Иудейская Пасха фактически открывает череду главных празднований у различных конфессий. Иудейская Пасха фактически открывает череду главных празднований у различных конфессий.
Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают
Перед Песахом еврейские семьи, соблюдающие религиозные традиции, должны полностью очистить дом от хамца. В александрийской пасхалии православная Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской. К сожалению маца в Московском еврейском общинном центре закончилась, однако её ещё можно приобрести в кошерных магазинах.
Дата в 2024 году
- Иудеи празднуют Песах
- 22-30 апреля - Песах
- Еврейская Пасха (Песах) 2024: какого числа, суть, традиции, история праздника
- Еврейская Пасха – День республики
- Песах: какого числа, суть и традиции еврейской Пасхи
- Песах 2024: чем "иудейская Пасха" отличается от христианской
Наступает праздник Песах. Главный раввин России поздравил с еврейской пасхой
Празднование длится 7 дней в Израиле и 8 дней за его пределами. В этом году Песах продлится с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. Из Ветхого Завета известно, что для освобождения избранного народа Бог послал египтянам 10 казней, среди которых были и жуткие болезни, и непроглядная тьма, и голод, и мор скота. Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. А все первенцы египтян умерли в одну ночь. После этого страшного события фараон отпустил евреев на свободу, их предводителем стал Моисей, и они 40 лет скитались по пустыне, пока не осели на Земле Обетованной.
Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде Ин 13:26—27. Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев Исх 1:22. Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] Исх 10:9. Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей. В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского Исх 6:6—7. Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной! Тогда самый младший из присутствующих во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это? При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы. После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб».
После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114—117-й псалмы , а завершала праздник четвертая чаша вина. После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями. Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы? Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи? Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью.
Взаимоотношения между Господом и учениками были как между отцом и его чадами. И происходит это через Святое Причастие. Приведу очень важный пример. Помните, как однажды ко Христу подошли люди и сказали, что на улице стоит Его Матерь — Богородица — и братья дети праведного Иосифа , которые просят Его выйти к ним, чтобы что-то обсудить. И что Христос ответил? Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь Мф 12:48—50. А почему Тайная Вечеря называлась «тайной»?
Сионская горница Она была «тайной» для врагов Христа. Дело в том, что Иуда уже тогда — до пасхальной трапезы — вошел в сговор с первосвященниками, так как они искали удобный момент, чтобы схватить Христа.
Нисан в еврейском календаре — это первый месяц библейского года. Он приблизительно соответствует нашему марту-апрелю. А что это за история про евреев и Египет? Согласно библейской истории, Иаков — внук Авраама и прародитель евреев — из-за голода переселился со всей своей семьей в Египет, где его потомки и остались, постепенно образовав еврейский народ. Численность его быстро росла, так что один из фараонов начал опасаться восстания. Чтобы ослабить евреев, он сперва приказал привлечь их к тяжелой стройке, которая постепенно превратила их в рабов: «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой» Исх 1:13—14 , а потом повелел убить всех их новорожденных младенцев. Только будущего пророка Моисея удалось спасти.
Позднее Бог призвал его идти к фараону и потребовать освободить еврейский народ от рабства и отпустить его в землю обетованную. Фараон долго не желал этого делать. Тогда Бог наслал на его народ десять бедствий — так называемые десять казней египетских. После последней, когда Ангел умертвил всех первенцев из египетского народа в том числе и сына правителя , фараон наконец отпустил евреев. Однако, когда они уже достигли берегов Красного моря, он отправил за ними войско, чтобы вернуть их обратно. Тогда по воле Бога море расступилось и евреи перешли по дну на другой берег, а когда египетское войско ринулось догонять их, море сомкнулось, и все воины погибли. Так совершился исход еврейского народа из Египта. Что такое опресноки? Это пресный хлеб, приготовленный без использования закваски.
Вкушать хлеб, изготовленный из теста, замешанного на любых злаках и подвергавшегося брожению, на иудейскую Пасху запрещается: Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля Исх 12:15. Накануне вечером совершается обряд поисков хамец, то есть всего квасного в доме. Иудеи зажигают свечу и, прочитав специальную молитву, начинают искать остатки квасного хлеба и выметать их из дома. Интересно, что в христианской символике человек в духовном смысле должен стать «опресноком», то есть очиститься от всяких греховных примесей, брожений, как пишет апостол Павел: "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины 1 Кор 5:7—8 ". Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть. Почему у этого праздника такое название — Пасха? Оно связано с агнцем ягненком , которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами Исх 12:8. Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил то есть проходил мимо в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения Исх 12:21—23. Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»? Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде Ин 13:26—27.
