Начало начал или откуда появился театр. Впервые о театральных представлениях упоминается в истории Древней Греции. Афинский театр V века до н. э. начался с ряженых шествий в честь религиозных праздников и предназначался для небольшой толпы зевак. Первые театральные куклы появились в Древней Греции. Если вы любите театр, его атмосферу, его запах и вид, если вы хотите знать о нём больше и хоть раз задавались вопросом “как выглядят традиционные спектакли в других странах?”, то этот курс для вас.
Читайте также
- Когда проходит
- Некоторые термины античного театра
- Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр?
- В Москве представили книгу об истории театральных афиш
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА
- Когда в мире появился первый детский музыкальный театр
Мейерхольд и авангард 1920-х
- Когда и где зародился театр. Когда появился первый театр?
- «сколько лет существует театр?» — Яндекс Кью
- История театра в России
- Когда отмечается Всемирный день театра
- ТЕАТР, ТЫ – МИР! | Сельский труженик
История возникновения театра.
Первый театр появился в Древней Греции. Это было довольно большое сооружение под открытым небом, где зрительские места располагались полукругом над сценой.В те времена в театре ставили пьесы только двух жанров – трагедии и комедии, которые. Когда в россии появился первый театр? Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. Одним из древнейших форм театра было древнегреческое театральное искусство, которое возникло в VI веке до н.э. и было посвящено богам.
МОСКОВСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР. ОТ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К «ДОМУ ЩЕПКИНА»
- От Древней Греции до современности: интересные факты во Всемирный день театра
- История театра древней Греции, Рима и средневековья
- История театра древней Греции, Рима и средневековья
- Традиции праздника
- Первый театр в Нижнем Новгороде
день в истории
Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н. э. Его появление было связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса. Первый театр в России появился во времена Петра I. А в 1795 году в Москве появился театр графа Шереметьева, который стал основоположником русской театральной школы. Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте).
Как появился театр
Известными русскими театрами стали Московский Художественный театр, Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге и другие. На самые дешевые места теперь нельзя попасть меньше чем за 1000 рублей В XX веке театр продолжил развиваться, появились новые течения и эксперименты в театральном искусстве. В России после Октябрьской революции театр стал средством пропаганды и социальной активности. Знаменитые режиссеры, такие как Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд внесли значительный вклад в развитие русского театра. Сегодня театр продолжает оставаться популярным видом искусства, сочетая в себе традиции прошлого с современными тенденциями. Театры по всему миру предлагают зрителям широкий выбор спектаклей различных жанров: от классических произведений до современных экспериментов. Праздник появился в 1961 году по инициативе Международного института театра.
Богородицке, Тульской губернии, в имении графов Бобринских, управляющим, известным ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым. В 1903 году в Нью-Йорке был открыт первый профессиональный театр для детей. Этот опыт американцев в России переняли только спустя 15 лет и создали первый театр для детей при поддержке А. В 1920-е годы создаются театры во многих городах страны. Первые репертуары были по мотивам русских народных сказок и классической литературы. Именно в это время и возникло понятие «театр юного зрителя». С начала 1930-х годов советская драматургия заняла основное место в репертуаре ТЮЗов. Задачей их стала помощь школе и пионерской организации в воспитании детей и юношества в коммунистическом духе. Для школьников младшего возраста прорабатывается жанр театральной сказки, в которой фантастика и фольклор сочетаются с элементами современной действительности «Снежная Королева» X. Андерсена, «Красная Шапочка» Ш. Перро, «осовремененная» Е. Шварцем, и др. После Второй Мировой войны театры юного зрителя появились в социалистических странах, например, «Театр дружбы» в Берлине, «Театр молодого поколения» в Дрездене, Театр им.
Первый спектакль организовал боярин Артамон Матвеев 17 октября 1672 года, его показали царю и знати. Как режиссер постановкой руководил лютеранский пастор Иоганн Готфрид Грегори. Для спектакля в царской резиденции в селе Преображенском под Москвой построили здание, оснащенное специальным инвентарем. Его назвали «Комедийной хороминой»: это было деревянное строение, вокруг которого стоял тын с воротами. На полах лежали ковры, зрители сидели на скамейках, а для царя и семьи отвели особые места. Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо». В основу пьесы лег библейский сюжет, но она в целом носила светский характер. В постановке участвовали около 60 человек, главные роли исполнили иностранные профессиональные актеры, остальные — служилые иноземцы и их дети. Само действо длилось почти целый день и включало в себя театральное представление, хореографические номера, игру на музыкальных инструментах. Костюмы для актеров сшили из дорогих тканей, сцену осветили множеством свечей. В дальнейшем спектакли в «Комедийной хоромине» давали регулярно. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году представления прекратились, однако многие знатные особы продолжали ставить спектакли в собственных домах. Вновь интерес к театральному искусству на государственном уровне возник во время царствования Петра I. Государь бывал на представлениях, когда путешествовал по Европе, и считал развитие театра важным делом. Так, в 1702 году начал работу первый государственный публичный театр.
Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада. Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа. В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра. Поскольку подготовительный этап к показу мистерии занимал несколько месяцев, стала очевидной необходимость выделения для этой цели специальных людей: цеховые ремесленники не могли бросить на такой срок свою работу. Так вновь возникли профессиональные театральные коллективы, называвшиеся «Братствами» и объединяющие специалистов самых разных театральных профессий — от актеров до технических работников и организаторов всех аспектов зрелища. Именно Братства и странствующие комедианты стали предтечей двух мощных линий развития театра Возрождения , взаимопроникающих и воздействующих друг на друга. Театр эпохи Возрождения. При всем разнообразии вариантов исторического и географического развития театра Ренессанса, существует ряд общих тенденций, характерных для этой эпохи и определивших общие установки театрального искусства вплоть до середины 19 в. Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии — дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки. Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности Ренессанса. Уже сам термин франц. Театр, бывший около тысячи лет под фактическим запретом, пережил в эпоху Возрождения особо яркий всплеск своего развития. Изменения шли во всех аспектах театральной жизни: появлялись новые жанры, формы, театральные профессии. Это связано не только с изменением общественного климата, но и с одним из его важнейших следствий — развитием науки и техники театр, как уже было сказано, гибко интегрирует в своем арсенале все, что может ему пригодиться. Самым главным фактором, повлиявшим на развитие театра того времени, стало вновь начавшееся строительство театральных зданий. И не просто строительство по античным образцам: был придуман и реализован принципиально новый тип театрального здания — ранговый или ярусный по этому принципу строится большинство театров до нынешнего времени. Это дало театральному искусству новые возможности в том числе акустические , и как результат, привело к становлению и бурному развитию новой театральной формы — классической оперы. Специализация театральных зданий «под музыкальные спектакли» обусловило и новые принципы развития балета. Поскольку новая концепция театрального строительства трактовала сцену и зрительный зал как единое целое С. Серлио, Об архитектуре, 1545 , получили толчок к развитию и новые принципы театрально-декорационного искусства — например, создание живописных декораций с перспективой. Сценический жанр оперы, делающий основной акцент на зрелищности действия, обусловил необходимость частой и мобильной перемены декораций: были разработаны принципы кулисного оборудования, портал сцены , занавес, трансформируется планшет сцены, бурно развивается сценическая машинерия тогда было положено начало поисков гораздо более позднего изобретения 19 в. Появление крытых театральных зданий по-новому поставило перед театром технические и художественные проблемы освещения сцены — играть только при дневном свете было уже нельзя. Новые технические тенденции требуют своего практического воплощения, углубляется специализация и растет разнообразие новых театральных профессий: машинисты сцены, декораторы, акустики, художники-оформители, осветители и художники по свету и т. Произошли кардинальные изменения и в организации театральных зрелищ: в эпоху Возрождения перед театром впервые в истории остро встала проблема конкурентной борьбы за зрителя. Когда в античном полисе существует одно грандиозное театральное здание, у зрителя нет выбора, куда идти смотреть спектакль. Если в средневековом городе играется мистерия, то альтернативы этому зрелищу опять же нет. О зачатках конкуренции можно говорить разве что применительно к странствующим комедиантам, однако в этом случае существовал скорее коммерческий риск: при оплате «по факту» т. Но здесь не было однозначной увязки с показами предыдущих трупп: дескать, одно представление понравилось — актерам заплатили, другое не понравилось — не заплатили. Мотивации зрителей в данном случае гораздо более многофакторны. Но когда в городе одновременно существует несколько театральных зданий, в том числе оперное, а на площади в то же время показывает свое представление труппа странствующих комедиантов, у потенциальных зрителей возникает реальная альтернатива выбора, они, что называется, «голосуют ногами». Эта конкуренция во многом обусловила разнообразие жанров и видов театрального искусства в эпоху Ренессанса, стремящегося удовлетворить запросы разных категорий зрителей. Так, в Италии наибольшим успехом пользовалось молодое оперное искусство и площадной импровизационный театр масок комедия дель арте. В Англии один за другим открывались публичные общедоступные драматические театры «Глобус», «Куртина», «Роза», «Лебедь», «Фортуна» и