Новости кшесинская матильда феликсовна биография

Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи.

Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины

Отец Матильды Ф. И. Кшесинский, узнав, что его дочь собирается жить отдельно и что к ней может приезжать наследник, поставил условие, что с ней будет жить ее сестра Юлия. Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье артистов балета. Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских.

Внебрачный сын

  • Интриганка, танцовщица, игрок: какой была Матильда Кшесинская
  • Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, дети и внуки (фото)
  • Знакомство с императорской семьей
  • Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь
  • Балетный роман

Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России

Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. В этом особняке Матильда Феликсовна давала изысканные приемы, попасть на которые считалось большой честью. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве. Умерла Матильда Феликсовна в декабре 1971 года, не дожив до ста лет всего несколько месяцев.

Матильда Кшесинская: муж и дети (сын). Личная жизнь и семья

Матильда Кшесинская была ведущей балериной Мариинского театра, идеальной исполнительницей балетов Мариуса Петипа , составлявших к концу 19 века основу репертуара. В 1899 году исполнилась ее давняя мечта, Мариус Петипа предложил ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что не нравилось многим артисткам. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки. Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В Первую мировую войну Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей.

Матильда утверждала, что у ее отца, как доказательство благородного происхождения, хранилось кольцо с гербом графов Красинских, а ребенком Феликс часто ездил во дворец Красинских в Польшу и ежемесячно получал определенную сумму денег. Это, писала балерина, являлось доказательством происхождения. Любопытно и то, что эта фамилия "всплыла" в документах Матильды еще раз. Тогда же, кстати, Матильда перешла из католичества в православие.

Кшесинская номер два Петербургская публика знала и другую Кшесинскую — старшую сестру Матильды Юлию именно ее называли "Кшесинской первой". Известным танцором был и брат Юзя. О талантах своих родственников Матильда писала только в превосходной степени: по ее словам, сестра была очень красива и лучше всех исполняла характерные танцы, брат тоже был красивым и во многом походил на отца. Кшесинская не скупилась на похвалы, вспоминая и о своих достижениях на сцене. Балерина писала, что ее выделяли с самого детства, еще в Императорском хореографическом училище. Впрочем, положительные отзывы о ней оставили и балетные критики. За несколько лет до дебюта она еще совсем маленькой девочкой выступала в "Пахите" знаменитого исполнителя мазурки, и уже тогда ареопаг знатоков балета предсказал ей блестящее будущее". Судя по всему, Кшесинская была и невероятно трудолюбивой — согласно "Ежегоднику Императорских театров" за 1890—1891 годы она танцевала в 22 балетах и 21 опере. За ней закрепилась слава интриганки.

Считалось, что Матильда подстраивала весь репертуар под себя. Например, в балете "Жемчужина", который шел во время коронационных торжеств, специально для нее ввели партию Желтой жемчужины. Якобы именно она вынудила уйти со своего поста директора Императорских театров Сергея Волконского. Причиной стало ее "недопустимое поведение": Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та обжаловала решение. В результате скандала директор театра ушел в отставку.

Она танцевала в великолепных нарядах, пошитых исключительно для нее лучшими кутюрье, носила самые дорогие украшения. В театре Матильда имела самое большое число завистников и недоброжелателей.

Но все они в один голос признавали ее превосходство, поражались трудолюбию и умению подчинить все работе. Она стала первой солисткой русского балета, сумевшей сделать 32 оборота фуэте. Такое был под силу только итальянкам. Именно поэтому она первая из русских танцовщиц удостоилась чести танцевать партию Эсмеральды. Великий князь Андрей Владимирович Биография Матильды Кшесинской и личная жизнь так или иначе переплетается с судьбами высокопоставленных особ. Под очарование русской Эсмеральды попал и кузен Николая Андрей Владимирович. Он стал ее верным поклонником, по достоинству оценив несомненный талант танцовщицы. Матильда писала в своем дневнике: Великий Князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив.

Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни. Я побежала наверх к себе и быстро переоделась в новое платье. Весь вечер прошел удивительно удачно, и мы много танцевали. С этого дня в мое сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт… Несмотря на разницу в возрасте он был моложе на 7 лет , у них случился роман. Встречались влюбленные тайно от матери князя: она никогда бы не дала добро на их союз. Князь безумно любил Кшесинскую и очень ревновал. Одному из партнеров по сцене в порыве страсти он прострелил нос на дуэли.

Осень 1901 года они провели вместе, путешествуя по Европе. В романтичном Париже Матильда сообщила князю, что беременна. Новым развлечением для театральной семьи стало обсуждать, кто настоящий отец ребенка Матильды. Большая часть приписывала малыша князю Сергею Михайловичу, оказывающему самую действенную поддержку приме. Были и такие, кто знал о связи Кшесинской с Андреем Владимировичем и верил, что отец он. Ходили слухи, что малыш может быть от Николая II или же от партнера по театральной сцене Козлова. Сама Матильда не особенно откровенничала по этому поводу, предоставляя злым язычкам полную свободу. Она была королевой, и эта возня ее только забавляла.

Выходить на сцену Кшесинская продолжала почти до пятимесячного срока. Ни ее фигура, ни движения по сцене не давали ни малейшего сомнения в ее здоровом физическом состоянии. Публика ни о чем не догадывалась. К марту Матильда перебралась на дачу под Стрельню. Там летом 1902 года пара стала счастливыми родителями. Судьба подарила им сына Владимира. Процесс родов был сложным, но здоровый молодой организм справился, и скоро молодая мама пошла на поправку и вновь заговорила о сцене. Князь Сергей Михайлович, считавшейся для всех вокруг ее любовником, был в курсе, кто биологический отец ребенка.

Но его любовь к прекрасной Терпсихоре переломила обиду и разочарование. Он остался рядом, как добрый друг, и позволил дать малышу свое отчество. Все свободное время Великий князь Сергей Михайлович проводил с маленьким Володей. Он обожал его, дарил подарки и баловал. Для Матильды это время было очень радостным и наполненным любовью и творчеством. Позже она напишет: В моей домашней жизни я была очень счастлива: у меня был сын, которого я обожала, я любила Андрея, и он меня любил, в них двух была вся моя жизнь. Сергей вел себя бесконечно трогательно, к ребенку относился, как к своему, и продолжал очень меня баловать. Он всегда был готов меня защитить, так как у него было больше возможностей, нежели у кого бы то ни было, и через него я всегда могла обратиться к Ники.

В Стрельне появился детский домик для маленького Вовы. Там были обустроены две небольшие комнаты со всем необходимым: посудой, мебелью, серебром. Дом был окружен деревянным забором с красивой калиткой. Малыш имел свой автомобиль, подаренный приемным отцом Сергеем Михайловичем. За рулем этого маленького авто он ехал от дачи до своего домика, где по традиции отмечались все детские праздники. Практически сразу после рождения сына балерина продолжила концертную деятельность. Она по-прежнему исполняла все главные партии в театре, активно гастролировала по миру. Ей аплодировали в Польше, Англии, Австрии и Франции.

Получила приглашение поехать в Америку. Но предпочла свой театр. В деньгах она не нуждалась, жизнь ее была обеспеченной, ей хотелось как можно дольше блистать на родной сцене. Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской всегда были предметом интереса и отечественной, и зарубежной прессы. О ней писали театроведы, хореографы, бульварные журналисты. Одних интересовало ее творчество, других — подробности личной жизни. И те, и другие находили богатейший материал для статей. Биография и фото балерины Матильды Кшесинской украшали страницы самых известных изданий мира.

Знакомство с Дягилевым Знакомство с известным балетмейстером Сергеем Дягилевым состоялось в 1900 году.

Здесь же он знакомится с вдовой танцовщика Леде, балериной Юлией Доминской. От первого брака у танцовщицы было пятеро детей, от второго с Феликсом — четверо. Рождение примы Кшесинская Матильда была последним ребенком матери-героини, которой дети не мешали ни выходить замуж, ни танцевать. Матильда-Мария была очаровательным ребенком и всеобщей любимицей, но особенно ее обожал отец, предчувствовавший в ней будущую балерину ассолюту, которых в истории всего мирового балета было всего 11. Родилась Малечка в местечке Лигово под Санкт-Петербургом, на 13-м км по Петергофскому шоссе, знаменитому тем, что в местном «Красном кабачке» одну ночь провела будущая Великая Императрица Екатерина II.

Старший брат Станислав умер в младенчестве. Остальные трое - красавица Юлия, вошедшая в историю балета как Кшесинская I, брат Иосиф, оставшийся в Советской России и ставший заслуженным артистом страны, и сама Кшесинская Матильда, знаменитая тем, что первой из русских балерин исполнила 32 фуэте и убрала с отечественной сцены господствовавших здесь иностранных прим, - были виртуозными танцовщиками. Обольстительная малютка Отец часто брал ее с собой в театр и один раз даже забыл ее там. С актерским миром девочка была знакома с детства и не могла представить себе иного пути, кроме сценического. Она выросла талантливой балериной и несравненной обольстительницей. Красотой девушка уступала сестре, но была преисполнена того очарования, которое не оставляет людей - особенно мужчин - равнодушными.

Невысокая рост Матильды Кшесинской был равен 1,53 м , с полными ножками и удивительно узкой талией, она была полна жизни. Смешливая и радостная Маля привлекала к себе всеобщее внимание, чем более чем удачно пользовалась. Невероятная работоспособность Ее, человека, пережившего революцию и тяжесть эмиграции, все равно можно назвать баловнем судьбы. Сразу оговоримся, что она была труженицей. Далеко не все падало ей в руки с небес, более того - никакие связи не помогли бы ей сделать на сцене первой из всех русских танцовщиц 32 фуэте. Девушка добилась этого упорным трудом, постоянно совершенствуя технику, доводя ее до вершин мастерства.

О ее работоспособности ходили легенды. Так кто же она - Матильда Кшесинская, биография которой из-за сильного характера этой маленькой женщины не знает провалов были, конечно, небольшие неудачи — 1-2, не больше , иногда выглядит сказкой? Заслуженное обожание На сцену в балете «Дон Кихот» она вышла в возрасте 9 лет, проучившись всего год в училище, а в сольной партии выступила в 17. Но по-настоящему балетом талантливая девушка увлеклась после того, как увидела танец в исполнении приехавшей в Россию на гастроли Вирджинии Цукки. Именно эта танцовщица стала кумиром Мали, благодаря именно ей Кшесинская начала брать уроки у итальянского танцовщика Энрико Чекетти и достигла того несравненного мастерства и блеска, которые позволили ей стать примой, вытеснить с российской сцены зарубежных антерпренерш и покорить сердца истинных любителей балета. Были случаи, когда после спектаклей поклонники выпрягали из ее коляски лошадей и везли ее домой сами.

Достойная подружка На выпускном вечере в честь окончания училища великая императрица Мария Федоровна, озабоченная угрюмостью и постоянным одиночеством сына, сразу обратила внимание на миниатюрную молоденькую девушку-ртуть Кшесинскую-2. Она была удивительно сложена: рельефные мышцы, очень тонкая талия, высокая грудь.

Балетный роман

Для бенефиса балерины в Эрмитажном театре в 1900 году Мариусом Петипа были поставлены «Арлекинада» и «Времена года». В том же году балетмейстер возобновил специально для неё «Баядерку», исчезнувшую со сцены после ухода Вазем. Участвовала в летних спектаклях Красносельского театра, где, например, в 1900 году танцевала полонез с Ольгой Преображенской, Александром Ширяевым и другими артистами и классическое pas de deux Льва Иванова с Николаем Легатом. Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей Аспиччия, Эсмеральда. Будучи академической балериной, она тем не менее участвовала в постановках хореографа-новатора Михаила Фокина «Эвника» 1907 , «Бабочки» 1912 , «Эрос» 1915. В 1904 году Кшесинская уволилась из театра по собственному желанию, и после полагающегося прощального бенефиса с ней был заключён контракт на разовые выступления — сначала с оплатой по 500 руб. Кшесинская всячески противодействовала приглашению в труппу иностранных балерин, интриговала против Леньяни, которая, тем не менее, протанцевала в театре 8 лет, до 1901 года.

