Новости что такое строгий пост

Если вы не собираетесь придерживаться строгого поста, то такое воздержание все равно будет очень полезно для вашего духовного развития. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью.

Православные посты

Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я вовсе не сплю. Одним только ты побеждаешь меня — смирением». Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи.

Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Об этом с исчерпывающей ясностью говорится в Книге пророка Исаии. Иудеи взывают к Богу: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Господь устами пророка отвечает им: Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!

Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Таким образом, смысл поста также — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель, составляющая пост. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви».

Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин 4, 8. Преподобный Иоанн Кассиан также говорит, что ради любви к человеку, порой, пост можно и отложить. Он пишет: «Более жестокосердным, нежели ревнителем благочестия, должно почесть того, кто будет сохранять строгий пост и тогда, когда посетит его брат, в лице которого необходимо принять Христа».

Один пустынножитель, отвечая преподобному на вопрос: «Почему иноки в Египте отменяют пост для посетителей? А принимая братьев и отцов, принимаем Христа, Который сказал: принимающий вас, Меня принимает см. Когда же отнимется у них Жених, тогда будут поститься см.

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель.

Постным маслом можно сдабривать пищу только по выходным. В остальные дни недели следует питаться исключительно растительной пищей, в основном, кашами на воде и сырыми овощами. Такой режим питания полагается соблюдать больше месяца — целых 40 дней. Хуже всего приходится в первую неделю поста. В это время разрешены только не прошедшие термическую обработку продукты и холодные напитки буквально хлеб да вода.

И все это после — «жирной» и обильной Масленицы, когда православные позволяют себе объедаться чуть ли не до отвала. Сам по себе такой режим питания чреват развитием гастрита. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. После долгой зимовки в каждом крестьянском доме обычно оказывались съедены все запасы продуктов. Питаться весной приходилось очень скромно. Некоторые семьи жили почти впроголодь, с нетерпением ожидая первых урожаев.

