Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов, координаты места.
13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Эпопея парохода «Челюскин» стала одним из самых ярких примеров того, какую роль может и должна играть авиация в освоении высоких широт. 16 июня в библиотеке провели информационный час «Знаменитая челюскинская эпопея», приуроченный к 90-летию со дня начала полярной экспедиции на пароходе «Челюскин». 90 лет челюскинской эпопее. 13 апреля 1934 г. с ледового поля близ раздавленного льдами парохода «Челюскин» были благополучно эвакуированы члены команды судна и пассажиры. Недавно исполнилось 90 лет со дня отправления в первое и единственное плавание полуледокольного грузового парохода «Челюскин». Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну.
История спасения «Челюскина»
Каждый полярный летчик был на вес золота. Практически постоянно экипажи действовали в одиночку, на свой страх и риск. Летной инфраструктуры практически не было, связь отсутствовала, навигации — минимум. На Севере нужно было уметь рисковать и выбираться из передряг, принимать решения и досконально знать машину. Условия тяжелейшие. В случае проблем или аварий оказать помощь часто было просто некому. Но зато далеко от начальства и зарплата повышенная. В полярной авиации собирались люди бесшабашные, отчаянные, иногда имевшие проблемы со службой на Большой земле.
Федор Куканов в 1931 г. Осужден по ст. Начало карьеры — почти как у Валерия Чкалова, знаменитого летчика эпохи, с которым они были ровесниками; только у Чкалова к тому времени было уже две судимости. В июле 1933 г. Куканов ехал на зимовку на мыс Северный, где должен был выполнять обязанности пилота Главсевморпути. Анатолий Ляпидевский после принудительной демобилизации работал в гражданской авиации и летал по стандартному маршруту из Хабаровска на Сахалин. По его словам, на такой работе ему было скучно.
Приятели столкнулись в Хабаровске, обменялись впечатлениями, и Куканов сообщил, что начальник летного сектора Северного морского пути Шевелев ищет людей. Особенно ему нужны морские летчики, то есть пилоты, обученные работать на гидросамолетах и летающих лодках, потому что аэродромов на Севере нет, в летнее время взлетать и садиться можно только на реки, озера и морские бухты. Ляпидевский позже вспоминал: «— Если ты хочешь работать на Севере, — сказал мне Куканов, — напиши… Я подумал и написал. Иосиф Уншлихт в это время занимал должность начальника Главного управления гражданского воздушного флота, то есть руководил всей гражданской авиацией. Поначалу эти радиограммы действия не возымели, но в дальнейшем они предопределили судьбу Анатолия Ляпидевского. Тоже, можно сказать, почти случайно. Сигизмунд Леваневский во главе экипажа из четырех человек по заданию Главсевморпути перегонял из Севастополя на Чукотку летающую лодку «дорнье-валь» под номером «Н-8».
В дальнейшем она должна была выполнять ледовую разведку, или, как возвышенно писали тогда газеты, «быть путеводителем для кораблей северной научной экспедиции». Вообще-то корабль «северной научной экспедиции» был только один, тот самый «Челюскин», но газеты тех лет любили немного преувеличивать. По номеру, кстати, можно примерно оценить количество самолетов во всей полярной авиации Советского Союза на тот момент. Индексом «Н» отмечались самолеты Главсевморпути, цифра обозначала сквозной порядковый номер самолета в этом ведомстве. Самолет «Н-8» был передан из состава Черноморского флота в полярную авиацию только в мае 1933 г. В 1933 г. Главное управление Севморпути получало новые машины, но до самого конца года на всем протяжении арктического побережья, от Кольского полуострова до Чукотки, на многие тысячи километров, их общее число составляло менее двух десятков.
Когда летающая лодка находилась в Хабаровске, Леваневский получил правительственное задание — отправиться на помощь американскому пилоту-рекордсмену Джимми Маттерну, совершавшему кругосветный перелет и разбившему самолет на Чукотке. Спустя год Леваневский об этом написал так: «Пришлось… срочно вылететь. Второго пилота я списал. Когда у нас бывали трудности, этот пилот страшно ныл. Да к тому же человек недавно женился и очень скучал по жене. Новым вторым пилотом в экипаж вошел Федор Куканов, известный Леваневскому по севастопольской Высшей школе морских летчиков. Леваневский с Кукановым вылетают из Хабаровска в Анадырь.
