Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет; Лжедмитрий I издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5. * ГИПОТЕЗА Урочные лета это срок, на который вольная крестьянская община, впавшая в долги, прикреплялась к заимодавцу. Правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле, окончательно оформившейся в Соборном уложении 1649 года, стал отмена урочных лет, или давности для исков о беглых крестьянах. Урочные годы, будь то 5 летний срок возврата беспроцентной ссуды, или 40 летний срок выкупа родовых вотчин, всякий раз начинали отсчитываться от момен та совершения сделки. срок, в течение которого пойманных беглых крестьян возвращали владельцам.
Почему устанавливался сначала именно 5-летний сыск беглых крестьян
Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета». Урочные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов. тогда был издан указ. Разные сроки урочных лет В течение пяти лет в 1607 году этот срок был увеличен до 15 помещики могли потребовать у других хозяев перешедших к ним крестьян или вернуть обратно сбежавших на свободу работников. Юрьев день заповедные лета урочные лета. Урочные лета – срок, в течение которого производился сыск беглых крестьян или холопов.
Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян
Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых. это некий особый период в истории страны, когда принимаются определенные решения или проводятся специальные мероприятия. Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. срок, в течение к-рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. В 1630-х годах «урочные лета» снова увеличивают до девятилетнего срока.
Урочные лета: особенности и последствия
Запрет не решил проблему полностью и увеличил количество случаев бегства. Указ об урочных летах Пятилетний срок сыска беглых крестьян был установлен документом от 1597 года, вошедшим в историографию как «Указ об урочных летах» царя Фёдора Ивановича. Именно в это время появляется знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! ЕЕ смысл заключался в сожалении народа о несбывшихся чаяниях. Закон гласил, что крепостных в течение пятилетнего периода после побега разыскивали и возвращали прежнему хозяину. Если время сыска выходило, рабочий, по сути, прикреплялся к земле нового владельца.
Иногда помещики специально создавали лучшие условия для новых людей на этот срок, чтобы увеличить количество рабочих рук на своей земле. Постепенно срок поиска беглецов увеличивался, уже в 1642 году составлял 10 лет, а для увезённых против своей воли крестьян — 15 лет. Устранение урочных лет По факту ликвидировало урочные лета учреждение бессрочного поиска сбежавших крестьян в соответствии с Соборным указом.
Под особое покровительство Морозов взял иностранцев. В стране назревал конфликт русского и британского купечества. Англичане беспошлинно торговали в русских городах, захватывая рынок России. А когда русские купцы попытались торговать в Англии, у них не стали ничего покупать и «объяснили», что им нечего делать на острове. Русские купцы жаловались на иностранцев, передали царю челобитную. Но до царя жалоба не дошла. Морозов принял сторону британцев и предоставил им подряд на поставки в Россию табака. Дальнейшие реформы правительства Морозова также ударили по русским купцам. Восстание Все эти противоречия, как и в современное время, особенно проявлялись в городах, столице. Так, вспышка народного недовольства переросла в мощное восстание, которое началось 1 11 июня 1648 года. В этот день молодой царь Алексей Михайлович возвращался с богомолья из Троице-Сергиева монастыря. При въезде в город царя встретила большая толпа. Люди попытались передать царю челобитную, направленную против «простого народа мучители и кровопийцы и наши губители». В частности, была просьба об отставке и наказании главы Земского приказа Леонтия Плещеева, ведавшего управлением столицы. Одним из главных пунктов челобитной было требование созыва Земского Собора. Царь пообещал это сделать, возможно, этим бы всё и закончилось, но друзья Плещеева из придворных стали бранить и избивать народ, въехали в толпу на лошадях. Стрельцы разогнали толпу, арестовав при этом несколько человек. Крайне возмущенный этим народ схватился за камни и палки. Брожение продолжалось и на следующий день. Люди собрались на кремлевской площади, требуя удовлетворения челобитных. Алексей Михайлович вынужден был дать согласие на освобождение заключенных. Борис Морозов отдал стрельцам приказ разогнать толпу, но стрельцы «обратились с речью к толпе и сказали, что ей нечего бояться». Стрельцы заявили, что «сражаться за бояр против простого народа не хотят, но готовы вместе с ним избавить себя от их [бояр] насилий и неправд». Вскоре восставшие перешли к действиям: «разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные». Начались пожары. Сам Морозов отдал приказ своим слугам поджечь город, чтобы отвлечь людей. Огонь уничтожил много домов, погибли люди. Также в переговорах с народом участвовала делегация бояр во главе с Никитой Романовым, противником Морозова. Люди требовали освободить от всех государственных постов и выдать главных правительственных чиновников: «и покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города из кремля вон не пойдем; и будет междуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу! Убит был также глава Посольского приказа Назарий Чистый. Пытавшегося бежать из Москвы Траханиотова по приказу царя догнали, доставили в столицу и казнили на Земском дворе. Сам «всесильный» боярин Морозов едва спасся от расправы, укрывшись в царском дворце. Правительство смогло восстановить порядок в столице. Стрельцам выдали повышенное жалованье. В руках властей оказалась военная сила. Зачинщиков схватили и казнили.
Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим... Ряд др. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением вечем и местной знатью и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование. Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России. Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства... Из-за недостаточной проработки изначального документа впоследствии к «уставе» принимались дополнения и изменения — 20 октября 1557 года, 20 мая, 20 июня и 20 октября 1558 года. Фабричное законодательство Германии в XIX веке — свод законопроектов регулировавших отношения между наёмными рабочими и их нанимателями. Отличались от основной массы полностью закрепощённых крестьян так называемых «непохожих» возможностью ухода с земли феодала на определённых условиях — отсюда название. Принят на первом в Русском царстве Земском Соборе 1549 года при участии Боярской думы. Содержит 100 статей. Дворянство в царствование Петра I — дворянское сословие российское дворянство в России царского и имперского периодов, во время правления Петра I Петра Великого. Вакенбух и также лагербухи; нем. Wackenbuch — описи арендных имений в Прибалтийских губерниях для определения их налогообложения. Слово вакенбух образовалось, по одной из версий, от шведского слова Wacke — смета и немецкого Buch — книга, или, что вероятнее, от староливонского слова вакка Wacke — названия дня для внесения крестьянами Лифляндии натуральных повинностей. Впрочем, и название финской земельной меры вака могло также послужить основанием для образования слова вакенбух.
Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако, В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года.
Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах»
2 июня 1648 - Соляной бунт произошел в Москве | Урочные лета Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. |
Преодоление Смуты и укрепление российской государственности. Электронный проект. | урочные годы и закрепостить крестьян на основании старых писцовых книг, но намеревалось провести укрепление крестьян на основании новой переписи, которая была начата в 1646 г. |
Отмена урочных лет | Поэтому власти сначала ввели урочные лета – срок, в течение которого следовало искать покинувшего землю, к которой он приписан, крестьянина и возвращать его обратно. |
Урочные лета и даты их введения
Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. 1) название срока: «урочные лета». 2) причины введения данного срока: стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах.
Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах»
Крестьяне — старожильцы, прожившие четыре года и более у землевладельца, в случае перехода уплачивали ему «все пожилое», остальные, прожившие менее четырех лет, платили часть — в зависимости от количества прожитых лет. С объединением русских земель под властью великого князя московского был установлен единый порядок: Судебник 1497 года, принятый при великом князе Иване III, который ограничивал право крестьян на уход от своих господ в течение года. Теперь крестьянин мог уйти от хозяина, только закончив полевые работы — в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В Судебнике 1550, изданном при царе Иване Грозном право «выхода» сохранилось. Царь Федор Иоаннович по инициативе Бориса Годунова 26 ноября 6 декабря 1590 года издал указ, запрещавший переходы крестьян от одного владельца к другому даже в Юрьев день.
Ключевые слова: «Урочные годы», крестьянин, бобыль, «сыск» беглых, иск, суд, закрепощение, переход крестьянина. The term "urochniye gody", which originally relates to the sphere of credit, was first used to indicate the search of runaways not before the 1630s. The ukase of1597did not presume future extension of the five-year term ofrunaway search, but only benchmarked the time ofsuing from November1592.
Это годы, в которые сельским работникам запрещалось переходить от одного землевладельца к другому, а такие переходы тогда еще в принципе были разрешены. Продление урочных лет в первой половине XVII века Впоследствии продолжительность срока, в течение которого государство искало и возвращало сельских жителей, увеличивалась. Царь Василий Шуйский продолжил ее до пятнадцати лет.