При ней стала сходить на нет практика приглашения знаменитых гастролёрш. Балерина славилась умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Некоторым образом именно она послужила причиной ухода из театра князя Волконского: отказавшись восстанавливать для Кшесинской старинный балет «Катарина, дочь разбойника», он был вынужден подать в отставку с поста директора Императорских театров. Согласно воспоминаниям самой балерины, видимым поводом к конфликту послужили фижмы костюма для русского танца из балета «Камарго». Во время германской войны, когда войска Российской империи сильно страдали от нехватки снарядов, верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич утверждал, что бессилен что-либо сделать с артиллерийским ведомством, так как Матильда Кшесинская влияет на артиллерийские дела и участвует в распределении заказов между различными фирмами. Летом 1917 навсегда уехала из Петрограда, первоначально в Кисловодск, а в 1919 в Новороссийск, откуда вместе с сыном отплыла за границу.

Андрей с матерью великой княгиней Марией Павловной и братом Борисом занимал отдельный дом. В начале 1918 года до Кисловодска «докатилась волна большевизма» — «до этого времени мы все жили сравнительно мирно и тихо, хотя и раньше бывали обыски и грабежи под всякими предлогами», пишет она. В Кисловодске Владимир поступил в местную гимназию и с успехом закончил её. После революции с матерью и братом Борисом жил в Кисловодске туда же приехала Кшесинская с сыном Вовой. Кшесинская в итоге оказалась с сыном, семьей сестры и балериной Зинаидой Рашевской будущей женой Бориса Владимировича и другими беженцами, которых было около сотни, в Баталпашинской с 2 до 19 октября , откуда караван под охраной двинулся в Анапу, где решила обосноваться ехавшая под конвоем великая княгиня Мария Павловна. В Туапсе все сели на пароход «Тайфун», который доставил всех в Анапу.

Там Вова заболел испанкой, но его выходили. В мае 1919 года все вернулись в Кисловодск, который посчитали освобожденным, где оставались до конца 1919 года, отбыв оттуда после тревожных новостей в Новороссийск.

На одном из вечеров, который организовала Кшесинская, она познакомилась с Андреем Владимировичем, кузеном императора. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни…» Любовь разгорелась как пламя костра. Андрей Владимирович был на 6 лет моложе Матильды, но они совсем не чувствовали разницы в возрасте. Плодом их любви стал сын Володя, которого Матильда родила во время путешествия по Европе. В России ей предстоял серьезный разговор с великим князем Сергеем Михайловичем, который прекрасно понимал, что не он является отцом ребенка.

Однако он настолько любил Кшесинскую, что решил остаться с ней, чтобы оберегать ее как добрый друг. В 1904 году Матильда Кшесинская начала гастролировать по Европе. Вечер, посвященный 20-летию со дня ее первого выхода на сцену, стал настоящим праздником хореографического искусства. Кшесинскую чествовали как первую балерину России и даже называли ее «генералиссимус русского балета». По возвращении из Европы Матильда приобрела участок земли под строительство дворца. Архитектором проекта стал Александр фон Гоген. Всю обстановку выписали из Парижа. Результатом длительного труда стал дом, который был настоящим произведением искусства и представлял собой отражение утонченного вкуса хозяйки.

Кроме особняка в Петербурге, Кшесинская купила дом на юге Франции, куда приезжала несколько раз в год. Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская на собственные деньги построила лазарет на 30 мест, но, когда обстановка вышла из-под контроля, она была вынуждена бежать. Некоторое время балерина жила у знакомых, а в июле она вместе с сыном, горничной Людмилой Румянцевой и преданным слугой Иваном Курносовым выехала из Петербурга. В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, — Николая II и великого князя Сергея Михайловича. В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта — я очень счастлив».

