Новости искра операция дата

И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция "Искра" позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. 80 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав многомесячную блокаду Ленинграда. К 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда Минобороны России опубликовало документы из фондов Центрально архива ведомства о легендарной стратегической операции "Искра". Наступательная операции «Искра» отбросила гитлеровские войска от берега Ладожского озера, появилась железная дорога, которая приблизила свободу и Победу.

Оборона Ленинграда

Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие. А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов.

Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года.

На правом крыле Волховского фронта против выступа от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались 2-я ударная и 8-я армии. Против советских войск действовала 18-я армия командующий генерал-полковник Г.

Линдеман группы армий «Север», имевшая около 26 дивизий, а на Карельском перешейке — более 4 финских дивизий. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Действия войск поддерживала авиация 1-го воздушного флота. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И.

Как будто все происходило на днях, а не 80 лет назад. Девяносто шестую стрелковую дивизию скрытно перебросили по берегу Невы ближе к Шлиссельбургу. До начала операции «Искра» оставались считаные часы. Операцию «Искра» готовили необычайно тщательно. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было.

Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек.

Однако немецкая группа армий «Север» очень хорошо закрепилась и раз за разом отбивала все попытки советских войск. Красной армии не хватало людей, выделить дополнительные части для переброски было попросту неоткуда. Однако после успехов в Сталинграде удалось высвободить дополнительные силы. Тогда же были первые попытки восстановить снабжение, но безуспешные». Соединения и части Ленинградского фронта из 67-й и 55-й армий, а также 13-й воздушной, которые обороняли город, находились на западном берегу Невы — от устья Ладоги и южнее. В 20-25 километрах восточнее готовились к наступлению войска Волховского фронта — 54-я, 8-я, 2-я ударная и 14-я воздушная армии. По замыслу советского командования, встречные удары по так называемому шлиссельбургско-синявинскому выступу должны были отбросить противника от Ладожского озера. В образовавшийся коридор тут же пошли бы колонны с продовольствием. Однако гитлеровцы выстроили здесь серьезную оборону: местные поселки превратили в опорные пункты, передний край прикрыли минными полями, проволочными заграждениями и дзотами. На этом участке действовали шесть дивизий с 700 орудиями и минометами, 27 танками и 250 самолетами 1-го воздушного флота. Части и подразделения тренировались в учебных городках, сооруженных по примерному образцу тех узлов обороны, которые доведется затем преодолевать. Аэрофотосъемка дала богатый материал, и наши военные инженеры быстро возвели некое подобие вражеского ледяного вала, дотов на болоте и различных полевых укреплений. Командиры соединений досконально отрабатывали вопросы взаимодействия родов войск. Я несколько раз проверял их готовность к осуществлению задания». Операция «Искра» началась 12 января 1943-го с массированных авиационных ударов. Одновременно заговорила артиллерия в зоне ответственности 67-й и 2-й ударной армий. Триста тысяч советских военнослужащих пришли в движение. На западе войска форсировали Неву и двинулись вглубь вражеских позиций.

Операция «Искра»

В проекте будет рассмотрено значение и результаты операции, а также ее влияние на течение событий Великой Отечественной войны. Недостаточное освещение этой темы в современных исторических источниках. Целевая аудитория: студенты исторических факультетов, историки, исторические энтузиасты Задачи проекта: 1. Изучить тактику и стратегию проведения операции.

Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду.

Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население.

По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс.

Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз.

Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.

Сегодня в городе —.

Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов. Контент доступен только автору оплаченного проекта Список литературы Список литературы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Нужен проект на эту тему?

Предлагаем вашему вниманию тексты писем защитников Ленинграда Александра Архипова и Зайнуша Мусалимова, опубликованных в газете «За сталинский урожай» Зиянчуринского района ныне Кувандыкский район.

80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда

С 12 по 30 января 1943 года прошла наступательная операция «Искра», благодаря которой в сердцах затеплилась надежда на скорую победу. 80 лет назад, 18 января 1943 года, в ходе наступательной операции «Искра» бойцы Ленинградского фронта соединились с красноармейцами Волховского фронта, прорвав многомесячную блокаду Ленинграда. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года, с целью прорыва блокады Ленинграда. Цель проекта: Изучение и анализ операции 'Искра', выявление ее роли как поворотного момента в битве за Ленинград, анализ последствий наступательной операции для истории Великой Отечественной войны. В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Продолжается публикация исторических материалов хода операции «Искра», посвящённых 75-летию прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года.

