«Ленком» возвращает на сцену спектакль «Поминальная молитва» по одноимённой пьесе драматурга, писателя и сценариста Григория Горина. Премьеру возобновленной «Поминальной молитвы» Марка Захарова представили в театре «Ленком». «Поминальная молитва» — спектакль театра «Ленком» по одноимённой пьесе Григория Горина (написанной по мотивам цикла рассказов «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема).
Александра Захарова: Нынешняя «Поминальная молитва» – лишь копия шедевра отца
В Ленкоме справили шабат | У нас вы сможете купить билеты на спектакль Поминальная молитва в театр Ленком даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! |
Израильтяне возмущены отменой гастролей «Ленкома» из-за доноса русофобов | На сцену «Ленкома Марка Захарова» вернётся спектакль «Поминальная молитва Поминальная молитва (1993)», основанный на одноимённой пьесе Григория Горина Григорий Горин, которому 12 марта исполнилось бы 80 лет. |
В Ленкоме идет спектакль "Поминальная молитва" | В нем подчеркивается важность именно "Поминальной молитвы": "в нынешнее непростое время показ этого уникального спектакля мог стать значимым культурным событием. |
ВЗГЛЯД / «Ленком» назвал отмену гастролей в Израиле «антикультурным терроризмом» :: Новости дня | Тому причина недостойный поступок ее бывшего коллеги Анатолия Белого (признан в РФ иноагентом).Недавно театр «Ленком» Марка Захарова должен был отправиться на гастроли в Израиль со спектаклем «Поминальная молитва». |
Уехавший из России Анатолий Белый сорвал гастроли «Ленкома» в Израиле — «позор не состоялся»
Он прекрасно знает, что Александр Лазарев — мой сын и что «Поминальная молитва» — его спектакль», — сказала народная артистка. Народная артистка России Светлана Немоляева — о сорванных гастролях, новом детском кино и платье для Ефремова Она рассказала, что несколько месяцев назад снималась с Белым в картине «Гоголь-моголь». Мы чудесно, дружелюбно с ним работали. Он говорил обо мне потрясающие слова: как ему легко работалось и так далее. То, что он сделал, — просто нож в спину», — отметила Немоляева. По ее словам, люди в Израиле, «не пышущие ненавистью, как переехавшие туда бывшие российские артисты, раскупили все билеты на спектакли «Ленкома», а это значит, что они хотели видеть там российских артистов». Это недостойно актеров, которые покинули нашу страну.
У композитора Михаила Глуза православные песнопения перекликаются с темой Кадиша, клезмерской музыкой. Но какие бы мотивы ни звучали, они все равно придут к теме трагического исхода еврейского народа, и не в пустыне, а в какой-то маленькой Анатовке. Музыканты экстра-класса гитара, клавиши, скрипка, кларнет плюс вокалистка находятся постоянно в игре — среди артистов, возле сцены, у ее порталов, — и видно, с каким удовольствием они работают. Впрочем, как и все остальные, независимо от размера роли.
У шедевра прошлого века — дыхание артистов нового поколения. В свое время Марк Захаров при постановке не допускал никакого намека на проявление национальности на сцене, никакой особой манеры говорить. И хотя слова «еврей», «евреи» в разном сочетании и контексте звучат постоянно, эта история не столько одного народа, сколько вообще народа, проживающего на огромной территории под названием Россия. Труднее всего придется исполнителю главной роли Сергею Степанченко, который обречен на сравнение с Евгением Леоновым в роли Тевье.
Но такая, даже заочная конкуренция делает честь артисту сегодня: задана очень высокая планка, и надо сказать, что Степанченко ее выдерживает. Внешне грубоватый, да что там — временами грубый человек, от земли, но ценна способность артиста за суровостью образа проявить любовь и нежность к своей семье, состоящей из одних баб. Проявить исподволь, ненавязчиво. Такая неочевидность прослеживается во многих ролях, и в первую очередь — у Олеси Железняк.
Как же тонко работает эта комическая актриса: кажется, она придерживает свой природный юмор в первом акте, не позволяя прорваться куражу, которого от нее ждут, тем более что текст дает для этого все основания. И так она доходит до второго акта, до монолога, в котором, прощаясь с жизнью, ее Голда помогает рожать дочери. Не смущает даже слишком прямолинейно решенная мизансцена смерти Голда умирает прямо на столе. В зале плачут.
Мужчина рядом со мной не вытирает слез...
Культура» Театр «Ленком» отменил гастроли на сцене национального театра Габима со спектаклем «Поминальная молитва», который был запланирован на конец октября. Эту информацию подтвердил « МК » директор театра Марк Варшавер.
По его словам, на эту поездку труппа получила средства меценатов, началась активная продажа билетов на спектакль, но внезапно появилась информация о травле «Ленкома», которую спровоцировал бывший артист МХАТа имени Чехова Анатолий Белый. Также Варшавер добавил, что начали поступать угрозы не только театру «Ленком», но и артистам — Олесе Железняк и Андрею Леонову, «имеющим свою позицию в вопросах спецоперации» на Украине.
На сцене оживают сам деловой и доверчивый молочник Тевье, его жена Голда, их многочисленные дети, родня и соседи.
Редкие противоречия между жителями деревеньки удается мирно разрешать. Тевье мечтает о благополучии для семьи и надеется удачно выдать замуж дочерей. Но девушки находят совершенно неподходящих, по мнению семьи, женихов самостоятельно.
Спектакль «Поминальная молитва» в Ленкоме
В Тель-Авиве театр должен был четырежды сыграть "Поминальную молитву" Григория Горина по мотивам произведения Шолом-Алейхема, выбор спектакля Белый назвал "спекуляцией на еврейской теме". Спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва», премьера которого состоялась в 1989 году на сцене театра «Ленком», уникальное произведение искусства, которое стало легендой и навсегда вошло в историю. Пьеса Г. Горина "Поминальная молитва "вызывает смех и слезы, сюжет ее прост и по-философски глубок. Директор «Ленкома» Марк Варшавер в беседе с корреспондентом портала объяснил, почему актриса Александра Захарова не появится в спектакле «Поминальная молитва», роль в котором ей ранее активно предлагали.
В Израиле перенесли гастроли Ленкома из-за "пособничества русским"
Предполагается, что «своя версия» по выражению директора «Ленкома» Марка Варшавера новых участников будет новым спектаклем — однако за основу взята легендарная постановка Захарова. Более того, в нынешнем варианте программки спектакля на сайте указано: «Постановка — Марк Захаров. Новая версия театра, режиссёр — Александр Лазарев». Также в числе создателей спектакля — артист балета, педагог и балетмейстер Антон Лещинский, много работающий в «Ленкоме». В случае с «Поминальной молитвой» Лещинский занимается реконструкцией хореографии как сказано на странице спектакля.
Так задумано было Захаровым: молитва от имени героев пьесы Горина по Шолом-Алейхему и артистов, их исполняющих. Можно сколько угодно аплодировать мощным декорациям Олега Шейнциса: они — черные, обугленные, с опускающимися, поднимающимися элементами. Не декорации, а символ сожженной жизни. Пока не пепелище, но вспыхнет свет — и за черным неровным частоколом возникнет маковка православной церкви с крестами, цветущие деревья их около трехсот в деревне Анатовке, где испокон веков жили русские и евреи, соблюдая свои обычаи. Фото: Женя Сирина Музыка. Она в «Поминальной молитве» кажется нескончаемой: не какой-нибудь качественный подбор — театральная в высоком и, увы, редком смысле слова. У композитора Михаила Глуза православные песнопения перекликаются с темой Кадиша, клезмерской музыкой. Но какие бы мотивы ни звучали, они все равно придут к теме трагического исхода еврейского народа, и не в пустыне, а в какой-то маленькой Анатовке. Музыканты экстра-класса гитара, клавиши, скрипка, кларнет плюс вокалистка находятся постоянно в игре — среди артистов, возле сцены, у ее порталов, — и видно, с каким удовольствием они работают. Впрочем, как и все остальные, независимо от размера роли. У шедевра прошлого века — дыхание артистов нового поколения. В свое время Марк Захаров при постановке не допускал никакого намека на проявление национальности на сцене, никакой особой манеры говорить. И хотя слова «еврей», «евреи» в разном сочетании и контексте звучат постоянно, эта история не столько одного народа, сколько вообще народа, проживающего на огромной территории под названием Россия. Труднее всего придется исполнителю главной роли Сергею Степанченко, который обречен на сравнение с Евгением Леоновым в роли Тевье. Но такая, даже заочная конкуренция делает честь артисту сегодня: задана очень высокая планка, и надо сказать, что Степанченко ее выдерживает. Внешне грубоватый, да что там — временами грубый человек, от земли, но ценна способность артиста за суровостью образа проявить любовь и нежность к своей семье, состоящей из одних баб. Проявить исподволь, ненавязчиво.
Новые — только артисты, да и то не все: несколько человек — из спектакля 1989 года, но уже на других ролях. Время, прошедшее с первого премьерного показа, только подтвердило, что это произведение для России — если не на века, то на десятилетия точно. И по контенту, и по режиссуре, и по визуальному, звуковому рядам. Вот несколько комментариев, зарисовок к версии-2021. За пять минут до начала спектакля. Раздаются аплодисменты, хотя сцена еще погружена в темноту, и на ней никого нет. Аплодируют Светлане Немоляевой, которая входит в зал с небольшим букетом цветов. Рядом — внучка Полина. Но здесь Светлана Владимировна не только как любимая актриса, но в первую очередь мама постановщика — Александра Лазарева. Ясное дело, что волнуется. Уходит свет. Начинается действо. По нынешним временам — радикально: артист Степанченко, крупный, грузный, опускается на колени и просит Бога помочь ему и всем ленкомовцам сыграть сегодня «Поминальную молитву». Так задумано было Захаровым: молитва от имени героев пьесы Горина по Шолом-Алейхему и артистов, их исполняющих. Можно сколько угодно аплодировать мощным декорациям Олега Шейнциса: они — черные, обугленные, с опускающимися, поднимающимися элементами. Не декорации, а символ сожженной жизни. Пока не пепелище, но вспыхнет свет — и за черным неровным частоколом возникнет маковка православной церкви с крестами, цветущие деревья их около трехсот в деревне Анатовке, где испокон веков жили русские и евреи, соблюдая свои обычаи.
В их основе истории, основанные на реальных событиях или вольном вымысле постановщиков. Театральный репертуар настолько разнообразен, что вы гарантировано выберите, какое мероприятие посетить. В сезоне 2024 вас ожидают премьеры новых спектаклей, над которыми трудится ни одна труппа актеров! Практически каждый театр регулярно радует зрителей новинками. Выбираете куда сходить? Рекомендуем обратить внимание на этот спектакль!
Афиша на апрель 2024 года
Спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва», премьера которого состоялась в 1989 году на сцене театра «Ленком», уникальное произведение искусства, которое стало легендой и навсегда вошло в историю. Купить билеты на спектакль «Поминальная молитва» в Ленкоме легко и быстро. Восстанавливая «Поминальную молитву» по мотивам Шолом-Алейхема, переосвоенным Григорием Гориным, «Ленком» рисковал довольно сильно. Хорошо известный завсегдатаям «Ленкома» спектакль «Поминальная молитва» возвращается на сцену театра. 19:00театр Ленком. Поминальная молитва.
В Израиле перенесли гастроли Ленкома из-за "пособничества русским"
Основательность Сергея Степанченко, должно быть, дополняет острую игру Олеси Железняк. Эмоциональную открытость Андрея Леонова, который уловил и передал главное — отношение Тевье к миру, где горькие слезы бед подслащивают слезами от смеха, где юмор уберегает от надутой патетики и озлобления, уравновешивает крепкая земная природа, какой наделяет свою героиню Анна Большова. По счастью, заигрывание с характерной манерой речи нигде не перерастает в раскрашенную эстрадную репризу. А главная трагическая сцена не обытовлена и не пережата. Это произошло благодаря музыке. Прощальный монолог Голды вырастает в ключевой мелодический лейтмотив. У Шолом-Алейхема уже в завязке первого рассказа наш герой, едучи через лес, поет. В спектакле — нет.
Поют Голда и дочери, играют на музыкальных инструментах жители Анатовки, танцуют хасиды на свадьбе, возвещая через танец религиозную радость бытия хореография Светланы Воскресенской. Драматическая кульминация всеобщего переселения за «черту оседлости», когда евреи символически собирают скарб, складывают элементы декорации наподобие пепелища, не могла бы состояться с такой силой, если бы не женский вокализ, напоминающий нигун — еврейскую молитву-плач. Музыка Михаила Глуза играет в этой постановке особую роль: она не фон, а полноценная участница действия. Музыка авторская, современно аранжированная, но пропитанная традиционной культурой восточно-европейских евреев, будь то исполнительский состав клезмерского ансамбля или характерный звукоряд так называемой «цыганской гаммы». Столкновение традиций, религий, которое разрешается в примирении отца и дочери, Тевье и Хавы, происходит и через музыку, в сочетании еврейских и православных песнопений, которые ставят многоточие в последней сцене. Музыка в продолжение всего спектакля не замолкает, но уходит временами в область шумовой партитуры. Колотятся сердца влюбленных — гитарист Саша Виста постукивает по грифу и струнам, звучат колокола, бьют часы, и тихие кульминации проходят под напряженное тиканье, раскачивание маятника, ход стрелок по циферблату.
Фыркает в загончике белоснежный красавец-конь. Всё-всё в этой партитуре важно, но особенно важны зрительский смех и слезы.
В письме отмечается, что "любого здравомыслящего человека не может не угнетать происходящее на Украине, в России, в мире", но театр и его творения "для того и созданы, чтобы еще раз напомнить нашу общую историю, духовные традиции великого народа, вечные человеческие символы бытия".
Кто-то — более громко и публично. Кто-то — лишь через свои роли, музыку, тексты великого Шолом-Алейхема или Островского. Но когда артисты выходят на сцену, они лишь проводники тех важнейших художественных смыслов и духовных ценностей, которые должны объединять, а не озлоблять".
В конце обращения актёры и руководство театра добавляют, что считают недопустимым и сожалеют о том, что вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества "оказываются в руках агрессивно и хулигански настроенной кучки граждан, выступающих от имени Израиля". Как отметили в телеграм-канале "Закулиска" , не последнюю роль в отмене гастролей сыграл актёр Анатолий Белый, который в прошлом году выступил против военной спецоперации РФ на Украине и эмигрировал в Израиль.
Кстати Олеся Железняк, заслуженная артистка РФ, исполнительница роли Голды в "Поминальной молитве": - Отменять гастроли знаменитого "Ленкома" в Израиле, тем более, показ спектакля "Поминальная молитва"… В голове не укладывается.
Лучший театр, лучший спектакль… Пьеса Григория Горина по мотивам произведений Шолом-Алейхема поставлена у нас более 30 лет назад. Это спектакль про любовь, человечность. Всегда и везде "Поминальная молитва" шла с аншлагом.
У меня в возобновленном спектакле одна из главных ролей - роль Голды… И вдруг протесты, угрозы - что это? Просто человеческая глупость? Культурное пространство едино.
А протестующие явно не готовы к миру - они за войну… Кроме глубочайшего сожаления это никаких больше чувств не вызывает. Больно и горько, что такое возможно. Дословно Из Открытого письма коллектива театра "Ленком Марка Захарова" в связи с отменой гастролей в Израиле: "… Русская иммиграция знает немало примеров великих деятелей культуры, таких как Шаляпин, Бунин, Рахманинов.
Ростропович, Солженицын, Тарковский, Бродский, Неизвестный, Нуриев список можно продолжить , которые никогда не опускались до низкопробного уровня "шариковых", громко "тявкающих" и оскорбляющих простых соотечественников и коллег по цеху. Мы, конечно, понимаем, что в небольшой стране коллегам не просто выживать и пространство для работы надо "зачищать любыми методами". Но методы уж больно некультурные… Любого здравомыслящего человека не может не угнетать происходящее на Украине, в России, в мире!..
Но театр и особенно такие его уникальные творения, как спектакль "Поминальная молитва", созданный 35 лет назад и восстановленный молодым поколением "Ленкома" по просьбам сотен тысяч зрителей разных национальностей, для того и создан, чтобы еще раз напомнить нашу общую историю, духовные традиции великого народа, вечные человеческие символы бытия. Среди создателей и исполнителей спектакля "Поминальная молитва" - люди разных национальностей, разных поколений. Тех, кто создал спектакль, уже нет с нами.
Последним, вскоре после премьеры восстановления, ушел Михаил Глуз - автор пронзительной музыки - души спектакля "Поминальная молитва", хорошо известный в Израиле, первый президент Федерации еврейских общин России, руководитель Международного Культурного Центра имени Соломона Михоэлса, еще одного великого исполнителя роли Тевье. Музыка Михаила Глуза звучит и в Киевском театре им. Памяти всех создателей и первого исполнителя роли Тевье в нашем театре, Евгения Леонова, посвящена наша "Поминальная молитва".
Напомним, в середине апреля Верховная рада Украины приняла закон об ужесточении мобилизации. Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных. Законопроект вызвал большой резонанс и был встречен с критикой со стороны общества. К нему было подано рекордное количество правок — более 4,2 тыс. В частности, предлагалось прописать четкие сроки демобилизации военных, многие из которых находятся на фронте уже два года, однако этот вопрос был исключен из обсуждения. Кроме того, МИД Украины велел не оказывать консульские услуги мужчинам призывного возраста за границей, им можно будет только оформить документы для возвращения на родину.
Таким образом офис Зеленского планирует выманить потенциальных солдат из-за границы. На этом фоне среди граждан страны стали набирать популярность видеоролики «ухилянтов», которые уехали из страны, а теперь язвительно отзываются о ВСУ и службе. Потери ВСУ — до 380 военнослужащих, танк, боевая бронированная машина и пять автомобилей. Кроме того, в уничтожены две американские 155-мм гаубицы М777, 155-мм самоходная артиллерийская установка М109 «Paladin», два 105-мм буксируемых орудия М101, три 122-мм гаубицы Д-30 и 100-мм противотанковое орудие МТ-12 «Рапира». Так, по словам итальянского журналиста Андреа Лучиди, европейские государственные каналы отказываются публиковать репортажи из этих регионов, а работающих там журналистов определяют как пропагандистов, передает РИА «Новости». Также Лучиди добавил, что в европейских СМИ сейчас практически нет правдивой информации о спецоперации, потому что все корреспонденты на Украине.
Мой материал тоже не нужен. Коллеги говорят, что я пропагандист, потому что работаю в России», — подчеркнул он. Финский журналист Кости Хейсканен в свою очередь рассказал о том, что ситуация в Финляндии еще более сложная, так как на государственном уровне отсутствует стремление к объективному освещению ситуации на Украине. Правдивую или альтернативную информацию просто не донести, тебя затыкают, банят», — заверил он. В заключение журналисты отметили, что подобная информационная политика западных СМИ является грубым нарушением принципов свободы слова и препятствует формированию объективного представления о событиях в мире. Об этом он сказал в ходе интервью ведущему Павлу Зарубину, передает Telegram-канал журналиста.
Об этом сообщал ТАСС. В своем Telegram -канале он показал, как отважные бойцы группировки войск «Центр» впервые эвакуировали из зоны СВО подбитый американский танк Abrams.
Поминальная молитва
Напомним, «Ленком Марка Захарова» должен был в конце октября показать в Израиле спектакль «Поминальная молитва» по мотивам произведения «Тевье-молочник» писателя Шолом-Алейхема. Билеты на "Поминальную молитву" пользуются большой популярностью у зрителей. Восстанавливая «Поминальную молитву» по мотивам Шолом-Алейхема, переосвоенным Григорием Гориным, «Ленком» рисковал довольно сильно. Театр «Ленком» отменил гастроли на сцене национального театра Габима со спектаклем «Поминальная молитва», который был запланирован на конец октября.
Московский театр Ленком отменил гастроли в Израиле из-за угроз
У нас в театре есть те, кто просто гениально сыграл в этом спектакле вместо нее». По словам директора, дочь покойного худрука Марка Захарова никто и никогда в театре не притеснял. Просто она отказалась от этой роли. Я не стал спрашивать о причинах такого ее решения», — заметил он.
По его логике, если где в мире играют спектакли по Чехову или Гоголю - это спекуляция на русской теме? Заслуженного артиста РФ. Поддостал своими лозунгами.
Удивительно - играть, пусть не главные роли, но харизматичных русских мужчин, жить в стране с красивейший природой, а потом уехать в бетон и пустыню, в захолустье, в общем за черту оседлости, собрать у себя на странице отбитых нацистов и подвывать : «Я счастлив и ненавижу вас за своё счастье! А у самого ни родины, ни памяти…» Действительно, ни родины, ни памяти, ни знания закона бумеранга. Ближайшее выступление в Сербии 12 сентября. По этому поводу артист уже написал: «Дорогие люди, мы едем в Белград. Мне уже приходили угрозы - вас здесь не ждут, мы вам сделаем бобо. Но мы едем…» Хочется спросить: зачем?
Билетов куплено не просто мало, а почти ничего. Между прочим, цена на билеты на спектакль Белого почему-то указана не только в евро, но и в рублях — до 13 200 рублей за кресло. Неадекватно дорого для такого артиста.
Также в этом сезоне театр планирует поставить пьесу "Жизнь прекрасна или Finita la commedia", режиссером которой станет Александр Морфов, ранее поставивший в театре "Пролетая над гнездом кукушки". Премьера намечена на февраль-июнь этого сезона. В июне 2020 года будет представлен спектакль "Вечный обманщик" Тартюф по произведению Мольера, постановщиком которого станет приглашенный литовский режиссер Дайнюс Казлаускас. Режиссером, который будет делать кальку этого спектакля в память о Захарове и о тех актерах, которые играли в том спектакле, будет народный артист Александр Лазарев", - сказал Варшавер. Кроме того, в этом сезоне театр планирует поставить детский спектакль "Незнайка" по сказке Николая Носова. На следующие два сезона 2020-2021 и 2021-2022 также ведутся переговоры с режиссерами.
В Израиле поначалу ходили на его спектакли русскоговорящие. А теперь конкурентов увидел». По всему миру показали этот прекрасный Захаровский спектакль... А про «спекулируют» только у этого гения язык повернулся сказать. По его логике, если где в мире играют спектакли по Чехову или Гоголю - это спекуляция на русской теме? Заслуженного артиста РФ. Поддостал своими лозунгами. Удивительно - играть, пусть не главные роли, но харизматичных русских мужчин, жить в стране с красивейший природой, а потом уехать в бетон и пустыню, в захолустье, в общем за черту оседлости, собрать у себя на странице отбитых нацистов и подвывать : «Я счастлив и ненавижу вас за своё счастье! А у самого ни родины, ни памяти…» Действительно, ни родины, ни памяти, ни знания закона бумеранга. Ближайшее выступление в Сербии 12 сентября. По этому поводу артист уже написал: «Дорогие люди, мы едем в Белград. Мне уже приходили угрозы - вас здесь не ждут, мы вам сделаем бобо.
Поминальная молитва
Сегодня мы первый раз выступаем на этой сцене со спектаклем «Поминальная молитва». С огромным успехом прошёл вчера наш легендарный cпектакль «Поминальная молитва». Официальные билеты на спектакль «Поминальная молитва» в театр Ленком. Онлайн заказ по схеме зала 24/7. Экспресс-доставка за 1 ч! Безопасная покупка онлайн. Для театра эта работа стала поминальным приношением всем создателям спектакля, которых уже нет с нами: Григорию Горину, Марку Захарову, Олегу Шейнцису, Михаилу Глузу.
«ЛЕНКОМ» ВОЗРОДИЛ «ПОМИНАЛЬНУЮ МОЛИТВУ»
Одно венчание, две хупы, пара погромов и неизбежный исход – это «Поминальная молитва» в «Ленкоме». Директор театра "Ленком" Марк Варшавер и актер Андрей Леонов, исполняющий одну из главных ролей в спектакле "Поминальная молитва". С огромным успехом прошёл вчера наш легендарный cпектакль «Поминальная молитва».
«Ленком Марка Захарова» впервые сыграет петербуржцам «Поминальную молитву»
Та же гениальная сценография, тот же обугленный частокол и золотые маковки церкви. И даже белая лошадь, флегматично жующая сено в сарае Тевье, как будто всё та же. Не говоря об ироничном, тонком тексте Григория Горина. Всё получилось. Так что зря переживала за своего сына-режиссёра его мама народная артистка России Светлана Владимировна Немоляева на фото она с сыном Александром Лазаревым и актрисой Олесей Железняк , пришедшая на премьеру с букетом цветов и внучкой Полиной наверное, для поддержки. В «Поминальной молитве» музыка настоящая — театральная, в высоком смысле этого слова, играющая особую роль: она не фон, а полноценная участница действия. Музыка народного артиста России Михаила Глуза — авторская, современно аранжированная, но пропитанная традиционной культурой восточно-европейских евреев, будь то исполнительский состав клезмерского ансамбля или характерный звукоряд так называемой «цыганской гаммы». У композитора Михаила Глуза православные песнопения перекликаются с темой Кадиша, клезмерской музыкой. Но какие бы мотивы ни звучали, они все равно придут к теме трагического исхода еврейского народа, и не в пустыне, а в какой-то маленькой Анатовке.
Музыканты экстра-класса гитара, клавиши, скрипка, кларнет плюс вокалистка находятся постоянно в игре — среди артистов, возле сцены, у её порталов, — и видно, с каким удовольствием они работают. Впрочем, как и все остальные, независимо от роли. Столкновение традиций, религий, которое разрешается в примирении отца и дочери, Тевье и Хавы, происходит и через музыку, в сочетании еврейских и православных песнопений, которые ставят многоточие в последней сцене. Музыка в продолжение всего спектакля не замолкает, но уходит временами в область шумовой партитуры. Колотятся сердца влюбленных — гитарист Саша Виста постукивает по грифу и струнам, звучат колокола, бьют часы, и тихие кульминации проходят под напряженное тиканье, раскачивание маятника, ход стрелок по циферблату. Фыркает в загончике белоснежный красавец-конь по кличке Сувенир. В этой партитуре важно всё, но особенно важны зрительский смех и слёзы. Они-то окончательно решают вопрос о том, насколько оправдана реставрация спектакля, потому что, пока зрители смеются и плачут, спектакль живёт.
Говорит композитор Михаил Глуз: «Как и на премьере в 1989 году, музыка в спектакле звучит вживую. Сейчас я даже расширил некоторые моменты. Все мелодии — оригинальные, я нигде не цитировал, хотя сделал стилизации. Например, в сцене свадьбы использованы элементы клезмерской музыки. Мне близок еврейский мелос, я много лет занимаюсь этой культурой. У нас участвуют живые исполнители — гитарист Саша Виста, кларнетист Сергей Горбунов, клавишник Вадим Андреев, Алексей Поляков, игравший на гармони, певица Катя Иванова, юный скрипач Давид Геворкян: важна атмосфера, энергетика этих артистов, которую не передаст никакая запись. Как я попал в этот спектакль? Меня нашёл Григорий Горин, я тогда руководил Камерным еврейским театром, располагавшимся на Таганке, писал музыку ко всем постановкам.
А сейчас меня пригласил Марк Варшавер, который очень хотел восстановить спектакль. И все отнеслись к этой идее с огромным энтузиазмом: я ходил на репетиции и видел, как у всех «горели глаза» — это дорогого стоит. Что же касается новой «Поминальной молитвы» — это, пожалуй, лучшее, что выпустил «Ленком» после ухода Марка Захарова. Неслучайно на ближайшие показы все билеты проданы. В одном из интервью моего коллеги с Александром Лазаревым я прочитал текст, который, извините, потряс меня. Журналист сказал, что он верит в невидимые связи между мирами, что они подают друг другу сигналы, и спросил, был ли такой знак от Марка Захарова? Лазарев честно признался: «Был. В самом начале.
Мы с моей женой Алиной поехали на Новодевичье кладбище, к Марку Анатольевичу на могилу — попросить разрешение на постановку. Был канун 40-го дня после его ухода. Приехали под закрытие кладбища.
То есть, возможно, у него была такая мысль — вернуть этот спектакль в репертуар театра. И мы взяли на себя смелость попытаться, попробовать возродить "Поминальную молитву", чем сейчас и занимаемся. Мы понимаем, что в чём-то мы делаем новый спектакль, но только с горинским текстом, в захаровских мизансценах, с декорациями Олега Шейнциса. Всё это мы пытаемся сохранить, но всё равно артисты другие, играют иначе.
Редкие противоречия между жителями деревеньки удается мирно разрешать. Тевье мечтает о благополучии для семьи и надеется удачно выдать замуж дочерей. Но девушки находят совершенно неподходящих, по мнению семьи, женихов самостоятельно. Отец борется с собой и пытается простить дочерей за ослушание и нарушение традиций.
То есть, возможно, у него была такая мысль — вернуть этот спектакль в репертуар театра. И мы взяли на себя смелость попытаться, попробовать возродить "Поминальную молитву", чем сейчас и занимаемся. Мы понимаем, что в чём-то мы делаем новый спектакль, но только с горинским текстом, в захаровских мизансценах, с декорациями Олега Шейнциса. Всё это мы пытаемся сохранить, но всё равно артисты другие, играют иначе.