Что явно свидетельствовало о том, каким могучим здоровьем он обладал! И заметим, это оскудение телесных сил человека свт. Игнатий констатирует в свое время, то есть конец девятнадцатого — начало двадцатого века. Что уж говорить о нашем времени?! Опыт показывает, что попробует нынешний подвижник попоститься по древнему хотя бы пору дней, как у него тут же начинаются всякие телесные болезни, начиная от сильнейшей головной боли и заканчивая гораздо более серьезными болевыми приступами и обострением разных болячек. Но копнем глубже, поняв более точно, почему же мы сейчас не можем поститься так, как древние подвижники? Ответ лежит на поверхности. Медицина говорит, что человек может прожить без пищи около тридцати дней, а без питья воды не более пяти-шести. Как же, вопреки этой медицине, постились по сорок и более дней, ничего не вкушая и не пия, святые?! И после этого, хотя и была сильно обессилена, но затем, вкусив немного пищи, пошла в церковь и, во всяком случае, вопреки медицине не умерла. Так как же выдерживали такой подвиг святые? Ответ на это дал Сам Господь во время Своего сорокадневного поста, сказав, что: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Здесь речь идет о благодати Божией, «немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», коя подается постящемуся по мере его подвига и смирения в нем. И коя вполне восполняет его недостаток в пище и питие, заменяя это плотское и худшее — духовным и лучшим! Почему же мы, люди нынешнего времени в очень большой степени лишены сей благодати? По причине, принимающей разнообразные формы, нашей непомерной гордыни, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» Иак. Мы все, в том числе и пост, думаем «соделать, сделать своими пальцами», забывая о благодати, поэтому ее и лишаемся. А лишившись, не можем толком и поститься! Степени поста: что можно есть Поэтому и приходиться нам примеряться к разным степеням постного, точнее, диетического воздержания, которую и предлагают нам различные православные посты и постные дни. В этом смысле самые легкие посты — это Петров и Филиппов Рождественский. В них в определённые дни разрешается вкушение рыбы и рыбопродуктов. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже. Но и в эти строгие посты степень данной строгости бывает разной. Так Великим постом наиболее строгими являются его первая, а также Страстная седмицы хотя формально последняя не входит в пост, но фактически она воспринимается постящимися как его продолжение. Так по всем уставам в первый день Великого поста положен настоящий пост некоторые уставы продлевают его и на второй день , то есть полное воздержание от пищи и пития. Затем во время первой седмицы этого поста положено сухоядение. Что такое сухоядение: вкушение не вареной пищи растительного происхождения — овощей, фруктов в свежем или сушеном виде. Монашеский устав полагает такое сухоядение на весь Великий пост, кроме суббот и воскресений на него припадающих. Но обычно миряне по вышеупомянутому принципу посильного для них поста после первой его седмицы ослабляют такую строгость. Вкушают вареную и прочую растительную пищу, пьют чай или кофе; некоторые делают себе послабление, в определенные дни вкушая и рыбу. Здесь, повторяю, главное благополучно пройти в золотой середине между двумя крайностями: принятием на себя по гордыне чрезмерного воздержания и потакания своему сластолюбию. А мерилом такого благополучного прохождения является христианская совесть подвизающегося. Сколько многодневных постов в году Великий пост Это особое время для аскетических подвигов любого православного христианина, будь он хоть монахом, хоть мирянином. Святые отцы подсчитали, что этот пост — десятина десятая часть от всех дней в году, которую мы должны отдать Богу. Поэтому Великому посту предшествуют четыре подготовительные Недели. Подготовительные недели перед Великим постом В первую из них Неделю о мытаря и фарисее вспоминается евангельская притча Лк. Один из которых фарисей , хотя и имел добрые дела, но, видя их, возносился умом и по этой причине собственной гордыни мнил себя праведником, осуждая других, как, якобы, грешных. Другой же мытарь видел лишь свои грехи, удобно чрез это смирялся, никого не осуждая, поэтому ушел из храма более оправданным, чем первый фарисей. Эта притча учит нас не возносится от своих якобы добрых дел, в том числе и от великопостного делания, сколь бы строгим оно у нас не было. Ибо гордыня пожирает все добрые дела человека, превращая их в пустышки. Посему Церковь даже отменила пост в среду и пятницу седмицы, следующей за этой Неделей, чтобы мы не походили на фарисея, который два раза в седмицу постился! Следующая Неделя о блудном сыне Лк. Чему как раз удобно поучаться во время великопостного делания. О чем выше говорилось в разделе о «Постных ограничениях в интимной жизни супругов». В более широком смысле блуд — это удаление человека от Бога, который, подобно блудному сыну, ушедшему от отца, блуждает где-то «на стороне далече», не находя отрады своей душе и мятущемуся сердцу. А возвращает нас к Богу именно пост! Последующая Неделя о Страшном Суде напоминает нам, что после нашей земной жизни обязательно наступит Суд Божий. На коем каждый человек будет судиться по своим делам: добрым и злым, — в частности, будет судим и за то, постился он или нет! Наконец, последняя Неделя сыропустная воспоминает нам Адамово изгнание из рая за то, что прародители не соблюли там пост, съев запрещенный плод. В этот воскресный день мы также просим друг у друга прощение. Ибо если не простим наших ближних, то и Бог не простит нас. Недели Великого поста Затем наступает самая строгая, 1-я седмица Великого поста, об ограничениях в пище во время коей и во время всего Великого поста было уже сказано выше. Она также разрешается в праздник Входа Господня в Иерусалим. Накануне, в Лазареву субботу разрешается вкушение лишь рыбной икры. В прочие субботы и воскресные дни этого поста дается разрешение на вкушение пищи с растительным маслом. Продолжительность Великого поста всегда одна и та же, а именно сорок дней: начиная от понедельника 1-й седмицы поста и заканчивая включительно пятницей 6-й его седмицы. Однако к нему присовокупляются вышеупомянутые Лазарева суббота и Неделя ваий, которые нынешними постящимися также воспринимаются как постные дни. Кроме того, за этим постом следует строго постная Страстная седмица. Учитывая, что все эти дни вместе взятые мы считаем как одно целое, выходит, что Великим постом мы постимся 48 дней. Это больше, чем в любой другой многодневный пост. Больше, поелику Великим постом мы готовимся к самому великому православному празднику — Пасхе. Поскольку же время празднования последней вычисляется по лунному календарю, то и время начала Великого поста, который приурочен к сему празднику, изменяется из года в год, чаще всего бывая по новому стилю в конце февраля-начале марта. Рождественский Филиппов пост Он второй по продолжительности среди многодневных постов, поскольку приготовляет нас ко второму по значению православному празднику — Рождеству Христову. Продолжается этот пост всегда сорок дней. Этот пост менее строгий. В субботы и воскресенья, а также дни полиелейных праздников разрешается вкушение рыбы. Этот пост приготовляет нас к празднику Успения Богородицы , что делает его особенным, ибо в нем можно видеть особую мудрость и милость Божией Матери. Так, к примеру, он из-за своей краткости позволяет и слабым христианам вполне испробовать свои силы, попытавшись пройти его полностью в соответствии с церковным уставом. Особенно это относится к супружескому воздержанию. Все-таки гораздо легче попробовать воздерживаться две недели, чем почти два месяца в вышеупомянутые многодневные посты и присовокупляемые к ним другие периоды такого воздержания Святки и Светлую седмицу. Если православный хочет положить начало доброму посту и воздержанию, самое лучшее время для сего начать с Успенского поста! В этом, как уже было сказано, особая мудрость и милость Владычицы Богородицы, Которая таким добре подвизающимся Ее постом еще и подает Свою духовную помощь, позволяющую им пройти этот пост беспрепятственно. Другой отличительной особенностью сего поста является наличие во время его большого количества свежих овощей и фруктов. Если православный постится строго, то есть преимущественно и питается сими овощами и фруктами, он этим накопит в своем организме значительный запас витаминов, чем весьма улучшит сое здоровье. Тут милость Владычицы простирается не только на наши души, но и на наши тела, даруя тем и другим здравие. Читайте также: Успенский пост в 2022 году Петров пост летом Он начинается в разное время через седмицу после Пятидесятницы , а заканчивается всегда в один и тот же день — 11 июля. Поэтому продолжительность его бывает разной: от 8 дней в случае поздней Пасхи до почти продолжительности Великого поста, когда Пасха бывает самой ранней.