Тогда Всевышний послал египтянам десять бедствий, названных в Пятикнижии "Десятью казнями Египетскими". Последняя, десятая казнь должна была истребить всех первенцев Египта. Чтобы смерть не коснулась еврейских детей, Бог через Моисея наказал евреям окропить входы в свои дома кровью жертвенных ягнят — священных животных для египтян.
Ангел смерти погубил первенцев во всех семьях Египта и обошел стороной еврейские дома. Эти события произошли весной 14-го нисана в полнолуние. После этого евреи смогли благополучно покинуть страну, несмотря на преследование фараона и его армии.
С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах — праздник Исхода из Египта. Его также называют временем рождения еврейского народа. Подготовка к празднику Готовиться к Песаху начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима.
Празднику по традиции предшествует генеральная уборка в доме. При этом жилища убирают не только от грязи, но также избавляются от еды, которую запрещено употреблять в Песах, называемой хамец. Хамец — это все квасные прошедшие процесс брожения продукты, от напитков вроде пива и виски до хлебобулочных изделий, в том числе дрожжевого хлеба.
Их нельзя не только употреблять, но и хранить в доме. Поэтому весь найденный хамец уничтожают — выливают или сжигают. Даже посуда, в которой хранили или готовили хамец, считается в Песах не кошерной.
Многие семьи покупают новую посуду специально для праздника. Маца — бездрожжевые пресные лепешки — это единственный хлеб, разрешенный в Песах. Согласно священной книге иудеев Торе, муку можно использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса или полбы.
Весь процесс выпечки с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут, поскольку считается, что после этого времени в тесте начинается процесс брожения. Маца является напоминанием о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что им пришлось испечь хлеб из еще не успевшего подойти теста. Традиции праздника Песах Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост.
Первые сутки вне Израиля два дня праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, произносят специальные молитвы, проводят праздничные богослужения. Первый и последний дни Песаха являются нерабочими.
Оставшиеся пять дней называются "праздничными буднями". В это время часть учреждений в Израиле работает полдня, а часть — не работает вовсе.
Еврейская пасха (Песах) в 2024 году
Это было единственное блюдо, которое надлежало съесть без остатков, согласно заповеди Моисея: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь… не оставляйте от него до утра» Исх. Этим, собственно, пасхальная трапеза заканчивалась, и участники ее мыли руки. Глава семьи разламывал афикоман и раздавал каждому по кусочку. Наливалась третья, "общая" чаша. Все вставали и произносили зиммун молитва троих, то есть такая, в которой должно было участвовать не менее троих мужчин и которую при этом условии произносили в конце всякой трапезы. Следовало второе благодарение, которое читал старший: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем обрезание , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За все это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя да благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков!
Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу». Затем следовало третье благодарение: «Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим; над Сионом, жилищем славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое. Боже наш, Отче наш! Паси нас, питай нас, заботься о нас и облегчи нас, Господи Боже наш, в скорости от всех бедствий наших. Не доведи нас до людской милостыни или людского одолжения, но дай нам прибегнуть к Твоей полной, отверстой, святой и щедрой руке, да не постыдимся и не посрамимся вовеки. Устрой Иерусалим, град священный, в скорости в дни наши. Благословен Ты, Господи Боже наш, устрояющий Иерусалим».
Моление о восстановлении Иерусалима, по-видимому , было дополнено после разрушения Иерусалима императором Титом 70 год или же императором Адрианом 135 год. Но без этого добавления зиммун с тремя благодарениями, быть может, в несколько ином текстуальном изложении существовал и во время Иисуса Христа.
Это была инсценировка, которой талмуд предписывает учить ребенка в виду предстоящего праздника пасхи. Отец в ответ говорил "хаггаду" — речь, в которой он рассказывал о чудесном избавлении евреев от рабства египетского и о благодеяниях Божиих, явленных Своему народу. При этих словах он поднимал чашу и затем ставил ее на стол. По учению раввина Шаммая I в. После этого выпивали вино и ели опресноки, обмакивая их в харосет. Потом глава семьи отрывал себе кусок агнца и раздавал куски сотрапезникам. Это было единственное блюдо, которое надлежало съесть без остатков, согласно заповеди Моисея: «Пусть съедят мясо его в сию самую ночь… не оставляйте от него до утра» Исх.