др. В Испании продолжают пользоваться огромным успехом представления религиозного театра — auto sacramental здесь после победы Реконкисты и установившегося владычества католической церкви, монополию на театральные представления получили церковные братства , однако в публичных театрах, корралях , широко шли спектакли и народно-демократического направления. В Германии активно развивались искусства мейстерзингеров — фастнахтшпили масленичные представления и фарсы. При этом в Европе отчетливо ощущались признаки географической интеграции и взаимовлияния театрального искусства разных стран: растущая конкурентная борьба за зрителя обусловила широкую «гастрольную» практику мобильных актерских трупп преимущественно итальянских и английских. В определенном смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа организации театров. Если пользоваться современной терминологией, то их можно определить как репертуарный театр когда более или менее стабильная актерская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов и антреприза когда под определенный театральный проект специально собираются различные специалисты — эта традиция идет от постановок мистерий. Далее, практически до конца 19 в. А конец 19 в. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом эйфорическом отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра — активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец 19 — начало 20 вв. И видимо, не случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, — профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т. Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Особенно ярко это можно видеть на примере двух альтернативных театральных систем, активно развивавшихся в России в начале 20 в. Станиславского и условного театра В.
История Императорских театров
Первый публичный театр в России, он заслужил право называться отцом русского театра. Первые театральные куклы появились в Древней Греции. Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году. Но, с другой стороны, в каждую эпоху появлялся такой тип театра, который в момент появления был точно таким же "не-театром”, как, скажем, "Победа над солнцем" футуристов, и самая знаменитая неправильная пьеса — это "Чайка" Чехова", — заключил он. В Камергерском переулке МХТ появился только в 1902 году, когда Савва Морозов взял в аренду здание Лианозовского театра. Новости и события Российского исторического общества. 28 марта 1776 года в Москве был основан один из самых известных театров мира – Большой театр.
Надо знать: 10 сентября 1756 года в Петербурге открылся первый постоянный публичный театр в России
Театр таким, как мы его знаем, зародился в Греции как часть религиозного обряда. Сценой был круг, покрытый дерном, на котором участники церемонии танцевали вокруг алтаря Диониса. Сцена обычно располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть танцующих, Это положило начало традиционному устройству греческих театров — полукруг сидений, расположенных по склонам холма. Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения». Около 500 года до н. За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно.
Урусов берет к себе в компаньоны содержателя «механических» представлений англичанина М. Медокса, который обещал построить театр за свой счет. А пока что предприниматели временно дают представления в доме графа Воронцова на Знаменке, обновив декорации и бутафорию, а главное, им удается собрать всех проживающих в Москве русских актеров.
В феврале 1780 г. После пожара Урусов отказался от участия в антрепризе и свою долю уступил М. Медокс решительно принимается за постройку нового здания для театра. Через пять месяцев театр был построен и стал называться «Петровским», так как выходил фасадом на улицу Петровка. Петровский театр был торжественно открыт 30 декабря 1780 г. Первоначально труппа Медокса в Петровском театре была невелика и состояла из 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров с балетмейстером и 13 музыкантов. Труппа Петровского театра отличалась высокими профессиональными качествами. Репертуар был передовым для своего времени.
Но самым важным событием было создание и постановка комедии Фонвизина «Недоросль». Цензура долго не пропускала пьесу, и театру пришлось приложить много сил, чтобы добиться ее постановки. Но финансовое положение Медокса было затруднительным: долги его росли, и ему пришлось объявить себя банкротом и передать свой театр в полную волю и управление Воспитательному дому. Столичная антреприза была непосильна для небогатого предпринимателя без посторонних пособий. В 1805 году последовал Высочайший Указ о погашении из средств Воспитательного дома долгов Медокса, а ему была назначена пожизненная пенсия. Созданный как самостоятельное учреждение, русский театр был передан в 1759 г. Главный директор Императорских театров в Петербурге, А. Нарышкин, 29 декабря 1805 г.