Матильда тоже была безмерно счастлива.

Но по-настоящему балетом талантливая девушка увлеклась после того, как увидела танец в исполнении приехавшей в Россию на гастроли Вирджинии Цукки. Именно эта танцовщица стала кумиром Мали, благодаря именно ей Кшесинская начала брать уроки у итальянского танцовщика Энрико Чекетти и достигла того несравненного мастерства и блеска, которые позволили ей стать примой, вытеснить с российской сцены зарубежных антерпренерш и покорить сердца истинных любителей балета. Были случаи, когда после спектаклей поклонники выпрягали из ее коляски лошадей и везли ее домой сами. Достойная подружка На выпускном вечере в честь окончания училища великая императрица Мария Федоровна, озабоченная угрюмостью и постоянным одиночеством сына, сразу обратила внимание на миниатюрную молоденькую девушку-ртуть Кшесинскую-2. Она была удивительно сложена: рельефные мышцы, очень тонкая талия, высокая грудь. Матильда Кшесинская, вес которой не превышал 50 кг хотя при ее росте это было многовато для балета , своими формами выгодно отличалась от большинства худощавых подруг. По некоторым данным, молодые люди сразу влюбились друг в друга, по другим - более злым, - Кшесинская его энергично преследовала.

Как бы то ни было, есть свидетельства, что привязанность к ней царь Николай II сохранял всю жизнь, хотя официально отношения были расторгнуты после его помолвки с Алекс. Широта души Так получилось, что с момента знакомства с наследником престола балерина Кшесинская Матильда навсегда связала свою жизнь с домом Романовых. Кого только не записывали к ней в «близкие друзья»! Каких только эпитетов она не удостаивалась: «шампанское дома Романовых», «муза царственных мужчин» или, позлее, «Матильда Кшесинская - любовница царей». Надо отметить, что Кшесинская, помимо перечисленных выше достоинств, обладала большой мудростью: без единого слова отпустила Ники под венец, всегда была приветлива с его женой, ушла из театра без скандала, когда ее стали обличать в интригах, и достойно, триумфатором туда вернулась, когда ее невиновность стала явной. Кроме того, обладая несметными сокровищами содержимое ее шкатулок для драгоценностей оценивалось в 2 миллиона царских рублей , она на свои деньги на даче - самой роскошной в Стрельне - содержала два лазарета для раненых. О широте души этой удивительной женщины говорит и то, что, потеряв их в революцию, Матильда Кшесинская, биография которой содержит очень много интересных фактов, жалела только о заспиртованной розе, которую - как признание мастерства русской балерины - подарила приме Вирджиния Цукки, её кумир. Неблагодарность - всегда черного цвета Кроме того, очень часто ставились спектакли в Мариинке, которые полностью - декорации, костюмы, другие затраты - оплачивались ею.

Но жгучая зависть к женщине, которая сама могла распоряжаться своим репертуаром, не теряла с годами мастерства, обладала одним из самых красивых дворцов Санкт-Петербурга и получила собственный бенефис не после 20 лет службы, а лишь через 10, - сводила закулисный мир, всегда полный грязи, с ума. И, как говорил Евгений Евтушенко хоть и совсем по другому поводу : «... Они-то и вынудили Кшесинскую уйти из Мариинки. Особенно захлебывались недруги от ее постоянных крепких отношений с правящей династией. Великая любовь «Николай 2 и Матильда Кшесинская» - эту связь служители Терпсихоры еще как-то пережили. Роман был бурным, но коротким — длился всего год. Но балерина не осталась брошенной. Ее искренне и обреченно с первой встречи в двухэтажном особняке, купленном для подруги будущим последним императором России, куда он наведывался со своими друзьями и многочисленными кузенами, полюбил великий князь Сергей Михайлович, ставший на всю оставшуюся ему жизнь ее «рыцарем без страха и упрека».