Этим, собственно, пасхальная трапеза заканчивалась, и участники ее мыли руки. Глава семьи разламывал афикоман и раздавал каждому по кусочку. Наливалась третья, "общая" чаша. Все вставали и произносили зиммун молитва троих, то есть такая, в которой должно было участвовать не менее троих мужчин и которую при этом условии произносили в конце всякой трапезы. Следовало второе благодарение, которое читал старший: «Благодарим Тебя, Господи Боже наш, что Ты дал предкам нашим землю вожделенную, хорошую и пространную и что вывел нас из земли Египетской и освободил нас из дома рабства. Благодарим за Твой завет, запечатленный на теле нашем обрезание , за Твою тору, которую преподал нам, за Твои законы, которые сообщил нам, за жизнь и благоволение, которые даровал нам, за пищу, которой Ты заботливо питаешь нас постоянно, ежедневно, во всякое время и всякий час. За все это, Господи Боже наш, мы благодарим и славословим Тебя да благословится имя Твое устами всего живого постоянно, во веки веков! Благословен Ты, Господи Боже наш, за землю и за пищу». Затем следовало третье благодарение: «Умилосердись, Господи Боже наш, над Израилем, народом Твоим, над Иерусалимом, городом Твоим; над Сионом, жилищем славы Твоей, над царством дома Давида, помазанника Твоего, и над храмом великим и священным, над которым наречено имя Твое.
Боже наш, Отче наш!
Он длится 7 дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. Поскольку в Израиле принят солнечно-лунный календарь, то даты начала праздника не совпадают с григорианским календарём, и каждый год выпадают на разные дни. В 2023 году Песах начался 5 апреля, а в 2024 году Песах начнется 22 апреля, в понедельник. Полноценными праздниками являются только первый и седьмой дни еврейской Пасхи. В Израиле в это время никто не работает, не ходит общественный транспорт. В эти дни не работают только школы. Некоторые работодатели предоставляют частично оплачиваемые отпуска сотрудникам на период Холь ха-Моэд.
Обычно «праздничные будни» посвящают отдыху в кругу семьи, выездам на природу, экскурсиям. История и смысл праздника История событий, которые легли в основу праздника еврейской Пасхи, описывается в Торе, в 12-й главе книги Исхода. Фараон, имени которого не называется, обратил всех живущих в Египте евреев в рабство. Он был крайне недоволен тем, что численность евреев в Египте слишком быстро увеличивается, и повелел убить всех младенцев-первенцев. Такая участь должна была постичь и будущего пророка Моисея, но мать положила его в корзину и отправила вниз по течению реки Нил. Там его нашла дочь фараона и воспитала при дворе. Однажды Моисей увидел, как надсмотрщик избивает раба, и убил его. Опасаясь наказания, он сбежал в пустыню к мадианитянам — кочевому народу, жившему на Синайском полуострове.
Это та самая еда, которой евреи не успели запастись, когда покидали Египет. Также избегают продуктов, которые могут забродить. Солодовые ликеры, пиво и другие алкогольные напитки на основе дрожжей запрещены. В первый и седьмой дни Песаха запрещаются все виды работ. Праздничная неделя открывается торжественным богослужением, за которым следует торжественная вечерняя трапеза седер "порядок" на иврите. Седер начинается после возвращения из синагоги: вся семья с гостями собирается вокруг стола.
Во время седера произносятся благословения, читаются молитвы и поются псалмы. Одним из обязательных условий является приглашение к праздничному столу всех нуждающихся, а также тех, кто не может отметить Песах в кругу своей семьи.
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
Наступает праздник Песах. Главный раввин России поздравил с еврейской пасхой 22:37 21. Заметить их и изгнать из своего сердца - значит, сделать шаг к своей свободе.
Twitter Праздник Песах Пасха является наиболее древним и значимым в еврейской культуре, однако он знаменует не воскрешение Иисуса Христа, как у христиан, а исход евреев из Египта. В 2023 году Песах начнут отмечать вечером 5 апреля. Во время Песаха евреи собираются за праздничным столом, проводят традиционную пасхальную церемонию, говорят об истории своего народа, вспоминают лишения и знаковые события. Считается, что этот праздник должен достойно отметить каждый иудей, независимо от своего материального и социального положения.
Подготовка в празднику. Дело в том, что календарь у евреев «плавающий», лунный. Информация о начале нового месяца распространялась в Израиле с помощью сигнальных костров. Но из-за больших расстояний, те, кто жил далеко, не всегда получали информацию вовремя.
Чтобы избежать ошибок в определении даты начала праздников, особенно таких важных, как Песах, живущие общины стали практиковать добавление дополнительного дня к праздникам, чтобы убедиться, что они точно соблюдают заповеди в правильные дни. Сейчас таких трудностей нет, но традиция добавлять день к некоторым праздникам осталась. Седер — праздничный традиционный ужин. В Большой хоральной синагоге волонтеры разнесли нуждающимся, в том числе, мацу традиционный еврейский пасхальный хлеб и другие продукты. За пару часов до начала седера в синагоге было людно.
