Новости профессор осипов алексей ильич лекции

Здесь вы найдете книги и лекции Алексея Ильича Осипова, на которых выросло целое поколение православных людей. Главные новости. Законы духовной жизни Лекция профессора 3. Лекции осипова алексея ильича откровения. Последние выступления Осипова Алексея Ильича 2023: новости и аналитика.

Лекции Осипова - Скачать mp3 бесплатно

Новые видео канала Алексей Ильич Осипов, Смотреть онлайн Алексей Ильич Осипов — богослов, педагог и публицист, доктор богословия, профессор Московской духовной академии, автор многих книг.
Осипов Лекции » Скачать или слушать бесплатно в mp3 Биография Алексея Ильича Осипова. Заслуженный профессор МДА А.И. Осипов отвечает на вопросы после лекции о православном воспитании и образовании.
Лучшие книги Алексея Ильича Осипова Несмотря на его «связи», оказалось, что в Сергиевой Лавре Алексея Ильича Осипова отлучили от Причастия (об этом мне сказал убиеный о. Даниил) и с радушием сжигают его книги.
Алексей Ильич Осипов. Книги, лекции, публикации, интервью, аудиолекции - читать слушать онлайн скачай mp3 песню бесплатно в высоком качестве.

Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы

Причащаясь, мы соединяемся с Самим Христом, ибо Христос — это Богочеловек, и все, с чем соединяется Божество Христа, становится Его плотью. Иоанн Златоуст, литургия которого совершается с четвертого века, пишет: «Как хлеб, прежде нежели освятится, мы называем хлебом; когда же божественная благодать освятит его через посредство священника, то он уже не называется хлебом, но достойно называется телом Господним. Хотя естество хлеба в нем остается, не двумя телами, но одним телом Сына Господня мы называем его». Человек, причащаясь, принимает внутрь себя Самого Христа. Это величайшее Таинство, которое может быть на земле: человек соединяется с Богом не только духовно, но и телесно, единокровно. Когда мать, кормящая младенца, причащается, то и младенец через нее причащается, ибо мать становится единокровной, единотелесной Христу в Причащении. Духовное состояние детей зависит от духовного состояния родителей. Игнатий Брянчанинов пишет одной матери: «Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешения Ваши может разразиться над ним гнев Божий». Очень важно знать: пока ребенок еще мал, очень много для него значит духовное состояние родителей. Чистота их душ определяет то, что будет с их ребенком.

О детях можно не беспокоиться, сам Христос сказал, о детях, что «таковых есть Царство Небесное». А вот когда ребенка причащают, а потом чистого опускают в свою грязную яму, то это и есть грех, от которого «многие болеют и умирают», по словам апостола Павла. Нередко не о спасении думаем, а «чтобы ребенок не болел, лучше спал, не капризничал» — вот как некоторые, почти как язычники, рассуждают иногда о Причащении. Таинство — как меч обоюдоострый. Можно им отсечь всякое зло, а можно и привлечь всякое зло, если нет покаяния. Как часто мы неразумием нашим и невежеством приносим гораздо больше вреда, чем пользы. В язычестве ведь что важно: что именно сделать, кому, где и как. Христианство же говорит: важно не сделать, а измениться. Можно внешне горы сдвинуть и быть в это время дьяволами.

Суть христианства — в покаянии, изменении нашего духовного состояния. А Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Внешние признаки важны язычникам. Вот уже до чего докатились некоторые «православные» язычники. Но это бы еще полбеды — не все понимают, о чем молиться надо. Не о квартире, не о благах, а об избавлении от грехов зависти, тщеславия, притворства и других страстей. Царство Божие усилием берется. Бога любит тот, кто исполняет заповеди Его, кто кается, осознает себя грешным, не осуждает других. Слышали, что пьяницы друг друга не осуждают?

Наоборот, сочувствуют очень глубоко и помогают. Нам, христианам, вот у кого надо учиться, оказывается». Вопросы и ответы Алексея Ильича Осипова после лекции о Евхаристии в жизни христианина Профессор Алексей Ильич Осипов — выдающийся русский православный богослов, публицист, лектор и педагог. Заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, проповедник, видный православный деятель, член Российской академии естесственных наук. Говоря о пророчествах и старчестве Алексей Ильич часто цитирует преподобного Иоанна Лествичника: «Когда мы желаем вверить наше спасение кому-нибудь, то ещё прежде вступления на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, мы должны рассматривать, испытывать и даже искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача — на больного, вместо бесстрастного — на человека, обладаемого страстями, вместо пристани — в пучину и таким образом не найти готовой погибели». Вот с какой осторожностью нужно подходить ко всякому духовному руководителю, а также и к его словам, и уж тем более пророчествам. Даже искуси! Но не принимай все на веру, безрассудно». Как человек готовится, если его приглашают на высокий прием, а если на этом приеме ему еще надо что-то говорить, — то он ой-ой, как готовится!

Понятно, в каком душевном тонусе он находится. Поэтому, как минимум, за одни сутки перед причастием нужно постараться вести христианский образ жизни: делом, словами, мыслями, желаниями, отношениями с людьми. Это первое. Второе: постараться, хотя бы в это время не смотреть этот несчастный телевизор, и не смотреть этот несчастный в квадрате интернет! Постараться не общаться, насколько это возможно, ни с кем и ни с чем. Почитать Евангелие, толкование на Евангелие, почитать святых отцов. Постараться помолиться, постоянно возвращая свою улетевшую мысль к словам молитвы, а это самое трудное. И, конечно, потребуется не только воздержание всех наших чувств, но и воздержание нашего тела, то, что называется постом. У Иоанна Лествичника в его «Лествице» Слово четырнадцатое называется: «О любезном для всех и лукавом владыке чреве».

Вот хоть бы один день попридержать его, чрево. Знаете, традиции поста ведь были разные: иногда семь дней, иногда три. В наше время — дай то Бог, чтобы человек хотя бы один день провел вот таким образом: в воздержании, понуждении себя к молитве, отчуждению от всякой суеты. Это чрезвычайно важно. В день причастия надо всячески избегать суеты и всяких развлечений. Писание ведь говорит очень строго: «Проклят всяк, кто творит дело Божие с небрежением». Причастившись, но ведя себя по-язычески, мы этим самым страшно наказываем самих себя. Причащаться нужно, по словам Феофана Затворника, «в месяц однажды или два раза, хотя ничего нельзя сказать неодобрительного, если кто-то может чаще». Детей лучше всего причащать, когда сами готовы причаститься, потому что нельзя относиться к этому таинству формально и чистого ребенка в свой грязный омут тут же опускать.

Это поразительно — каждое воскресенье, каждый праздник детей у нас причащают, потом смотришь: а где же они? Немножко подросли и уж никого не найдешь в храме. Спасибо большое, это очень хороший вопрос. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Надо начать учиться молиться». Да я всю жизнь молюсь, особенно, когда гром грянет.

Состоял секретарем комиссии РПЦ по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах; членом редколлегии сборника "Богословские труды", Учебного Комитета при Священном Синоде от МДА, комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 г. Религия" в г. Дубне Московская обл.

Определением Священного Синода был включен: в рабочую группу на базе Учебного комитета по разработке детальной концепции новой системы богословского образования Русской Православной Церкви; в рабочую группу по изучению темы: "Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства"; в Синодальную рабочую группу по разработке Основ Социальной концепции РПЦ; в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».

По вашему мнению, наша необразованность и малограмотность проявилась в том, что мы не различаем правила и оросы. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа». Но для истинных христиан, кто старается хранить Догматическое и Нравственное Предание Церкви очень важно соблюдать и Правила Святых Вселенских Соборов, не считая некоторые из них, по примеру Алексея Ильича Осипова и его последователей устаревшими или касающимися бытовых мелочей как Вы пишете, Андрей.

В опровержение Ваших слов, Андрей, приведу статью С. Масленникова «За кем последуем? Одно из Правил: «Если кто будет мыться в бане с евреем, то отлучается от Причастия… я забыл, ну, на сколько там лет ». Так что, ну, попробуйте сейчас, вот придёте в баню и спросите: «А нет ли тут еврея? Что означает выражение «очень много»?

Это более половины или менее, треть или две трети? Все те люди, кто полностью доверяют профессору Осипову, уже более не станут, видимо, доверять решениям Соборов, занимавшихся какими-то «странными» вопросами, «очень многие» из которых, с умелой подачи Алексея Ильича, вызывают смех у современного человека. Если же кто дерзнёт сие творить, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен». Совсем нетрудно заметить, что в искусной интерпретации Алексея Ильича Правило выглядит совсем по-другому. Вот таким лукавым способом уважаемый всеми профессор МДА превращает 11-е Правило святых отцов Шестого Вселенского Собора в миникомедию с общественными банями, что совершенно противоречит духовному смыслу Правила.