Во время Великого поста нужно чаще вспоминать Бога, молиться и совершать добрые дела. Важно в этот период помириться со всеми, с кем ссорились. Старайтесь искренне помогать близким, заниматься благотворительностью. Замените привычные развлечения на более духовные — вместо сериала посмотрите театральную постановку, вместо пролистывания ленты соцсетей читайте классическую литературу. Когда вы держите пост, важно не хвастаться этим и не считать себя лучше других. Высокомерие, гордыня и хвастовство — не лучшие спутники очищения души. Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням Что нельзя есть? В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы.

Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания

рассказывает об истории самого строгого и продолжительного поста в православии. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Это строгий, но в то же время самый короткий пост, который длится всего две недели.

Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся

Собственно говоря пост это упражнение для воли. Человек это личность. Задача личности — овладеть своей природой. Пост для этого самое первое средство.

Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Постный стол Православные посты — содержание Ограничения во время поста распространяются не только на скоромную нарушающую постные запреты пищу. Они касаются и еды хотя и постной, но в то же время изысканной.

Святые Отцы учат не обманывать себя формальным подходом к посту. Нужно постараться взглянуть на свою жизнь и честно признать беззаконность своих поступков. Затем искренне в них покаяться и принести Богу достойные плоды покаяния и молитвы.

Также православные посты накладывают ограничения на развлечения, различные увеселительные мероприятия. Современные люди зачастую подвержены зависимостям от компьютерных игр, просмотра телевизора и развлекательных программ, а также от социальных сетей и виртуального общения. Необходимо максимально ограничить такое времяпрепровождения.

Одной из распространенных благочестивых традиций в православные посты является помощь ближним. Подаяние милостыни, помощь больным, пожертвования и другие добрые дела, которые позволяют сосредотачиваться не на себе, а на близких и нуждающихся людях. Важно понимать, что смысл и главная задача поста не в отказе от определённой пищи, а: 1 тренировка воли, способности к самоограничению, отказу от желаемого, но излишнего; 2 духовное очищение, раскаяние в грехах, усиление молитвы.

Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи. Рождественский пост Рождественский пост начинается 28 ноября. Он длится 40 дней, и завершается празднованием Рождества Иисуса Христа 7 января.

Родительская суббота. В течение Великого поста каждая суббота со Второй по Шестую седмицы, зовётся Родительской. В эти дни принято поминать усопших и употреблять пищу с растительным маслом. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими. Это означает, что верующие в эти субботы совершают молитвенные поминовения об ушедших из жизни. Лазарева суббота. Шестую неделю Великого поста завершает Лазарева суббота 27 апреля и Вербное воскресенье — двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим 28 апреля , после которого начинается Страстная седмица.

По поводу Лазаревой субботы Церковь не даёт конкретных предписаний. Но народе давно действует несколько ограничений: нельзя заниматься тяжелой работой по дому, стирать вещи вручную, рукодельничать и мыть окна. Учитывая, что день входит в Великий пост, то также запрещается устраивать гуляния и играть свадьбы. Что касается Вербного воскресенья, то веточками вербы начинают запасаться заблаговременно, на Шестой неделе. Считается, что растение может принести в дом благополучие. Поэтому вербу освящают в церкви, а затем ветками украшают жилище. На удачу близкого человека слегка похлопывают вербой по плечу.

После праздника выкидывать растение нельзя. Ветки либо закапывают, либо сжигают. Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста.

Настоящий пост — это время покаяния и сокрушения о грехах своих, только тогда он приобретает истинный духовный смысл. Иоанн Златоуст. Еже сих умаление, пост есть истинен и благоприятен» Триодь Постная. Слово пастыря …Однажды весенней порой я шел в храм на службу. На улице темно, грязно. Неожиданно поскользнулся и провалился в грязь по колено. Выбрался из этой грязи и думаю: вот идешь в храм, преодолеваешь разные физические препятствия, ту же грязь, скажем. Из-за какой-то обыкновенной грязи и то трудно идти в храм. А вот как тяжело человеку преодолеть грязь семидесятилетнего безбожия… Трудно ему уже понять, для чего нужно молиться, почему нужно так строго пост соблюдать. Вот задает мне вопрос один такой пожилой человек: — Батюшка, ну для чего же вот так серьезно надо воздерживаться в посте от животной пищи, какая нам от этого польза? А я ему отвечаю: — Давай вспомним, Адам с Еввой в раю ели мясо? Только от одного древа запретил им вкушать Господь. И они это запрет нарушили. Так вот, чтобы подтвердить свое желание быть в раю, чтобы подчеркнуть свое стремление быть с Господом Богом, человек должен, пусть и не всегда, не всю свою жизнь, воздерживаться и довольствоваться растительной пищей. Тем самым он преодолевает последствие грехопадения прародителей в самом себе, преодолевает последствия собственных грехов. Чтобы заслужить сладость райских плодов, нужно в этой жизни чем-то пожертвовать. Вкушая плоды земные, человек подтверждает свой выбор: —Да, Господи, я хочу быть с Тобой в раю! А что делали Адам с Еввой в раю? Они общались с Богом. А как же нам в наших сегодняшних условиях общаться с Богом? Открыть Священное Писание, открыть Псалтырь псалмопевца и царя Давыда и призвать Бога в святой молитве. Если читать не умеем, взять лестовку и помолиться Исусовой молитвой: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго!

В наше время можно найти и купить вкусные постные продукты, которые помогут держать пост, особенно тем, кто делает это впервые. Чего постящимся есть нельзя Во время поста запрещены продукты животного происхождения. Самыми строгими считаются первые четыре дня и Страстная седмица — последняя неделя поста. В первый день поста, Чистый понедельник, нельзя есть вообще ничего. Это же правило касается и Великой пятницы — последней пятницы перед Пасхой. В остальное время питание проходит по определенному графику: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Разрешено пить воду и компоты и есть хлеб, фрукты, овощи. Во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла и только вечером, а в субботу и воскресенье разрешены определенные послабления — например, горячая пища с маслом. Как правильно подготовиться к посту Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. Лучше пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, Вы получите благословение на нестрогий пост. Узнайте, какие продукты можно в Великий пост, а какие строго запрещены. Попросите поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым.

Как Великий пост влияет на здоровье человека

Несмотря на строгий пост, для некоторых мусульман в Рамадан действуют исключения и послабления. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители. В остальные недели пост не такой строгий, однако помним, что нельзя кушать во время Великого поста продукты животного происхождения. Великий пост или Великая Четыредесятница со Страстной седмицей) — центральный и самые строгий пост в православии, целью которого является подготовка верующего к празднованию Светлой Пасхи.

В чём смысл Великого поста?

Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания - 18.03.2024, Sputnik Беларусь Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё, отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

Что такое пост

Что можно есть в пост Монахи в пост придерживаются строгих ограничений.
Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители.

Основные правила питания в период поста

  • Великий пост. История и особенности
  • Для чего нужен Великий пост?
  • В чем суть Великого поста
  • В чем суть Великого поста?

Пост: 5 степеней строгости

Многие люди с трудом переносят воздержание и ограничения в еде, становятся раздражительными, злыми. Такой пост не приносит никакой пользы. Исключая скоромную пищу, не перекрывайте доступ к душе светлым и благостным помыслам. Наполняя себя светом любви к Богу, человек не дает шанса развитию внутри гнева и ненависти. Очень осторожным нужно быть во время поста людям больным и ослабленным, беременным женщинам, детям. Главный принцип, которым должен руководствоваться человек во время Великого поста, — не «есть» окружающих не злиться, не гневаться, не раздражаться.

Не стоит думать, что Великий пост — это только страдание и жертва при подготовке к светлому воскресению и Пасхе и человек всё время пребывает в скорби и печали. Это не так. Суббота и воскресенье остаются днями радости и ослабления покаянных молитв. Богослужение отличается отсутствием литургии в понедельник, во вторник и в четверг. Литургия Преждеосвященных Даров проводится в среду и пятницу, в субботу и в Вербное воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста, по другим воскресеньям проходит литургия Василия Великого.

В эту седмицу благословляется коливо кутья. Вторая седмица посвящена вспоминанию святителя Григория Паламы. Третья неделя — Крестопоклонная. Свято Крест славословят и выносят для поклонения верующим. С этого дня в литургии появляется ектения о готовящихся к крещению.

В четвертую седмицу вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Её называют «Похвальная», происходит от Похвалы Пресвятой Богородицы, читается субботний Пресвятой Богородице Акафист в память спасения Константинополя 626 год от иноземных захватчиков. Пятая седмица посвящена воспоминанию пр. Марии Египетской, которую считают примером истинного покаяния. Заканчивается неделя субботой праведного Лазаря.

Шестая седмица — это Вербное воскресенье, символизирует вход Христа в Иерусалим. Иисус въезжает в город на осле, его встречают, расстилая на дорогу одежду и пальмовые ветки и приветствуя сына Давидова. Седьмая седмица — Страстная. О последней, самой строгой, Страстной неделе стоит рассказать отдельно. Каждый день недели называют Великим или Страстным, и наполнен он подготовкой к Пасхе.

Великдень или Пасха был ожидаемым и светлым праздником, к нему готовились особо: мыли, белили, чистили, выскабливали столы и лавки, отмывали окна, двери и полы, с четверга хозяйки пекли куличи, мясо, начиняли колбасы, красили яйца. Считалось, что до Великодня, в Страстную неделю, беснуется нечистая сила, а после него на землю возвращаются предки, и нужно обязательно почтить их. В богослужении до среды проходит литургия Преждеосвященных Даров, в Страстной четверг и пятницу — литургия Василия Великого.

Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр.

Возникновение поста[ править править код ] Первые христиане , вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» Мф. Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3].

Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением.

Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist.

Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.

В этот период времени верующим христианам запрещалось употреблять какую-либо пищу. В третьем веке многие люди по собственному желанию увеличили продолжительность поста до шести дней. Но также было немало верующих, которые продолжали поститься не более двух суток. В последующие несколько веков длительность поста увеличилась до 40 дней и стала обязательной. Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.

Орехами: грецкими, миндалём, кешью, фундуком, лесными орешками — выбирайте природные дары на свой вкус. Сухофруктами: курагой, изюмом, черносливом, инжиром, финиками, цукатами — кроме того, что они невероятно вкусные, ещё и налаживают правильную работу кишечника. Семечками: подсолнечника, тыквы, кунжута. В семечках содержатся в большом количестве жиры и углеводы, которые помогут постящемуся человеку находиться в хорошем настроении и чувствовать себя бодро, энергично. Вы можете кушать сухофрукты, орехи и семечки, как в самостоятельном виде, так и добавлять их к основным блюдам: класть в кашу, притрушивать ими салат. Домашними соленьями. Когда же, как не в пост открывать мамины и бабушкины закатки и наслаждаться вкуснейшими огурчиками, помидорчиками, баклажанами, кабачками, маринованной капустой, грибами или закрученными в банке салатами такими как домашнее соте. Растительными маслами: подсолнечным, оливковым, льняным, кукурузным, тыквенным, кунжутным. На масле готовятся блюда, а ещё ими заправляются полезные салаты из свежих овощей. Зеленью: листьями салата, укропом, петрушкой, базиликом, тархуном, мятой, мелиссой, луком-пореем. Опять-таки можно кушать их в чистом виде, если вы любите, или добавлять к салатам, гарнирам. Зелень просто изобилует полезными витаминами и микроэлементами. Мучными изделиями. Хотя они и не являются полезными, но всё же иногда хочется съесть тарелочку макарон или пасту. И вы вполне можете позволить себе такое удовольствие в постные дни. Только выбирайте те макаронные изделия, которые были произведены из твёрдых пшеничных сортов. Сладостями: мёдом, вареньем, джемом, халвой, козинаками — то есть теми, при производстве которых не использовались яйца, сливочное масло и прочие молочные продукты. Также разрешено кушать галетное печенье, сухари. Но хоть сахар и не считается животным продуктом, не забывайте о том, что постящийся человек должен избавляться от всевозможных искушений для полноценного внутреннего очищения. Поэтому не злоупотребляйте со сладеньким к тому же для здоровья от него нет никакой пользы. Напитками: кофе, чёрным и зелёным чаями, компотами, морсами, киселями, соками из фруктов и овощей, натуральными фрешами.

Православные посты — содержание, смысл, расписание

Установление поста По словам святителя Василия Великого: «Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Петров пост менее строг, чем Великий. Пост на Страстной седмице соблюдается даже более строгий, чем в Четыредесятницу. molitva-pri-svechah Великий и строгий пост, который мы совершаем перед Пасхой, очень полезен во всех отношениях. Самый строгий пост начинается за несколько дней до Рождества и завершается Сочельником, во время которого многие верующие не употребляют пищу вплоть до восхода первой звезды. При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня.

В чём смысл Великого поста?

История и смысл Великого поста Пост в Лазареву субботу и Вербное воскресенье не прекращается, но устав предполагает послабление, которое позволяет набраться сил для следующей самой строгой в году недели.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи.
Врач объяснил, как правильно поститься в Великий пост и не потерять при этом здоровье Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища (овощи, фрукты); менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба.
Что можно кушать в пост, какие продукты разрешены, а какие нет Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга -

Православные посты

Этот пост еще называют летним. Через месяц после него наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа. Кроме многодневных постов, есть еще постные дни и однодневные посты. Еженедельными постными днями являются среда и пятница. Правда, не каждую неделю. Есть, так называемые «сплошные седмицы», во время которых можно есть мясо и молочные продукты по средам и пятницам. Кому можно есть все…или почти все При проведении постов Святая Церковь не делает различий между служителями церкви и мирянами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста.

Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др. Польза Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов. Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника, и перестают беспокоить запоры. К тому же, углеводы, в отличие от белковой пищи мясо, рыба , быстрее и легче усваиваются. Соответственно меньше энергии требуется организму на переваривание пищи. Во время поста нормализуется пищеварение и обмен веществ.

Пост установлен в раю. Такую первую заповедь принял Адам : «от древа познания добра и зла не ешь» Быт. А сие: «не снесте» есть узаконение поста и воздержания» [1]. Позже заповедь о посте была закреплена законодательно, в форме однодневных постов, приуроченных к определенным дням: «И было ко мне слово Господа Саваофа : так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» Зах. Когда же отдельного человека или народ постигали испытания, люди прибегали к продолжительным постам, чтобы снискать милость у Бога: «И сказал Давид : доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? Благочестивому сознанию древних было очевидно, что молитва к Богу приобретает сугубую силу, когда человек, молясь, приностит некоторую жертву, утесняет себя, временно отказывается от удовольствий. Сам Спаситель освятил пост Своим примером, перед началом Своего общественного служения: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола , и, постившись сорок дней и сорок ночей» Мф. В новозаветной Церкви Великий пост святая Четыредесятница был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней. О посте в священных новозаветных книгах говорится многократно: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» Деян. Современная практика Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель — сплошных седмиц , а также в праздник Воздвижения Креста Господня , день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Петров пост — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла 12 июля ; Успенский — с 1 14 августа по Успение Богородицы 15 28 августа; Рождественский Филиппов — с 15 28 ноября по рождественский сочельник 24 декабря 6 января. Великий пост , а также посты в среды и пятницы являются каноническими — см. Остальные посты являются уставными, то есть введенными в практику через монастырский устав , впоследствии распространившийся и на мирян. Виды поста по возрастанию степени строгости: разрешается рыба вареная пища с елеем растительным маслом вареная пища без елея сухоядение [2].

Приготовляя нас к подвигу Великого поста, снисходя к нашей немощи и плоти, Церковь установила сырную седмицу, "дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу оступая от приятных яств, приняли бразду поста". В среду и пятницу сырной седмицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы. Как поститься в Великий пост Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы. В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы если он приходится не в Страстную седмицу и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную седмицу предписывается пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи. Итак, пост в Святую Четыредесятницу, по правилам Церкви, состоит в воздержании не только от мясных и молочных продуктов, но даже и от рыбы и от растительного масла; состоит в сухоядении то есть без масла , а во время первой седмицы - первые два дня предписывается проводить вообще без пищи. Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей". Как поститься в Петров пост Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Петров пост менее строг, чем пост Четыредесятницы. Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - сухоясти то есть принимать растительную пищу без масла в девятый час после вечерни. В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется растительная пища с маслом. В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во Дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, разрешается рыба. Как поститься в Успенский пост Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным духовно и физически , тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве. Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей. Мало кто знает, что до праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от св. После этих праздников виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу. В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Как поститься в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила однодневный пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом. В Уставе Церковном пишется, что "достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети". Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по Уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и молочной пищи, но от рыбной, и, следовательно, состоять "в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых". Как поститься в день Воздвижения Креста Господня Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила однодневный пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страда ниях и смерти Господа. На трапезе в день Воздвижения Животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. Как поститься в Рождественский пост Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы кроме обычных даров и жертв принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла сухоядение только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря по 24 декабря старого стиля пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Это особенно важно помнить, потому что с введением нового календаря именно на эти дни строгого поста теперь приходится празднование гражданского Нового года. Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы Дан. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Как прежде постились в православной России Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные. В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко. Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран.

Понедельник, среда и пятница — дни сухоядения, то есть приготовленная с помощью термической обработки пища запрещена. В первый день поста, а также в Страстную пятницу день распятия Христа полностью воздерживаются от пищи. В Праздничные дни — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — допускаются послабления в виде рыбы, а в Лазареву субботу — в виде икры. Помимо потребления только допустимой пищи, ограничивают себя и в её количестве. Источник: artchive. Не принято демонстративно отказываться от скоромной запрещенной пищи и, тем более, осуждать не постящихся или считать себя чем-то лучше их. Это противоречит смыслу Великого поста. Когда положены послабления в посте? Атрибуты духовной части поста под силу любому человеку, и послаблений в них не просят. Питание и супружеский пост обсуждаются со священником индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, ситуации в семье или опыта предыдущих постов. Благословение на послабления берется накануне поста у священника. Часто они идут навстречу начинающим. Послабления направлены на то, чтобы помочь постящемуся соблюдать духовный пост — ведь так легко скатиться на недовольство и раздражение, когда голоден. Но пищевые пороки разоряют душу, и в пост борются со своими слабостями, а не ищут им оправдания. Какие ошибки совершают постящиеся? Приоритет телесного поста над духовным. Без работы над своими духовными качествами, без молитвы и покаяния воздержание сводится к пищевой диете и не может считаться постом. Уныние, жалобы на тяжесть постных ограничений, плохое настроение. Во время поста христианин пребывает в радостном расположении духа, в состоянии непрерывной благодарности за возможность очистить свою душу, а с ней и тело.

Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?

Есть гипотеза о том, что Великий Пост потому такой строгий, что он перед Пасхой. Но надо помнить, что Великий пост не только самый строгий из всех многодневных постов Церкви, но и самый долгий, а это значит: если мы подошли к нему необдуманно, если мы к нему не готовились заранее, то у нас могут обостриться уже существующие хронические заболевания. Строгий пост соблюдается только перед Пасхой или в дни Адвента, которые начинаются с четвертого воскресенья до Рождества и заканчиваются 25 декабря.

Правила питания и примерное меню в строгий пост

В целом строгий пост полон лишений и ограничений. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. Инокам положен более строгий пост: монахи вообще никогда не вкушают мяса, а к общим постным дням у них присовокуплен еще и понедельник. Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий