Кто такая «Тургеневская девушка». Видеопрезентацию «Образ тургеневской девушки как литературное явление в русской классике» предлагают к просмотру библиотекари Октябрьской библиотеки № 2 им. Н. К. Жернакова. Тургеневская девушка, или тургеневская барышня — это типичная героиня многих романов и повестей Ивана Тургенева. На обобщённых образах его нескольких женских.
Что означает понятие тургеневская девушка. Как на самом деле выглядят тургеневские девушки
Тезисы «Тургеневская девушка» — определение, знакомое каждому литературоведу со школьной скамьи. Но попытка выяснить, что же именно представляет из себя «тургеневская девушка», оборачивается поиском «среднего арифметического» между определениями различной широты и объективности — от авторов-«эмансипе» XIX века до литературоведов-фрейдистов конца XX века. Толстой говорил о героинях Тургенева: «Может быть, таковых, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились.
Именно Тургенева, с его ясным и красивым русским языком, цельными женскими образами и динамичной манерой повествования, современные школьницы и студентки предпочитают другим русским классикам. Марина Князева рассказывает о своих студентках: «Они не выносят никакой чернухи, им трудно даются длинные, многосложные тексты. А вот Тургенев как-то пошел». Алексей Вдовин, историк русской литературы, объясняет: «Романы Тургенева, на мой взгляд, привлекают современного читателя, во-первых, своей краткостью и насыщенностью: читаются за день, а перевариваются и обдумываются неделю, а то и месяц. Во-вторых, в романах Тургенева легко просматриваются острые проблемы, которые до сих пор с нами: как обустроить Россию, имеет ли смысл оппозиционная деятельность, надо ли просвещать народ, как преодолевать поколенческие разломы. Наконец, в-третьих, тургеневские романы очень хорошо написаны: стиль прозрачен и изящен, мысль остроумна и точна, так что оторваться трудно» [7]. Что означает «тургеневская девушка» в современном понимании?
Вдовин так ответил мне на этот вопрос: «Тургеневские девушки — это скорее ярлык и шаблон, который поздняя критика и советское литературоведение изобрели для упрощенного описания всех романов Тургенева. Но в этом шаблоне есть доля правды: исследования поэтики романов Тургенева показало, что писатель тяготеет к определенному психотипу женской героини — сильной, поэтичной, естественной натуры, возросшей на национальной почве и наделенной огромными задатками. Девушки Тургенева, как правило, страстно влюбляются, но их любви часто не суждено быть счастливой. Хрустальный стержень Культуролог Князева, которая ведет семинары на факультете журналистики МГУ «моя профессиональная среда обитания — девушки от 18-ти до 23 лет» , так описывает современных девушек. По ее наблюдениям, почти всех сегодня можно назвать «тургеневскими девушками». Свои убеждения, свою жизненную философию эти девушки уже сформировали и готовы отстаивать, удивляя своих матерей и преподавателей: «У каждой из них будто хрустальный стержень внутри. Конечно, из-за резкого поколенческого разрыва у них часто бывают конфликты со старшим поколением. Поэтому я часто выступаю в роли конфидента, помогающего им донести свою позицию до родителей, которым кажется, что такая высокая идеализация едва ли совместима с реальностью, с бытовой стороной жизни». Князева подчеркивает, что девушки неплохо справляются с решением практических вопросов своей жизни.
Они образованны, владеют несколькими иностранными языками, а препятствия в виде географических границ их не останавливают: сайты фондов, чаты, социальные сети, форумы всего мира помогают им найти, кто, где и когда открывает набор на стипендии, объявляет open call, принимает заявки на гранты. Князева продолжает: «Они ждут настоящей любви, ищут глубоких знаний и выше всего ставят собственную самореализацию. Уйти из семьи, уехать из страны, поменять вуз или сферу интересов не составляет для них серьезного труда». Здесь к месту вспомнить Тургенева: «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима; она зажила собственною своею жизнию, но жизнию одинокою. Ее душа и разгоралась, и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто не удерживал, а она рвалась и томилась. Она иногда самой себя не понимала, даже боялась самой себя. Все, что окружало ее, казалось ей не то бессмысленным, не то непонятным. Недавно социологи Шанталь Курильски-Ожвэн и Ольга Здравомыслова, много лет занимающиеся сравнительными исследованиями представлений о праве, опубликовали результаты интервьюирования московских и парижских старшеклассниц [8]. Речь шла о восприятии ими своей принадлежности к социальным общностям — семье, группам сверстников и друзей, обществу и государству, — а также о представлениях девушек о свободе, правах, ответственности.