Его любовь, его траты и исполнение малейших капризов закрыли самые злые рты. Он регулярно делал приме предложения, в том числе и перед расставанием.

В своих воспоминаниях 85-летняя Кшесинская утверждала, что на ужине после спектакля Александр III посадил её за стол рядом с собой и с наследником и сказал: «Только не слишком флиртуйте». Так вроде бы император благословил её роман с цесаревичем Николаем. Согласно же дневнику, Матильда сама затащила императора к своему столу, а её подруга Женя тоже сделала с наследником. Кстати, у Николая до Матильды была ещё одна ученица театрального училища, и тоже полька — Мария Лабунская.

Она была на два класса старше Матильды и училась вместе с её братом Иосифом Кшесинским. От брата Матильда знала о романе Лабунской и периодически напоминала о нём Николаю. Дело в том, что в 1892 году из-за каких-то дворцовых интриг Лабунской выдали крупную сумму денег и велели убираться из России. В начале 1890-х годов юные гвардейские плейбои великий князь Сергей Михайлович и его сослуживцы по полку Воронцов и Шереметев организовали «картофельный клуб». Как-то я прочел опус учёной дамы, в котором с чувством рассказывалось, как они ходили в турпоходы и в золе жарили картошку. Увы, во Франции такой «картофель» называли «клубничкой».

Вскоре в «картофельный клуб» вступает и наследник престола, будущий император Николай II. В его дневнике появляются частые упоминания о походах за «картофелем». Став императором и вступив в брак с Алисой Гессенской, Николай II передал свою сладкую «картофелину» троюродному дяде Сергею Михайловичу. Зато главный инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович безумно влюбился в балерину. Ну, и что теперь светило Матильде? Великие князья, оставляя своих метресс, давали им состояние, позволявшего жить на уровне купчих 2-й гильдии, не более.

Кстати, цесаревич Николай, попрощавшись с Кшесинской, подарил ей дом на Английской набережной, который в 1876 году великий князь Константин Николаевич подарил своей метрессе актрисе Анне Кузнецовой. Позже обедневшая метресса продала дом. Кроме того, Николай подарил Матильде несколько драгоценностей. И всё! И если бы не новый блестящий роман, о Кшесинской мы бы знали не больше, чем о Числовой, Кузнецовой, Лабунской и т. Блестящий роман с Сергеем Михайловичем?

Да с ним скучно.

Интересные корни

  • Фото: Матильда Кшесинская
  • Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России
  • Первая встреча балерины и цесаревича
  • Кшесинская Матильда Феликсовна — биография танцора, личная жизнь, спектакли и фото
  • Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины

Фото: Матильда Кшесинская

  • Карьера балерины
  • Матильда Кшесинская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
  • 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской |
  • Матильда Кшесинская
  • Последние годы «великолепной Матильды» | Русская Культура

Пани Малечка. История жизни Матильды Кшесинской.

С 1896 года прима-балерина Императорских театров Матильда Феликсовна Кшесинская, принятая в труппу Мариинского театра, получила там кличку "Кшесинская Вторая". Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Matylda Maria Krzesińska; 19 [31] августа 1872, Лигово. Публика вызывала ее на поклон восемнадцать раз. Так в 1936 году на сцене одного из театров Ковент-Гардена 64-летняя Матильда Кшесинская завершила танцевальную карьеру, исполнив на прощание свой.

Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.

Читайте полную биографию балерины Матильды Кшесинской, 151 год со дня рождения которой исполняется 31 августа 2023 года. Отношения Николая II и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Матильда Феликсовна Кшесинская / Фото предоставлено М. Золотаревым. В Николая Александровича Матильда Кшесинская, как она писала в мемуарах, влюбилась с момента первой случайной встречи. Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. 1893 гг, после помолвки императора они расстались. Балерина Матильда Кшесинская в роли Эсмеральды в балете Цезаря Пуни Эсмеральда.