Поэтому в течение всего праздника они употребляются в пищу, а все квасное запрещено. Кроме того, хамец и в целом закваска — символы гордыни и стремления к материальному для евреев. Как и закваска на тесто, гордыня действует на человека разрушающе, открывая злое начало в нем. А Песах — праздник свободы и добродетели. Как празднуют?
Утром накануне праздника все мужчины-первенцы соблюдают пост. Первые сутки вне Израиля два дня праздника называются Йом-Тов. В это время в синагогах поют псалмы о благодарности Богу, специальные молитвы, проводят праздничные богослужения. Вечер накануне праздника — время сбора каждой семьи за праздничной трапезой. Она называется «седер» и отмечается чтением особой молитвы об исходе из Египта. К концу седера принято отворять входную дверь, что символизирует начало исхода. Последний день еврейского праздника Песах знаменует переход Красного моря. На него принято отправляться к водоему и петь «Песнь на море» — особый стих из Торы в память обо всех погибших. Что готовят?
Что такое Песах: суть праздника
- Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
- Песах, последние новости и статьи на сегодня - Пронедра
- Иудейский Песах начнется сегодня с заходом солнца
- Казни египетские
Комментариев нет
- Главный раввин России рассказал о смысле праздника Песах
- Еврейская Пасха Песах 2023 — традиции и история праздника | Какой сегодня праздник
- Почему без хлеба
- Что евреи готовят на Песах
- Праздник свободы: в Петербурге начали отмечать Песах
Песах 2023: когда наступит, традиции иудейского праздника, что можно и нельзя делать
Ведь сам смысл праздника Пасхи у иудеев и христиан несовместимый и прямо противоположный – собравшийся тогда в Иерусалиме иудейский народ на свою пасху. Подробнее о традициях еврейской Пасхи читайте на интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта. Песах — это один из важных праздников у иудеев, во время него отмечается Исход евреев из Египта и их освобождение от рабства. Песах в 2023 году отмечается с 5 по 13 апреля – главные традиции еврейской Пасхи.
Песах в 2023 году отмечается с 5 по 13 апреля – главные традиции еврейской Пасхи
Часто Песах называют еврейской Пасхой, однако это совсем разные и никак не связанные друг с другом праздники. Песах – это праздничный период, когда отмечают исход евреев из Египта, их освобождение от рабства. Празднуя Песах, евреи возвращаются в памяти к историческим событиям, приведшим к становлению иудейского народа. В отличие от христианской Пасхи, которая посвящена Воскрешению Иисуса, еврейская Пасха знаменует начало исхода евреев из Египта.
Что такое праздник Песах у евреев
Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье — Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение: 40 дней по православной традиции; 50 дней согласно католическим представлениям. Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти. Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды». Когда отмечают праздник Песах в Израиле Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть — но только за пределами собственно Израиля. А вот на территории страны Израиль праздник Песах отмечают ровно неделю. То есть иудейская Пасха в Израиле в 2024 году будет с вечера пятницы 22 апреля до вечера пятницы 29 апреля.
Если обычный григорианский календарь является солнечным, то есть ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных. И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана только в новолуние. А фактически выпадает на разные даты — преимущественно в марте и апреле. Одно торжество — и 4 названия в иудаизме Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так: Песах — слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей — египтян, державших евреев в рабстве. Хаг а-Мацот — переводится как «праздник опресноков».
Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, то есть пресными лепешками мацой , состоящими только из муки и воды. Хаг а-Херут — «праздник свободы». Комментарии излишни.
Ведь пресный хлеб не портится и не плесневеет — он может только засохнуть. Почему у этого праздника такое название — Пасха? Оно связано с агнцем ягненком , которого готовили для праздничной трапезы: пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами Исх 12:8. Судя по тем источникам, которые дошли до наших дней, кровью этого агнца во времена Христа помазывали косяки дверей и, собственно, именно благодаря этому действию праздник и получил название Пасха.
Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола пасах, то есть «прошел». А кто прошел? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил то есть проходил мимо в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения Исх 12:21—23. Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»? Это был домашний, семейный праздник.
В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде Ин 13:26—27. Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев Исх 1:22. Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.
Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] Исх 10:9. Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей. В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского Исх 6:6—7. Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной! Тогда самый младший из присутствующих во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это? При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.
После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114—117-й псалмы , а завершала праздник четвертая чаша вина. После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями. Вы сказали, что иудейская Пасха — это семейный праздник. Почему же тогда на Тайной Вечере не было Богородицы?
Почему Христос не встречал этот праздник в кругу семьи? Дело в том, что Христос Сам создает новую общность людей, если хотите, новую семью, которая позже назовется Церковью.
Само слово «песах» означает «миновал», «прошел мимо». Только после всех этих бед фараон разрешил евреям покинуть Египет. Исход израильтян ознаменовал начало истории еврейского народа и построение собственного независимого государства. С тех времен вся система иудаизма основана на памяти об этом событии. Песах в 2024 году — когда отмечают Из года в год дата праздника меняется. В соответствии с еврейским календарем Песах начинают отмечать на 14-й день месяца нисан.
Это первый месяц года у евреев, который соответствует марту-апрелю григорианского календаря, привычного для россиян. В Торе, священной книге иудеев, он называется авив. Шаббат, или «еврейская суббота», — история и традиции праздника Именно в месяце нисан произошел исход евреев из Египта, ознаменовавший окончание многовекового плена. Еще этот весенний месяц, когда всё вокруг расцветает, символизирует обновление и начало новой жизни. В 2024 году Песах начнется с заходом солнца 22 апреля понедельник и продлится до ночи 30 апреля вторник.
Канон счёта дней показывает, что если еврейский песах выпадает не только на, допустим, 30 марта, но и на 27 марта, то необходимо производить смещение на три дня» «Александрийский Томос о Пасхалии». Поместный Антиохийский собор 341 г. И сие речено о мирянах. Аще же кто из предстоятелей церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзнет к развращению людей, и к возмущению церквей, особитися, и со иудеями совершати пасху: таковаго святый собор отныне уже осуждает, быти чуждым церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самаго себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству». Константинопольский собор 1583 года постановил твердо держаться на вечные времена юлианского календаря, а также отлучил от Церкви последователей календарной реформы. Патриарший и Синодальный Сигилион от 20 ноября 1583 г. Своим 8-м правилом Константинопольский Собор 1593 г. Определено же так: «всем дерзающим нарушать постановление святаго Вселенскаго великаго Собора, бывшаго в Никее в присутствии боголюбезнейшаго царя Константина, касающееся до святаго праздника спасительной Пасхи, не иметь общения с Церковию и быть изверженными из нея, если они с упорством будут оспоривать то, что заповедано основательно. И это сказано о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения, дерзал бы для развращения народов и смущения Церквей особиться и совершать Пасху вместе с иудеями: таковаго святый собор осудил на отчуждение от Церкви». Живший в XIV в. Два из них узаконивают Апостольское правило 7-е и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвертое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету» Алфавитная синтагма. Все выше приведенные решения стали обязательными для всей Православной Церкви, им руководствуется и теперь наша Православная Церковь. Однако по этому «исправленному» календарю католики впадают в такие ошибки относительно времени празднования Пасхи, каких никогда не делают православные — латиняне часто празднуют пасху или прежде иудеев, или с иудеями. Возьмем для примера XIX век, когда вместе с иудеями католики праздновали пасху в 1805, 1825, 1853, 1854 годах, а прежде иудейской пасхи — в 1839, 1840, 1842, 1843, 1845, 1846, 1849, 1850 и 1856 годах. В XX и XXI веках в 1903, 1923, 1927, 1954, 1981 годах, а прежде иудейской пасхи — в 1921, 1975, 2005, 2008, 2016 годы. За столетний период — с 1888 по 1988 год — католики 23 раза нарушили правила по пасхальному вопросу, попадая под анафему I Вселенского собора. Подобные нарушения в православной пасхалии не допускаются, как нарушающие последовательность евангельских событий. Как видим, справедливо восточные православные христиане, не признающие самовластия папы, не подчинились календарной реформе папы Григория XIII и держатся до сего времени юлианского календаря. Об этой правоте, заявляет один из Столпов Русской Зарубежной Церкви — митрополит Пекинский и Китайский Иннокентий Фигуровский : «Из индиктиона видно, что в течение 1600 лет, протекших после 1-го Вселенского Собора, Православная Пасхалия никогда не отступала от установленного правила, тогда как Католическая Церковь, принявшая григорианский календарь, нередко праздновала свою пасху или ранее иудейской или вместе с иудеями, что запрещено 7-м Апостольским правилом под угрозой извержения из священного чина всякого нарушающего это правило епископа, пресвитера и диакона. Это уже одно достаточно говорит в пользу нашего православного календаря. Но имеются и другие основания считать православный календарь более правильным, чем католический» «Церковные Ведомости», изд. Священнопроповедник М.