В Петербурге опубликовали архивные фото времен прорыва блокады

В этом году исполняется 75 лет операции «Искра», в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. прорыв блокады Ленинграда Стратегическая наступательная операция Искра по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 года проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г.

Операция «Искра»

18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда. прорыв блокады Ленинграда Стратегическая наступательная операция Искра по прорыву блокады Ленинграда 12-30 января 1943 года проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л.
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда Операция «Искра» началась 12 января 1943 года массированным воздушным и артиллерийским ударом Советских войск по позициям врага.
Памятная дата военной истории Отечества: 12 января 1943 года началась операция «Искра» Наступательная операция «Искра» готовилась почти месяц.
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград Цель проекта: Изучение и анализ операции 'Искра', выявление ее роли как поворотного момента в битве за Ленинград, анализ последствий наступательной операции для истории Великой Отечественной войны.

Как прорвали блокаду Ленинграда в 1943-м: операция "Искра" и Дорога Победы

И хотя днем полного снятия блокады Ленинграда в ходе Ленинградско Новгородской операции официально считается 27 января 1944 года, операция "Искра" позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. Операции было присвоено кодовое наименование «Искра» и назначена дата готовности к ней — 1 января 1943 года. К 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда Минобороны России опубликовало документы из фондов Центрально архива ведомства о легендарной стратегической операции "Искра". Во время операции «Искра» были разгромлены 7 пехотных дивизий вермахта, враг потерял более 13 тысяч убитыми, около 17 тысяч – ранеными, пленными и пропавшими без вести. В ходе операция «Искра» его потери составили свыше 13 тыс. человек, а вместе с ранеными и пропавшими без вести — 30 тыс.[10].

Операция Искра звено в цепи катастроф Вермахта январь 1943. Алексей Исаев. Истрия СССР. Лекции.

В основном это были новые типы самолётов — бомбардировщики Пе-2 , штурмовики Ил-2 , истребители Як-7 , Ла-5 [55]. В ВВС Балтийского флота было 238 самолётов. Войска Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия , 2-й истребительный авиакорпус , 232-я штурмовая авиадивизия. Эти силы оперативно подчинялись командующему 14-й воздушной армией.

В составе этой группировки насчитывалось 374 исправных самолёта. Таким образом в составе двух фронтов и флота было 899 самолётов [55]. Со стороны немецко-фашистских войск перед Ленинградским и Волховским фронтами базировалось около 150 самолётов, выделенных из состава 1-го воздушного флота , поддерживающих с воздуха 18-ю немецкую армию.

Вражеская авиация вела в основном разведку наших войск, коммуникаций, небольшими группами пыталась бомбить перевалочные базы на Ладожском озере и в ночное время Ленинград и особой активности не проявляла [55]. В период подготовки к операции лётчики 13-й воздушной армии провели тщательную разведку оборонительных полос врага. Особенно подробно изучался передний край, аэродромы и коммуникации.

Разведку и перспективно-панорамное аэрофотографирование обороны противника провели 5-я дальнеразведовательная эскадрилья и специально выделенные экипажи в авиаполках армии. По данным фоторазведки создавались топографические карты с впечатанной обстановкой. Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями.

Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55].

Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55].

Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые.

До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации.

Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей.

При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника.

С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку.

Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях.

Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55].

Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла.

За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой.

Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55].

Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск.

Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву.

Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом.

Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1].

Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И.

Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59].

Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60].

Проводилась силами Ленинградского 67-я армия, генерал-майор М. Духанов и Волховского 2-я ударная армия, генерал-лейтенант В. Романовский, 8-я армия, генерал-лейтенант Ф. Стариков фронтов При поддержке авиации и артиллерии КБФ были нанесены удары в узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином.

Блокада Ленинграда была прорвана. Операция завершилась 30. После 2-часовой артподготовки 4,5 тыс. За рекордные 17 суток сквозь отвоеванный узкий коридор провели 30-километровую железную дорогу, по которой в Ленинград пришел первый поезд с «Большой земли».

Жуков Михаил Петрович, советский лётчик-истребитель. Свой подвиг он совершил 29 июня 1941 когда пошёл на таран немецкого «Юнкерса». Всего у него 286 боевых вылета. В 66 воздушных боях одержал 9 побед лично и 5 в гр.

Последний бой принял 12 января 1943 года при прорыве блокады Ленинграда. После мощной артиллерийской подготовки ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, 67-я и 2-я ударная армии, пошли в наступление. Общая ситуация на ленинградском направлении К началу 1943 года положение окружённого немецкими войсками Ленинграда оставалось крайне сложным. Войска Ленинградского фронта и Балтийский флот были изолированы от остальных сил Красной Армии.

Попытки деблокады Ленинграда в 1942 году — Любанская и Синявинская наступательные операции, не принесли успеха. Наиболее короткий путь между Ленинградским и Волховским фронтами — между южным побережьем Ладожского озера и поселком Мга так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ, 12-16 км , по-прежнему занимали части 18-й немецкой армии. На улицах и площадях второй столицы Союза продолжали рваться снаряды и бомбы, гибли люди, рушились здания. Город был под постоянной угрозой авианалётов и артиллерийского обстрела.

Город к ноябрю — декабрю 1942 г. В результате массовой смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за один год уменьшилось на 2 миллиона и составляло 650 тысяч человек. Подавляющая часть оставшегося населения была занята на различных работах. Отсутствие сухопутной связи с территорией находившейся под контролем советских войск вызывало большие трудности в области подвоза топлива, сырья для заводов, не позволяло полноценно удовлетворять потребности войск и гражданского населения в продуктах питания и предметах первой необходимости.

Однако положение ленинградцев зимой 1942-1943 гг. Часть ленинградцев даже получала повышенную норму продовольствия, по сравнению с общесоюзной. По проложенному осенью под водой кабелю в город поступала электроэнергия от Волховской ГЭС, а по подводному трубопроводу — топливо. Город снабжался необходимыми продуктами и товарами по льду озера — «Дороге жизни» которая возобновила работу в декабре.

Кроме того, в дополнение к автомобильной дороге прямо на льду Ладожского озера сооружали и 35-километровую железную ветку. Днем и ночью непрерывно шла забивка многометровых свай, которые устанавливались через каждые два метра. К операции привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. К концу 1942 года в состав Ленинградского фронта под началом Леонида Говорова входили: 67-я армия — командующий генерал-лейтенант Михаил Духанов, 55-я армия — генерал-лейтенант Владимир Свиридов, 23-я армия — генерал-майор Александр Черепанов, 42-я армия — генерал-лейтенант Иван Николаев, Приморская оперативная группа и 13-я воздушная армия — генерал-полковник авиации Степан Рыбальченко.

Поэтому соединения этой армии часто переводили на другие, более опасные направления. Приморская оперативная группа ПОГ располагалась на Ораниенбаумском плацдарме. Генерал-лейтенант артиллерии Леонид Александрович Говоров за рабочим столом. Ленинградский фронт Действия ЛФ поддерживал Краснознаменный Балтийский флот под началом вице-адмирала Владимира Трибуца, который базировался в устье реки Невы и в Кронштадте.

Он прикрывал приморские фланги фронта, поддерживал сухопутные войска своей авиацией и огнём корабельной артиллерии. Кроме того, флот удерживал ряд островов в восточной части Финского залива, чем прикрывал западные подступы к городу. Ленинград также поддерживала Ладожская военная флотилия. Противовоздушную оборону Ленинграда осуществляла Ленинградская армия ПВО, которая взаимодействовала с авиацией и зенитной артиллерией фронта и флота.

Военно-автомобильную дорогу по льду озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов люфтваффе соединения отдельного Ладожского района ПВО. Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. В Волховский фронт под началом генерал армии Кирилла Мерецкого к началу 1943 года входили: 2-я ударная армия, 4-я, 8-я, 52-я, 54-я, 59-я армии и 14-я воздушная армия. Но непосредственное участие в операции приняли: 2-я ударная армия — под командованием генерал-лейтенанта Владимира Романовского, 54-я армия — генерал-лейтенанта Александра Сухомлина, 8-я армия — генерал-лейтенанта Филиппа Старикова, 14-я воздушная армия — генерал-лейтенанта авиации Ивана Журавлёв.

Они действовали в 300 км полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На правом фланге от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались части 2-й ударной и 8-й армий. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые были значительно усилены артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями, в том числе и из резерва Ставки ВГК.

Сердце к сердцу - посмотри в лицо. Вечтомова, 1943.

Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.

Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни».

Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев.

Важная дата в истории: 78 лет назад у Ладожского озера началась операция «Искра»

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда 75 лет назад, 12 января 1943 года, советские войска начали деблокирующую операцию под Ленинградом (операция «Искра»).
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ПРОРВАНА… ОПЕРАЦИЯ “ИСКРА” ПРОДОЛЖАЕТСЯ Надежда сменилась уверенностью. 900 дней в кольце врага. Блокада Ленинграда – самый трагичный эпизод, особая страница в истории Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий