В постную среду и пятницу рыба разрешена для тех, кто по причинам здоровья не может выносить строгого поста без употребления животных белков.
С 14 февраля начинается неделя мытаря и фарисея: что нельзя и нужно делать в эти дни
Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа — это всадник, а тело — лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. Потому что конечная цель жокея и его коня — прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу — к Царствию Небесному. С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания — Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок.
С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. То есть пищевой пост — это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа. То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них — любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен». Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера — это касается богослужебного дня, т. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню — то есть с утра и до утра богослужебный же день — с вечера и до вечера.
Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу если следовать логике разрешения поста вечером. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии. Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста. Конечно, в современных реалиях практика однодневного среда и пятница поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день. Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда — предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница — день смерти Господа нашего Иисуса Христа.
И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас. Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Молитва и пост — вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу — путем любви к Всевышнему и к ближнему своему. Иерей Андрей Чиженко Любой пост является своеобразным комплексом для духовного приближения человека к божественной сущности. Аскетическая практика Православной Церкви создала универсальную структуру пищевого потребления для того, чтобы сознание могло легче достигнуть Высшей обители. Пост в среду и пятницу - средство истончения грубой телесной оболочки благодаря воздержанию в еде и сексуальных связях. Такое духовное изменение позволяет переходить на высшие ступени общения со Святым Духом через покаяния, милосердие и чтение молитв. Значение постных дней Еще до появления христианства люди соблюдали двухдневное пищевое воздержание. Просветители ясно понимали, что истребить привычку из умов только что принявших новую веру невозможно.
Поэтому Церковь согласилась модифицировать старые традиции и внедрить их в православную веру. Эта древняя практика упоминается уже в Новом Завете и в раннехристианской рукописи «Дидахи». Эти постные дни недели в православии приурочили к трагическим моментам истории христианства. Верующие, воздерживающиеся от еды и половых отношений, отдают дань памяти эпизоду, когда Божий Сын был предан учеником Иудой, приговорен к мученической смерти и распят на кресте. Траурное значение не единично. Постные дни вобрали в себя принципы круглогодичной охраны сознания человека, погруженного в православную веру.
Его продолжительность составляет 14 дней. В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. В праздник Преображение Господне 19 августа можно употреблять в пищу рыбу независимо от того, на какой день он выпадает. Его продолжительность составляет 40 дней. В период с 28 ноября до праздника святителя Николая 19 декабря включительно в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу — сухоядение. С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений. Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. В Рождественский сочельник 6 января нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво — вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом. В праздники Введение Богородицы во храм 4 декабря и святителя Николая 19 декабря по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу. Однодневные посты 18 января 2024 Установлен на 18 января — канун праздника Крещения Господня. В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом независимо от того, на какой день недели он выпадает. Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября 2024 Установлен на 11 сентября — день мученической смерти Иоанна Предтечи крестителя Иисуса Христа. В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение. Воздвижение Креста Господня 27 сентября 2024 Установлен на 27 сентября — день обретения Животворящего Креста. В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом кроме среды и пятницы — в эти дни недели допускается лишь сухоядение. Пост в среду и пятницу Среда и пятница — дни строгого поста. В эти дни недели в период зимнего мясоеда между Рождественским и Великим постами и весеннего между Великим и Петровым постами запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию.
Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию — над телом должен возвышаться дух. Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа согласно современному времени — до 15 ч. В эти дни богослужения были особенными. Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду. Если в наше время традиция постных дней довольно устоявшаяся, то поначалу это было добровольным выбором верующего. Но уже тогда пост завершался принятием Причастия. Правда, хранились святые дары у каждого дома. Постепенно среда и пятница становились днями собраний, когда верующие совместно изучали Священное Писание. Сбор средств на строительство храма. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу , ведь Христос постился, показывая нам пример.
В субботу проходит поминовение усопших. Во время всенощной в воскресенье торжественно выносится украшенный цветами Животворящий Крест и трижды поется "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Это песнопение сопровождается совершением трех земных поклонов. После этого верующие подходят целовать крест. Вынос креста осуществляется для того, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа, а также укрепить постящихся в их маленьком духовном подвиге. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются "Крестопоклонными". Верующие просят Господа о воздержании от пороков и об укреплении веры. В эти дни нужно уделять молитвам больше времени, чем обычно. Если нет возможности ходить в храм, то можно молиться самостоятельно. В третью седмицу поста читают: молитву утреннюю и вечернюю; молитвенные тексты о покаянии; молитву Ефрема Сирина. В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. На поминовении усопших в среду также проходит особая литургия, после чего на кладбищах и храмах служат литии и панихиды. Однажды его посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, и святой стал возмущаться. Однако, прислушавшись к разговорам заключенных об их "подвигах", святой Ефрем узнал в этих историях свои проступки, за которые он никогда не был наказан. И понял, что осужден за старые грехи. Святой Ефрем начал усердно молиться о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, богослов стал подвижником, и так преуспел, что ему предложили стать епископом, но он отказался. Главным занятием преподобного Ефрема было покаяние. А молитва Ефрема Сирина стала главной покаянной молитвой церкви. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Страстная неделя в 2024 году: когда начнется, что можно есть
Оглавление: Почему среда и пятница считаются постными днями Люди, которые только недавно пришли к осознанному выбору духовной жизни, не всегда знают для чего именно соблюдаются посты. Но особенно, их мучают терзания по поводу обязательного поста в третий и пятый день недели, которые считаются постными днями независимо от того идет сейчас пост или же нет. В среду, постящиеся люди, своим отказом от скоромной пищи вспоминают день предательства Иуды Христа. Пятница — день, когда Христа распяли, приговоренного к смерти на кресте. Таким образом соблюдается траур по трагичным событиям, произошедшим при земной жизни Иисуса. Но, кроме этого, эти дни имеют свойство спасать души людей, неустанно показывая дьяволу крепость и нерушимость веры.
Пост укрепляет дух православного человека, очищает его, способствует развитию духовности. Это подобие регулярных тренировок для спортсмена. Постные дни позволяют держаться в форме, только духовной, и тем самым оказывают благотворное влияние на физическую форму. Отказ от определенной пищи в эти дни недели позволяют задуматься о бренности своего существования и еще раз обратиться к молитве. Нательная икона с цепочкой «Матрона Московская» — духовный и красивый подарок близким — купить за 1 490 руб Как правильно поститься в среду и пятницу При соблюдении постных дней нужно знать правила, чтобы нечаянно, по неведению не оскорбить память столь важных дней в христианстве.
День по церковному времени начинается не в обычное время. Отсчет новых церковных суток идет с момента начала вечернего богослужения в храме.
Четыре длинных поста установлены в преддверии великих праздников: 40-дневный Рождественский пост — в преддверии Рождества; Великий пост Великая Четыредесятница , которая по факту длится 49 дней, включая Страстную седмицу, — в преддверии Пасхи; Петров пост — в преддверии праздника святых апостолов Петра и Павла; Успенский пост — в преддверии Успения Пресвятой Богородицы.
Все эти посты установлены Церковью для нашей физической и духовной пользы. Но на практике далеко не все христиане исполняют все посты. Некоторые исполняют только те, на которые им хватает духовных и физических сил.
Сколько постов исполнять и в каком объеме — это вопрос, который каждому христианину лучше всего решать в диалоге со своим духовником.
Перед нами — традиционный ветхозаветный счет дней недели, соответствующий порядку творения в 1 главе книги Бытия, где каждую седмицу завершает суббота. Если перевести текст на язык известных нам календарных реалий первый день недели в «Дидахи» — следующее за субботой воскресенье , то мы увидим четкое противопоставление двух практик: пост в понедельник и четверг «во второй и пятый день недели» против поста среды и пятницы «в четвертый и шестой». Очевидно, что вторая из них — это наша сегодняшняя христианская традиция. Но кто такие «лицемеры» и почему было необходимо выступать против их поста на самой заре церковной истории? Пост лицемеров В Евангелии мы неоднократно встречаем слово «лицемеры», грозно звучащее из уст Христа Мф. Он использует его, говоря о религиозных лидерах израильского народа той эпохи — фарисеях и книжниках: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» Мф. Более того, Христос прямо осуждает их практику поста: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» Мф. В свою очередь, «Дидахи» — древний иудео-христианский памятник, отражающий литургическую практику раннехристианских общин, состоявших преимущественно из обратившихся ко Христу иудеев. Он открывается популярным иудейским «учением о двух путях», полемизирует с иудейскими предписаниями о ритуальных качествах воды, использует в качестве евхаристических молитв христианскую переработку традиционных иудейских благословений и т.
Очевидно, в предписании «Посты же ваши да не будут с лицемерами» не было бы нужды, если бы не существовало христиан и, судя по всему, значительного числа , которые придерживались постной практики «лицемеров» — очевидно, продолжая следовать той самой традиции, которую они соблюдали до своего обращения ко Христу. Именно на нее обращен огонь христианской критики. Долгожданный дождь Общеобязательным постным днем для иудеев в I в. К нему добавлялись четыре однодневных поста в воспоминание национальных трагедий: начала осады Иерусалима 10 тевета , завоевания Иерусалима 17 тамуза , разрушения Храма 9 ава и убийства Годолии 3 тишри. В случае наступления тяжелых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий. Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» «Посты». Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий — засуха. Осенью, в месяце мархешван начало периода дождей в Израиле, октябрь — ноябрь по нашему солнечному календарю , назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник».
Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета ноябрь — январь , однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий». Образец благочестия Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, — это раввины и книжники «те, кого можно поставить руководителями общины» , либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу. Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом. Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Два из семи Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т.
Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели. Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем. Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим.
Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? Едва ли можно предположить, что речь здесь идет об одном из общеобязательных ежегодных иудейских постов — мы видим, что Христос исполняет Закон, выступая против позднейших ритуальных раввинистических предписаний, «предания старцев» Мф. Поэтому речь здесь, судя по всему, идет именно об этих еженедельных постах, соблюдение которых рассматривалось в качестве важной составляющей благочестивой жизни. Спаситель ясно отвечает на этот вопрос: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Вполне возможно, что некоторые палестинские верующие понимали эти слова Христа таким образом, что после Вознесения наступило время соблюдать традиционные иудейские посты. Поскольку эта традиция была популярна среди вчерашних выходцев из иудаизма, более эффективным путем борьбы представлялась ее христианская модификация. Поэтому, не желая уступать в уровне благочестия, христианские общины установили свои еженедельные постные дни: среду и пятницу. В христианстве высшей точкой недельного круга становится воскресный день, поэтому естественным образом меняется и его внутренняя структура. В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась.
Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в. Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в.
Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi.
Часто спрашивают, как правильно поститься в эти однодневные посты: можно ли есть рыбу, растительное масло, когда начинать и заканчивать пост — одновременно с календарными сутками в полночь или с вечера, со времени вечерней службы. Современная практика такова: если это не период одного из четырех длительных постов, то можно есть рыбу и растительную пищу с маслом. Если же среда и пятница выпадают на период поста, то рыба не употребляется.
Поститься принято по суткам — с полуночи среды или, соответственно, пятницы.
С 14 февраля начинается неделя мытаря и фарисея: что нельзя и нужно делать в эти дни
Скажите, пожалуйста, а почему понедельник, среда и пятница являются днями более строгого поста, а в течение всего года только среда и пятница постные? В среду — по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу — потому что в сей день Он пострадал за нас». Почему установлены для поста именно эти два дня в неделю — среда и пятница? Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Пост среда пятница воздержание духовная жизнь молитва Тихон Задонский Иоанн Кронштадтский Златоуст Василий Великий. Если же среда и пятница выпадают на период поста, то рыба не употребляется.
Пост в среду и пятницу — смысл, правила, особенности
Почему православные постятся в среду и пятницу. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 3 по полудни), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Среда и пятница посвящены последним дням земной жизни Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Великая, или Страстная пятница — день скорби и испытаний для христиан в память Крестных Страданий Иисуса Христа. На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу. – Постами в среду и пятницу мы обозначаем особые дни в жизни Спасителя. В среду мы почитаем Его предательство Иудой, а в пятницу Его смерть нашего ради спасения.
Как называется вторая неделя Великого поста
- Пост среда и пятница, что можно есть
- Начался Великий пост 2024: продуктовый календарь, что можно и нельзя есть или делать
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.
- Постные дни среда и пятница: что можно есть
- Суть названия
Зачем поститься в среду и пятницу?
В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ (в монастырях к ним приравнен и понедельник) – пищу принимают один раз в день «в 9-й час» (около 15.00). Постепенно среда и пятница становились днями собраний, когда верующие совместно изучали Священное Писание. пятница постный день. Среда стала постной в связи с памятью о том, что Иуда предал Христа накануне еврейской Пасхи. В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) по уставу среда и пятница — дни строгого поста. Скажите, пожалуйста, а почему понедельник, среда и пятница являются днями более строгого поста, а в течение всего года только среда и пятница постные?
Постные рецепты
- Почему Среда И Пятница Постные Дни Для Православных
- Пост в среду и пятницу
- КАК СОБЛЮДАТЬ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ - Философия
- Что можно есть
- Даты Страстной недели в 2024 году
Православные праздники. О трапезе в праздники
- В чем должно состоять воздержание
- Почему среда считается постным днем наравне с пятницей?
- ПОЧЕМУ СРЕДА И ПЯТНИЦА ПОСТНЫЕ ДНИ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ
- Седмица 2-я Великого поста: что можно и что нельзя есть, чтобы не нарушить правила Великого поста
- Постные рецепты
- У верующих началась пятая неделя Великого поста: как правильно питаться, что не следует делать