Исследование показало, что парижанки и москвички во многом схожи. Однако первые гораздо критичнее в отношении семьи и государства, более свободно и развернуто рассуждают о равенстве и правах, об ответственности власти перед гражданами и гражданской солидарности.
Для этого им не нужно быть писаными красавицами: их оружие — острый ум и нестандартные взгляды на мир, практически фанатичая преданность объектам желания. Но они могут совершать сложные выборы и отвергать любовь, если чувствуют связанное с ней разочарование. Так Наталья Ласунская разочаровывается в пленившем её изначально Рудневе: он не хотел серьёзных отношений, на которые она рассчитывала. Большую часть жизни тургеневские барышни проводят вдали от городской суеты, чем напоминают снова пушкинских Лариных. Но Тургенев дает прозаическую, реалистическую проекцию начертанного Пушкиным поэтического, романтического образа.
Он переводит в социально-психологический план то, что у Пушкина подано с позиций этико-эстетических, и обнажает внутренний драматизм персонажей. Иван Крамской. Портрет Софьи Николаевны Крамской, 1863 год Как пишет Белинский, «почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искренне, преданнее, нежели у образованных молодых людей». Асю окрыляет чувство любви, ей нужно что-то делать с этим чувством. Поэтому она активно показывает свою заинтересованность в новом знакомом, которую тот с легкостью считывает. Но объект её воздыхания, Н. Они расстаются и больше никогда не видятся — это трагедия для обоих, но мужчину чувства нагоняют гораздо позже, когда он понял, что упустил свой шанс на любовь.
Внешность не важна Тургенев фокусируется на внутреннем мире персонажей, для него не так важна их внешность. Например, Асю он описывает через её поступки — нередко странные, слишком порывистые для других, но важные для понимания характера героини. Также он пользуется выделением инаковости девушек. Например, рассказывая про Наталью Ласунскоую из «Рудина», он пишет: «Наталья Алексеевна с первого взгляда могла не понравиться. Она ещё не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато».
Впрочем, описывая достоинства внешности комплиментом «тургеневская девушка», люди забывают о том, что сам писатель вкладывал в это понятие. Его героини даже по меркам своего времени не считались классическими красавицами. А иногда описывались как откровенные дурнушки. Вот несколько кратких описаний внешности героинь из произведений Тургенева.
Какой должна быть тургеневская девушка? Инфографика
Ну зачем опускаться на самое дно... Ведь влюбившись в того кто тебя намного старше и тем более влюбившись в женатого человека ты опускаешься в бездну и тем самым совершаешь грех,который по идее не должен быть прощен ни Богом ни людьми.. Ведь ты разрушаешь чужую семью,как и отец главного героя чуть не разрушил свою.. Что бы было если бы мать героя узнала что муж ей изменил..
В этом возрасте русские барышни еще жили в родительских домах, однако их воспитание уже было окончено. Соответственно, все женские персонажи выступали невестами, определяя дальнейшее развитие сюжета. Кроме того, указание на возраст позволяют подчеркнуть молодостью и юность героини, ее незрелость. Писатель изображает наиболее важный период в женской судьбе, когда в ожидании брака, избранника расцветает ее душа, пробуждаются потенциальные возможности. В качестве новартской черты женского портера Тургенева следует отметить указание на сходство героини с кем-либо из родственников: «…с лица походила на отца…» Подобный прием раннее в русской литературе отсутствовал и был введен именно Тургеневым. Подобный прием может быть направлен на противопоставление женского персонажа его родственникам, которые становятся символом мещанского, буржуазного общества, акцент внимания на дистанцию между ними. В то же время подобные указания позволяют, наоборот, подчеркнуть духовную близость персонажей, близость дочери к отцу. Демонические женщины Тургенева Принимая во внимание множественные женские образы на страницах тургеневской прозы, типология женских образов в творчестве писателя не может быть исчерпана образами чистых, наивных девушек.
Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой — непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко». Критика[править] Иннокентий Анненский писал о том, сколь однообразно женщины изображаются у Тургенева «Богатырь, посаженный в женский карман, да ещё вместе с лошадью, вот настоящий символ тургеневского отношения к красоте». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, — это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете. Он, как мы знаем из романа Оноре де Бальзака равняется 30 годам, роман так и называется — «Тридцатилетняя женщина». У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Любовь Лизы Образ «тургеневской девушки» очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным. Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога. Комсомолка — девушка довольно идеалистичная, лишенная сомнений и противоречий. Она красива, здорова, идейна и устремлена в будущее. Комсомолка и вдохновляет на подвигиподвиги, и наставляет на истинный путь своих менее идейных товарищей. Она и курит, и даже татуировка у нее есть, и, судя по всему, веселая юность. Но, как вы понимаете, впоследствии Катя находит настоящего комсомольца и сама вступает в комсомол. И конечно же, носит комсомольский значок на лацкане. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»: план Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом: Повесть «Ася» Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ «тургеневской девушки». Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна. Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной «тургеневской барышней». Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление — слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках. Как обычно, «тургеневская девушка» открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру. Викторианская барышня Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом.
И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера. Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход — уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога. Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом: Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика. Общая характеристика главной героини. Подробное рассмотрение ее черт и поступков. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности. Отношения героини с возлюбленным. Сюжетная развязка и подведение итогов. Повесть «Ася» Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна. Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление — слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках. Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу.
Образ "тургеневских девушек": описание, характеристика и анализ
Тургеневская девушка нового поколения. Однажды ко мне на прием пришла молодая девушка, точно сошедшая со страниц Тургеневских произведений, – тихая, смущенная, замкнутая. Тургеневская девушка, тургеневская барышня – типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа ряда его женских персонажей из произведений 1850-1880 годов. Тургеневские девушки Выражение “тургеневские девушки” стало крылатым, и не случайно. РИА Новости, 08.03.2024. определение, описание и характеристика образов. Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни – познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую.
Где проживает "Тургеневская девушка"?
Статья рассматривает понятие тургеневская девушка и ее роль в произведениях И.С. Тургенева, а также влияние на развитие литературных ие Добро. Могу только сказать, что я не тургеневская девушка и не стремилась. Можно иметь твердые моральные принципы, любить русскую классику и не быть таким бесхребетным, на мой взгляд, созданием. Тургеневские девушки ждут любви, но ради нее не согласны пожертвовать идеей. Тургеневская девушка в современном мире. Текст научной работы на тему «Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре». Текст научной работы на тему «Тургеневские девушки: социально-педагогические манипуляции loci communibus произведений И. С. Тургенева в советской и постсоветской культуре».
Тургеневские девушки современной России: честная жизнь в ожидании настоящей любви
У его героини Жюли, впоследствии ставшей прообразом всех героинь бальзаковского возраста, непростая судьба. Нормы морали XIX века предписывали женщине быть прежде всего хорошей матерью, женой и домохозяйкой, но Жюли всей своей жизнью опровергает этот постулат, следуя за собственными чувствами, желаниями и личным счастьем. По сути, Жюли и женщины бальзаковского возраста — это не столько про возраст, сколько про отношение к жизни и к роли женщины. Викторианская барышня Викторианская эпоха — период в истории Англии, пришедшийся на время с 1837 по 1901 годы под правлением королевы Виктории. Этот период отмечен викторианской моралью — доведенным до крайности пуританством. Борьба за улучшение общественной морали соседствовала с классовым неравенством, распространением проституции и детского труда. Викторианская барышня должна была обладать большим чувством долга, быть респектабельной, строгой и трудолюбивой, а также филантропом. Одинокая женщина с ребенком становилась изгоем, а даже упоминания о сексе или сексуальности были постыдными. Примечательно, что предки Виктории явно не вели благочестивого образа жизни.
Именно в Асе И. Тургенев собрал наиболее лучшие черты женского характера — этот образ и будет «тургеневской» девушкой. Искренность и честность — вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургенев был мастером своего дела — он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. Мне кажется, что понятие «тургеневская девушка» ныне неуместно; таких девушек сейчас нет. Сегодня большая редкость встретить хотя бы искреннюю женщину, не говоря уже о ее независимости и силе воли.