Последовало Высочайшее соизволение Императора Александра I. В 1806 г. В 1809 г. В Москве 22 октября 1805 г. Труппа продолжала давать свои спектакли в доме Волконского на Самотеке и в доме Пашкова на Моховой до 1806 г. Значительная часть труппы состояла из крепостных людей А. Первый спектакль русской труппы Императорского Московского театра состоялся 11 апреля 1806 г. В то же время было начато сооружение по проекту архитектора Росси деревянного театра на Арбатской площади, который открылся в апреле 1808 года.
По красоте новое здание превосходило все существовавшие театральные здания в Москве. Арбатский театр был открыт 13 апреля 1808 года, но не стал для русского театра родным, так как в нём устраивались маскарады и концерты, и шли спектакли других трупп Москвы. В 1812 г. Артисты «до самого почти входа неприятеля в Москву были удержаны службой в оной для театральных представлений, которые продолжать настоял бывший тогда главнокомандующий Москвы граф Ф. Уволены же они были от должностей и получили разрешение на выезд из Москвы почти накануне сдачи оной неприятелю, следовательно, в такое время, в которое нельзя было приобрести ни наймом, ни покупкой лошадей для выезда, а при том и дирекция не могла снабдить их подводами. А потому они были в необходимости, бросивши все свое имущество, спасать уже одну только жизнь». Много испытаний выпало на долю московских артистов. Они долго скитались, пока костромской губернатор не предложил им место в городке Плесе.
По распоряжению театрального начальства была нанята до города Плеса барка, в которой поместился весь театральный обоз с театральной конторою, гардеробом, нотною и драматическою библиотекою, артистами и воспитанниками театрального училища. Московская жизнь стала приходить в норму только к середине 1813 г. Управляющий московскими театрами А.
Как отмечают День театра Ежегодно мировые деятели культуры поздравляют всех работников театров с профессиональным праздником. Такая традиция сложилась практически сразу после учреждения праздника: первое международное послание было написано французским писателем и художником Жаном Кокто в 1962 году. Также на 27 марта назначают церемонии вручения крупных театральных премий. В России 27 марта ежегодно проходит акция «День театра»: в рамках мероприятия театры и концертные площадки по всей стране готовят для зрителей представления, экскурсии по закулисью, капустники и творческие вечера.
Многие мероприятия в этот день можно посетить бесплатно или с большой скидкой. На официальном сайте акции к Дню театра размещают прямые трансляции спектаклей, концертов и лекций. Поздравления с Днем театра Поздравления в День театра принимают не только актеры, режиссеры и другой персонал, но и студенты театральных институтов. Так что если в семье кто-то учится актерскому мастерству или уже посвятил свою жизнь театральному искусству, стоит поздравить близкого человека с этим праздником. Если самостоятельно придумать поздравление для члена семьи или коллеги не получается, можно воспользоваться примерами ниже. Примеры поздравлений с Днем театра Поздравляю вас с Всемирным днем театра! Пусть ваш творческий путь будет наполнен волшебным духом парящей красоты и творчества, а ваши представления всегда заканчиваются бурными овациями.
Пусть восторги зрителей не умолкают, ведь это главная награда за ваш нелегкий труд! Сегодня отмечается Всемирный день театра! В этот замечательный день хочется пожелать вам музы и вдохновения на каждом шагу творческого пути. Пусть каждая постановка будет маленькой победой, и в любых творческих начинаниях вам сопутствует успех. От всего сердца поздравляю вас с Всемирным днем театра! Театр был, есть и будет неотъемлемой частью нашей жизни. Спасибо вам за вашу работу.
Пусть ваш талант приносит вам заслуженное признание, и ваше творчество оставляет неизгладимый след в сердцах тех, кто вас видел. Желаю успехов в труде и бурных оваций! Примеры подарков на День театра Билеты в театр. Может показаться, что эта идея банальна, но мало кто из любителей театра откажется от посещения новейших постановок. Театральный мерч. Например, футболка с логотипом любимого театра или кружка с изображением знаменитых персонажей из спектакля.
Слово «театр» греческого происхождения и обозначает «место для обозрения». Около 500 года до н.
За пределами круга строили специальные помещения, выглядевшие величественно. Это было прообразом устройства нынешней сцены. Помещения служили местом переодевания участников представления. Они также явились экраном, который стал задним фоном действия пьесы.
Когда появился Всемирный день театра и в какой день его отмечают
Несмотря на то, что первые театры появились тысячи лет назад, отмечать Всемирный день театра именно 27 марта стали не так давно – в 1961 году. 2007 год, когда наконец-то появился свой дом на Саянах. Родовое понятие театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный, театр пантомимы и т.д. Происхождение термина связано с древнегреческим античным театром, где именно так назывались места в зрительном зале. Считается, что театр возник в Древней Греции в V-VI вв. до нашей эры. Спектакли проводились в построенных специальным образом амфитеатрах (о них в отдельном посте). Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Этот праздник был учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году.
день в истории
История театра в России — К. С. Петров-Водкин. Театр. Фарс Содержание 1 До XVII века 2 XVII век 3 Крепостные театры 4 Гастрольные иностранные антрепризы 5 Императорские театры 5.1 XVIII век. Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания. Очень скоро театр стал самым посещаемым в Петербурге. 12 сентября 1832 года постановкой драмы «Князь Пожарский» состоялось открытие нового театрального здания. Театр представляет собой основной вид зрелищного искусства, которое делится на несколько видов – драматический, оперный, балетный и другие. Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года. Инициатором создания театра наподобие европейского стал боярин Артамон Сергеевич Матвеев.
История театра - это история человечества
Очень часто их даже переименовывали на русский лад и по русской традиции присваивали отчество: английского антрепренера Майкла Медокса называли Михаилом Егоровичем или Михаилом Георгиевичем, немецкого композитора Фридриха Шольца — Федором Ефимовичем. Итальянский музыкант Катерино Кавос , приехавший в Россию с труппой под руководством антрепренера Антонио Казасси , вскоре вошедшей в состав императорских театров, стал по сути настоящим родителем русской оперы. Ему принадлежит авторство первых оперных произведений, основанных на русской истории. Его произведения соответствовали стилю opera comique, но в них уже сквозила тема важных исторических вех. Именно Катерино Кавос первым сочинил оперу о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина — конечно, сюжет этого произведения был несколько упрощен и наивен, но надо учитывать специфику времени: красота музыки превалировала над тематикой сюжета, к которому в то время ещё не было должного отношения. И когда через несколько лет появилась одноименная опера Глинки, именно Катерино Кавос, в ущерб собственному творению, принял новое талантливое произведение молодого композитора, открыв ему дорогу.
Который не только согласился принять оперу к постановке, но и сам решил стать её первым дирижером. Кавос был одним из лучших дирижеров и музыкантов своего времени и не увидеть творческого успеха молодого конкурента он не мог. Как Истинный Художник он выбрал то, что считал лучшим. И при этом вовсе не собирался снимать с репертуара и своё произведение. Обе оперы, не мешая друг другу, ставились на одной сцене.
Более того, некоторые актёры исполняли одни и те же партии в разных спектаклях. Имя Катерино Кавоса было долгое время забыто, и память о нём хранили только профессиональные музыканты. Значительное влияние на развитие российской музыкальной культуры оказал ирландский композитор Джон Филд , воспитавший плеяду русских музыкантов, среди которых Михаил Глинка , А. Верстовский , А. Гурилев , Н.
Девитте , Шарль Карл Майер , А. Дюбюк — французский дворянин, ставший подданным России; а сын Джона Филда Леон Леонов стал знаменитым русским певцом, первым исполнителем партий в операх ученика своего отца Михаила Ивановича Глинки — партии Собинина в «Жизни за царя» и Финна в «Руслан и Людмила». В России пели великие европейские мастера вокала Луиджи Лаблаш , Камилло Эверарди , ученики которого воспитали в свою очередь плеяду своих учеников-вокалистов, а те — уже своих, которые тоже стали педагогами новых поколений русских певцов; выступали немецкие и французские артисты, балетмейстеры Шарль Дидло, Морис Петипа и другие. Императорские театры В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 26 мая 2012. Основная статья: Императорские театры Российской империи Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора , а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.
XVIII век. Театр при Елизавете Петровне В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты. Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придводной итальянской труппы выступала Елизавета Белоградская , считающаяся первой профессиональной певицей России.
Наряду с иностранными труппами профессиональных артистов и музыкантов образовался театр в Шляхетском корпусе , где в 1749 году впервые поставлена была первая трагедия Сумарокова «Хорев», а в Ярославле организовался первый русский профессиональный театр Фёдора Волкова. В 1752 году по требованию Елизаветы Петровны труппа Волкова прибыла в Петербург, где представила для государыни мистерию св. Димитрия Ростовского. Вскоре труппа вошла в состав образовавшихся по повелению императрицы Императорских театров. День 30 августа 1756 года вошел в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге ныне Александринский театр.
В состав труппы вступили ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов. Под структурой Императорских театров стали постепенно как создаваться новые театры, так и объединяться уже существовавшие до того антрепризы. Согласно Энциклопедии Брокгауза и Евфрона, именно тогда на русскую сцену вышли профессиональные актрисы на исполнение женских ролей, до того женские роли исполнялись мужчинами. Лишь после этого и в крепостных театрах появились женщины — исполнительницы женских ролей: «На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного русского театра. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина , из которых первая вышла замуж за Григория Волкова, вторая — за Шумского , третья — за Дмитревского.
С другой стороны, отмечается, что женские роли исполнялись актрисами ещё в домашнем театре Софьи Алексеевны. В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете , который возглавил М. Но труппа не могла быть постоянной — закончившие учёбу студенты одновременно заканчивали и актерскую деятельность на университетской сцене. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, в 1759 году он же открыл театр в Москве, который просуществовал недолго — до 1762 г. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль.
Всё же театр явился в России первым проводником народности Театр при Екатерине II При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. В 1762 году была образована французская драматическая труппа. В 1766 году был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Общая сумма ассигнований на театр достигала 138410 руб. Театральное ведомство при Екатерине II страдало постоянным дефицитом.
В 1783 году впервые были установлены «пробы» дебюты для артистов. Тогда же стали давать платные спектакли для публики в городских театрах. Важной мерой была отмена казенной театральной монополии и установление свободы предпринимательства в области зрелищ и увеселений. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества.
В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего Смольного монастыря. В Москве начало театра относится к 1757 году, когда открылась итальянская опера известного Локателли. В 1759 году там был заведён публичный русский театр, но он просуществовал недолго. Особенно оживлено театральное дело в Москве было в 1762 году по случаю коронования Екатерины II. Для его спектаклей императрица Екатерина II предоставила помещение московского придворного театра — Головинский Оперный дом [в Лефортове].
С 1 марта 1769 Титов отказался от руководства театром, и в июле антреприза перешла к Дж. Бельмонти и Дж. Чинти, которые для спектаклей сняли дом графа Р. Воронцова на улице Знаменке так называемый Знаменский театр. Во время чумы 1771 года Бельмонти умер, а Чинти исчез, и основным владельцем московской антрепризы стал князь П.
Урусов, принявший к себе в товарищество в августе 1776 английского антрепренера и механика Михаила Егоровича Медокса. В феврале 1780 Знаменский театр сгорел, и вскоре Урусов вышел из антрепризы, содержателем которой остался один Медокс, построивший Петровский театр. Труппа Петровского театра состояла как из вольных актёров, так и из крепостных; иногда помещики отдавали в наём или продавали целые труппы» [8]. Однако к XIX веку Михаил Егорович Медокс разорился, и все его театральные предприятия перешли в государственную казну. Наряду с развитием императорских государевых театров при Екатерине II значительно увеличивалось количество дворовых крепостных театров в помещичьих усадьбах.
Шереметева было четыре театра в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино. В 1790-х гг. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Юсупова в с.
Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др.
Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений. Уход Ефремова многие восприняли как конец "Современника". Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии "Современника", многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю. Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек. Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.
Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова "Восхождение на Фудзияму", поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что "Современник" жив! Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек "Эшелон" по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для "Современника" и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом. Поначалу своего помещения театр не имел, и первые спектакли проходили на разных сценических площадках. В 1961 г. В 1974 г.
Площадка оборудована по последнему слову техники и может трансформироваться в зависимости от желаний режиссеров. Но если балет в Советском Союзе был предметом официальной гордости, то драматический театр после семи лет застоя расцвел именно при Хрущеве. Сам он, будучи Первым секретарем ЦК КПСС, театры посещал редко, однако выйдя на пенсию, стал бывать там чаще, в том числе и в «Современнике», родном и самом ярком детище «оттепели». Впоследствии в своих мемуарах Хрущев сам написал, что театр в Советском Союзе оставался своеобразным продолжением политической арены. Хрущев также вспоминал, что Сталин нередко любил в театральной ложе обсуждать насущные для столицы вопросы. При Хрущеве послабления все-таки стали допускать — хотя бы отказались от практики обязательных постановок пьес, написанных по госзаказу. С другой стороны, некоторые вещи старались сильно не популяризировать. Но всходы «оттепели» ждать себя не заставили.
Греки очень мало пользовались декорациями и совсем не прибегали к искусственному освещению, потому что пьесы ставились в дневное время.
В Риме первый каменный театр был построен в 52 году до н. Римские театры очень походили на греческие, но строились на ровной площадке. Римляне были первыми, кто установил в партере сидения, а пьеса игралась на приподнятой сцене, за которой был экран. После того, как в Европе распространилось христианство, в течение тысячелетий театры не строились. Первым современным театром был театр Фарнези в Парме, Италия.
Это одинаково справедливо для символического, семантически нагруженного, традиционного театра Индии как его народной, так и придворно-аристократической линий ; театра Японии особенно Ноо, Кабуки, театра кукол Дзёрури ; театра Китая в котором традиционно сильны музыкальная, вокальная и танцевальная линии. К театрам этого типа примыкают все формы индонезийского культового театра Ваянг: ваянг-кулит театр теней ; ваянг-голек театр объемных кукол ; ваянг-топенг театр масок ; ваянг-оранг театр живого актера и мн. Все эти формы сохранены сегодня в живом контексте культуры. При всем разнообразии форм и видов театра Востока к ним относятся также мистериальный тибетский театр Цам; балийский мимико-пластический театр — о нем как об откровении писал Антонен Арто; вьетнамский театр Туонг, и мн. В первую очередь это высокая степень семантической насыщенности всех его элементов, а следовательно — условности изобразительных средств.
В определенном смысле этот театр всегда был адресован искушенному, «посвященному» зрителю, способному считывать сложный символический код пластики, жестикуляции, мимики. В этом сохраняются традиции ритуальных действ — диалога с богами. На такой путь развития театра и сохранения его традиционных форм, несомненно, оказал благотворное влияние его традиционно высокий общественный статус: занятия театром на Востоке всегда были уважаемым и почтенным делом. Сакральность театрального действия помогала сохранять его близость к религиозным ритуалам. Во многом эти особенности театра Востока определялись его развитием под эгидой и в рамках буддизма театр юго-восточных цивилизаций — и под влиянием индуизма. Театр Африки. По сходному пути шло развитие традиционного театрального искусства в Африке. Сохранившиеся в незыблемости старинные религиозные верования и древние анимистические культы обусловили и сохранение традиционных ритуальных представлений, насыщенных танцами, пластическими действами, песнями, барабанными ритмами маримбы и тамтамов. Эти традиционные представления проходят на открытом воздухе, и приурочены к различным знаковым событиям — сбору урожая, окончанию полевых работ, удачной охоте, примирению племен, рождению ребенка и т. У африканских народностей, относящихся к мусульманской конфессии Южная Нигерия и др.
Театр Европы. Наиболее драматичным и противоречивым было развитие европейского театра, развивавшегося под влиянием христианской религии. Если в Древней Греции театр считался государственным делом и соответственно драматурги и актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности , то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях. Здесь же устраивались и более кровавые зрелища — массовая охота, единоборства со зверем, публичное растерзание дикими зверями безоружных людей главным образом, осужденных преступников. Активно развивались цирковые игры — состязания колесниц, кулачные бои и др. Театральное искусство постепенно приходило в упадок. К этому времени оно окончательно утеряло связь с ритуалом и свой сакральный характер. Изменилось и социальное отношение к актерам: из уважаемых граждан, общественных деятелей они перешли в самые низшие слои общества.
Средневековый театр. Однако времена римской империи были не самыми печальными в мировой истории театра. Во времена становления христианства молодая религия боролась с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве. Актеры окончательно превратились в изгоев общества и подвергались жестоким преследованиям. Светские театры были закрыты; зрители объявлены заблудшими душами, актеры — детьми сатаны и вавилонской блудницы. Этап гонений на театр продолжался около тысячи лет: уже в 14 в. Актерам было отказано даже в загробной жизни — их, вместе с самоубийцами, хоронили за кладбищенской оградой, вне освященной земли. Европейский театр в христианских странах должен был погибнуть, но этого не произошло. Крохотные мобильные труппы уцелевших мимов и одиноких странствующих комедиантов, рискуя жизнью, показывали свои представления в деревнях и селах. В их творчестве сохранилось то, что позволило начать возрождение театрального искусства.
Затаенный процесс упорно шел по всей Европе, об этом свидетельствует то обстоятельство, что в каждой европейской стране странствующие комедианты назывались по-разному: гистрионы , жонглеры, шпильманы, франты, менестрели, хугляры, мимы и др. Особый интерес представляли ваганты, бродячие певцы-сказители из среды недоучившихся семинаристов и разжалованных священников. В творчестве странствующих актеров, и особенно вагантов, развивалась преимущественно сатирическая линия, оппозиционная официальной идеологии. Это на первый взгляд кажется парадоксом, но на деле оборачивается закономерностью. Религия обращена не только к разуму, но и к эмоциям человека. При этом самой сильной эмоцией является коллективная — на ней, собственно, строится сакральное воздействие богослужений. В том числе христианских, православных литургий и католических месс. Опыт формирования коллективного переживания, достижения катарсиса, накопленный театром за века его существования, оказался бесценным. Примерно к 9 в. К этому времени относится возникновение литургической драмы.
Интересно, что на этом этапе театр как бы вернулся к своим истокам архаические театральные действа, несомненно, представляли собой мистерии , но на новом уровне уже не языческой, а христианской идеологии. И вновь, как на первоначальном этапе существования театра, возникает осознание необходимой профессионализации: только профессионалы могут гарантировать высокое и стабильное качество своей работы. Однако профессиональное возрождение европейского театра началось не через актера он еще в течение долгого времени оставался социальным изгоем , а через т. Вопросы финансирования постановки мистерии решались просто: каждый из евангельских эпизодов отдавался на художественное оформление одному из городских цехов ремесленников. Фактически сегодняшние спонсоры показа телевизионных передач или художественных фильмов действуют по той же средневековой схеме: предоставляя свою продукцию для участия в мистерии, ремесленный цех получал возможность отрекламировать свое производство и своих мастеров, а также продемонстрировать благосостояние своего цеха. Собственно, здесь зарождались основы технологий паблик рилейшнз , управляющие формированием профессиональной репутации. Пекари заваливали своими изделиями стол в эпизоде Тайной Вечери; ювелиры предоставляли драгоценности для подарков волхвов Божественному Младенцу; ангелы, изгоняющие из рая Адама и Еву, демонстрировали предоставленное оружейниками снаряжение и т. Большинство ролей в мистериях исполнялись также мирянами-ремесленниками — кстати, так закладывались основы самодеятельного театра. Стремление каждого ремесленного цеха перещеголять остальных и поразить воображение публики привело к образованию и становлению новых профессий. Например, прообразом сегодняшних каскадеров были «conducteurs des secrets» «руководители секретов» , продумывающие разнообразные сценические чудеса и трюки, от «вознесения на небеса» до пиротехнических эффектов ада.
Или художники по костюмам, ведь необходимо было сшить не просто богатое платье, но адаптировать его для сценического действа. В мистериях принимали участие сотни исполнителей, для координации их действий назначался «conducteur du jeu» — «руководитель игры», сегодня трансформировавшийся в художественного руководителя или главного режиссера театра. Поскольку подготовительный этап к показу мистерии занимал несколько месяцев, стала очевидной необходимость выделения для этой цели специальных людей: цеховые ремесленники не могли бросить на такой срок свою работу. Так вновь возникли профессиональные театральные коллективы, называвшиеся «Братствами» и объединяющие специалистов самых разных театральных профессий — от актеров до технических работников и организаторов всех аспектов зрелища. Именно Братства и странствующие комедианты стали предтечей двух мощных линий развития театра Возрождения , взаимопроникающих и воздействующих друг на друга. Театр эпохи Возрождения. При всем разнообразии вариантов исторического и географического развития театра Ренессанса, существует ряд общих тенденций, характерных для этой эпохи и определивших общие установки театрального искусства вплоть до середины 19 в. Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра шла уже по поступательной линии — дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки. Кардинальные изменения в сфере искусства этого периода были связаны с трансформацией общей идеологической доктрины: от аскезы и фанатизма Средневековья к гармонии, свободе и гармоничному развитию личности Ренессанса. Уже сам термин франц.