Царь Михаил Федорович Романов сначала вернул опять пять лет, но потом увеличил продолжительность до девяти, а потом еще до десяти и при определенных случаях до пятнадцати лет. А в 1649 году они вообще оказались упразднены, поскольку по новому закону сбежавших следовало искать бессрочно. Этот закон ученые характеризуют как одну из мер, которая вела к формированию крепостного права.
Главная Договоры, законы, указы Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» Указ царя Фёдора Иоанновича об «урочных летах» 24 ноября 1597 Россия, 24 ноября 1597 года вышел указ царя Федора Ивановича об «урочных летах». В указе содержались распоряжения о том, чтобы беглые крестьяне, которые покинули работу в течение пяти лет, были возвращены хозяевам. Распоряжение о возвращении распространялось только на тех, кто бежал не позднее пятилетнего срока. Указ приводился в исполнение в течение нескольких этапов.
23 янв 1597 г. - Указ "Об урочных летах"
Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Разбираемся, что такое Заповедные и Урочные лета, выясняем различия и запоминаем! В 1607 году Василий Шуйский по Соборному уложению официально ввел урочные лета.
Что такое «урочные лета»?
Он обнаружил, что «бояре не признают его авторитет в военных вопросах». В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки. Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры. С собой царь взял казну, личную библиотеку, иконы и символы власти. Посетив село Коломенское, он не стал возвращаться в Москву и, проскитавшись несколько недель, остановился в Александровской слободе. После прочтения послания царя в Москве резко накалилась обстановка - в Кремль пришли тысячи москвичей, разъяренных названными в послании изменами бояр и Боярской Думе ничего не остается как просить Ивана возвратиться на царство. Через два дня в Александровскую слободу прибыла депутация во главе с архиепископом Пименом, которая уговорила царя вернуться на царство.
Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества «без докуки и печалований» со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину». Это слово употреблялось раньше в смысле особого имущества или владения вдов умерших князей; теперь же оно получило иное значение личного удела царя. В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами.
Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским. От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию.
Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские». В рассуждениях Чаадаева о смысле истории и исторической роли христианства вкрадывается некоторое противоречие. Характеризуя воспитательную роль христианства, Чаадаев подчеркивает всемирность этого процесса. В то же время Чаадаев буквально сталкивается с фактом существования огромной страны, называющей себя христианской, на которую, однако, всемирный процесс воспитания человеческого рода религией откровения не распространился. Этой страной является Россия. Россия, таким образом, выступает для Чаадаева проблемой, на решении которой как бы проверяется полнота его учения.
Когда Чаадаев пишет, что всемирный процесс воспитания человеческого рода не коснулся России, он имеет в виду, что в стране не были внедрены христианством те элементы социального бытия, которые в Европе формируют объективным образом поведение отдельного человека и нейтрализуют его своеволие. Даже государственные отношения в России есть лишь калька с семейных, то есть кровнородственных, в этом смысле натуральных отношений. Итак, Россия — это мир, в котором бытие целого государства определяют произвол и своеволие отдельного человека. Это и имеет в виду Чаадаев, когда пишет, что Россия не вошла в круг действия процесса воспитания человеческого рода христианством и что до сих была предоставлена самой себе. Тем самым Россия попадает в один ряд с такими народами, как Китай и Индия, а также народами древнего мира , которые были предоставлены самим себе. Общей чертой их является то, что история их всецело определяется материальными условиями существования — географическими, климатическими и др. С такого движения, не приводящего к цели, можно сойти только в результате духовного усилия, каким в Европе явился импульс христианства.
В позднейших высказываниях Чаадаева эта двойственность в отношении к России получает развитие. В письмах к А. Тургеневу от 1835 года он пишет о преимуществах нахождения России вне бурных процессов, происходящих в тогдашней Европе, и проводится мысль об особой роли русского царя, а точнее, русского деспотического государства в реализации всечеловеческого призвания России. Так как страна прежде развивалась за счет идей и учреждений, произвольно заимствованных со стороны ее вождями, то и в настоящий момент возможна решительная замена прежних заимствованных идей и учреждений новыми, тоже заимствованными. Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести страну в состояние, при котором все же заработали бы независимые ни от чьего произвола и своеволия идеи долга, справедливости, права и порядка. Парадокс состоит в самой идее использования возможности произвола по отношению к собственной стране, для перевода ее в состояние, при котором ее развитие не определялось бы ничьим произволом. Но не постигнет ли новые заимствования судьба прошлых заимствований, перечеркнутых очередным властным актом верховной воли?
Очевидно, что те противоречия, которые очерчивает чаадаевская мысль о России, вполне можно рассматривать как своеобразное предвосхищение реальных проблем последующего исторического пути России. Одним их важнейших положений, на которых строится система идей Чаадаева о сущности человека, смысле исторического процесса и особенностях места в этом процессе России, является тезис, что человек и народы, предоставленные самим себе , оказываются по ту сторону божественного слова и попадают в подчинение собственной телесной природе и окружающим физическим климатическим, географическим, этнографическим и др. И это подчинение человека собственной телесности и физическим обстоятельствам становится источником мирового зла. Однако, что есть телесные качества людей и физические обстоятельства? В своей совокупности они складываются в материальную систему мира. Но дело в том, что, согласно самому Чаадаеву, материальная система мира параллельна системе духовности, возникающей из глагола Бога, и сама возникает из того же самого божественного источника. Обнаруживается, таким образом, фундаментальное противоречие в концепции Чаадаева.
А именно: в ней сталкиваются два порядка — духовный в качестве источника добра и материальный в качестве источника зла — при одновременном признании, что оба в равной степени имеют божественную основу. Но если общий мировой порядок в своем единстве духовного и материального аспектов является исключительно божественным, то на что в мире, собственно, может опереться человеческое своеволие, чтобы стать чем-то действительным? А если допустить противоположное, именно, что предоставленность человека самому себе не исключает движения к Богу, но является необходимой предпосылкой этого движения? И в самой природе человека как таковой заложено движение к Богу? Допустив это, придется допустить возможность разных способов этого движения. В таком случае получается несколько иной подход к человеческой свободе и взгляд на мировую историю , подход, который был реализован Вл. Соловьевым в работах раннего и среднего периода.
Таким образом, Чаадаев видит особенности российского исторического пути в том, что, будучи по форме христианской, Россия лишилась благотворного организующего влияния религии на ее социальное бытие, она не усвоила религиозную дисциплину Запада в своем общественном сознании, и отпала от мирового исторического процесса, пойдя по пути восточных стран, чье социальное бытие определяют географические условия их существования. Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества. Началась политика гласности. В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии. В мае 1985 г. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении.
Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро , ведомств армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса , тем экологии, партийного руководства культурой и т. На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма! Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого.
На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны , а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г. В 1987 г. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны. Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. Бухарин, А.
Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников, Л. Серебряков и др. В 1989 г. Тогда, же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны.
В 1990 г. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения , созданные в прежние годы. Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-30-х гг. Вернулись из вынужденной «эмиграции» труды выдающихся русских философов, историков, социологов. Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация «Новым миром» многотомного труда А.
Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства. Ведущие театры страны ставили новые пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше... Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов.
Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества. Утратила свою роль всесильная прежде цензура Главлит. Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение. Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей. Увеличились тиражи газет и журналов подписка на 1987 г. Наибольший интерес представляли «беспартийные» издания - «Московские новости» и «Огонек», также увеличившие свои тиражи в несколько раз.
По мере развития «гласности» крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. В нем открыто осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм. Позицию Н. Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на тех же позициях. На местах поняли это как начало возврата к прежней партийной линии.
Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались «противниками перестройки». После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение. Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину». Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой.
Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше. Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. Главным достижением в духовной сфере в годы перестройки стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив".
В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией от греч. Проявлял он бумагу в кислоте, затем по совету Джона Гершеля фиксировал изображение в растворе гипосульфита, промывал негатив в чистой воде , высушивал и натирал воском, делая его прозрачным. С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия.
В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии , несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов. В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями - видами природы и архитектуры. В 1851 Толбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858. Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг.
Патенты Толбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах. Юрьев день — установленный в Русском государстве 15—16 вв. Бунташный век - так называли современники XVII в. Болотникова и С. Разина , Соляного бунта 1648 г. Хованщина в Москве. Податное население - в России XV - первой половины XIX веков группы населения крестьяне и мещане , платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности.
Старообрядчество - приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. Основные статьи : Новгородская земля , Новгородская республика В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей. В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. Отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли ».
С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома. В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород , в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор. XIII века - «великим княжением Владимирским». В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь». Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сынАндрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода 1155. Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества воВладимир и стал первым великим князем Владимирским.
Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Урочные лета введены в 90-х гг. По указу 24 ноября 1597 г. По уложению 1607 он был увеличен до 15 лет, но в связи с Крестьянской войной начала 17 в. При царе Михаиле Федоровиче снова действовал 5-летний срок. В 1639 г.
Почти сразу после оглашения реформы возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика. Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду?
Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой. Четвёртый этап закрепощения крестьян С конца восемнадцатого века до 1861 года крепостничество начало распадаться, а государство стало вводить определённые меры, которые ограничивали крепостнический произвол. При этом, осуждение крепостничества стало одной из либеральных и гуманных идей, которыми увлеклось дворянство. Это всё привело к отмене крепостного права в феврале 1861 года в период правления царя Александра. Это интересно: 2205,Этапы Крестьянской войны под командованием Емельяна Пугачева: изучаем во всех подробностях Последствия закрепощения крестьян Соборное Уложение 1649 г. Крепостничество более чем на два века до 1861 г. Но в XIX в. Крепостничество консервировало отсталые формы общественных отношений. Огромная власть «господ» и полное бесправие крепостных оказывало разлагающее воздействие на нравы и тех и других, еще больше обостряя социальные противоречия. Категории несвободных граждан на Руси Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства.
Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три смерды, закупы, холопы. Смерды Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина свободного общинника полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда — 5 гривен. Закупы Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд договор , согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги. Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая.
После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись — становился обельным холопом. Холопы Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов приплод , становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов. Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления. Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов.
Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника. Холопом становился и вольный, женившийся на холопке. За убийство своего холопа хозяин ответственности не нес, за чужого — отвечал как за порчу имущества. Остальные категории крестьян были свободными общинниками и жили на своей земле. В случае войны, эпидемии, неурожая они могли сняться с насиженных мест и уйти в другие земли. Именно это и стало причиной постепенного закрепощения землепашцев. Понятие крепостного права Такое название в России получила наиболее тяжелая форма зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых распространялась на личность, труд и имущество принадлежавших им крестьян. Первым законодательным актом, ограничивающим свободу крестьян, стал Судебник 1497 г. Полное юридическое оформление крепостное право получило в Соборном уложении 1649 г. Согласно документу, крестьянин был закреплен за землей, с которой не имел права уйти по своей воле.
Особенно это было распространено в южных регионах. Но основным и важнейшим последствием стало то, что этот Указ стал отправной точкой окончательного закрепощения крестьян. Ведь если беглого крестьянина в течение пяти лет не могли возвратить прежнему владельцу, то он все равно становился крепостным, но только уже нового землевладельца. Это стало причиной противостояния между феодалами центральных, южных и юго-западных уездов. Крепостное право было впервые оформлено законодательно.
Все последующие акты только ужесточали положение крепостных крестьян. Уложение 1607 года увеличило срок сыска беглых крестьян до пятнадцати лет. Первый царь из династии Романовых Михаил Федорович сократил срок сыска до пяти лет, в 1630 году его опять увеличили до девяти лет.
Урочные лета дата - фото сборник
Урочные лета, на Руси — в исторической литературе, срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. Важнейшие даты. Урочные лета, на Руси — в исторической литературе, срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. Урочные лета стали важным этапом на пути закрепощения крестьянского населения. Принятые в 1597 году, они действовали 40 лет, после чего были увеличены на срок в 9 лет. 1) название срока: «урочные лета». 2) причины введения данного срока: стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели.
Урочные лета и даты их введения
Урочные лета - срок, кем и для чего были введены, дата события | В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет. |
Урочные лета: принятие закона и последующая отмена указа | Срок давности по сыску крестьян менялся со временем: 5-летний срок введён в 1597 году после введения заповедных лет; Лжедмитрий I издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5. |
Выбор редакции
- Урочные лета - что это?
- События введение урочных лет
- Урочные лета определение егэ
- Урочные лета: как закрепощали крестьян
- Урочные годы - это один из этапов закрепощения крестьян
- Большой энциклопедический словарь
Урочные лета
Установка временных рамок для рабочих задач помогает избежать ненужных перерывов и отвлечений. Зная, что у тебя есть определенное количество времени на выполнение задач, появляется больше мотивации и дисциплины для концентрации на работе и достижения целей. В то же время, урочные лета позволяют также учесть время для отдыха, развлечений и личных дел. Это помогает снять стресс, поддерживает рабочую эффективность и предотвращает переутомление.
Выделение свободного времени для занятий спортом, встреч с друзьями или просто отдыха может значительно повысить качество жизни. Поэтому, понимание концепции урочных лет и использование их в своей жизни может помочь эффективно распределить рабочее и свободное время. Это способствует достижению лучших результатов в работе, улучшению организации и качества жизни в целом.
Помогают достичь лучших результатов в работе Урочные лета играют важную роль в управлении временем и позволяют достичь лучших результатов в работе. С помощью урочных лет можно эффективно распределить рабочее и свободное время. Установив определенные промежутки времени для работы и отдыха, человек может оптимально использовать свои ресурсы и сосредоточиться на выполнении задач.
Урочные лета также помогают создать режим работы, который подходит конкретному человеку. Некоторым людям удобно работать в течение утра, а другим — вечером. Установление урочных лет позволяет каждому выбрать наиболее продуктивное время для выполнения задач и достижения поставленных целей.
Кроме того, урочные лета способствуют более эффективной организации рабочего процесса. Разбивая время на периоды работы и отдыха, человек может сосредоточиться на конкретных задачах и избегать перерывов, которые могут привести к потере внимания и снижению производительности.
Пока подлинный текст царского указа не разыскан, любые суждения о нем останутся не более чем гипотезами. Научное же значение каждой гипотезы будет зависеть от того, насколько она согласуется со всеми имеющимися фактами и источниками.
Случается так, что источники находятся в очевидном противоречии между собой. Тогда историк ищет пути к наилучшему их истолкованию и объяснению. Его труд начинает напоминать кропотливый труд следователя. И тот и другой не должны верить на слово своим свидетелям.
Легко сбиться с пути при излишней доверчивости. И тот и другой не должны быть излишне скептичными. Расследование может зайти в тупик. Учитывая все это, попробуем заново выслушать речи немногих уцелевших свидетелей введения в России крепостного права.
Эти речи невнятны и противоречивы, но иных данных у нас нет. Чем значительнее историческое явление, тем больше вероятность того, что оно отразится в источниках и в памяти современников. Утрата, быть может, самого значительного из указов Грозного удивительна сама по себе. Отсутствие каких бы то ни было ссылок на него в документах последних лет царствования Ивана совсем необъяснимо.
Первые упоминания о «заповедных летах» появляются в документах периода правления Годунова. Число их ограниченно. Это грамоты нескольких помещиков, живших близ Новгорода, в так называемой Деревской пятине. Через пять лет после смерти Грозного трое помещиков обратились в суд с требованием вернуть беглых крестьян.
Большая часть крестьян ушла от них при царе Федоре, несколько человек — еще в последние три года правления Ивана IV. Эти годы как и последующие названы в помещичьих исках «заповедными». Что скрывалось за помещичьими претензиями, помимо алчности? На какие законы они ориентировались?
В источнике нет материала для решения этих вопросов. Время пощадило лишь отдельные, наименее важные фрагменты из деревских судных дел о крестьянах. Пропали и дворянские челобитные, и решения приказных судей. Остались одни «обыски» — письменные показания населения, затребованные судом для проверки исков.
Добились ли деревские помещики возврата крестьян? Какими нормами руководствовался суд в решении их дел? Об этом можно лишь догадываться. Прежде чем принимать претензии трех помещиков за доказательство чего бы то ни было, их следовало подвергнуть всесторонней проверке.
Поиски необходимого для проверки материала оказались длительными, но в конце концов, они увенчались успехом. Архивы сохранили описания деревских поместий, составленные в те самые годы, которые позже были названы «заповедными». Авторитетность этих описаний не подлежит сомнению. Писцовые книги XVI века принадлежали к разряду основной юридической документации, подтверждавшей права помещиков на землю и крестьян.
Владельцем одного из трех поместий Деревской пятины был сын боярский Иван Непейцын. В 1588 году он хлопотал о возвращении ему двух крестьян, братьев Гав-риловых, сбежавших от него, по его словам, в «заповедные» — 1581 — 1582 годы, когда сам он находился «на государеве службе в Лялицах». Бой со шведами у деревни Лялицы произошел в феврале 1582 года. Очевидно, именно в это время Гавриловы и покинули помещичью деревню Крутцы.
Через несколько месяцев в поместье прибыли государевы «большие» писцы. Они описали барскую усадьбу и пустые крестьянские дворы, но ни словом не обмолвились о беглых Гавриловых. Кажется, они сами не подозревали о том, что проводят описание в «заповедном» году. Предположительно царь Иван издал закон против выходов незадолго до того, как писцы приступили к делу.
Явившись в поместье Непейцына, писцы обязаны были записать имена по крайней мере тех крестьян, которые покинули помещика буквально у них под носом, грубо нарушив только что изданный государев указ. Если писцы не сделали этого, значит, у них не было инструкций насчет «заповедных лет» в деревских поместьях. Из двух противоречивых показаний предпочтение следует отдать более раннему и более авторитетному показанию — писцовым книгам. Запоздалые «речи» Непейцына, очевидно, отразили реальность более позднего времени.
Использовать их для характеристики времени Ивана IV было бы опрометчиво. Определяя географию «заповедных лет» при Грозном, С. Веселовский указывал на Деревскую пятину и вотчины Иосифо-Волоколамского монастыря как сферу действия ранней «заповеди». Свидетельства об иоснфо-волоколамских крестьянах бесспорно заслуживают внимания.
Историки извлекли их из подлинных приходо-расходных книг монастыря за 70—80-е годы XVI века. Самые ранние книги пестрят записями о выходах монастырских крестьян. На период с 7 апреля 1579 года по 29 марта 1580 года расходные книги зафиксировали 96 крестьянских переходов, на период с 1 мая 1581 года по 18 мая 1582 года — всего один. Итак, к весне 1580 года число «выходных» записей достигло максимума, а с весны 1581 года такие записи за единичным исключением навсегда исчезли со страниц монастырских расходных книг.
На основании этого факта можно заключить, что нормы выхода крестьян в Юрьев день перестали действовать в пределах волоколамских вотчин по крайней мере с мая 1580 года, то есть с того времени, когда гипотетический указ о «заповедных» годах не был и не мог быть издан. Можно ли приобщить эту новую улику к делу о «заповедных летах»? Если монахи знали о царском «заповедном» указе, почему они ни разу не упомянули о «заповедных летах» ни в приходных книгах, ни в прочей монастырской документации? Чтобы оценить достоверность свидетельского показания, надо прежде всего выяснить степень осведомленности свидетеля.
Бесполезно спрашивать его о том, чего он не знает. Монахи вели учет крестьянского населения с помощью писцовых книг, которые не сохранились до наших дней. В приходных книгах они фиксировали не крестьянские передвижения, а оборот денег в монастырской казне. По этой причине в их финансовых ведомостях фигурировали лишь те переходы, при которых крестьяне выплачивали монастырю предусмотренную законом рублевую пошлину — «пожилое».
Таким образом, исчезновение записей о переходах из приходных книг свидетельствовало не о прекращении крестьянских переходов, а лишь о прекращении денежных операций, связанных с выплатой «пожилого».
Влияние на Российское Общество Интродукция "урочных лет" и пятилетнего срока сыска беглых крестьян оказали значительное воздействие на российское общество того времени. Реформы способствовали сбору налогов и укреплению центральной власти, но также усилили феодальные отношения и обусловили некоторые негативные последствия для крестьян. Заключение 1597 год стал периодом важных изменений в России, связанных с введением "урочных лет" и пятилетнего срока сыска беглых крестьян. Эти меры внесли свой вклад в развитие российской государственности и экономики, но также повлияли на жизнь крестьян и социальные отношения в стране.
Примечание: Моя статья предоставляет общий обзор событий 1597 года и не претендует на исчерпывающее исследование данной темы.
Челобитные дворян и детей боярских всех городов в первой половине XVII века. Указ находится в составе наказа переписчикам города Тотьмы от февраля 1646 г. Сохранился также в наказах писцам Московского и Каргопольского уездов. Указ подтверждает предписание статейного списка 23 июля 1641 г. Решению по челобитной предшествует приказная справка с выпиской из указов об урочных годах 1597, 1637 и 1641 гг.