Тест Люсина Тест ЭмИн Д. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора. Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики.
Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик
Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Люсина Д.В. двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. Люсин тест на эмоциональный интеллект. Опросник ЭмИн — первая в российской психологии методика для измерения представлений человека о своем эмоциональном интеллекте (ЭИ), разработанная Д. В. Люсиным.
Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает справиться с тяжелыми новостями
Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале. Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта. Да и на просторах интернета его найти довольно сложно. Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал , ниже бланк ответов. Социальный интеллект Дж. Гилфорда Эта правдивая психодиагностическая методика разработана известным психологом и считается стандартизованной измерительной методикой. Ее используют профессионалы.
Она тоже трудоемкая в интерпретации результатов, но ее можно пройти онлайн. Выводы по вашей личности представлены во всплывающем окне. Методика состоит из 4 субтестов, которые содержат картинки и обычные вопросы. В результате их прохождения вы получите данные о своем поведении в обществе, понимании других людей, подстройке или самостоятельности во взаимоотношениях. На главной страничке теста вы увидите ссылки на все 4 субтеста. Как хорошо вы распознаете чувства ребенка Этот тест — отличный индикатор взаимопонимания между родителями и детьми. Он состоит из 5 ситуаций, на которые вы даете свой ответ. В конце они все разбираются и вы видите, где и как нужно поступать.
Почему эмоциональное воспитание важно? В основе воспитания лежит не только любовь, но и понимание чувств ребенка. Именно в понимающей семье он вырастет с развитым изначально эмоциональным интеллектом. Попробуйте взглянуть со стороны, понимаете ли вы своего ребенка — пройдите тест. Анализ EQ подростка Это сравнительно новый тест, адаптированный для подростков.
Эмоциональный интеллект, как и большинство способностей, можно развивать. Стоит обратить внимание на саморазвитие и личностный рост.
Межличностный эмоциональный интеллект Межличностный эмоциональный интеллект это способность человека понимать и управлять чужими эмоциями. По данной шкале Вы показали средние результаты. Внутриличностный эмоциональный интеллект рассматривается, как способность понимать и управлять своими эмоциями. По данной шкале Вы показали результаты ниже средних, Вам есть над чем работать в плане личностного роста.
Предлагаемая на нашем сайте расшифровка позволяет самостоятельно определить свои «узкие места», понять, над чем нужно интенсивно работать. Тест Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн позволяет узнать свой уровень эмоционального интеллекта: самопознание; эмпатию; способность к считыванию эмоций и управлению ими. Знание уровня своего внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта даст возможность оценить когнитивные навыки, сохранять ясность ума и способность адекватно воспринимать реальность. Развитый эмоциональный интеллект повышает качество жизни.
Некоторые тесты основаны на самоанализе, другие — проверяют развитие эмоциональных навыков с помощью фотографий, третьи — используют комбинации различных исследовательских инструментов. Только сочетание всех этих методов даст вам наиболее точные и достоверные результаты. Поэтому рекомендуем пройти их все. Как пройдете, сможете сразу перейти к развитию эмоционального интеллекта. Тест на эмоциональный интеллект Николаса Холла Методика помогает определить уровень владения своими эмоциями и умение использовать их в повседневной жизни. Испытуемому предлагается 30 утверждений, их нужно примерить на себя и оценить, насколько они соответствуют действительности. Тест оценивает EQ по 5 шкалам: Эмоциональная осведомленность — умение правильно распознавать и классифицировать свои эмоции. Самомотивация — умение влиять на свое поведение. Управление собственными эмоциями — самоконтроль, психологическая гибкость. Эмпатия — умение считывать чужие эмоции по внешним проявлениям, сопереживать другим людям, а также предсказывать их реакции. Управление чужими эмоциями — способность влиять на эмоциональное состояние окружающих. Достоверность результатов во многом зависит от степени искренности испытуемого и адекватности самовосприятия. Поэтому не советуем полагаться лишь на эту методику. Перейти к тесту Тест EQ на платформе Викиум Этот тест, в отличие от предыдущей методики, не заставит вас копаться в себе. Все, что нужно делать, — это смотреть на фотографии людей и выбирать из списка подходящие к ним эмоции. Всего их представлено 7: удивление, гнев, радость, отвращение, страх, презрение, печаль. Методика оценивает способность считывать чужие эмоции. Люди, у которых она хорошо развита, умеют общаться деликатно и гибко, в отличие от нечутких людей. Онлайн-тест покажет, насколько верно вы определили эмоции, выделит самые проблемные из них. Перейти к тесту Тест эмоционального интеллекта ЭмИн Д. Люсина Методика разработана нашим отечественным психологом на основе его собственных исследований. Рассчитана на детей с 13 лет и взрослых. Она позволяет оценить 2 показателя: межличностный и внутриличностный интеллект. Первый отвечает за умение ориентироваться в чужих эмоциях: предугадывать их, направлять в нужное русло, сопереживать и даже манипулировать ими в своих целях. Второй показатель отражает способность человека контролировать собственные эмоции, т. Эти два типа интеллекта тесно связаны между собой, поэтому высокие результаты по одной шкале чаще всего сопровождаются высокими результатами и по другой.
Тест на эмоциональный интеллект
психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора. Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭИ), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики.
10+ тестов на эмоциональный интеллект
Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии? Для ответа на вопросы подобного рода предлагается использовать следующие подходы: - оценки экспертов но многие авторы считают, что нет убедительного критерия для отбора экспертов в этой области , - оценки большинства испытуемых но это противоречит самой идее тестов интеллекта и способностей, особенно в случае трудных заданий, с которыми должна справляться меньшая часть выборки , - мнение разработчиков тестовых заданий, например, актёров, имитирующих эмоции при создании тестового материала, или художников, создающих изображения с теми или иными эмоциями но возникает сомнение, что актёры или художники достаточно точно изображают эмоции, кроме того, высока вероятность, что они их утрируют и стереотипизируют, что снижает экологическую валидность тестового материала. Проблема выбора правильного ответа остаётся не решённой, при этом разные способы её решения на материале одно и того же теста нередко дают результаты, плохо согласующиеся друг с другом. Люсина опирается на собственную модель эмоционального интеллекта автора.
Эмоциональный интеллект определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Как способность к пониманию, так и способность к управлению эмоциями может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Таким образом, автор вводит понятие внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, которые предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть связаны друг с другом. Правда, определение, предложенное Д. Люсиным, перекликается с моделью Х.
Гарднера, который полагал, что эмоциональный интеллект является частью социального интеллекта. Личностный интеллект разделен на интер- и интраперсональный, что предполагает знание о себе и других. На основании такой модели предлагается тест, состоящий из 40 вопросов с ответами по 4-балльной шкале, которые группируются в 6 факторов: Межличностный эмоциональный интеллект: Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций, Шкала М2.
Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций например: Mayer, Salovey, 1997; Mayer et al. Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами Mayer et al. Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми.
Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений ЭИ трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.
Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д.
Гоулмена и Р. Гоулмен Goleman, 1995 основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера Salovey, Mayer, 1990 , но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. Модель Р. Он определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями по: Стернберг, 2002, с. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: 1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам.
The ability to understand emotions means that a person can recognize emotion, that is, establish the very fact of having an emotional experience in himself or in another person; can identify an emotion, that is, establish what kind of emotion he or another person is experiencing, and find verbal expression for it; understands the reasons that caused this emotion, and the consequences to which it will lead. Updated on.
Я не умею управлять эмоциями других людей МУ - 31. Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда ВП - 32.
Мне трудно справляться с плохим настроением ВУ - 34. Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям ВП - 36. Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно МП - 39. По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую ВЭ - 40. Если близкий человек плачет, я теряюсь МУ - 41.
эмоциональный интеллект люсин определение
Сторителлинг Умение представить работоспособность своего решения. Научитесь не просто презентовать фичи продукта, но и рассказывать о нем убедительные истории, которые будут доносить ваши идеи. Подтверждение знаний после обучения.
Вы стараетесь наладить с ним отношения, но он недружелюбен.
Новичок прерывает Вас во время разговора, не считается с Вашим мнением, не слушает советы. Он не соблюдает дедлайны, опаздывает, уходит раньше других с работы. Как вы решите эту проблему? Выберите свой вариант: А.
Ничего ему не скажу. Буду ждать, пока он сам заметит недовольство им и изменит поведение. Попрошу руководителя перевести меня в другую команду, где более приятные коллеги. Предложу коллегам обсудить проблему на следующем собрании.
Пусть знает, что мы о нем думаем. Заодно спросим новичка о том, намерен ли он исправляться. Встречусь с руководителем и расскажу ему о недостатках сотрудника. Пусть начальник сам решает, что с ним делать.
Авторами были приведены приведены данные о внутренней согласованности шкал ЭмИна, которая была оценена как удовлетворительная [3]. Окончательная версия опросника ЭмИн была опубликована в 2006 году. Психометрический анализ был проведен на основе ответов 218 испытуемых и показал, что опросник обладает достаточно высокой надежностью [4]. Новые данные о психометрических свойствах опросника были получены на выборке в 745 человек и опубликованы в 2009 году. Полученные в этом исследовании результаты в целом почти полностью совпадают с результатами исследования 2006 года. Отличие связано с интерпретацией третьего и пятого факторов, поскольку, согласно результатам новейшего исследования, в третьем факторе смешиваются утверждения, относящиеся к обеим субшкалам МУ и ВУ , соответствующим данным факторам, а также присутствуют два утверждения из субшкалы ВП [5].
Для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования валидности опросника ЭмИн [5]. Модель эмоционального интеллекта Д.
Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ. Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д.
Гоулмена и Р. Гоулмен Goleman, 1995 основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера Salovey, Mayer, 1990 , но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. Благодаря популярности книги Гоулмена «Эмоциональный интеллект» его модель приобрела большую известность не только среди психологов, но и в более широких кругах. Модель Р. Он определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями по: Стернберг, 2002, с. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: 1.
Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм. Бар-Он разработал опросник для измерения эмоционального интеллекта, называющийся EQ-i и состоящий из 133 утверждений. Этот опросник состоит из 15 шкал, соответствующих вышеперечисленным субкомпонентам.
Следует отметить, что основанием для предложенной модели является профессиональный опыт автора и анализ литературы, но не какие-либо эмпирические данные, которые могли бы подтвердить правомерность выделения именно этих субкомпонентов. Развитие моделей ЭИ можно описать следующим образом. Модель Сэловея и Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Бар-Она, который вообще отказывается относить к ЭИ когнитивные способности. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие ЭИ становится полностью метафорическим. Под интеллектом в психологии всегда понимается о каком бы его виде ни шла речь и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации.
Если же ЭИ трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект».
Способы проявления эмоционального интеллекта в быту
- Эмоциональный интеллект
- Детальный тест на эмоциональный интеллект
- Читать книгу: «Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям»
- Мы в соцсетях
- Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает справиться с тяжелыми новостями
- Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать
Тест на определение уровня эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла
- Эмоциональный интеллект люсин определение
- 10+ лучших тестов на определение уровня эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект
- (+ прямой вопрос, -обратный)
Эмоциональный интеллект сегодня: исследования и практика
Бесплатные тесты для оценки EQ: Тест Люсина Тест Шабанова и Алешиной. Тест на эмоциональный интеллект (тест eq) не относится к обязательным, однако он крайне желателен для каждого, кто хочет узнать о себе следующие нюансы. В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Опыт РАЗРАБОТКИ ТЕСТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО интеллекта 3mIQ. Эмоциональный интеллект: МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА ТЕСТА (MSCEIT V2.0), РУССКОЯЗЫЧНАЯ АДАПТАЦИЯ. Психологи стали активно изучать эмоциональный интеллект (emotional intelligence) в конце XX века.
Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик
Тесты на определение эмоционального интеллекта: тест Холла и тест Люсина. Самый сложный и серьезный тест, который оценивает эмоциональный интеллект в рамках модели способностей. Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (). Тест на эмоциональный интеллект. Quiz introduction. Эмоциональный интеллект (или ЭИ) определяется как способность понимать, использовать и управлять своими собственными эмоциями.
Эмоциональный интеллект как основа успешной карьеры
Источник: ipran. Также основана на работах Джона Мэйера и Питера Сэловея, но представляет собой опросник, а не тест. Включает 33 утверждения, разделенных на три шкалы: оценку и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций. Опросник считается довольно точным, но только в том случае, если тестируемый отвечает честно, а не дает социально желательные ответы. Источник: psytests. Пример вопроса из теста «ЭмИн». Создан с целью охватить максимально известное число аспектов эмоционального интеллекта — в том числе тех, что входят в концепцию Гоулмана. Включает 68 утверждений, разделенных по семи шкалам от способности принимать решения на основе эмоций до внимательности к ним. Пример вопроса из теста Кимберли Бачард. Дело в том, что человек редко способен объективно себя оценить, а кроме того, далеко не всегда в реальных условиях ведет себя так, как ответил в опроснике. Причины низкого эмоционального интеллекта Генетика.
Исследования показывают , что эмоциональный интеллект наследуем. Он есть у каждого человека, но его уровень, как и уровень интеллекта вообще, во многом определяется генетикой. Особенности воспитания.
Индивид не умеет оказывать влияние на чужое настроение.
Внутриличностный интеллект. Высокий показатель характеризует личность, умеющую сдерживать нежелательные эмоции и, напротив, вызывать у себя положительные, если есть такая необходимость. Она отлично владеет самоконтролем и самопониманием. Как правило, высокий внутриличностный обуславливает высокий межличностный интеллект.
Человек со средним показателем обладает свойствами, описанными выше, но в меньшей степени, чем индивид с высоким уровнем. Низкий внутриличностный интеллект проявляется в неумении контролировать свои эмоции, а так же осознавать их причину. Такой индивидуум легко поддаётся на манипуляции, его легко вывести из душевного равновесия. Он не умеет сдерживать себя, даже когда это необходимо.
Общий эмоциональный интеллект ОЭИ - синтетическая шкала, отражающая общую способность понимать эмоции и управлять ими. Общее понимание эмоционального интеллекта Исследования эмоционального интеллекта появились в научных статьях в начале 1990-х годов. Этот концепт завоевал заслуженную популярность и привлекает многих исследователей. Причины такой популярности связаны как с попытками оценить более целостно адаптивные способности индивида через его умение эмоционально взаимодействовать с другими, так с возможностями предсказать успешность поведения в различных видах социальной активности. Первоначально понятие «эмоциональный интеллект» было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Тем не менее, на современном этапе исследования эмоционального интеллекта являются вполне самостоятельным направлением. Можно согласиться с мнением Д.
Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области. Публикация в 1995 г. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» принесла популярность взгляду на эмоции как область интеллекта. Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию ввели Д.
Они предполагают реализацию разных когнитивных процессов и навыков, но должны быть взаимосвязаны. Люсину, эмоциональный интеллект состоит из двух компонентов: внутриличностного и межличностного. Внутриличностный эмоциональный интеллект включает такие способности, как самоконтроль, самомотивация и самооценка. Межличностный эмоциональный интеллект предполагает умение понимать эмоции других людей, влиять на них и строить отношения. Люсин считает, что эмоциональный интеллект неправильно рассматривать как чисто когнитивный навык и что способность понимать эмоции и справляться с ними тесно связана с общей направленностью личности на аффективную область, то есть с ее интересом к внутреннему миру человека. Таким образом, эмоциональный интеллект имеет двойственную природу и может быть представлен как конструкт, связанный с когнитивными способностями, с одной стороны, и личностными характеристиками — с другой; по мнению Д. Люсина, эмоциональный интеллект - это психологическое образование, находящееся под влиянием многих факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики и формируется в течение жизни человека. Одним из главных преимуществ теории Д. Люсина является ее практическая направленность. Она позволяет определить, какие именно навыки и способности нужно развивать для повышения эмоционального интеллекта. Кроме того, данная теория учитывает индивидуальные особенности каждого человека, что делает ее более гибкой и адаптивной. Люсин Д. Также некоторые критики считают, что данная теория не учитывает культурные различия и, может быть, не применима в некоторых контекстах. Широкое разнообразие моделей эмоционального интеллекта, появившихся в последнее десятилетие, обусловливает необходимость их категоризации. Двумя наиболее заметными попытками такого рода являются. Петридес и Е. Фарнхэм проводит несколько иное различие, которое, по его мнению, имеет более широкое определение. Это эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как свойство. Они утверждают, что характер модели в большей степени определяется методами, используемыми для измерения конструкта, чем теорией. Эмоциональный интеллект как черта связан с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях и поэтому может быть измерен с помощью опросников. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Эмоциональный интеллект — это психологическое образование, формирующееся в течение жизни человека под влиянием ряда факторов, определяющих его уровень и специфические личностные характеристики [4]. Дошкольный возраст — это период значительного интеллектуального развития и роста ребенка. Ведь именно в этот период формируется умственный и эмоциональный интеллект, обусловливающий успешную адаптацию в обществе. На развитие личности, в том числе и на формирование эмоционального интеллекта, оказывает влияние окружающая социальная среда, прежде всего семья. Семья на всех этапах жизни является первым институтом, в котором ребенок социализируется и учится взаимодействовать с окружающими его людьми. Формирование эмоционального интеллекта происходит с разной скоростью. Не существует четкой модели для определения степени, в которой ребенок должен быть обучен к указанному возрасту. Однако психологи выделяют ключевые моменты на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и контролю импульсов [2]. Фактически эмоциональное развитие ребенка происходит под непосредственным «давлением» эмоциональности матери. Выготский считал, что влияние среды меняется в ходе развития ребенка, определяемое его переживаниями. Он ввел понятие «ключевого опыта» — комплекса сознательных и неосознаваемых отношений между ребенком и важными элементами окружающей среды. Эльконин подчеркивал значение положительной эмоциональной среды вокруг ребенка как фактора успешного психического и физического развития. При этом D. Guastello, S.