Она вам не Маля: как балерина Матильда Кшесинская изменила судьбу всей России

Матильда Кшесинская была ведущей балериной Мариинского театра, идеальной исполнительницей балетов Мариуса Петипа , составлявших к концу 19 века основу репертуара. В 1899 году исполнилась ее давняя мечта, Мариус Петипа предложил ей партию Эсмеральды, и с тех пор она единолично владела этой ролью, что не нравилось многим артисткам. До Матильды эту партию исполняли исключительно итальянки. Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти. Мало кому была известна ее благотворительная деятельность. В Первую мировую войну Кшесинская организовала лазарет на свои деньги, пригласив туда лучших врачей.

Считается, что любовь Матильды и Ники была «запретным плодом», и оба влюблённых серьёзно рисковали, встречаясь. Однако изначально всё было совсем наоборот. Как бы странно это ни звучало, но вполне вероятно, что роман хорошенькой юной балерины с цесаревичем был подстроен его отцом, императором Александром III. Причины тому называют разные. По одной версии, юный Николай на тот момент ещё «ни с кем не жил» именно так писала в своих дневниках Матильда, и подразумевался отнюдь не совместный быт , и отец решил, что наследнику пора стать мужчиной. По другой версии, Николай в 1889 году влюбился в принцессу Алису Гессенскую — будущую императрицу Александру Фёдоровну, и тут же попросил у отца разрешения на женитьбу. Но Александр желал, чтобы сын отдал предпочтение не очередной немке, а французской принцессе — так было лучше с политической точки зрения. И для того, чтобы отвлечь цесаревича от влюблённости в Алису, было принято решение «подсунуть» ему балерину. В 1889 году ей исполнилось 17, а 20 марта 1890 года, вместе с другими девушками из училища, Кшесинская принимала участие в выпускном спектакле — по традиции, на нём присутствовали члены императорской семьи. Перед ужином с императором Матильда даже не пыталась пробиться поближе, но Александр III сам подошёл к ней и заявил: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета! Сам Александр усадил Кшесинскую между собой и Николаем, в шутку заявив: «Не особенно флиртуйте! Но через много лет в своих мемуарах Матильда напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, всё было как сон». Брак, расстроенный ради шалости На самом деле, всё это не было случайностью — есть версия, что Александр III прямо спросил у директора училища, какая из его подопечных наиболее подходит на роль временной пассии для Николая. И тот, также не стесняясь, указал на Матильду. И выбор Кшесинской тоже не был «тычком пальцем в небо». Балерина не просто была «прехорошенькой» — несмотря на свою юность, она уже давно кружила головы и влюбляла в себя мужчин. Так, считается, что именно из-за Матильды была разорвана помолвка шотландца Макферсона, гостившего однажды на даче у Кшесинских вместе со своей невестой. Тогда «Малютке Мале» было всего 14 лет. Из шалости она пригласила иностранного гостя собирать грибы поутру — если невеста не возражает. Отказать по соображениям этикета шотландец не мог, и отправился вместе со взбалмошной девочкой в лес. После этой прогулки Макферсона будто подменили. Он расторг помолвку с невестой и стал писать Матильде бесконечные любовные письма. Однако совсем юная Кшесинская спокойно его отвергла — ей предстояла блестящая карьера балерины, и она это знала. Кшесинская вновь увидела Николая в июле в Красном Селе, где исполняла польку для императорской семьи, а позже — в театре. Она не смогла с ним поговорить, но наперсник и сослуживец Николая гусар Волков сообщил по секрету балерине, что она очень нравится цесаревичу. Вернувшись, он вскоре отправился с отцом в Данию. И только в январе 1892 года Матильда снова увидела цесаревича. Увидела Наследника и забыла все, что делается вокруг меня. Но как я была безумно счастлива, когда Наследник подошел ко мне и подал мне руку. Я почувствовала его долгое крепкое пожатие руки, ответила тем же и пристально посмотрела ему в глаза, устремленные на меня. Я не в силах описать, что со мной делалось, когда я приехала домой. Я не могла ужинать и, убежав к себе в комнату, рыдала, и у меня так болело сердце. Первый раз я почувствовала, что это не просто увлечение, как я думала раньше, а что я безумно и глубоко люблю Цесаревича и что никогда не в силах буду его забыть», — написала Кшесинская позже в своём девичьем дневнике. Под именем того самого «гусара Волкова» цесаревич впервые наведался к ней домой — и вскоре стал регулярно проводить вечера, а затем и ночи в её компании. Принимать наследника в родительском доме ночами было невозможно, и Матильда с позволения отца переехала в съёмный особняк. Жила она вместе с сестрой Юлией, к которой часто наведывался её будущий муж, полковник Александр Зеддлер. Но, несмотря на бесконечные ночные визиты, ни о какой «последней близости» очень долго не шло и речи. Причина была в том, что Кшесинская — которая высоко себя ценила, несмотря на свою взбалмошность — была невинна.