Спустя шесть дней в Анадыре Леваневский, по его словам, опять выгоняет из экипажа второго пилота, дав ему не менее убийственную характеристику, а на его место берет очередного, третьего по счету второго пилота, которого тоже позже...
Встреча была приурочена к 120-летию со дня рождения выдающегося полярника Эрнеста Теодоровича Кренкеля. Комитет был создан с целью увековечить память героев, принимавших участие в спасении челюскинцев в Арктике в апреле 1934 года. В него вошли потомки героев «челюскинской эпопеи» — дети, внуки и правнуки полярников и лётчиков, Герои Отечества, учёные, специалисты по истории освоения Арктики, популяризаторы отечественной истории покорения Севера, руководители общественных организаций. В своём выступлении он рассказал о жизни и работе своего отца — советского полярника, участника арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Его переход рассматривался как пробный в условиях плавания во льдах. Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями.
До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда.
В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром.
В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с В.
Она мобилизовала различные виды транспорта: собачьи упряжки, аэросани, дирижабли и ледокол «Красин». Однако главную роль в спасении полярников сыграли самолёты под управлением лётчиков А. Ляпидевского, С.
Леваневского, В. Молокова, Н. Каманина, М.
Слепнёва, М. Водопьянова и И. Первое приземление на льдину совершил 5 марта Анатолий Ляпидевский.
90-летия окончания «челюскинской эпопеи» отметят в 2024 году
Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. первооткрывателя северной оконечности Азии. Последующие месяцы «Челюскин» дрейфовал вместе со всем экипажем, пока 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия не был раздавлен льдами и не затонул в течение двух часов, полностью уйдя под воду около 16.00.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
Для эвакуации были отобраны лучшие летчики страны, которым предстояло без карт и в тяжелых условиях вывозить людей. Выходец из белорусской глуши стал великим ученым и легендарным полярником Правнучка летчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева рассказала, что перед тем, как забрать последних десятерых человек, начал ломаться лед, с которого взлетал самолет. Вот мне кажется, вот это последние сутки, часы были, наверное, самые тяжелые, самые напряженные психологические, что вот в любой момент ломается льдина, они не могут восстановить аэродром, им это просто непосильно физически, портится погода», — вспоминает она. За два месяца удалось спасти всех, кто покинул «Челюкин» перед его гибелью. Семеро летчиков, участвовавших в эвакуации, стали первыми Героями СССР, а члены экспедиции доказали, что Северный морской путь можно пройти. Ученые провели трехмерную акустическую съемку судна, затонувший объект удалось запечатлеть с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350».
Стараниями сотрудников музея, вологодских коллекционеров, а также художников, был оформлен и открыт для посещения специальный выставочный зал «Полярные Робинзоны». Представлены уникальные артефакты той поры: измерительные и навигационные приборы, карты, личные вещи полярников, радиостанция «ПР 4П», предметы их быта.
К этой же дате был приурочен конкурс детского художественного творчества «Во льдах Арктики». В музее. В организации и проведении мероприятия приняло активное участие наше отделение Русского Географического Общества. Михаилом Кутюмовым подготовлен один из экспонатов карточка-квитанция о проведенной радиосвязи от Э. Кренкеля , прочтена лекция о роли радиосвязи в спасении челюскинцев, с демонстрацией архивных аудиозаписей старшего радиста Э. Кренкеля 1937 и 1964 года о том, как проходила эвакуация с борта судна и со льда на материк, о жизни в ледовом лагере.
На самом деле деревянные корабли не могли пробиться через арктические льды. Однако мореплавателей, жаждавших новых открытий, и купцов, мечтавших о сверхприбылях, это не останавливало, и они предпринимали всё новые попытки. Для России открытие северного морского пути являлось стратегически важным: сухопутная дорога к дальневосточным окраинам занимала несколько лет. Неудивительно, что ещё с петровских времён чуть ли не каждое десятилетие на разведку пути сквозь льды отправлялись всё новые экспедиции.
Мореплаватели наносили на карту всё больше северных островов, мысов и заливов, но доплыть из Архангельска да Камчатки у них не получалось. Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии. Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли. Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года.
Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин.
Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина. Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять".
Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями. Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд. В любое время дня и ночи поезд встречали колхозники и горожане со знаменами и цветами, везде просили задержаться и рассказать обо всем", - писал Водопьянов. Составили даже график вахт, чтобы в любое время дежурили один летчик и двое челюскинцев.
Казалось, вся страна обнимала нас с восторгом и любовью", - вспоминал Молоков. Апофеозом стала встреча 19 июня в Москве с участием Сталина. Встреча челюскинцев в Москве. Разные награды и судьбы Уже в апреле 1934 года учредили звание "Герой Советского Союза". Их фамилии выучил наизусть весь Союз. Героям вручили ордена Ленина - высшую награду страны медали "Золотая Звезда" введут лишь через пять лет. Леваневский - единственный из первых Героев, не вывезший с льдины ни одного человека и вообще не летавший в лагерь Шмидта. Перегоняя "флитстер" с Аляски, он в сложных погодных условиях разбил машину, не долетев до Ванкарема. Говорили, что в число Героев он попал потому, что был любимцем Сталина...
Славы - таковы уж ее законы - на всех не хватает. Нередко те, кто достоин самых высоких наград, остаются в тени. По свидетельству поэта Феликса Чуева, Ляпидевский считал: первым Героем по справедливости должен был стать командир Чукотской авиагруппы Куканов. Он еще в сентябре возил Шмидта с "Челюскина" на остров Врангеля, потом эвакуировал людей с других вмерзших в лед судов, в феврале пробивался к ледовому лагерю, но из-за неисправности вернулся. Однако "героя номер ноль" отметили лишь орденом Красной Звезды. Та же награда досталась Бабушкину, эвакуировавшему из лагеря Шмидта двоих как и Доронин , - себя и бортмеханика. Герои Советского Союза из альбома "Героический поход Челюскина". А легенда сибирских авиалиний Виктор Галышев - первый летчик-спасатель СССР, эвакуировавший в 1930 году пассажиров затертого льдами парохода "Ставрополь"?
Арктическая эпопея: Северный морской путь начинали штурмовать из Архангельска
Фёдор Решетников на борту "Сибирякова" в 1932 году. На "Челюскине" Решетников рисовал для судовой стенгазеты "СМП" — "Северный морской путь", редактором которой был Баевский Илья Леонидович — заместитель начальника экспедиции по науке, а также время от времени выпускал номера "Ледового крокодила" с карикатурами и дружескими шаржами. После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся! Все выпуски были иллюстрированы Решетниковым. Первые рисунки в переименованную стенгазету ему приходилось рисовать в нечеловеческих условиях: сидя на корточках, сгорбившись, или лёжа на животе в тесной палатке. И лишь позже, когда из брёвен, предназначенных для домиков на острове Врангеля, уже был построен просторный барак, это можно было делать без такого экстрима. Первый номер стенгазеты "Не сдадимся! Здесь можно найти эту стенгазету в лучшем разрешении. Фёдор Решетников и Отто Юльевич Шмидт в 1936 году.
В 7 часов 10 минут орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.
Осматривавший «Стерегущего» перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет.
Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного — только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию». Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить «Стерегущего». То, что команда открыла кингстоны и затопила миноносец — это фантазия, придуманная пропагандистами.
Челюскинцам удалось спасти большую часть имущества и оборудования. Они оперативно возвели на льдине палаточный лагерь — так называемый лагерь Шмидта, отличавшийся сравнительно налаженным бытом. На поиски челюскинцев у государства ушло больше месяца.
Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания. Капитаном парохода «Челюскин» был назначен Владимир Воронин — капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром. В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин» вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин» подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев — кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине» было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический морской круиз. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка — перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин» отправился в Карское море, где было самое сложное — лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
До лагеря оставались считанные километры. Я с нетерпением выставил голову из-за козырька кабины - холодный ветер жёг щёки. Впереди мелькнула чёрная точка. Через минуту я увидел дым, потом деревянный барак, вышку с красным флагом на мачте, палатки и людей, которые карабкались на торосы и махали руками. Самолёт посадил точно. Его быстро окружили полярники. У многих на глазах блестели слёзы. Я вылез из кабины и попал в объятья Шмидта. Он сказал: «Мы знали точно, что наша великая страна спасёт нас!
Леваневского, И. Доронина, А. Ляпидевского - В. Молоков, редкостный самоучка, ещё ранее наставлял товарищей: «Машину нужно знать как себя. Копайся побольше в нутре машины, ближе познаешь её, и она не подведёт! Она очень старенькая и, говорят, мотор у неё уже имеет 108 часов налёта. Но это ничего. Я рад, что мне дали хоть такую машину.
Мы уж с ней по-стариковски поработаем. В общем, всё, что от меня зависит, я сделаю и до лагеря Шмидта долечу! Ушаков и летавший на Р-5 М. Водопьянов его машина являлась спецмоделью для Севера поведают массу нюансов эпопеи, в т. Правительственная «молния» обязала Слепнева и Леваневского срочно вылететь в Нью-Йорк, а затем в Фэрнбекс-на-Аляске, за парой 9-местных «Флейстэров» фирмы «Консолидейтед». Борьба с пургой и обледенением - сюжет исторического романа, под названием «Моторы несут нас на ощупь»... Изобретательный Н. Каманин, как и все пилоты, штурманы и механики, проявил мужество и сметку.
Его находкой следует признать использование фанерных контейнеров в качестве «пассажирских мест».
Те благополучно добрались до человеческого жилья, но уже не участвовали в эпопее. Тем временем «Челюскин» выпростался, однако в середине октября снова застрял.
До Берингова пролива и чистой воды осталось всего несколько десятков миль. Ледорез «Федор Литке», который пустили кораблю навстречу, не пробился через плотный лед. В конце концов дрейфующие льды приковали «Челюскин» к месту.
Шмидт понял, что впереди зимовка, но головы не потерял. На корабле ввели режим экономии, начали мастерить печки. На случай внезапного ухудшения ситуации самое необходимое выгрузили на лед.
Пока ситуация была под контролем. Конечно, перспектива куковать на льду до июля не радовала никого, но в целом ситуацию рассматривали спокойно — как неприятную, но штатную. Главной проблемой была невозможность как следует занять людей — монотонный пейзаж, минимум любой полезной деятельности.
Дойти до земли пешком было нереально: материк был в 150 километрах, а с женщинами, больными и детьми марш бы не удалось проделать. Однако пока жизнь за вычетом скуки была сносной: еды и топлива хватало люди даже прибавляли в весе , экипаж развлекал сам себя охотой, образовательными кружками, покером, байками и тому подобным. Звездой этих выступлений был сам Шмидт, рассказывавший благодарным слушателям обо всем на свете — от историй своих путешествий по Памиру до теорий Фрейда.
Имелся и свой самодеятельный джаз-оркестр: позднее люди вспоминали, что фокстрот в валенках выглядел довольно забавно. Фото: Wikimedia Но эта идиллия прервалась самым драматическим образом 13 февраля 1934 года. На «Челюскин» потащило гигантский ледяной вал.
Восьмиметровая ледяная скала неслась прямо на пароход. Шмидт и Воронин тут же организовали эвакуацию. Дело шло организованно, но остановить несущуюся глыбу было вне человеческих сил.
Ледяное поле разломило левый борт — сначала надводную часть у носового трюма, а затем и подводную. Машинное отделение затопило. Однако еще некоторое время у команды имелось.
Экипаж быстро выносил все необходимое. Поэтому в 15:50, когда корабль начал разваливаться и уходить под лед, все было уже сделано. Почти все.
Завхозу Борису Могилевичу не повезло: он поскользнулся, а затем его ударило и бросило на палубу сорвавшейся металлической бочкой с топливом. Он погиб и навсегда остался на уходящем под воду корабле. Подмога пришла, подкрепленье прислали Поскольку эвакуация была отлично организована и хладнокровно проведена, вынести удалось практически все имущество.
Вдобавок на остров Врангеля ехали и не доехали стройматериалы и строители, поэтому теперь на льду возводили барак, камбуз, сигнальную вышку, деревянные каркасы и основания для палаток. Сами палатки обивались изнутри, в них стелили полы. Отдельно долбили ледяные пещеры для продуктов.
Короче говоря, это была «пятизвездочная» катастрофа — со всеми удобствами. Понятно, что 40 градусов мороза — это 40 градусов мороза, но вот угроза немедленной гибели перед полярниками не стояла. Радист Кренкель восстанавливал связь и быстро соорудил полноценный радиоузел.
Первым, что ему удалось поймать, был веселенький фокстрот, но главное — связь была. Все команды выполнялись с точностью швейцарского хронометра.
Итак - гибель во льдах Арктики парохода «Челюскин», реально угрожала жизни всему оставшемуся экипажу людей, которые остались на льдине… Единственный метод спасения людей со льдины — воздушный! Правительство СССР принимает решение — спасти людей любой ценой, даже с максимальным риском для самих спасателей! Нет у советов самолетов, летчиков и вообще таких смелых и отважных, кто бы решил лететь «не зная куда» и пытаться искать людей в Арктике…» Ситуация сложилась критическая… На льдине экипаж «Челюскина» организовал так называемый «лагерь Шмидта», выгрузили, что смогли, на льдину. Начался двух месячный дрейф ледового лагеря. Шмидт, будучи высокообразованным человеком, понимал, что в критических ситуациях нервы людей могут не выдержать, всех нужно мобилизовать и занять полезным для их же судьбы делом — строились аэродромы, читались лекции по наукам, проводились партсобрания и т.
Все стойко преодолевали трудности и испытания, давая понять, что они верят в спасение - начали строить посадочную полосу для самолетов. И помощь пришла! Правительство сформировало «Комиссию» по спасению «челюкинцев» — руководитель В. Страна обратилась к летчикам, и летчики приняли вызов Арктики! Стали поступать обращения полярных летчиков и других отважных пилотов со всей страны! Так получилось, что ближе всех к месту трагедии оказался экипаж А. Погода не позволяла наладить методические поиски — пурга, на упряжках с собаками ездить опасно, не то, чтобы — летать!
И все же Ляпидевский сделал 29 вылетов! А 5 марта 1934 г.
Люди успели высадиться на льдину, выгрузили всё необходимое и разбили лагерь. Основные надежды на оказание помощи потерпевшим бедствие были связаны с авиацией. В то время в северных районах страны не было ещё достаточного количества авиабаз с аэродромами, запасами горючего, обеспечением метеоинформацией. Предстояло летать в безлюдной и безориентирной местности на самолётах, которые не были утеплены, оснащались простейшим навигационным оборудованием и не имели радиосвязи. Лётчикам противостояли жестокие морозы, туманы, шквальные ветры, многодневная пурга, обледенение машин, внезапные перемены погоды. Наиболее близко к лагерю Шмидта — в бухте Лаврентия — оказался полярный лётчик А. После 29 попыток он 5 марта пробился к лагерю, посадил свой двухдвигательный самолёт АНТ-4 на небольшой, окружённый торосами ледовый аэродром и вывез в посёлок Уэлен 10 женщин и двух детей челюскинцам придётся неоднократно готовить аэродромы заново, так как их разрушала подвижка льдов. Позднее, при перелёте в посёлке Ванкарем, где организовывалась главная база, Ляпидевский из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку и не смог более принимать участие в спасательных работах.
За ними отправились лётчики С. Леваневский и М. Слепнёв, а также уполномоченный правительственной комиссии полярный исследователь Г.
Сомнения капитана Воронина
- Челюскинская эпопея
- 13 февраля 1934 года погиб пароход "Челюскин" - Родина
- История знаменитой спасательной операции, о которой широкой публике известно далеко не все
- Героическая эпопея «Челюскина» — КПРФ Москва
- В печатном номере
- История спасения «Челюскина» // Победитель
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
В итоге с ноября 1933 года по январь 1934 года затертый «Челюскин» блуждал по скованному льдом Чукотскому морю. Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну. Поэтому, когда несколько лет спустя в СССР наступило время «большого террора», уберечься от репрессий удалось далеко не всем еще недавним героям-челюскинцам. 4 ноября 1933 года дрейфующие льды вынесли «Челюскин» в северную часть Берингова пролива. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024.
Тайна экспедиции «Челюскина»
первооткрывателя северной оконечности Азии. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, завершилась челюскинская эпопея, когда советские лётчики совершили подвиг, спасая участников полярной экспедиции, находившихся на арктическом льду после крушения парохода «Челюскин». Премьера состоится в 2024 году и все потомки героев «эпопеи» с нетерпением ждут этого момента. Пароход «Челюскин» торжественно провожали в плавание летом 1933 года в Ленинграде. Смотрите видео онлайн «Спасение челюскинцев: подвиг во льдах» на канале «РИА Новости» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 13 апреля 2023 года в 12:53, длительностью 00:01:57, на видеохостинге RUTUBE.
Челюскинцы: два маленьких эпизода большой героической эпопеи
Их судно попало в ледяной капкан. Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Приключения лётчика Ляпидевского Пятого марта на помощь челюскинцам первым прибыл лётчик Ляпидевский на самолёте АНТ-4 — это был первый самолёт, приземлившийся на льдину. Посадка была непростой — длина аэродрома достигала вполне достаточных 600 метров, но вот ширины в 50 было втрое меньше, чем надо. Ляпидевский доставил инструменты, оленину, и, самое важное, аккумуляторы для радиостанции, которые были уже на исходе. Обратно в Уэлен Ляпидевский увёз 12 женщин и детей. При запуске моторов чуть не произошла трагедия — капитану «Челюскина» едва не снесли голову винтом, но, к счастью, лишь задели шапку. Источник фото Это был единственный раз, когда Ляпидевский пришёл на помощь лагерю. Четырнадцатого марта у него лопнул вал одного из моторов. АНТ-4 сел на вынужденную, после чего самолёт чинили на месте почти полтора месяца. Но на успех и аварию пришлось целых 36 полётов — как попыток спасти челюскинцев, так и косвенно-логистических по немаленькой Чукотке. Очень мешали полярная ночь, барахлящие моторы и переменчивая погода. Да и малая освоенность края играла роль — как-то раз в Уэлене закончился сжатый воздух для запуска моторов, и его целую неделю везли на собаках. Американская миссия Всё та же малонаселённость окрестных краев диктовала порой, на первый взгляд, странные пути. Перегон самолётов в Чукотку представлял сложное, опасное и масштабное предприятие. Чаще всего они шли на пароходах как можно дальше, после чего выгружались на лёд и стартовали своим ходом. Поэтому в Москве решили для надёжности дублировать процесс, купив несколько самолётов в США. Выбор пал на «северный» вариант «Флитстера» фирмы «Консолидейтед». Последних ждало путешествие через половину земного шара. Берлин, Лондон, Нью-Йорк, поездка на Западное побережье по трансконтинентальной железной дороге, после чего Канада, и, наконец, Аляска. Правда, Леваневский разбил свой «Флитстер» у мыса Онман и выбыл из игры.
Переход «Челюскина» должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути простыми транспортными кораблями, а не только ледоколами. Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь. В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды. Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Сразу же после того, как 104 человека , среди которых были 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время плавания, высадились с тонущего судна на лёд и поставили палатки, знаменитым полярным радистом Эрнстом Кренкелем была отправлена радиограмма в ближайший посёлок Уэллен: 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин», затонул, раздавленный сжатием льдов. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
Несмотря на то, что место катастрофы было зафиксировано еще челюскинцами, оказалось, что координаты указаны не слишком точно, что вполне объяснимо уровнем развития техники и сложившейся ситуацией. Координаты удалось уточнить в 1974 году. Первое погружение к судну водолазов, по-видимому, состоялось в 1979, а затем в 1989. Очередная подводная археологическая экспедиция Челюскин -70 вышла к месту аварии в 2004 году, ее приурочили к 70-летию гибели «Челюскина». Но судно не нашли, хотя поначалу и объявили о находке. Окончательную точку в поисках места гибели «Челюскина» и самого судна поставили лишь в 2006 году, когда подняли со дна фрагменты конструкции, подлинность которых подтвердила экспертиза, проведенная датчанами. Опустившийся на морское дно «Челюскин» стоит на глубине около 50 метров на ровном киле, словно до сих пор продолжает плавание. Об обстоятельствах подводного поиска и других событий вокруг «Челюскина» немало интересного и познавательного материала можно найти на сайте www.