Упоминание о банях, как о деле бытовом, употребляется отцами как один из примеров проявления такой личной дружбы, когда близко знакомые люди ходят друг к другу в баню. Этим показывается, что дружба даже на бытовом уровне может иметь последующие опасные духовные проблемы. Об этом же говорит и Спаситель в Своей заповеди: …выходя из дома … того, отрясите прах от ног ваших Мф. Так отцы Собора мудро предостерегали христиан от действий, способных повлечь за собой уклонение от Истины и духовную смерть. При разумном понимании настоящего Правила не остаётся никаких причин сомневаться в том, что оно и актуально, и применимо в наше время.

Если же игнорировать его, то при слабой вере современных христиан заразиться заблуждениями иноверцев и еретиков становится очень легко. Напомню, что ересь относится к грехам смертным и увлекает в муку вечную! Стоит думать, что все прочие «многие» примеры неприменимости Правил Святых Соборов также отпадут при правильном понимании смысла самих Правил, поэтому первое доказательство Алексея Ильича опровергнуто. Если профессор будет настаивать на своём мнении, то пусть приводит ещё свои «многие» примеры, чтобы они были разумно поняты». Вера Н.

Ответ: Андрей, Вы, видимо, из-за своего великодушия позволяете себе оскорбления, называя нас малодушными. Далее называете нас малограмотными. Тогда позволю спросить, если Вы многограмотны, почему же Вы не видите в трудах Алексея Ильича опасных заблуждений? И, если Вы называете нас необразованными, а Вы должно быть образованны, то почему же здесь, в этом же посте допускаются такие ошибки, которые будут показаны ниже? Андрей: «Ну Алексей Ильич во всех своих лекциях всегда говорит, ссылаясь на Святых Отцов, а не от себя».

Ответ: Ну, действительно, у Алексея Ильича встречаются святоотеческие цитаты, и никакого противоречия в них бывает нет на некоторые отдельные темы. Вместе с тем, при внимательном рассмотрении, у Алексея Ильича встречаются и другие моменты, когда он приводит цитаты и этим цитатам придаёт произвольное значение.

А что здесь смешного, не правда ли? Вот и вся моя биография. Единственное, о чём я хотел бы ещё сказать: пока мне ещё не открыт день, когда я перейду в другой мир, и час. Это мне пока неизвестно, поэтому жизнь не завершилась.

Мне сказали, что жизнь за плечами; да, то, что за плечами, уже прошло, но самое главное теперь то, что впереди. И дай Бог, чтобы то, что впереди — хотя бы в этом отрезке времени начать быть православным христианином", — заявил профессор. Русская линия.

Лекции Осипова - Скачать mp3 бесплатно

Профессор Алексей Ильич Осипов: Процесс обмирщения Церкви идёт, и, к сожалению, на него не обращается внимания. Лекции проф. МДА Осипова А.И. о смысле жизни, истинности и сути православия. Алексей Осипов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. 31 марта исполняется 80 лет Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии. Источник: youtube канал Алексей Ильич Осипов. Лекции проф. МДА Осипова А.И. о смысле жизни, истинности и сути православия. Алексей Осипов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. 31 марта исполняется 80 лет Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии. Последние выступления Осипова Алексея Ильича 2023: новости и аналитика. Алексей Ильич помолился у могилы почившего настоятеля Смоленского храма протоиерея Иоанна Монаршека, который был его учеником, будучи семинаристом Московской Духовной семинарии, и с которым был очень дружен.

Самого страшного пока не случилось

Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой» Алексей Ильич помолился у могилы почившего настоятеля Смоленского храма протоиерея Иоанна Монаршека, который был его учеником, будучи семинаристом Московской Духовной семинарии, и с которым был очень дружен.
Алексей Осипов: Статьи и лекции Профессор Московской духовной академии. Есть ли Бог и кто Он? Каков же смысл жизни?
В лектории «Маковец» пройдет встреча с профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым Партнеры Профессор Осипов Самый известный профессор Московской Духовной Академии, человек чье слово одним открывает Бога, других заставляет волноваться и полемизировать — удивительный Алексей Ильич Осипов.

Осипов А.И.. Книги онлайн

ресурс на котором собраны все последние эфиры шоу и телепередач. Такие как Лекции профессора а (Москва) (Союз) (выпуск от 25 июня 2023 года) сегодняшний, смотреть онлайн. Алексей Ильич Осипов. @professor_osipov. 29.4K subscribers. 441 photos. Профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов объяснил отношение Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла к военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины.

Когда же, наконец, этого еретика отлучат от Церкви?! Сколько он еще будет сеять соблазн?

Проблем очень немало в богословии, которые требуют выяснения. А почему? Знаете, случилась же трагедия, в XV веке, в 1453 году пала Византия, и греки где учились потом? Все поехали на Запад. И поэтому мы видим даже такие вещи, такие вещи… вы знаете, в Послании восточных Патриархов, как, например… ну приведу пример: поскольку человеку необходимо причащаться Тела и Крови, но человеку противоестественно вкушение невареного мяса, то Бог предлагает это под видом хлеба и вина.

Ужас какой оказывается. И это послание кого?.. Или другой, другой момент, там много моментов, просто самый яркий… или, например, некрещеные младенцы погибнут. То, что Христос сказал: «таковых есть Царство Небесное», видимо, это им… куда-то исчезло.

Погибнут — почему? Потому что сказал: «Кто веру имеет и крестится, спасен будет, кто не имеет веры, осужден будет». А суть-то о чем? Кто не имеет веры, кто — человек и принимает крещение без веры.

О, тогда будет осужден действительно. Кто веру имеет и крестится — да, а кто не имеет веры — и по форме, по традиции принимает крещение, осужден будет. Еще бы. Как без веры, разве можно?

Вот такие вещи, да, вот там в этих… такие вещи, вот представьте себе: некрещеные младенцы погибнут — вопреки Евангелию. Алексей Ильич, а вот апостол Павел говорит, известная цитата, Послание к Римлянам: «от опытности надежда, надежда не постыжает, потому что Любовь Божия излилась в сердцах наших Духом Святым». Он, конечно, говорит о надежде на Христа, да? А христианин еще какую-то надежду может испытывать в этом мире?

Ну понятно, что «не надейтеся на князи и на сыны человеческия», но вот кроме этой великой надежды, что-то еще может составлять нашу надежду? Ну, как мы с вами говорили, надежда — это одной из свойств богозданного человека, богозданного человека, причем святые отцы говорят, что в грехопадении первых людей — Адама, Евы — эти свойства исказились, и они приобрели уже такой характер, что вместе с добром там присутствует и зло, так же, как бочка меда — ложка дегтя, а может, наоборот: бочка дегтя, ложка меда. Вот в чем дело, поэтому надежда — сколько угодно, каких может быть элементов надежды на что угодно, на решение какой-то проблемы даже… вроде, например, в математике, например, Господи, там теории чисел, или в физике, еще в астрономии. Если ученый не будет иметь надежды, то он заниматься не будет просто, вот так, поэтому, конечно — да.

Апостол Павел пишет, конечно, о другом. Опять о чем же? Может быть любовь, которую мы естественно имеем, а может быть та, которая изливается от Духа Божия. Это все равно, что непоставленный голос и поставленный.

Примерно вот так может быть. А вот, Алексей Ильич, опять же апостол Павел говорит в послании Первом к Коринфянам: «Надлежит быть разномыслию между Вами, дабы открылись между Вами искусные». Вот я хочу у Вас спросить, о каком разномыслии идет речь, и немножко предварить этот Ваш ответ вот таким пояснением, что меня волнует. Сегодня мы же еще в социальных сетях все живем, и я очень часто наблюдаю дискуссии такие внутриправославные, которые, может быть, могли быть «разномыслием», да, чтобы «открылись искусные», но происходит нечто иное: люди, причем обсуждая не догматические вопросы, а какие-то, ну не знаю — отношение к государству, к музыке, к искусству, к другому человеку, к политике, к идеологии, —отказывают собеседнику в праве называться православным христианином.

Вот это непонимание апостола Павла, и вообще, о чем говорит апостол здесь и какие разномыслия терпимые, а какие, так сказать, даже не должны именоваться у нас? На этот вопрос очень хорошо отвечает преподобный авва Исайя, он сказал замечательную такую фразу, ну я передам смысл ее: если ты изучаешь Евангелие и понимаешь его, и можешь объяснить его, но если при этом, ты упорно настаиваешь на этом, то не будет тебе милости Божьей, и не получишь ты от Бога благодати. Понимаете, в чем дело? Вот то, о чем вы спросили, и говорят, то это уже фанатизм, это «Я».