Они постепенно выходят на свет, становясь большим, чем героинями, ждущими спасения. Француженка Жорж Санд пишет свои тексты с неклассическими девушками, которые сильно влияют на некоторых представителей русского реализма, в том числе и на Тургенева. Сегодня мы бы назвали её романы феминистскими, проповедующими некоторую эмансипацию и избавление от привычной ведомой роли. Литературный тип Литературный тип — обобщенный образ, основанный на схожести мировоззрений, социального положения разных героев. Так называют вереницу «маленьких людей» начала XIX века в русской литературе: это персонажи, не занимающие высокое положение в обществе, без успешной карьеры и титулов. Они незнатного происхождения, у них нет особых талантов к чему-либо, они не амбициозны. Иг главное делание заключается в спокойном выполнении своей работы, в том, чтобы быть исправной шестерёнкой в механизме. Самые «хрестоматийные» примеры — пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин и гоголевский Акакий Акакиевич. Слушайте курс-саммари « История русской литературы », чтобы разобраться во всех персонажах, возникших в XIX веке. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте. Это героиня произведений Тургенева, обобщенный образ нескольких женских персонажей из его повестей и романов. Их объединяет то, что они сильны духом. При этом они не утратили внутренние нравственные идеалы и ориентиры, готовые к самопожертвованию ради любви. Почти все — страстные, даже роковые барышни, обладающие поэтической красотой, которая контрастирует с окружением. Для этого им не нужно быть писаными красавицами: их оружие — острый ум и нестандартные взгляды на мир, практически фанатичая преданность объектам желания. Но они могут совершать сложные выборы и отвергать любовь, если чувствуют связанное с ней разочарование. Так Наталья Ласунская разочаровывается в пленившем её изначально Рудневе: он не хотел серьёзных отношений, на которые она рассчитывала.
Он напоминает нам о том, что истинный успех и счастье можно найти только тогда, когда у нас есть высокие ценности и когда мы стремимся к ним. В данной статье рассмотрено понятие «тургеневская девушка», в котором автор обращается к образу женщины, созданному в творчестве Ивана Сергеевича Тургенева. Описывая основные черты этого образа, автор подчеркивает его важность и актуальность в современном обществе. Добавить комментарий Ваш адрес email не будет опубликован.
Почему «тургеневская девушка» — это особый типаж?
Я предполагаю, что тургеневских девушек устно обсуждали в салонах, и в итоге это понятие в литературе возникло будто из воздуха. Лиза Калитина, Елена Стахова и Марьяна Синецкая - были полной противоположностью этому представлению. «Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин. Тургеневская девушка — типичная героиня произведений Ивана Сергеевича Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений 1850-х — 1880-х годов. Образ.
Кто такие тургеневские девушки какими качествами они должны обладать кратко
Гулька на затылке, также неплохо. Теперь поговорим об одежде. Как уже понятно, брюки, джинсы, шортики, легинсы — мы исключаем сразу. Только платья или юбки. Материал должен струиться по телу, быть невесомым, прозрачным, волнующим.
Цвета предпочитаем из пастельных: беж, светлый, кремовый, розовый, в общем, все нежное. Если хочется чего-то яркого, то неплохо будет смотреться васильковый и оранжевый, но не кричащий и бросающийся в глаза, а немного приглушенный. Блузки, желательно, белые, светящиеся. При создании образа, подчеркнем, надо понимать, что из себя представляет такая девушка.
Обрисовать в голове образ до мелочей, продумать каждую деталь.
Тургенева «Отцы и дети» и обозначает молодую женщину, обладающую романтическими идеалами, романтическими взглядами на жизнь и склонной к прочувствованию мира искусства. Как правило, Тургеневская девушка — это женщина молодого возраста, в возрасте от 16 до 30 лет. В это время жизни женщина ищет свое место в обществе, обретает жизненный опыт и общественную позицию. Главной чертой Тургеневской девушки является независимость мышления и отсутствие привязки к консервативным идеям.
Однако, стереотип Тургеневской девушки может соответствовать не только молодым женщинам, но и женщинам более зрелого возраста, которые сохранили свою независимость мышления и романтические взгляды на жизнь. Примером может служить героиня Анны Карениной Льва Толстого. Термин «Тургеневская девушка» является культурным и литературным наследием России, которое продолжает жить и развиваться на современном этапе. Он неразрывно связан с историческими событиями и культурным контекстом России XIX века и до сих пор имеет значение в литературе, арте и философии. Определение понятия «Тургеневская девушка» Тургеневская девушка — это героиня из произведений И.
