересов: «Россия и южные славяне во второй половине XIX века» Выборнов Александр Алексеевич Заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор. Награжден знаком «Почетный работник высшего образования РФ», «Отличник народного просвещения», в 2005 году внесен в книгу «Выдающиеся деятели науки и техники Самарской области», член Европейской ассоциации археологов, член экспертного совета РГНФ, член диссертационного совета ДМ 212.
В 1984 году защитил канд. Редактировал 3 монографии и 29 сборников научных трудов. Является инициатором и редактором ежегодных выпусков «Исторические исследования» 7 выпусков и «Историко-археологические изыскания» 9 выпусков.
Руководит научной работой аспирантов и соискателей, 8 из которых успешно защитили диссертации. В 2003 году явился инициатором и председателем оргкомитета III тура Всероссийской студенческой олимпиады по истории.
Все заслушанные сообщения вызвали оживленную дискуссию и многочисленные вопросы. Членами жюри и участниками была отмечена качественная организация работы секции и продуктивность прошедшего заседания. Призерами секции стали следующие докладчики: 1 место: Виданова Татьяна Николаевна «Бусы хазарской эпохи как исторический источник» Самарский университет 2 место: Душарина Валерия Сергеевна «Новые данные по изучению средневековых погребений на р.
Археология требует не только знания истории и культур, но и умение работать в полевых условиях, владение методами научного анализа и исследовательские навыки. Это динамичная и мультидисциплинарная область, предоставляющая уникальные возможности для понимания человеческого прошлого.
Карьер, где ведется добыча породы. Меню завтрака 30 августа 1889 г. Партийная неделя. Товарищ, остановись! Ты рабочий, крестьянин?
Естественно-научные лаборатории СГСПУ
Конечно, университет приветствует и поддерживает участие студентов в научных конференциях разных уровней. Для стимулирования научной деятельности студентов в 2018 году проведены 12 конкурсов на лучшую студенческую работу и 16 научных конференций. Вуз организует несколько крупных студенческих форумов, среди которых международные — «Язык. Личность», «Пища в обрядах мира», дистанционный «Экологический марафон XXI века», а также всероссийские — Урало-Поволжская археологическая студенческая конференция, конкурс по биологии и экологии ВИМ, олимпиада «Растущий виноград», конкурс по естествознанию «Мир, в котором я живу» и другие. Традиционно по итогам этих мероприятий издаются сборники научных трудов. Так, ежегодно выходит сборник исследовательских работ учащихся «Globularia», при подготовке которого в составе редколлегии трудятся именно сами студенты. Успешные выпускники бакалавриата продолжают образование в магистратуре и аспирантуре.
Молодые учёные и талантливые студенты обязательно являются соисполнителями больших научных проектов, в том числе государственных и грантовых. Это дает возможность приобщиться к новейшим достижениям науки. Для исполнителей конкурсных проектов действует постоянный семинар «Как написать грант», проводятся вебинары и индивидуальные консультации. Для справки, в 2018 году грант Президента РФ получил тридцатитрехлетний доктор исторических наук С. Археологические находки Екатерининского мыса. Какие научные направления международного сотрудничества, перспективные для СГСПУ, реализуются в настоящее время?
Прежде всего это проекты самарских археологов. В рамках договора о научном сотрудничестве вуз ежегодно проводит конференции с Национальным университетом Словении и Университетом г. Йорка Великобритания. Совместные исследования по уточнению дат проводятся и с Университетом Уппсалы Швеция. В 2016 году в Гарвардском университете в сотрудничестве с американскими коллегами опубликована монография археологов СГСПУ «Ландшафт бронзового века в степных районах России. Проект Самарская долина».
Это итог десятилетней работы по изучению бронзового века степной зоны Восточной Европы. Уникальность исследования в использовании достижений классической российской археологии, физической антропологии и новейших естественнонаучных методов анализа. В университете сложилась общепризнанная научная школа антропологии, осуществляющая сравнительный анализ нео-энеолетических краниологических материалов Алтая, Южной Сибири, Северного Казахстана. Совместные с институтом Макса Планка Германия исследования показали неоднородность населения изучаемых групп, а также доминирование в составе тех и других широколицых европеоидных антропологических компонентов. Также взаимодействие с преподавателями Педагогического института г.
Ученые рассказали, что материалы собирались в авторских археологических экспедициях и непосредственно при работе с коллекциями музеев Франции, Германии, Испании, Италии и др. Заметная роль отведена анализу археологических материалов, полученных в результате раскопок на Средней Волге и, в частности, в Самарской области. Использование современных цифровых технологий позволило авторам с максимальной точностью нанести топонимы и другие данные на карты, полученные при помощи космической съемки. Книга иллюстрирована сотнями авторских полноцветных фотографий. Впервые в России опубликованы отдельные страницы с упоминанием «ругов» из 6 разных манускриптов «Географии» Клавдия Птолемея, хранящихся в библиотеках Западной Европы. Книга «Рутены — руги — русь: века, дороги, судьбы» с большим интересом встречена в научном сообществе — в ноябре 2019 года Ученый совет Самарского государственного социально-педагогического университета единогласно выдвинул ее на соискание Государственной премии РФ.
Сотрудниками ВУЦПИ к настоящему времени опубликовано около 140 работ, в том числе в международных журналах с высоким уровнем цитирования, ряд монографий. Помимо выполнения чисто научных задач, ВУЦПИ является местом обучения студентов основам антропологии и других связанных с ней дисциплин, а также повышения образования для других возрастных категорий граждан Самарской области. Так, в составе данной структуры существует антропологический кабинет-музей, содержащий ряд натуральных экспонатов, которые всегда вызывают живой интерес у посетителей. Антропология как одна из верховных наук, изучающих как биологическую, так и социальную организацию человека, включена в образовательный процесс.
Например, 1884 году в училищах обучалось 509 человек, в 1914 — 648, рост незначительный. В духовных училищах Самарской епархии принимались дети из разных сословий, они получали общие знания в светских дисциплинах, обучались духовным предметам и получали воспитание в духе православия. Образование было дешёвым, некоторые родители сами содержали своих детей, некоторые писали заявление, и их детей содержала церковь. Из духовных училищ Самарской епархии выходило в среднем около 500 человек, которые могли стать дьяконами или пономарями, а также для них открывалась возможность поступить в духовную семинарию, с семинарским же образованием можно было стать священником, продолжить образование, если позволяли финансы или даже выбрать светскую профессию [3]. Следующей ступенью духовного образования для выпускников духовных училищ становилась духовная семинария, в которой давали как духовные, так и светские знания. В духовные семинарии ученики поступали в возрасте от 12 до 18 лет и учились 6 лет [4]. Обучалось в духовной семинарии Самарской епархии стабильно не сильно больше 400 человек. Судя по воспоминаниям и различным заметкам, семинария отличалась довольно хорошим микроклиматом, с 1897 года уклад в семинарии стал менее строгим, были впущены многие светские принципы обучения и дополнительные предметы, при этом, дух православия никуда не исчез. Мемуары одного из семинаристов свидетельствуют нам о том, что уклад в семинарии был довольно комфортным, отношения с преподавателями складывались уважительные, а сам учебный процесс был интересным и познавательным как в области духовных, так и в области светских наук [5]. Отдельной ветвью духовного образования являлись женские епархиальные училища, которые создавались по всей России в первую очередь для дочерей духовенства, однако на обучение поступали девушки из разных сословий.
О чем рассказала фибула
- Получи профессию археолога в СГСПУ
- Урало-поволжская археологическая конференция студентови молодых учёных (2020 г.)
- Профессия археолог: получить в Самарском государственном социально-педагогическом университете
- VI (XXII) ВСЕРОССИЙСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД
- Вы точно человек?
- СГСПУ как Самарская долина
Научные статьи
- Наш сотрудник свяжется с Вами в ближайшее время
- В Самаре вышла книга о великом переселении народов | Самарская Газета | Дзен
- Ссылки по теме
- Новости раздела
- Археологи Самарского университета им. Королева обновили приборную базу
- Telegram: Contact @sgspu63
Новости институтов и факультетов
Также на историко-филологическом факультете ПГУ восстановлена археологическая лаборатория, где есть небольшое временное хранилище. Самарский государственный социально-педагогический университет выиграл конкурс на проведение VI (XXII) Всероссийского Археологического Съезда! Заведующий археологической лабораторией: доцент, кандидат исторических наук Зубов Сергей Эдгардович.
VI (XXII) Всероссийский археологический съезд
Рослякова Наталья Валерьевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник археологической лаборатории СГСПУ (). наук приглашают Вас принять участие в VI (XXII) Всероссийском археологическом съезде, который пройдет в городе Самаре в июне 2022 года. Известия археологической лаборатории БашГУ. Археологическая лаборатория КГПИ-СамГПИ-СамГПУ-ПГСГА. История археологии в нашем ВУЗе начинается в 1971 году, когда студенты исторического факультета Куйбышевского государственного педагогического института под руководством.
46.06.01 Археология (Заочная) ФГБОУ ВО СГСПУ
С останками людей будет работать антрополог, - рассказали в пресс-службе университета. Но это еще не все: члены Красноярского краевого отделения Русского географического общества провели «полевой семинар» там же, у Шалаболинской писаницы. К сожалению, известны случаи вандализма, и мы обсуждаем, как это исключить. Наш «полевой семинар» — одна из попыток найти пути решения популяризации археологии и сохранения при этом исторического наследия, — отметила специалист по музейно-выставочной работе Красноярского краевого отделения РГО Ольга Ермакова.
Студенты Красноярского педагогического университета за работой. Фото: пресс-служба вуза Также в этих местах работает ежегодный детский археологический лагерь.
Археологическое изучение этого района началось еще в конце XIX в. В начале XX в. Гераклитов, Ф. Коновалов, В.
Глазов, А. Кротков, С. Щеглов и А. Масштабные разведки по поиску курганных групп Аткарского района проводились П. Рыковым в 20-е гг. В послевоенные годы археологическим изучением района занимались И.
Синицин, Ю.
Все заслушанные сообщения вызвали оживленную дискуссию и многочисленные вопросы. Членами жюри и участниками была отмечена качественная организация работы секции и продуктивность прошедшего заседания.
Призерами секции стали следующие докладчики: 1 место: Виданова Татьяна Николаевна «Бусы хазарской эпохи как исторический источник» Самарский университет 2 место: Душарина Валерия Сергеевна «Новые данные по изучению средневековых погребений на р.