А святые отцы говорят, что да, каждый может ошибаться, я не согласен с ним, допустим, ну хорошо, пожалей, но не ругайся, не оскорбляй. Поэтому, когда апостол Павел говорит о разномыслиях, он говорит о вещах, конечно, не принципиальных, не о Христе, не о Троице, естественно, говорит… там же очень много он писал — и новомесячие, и чего там только нет. Он говорит: «Снисходите друг к другу». Помните, он даже пишет такую вещь, например: «идол в мире — ничто».

Ничто, да. Поэтому «всё вам предлагаемое ешьте» — всё, без всякого, потому что это — ничто, но если брат твой, скажем, какой-нибудь соблазнится, тогда ради брата этого — не ешь. Чтобы не соблазнить его. Поэтому в данном случае речь идет о терпении, я бы сказал, таком благородном терпении, великодушии, вот о чем, неосуждении.

Вообще, насчет терпения я вам скажу, что многие не знают, что терпение имеет три важных ступени, для многих людей это чрезвычайно важно. Первое: случилось что-то — не ищи, не осуждай никого, не осуждай, не ропщи на Бога, терпи, потерпи, не осуждай, не ищи врагов, кто-то подставил тебе ножку. Вторая ступень: вспомни, что ты совсем не свят и что тебе, голубчик мой, еще, может быть, слишком хорошо, что так, то есть обращайся к Богу и говори: «достойное по делам моим приемлю». Но есть и третья ступень.

Если человек действительно верит в то, что Бог есть Любовь и что, следовательно, всё, что происходит, это не есть какая-то месть Бога за мои деяния, нет, а это только те действия, которые служат моей пользе, то третья ступень: «Благодарю Тебя, Господи, за всё это! Первое — не осуждать и никого не обвинять. Второе — достойное, конечно, по делам моим. Третье —благодарю Тебя, Господи!

Вот о терпении что говорят. Но если хотите, приведу вам очень… Да. Замечательная мысль… Допустим. Преподобного Тимофея Валаамского, он потом на Афон уехал, и так преподобный там подвизался, и вот его замечательнаяфраза есть, которую стоит, знаете ли, мне она так понравилась, он замечательно сказал: «Терпеть не будешь — бесу жертвою будешь».

Замечательно, правда? Ну а, Алексей Ильич, смотрите, вот эти дискуссии, я почему о них много говорю, они, к сожалению, сегодня — такая большая часть жизни и внутрицерковного дискурса, если наукообразно говорить, хотя какой там дискурс, конечно. Понимаете, ведь люди как оправдывают свое участие вот в этом и.. Кто-то там что-то сказал — обязательно надо выступить, осудить другого, сказать: православные так не делают, и так далее и тому подобное.

И этого очень много. Это вот какое-то фундаментальное непонимание или всё-таки есть ситуации, когда ты… когда нужно?.. Проистекает это, видите, из самомнения в основном, потому что, я вам говорю, даже при полном несогласии с человеком можно же сказать по-доброму. Еще Паскаль, Паскаль сказал, не кто-нибудь, католик!

Да смеется , и сказал: где нет любви, там нет истины. Совершенно верно. И когда вот это с таким фанатическим расстройством, тем более с оскорблениями, первый признак: тут Бога нет. Поэтому святые отцы, они говорят интересные вещи.

Вот Варсонофий Великий, например, он даже такую фразу говорит: «Молчанием загради уста клевещущих на тебя». Клевещут, личные какие-то вещи клевещущие приписывают тебе что-то такое. Святые отцы об этом много говорят. Совсем другое, когда касается вероучительных вещей.

Там для этого есть Церковь. Для этого есть церковное руководство, для этого есть церковные определения, для этого есть церковная власть, которая призвана рассматривать эти вещи и выносить в конце концов решения, те или решения по этим вопросам. Когда же мы друг друга начинаем поносить, первый признак: нет любви — нет христианства. А вот важнейшую вещь вы сейчас сказали.

Действительно, есть какие-то вещи, для которых и существует церковное руководство, церковная власть. Я помню одну историю, которая меня тогда потрясла, когда была дискуссия в Церкви, очень большая, и решение еще не было принято, и вы выступили со статьей, не важно сейчас, какая там была тема, и вы сказали, вот я считаю так-то и так-то, с этим я не согласен, но если будет принято общецерковное решение, я ему, естественно, подчинюсь и тему для себя закрываю. Вот меня тогда это потрясло, а сейчас меня потрясает то, что уже и решения по ряду вопросов приняты, а люди продолжают, так сказать, добиваться. Вот это удивительно.

Я помню это, я помню и не хочу даже называть, но действительно, первый же вопрос на моей лекции, публичной лекции, когда совершился этот церковный акт, первый же вопрос: «Ну как вы, Алексей Ильич теперь? Да-да… Я ответил: «Я хочу быть послушным Церкви, и больше я о том говорить не буду. Публично не буду. Это очень важно.

Конечно, что вы. Ну хоть маленький-то элементик смирения должен же быть-то, хоть чуть-чуть. Вот так… Не все тайные столпники, Алексей Ильич… смеется. Очень непростая, наверно, тоже, ну уж не проще, чем терпение, точно.

Очень часто в разных дискуссиях по теме прощения приводят пример с прощенным разбойником на кресте, когда Спаситель прощает разбойника. Я знаю, что вы тоже нередко этот пример приводите, и слышал у вас это, и читал. Но, Алексей Ильич, это ведь очень сложный пример. В каком смысле… даже я, если позволите сказать, так назвать его, он даже в каком-то смысле смущающий, потому что… и мне даже кажется, что люди, когда его приводят, иногда даже не понимают сами, что они говорят, да?

Ведь, действительно, человек, который, быть может, в жизни, вообще ничего хорошего не совершил, может быть, он был убийцей там, негодяем, прощен за одну фразу, да? И как прощен! Ему же не сказано: знаешь, у тебя есть шанс. Сказано: ныне будешь со мной в Раю.

Я не могу вам не признаться, что я нередко тоже вот спотыкаюсь об этот эпизод, причем не когда я его отдельно рассматриваю, сам эпизод, а когда ты сравниваешь с чем-то другим в жизни, да? Вот что это такое?

Писание ведь говорит очень строго: «Проклят всяк, кто творит дело Божие с небрежением». Причастившись, но ведя себя по-язычески, мы этим самым страшно наказываем самих себя. Причащаться нужно, по словам Феофана Затворника, «в месяц однажды или два раза, хотя ничего нельзя сказать неодобрительного, если кто-то может чаще». Детей лучше всего причащать, когда сами готовы причаститься, потому что нельзя относиться к этому таинству формально и чистого ребенка в свой грязный омут тут же опускать.

Это поразительно — каждое воскресенье, каждый праздник детей у нас причащают, потом смотришь: а где же они? Немножко подросли и уж никого не найдешь в храме. Спасибо большое, это очень хороший вопрос. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Надо начать учиться молиться». Да я всю жизнь молюсь, особенно, когда гром грянет. Мы настолько уже привыкли, простите мне это слово, «болтать» молитвы, что уже просто невозможно.

Попробуйте прийти к своему начальству и попробовать так обращаться, как мы вычитываем молитвы. Так что же делать? Святитель говорит: «Молитвой называется только то, что произносится с вниманием, благоговением и покаянием. Без этого нет молитвы, а только пустословие и оскорбление Бога. Я как-то пошутил, что в месте молитвослова, где стоит: «Господи, помилуй! Чтобы держать свое внимание, чтобы оно не улетело, произнеся вот эти пять слов, требуется «аскео» или тренировка.

В мирском языке аскет — это спортсмен. Только спортсмен занимается телом, а аскет куда более важным делом — своей душой. Положить себе за правило — тренировать внимание в молитве. Когда производится монашеский постриг, то специально вручаются четки, и не только как символ, как знак того, что без молитвы нет религии, а как инструмент, с помощью которого ты отныне должен все свое внимание обратить на молитву Иисусову, завещанную святыми отцами. Вся суть религии — в молитве. Но не в вычитывании ее, а в молитве.

Апостол пишет: «Лучше пять слов умом, нежели тьму это десять тысяч языком. Приучить себя к этому и научимся, потому что Господь обязательно поможет. Почему женщина должна, входя в церковь, надевать платок? Многие молодые женщины воспринимают это как дискриминацию, а слова апостола Павла об этом у них вызывают отторжение. Это что же мы, за протестантами пойдем, у которых только — Писание? Помню, сидим как-то мы с ними, православная делегация, идет диалог, обсуждение, в частности, обсуждается тема «гомиков».

Встает один немец, лютеранин, и говорит: «А вот наша церковь совершает такие богослужения…» Мы говорим: «Ой как интересно, а вы не читали о Содоме и Гоморре? У вас какое священное Писание? Писание открывается только тому, кто сам становится сопричастником духа Божьего, Автора Священного Писания. Поэтому критерием правильного понимания Писания являются учения святых отцов. И фундамент нашей веры состоит в учении святых отцов, а не в домыслах богословов. Наш фундамент — это святоотеческое учение.

Народ это давно уже понял, и если человек начинает сам все толковать в Библии без обращения к авторитетным мнениям святых отцов — все пропало. Смирение — вот главная христианская добродетель, без которой ничего нет. По крайней мере любви — уж точно нет. У мусульман, к примеру, нельзя войти обутым в мечеть. У евреев хоть носовой платок, а надо на макушку положить, иначе невозможно войти к их святыням. Всюду каждая религия утверждает одну великую истину, о которой говорил еще Цицерон: «Нет религии там, где нет благоговения».

А благоговение выражается в конкретной форме поведения. Так что если все женщины будут это понимать, они с удовольствием будут надевать этот платок в храме и ходить в нем. Бог неизменен и поэтому не страдает. А как же святые и Присноблаженная Богородица, которые видят наше безумие? Где же тут место блаженству? Любить можно по-разному.

Мать, видя страдающего ребенка, страдает, только потому что любит. И выражает свою любовь через сочувствие. Пока мы еще находимся в области исторического времени, мы соединяемся друг с другом посредством сочувствия, того элемента любви, который в нас есть. Я верю, что и души усопших святых, и сама Богоматерь, видя наше положение, и духовное и внешнее, я думаю, что сопереживают. В чем состоит блаженство? В умении стяжания любви.

Блажен, кто любит, страдает ли он, радуется ли он. Пока мир находится еще в историческом бытии, никто из людей не имеет полноты блаженства. Мы называем Богоматерь Присноблаженной только относительно того состояния, в котором мы находимся и относительно того состояния, какое будет по окончании нашего земного бытия. Все относительно. Любовь не может не сострадать, не сочувствовать, и сама по себе она является величайшим благом и блаженством для человека. Что Вы думаете о ситуации на Украине?

Если Бог устроит все наилучшим образом, то хоть малую лепту внести в это. Но мы все делаем, лишь бы не касаться себя.

Москва 2023. Сергиев Посад, Московская духовная академия, встреча с семьями военнослужащих 2023. Фрагмент выступления в Покровском храме в Братцево Москва 2023. Андреевка 2023. О смысле жизни: атеистический и христианский взгляд. Москва, Сретенский монастырь 2023.

В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой. После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв. Возрастание в вере Познакомившись в раннем детстве с игуменом Никоном, Алексей Ильич проникся духом православного благочестия, приучился к созерцательной жизни и возрастал под чутким руководством своего наставника.

Старец сразу обратил внимание на любознательного и прилежного мальчика и многому его научил. Он давал читать Алеше русских классиков, греческих философов и, конечно, святых отцов православной церкви - Иоанна Лествичника и сборник «Добротолюбие». Старец следил и за учебой мальчика, за его оценками и досугом. Научил его, например, игре в шахматы, но потом, когда Алексей Ильич уже вырос, играть в шахматы запретил, сказав, что это бессмысленная трата времени. На недоуменные вопросы юноши старец отвечал, что в переходный возраст шахматы являются меньшим злом по сравнению с другими глупостями, которые могут роиться в голове у подростка.

Образование Занятия с отцом Никоном и его серьезные рекомендации помогли Алексею Ильичу поступить сразу на четвертый курс духовной семинарии, сдав экзамены за первые три. Старец опекал Алексея Ильича до самого конца своей жизни и был для него главной опорой в духовном взрослении. В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова. Преподавательская работа Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в Московскую духовную академию, которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор.

Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность. В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен.

Когда же, наконец, этого еретика отлучат от Церкви?! Сколько он еще будет сеять соблазн?

Автор рассматривает темы распространения всеобщей религиозности в мире, основы православной жизни, веры и спасения, ответственности христианина. Опираясь на святоотеческое учение, богослов рассматривает понятия «святость» и «святой человек», приводит примеры жизни подвижников и старцев, которые доказали истинность православного пути к святости. Через свои работы православный деятель делится с последователями своим опытом духовной жизни. Самыми популярными считаются следующие книги духовного писателя: [h2]«Зачем человеку Бог?

Самые наивные вопросы и самые нужные ответы»; «Жизнь с Евангелием. Смысл Жертвы Христовой»; «Вера, семья и воспитание»; «Духовное наставничество».

Автор рассматривает темы распространения всеобщей религиозности в мире, основы православной жизни, веры и спасения, ответственности христианина.

Опираясь на святоотеческое учение, богослов рассматривает понятия «святость» и «святой человек», приводит примеры жизни подвижников и старцев, которые доказали истинность православного пути к святости. Через свои работы православный деятель делится с последователями своим опытом духовной жизни. Самыми популярными считаются следующие книги духовного писателя: [h2]«Зачем человеку Бог?

Самые наивные вопросы и самые нужные ответы»; «Жизнь с Евангелием. Смысл Жертвы Христовой»; «Вера, семья и воспитание»; «Духовное наставничество».

Отвечая на вопросы слушателей, были рассмотрены вопросы: о частоте Причастия и подготовки к нему; проблемы старообрядчества, православия и католицизма; воля Божья и духовные законы; что значит праведный гнев; необходимость осторожного отношения к Афону. Химки 11 января 2023 года В своём выступлении Алексей Ильич рассматривает два основных мировоззрения, одно из которых — атеистическое — утверждает, что Бога нет, человек живет один раз и его поступки, в конечном счёте, не имеют значения, а другое — религиозное, в частности, православное — утверждает, что человек — существо, которое не исчезнет и имеет вечное существование, и земная жизнь является лишь экзаменом для вхождения в вечность. Отвечая на вопросы слушателей, профессор обратил внимание на то, как музыка может влиять на психику и душу человека; подчеркнул важность семейного воспитания на принципах любви и уважения к другим; также отметил, что атеизм может привести к полному нарушению нравственных норм жизни, когда люди будут делать только то, что им выгодно и не будут заботиться о других. Атеизм может привести к тому, что люди станут хищниками, которые терзают друг друга ради собственной выгоды. Sidebar Widget Area.

По словам митрополита Тихона Шевкунова , «Алексей Ильич — это великий человек. Не знаю, я не богослов и не дерзну я спорить с нашими великими богословами.

Я знаю, что это человек православнейший. Настоящий подвижник , прекрасный пример подвижнической жизни в миру, пример для монахов, пример для мирян, необычайная умница, необычайно совестливой души человек, принципиально отстаивающий свои убеждения. Гостеприимный хозяин.

Нет таких добрых слов, которых бы я о нём не сказал» [39]. Протодиакон Андрей Кураев считает, что «Алексей Ильич всю свою жизнь живёт в Церкви и служит Ей, и именно поэтому у него есть редко встречающееся сейчас качество: свобода во Христе. Она проявляется, в частности, в том, что он может позволить себе без вреда для своего духовного здоровья и своего церковного статуса говорить достаточно критические вещи о тех или иных моментах церковной истории, или церковной жизни» [40].

Протоиерей Андрей Ткачёв считает, что А. Осипов «ничего не искал в этой жизни: ни славы, ни богатства, ни почестей, всего себя, как лимон, выжал на службу Церкви и отдал себя полностью преподаванию, профессорской деятельности, науке» [41]. Протоиерей Димитрий Смирнов указал, что с большим удовольствием слушает лекции А.

Осипова на телеканале « Союз » [42]. Народный артист РФ Дмитрий Певцов высказался, о лекциях Алексея Ильича, так: «Сейчас благодаря совершенно замечательным лекциям профессора богословия Алексея Осипова для меня наконец потихоньку открывается, что такое христианство , что такое православие , что такое смирение , что такое любовь , кто есть Иисус Христос и что Он сделал для нас, человеков…» [43]. Синодальной Библейско-богословской комиссии[ править править код ] В 2016 году получило огласку «Заключение Синодальной Библейско-богословской комиссии по результатам рассмотрения обращения верующих относительно спорных богословских воззрений профессора А.

В «Заключении» СББК отметила, что высказывания профессора Осипова о конечности адских мучений и связанные с ним богословские воззрения не находят основания в Священном Писании, что Осипов не раскрывает православное учение об Искуплении, что теория Осипова о таинстве Евхаристии является богословским новшеством, отмечает расхождение того, что пишет Осипов, с православным учением о крещении младенцев; в заявлении говорится также, что по «вполне определённо» выраженному учению Церкви Христос не воспринимал первородного греха [45]. На сайте Осипова был опубликован текст под названием «О нашем официальном богословии по поводу неофициального Заключения Синодальной библейско-богословской комиссии » [48]. Вскоре после ответа Осипова на заключение СББК отец Георгий Максимов выпустил видеоролик, посвящённый «учению Осипова» и комментарию на его «Ответ», где называет «враньём» утверждение Осипова о существовании в Церкви двух разных учений о конечности посмертных мук; ролик вызвал горячую полемику [49].

В ролике Максимов говорит, что посвятил целую книгу опровержению «учения Осипова» [50]. Духовных лиц[ править править код ] Иерей Даниил Сысоев говорил об «осиповщине» как о проблеме современности [52].

Самого страшного пока не случилось

Так вот, Св. Отцы очень сильно об этом пишут. Авва Питерион говорит: «Итак, чадо, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти, ибо, какую страсть кто победит, тот такого беса и изгонит». Варсонофий Великий пишет: «Противоречие дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы.

Если же кто из не сильных, будет противоречить, бесы ругаются над ним, что находясь в их власти, он же им противоречит. Так же запрещать им — дело мужей Великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это, потому что имел власть?

Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову». Вот Исаака Сирина еще прочту: «Ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет, а это твое дерзкое прекословие, служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие». Я расскажу вам один вот случай, зачту его, бывший со старцем Алексием Зарайским.

С ним беседовал один послушник и, в частности, говорит ему: «Я спрашиваю отца Алексия, почему он не выгонит беса из девушки бесноватой которая помогала его семье там жить — бесноватой , а он отвечал мне, почему же он может знать, что на то есть Воля Божия? Она причащается Святых Тайн и, если это нужно, то Христос, ею принимаемый, Сам в силе изгнать его, а если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его? Замечательно… Она же причащается!

Это предел! Это предел возможного для человека — соединение с Богом, и если Христос видит это полезным, он сам изгонит, а если это не полезно, так зачем же тогда это делать. Не правда ли, какой мудрый, правильный подход.

А вот Кассиан Римлянин, например, на очень важный момент обращает внимание: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что они горят и бегут из тел тех, где пребывают, благодаря, якобы, святости людей, про нечистоту которых они знают». Вообще, надо знать, что всякое общение вот такого рода, эти попытки изгнания бесов, самым отрицательным образом действуют на самого заклинателя, то есть священника, и, увы, и на этих больных, ибо способ, которым священник воздействует, незаконный.

Если Бог тебе не дал дара, как ты смеешь именем Божьим это делать? Кто дал тебе этот дар чудотворения? Тогда как ты смеешь?

Отцы, которые получали этот дар, изгоняли одним словом, одним прикосновением. Никаких молитв, никаких действий, ничего не делали. Посмотрите — никогда этого не было и, вдруг, сейчас во второй половине двадцатого века это вспыхнуло.

Причем началось это в одном месте, а затем — смотрим уже и другие начинают. Потому что, увы, тут присутствуют, повторяю, и моменты совсем другие. К сожалению, самые низменные, я бы сказал: сребролюбие, слава и т.

Опасное это дело. Посмотрите, что случается со всеми, кто долго занимается спиритизмом: сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и т. То же самое происходит и с человеком, который не достиг, повторяю еще раз, бесстрастия и не получил особого повеления Божия на это дело.

Поэтому Отчитывание — очень опасная вещь. Опасная для самого священника, и опасная для тех, кто приходит, и для тех, кто приводит этих людей для подобных целей. Приступить к Священным Дарам в болезнь и смерть, боясь этого и считая себя недостойным, и не приступишь — лучше уж так буду жить.

ОТВЕТ: Я сказал, что степень достоинства причащающегося определяется степенью осознания им своего недостоинства. Поэтому если кто действительно ощущает это недостоинство, тот как раз может подходить к святому причащению. Кому нельзя приходить — это тому, кто считает себя достойным: вот тому лучше пока подождать.

Так что бояться нечего — как раз наоборот! Как раз и происходит во исцеление души и тела, во оставление грехов! Нельзя причащаться «праведникам», «здоровым», о которых Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников».

Вот так! Так что, не знаю, эти страхи по—видимому просто оттого, что меня неправильно поняли. Нет никаких абсолютных стандартов.

Возьмите письма самых авторитетных людей и увидите: одним советуют причащаться в две недели раз, другим — в месяц раз, третьим и еще реже. Нельзя тут просто так сказать, потому что это таинство, к которому требуется подготовка духовная! Нужно человеку действительно знать поэтому: условия его жизни, работы, отношений семейных и т.

Поэтому в общей форме ответ на этот вопрос дать нельзя. До революции дело дошло до того, что требовалось — например вот в военных школах и т. Раз в год!

Ну конечно, я бы сказал, что это полный предел!.. На самом деле, по—видимому, требуется несколько раз в год. По крайней мере требуется: Великим постом, Рождественским постом, Успенским постом, Петровским — по крайней мере в посты!

Но если у человека есть возможность, то можно было бы несколько раз и между постами. Чем же хуже не имеющие сана? ОТВЕТ: Речь идет не о лучше или хуже, а о том, что литургия совершается только для того чтобы причастить верующих.

Только для этого она и совершается: не может быть литургии без причащающихся — тогда получается: для чего же эта литургия, для чего же эти Святые Дары? Поэтому священник как пастырь — по самой идее своей хотя бы — он первый и причащается, а за ним уже все те, кто готов к этому. Это введено ему просто в обязанность, что налагает на него еще одно вот то бремя — мы слышали о священстве — ответственность я бы сказал большую, чтобы он всегда был готов к причащению.

Не простое это дело, правда же? Не простое!.. И дело совсем не в достоинстве… Я сказал, что никто не лучше и не хуже — это Бог судья каждому, мы не знаем кто лучше, кто хуже.

Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? А оказалась выше многих тех, кто причащается каждую неделю или, может быть, чаще даже. Возможна ли эта практика в миру в наше время?

ОТВЕТ: Эта практика существовала не в монастырях, она существовала у духовных наставников и руководителей. Были и в монастырях, были и вне монастырей, но там, где был именно опытный духовный наставник. Там эта практика существовала, потому что она оказалась очень эффективной для духовной жизни послушников.

Вокруг великих старцев всегда был очень узкий круг послушников, которые находились именно в отношениях послушания — в отношении всех прочих, отношения были другие: отношения совета. И вот именно те, которые были послушниками — то есть очень небольшой круг этих людей — открывали свою душу… Открытие помыслов что такое? Вот я и иду к наставнику, и оказывается это очень эффективный способ снятия вот этой страсти с себя.

Все кто имел такую возможность очень быстро восходили, а потом начались карикатуры!.. Карикатуры, обезьянничанья!!! Когда человек, не имеющий никакого духовного опыта, а только потому, что он в сане или в возрасте, например, или занимает определенное положение, начинает требовать себе откровения помыслов… Я слышал, что будто бы это сейчас проделывают некоторые наши игуменьи — это, я вам скажу, настоящая беда!..

Потому что откровение помыслов возможно только человеку духовно — слышите?! Если у человека есть страстишки то он подумает: ах ты так, ну я тебе покажу! Преподобный Касиан Римлянин так и говорил: «Полезно открывать свои помыслы, но не кому попало».

Многие не зная этого и открыв свою душу людям неопытным, потерпели огромный урон. А тут, подумать только, требуют! На колени!..

Смотри в глаза!!! Открывай свои помыслы!.. Это, знаете, жуть!!!

И против этого не принимается даже мер!.. Я вам скажу: это трагедия, это настоящая трагедия!.. Это же молодых девчонок буквально сводит с ума: придут они в монастырь — молодые, ничего не понимающие — а тут им: «На колени!

Так, что ты сегодня?.. Духовник избирается по доброй воле, вы слышите? Тот с кем я вижу общение, с кем у меня устанавливается душевный контакт, к кому я чувствую доверие — к этому человеку я приду и действительно всю душу открою, и скажу: помогите.

Что мне делать? А здесь, видите ли, по обязанности: я игуменья!.. Кощунство это настоящее над великим делом христианской жизни, которое именуется откровением помыслов!..

Это кощунство и издевательство!!! Ведь при крещении дается имя и ангел—хранитель? ОТВЕТ: Вот потому стремятся, что в наше сознание глубоко вошло, что некрещеный ребенок… а дальше я не знаю, многоточие… Что — некрещеный ребенок?..

Что, погибнет? Все дети, жившие до Христа и естественно не могущие принять крещение, интересно, куда они идут? Спаслись или в ад?

Теперь, с пришествием Христа? Все те, до Христа, которые вели праведный образ жизни — тем более дети, о которых Христос сказал: «Не мешайте им приходить ко Мне, ибо их есть Царство Небесное» — все они будут спасены. Знаем это учение Церкви — не мое, не его, не третьего!..

Все до Христа жившие праведно, скончавшиеся в покаянии и дети — и дети! Это учение церкви. Убийственная логика!

До Христа жившие дети оказывается, не погибнут благодаря жертве Христовой, а рожденные после жертвы Христовой — погибнут!? Причем, дети, о которых Сам Господь сказал!.. Откуда это взяли?!

Эта мысль встречается только у одного — у блаженного Августина. Кстати, он нашей Церковью так и именуется — блаженным, не святым даже. Ну не важно, он святой.

Ни у одного святого отца нет такой мысли, ни намека даже на то, что дети не крестившиеся погибнут. Нет такого учения!.. Но, еще раз вам говорю — мы уже говорили с вами о крещении — если есть возможность крестить умирающего ребенка, то можно и крестить.

По вере родителей он получает тот же дар благодати, но скажу вам такую вещь: мы, наверное, забываем о том, кто совершает крещение. Таинство крещения кто совершает? С этой целью я должен вам зачитать одну мысль, чтобы мы поняли это.

Кто крестил разбойника, скажите? Какой священник его крестил? Иоанн Златоуст об этом пишет: «Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас же удостоился отверзть двери рая».

Так же крещены были множество мучеников, которых никто не крестил — не успевали они креститься. Спрашивается: как же они? Крещение, то есть дар благодати, дает Господь — еще раз повторяю — Господь, не священник!

А как Господь дает, при каком условии? Для нас, которые ничего не видят, Церковь установила священнодействие, которое уверяет нас в том, что дар благодати дается верующему искренно. Так вот и здесь, мы можем быть в полной уверенности, что Господь конечно же даст этот дар нового человека — этот дар благодати, это семя — даст каждому младенцу, который ни в чем не повинен!

Ни в чем!.. Даже если он и не был крещен… Поэтому не надо вот так… Великие страдания подчас испытывают родители: умер некрещеным!.. Даст Господь!!!

Как дал этим мученикам, как дал этому разбойнику, но если имеете возможность крестить — ну что ж, крестите. Если не успели по объективным причинам, не нужно переживать: Господь даст, каждому человеку даст, все то, что можно ему дать. Тем более — невинному младенцу.

Вот на панихиду записку подают, спрашивают: крещеный или некрещеный? Почему не пишут на панихиду? Говорят, что ангелов не надо поминать.

Дети кто? Это и есть ангелы!.. Это наши ангелы — дети, они же невинные!

Кого же тут писать!? Это первая сторона. Вторая сторона: в церкви все благообразно и по чину да бывает… То есть все священнодействия постепенно оформлялись исторически!..

И вот в частности проскомидия, например, сопряжена с чем? Она символизирует собою поминовение членов церкви крещеных — отсюда, частичка вынимается, вот — она собой и символизирует. Поэтому за некрещеных, которые не приняли крещения здесь в условиях жизни земной, эта частичка не вынимается, но совсем не потому, что дети отверженные.

Более того, совсем не потому, что они вообще, все люди не крещеные — отверженные, совсем нет!.. В таком случае мы должны отвергнуть весь ветхозаветный народ, а мы почитаем многих из них праведниками. Смотрите, мы празднуем из них пророков, святых — они крестились?

Так как же тогда мы смеем их поминать? Надо понять же это… В Церкви есть определенная дисциплина и только по этой причине!.. А вообще я вам скажу так: молиться мы не только можем, но и должны за всех.

И всегда — даже в самые тяжелые гонения Русской Церкви, в атеистическое время, во времена издевательства над нашей Церковью — вы всегда слышали прошение «…о властех и воинстве ея». А у власти кто стоял? Те, кто гнал Церковь, противники Церкви, враги Церкви!..

Даже о них Церковь молилась… Так если уж молилась о ненавистниках и гонителях Церкви, как же нам быть с младенцами? Причем мы не спрашивали, кто там стоит: крещен ли, некрещен — многие из них, в этих «властех и воинствах», не были крещены — это бесспорно. Там были разные: иудеи, мусульмане и др.

Что же делает Церковь?.. На весь храм дьякон возглашает!.. А здесь это у нас так уж установилось, чтобы на панихиде младенцев не поминали.

Я думаю, что действительно их не следует поминать — ангелов не поминают!.. В этом я не вижу ничего худого: мы можем к ним только обращаться, чтобы они за нас помолились, и это будет более правильным, чем за них молиться. Если понимать вот эти слова Христовы: «Кто не крестится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Небесное» буквально, то мы сразу должны исключить из Царства Небесного: первое — все ветхозаветное человечество; во—вторых — из святцев следует исключить всех мучеников за Христа, которые не приняли крещения!

Первого среди них — разбойника из святцев надо быстрее удалить!.. Нельзя же понимать слова Христовы так формально!.. Церковь объясняет, что это значит, кто это таковые: те кто, кажется, имеет веру, а крещения не принимают.

Помните, как только что мы с вами говорили?.. Кажется верующий, а не причащается! Кажется верующие, а не венчаются!

И так далее… Понимаете? Вот о ком говорится, что не будет спасен… Нельзя же понимать вот так — прямолинейно!.. Иначе мы дойдем до самых неразумных вещей.

Церковь и показывает, что это значит… Масса мучеников в наших святцах — не крестились, все ветхозаветные праведники не были крещены — мы их почитаем!.. И так далее… И это так будет до скончания мира. Ну вот свидетели Иеговы, на тех же правах идут?

ОТВЕТ: Ну здесь мы с вами уже затрагиваем вопрос о спасении — кто спасется, кто не спасется… Насчет этого мы с вами можем быть совершенно спокойны!.. А знаете почему? Потому что оказывается, по православному учению, Господь видит каждого человека: видит его душу; видит, почему он стал таким или другим — видит!

Видит… и, соответственно, решается судьба этого человека! Сама истина сказала: «Всякий грех и хула простится человеку — хула на Духа Святого не простится ни в этой жизни, ни в будущей». Есть оказывается страшный грех, который заграждает от человека Бога!

Этот грех называется хулой на Духа Святого. То есть это что такое? Это ожесточение против самой истины!

Прочие грехи, при раскаянии, или грехи совершенные по неведению… Сколько у нас людей просто ничего не понимают. Вступают в ту или иную секту ничего не понимая ровным счетом. Или воспитан в атеистической среде, он другого ничего не знает.

Он искренне убежден, что именно это мировоззрение правильное… Искренно! Я вам скажу: я предпочитаю говорить с искренне заблуждающимся человеком — с ним можно говорить, он ищет — чем с человеком—фанатиком, который ничего не слышит, не видит и знать не хочет. Вот тогда это беда!..

Итак, Господь решает судьбу человека. И здесь это уж не в наших руках и не в нашей власти. Оставим это на милость Божью — тех же и иеговистов даже.

Он решит!.. О каких некрещеных? О младенцах мы решили вопрос.

А о некрещеных, по—моему, надо решать вопрос со священником. Еще раз повторяю: «о властех и воинствах» молятся. То есть, прецедент есть.

Церковь, оказывается, может молиться, не разбирая даже — крещен или не крещен. И когда, тем более, просят родные — родственники, которые любят этого некрещеного — я считаю это моя личная точка зрения за таковых конечно надо молиться. Кроме проскомидии, потому что это уже особый чин.

Почему же не молиться, если все за него просят? Мы все должны молиться! Мы должны молиться обо всех людях!..

О ненавистниках истины — обо всех должны молиться!.. Поэтому если верующие просят помолиться о некрещеных, то, по моему глубокому убеждению, нужно за него молиться. Я думаю, что и священник не откажет в этом.

Жертва Христа это не есть оправдание, снятие с меня грехов. Жертва Христа является началом нашего исцеления… Исцеления!.. Вы знаете, есть два совершенно несовместимых подхода к пониманию жертвы Христовой.

Один из этих подходов говорит, что жертва Христова сняла с нас вину за грех и за грехи. Это западная точка зрения, в частности — протестантская. Православная точка зрения говорит: жертва Христова дала нам возможность исцелиться — исцелиться!

Вот… Поэтому с протестантской точки зрения — да, жертва Христова сняла с нас вину, поэтому верующему грех не вменяется в грех! Благодаря жертве Христовой я уже праведный и поэтому могу есть пить и веселиться. Это совершенно дикий подход, не приемлемый для православия!

Православие говорит о спасении как исцелении — протестантский подход говорит о спасении как оправдании, то есть снятии вины. Вот человека под суд отдали, и суд решает: снимем с него виновность!.. Ну, по амнистии, допустим… В силу амнистии!..

Вот жертва Христова и является вот тем актом, благодаря которому происходит амнистия. Вот как они подразумевают спасение, а мы говорим о другом. Мы же все повреждены страстями, нас же ни с какой стороны нельзя тронуть!!!

Ну неужели каждый из нас не знает: и осуждаем, и завидуем и злобствуем, и раздражаемся и все что угодно!.. Исцелить надо!.. Благодаря жертве Христовой мы получили всю совокупность средств, которые помогут человеку в исцелении его.

Поэтому ни в коем случае!.. Это протестантская, глубоко порочная мысль: о том, что Христос совершил там жертву — все в порядке, а мы праведные. Над чем и издевался Лев Толстой.

И справедливо издевался, когда говорил: «Один за всех погрешил, другой за всех пострадал». Он только ошибся в одном: он приписал это православию… На самом деле это концепция целиком и полностью протестантская, а не православная. ОТВЕТ: Вот об этом никакого определенного учения Церкви нет и нам трудно об этом говорить, поскольку мы не знаем тайны становления личности.

Мы не знаем!.. Человек он и в семени человек, но мы же знаем разницу между семечком яблони и яблоней плодоносящей. Знаем разницу?..

Так семечко это яблоко или не яблоко? Так вот то же самое и человек!.. Мы же не знаем этой тайны, и мы не знаем, что происходит с каждой личностью.

Я не знаю. А этого я не знаю, и поэтому должен молчать. Если так поскору ответить, то при некоторых обстоятельствах не только можно, но и должно менять духовника.

Об этом пишет целый ряд святых отцов.

После каждой лекции - ответы на вопросы, причем не обязательно по теме выступления. Часто это бывает даже интереснее, чем основная часть.

В течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона Воробьева. По окончании МДА читал лекции по курсам: «Экуменизм», истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам, основному богословию, западным исповеданиям.

Богослов Осипов научил верующих различать насущное и желаемое в молитвах Сегодня, 07:06 Автор: Наталья Селезнева Профессор Московской духовной академии и семинарии Алексей Осипов, известный богослов, поделился своими советами о том, как правильно молиться. Он подчеркнул, что в молитве нужно обращаться к Богу с действительно важными и необходимыми просьбами, а не только с теми, которые связаны с нашими личными желаниями.

Осипов объяснил, что не стоит сосредотачиваться на молитвах о рождении детей, так как это может привести к неожиданным последствиям.

Вся суть религии — в молитве. Но не в вычитывании ее, а в молитве. Апостол пишет: «Лучше пять слов умом, нежели тьму это десять тысяч языком. Приучить себя к этому и научимся, потому что Господь обязательно поможет. Почему женщина должна, входя в церковь, надевать платок? Многие молодые женщины воспринимают это как дискриминацию, а слова апостола Павла об этом у них вызывают отторжение. Это что же мы, за протестантами пойдем, у которых только — Писание?

Помню, сидим как-то мы с ними, православная делегация, идет диалог, обсуждение, в частности, обсуждается тема «гомиков». Встает один немец, лютеранин, и говорит: «А вот наша церковь совершает такие богослужения…» Мы говорим: «Ой как интересно, а вы не читали о Содоме и Гоморре? У вас какое священное Писание? Писание открывается только тому, кто сам становится сопричастником духа Божьего, Автора Священного Писания. Поэтому критерием правильного понимания Писания являются учения святых отцов. И фундамент нашей веры состоит в учении святых отцов, а не в домыслах богословов. Наш фундамент — это святоотеческое учение. Народ это давно уже понял, и если человек начинает сам все толковать в Библии без обращения к авторитетным мнениям святых отцов — все пропало.

Смирение — вот главная христианская добродетель, без которой ничего нет. По крайней мере любви — уж точно нет. У мусульман, к примеру, нельзя войти обутым в мечеть. У евреев хоть носовой платок, а надо на макушку положить, иначе невозможно войти к их святыням. Всюду каждая религия утверждает одну великую истину, о которой говорил еще Цицерон: «Нет религии там, где нет благоговения». А благоговение выражается в конкретной форме поведения. Так что если все женщины будут это понимать, они с удовольствием будут надевать этот платок в храме и ходить в нем. Бог неизменен и поэтому не страдает.

А как же святые и Присноблаженная Богородица, которые видят наше безумие? Где же тут место блаженству? Любить можно по-разному. Мать, видя страдающего ребенка, страдает, только потому что любит. И выражает свою любовь через сочувствие. Пока мы еще находимся в области исторического времени, мы соединяемся друг с другом посредством сочувствия, того элемента любви, который в нас есть. Я верю, что и души усопших святых, и сама Богоматерь, видя наше положение, и духовное и внешнее, я думаю, что сопереживают. В чем состоит блаженство?

В умении стяжания любви. Блажен, кто любит, страдает ли он, радуется ли он. Пока мир находится еще в историческом бытии, никто из людей не имеет полноты блаженства. Мы называем Богоматерь Присноблаженной только относительно того состояния, в котором мы находимся и относительно того состояния, какое будет по окончании нашего земного бытия. Все относительно. Любовь не может не сострадать, не сочувствовать, и сама по себе она является величайшим благом и блаженством для человека. Что Вы думаете о ситуации на Украине? Если Бог устроит все наилучшим образом, то хоть малую лепту внести в это.

Но мы все делаем, лишь бы не касаться себя. Можно долго обо всем этом рассуждать, а воздержаться от осуждения сложнее — вот что принесет добрые плоды. Духовное состояние — вот что важно. В этом суть всех трагедий. Расскажите о крестных, могут ли они серьезно повлиять на жизнь человека? Этот институт давно стал формальностью. Если раньше в гонениях на христиан, это было вопросом жизни и смерти, когда крестный при всех ручался за крестника, что тот христианскую общину не выдаст, не предаст, то сегодня крестный может и вовсе в Бога не верить. Думаю, что хорошо было бы, если бы для девочки была бы верующая крестная мать, а для мальчика — крестный отец, чтобы наставлять, помогать в жизни.

Можно ли поставить под сомнения действия батюшки, повенчавшего пару, но не выяснившего их духовной готовности к венчанию? Батюшка за свое сам ответит. Иоанн Златоуст писал, что в таинстве подает благодать Сам Господь, в соответствии с духовным состоянием принимающих это таинство, а не священник, который совершает только определенный чин. Заповеди блаженства — это духовная лествица. Значит ли это, что она хронологическая или в разные периоды жизни можно находиться на разных ступенях этой лестницы? Не знаю. Какое это имеет значение? Относительно первой ступени все святые говорят: что это фундамент.

Блаженны нищие духом. Если у человека не будет осознания необходимости Христа, как Спасителя, то ничего в его христианской жизни не будет. Спаситель нужен тому, кто утопает. А если я не утопаю и всем хорош? Попробуйте мне сказать, что я плохой и тогда узнаете, какой я хороший.

Лекции Осипова

Профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Осипов объяснил отношение Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла к военной спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины. Алексей Ильич Осипов Статьи и лекции читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на православный богослов, публицист, педагог, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, автор множества книг.

В лектории «Маковец» пройдет встреча с профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым

Осипов Алексей Ильич. Законы духовной жизни Лекция профессора 3. Я человек не религиозный, но Алексей Ильич Осипов зажигал, вдохновлял.

Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы

В последний год жизни отец Никон тяжело болел, но, сохраняя ясный ум и чистое сердце, не переставал быть ярким маяком в биографии Алексея Ильича Осипова. Алексей Осипов сейчас Сейчас деятельность богослова охватывает все области жизни человечества и включает произведения на темы таинства крещения, начала существования, бессмертной души, любви, семьи и брака. Комментарии к Евангелию от Матфея» и книгой-нравоучением «О чём говорил Иисус? Преподавательская работа Окончив семинарию, Алексей Ильич поступил в Московскую духовную академию, которую в 1963 году блестяще окончил со степенью кандидата богословия. В следующем году Алексей Ильич поступил в аспирантуру и начал свою преподавательскую деятельность, которая продолжается и до сих пор. Кроме преподавания, профессор Осипов ведет обширную церковную деятельность. В разные годы он был членом учебного комитета при Синоде и членом богословской комиссии, принимал участие в Поместных соборах Русской православной церкви и различных межцерковных диалогах. Но педагогическая работа, ведение семинаров и чтение лекций являются самым главным послушанием и выделяются в биографии Алексея Ильича Осипова. Личный вклад в дело катехизации и апологии православия у профессора огромен. Зрелый возраст В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.

Преподавание в академии Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной. Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям. С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник». С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ: состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде орган управления РПЦ до 1986 года; был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года; в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ с 1994—1995 г. Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия апологетики , он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека , то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии 2016 г. В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.

Осипова «О десяти праведниках». Общественно-политическая деятельность Профессор А. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни: с 1996 по 1987 гг. Религия»; был участником ассамблей Всемирного совета церквей; участвовал в конференции европейских церквей; принимал участие в Христианской мирной конференции; был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом. Участие в телепрограммах Алексей Ильич Осипов много выступает: на встречах с учениками духовных академий; с верующими; на телевидении. Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз». Адрес, история, режим работы, расписание служб, фото, как добраться Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе.

Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений. Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение: Донести до присутствующих послания святых отцов. Обсудить вопросы православия и христианства. Например, на вопрос одного из телеведущих:» Какая главная трудность сегодня у человека на пути к храму, вере, к Богу? Как Вам кажется? Осипов ответил так: — Трудно сейчас бывает человеку выйти из той атмосферы жизни, в которую нас погружают. Самое трудное — это суета, которая отнимает все время, забивает нам голову. Мы не успеваем ничего подумать: даже о своей душе и о Боге. Вот эта суета, вот это отвлечение внимания от насущного вопроса: «Зачем я живу?

Это развлечение, это развлекаловка, которая сейчас всюду, это средства массовой информации, которые нас погружают совершенно в другой, буквально антихристианский мир.

Алексей Ильич, вот в этой связи вы вспомнили Хомякова, а я хочу Бердяева вспомнить. Помните, у него в «Философии свободы» он говорит, что вера — это… он сравнивает знание и веру, он говорит, что у знания характер насильственный и безопасный, а у веры свободный и опасный, и вера как прыжок в пропасть: ты либо разобьешься, либо все получишь. Вы вот согласны с таким образом? Знаете что, как и любое положительное, ну кстати, и отрицательное, свойство в человеке имеет границы бесконечные. Так и здесь. То, что здесь говорит Бердяев, он говорит о о самой начальной, я бы сказал, стадии, потому что когда человек при правильной христианской жизни приходит к опыту непосредственного видения и переживания Бога, тогда эти все вещи отпадают, тогда действительно это становится твердым его убеждением. А здесь так, ну начало, начало только, так сказать, и не больше. Очень здорово, потому что, мне кажется, вы даже ответили на мой следующий вопрос, потому что он там дальше говорит, что вера не знает гарантий, но я не могу совместить эту фразу с тем, что мы, зная Христа, а разве Христос не гарантия — вот в этом смысле? Вообще даже странно, когда, если человек действительно убежден и вдруг начинает еще искать каких-то посторонний гарантий.

Вот, в частности, апологетика, которой я занимаюсь, она для кого нужна? Она нужна для людей, только ищущих, и для тех, кто еще не утвердился в вере, а так, принял ее, может быть, достаточно поверхностно. Если же он действительно, хоть несколько, пережил опыт общения с Богом, тогда ему не требуется никакой апологетики. Просто это как детские игрушки уже рассматриваются все эти аргументы. Но в качестве проповеди, в качестве ответа вопрошающим, она ну естественно нужна. Но именно для них, но не для действительно того человека, который опытно убедился. Можно умом, можно опытом — это все-таки разные уровни. Алексей Ильич, а вот вера — это же дар? Или усилие воли? Или и то, и другое есть в вере?

Все добродетели или, скажем, добрые свойства, они, с одной стороны, являются не чем иным, как началом творческого акта Божия, в котором сотворен еще человек был, так? И они присущи ему, но ситуация такого рода: вот голос, у человека есть голос. Вот вам надо поставить голос. Боже мой! Это во много раз вдруг голос усиливается, становится чище, сильнее и так далее. Да, так и здесь то же самое. Некие свойства — они в душе уже есть, они все заложены по творению в человеке, но при правильной духовной жизни, когда человек приобщается Богу, то даются еще и благодатные силы для этого свойства. Поэтому вера может иметь естественный вполне порядок, а может уже становиться той силой, которая непосредственно ориентирует человека прямо на Бога. Это касается, кстати, всех добродетелей. Вот, например, я слышал, как один говорил: есть начальное смирение, а есть глубочайшее смирение.

Начальное — оно у всех может быть, это естественное свойство человека, но мы искажены, и поэтому оно носит характер очень неопределенный, подчас неясный, нетвердый. А когда человек уже начинает жить правильно, то оно приобретает устойчивый сильный характер. Алексей Ильич, а вот это веренье, о котором говорил Хомяков, а вы можете сказать, что с годами в вашей жизни — я вторую делаю попытку смеется …да-да… личного вопроса… Бесполезно, я сразу вам скажу. Или у вас не было веренья? Ну отвечу вам: я — лучший в мире. Я об этом говорю на всех лекциях, но почему-то никто не верит в это… смеется Не верит…... Да… Всё…лучший в мире, поэтому я даже не стал распространяться об этом, я уж не буду, так и быть, в другой раз как-нибудь… Алексей Ильич, а вот в окружающей жизни, поскольку вы, как тайный столпник, — вам должно быть виднее, чем другим. Как вы думаете, много вот этого «веренья» сегодня? Нет, это не только много, а оно является основным, я бы сказал, состоянием верующих людей, и причина, одной по крайне мере из причин этого, является то, что… скажу такие фразы, которые вы удивитесь, наверное, скажете, как такое… но вынужден сказать: потому что невозможно общение с Богом без молитвы, а никто не молится. Если молится, то о чем?

Болит печенка, селезенка, там муж… Экзамены сдать… …и всё такое — исключительно такой языческий подход, только земное. Бог не отрицает этого, этих нужд, и даже в «Отче наш» сказал: «Хлеб наш насущный». Но ни в коем случае нельзя это делать главным. Вектор, очень важен вектор. Так вот поэтому, к сожалению, великому, что основное направление нашей веры, оно направлено или на решение земных проблем, так? Или же даже представляется само Царствие Божие как, знаете ли, Рай пресветлый, как наслаждение, то есть ищем наслаждения. А чем отличается православие? Оно говорит: исцеление требуется. Если ты исцелишься, у тебя будет и радость, и наслаждение. Но стремиться к наслаждению — опаснейшая вещь.

Когда вдруг аппендицит, можно сделать таблеточку — и боль прошла. Таблеточку — и боль прошла, что потом дальше? Со святыми упокой. Конец фильма. Вот так и в духовной жизни, то же самое. Поэтому очень важно, чтобы цель веры была точно определена у человека в его сознании. Цель же какая? Очищение, исцеление. От чего? Вот от всей той грязи, которой в нас хватает с избытком.

И об этом и должен человек молиться? Вот об этом нужно молиться. Тогда это будет естественно. А так я иногда говорю: возьмите диктофончик, подойдите к очереди где-нибудь, спросите, о чем молятся. Вы не найдете, наверное, ни одного человека, который бы молился: «О блаженная Матрона, помоги мне избавиться от зависти». На него посмотрят: «Ты откуда свалился такой? Кто ж об этом молит? То есть крен, сильнейший крен. Ну, Алексей Ильич, вы ведь сами говорите, что и в молитве «Отче наш» Господь... Ну а как, человек всё равно будет молиться об этом, и там, не знаю, о невестке, о зяте… Да… …об экзаменах, о квартире, и разве не снисходит Господь к этим просьбам?

Нет, а дело вот в чем, что человек должен понимать, понимать, да, вот эту идею, во-первых, что «не имеем зде пребывающего града, а грядущего взыскуем», понимать это, и, как советуют отцы, они дают очень хороший совет: Господи, я знаю, что Ты Любовь и Ты сделаешь для меня всё самое лучшее, поэтому да будет воля Твоя. Ты же видишь, что я хочу. Но не настойчиво молиться об этом, а «да будет воля Твоя». Пример показал Христос в Гефсиманском саду. Жуткие предстояли страдания, а он что сказал? Вот правильная молитва. А Бог видит, конечно, я страдаю, боль и несчастья, конечно. Господи, Ты видишь, но да будет Твоя воля. А можно: «Господи, да во что бы то ни стало! Ах вот оно что.

Алексей Ильич, вот один из гостей в моей программе выразил такую надежду… на новую ересь. Он говорит: нашему богословию не хватает какой-то новой ереси. Я говорю: что вы имеете ввиду? Он говорит: ну как вот развивалось богословие, догматы в том числе были ответами на появившиеся ереси, и вот чтобы как-то двинуть вперед сегодня богословие, вот, может быть, не хватает новой ереси. Вы бы согласились с такой постановкой? Ни в коем случае. Христианство — это не просто игра в богословие. Все догматы, все вероучительные истины, они являются только базой, основой для правильной жизни, как мы уже говорили, поэтому… а здесь уже у нас море великое для того, чтобы человек мог действительно заниматься этим. Специально же что-то такое или тем более мечтать об этом, что появится какая-то ересь, люди начнут спорить, дискутировать, писать… Боже мой, мы превратимся в какой-то… философский клуб и больше ничего, который никому ничего, ничего не даст. Вот в чем дело.

Поэтому, конечно, нет. Хватит у нас того, что было. Вы посмотрите, сейчас и так, кстати, проблем в богословии немало. Проблем очень немало в богословии, которые требуют выяснения. А почему? Знаете, случилась же трагедия, в XV веке, в 1453 году пала Византия, и греки где учились потом? Все поехали на Запад. И поэтому мы видим даже такие вещи, такие вещи… вы знаете, в Послании восточных Патриархов, как, например… ну приведу пример: поскольку человеку необходимо причащаться Тела и Крови, но человеку противоестественно вкушение невареного мяса, то Бог предлагает это под видом хлеба и вина. Ужас какой оказывается. И это послание кого?..

Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура.

РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Я согласен -на с условиями Правил пользования порталом «Культура. РФ» «Культура.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий