Кинорежиссер Сергей Иосифович Параджанов родился в 1924 году в Тбилиси, но по происхождению он армянин.
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров
Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве». Дмитрий Валерьевич Бакиров прочитал лекцию «Сергей Параджанов в поисках стиля, или Обратная сторона кино». Речь режиссера сохранилась: Параджанов начинает с того, что в советской режиссуре полный застой и деградация, один приличный режиссер — Тарковский, про Ленина вообще снимают.
Ауэзов, Параджанов и Судьба
Образы Параджанова символичны, но всегда связаны с реальными обстоятельствами жизни. Даже названия работ свидетельствуют о драматической судьбе их создателя: сложные отношения с властью, запрет на съемки кино, тюремное заключение. Все годы, когда Параджанов не снимал кино и даже, когда сидел в тюрьме, он продолжал творить — рисовать, создавать коллажи, которые стали способом реализации Параджанова-режиссера. По его словам, «коллаж — это спрессованный фильм». Значение музея Параджанова — одного из самых посещаемых музеев Армении, сложно переоценить. По словам советника посольства Армении Карины Даниелян, этот музей является центром «параджановедения» и способствует популяризации имени Художника во всем мире.
Впрочем, так почти всегда: из особенно настойчивых экспериментов непременно вырастает нечто художественное. Но в «Саят-Нове» ему удалось нечто, превосходящее «художественность».
Для сравнения: советское «параллельное кино» в 1980-е иногда открывало если не новые материки, то затейливые экзотические острова. Но кто станет сейчас пересматривать по доброй воле изобретательные некрореалистические опусы Евгения Юфита со товарищи? В случае же Параджанова перебор «примитивов» породил натуральное чудо. Но то был перебор примитивов, освященных Традицией, вот же что. Выходит, «материал» имеет еще какое-то значение. Безблагодатный материал обрекает формальный поиск на последующий мусорный ветер. Весь его серьез поместился в единственном главном фильме.
Статуарные герои, аскетичные коллизии, колышущиеся страницы и ковры, моросящие дожди… В «Саят-Нове» с человека словно сдирают корку автоматического существования, актуализируя вопрос вопросов: каков человек в Вечности? Почему, кстати, он не по-доброму эстетически распоясался в поздних картинах?! Художник становится заложником «человеческих, слишком человеческих» стихий, вынужденно играя навязанную и поклонниками, и недоброжелателями роль, не имеющую отношения к творчеству. Возможно, «Ашик-Кериб» следует воспринимать в качестве автопародии? И едва «стало можно», Параджанов сбросил тяжкие оковы, пустившись во все тяжкие эксперименты, в том числе со вкусом и здравым смыслом. Он, похоже, совершенно не заметил, что ровно так же поступили в перестройку практически все, вплоть до откровенных бездарей. Получается, записной элитарий, задрав штаны, побрел за комсомолом.
Хорошая терпеливая цензура определенно помогла бы ему и в восьмидесятые. Вероятно, каждому человеку как воздух необходима культура припоминания, являющаяся основой мышления, и культура забвения, расчищающая наш внутренний горизонт. Ритуал уводит от повседневной суеты, учит сосредотачиваться, быть равным самому себе. Сегодня совершается глобальная подмена: вместо культурной аскезы и праведного забвения публике предлагается камлание на бессмысленных, чуждых останках «глобальной культуры», и эта мерзость авторитетно обозначается термином «постмодерн». Изумление от единственного бесспорного шедевра Параджанова «Саят-Нова» порождается как раз культурой мудрого забвения. Не так важно как, где и когда прожита жизнь в ее внешних проявлениях, куда важнее векторный рисунок внутреннего бытия. И вся эта навязчивая «красота» на грани декоративности — не мой вообще-то стиль, не мой вкус, не мое, и все тут!
Однако же почему-то принимаю и благодарю. Но потом, в последующие ночи смотрю урывками еще две параджановские картины и недоумеваю: редакторы телепоказа полагают, что все это одного поля ягоды? Что с того, что под произведениями одна и та же подпись?
Личности и фильмам всемирно известного режиссёра посвятили симпозиум, а в одном из соборов Роттердама оформили выставку, экспонатами которой стали кадры из картин Сергея Параджанова. Сергей Параджанов скончался в 1990 году в возрасте 66 лет.
Им снято около двадцати картин некоторые не были завершены , ряд фильмов завоевал международные награды.
Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР. Что думаешь?
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая
Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму.
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - Газета.Ru | Новости
Эта расшифровка легла в основу уголовного преследования. Он, посмотрев эту картину, сказал о том, что это удивительная картина, но что в ней очень много мастики. Я долго не понимал, почему именно мастики. Потом мне перевели его переводчики, которые все время его сопровождают и редактируют, что это мистика.
Я говорю — «Слушайте, Святослав Павлович, ведь это же Майоль! Понимаете, ведь он даже не знает, что есть формы определенной скульптуры, определенной пластики. Мне показалось, что я говорю с ним на разных языках.
Это же Майоль! Но меня разозлил вчера этот член ЦК, который мне грозился, что вы еще шесть лет не будете работать. Ну, не буду работать я, найдется другой талантливый человек, все равно он естественно возникнет где-то.
Просто обидно, когда я не мог делать картины, мне давали, а вот когда я умею, мне не дают.
И такой поэтический взгляд сильно отличался от партийного кино. Для советского национального кинематографа было характерно то, что историк Франсин Хирш называла «двойной ассимиляцией». Цель любой нации, с точки зрения Хирш, заключалась сначала в формировании традиций и их развитии по лекалам, заданным партией , а затем в слиянии в большую советскую нацию. Поэтический взгляд Параджанова был о другом — о национальном за пределами советской современности. Армения: «Цвет граната» Не каждому пить воду мою: Особый вкус у ручьев моих. Режиссер хотел создать картину, выдержанную в духе магического сюрреализма. Жест, звук, движение, взгляд — все это увлекало художника гораздо больше, чем любой литературный сюжет. Параджанов утверждал, что сугубо биографическое повествование его не интересует.
Вместо этого в «Цвете граната» он поместил зрителя в буйство красок и сменяющие друг друга сюрреалистичные сцены. Женщины плетут ковры, вода стекает по женской груди, на которой лежит огромная раковина, люди превращаются в живые коллажи из разных объектов, возлюбленная поэта держит красные кружева и смотрит прямо в камеру. Такая свобода не вписывалась в рамки советского кинопроизводства. Фильм пострадал от множества правок и цензурных ограничений. Перемонтированную версию посмотрел всего один миллион зрителей для сравнения: «Тени забытых предков» видели 8,3 миллиона. Кадры из фильма «Цвет граната», 1968 год Но карьера Параджанова пострадала не только от ножниц цензора. В начале 1970-х его снова арестовали по обвинению в мужеложстве. Еще со времен политического салона в киевской квартире за Параджановым и его друзьями следил КГБ. Провокационный для СССР образ жизни и работы режиссера привлекали внимание властей.
Критик Виктор Демин вспоминал то ли анекдот, то ли быль. Можно понять, насколько Параджанов был странным и неуместным для советского кинематографа. Незадолго до уголовного дела режиссер начал поддерживать украинских писателей-диссидентов. Весной 1974 года Параджанова приговорили к пяти годам лишения свободы.
И не только Кустурица. Не забудем в биографии и о тюрьме, об арестах, о травле. Это было, этого нельзя отрицать. Но даже из этих своих страшных переживаний Параджанов вынес … любовь. Или у него ее было так много, что даже век-волкодав оказался перед ней бессильным. Сегодня, в день 100-летия мастера, многие вспоминают его фильмографию, но в случае с Параджановым правильнее было бы вспомнить Параджанова-мудреца. Ведь он совсем не случайно рассыпал в своих письмах и автобиографиях афоризмы, знал, что со временем потребность в любви и чуде будет только возрастать. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и все - с балкона детства. Чтобы не отстранить предмет своим присутствием. Чем меньше будет слов, тем больше будет пластики, выразительности. У нас изобилие слов в газетах и везде.
Параджанов выписывает для картины меха и каракуль из фондов Союзпушнины, антикварные персидские шали и ковры, ассистенты скупают старинное серебро по горным селам буквально ведрами, а в финале первого съемочного дня режиссер посылает в Госкино удивительную телеграмму: «Шестнадцатого августа, после двухмесячной пролонгации, был назначен съемочный день, который клинически провалился. Настаиваю закрыть картину последующим уходом из кинематографа вообще. Достаточно мне «Киевских фресок» и репрессий Тарковского». Причина демарша — для сцены мытья ковров ему не нашли массовку из настоящих курдиянок; в кадре видны только пятки, но армянские пятки режиссеру не подходят. В результате найдены и правильные пятки, и даже живые ламы, но киночиновники от фильма в ужасе. Фильм переименовывают в «Цвет граната», присваивают самую низшую, четвертую, категорию и показывают крохотным количеством копий и только в Армении. Затем, чтобы отбить долги студии, «Цвет граната» дают переделать автору ленинианы Сергею Юткевичу — он сокращает и перемонтирует фильм, снабжает поясняющими титрами и вступлением «Дорогой зритель! Не ищи в этом фильме биографию великого армянского поэта XVIII века Саят-Нова» ; в этом виде он выходит в страшно ограниченный союзный прокат. Ни на какие фестивали фильм не посылают, мировая публика увидит «Цвет граната» только в начале 80-х. Из чудом сохранившихся рабочих материалов картины в 90-е сделают «авторскую версию», а режиссер Левон Григорян, работавший ассистентом на картине, смонтирует свои «Воспоминания о «Саят-Нове». Виктор Шкловский писатель «Если ты действительно решил говорить на экране скупым языком фресок, если тебя завораживает статичная выразительность египетских барельефов, то тогда передвинь временные рамки своего рассказа. На современном материале, перекликающемся с нашими реалиями, тебе такой фильм не разрешат снимать. Попробуй продолжить свои поиски, прибегнув к архаике. А если сделать не киевские, а армянские фрески? Великолепного материала в армянском Средневековье множество. Взять хотя бы фигуру Саят-Нова» из письма Параджанову. Картина безумно статична, и этим она мне очень дорога. Сценарий был написан в стихах, он был абсолютно непонятен никому и поэтому не был утвержден. Никто не понимал, на что надо наводить фокус». Среди немногих счастливчиков, успевших посмотреть фильм таким, каким его задумал Параджанов, оказался и я. Картина была еще не озвучена, местами растянута, не очень точно смонтирована, но… она потрясала! Именно потому, что мне удалось посмотреть картину до того, как ее жестоко порезала цензура, после долгожданной премьеры осталось чувство разочарования. И в конце 90-х я узнаю о чуде — нашелся рабочий материал! Сразу родилась мечта увидеть на экране уничтоженные, вырезанные цензурой эпизоды. У советской цензуры был хороший вкус, вырезанные эпизоды были действительно лучшими». Спас, понимаете? Левон смонтировал свой фильм из срезок, это кадры, которые сам Параджанов выбросил. О чем тут говорить? Да, есть много людей, и среди друзей моих тоже, которые считают, что Юткевич его испортил. Но сам Параджанов говорил мне, что он никаких претензий к Юткевичу не имеет. Ну, он стал на 10 минут короче, появились титры… Сергей говорил, что это фильм-мозаика, отрежь кусок — ничего не изменится. Вы же сами можете посмотреть оригинальную армянскую версию и сравнить. Она, кстати, уцелела чудом — оставалось буквально пара копий, страшно выцветших, а после ареста Параджанова все боялись их хранить. И оператор картины отвез ее в Ленинград, подруге, которая была замужем за генералом МВД, — решили, что их-то обыскивать не будут». Документальный фильм Левона Григоряна «Воспоминания о Саят-Нове», в котором он пытается восстановить логику авторской версии Подарки Значительная часть любых воспоминаний о Параджанове посвящена тому, как он дарил подарки — кажется, что для него это вообще был один из способов общения с внешним миром. Подарки от Параджанова получали и близкие, и малознакомые люди, он посылал их с нарочными, передавал в другие города и мог потратить все деньги на подарок человеку, которого видел один раз в жизни. К любому подарку прилагалась история, чаще всего выдуманная от первого до последнего слова. Алла Демидова «Он мог дарить самые что ни на есть дешевые побрякушки и говорить при этом, что это уникальные украшения от принцессы английской. В то же время Параджанов мог подарить уникальные вышивки незнакомым людям, о которых забывал тут же». Получал подарок и передаривал, мог вообще украсть у вас что-нибудь, передарить другому человеку, а вас потом убедить, что вам она просто не нужна.
В «Росфото» откроется выставка, посвящённая Сергею Параджанову
Сейчас лучшее время предзаказа альбома, так как цены ниже уже не будет никогда. Стоимость альбома 1. Формат этой площадки и материалов, размещенных на ней, будет несколько отличаться от того, что вы видите здесь — больше лонгридов, аналитический статей, интересных фактов и новостей из мира кино, связанных с творческим наследием Сергея Параджанова.
Он вписывает перекликающиеся с ними микросюжеты из жизни Саят-Новы в статуарную архаику своих мизансцен.
Превращает житийные жанровые сюжеты в натюрморты с натурщиками в обрамлении порталов древних армянских церквей. Трепетный мир армянской миниатюры и высушенная, как бы романская архитектура армянских церквей — два полюса исходного средневекового мышления. Так подается вневременной сюжет развития внутреннего мира героя: перерастая себя, поэт обретает и опознает свой внутренний космос.
От сцены к сцене развивается пластический сюжет: каждую, как бы каменеющую микроновеллу оживляет какая-нибудь одна движущаяся миниатюрная деталь. Примечательно, что почти все стихотворные цитаты Саят-Новы посвящены поэтическому онемению, изумлению, смирению. О Саят-Нове известно немного, он был мистификатором, выдумщиком автобиографии.
Параджанов прочувствовал принципиальную анонимность, неуловимость национального поэтического гения как художественную проблему, И. Знаменитый французский критик Серж Даней так отзывался о фильме: «Вот фильм поэта, который не менее, чем поэзия, не терпит пересказа. Бери его или оставь.
Эффект такой системы то странный, то гипнотический, то комический, то скука, то «тортом по физиономии» — на выбор. Понемногу от каждого. Как если бы кино было только что изобретено, и актеры, надев свои самые красивые наряды, учились двигаться в этой неведомой стихии — пространстве фильма: в поле зрения камеры.
Скупые на жесты, но не на взгляды. Это все идет, разумеется, от иного и издалека: от искусства икон и религиозной концепции, где изображение должно быть приношением — Богу, зрителю, им обоим». Однако существуют и «земные книги» — ковры.
Отбросив такой ковер от слухового окошка хамама, маленький герой видит юный женский торс. Причем одна грудь прикрыта спиралевидно закрученной раковиной, очевидно символизирующей сокровенное женское естество. Следующая новелла: подросший герой, вернее его пробудившаяся душа, предстает андрогином в исполнении Софико Чиаурели.
С этого момента мы просматриваем биографию поэта изнутри, в обрамлении его внутреннего ландшафта — как историю томления духа. Наивное искусство, которое ориентируется не на массового зрителя и кассу, но зачастую определяется недостатком средств, технологических возможностей и даже профессиональных артистов, вынужденно воспроизводит одни и те же приемы. Статичные планы, подобные назывным предложениям; ослабленный сюжет, сопутствующая ему монтажная вольница.
При наличии минимальных способностей и железной воли к победе снимать или писать авангард нетрудно: зачастую достаточно делать все наоборот. Вспоминаю одного малоизвестного, но острого на язык поэта: Нет стихов хороших, Есть в деревне лошадь. Лошадь — это стих!
За псевдоисторический картон его бы распяли.
Картина «Тени забытых предков», добавил директор музея, — сегодня лучший фильм об Украине, а «Цвет граната» — об Армении… Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. Прежде всего, Л. Григорян поприветствовал энтузиазм и мужество Завена Саргсяна, создававшего ереванский музей в условиях тяжелейшего экономического кризиса 90-х годов прошлого столетия. Григорян сотрудничал с С. Параджановым во время работы над фильмом «Цвет граната», первоначально носившим название «Саят-Нова» — по имени и в честь знаменитого армянского поэта.
С большим сожалением Левон Рачикович говорил о вмешательстве советской цензуры в съемочный процесс, изрядно сократившей картину и лишившей ее самых ярких и значительных эпизодов. Несколько лет назад, продолжил Л.
Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях.
А еще известен как вольнодумец, выступавший открыто против культурной политики в Советском Союзе, против цензуры, критиковавший судебные расправы над интеллигенцией Украины. Сергей Параджанов. Постановочная фотография «За решёткой», 1984 г.
Хочется рассказать о его разбитой юношеской любви — даже не разбитой, а растоптанной, расколотой, раздавленной, погибшей, и не под колесами политической машины, а под тяжестью людских предрассудков и искаженной морали. Это произошло, когда будущий автор культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната» еще был студентом ВГИКа — задолго до его международной известности и всех судебных перипетий. Тогда армянский юноша увидел в московском ЦУМе молоденькую девушку.
Красивая татарочка по имени Нигяр работала в одном из отделов магазина. Ее семья была родом из Молдавии, и для нее большая Москва тоже была пока городом чужим. Нигяр Сераева была красива той сочной восточной красотой, в которой чувствуется порода и внутренняя сила, и это привлекло Параджанова настолько, что он возвращался в этот отдел ЦУМа снова и снова, чтобы просто полюбоваться на девушку.
Он приходил каждый день, и однажды решился и заговорил с Нигяр. Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе. Параджанов пригласил девушку на свидание, но она не согласилась.
Скромная и молчаливая, она даже помыслить не могла о каком-то флирте или скоротечном студенческом романе.
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая
На протяжении длительного времени эти стили не пользовались особой популярностью и только после смерти кинорежиссера его работы стали широко известными и начали демонстрироваться на выставках. Государственной премией Украины им. Шевченко Сергей Параджанов был награжден посмертно.
О ней до сих пор ходит много легенд. У отца был очень большой круг общения людей с разными интересами. В этой квартире собирались профессора, спортсмены, актеры, скульпторы и даже криминалитет. Когда он приходил, первой заходила охрана, смотрела, нет ли посторонних, и только потом уже шел Шелест. Я тогда до конца не понимал, что это за люди, какой они величины. Но я их видел, общался, хоть и маленьким был. Отец всегда любил создавать режиссуру даже дома.
Брал бутылку и показывал. Когда приходили, никто не разувался, никаких тапочек, квартирка маленькая. Мама до сих пор очень жалеет, что, когда приехал к папе Владимир Высоцкий а он выступал у своего друга на улице Пирогова , она не поехала, осталась у родителей. А меня с Высоцким папа впервые познакомил на латвийском курорте в Яункемери. Я поехал туда с отцом после спортивного лагеря в Новой Каховке, а он отдыхал там с Мариной Влади и одновременно снимался в каком-то фильме. Мы пошли к ним в гости. Дверь открыла Марина. Папа меня представил. Хочешь чешского пива? И тут же потеряла ко мне интерес.
Дела могут быть только хорошо или плохо. В Тбилиси мне запомнилось, как в гости к папе приехал Андрей Тарковский, мы вместе встречали Новый год. В Тбилиси была традиция: считалось, что Новый год нужно встречать на трезвую голову, а уже после этого можно было позволить себе выпить. Когда я приезжал с папой к ней в Переделкино, Брик хотела подарить мне книгу с автографом Владимира Маяковского. Мне тогда было 17 лет. Конечно, книжка с автографом поэта после таких слов мне не досталась. Больше мы не общались. Папа часто Лилю многими подарками одаривал. Папа увидел бриллиант, заинтересовался. Откуда у нее такой бриллиант?
Это был единственный раз, когда я видел папу без нее. Было очень необычно его таким видеть. Тогда в местах лишения свободы не разрешали носить бороду. Когда узнавали, что в Тбилиси приезжает, к примеру, Театр на Таганке, вся улица выносила столы, такая гулянка начиналась… Папа выходил на третий этаж и с балкона разливал из графина гостям чачу в стаканы. Он и сам любил готовить, когда на него находило вдохновение. Если режиссер снимает фильм про криминал, то он тоже должен уметь это делать. Он мне на конкретных примерах это показывал. Идем на базар. Да за 25 тебя мулла проклянет! Идем дальше, гранаты продают.
А папа очень любил, когда они на столе в вазах стояли. Торговец — молодой мужчина с восточной внешностью. А это мой сын. Он в Киеве живет. Знаешь, какие красивые девочки? В это время папин троюродный брат ставит сумку на землю, и папа с его пирамиды гранатов сбрасывал по одному в эту распахнутую сумку. Что только отец ни делал! И у церкви милостыню просил. Они с камерой с ним идут, а он встал около церкви в Тбилиси милостыню просить. Некоторые его узнавали, давали по 10 и 25 рублей.
Нищие были недовольны, что он отбивал у них заработок. А папа за полчаса собрал 150 рублей. Но потом нищим эти деньги и раздал. Приходим с ним, например, в комиссионку, у папы рубашка навыворот, на шее платок, продавцы думают: цыган какой-то. А они уже на перстни смотрят, в голове караты и чистоту считают. Так он вел себя в магазинах, где его не знали. А там, где его проделки хорошо были известны, он устраивал настоящие шоу. Он мог эмоционально, гипнотически на человека действовать, и тот попадал под его влияние. Один раз был женат, хватило меня на год. Захотела жена поехать в Югославию.
Приехала она через два месяца.
В номинацию принимаются работы, выполненные в технике анимационного коллажа. Мы будем рады видеть среди участников художников и дизайнеров, аниматоров, моушн- и диджитал-артистов. Коллажи должны быть вдохновлены творчеством Параджанова.
Для нас коллаж — широкое понятие. Вы можете экспериментировать с монтажом и звуком, вторжением типографики в анимацию, предлагать неожиданные сценарные решения и актуальные темы. Нас волнует не визуальное сходство с творчеством Параджанова, а рефлексия на новаторский дух и эксперименты мастера.
Непредсказуемый, эпатажный, с искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, Параджанов продолжал снимать кино, несмотря на все неурядицы. А первым футболистом становится Ефим Юшка, которого в округе прозвали первым парнем за любовь к не совсем безобидным шуткам. Удастся ли молодым людям осуществить задуманное? По сюжету, два гуцульских рода охвачены многолетней враждой. На фоне этого рождается любовь Ивана и Марички, относящихся к сражающимся семьям. Иван вынужден был уйти на заработки, в это время Маричка погибла в речной пучине. Иван пытается забыть любимую, но тщетно.
Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения
- Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая | 08.02.2024 | ИА
- Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения
- Трагическая любовь
- РОСФОТО Рядом с Параджановым
Второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»
Памяти Параджанова посвятил свое выступление его коллега, автор книги о кинорежиссере из серии ЖЗЛ «Параджанов» и фильма «Код Параджанова», режиссер Левон Григорян. 1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Да, Параджанова явно подставили, команда «Посадить!» была спущена сверху, но нестандартный секс режиссер культивировал, ничего не поделаешь. Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова (в центре).
Параджанову исполнилось бы 100: интересные факты из жизни гения
Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин. После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта. Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям. Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко".
«Прошу отпустить меня в голом виде через советско-иранскую границу. Параджанов»
Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына — Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно. Венец творчества Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков». После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания. Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта».
Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл. И если «Тени забытых предков» — венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» — кульминация всей его жизни. Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб».
Преследования и арест От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо. Если к этому добавить его неоднократные обращения к руководству партии и просьбы о прекращении преследований известных деятелей культуры и науки, понятно, почему он стал «неугодным» для верхушки КПСС. Последней каплей стала подпись Сергея Параджанова под письмом интеллектуалов, которые в 1968 году выступили против политических репрессий. Из-за активной гражданской позиции режиссёр стал костью в горле для власти. В 1973 году её терпение оборвалось и Параджанова приговорили к 5 годам заключения.
Образы Параджанова символичны, но всегда связаны с реальными обстоятельствами жизни. Даже названия работ свидетельствуют о драматической судьбе их создателя: сложные отношения с властью, запрет на съемки кино, тюремное заключение. Все годы, когда Параджанов не снимал кино и даже, когда сидел в тюрьме, он продолжал творить — рисовать, создавать коллажи, которые стали способом реализации Параджанова-режиссера. По его словам, «коллаж — это спрессованный фильм». Значение музея Параджанова — одного из самых посещаемых музеев Армении, сложно переоценить.
По словам советника посольства Армении Карины Даниелян, этот музей является центром «параджановедения» и способствует популяризации имени Художника во всем мире.
В экспозиции представлены портреты режиссера, рабочие моменты съемок, афиши, рисунки к фильмам. Автор фотокниги «Сергей Параджанов. Хроника диалога» Юрия Мечитов запечатлел жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза, представлены также и фото со съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани».
Специально к выставке "Рядом с Параджановым" в "Росфото" подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер-классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино. В Ереване находится музей с постоянной экспозицией, посвященный Параджанову. Его коллекция представляет художественное и литературное наследие культового режиссера, состоящее примерно почти из 1,5 тыс. В музее также представлены неопубликованные сценарии, либретто и различные произведения искусства, которые Параджанов создал, находясь в заключении в том числе знаменитые "талеры", монеты, выдавленные на крышках от бутылок с молоком.