Тургенева, которая отличается особым характером, менталитетом и мировоззрением. Такие героини обычно описываются как интеллигентные, эмоциональные и чувствительные, часто стремящиеся к свободе и самореализации. Часто Тургеневская девушка находится в поиске своего места в жизни, определяет свои желания, мечты и приоритеты. Она не ориентируется на общественное мнение и не принимает стандартных взглядов на жизнь. Такие героини обладают независимым духом и часто ищут свое место в жизни вне границ национальных и культурных традиций.
Несмотря на то, что понятие «Тургеневская девушка» было введено в литературе 19 века, оно актуально и по сей день. Возраст Тургеневской девушки Нет четкого возраста, который описывает Тургеневскую девушку. Такие героини описываются в романах и рассказах И. Тургенева разных возрастов: от молодых девушек до зрелых женщин. Важно не возраст, а качества характера и мировоззрение героини.
Поэтому возраст не является определяющим параметром при описании Тургеневской девушки. Что символизирует термин «Тургеневская девушка» Термин «Тургеневская девушка» означает молодую девушку, которая символизирует нежность, красоту и чувствительность. Этот термин возник благодаря творчеству русского писателя И. Тургенева, который в своих произведениях часто описывал молодых девушек, обладающих данными качествами. Тургеневская девушка является иконообразной фигурой романтической литературы.
И в ней зафиксирована, по сути, городская легенда, которая совершенно не бьется с фактами, потому что в годы войны в Орле этого памятника еще не было. Но дело, конечно, не в фактах, а в рецепции образа. Иллюстрация: Пётр Боклевский, «Дворянское гнездо» В 1977-м на высказывания о тургеневских девушках уже накладывает отпечаток советская школьная программа. Тургеневских героинь в ней представляли как деятельных девушек, которые борются со всем плохим.
Их вписывали в пантеон революционных борцов, а затем превращали в трансляторов норм поведения. Методисты даже придумали градацию тургеневских девушек по степени революционности их настроений: Наталья Ласунская — еще только стремящаяся к общественной деятельности, Елена Стахова — уже нашедшая себе полезное дело, но на чужбине, и Марианна Синецкая — участница революционного движения. Произведения Тургенева стали школьным каноном, а все литературные образы, которые подвергаются канонизации, со временем шаблонизируются и мельчают, перестают иметь что-то общее с реальным текстом. Эти героини стали ответственны, например, за презентацию того, как девушки одевались в XIX веке, хотя по текстам писателя заметно, что мода, в том числе женская, не особо его интересует.
Помню, когда я была совсем маленькая, к маме ходили аспирантки: их было несколько, но все сплошь на одно лицо, с косами на затылке, с открытыми лбами и опущенными глазами. Здесь понятие «тургеневские женщины» вообще становится близким «простым советским женщинам». В этом, конечно, есть особый шарм. XXI век.
Современная тургеневская девушка С течением времени количество негативных контекстов, связанных с тургеневскими девушками, увеличивалось — во всяком случае, по моим подсчетам, в которых, конечно, может быть учтено далеко не всё. Так, например, Павел Курсанов в рассказе «Другой» пишет: «Я не обиделся, но мстительно подумал, что по повадкам она похожа на тургеневскую девушку, год отработавшую на панели». Кажется, что тут автор опять определяет тургеневскую девушку по внешним признакам, по повадкам, по облику, а не по характеру. Тургеневские девушки появляются не только в книгах, но и на телевидении, в кино и сериалах.
В отличие от массовой печати, где можно наблюдать прежнее пренебрежение к этому образу, создатели отечественных сериалов подчеркивают его востребованность. Журналист Андрей Бабицкий пишет: «Постепенно на нашем ТВ стал возрождаться уже подзабытый жанр отечественного телевизионного сериала, и возникла необходимость в новых типажах... Тургеневские девушки обосновались в моде и в современном искусстве — и тут их внешний вид оказался основным фактором. А бельгийский фотограф Филипп Эрбе, снимавший в 2010-е серию фото про девушек, напоминавших ему героинь Тургенева, отмечал в интервью, что тургеневские — это девушки с тонкими манерами и твердыми моральными принципами, скромные, романтичные, женственные, «хотя и без макияжа».
Не вульгарные, не сексуальные, одетые в винтажную одежду, увлекающиеся литературой, классической музыкой, играющие на музыкальных инструментах, говорящие на нескольких языках часто на французском и итальянском , танцующие вальс. Фото: Филипп Эрбе В книгах 2021 и 2022 года — «Тоске по окраинам» Анастасии Сопиковой и «Ибупрофене» Булата Ханова — я тоже нашла два интересных примера того, как теперь бытует тургеневский текст. Примечательно, что авторы — из поколения 30-летних, то есть это интерпретации молодых писателей. Оба делают отсылку к повести «Ася».
В «Тоске по окраинам» есть рассказ «Друг Джонатан», где герой — собственно, Джонатан — рассказывает про свою влюбленность в девочку Асю. Она сначала кажется похожей на тургеневскую Асю, такая же взбалмошная. Но в процессе чтения мы понимаем, что эта Ася отнюдь не так идеальна, как Ася Тургенева. Мы видим ее глазами юноши, который в нее влюблен и которого она обижает.
Но можно заметить несколько пересечений. Например, там копируется формат повести-воспоминания, когда герой выходит к аудитории и говорит: я вам сейчас расскажу, что со мной случилось много лет назад. В рассказе «Женечка» Ханов местами цитирует Тургенева. Женечка — это главная героиня, в которую влюбляется рассказчик, но они не могут быть вместе из-за коронавируса.
Здесь тургеневские девушки противопоставляются глобализации и капиталистической власти, что тоже довольно неожиданно, если вспомнить, какой образ лежал в основе.
Нас судьба соединила недаром: кто знает, может быть, я его убила; теперь его очередь увлечь меня за собою. Я искала счастья -- и найду, быть может, смерть. Видно, так следовало; видно, была вина... Но смерть все прикрывает и примиряет, -- не правда ли?
Простите мне все огорчения, которые я вам причинила; это было не в моей воле. А вернуться в Россию -- зачем? Что делать в России? Примите мои последние лобзания и благословения и не осуждайте меня». Из романа И.
Она также обладает целостностью характера и сильной волей, но стремится не к общественно-практической деятельности, а к совершенствованию собственной личности. Она живет в ладу с миром людей и природы, а когда теряет эту связь, то уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие сделки с совестью, это противоречит ее нравственным принципам, а через них она никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитину с Татьяной Лариной. Внутренняя красота Лизы заключена в полном и безусловном самопожертвовании, в остром ощущении невозможности основать свое счастье на несчастье другого. Поэтому путь этой «тургеневской девушки» приводит ее в монастырь.
В Российской действительности не было «тургеневских девушек». Тургенев их выдумал. И они появились. И кем же они стали? Или могли бы стать?
Если это были типичные «тургеневские девушки» то есть — не лизы калитины с их нравственными, религиозными идеалами и устремлениями , то они должны были стать революционерками.
К семантике психотипа «тургеневская девушка»*
Тургеневская Ася — натура открытая, пылкая, благородная. Да, она скромна и застенчива, очень скованна и замкнута в обществе, но не потому, что общество ей не по душе — просто вся ее предыдущая жизнь проходила в других условиях, и она еще не нашла своей манеры поведения в новом для себя амплуа — дамы света. Она боится показаться смешной, ведь Ася самолюбива. Она мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь.
Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она готова не размениваться на мелочи — готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог. Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения.
Способность глубоко чувствовать сочетается у них со способностью идти по намеченной дороге, преодолевать препятствия. Они прекрасно чувствуют себя среди книг, но книжный мир для них не заслоняет реальности. Существует устойчивое представление, что женщины-воительницы есть производное от культур исключительно ираноязычных кочевников, прежде всего сарматов. Удивительно, но массовое присутствие амазонок у других кочевых народов - тюрок, монголов почти всегда игнорируется.
Также как игнорируется преемственность культур более поздних тюркских и монгольских кочевников от древних ираноязычных. Ранее я как-то писал о погребальных обрядах монголов , имеющих много общего с иранским зороастризмом. В этот пост я собрал несколько отрывков из текстов исторических хроник и эпических сказаний , которые повествуют о массовом присутствии воюющих женщин у тюрок и монголов. Как известно, почти во всех кочевых культурах женщина имела более высокий социальный статус , чем у народов земледельческих.
Связано это было с устройством быта кочевников который способствовал определенному равноправию между мужчинами и женщинами. Плано Карпини, "История монгалов" «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, как они носили колчаны и луки. И как мужчины, так и женщины могут ездить верхом долго и упорно».
Анналы Бертонского монастыря Annales Burtonenses о монгольской армии: «Женщины, наподобие мужчин, скачут верхом, сражаются и стреляют из луков. Доспехи у них сделаны из многослойной кожи, и они почти непробиваемые». Сейфи Челеби XVI век "Таварих" Хроника «После боя, когда обирают павших в сражении калмыков и снимают с них латы и доспехи, обнаруживают, что это девушки. Этот народ обладает такой отвагой, что даже девушки идут на войну, облачившись в военные доспехи».
Татарские женщины , как и все воины средних веков были невероятно жестоки, о том, как они издевались над пленными писал Фома Сплитский 1200 - 1268 гг. Фома Сплитский "Истории архиепископов Салоны и Сплита" «Татарские женщины, вооружённые на мужской манер, как мужчины, отважно бросались в бой, причём с особой жестокостью они издевались над пленными женщинами. Если они замечали женщин с более привлекательными лицами, которые хоть в какой-то мере могли вызвать у них чувство ревности, они немедленно умерщвляли их ударом меча, если же они видели пригодных к рабскому труду, то отрезали им носы и с обезображенными лицами отдавали исполнять обязанности рабынь». Эта знатная дама, желая отомстить одному татарскому королю за то, что он убил ее мужа, просила Едигея, чтобы он помог ей изгнать того короля.
Необходимо знать, что эта дама, равно как и провожавшие ее женщины, ездила верхом и управлялась в стрельбе из лука не хуже мужчины и что она, готовясь к битве, привязала к каждой стороне лошади или седла по мечу и луку. Когда двоюродный брат короля, убившего ее мужа, будучи взят в плен в сражении с Чакрой, был отведен к ней, она приказала ему стать на колени, обнажила меч и одним ударом отсекла ему голову, говоря: "Теперь я отомстила! Это случилось в моем присутствии, и я говорю здесь об этом как очевидец». Множество воинствующих женских персонажей присутствуют в главном огузском эпосе "Книга моего деда Коркута", это жены, матери, невесты ханов и богатырей.
Этот эпос восходит к XI веку - времени завоевания тюрками всей Передней Азии.
Ее присутствие и влияние могут побудить героя к действиям, которые он ранее не осмеливался предпринять. Она может стать его мотивацией для саморазвития и самоосознания. Герой может начать стремиться к новым целям и искать свое место в мире.
Однако, влияние тургеневской девушки на героя может быть и отрицательным. Она может стать источником страданий и разочарований для героя. Герой может столкнуться с непониманием и одиночеством, что может привести к его душевным травмам и изменению его характера. Таким образом, влияние тургеневской девушки на развитие литературного героя в произведениях И.
Тургенева является сложным и многогранным. Оно может приводить к положительным изменениям в герое, таким как самосовершенствование и новые цели, а также вызывать конфликты и страдания. Влияние тургеневской девушки отражает проблемы и противоречия общества, а также сложность человеческой натуры. Оно относится к типичному образу женского персонажа, который часто встречается в произведениях И.
Такая девушка обычно представляется как молодая, нежная, чувствительная, интеллектуально развитая и эмоционально глубокая. Она обладает проницательностью и способностью к самоанализу, а также стремится к свободе и независимости. Она часто выступает в качестве катализатора для развития литературного героя. Ее появление в жизни героя приводит к его внутренним преобразованиям и изменениям.
Она может быть источником вдохновения, любви и счастья, но также может стать причиной его страданий и разочарований. Некоторые исследователи считают, что такой образ женского персонажа слишком идеализирован и не отражает реальности. Они указывают на то, что Тургенев часто создавал одномерных и стереотипных женских персонажей, которые служили скорее символами, чем реальными людьми. Оно может быть рассмотрено как типичный образ женского персонажа, который обладает определенными характеристиками и играет важную роль в развитии литературного героя.
Однако, оно также подвергается критике за свою идеализацию и нереалистичность. Таблица сравнения тургеневских девушек.
Ведь ты разрушаешь чужую семью,как и отец главного героя чуть не разрушил свою.. Что бы было если бы мать героя узнала что муж ей изменил.. Наверное она бы с горя умерла и в крайнем случае покончила бы жизнь самоубийством.. Было бы ужасно!