Матильда Кшесинская в детстве Во время обучения Матильда и другие воспитанники иногда танцевали в спектаклях наравне со взрослыми исполнителями. Балеты Мариуса Петипа как нельзя кстати подходили для задействования всех сил Императорского театра, поскольку в них были роли для всех возрастов. Дети, как правило, танцевали партии слуг, маленьких пажей и кукол. Так, маленькая Матильда была выбрана на роль одной из марионеток в постановке балета «Дон Кихот». Пройдя половину курса обучения, Матильда поняла, что не питает к театру прежнего интереса, она перестала верить в нужность выбранного ремесла и задумывалась оставить училище. Именно в этот трудный момент в столицу приехала известная итальянская балерина Вирджиния Цукки, подарившая девочке веру в балетное искусство. Цукки своим примером показала, как наполнить технически безукоризненное исполнение чувством, драматизмом, глубиной. Цукки вдохновила юную балерину продолжать работать, в результате Матильда блестяще окончила училище в 1890 году, а на выпускном концерте произвела ошеломляющий эффект на членов царской семьи. Особенно — на будущего императора Николая II. Как писала Матильда, она и сама испытывала влечение к цесаревичу. Матильда Кшесинская в юности События биографии В 1890 году, по окончании училища, Матильду приняли в Мариинский театр, где она радовала публику на протяжении 27 лет. В 1896 году получила звание прима-балерины. В театральной среде поговаривали, что такое стремительное восхождение по карьерной лестнице — результат связей балерины в высших кругах общества. Есть сведения, что главный хореограф Мариинского театра Мариус Петипа был против присвоения 23-летней балерине столь высокого статуса. Однако Кшесинская полностью соответствовала званию примы благодаря таланту и большой работоспособности. С 1898 посещала классы маэстро Энрико Чеккетти. Его называли танцовщиком-виртуозом и по сей день считают выдающимся педагогом. Целью Кшесинской было овладение филигранной техникой, доступной на этот момент только итальянским танцовщицам. Благодаря упорным тренировкам Матильде стали подвластны 32 фуэте, которые пока не могли сделать другие русские танцовщицы.

Как ей удалось выжить в кровавой революционной мясорубке, отметить 99-летие и стать нашей современницей? В 1890 году на выпускном балу в императорском театральном училище. Император Александр III и его семья были почетными гостями. После экзамена прошел обед с юными выпускницами. Царь самолично усадил сына Николая рядом с очаровательной 17-летней полячкой Матильдой Кшесинской с напутствием: «Слишком с ней не флиртуй». Но… Николай влюбился. Он не пропускал ни одной возможности встретиться с Матильдой. Три года добивался ее расположения, ни долгосрочные путешествия в Европу и Японию, ни военные сборы, ни внимание искушенных придворных дам не могли заставить его забыть очаровательную девушку. Потом были свидания в доме родителей Кшесинской, и наконец будущий император купил своей возлюбленной особняк на Английском проспекте. Конечно, о браке между наследником и балериной не могло быть и речи, Николай это прекрасно понимал.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий