Новости михаил пуговкин биография

Ученик электромонтёра с тремя классами образования, фронтовик, отчисленный за неуспеваемость студент — всё это факты из биографии Михаила Пуговкина, одного.

Пуговкин Михаил Иванович

В кинематографе Первым появлением на экранах стала роль в картине «Дело Артамоновых», вышедшей в далеком 1940 году. Режиссер Рошаль отобрал Пуговкина на роль незначительного плана в киноленте. Степан Барский, танцующий на свадьбе — персонаж Михаила. Основными критериями были навыки пения и танцев. Юный артист покорил сердце режиссера, и молодого актера назначили на роль.

Во время военных действий Пуговкина позвали на съемки картины «Кутузов», где юноша исполнил роль Феди — рядового солдата. Герой погибает, произнося трогательную речь. Но монолог вырезали, поскольку Иосиф Сталин решил, что солдат — это пример мужества, особенно в военное время. По этой причине в киноленте редко мелькает Федя.

После выпуска фильма участников съемок наградили орденами. Михаил получил лишь грамоту. Роли великого советского актера Артист предпочитал сниматься в комедийных фильмах. Михаил не любит играть центральных персонажей, ведь второстепенные роли, по мнению актера, всегда позволяли экспериментировать.

Интересно: В 1965 режиссер Гайдар предложил парню исполнить роль Верзилы в юмористическом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Но актер предпочел сыграть другого персонажа — прораба. Широкую известность и положительные оценки критиков принесла Пуговкину кинолента «Свадьба в Малиновке», снятая Тутышкиным. Режиссер видел своего Яшку исключительно в лице Михаила, поэтому поручил ассистентке связаться с артистом, позвать юношу сниматься.

Но девушка схитрила и заключила соглашение со знакомым парнем, уверив, что роль будет его. Ассистентка почти 3 недели обманывала режиссера, говоря, что выйти на связь невозможно. Тутышкин самостоятельно связался с актером, позвал парня присоединиться. Михаил блестяще исполнил роль, но далось парню это тяжело.

Яшка постоянно танцевал и двигался, а поврежденная на войне нога артиста мешала съемкам. Михаил продолжает сотрудничать с Гайдаем, и вот в свет выходят самые популярные картины Пуговкина: «Иван Васильевич меняет профессию»; После этих премьер за Михаилом окончательно закрепляется слава юмористического актера. С первой женой Надеждой Надеждиной Личная жизнь В молодости одна цыганка сказала Михаилу, что женится мужчина 3 раза. Актер не поверил шарлатанке, но судьба сложилась именно так, как сказала девушка.

Еще в студенческие годы Пуговкин встретился с Надеждой Надеждиной, учившейся с ним на одном курсе. Изящная девушка так вскружила голову молодому артисту, что в 1947 пара узаконила отношения. В 1948 родилась первая и единственная дочь Елена. Союз просуществовал 12 лет, после чего распался.

Пуговкин не горевал долго. В 1959 женился на исполнительнице Александре Лукьянченко. Михаила не смутила ни весомая возрастная разница со своей дамой сердца, ни то, что она уже была замужем и имела двух взрослых дочек. Со второй женой Александрой Лукьянченко Девочки долго не могли принять материнский выбор, но со временем острые углы были сглажены.

Фото: Михаил Пуговкин в молодости Когда Мише было 9 лет, он впервые попал в кино, которое показывали в соседнем поселке. Мальчик был просто поражен игрой актеров и после этого уже точно знал, кем он будет в жизни. Над его мечтой смеялись все знакомые мальчишки, ведь от Рамешк до кино было как до Луны. В 1935 году в семью пришло несчастье — тяжело заболела мама Миши. Местные врачи только развели руками и посоветовали ехать в Москву и делать операцию. На семейном совете было принято решение переезжать в столицу, к родной тете, у которой была крохотная коммунальная квартира.

Помещение было совсем маленьким, поэтому спать Мише приходилось и на полу и в углу, а что такое кровать мальчик на время даже забыл. Пуговкин-младший вынужден был устраиваться на работу. Но он был совсем юным, поэтому никто его не брал. Мальчик нашел выход из положения — приписал себе два года и пошел на завод в ученики к электромонтеру. Это была столица, и мечта стать актером была не такой уже неосуществимой. Пуговкин начинает заниматься в драматическом кружке им.

Каляева, пропадая там после работы и по выходным. В 1941-м Михаил ушел добровольцем на войну. Он служил в разведроте и был серьезно ранен в одном из боев. В госпитале ему хотели ампутировать раненую ногу, но Михаилу удается уговорить врача немного подождать. У него уже начиналась гангрена, но стараниями медиков ее вылечили, и ногу удалось сохранить. Из-за этого ранения Пуговкина комиссовали, он уехал домой, получив заслуженную награду — орден Отечественной войны II степени.

Во время войны мать Михаила работала в пекарне и всеми силами пыталась прокормить оставшихся детей. Женщина потихоньку выносила с работы пирожки, пока на нее не составили донос. Многодетная мать оказалась в тюрьме. Михаил решил действовать — он написал письмо Иосифу Виссарионовичу, и спустя некоторое время мать снова была на свободе. Учеба В 1943-м Пуговкин решил, что пора осуществлять свою мечту и учиться в театральном. Он успешно сдает экзамены и становится студентом Школы-студии МХАТ, несмотря на то, что у него нет аттестата о среднем образовании.

Комиссия была просто очарована этим народным самородком, что решили принять его и написать, что аттестат просто утерян.

Он служил разведчиком до 1942-го, пока не получил серьезное ранение в ногу, после чего был комиссован домой. За боевые заслуги Михаилу Ивановичу вручили несколько наград. Бывший солдат еще долго страдал из-за травмированной конечности, когда вернулся в кино. Не пропустите «Снимая сцену пляски в комедии «Свадьба», оператор заметил пятна крови на брючине.

Съемку остановили. Дежурная медсестра сменила мне повязку, и я еще более азартно доплясал сцену», — вспоминал позднее актер. Михаил Пуговкин продолжал играть, несмотря на страшные боли в ноге Война лишила артиста папы и двух братьев, а его маму арестовали по доносу, обвинив в краже: в период ужасного голода женщина пыталась прокормить большую семью и забирала по одному пирожку из цеха, чтобы сварить на нем суп. Ее отпустили только после того, как Михаил Иванович отправил письмо самому Сталину, в красках описав причину проступка. К концу 40-х артист стал достаточно популярен.

Он сменил несколько театров и сыграл в фильмах «Солдат Иван Бровкин», «Земля и дело». В 60-е актер полностью посвятил себя большому кино, устроившись на «Мосфильм». Зрители влюбились в него за роли в картинах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев». На экране Пуговкин всегда был оптимистичен и бодр. Но что скрывалось за его напускной веселостью?

Невинный флирт вылился не только в серьезные отношения, но и в брак. Скромную свадьбу пара отгуляла в общежитии, сварив на угощение горшок фасолевого супа. Как раз тогда по распределению влюбленные уехали на Север, где и родилась их дочь Елена. Супруги вели «кочевой» образ жизни, меняя театры и квартиры. Зарплаты артистов были крошечными, иногда не хватало и на еду.

В начале 50-х Пуговкин играл лишь в эпизодах, например, исполнил роль матроса в картине «Корабли штурмуют бастионы». В итоге ребенка пара отдала на воспитание к бабушке и дедушке в Смоленск. Родители редко навещали девочку, так что она отвыкла называть Надежду мамой. Однажды Лена обратилась к ней по имени-отчеству, что довело Надеждину до истерики. Проблемы у супругов назрели не только с дочкой.

Боженька простит». У нас никогда не закрывалась дверь. Безруков Сергей за полгода до ухода Михаила Ивановича у нас был. Молодые актеры приходили, Дмитрий Харатьян. Была вся команда «Бременских музыкантов» — все они артисты «Ленкома». Пуговкин сам 8 лет служил в этом театре. У нас постоянно были люди. Я — хлебосольный человек, он — хлебосольный человек. Это очень важно. Мы — открытые люди.

И сейчас готовлю, у нас не было домработницы. Есть же такие мужчины, которые любят готовить. Супчики, щи, борщи, каши, натуральное мясо, котлетки. Никаких заморских блюд мы не готовили, никаких шашлыков, как многие. И стоматология. В 58-м году он остановил свою театральную деятельность и занимался только кино. В основном снимался на «Мосфильме» и студии имени Горького. Иногда приглашали на студию имени Довженко, в Одессу. Я объехала все киностудии, собирая материалы о брате и Пуговкине. У меня есть уникальные материалы.

Все, кто любил Пуговкина, у нас бывали. Пришел человек — милости просим. Идем по набережной, он видит, что человек узнал Михаила Ивановича, засуетился, бумажку ищет, тогда Пуговкин сам протягивал руку, здоровался. Это правда, он же из глухой деревни. Это человек того времени, он родился в 1923 году. Это институт. В 43-м году Пуговкина приняли в эту школу с образованием 3 класса — за талант. Часто их цитировал. Но со сцены никогда не читал, говорил, что это не его профессия, его профессия — киноактер... Крымская обсерватория назвала его именем новую планету.

На творческих встречах он говорил зрителям: «Друзья мои, будете пролетать мимо, остановитесь, чайку попьем у меня на планете. Рядом замечательная компания — Есенин, Чехов, чай будет хорошим». Михаила Ивановича даже называли «Чайковским». Он всегда ходил с термосом и кипятильником. Бернес научил его носить кепку-восьмиклинку, у него, когда мы переезжали, оказалось 14 таких кепочек. Редко кто тогда носил восьмиклинку, обычно четыре клина. У меня есть одна. Очень много кепок он подарил. У него нестандартная фигура, но он прекрасно носил костюмы. Марк Бернес его отвел к своему портному.

Раньше же не покупали готовое, все шили на фигуру. В советское время, в 50-е, 60-е годы, ничего готового не продавалось. Он часто менял шарфы. Он считал, что должен как-то выделяться, чтобы знали, что это его стиль. Он прожил 85 лет, но никогда не был стариком. Некоторые в 40 лет уже старики. Не было такого, чтобы пиджак — от одного костюма, а брюки — от другого. Выступал перед советскими солдатами. Он и не стремился к поездкам, говорил, что ему и здесь хорошо. Он никогда не бывал в туристических поездках, и я не бывала.

По стране много ездили на творческие встречи, зарабатывали. Съемки же не каждый год были. Встреча со зрителем — это жизнь артиста. Кстати, не каждый артист умеет это делать. Некоторые выйдут перед фильмом, 5 минут поговорят и уходят, мол, теперь смотрите кино. Пуговкин, мой брат, другие замечательные актеры выходили по три-четыре раза. Фрагмент покажут, они выходят, опять фрагмент. И в конце он всегда уходил через зал. Это очень важно — в конце встречи выйти через зрителей. Однажды Александр Ширвиндт, друг юности, написал для Пуговкина сценарий творческой встречи.

Но Михаил Иванович не смог по этому сценарию работать. Посидел и сам придумал. Не каждый творческий человек может так работать со зрителем.

13 июля 2023 - Михаилу Ивановичу Пуговкину исполнилось бы 100 лет

Творческая биография Михаила Пуговкина переплелась с событиями Великой Отечественной войны, участником которой он был. Народный артист СССР Михаил Пуговкин скончался в Москве на 86-м году жизни, сообщил РИА Новости в пятницу представитель Гильдии актеров кино Союза кинематографистов России. Во второй раз Михаил Пуговкин женился на эстрадной певице Александре Лукьянченко. Умер Михаил Пуговкин у себя дома почти через две недели после того, как ему исполнилось 85 лет. Умер Михаил Пуговкин у себя дома почти через две недели после того, как ему исполнилось 85 лет. У Михаила Пуговкина был земельный участок, автомобиль, сбережения и четыре квартиры в Москве.

Семейный груз Михаила Пуговкина

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945. В биографии Пуговкина есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье. Итак, перед вами краткая биография Михаила Пуговкина. Биография Пуговкина Михаил Пуговкин появился на свет 13 июля 1923 года в селе Рамешки Костромская обл. Он рос и воспитывался в бедной крестьянской семье. Его отец, Иван Михайлович, работал мясником, а мать, Наталья Михайловна, занималась воспитанием детей, работая то в одном, то другом месте. Кроме Михаила в семье Пуговкиных родилось еще двое сыновей.

Детство и юность Поскольку Пуговкины жили в крайней нужде, Михаил имел возможность окончить только 3 класса средней школы. Еще в раннем детстве у него начали проявляться артистические способности. Когда Пуговкину было 5 лет, у него проявился живой интерес к песням и пляскам. В подростковом возрасте он вместе с семьей переехал к тетке в Москву. Причиной переезда была тяжелая болезнь матери, которой требовалось соответствующее лечение. В столице 15-летний Михаил устроился на тормозной завод в качестве помощника электромонтера.

После работы он посещал драмкружок, где сделал свои первые шаги на сцене. В ходе одной из постановок на юношу обратил внимание режиссер Федор Каверин, руководивший тогда Московским драмтеатром. В результате, Каверин предложил Пуговкину место в своей труппе, благодаря чему Михаил начал играть на профессиональной сцене. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны, на которую молодой артист отправился добровольцем. Изначально Пуговкин состоял в рядах народного ополчения, занимаясь постройкой оборонительных объектов.

В 50-х годах Пуговкин стал популярным актёром — он работал в Ленкоме и активно снимался в кино. Он очень часто появлялся на экранах в эпизодических и второплановых ролях, например, в массовке знаменитых «Кубанских казаков», но узнаваемость к нему пришла в 1955-м году после фильма «Солдат Иван Бровкин». За десять лет вышло более двадцати фильмов с его участием, и актёр понял, что совмещать театр и кино без ущерба у него не получится. Пуговкин принял решение оставить сцену ради экрана. После увольнения из театра, Пуговкин был штатным актёром сначала студии «Мосфильм», а потом — киностудии им. Кино захватило его полностью — режиссёры бились за то, чтобы он снялся в их фильме. Но при этом почти никто не предлагал главных ролей… Зрители обожали его Яшку-артиллериста из «Свадьбы в Малиновке», Шельменко из «Шельменко-денщика» и других героев, а сам актёр считал самым счастливым творческим периодом работу с Леонидом Гайдаем — он снялся в шести его фильмах подряд. Началось все с того, что Гайдай пригласил его на пробы в фильм «Операция Ы, и другие приключения Шурика». Только что вышел детектив «Дело «Пёстрых», где Пуговкин сыграл вора, поэтому предполагалось, что он сыграет хулигана Верзилу. Но когда директор «Мосфильма» Иван Пырьев увидел пробы, то сказал, что это не просто хулиган, а настоящий уголовник! Верзилу отдали Алексею Смирнову, а Пуговкин сыграл строгого прораба. Впоследствии Гайдай приглашал актёра так: «Я вам дам сценарий, а вы скажете, кого хотите играть! Когда Гайдай взялся за «Двенадцать стульев», то опять просто прислал Пуговкину сценарий. Актёру такой подход вообще не нравился, и на этот раз он отказался читать, пока режиссёр не скажет, в какой роли его видит сам. Так Пуговкин и стал отцом Фёдором… На съёмочной площадке его нарядили в настоящую церковную рясу и надели крест. Актёр почувствовал себя неуютно и пошёл к режиссёру: «Я человек верующий, у меня даже похолодела спина…». На что Гайдай ответил, что он тоже верующий, поэтому «давайте перекрестимся и начнём снимать». Самой сложной оказалась сцена с разрубанием стульев топором — стулья оказались очень прочными и «отец Фёдор» шесть часов рубил их на берегу штормящего моря! На этой сцене его продуло так, что актёр несколько месяцев потом болел.

Попав в окружение, сумел выбраться к своим. С января 1942 года служил разведчиком в 1147-м стрелковом полку 353-й стрелковой дивизии на Южном фронте. В августе 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом [10]. Лечился в эвакогоспитале в Тбилиси. Ранение оказалось серьёзным, началась гангрена , и ногу собирались ампутировать, несмотря на уговоры актёра не ломать ему карьеру. В последний момент в палату вбежала медсестра с телеграммой за подписью Сталина , в которой врачам предписывалось «прекратить бессмысленную ампутацию у солдат и офицеров» [6]. В результате ногу удалось спасти. После госпиталя был комиссован с военной службы. Театр[ править править код ] В 1943 году служил в Московском театре драмы — единственном московском театре, работавшим в военные годы, где главным режиссёром был Николай Горчаков. Горького , несмотря на три класса образования. Иван Москвин лично ходатайствовал за него в управлении Высшей школы, солгав, что аттестат об образовании был утерян на фронте [8]. Вскоре Пуговкин стал его любимым учеником, однако, не сумев сдать на втором курсе зачёты по марксизму, истории и французскому языку, попал в списки отчисленных. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во 2-е Горьковское танковое училище в Ветлуге [11]. Начальник училища генерал Фёдор Раевский [12] , любивший искусство, назначил его ответственным за самодеятельность училища. В июле 1945 года Раевский отчислил Пуговкина из училища, чтобы тот смог продолжить выступления в театре, и он вернулся в Школу-студию МХАТ. В 1947 году окончил учёбу и уехал в Мурманск служить в Драматическом театре Северного флота всего на один сезон, где удачно исполнил четыре роли. С 1948 по 1949 год один сезон проработал в Вильнюсском русском драматическом театре. Затем возвратился в Москву, где стал служить в Театре Ленинского комсомола , главным режиссёром которого был Иван Берсенев , знавший его по студенческим работам.

В 1999 году Пуговкин и Лаврова вернулись в Москву. Вместе они основали в столице «Киноцентр Михаила Пуговкина» — музей, где были выставлены личные вещи актера, реквизит со съемок, памятные фотографии. С 2003 года Михаил Пуговкин все реже появлялся на публике. Актер умер в 2008 году. Его похоронили на Ваганьковском кладбище. Памятники его героям — режиссеру Якину из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и отцу Федору из «12 стульев» — установлены в Ялте и Харькове. Астрономы назвали именем Михаила Пуговкина одну из малых планет Солнечной системы. Народный артист СССР 20. Семья жила бедно, и будущий артист с ранних лет познал все тяготы крестьянского труда. Актёрский талант проявился на деревенских свадьбах, где он лихо отплясывал цыганочку, барыню и полечку. В 1938 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Михаил устроился на работу на тормозной завод электромонтером, а после смены занимался в Клубе имени Каляева в драматическом кружке. Шагов, который распознал в нём природный артистический дар, и поручил главную роль в спектакле по пьесе А. Островского «Свои люди — сочтёмся». Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил его в «настоящий» театр. Сначала поручались эпизодические роли, но юноша не затерялся среди мастеров, он много и упорно работал. В 1941 году Михаил Пуговкин получил приглашение на первую роль в кино. Известный режиссёр Г. Рошаль предложил ему сняться в роли Степаши в картине «Дело Артамоновых». На пробах Рошаль спросил, сможет ли он петь, плясать, играть, и на всё был ответ: могу. Что ж, будем его снимать», — сказал Рошаль. Съёмки фильма «Дело Артамоновых» шли в июне 1941 года. Картину не успели озвучить, началась война. Михаил, ушёл вслед за отцом и братьями на фронт. Попал в стрелковый полк разведчиком, в августе 1942 года под Ворошиловградом получил ранение в ногу. В госпитале началась гангрена, Михаила готовили к ампутации. Он попросил главного хирурга полевого госпиталя: «Доктор, нельзя мне без ноги, я же артист! Хирург пошёл навстречу. После длительного лечения вернулся в Москву и пришёл в единственный действовавший в то время театр драмы, где главным режиссёром был заслуженный артист РСФСР Н. Горчаков ныне Театр имени Вл. В театре репетировали пьесу «Москвичка», Михаил получил в ней роль. Успех у публики был огромный. В 1943 году поступил в только что открывшуюся Школу-студию В. Сахновским, на курс И. Пуговкин был потрясен на вступительных экзаменах, когда вызвал неудержимое веселье вполне серьезным чтением пушкинской "Ночи": "Мой голос для тебя и ласковый и томный... Во время учёбы продолжал сниматься в кино. Сцена была с танцем, снимали много дублей. Раненая нога болела и кровоточила, но Михаил старался двигаться легко и плавно. В 1944 году пришлось прервать учёбу из-за призыва на действительную службу в танковое училище в Ветлуге. Начал работать, делать концерты, выступать, защищая честь родного училища. После окончания войны и демобилизации продолжил занятия в студии МХАТа. В 1947 году женился на сокурснице — актрисе Надежде Надеждиной. В 1948 году родилась дочь Елена. В 1959 году супруги развелись. В 1961 году женился на певице Александре Лукьянченко, которая была старше его на 11 лет. Прожил с ней счастливо 32 года вплоть до её кончины 1 апреля 1991 года. Затем год работы в Вильнюсском русском драматическом театре, а затем снова Москва, театр Ленинского комсомола и съёмки в кино. После фильма «Адмирал Ушаков» к артисту пришло признание. Его незаурядная внешность говорила сама за себя, поэтому играл комические роли, и в каждой из них он был неповторим. Много позже режиссёры рассмотрят в нём новые, совершенно иные свойства, которые позволят ему играть роли противоположного жанра. Режиссёр Михаил Ромм в молодом актёре увидел не только нужный типаж, но и талант, редкую для молодых актёров способность совершенно естественно держаться перед камерой. Именно он сказал ему важную фразу: «Думаю, если будете много работать, то годам к 50 полностью оформитесь. Тогда вас будет ещё интереснее снимать». Его слова оказались пророческими. К 50 годам М.

Михаил Пуговкин

Осенью 1942-го в одном из боев Пуговкина ранило осколком. Пока везли в медсанбат, началась гангр ена. Хотели отрезать ногу, и он даже согласился: «Режьте». На его счастье, буквально накануне Сталин разбранил медиков за обилие ампутаций: «Солдат нужно лечить, а не превращать в инвалидов». Следуя воле Верховного, Пуговкина стали лечить - и вылечили.

Но воевать ему больше не пришлось: в конце года он, опираясь на палку, вернулся в Москву к постаревшим от горя родителям - два их старших сына к тому времени погибли на фронте. Театральная карьера Уже через несколько дней Михаил в гимнастерке с боевыми медалями стоял у дверей одного из немногих оставшихся в Москве театров -Русского драматического, где режиссером был Николай Горчаков. Мужчин в театре не хватало, и Горчаков тут же предложил Пуговкину главную роль в спектакле по пьесе В. Гусева «Москвичка».

В своей второй роли Михаилу Пуговкину опять пришлось плясать, но на сей раз с незажившей до конца раной. Он вспоминал, что после очередного дубля, каждый раз буквально выливал из сапога кровь, но терпел. Преданность делу победила-забыв про палку, артист еще не раз лихо отплясывал перед камерой. В том же 1943 году он сыграл матроса Федю в фильме « Кутузов ».

На сей раз роль была трагической: его герой погибал на Бородинском поле, прося передать матери, что «живот свой положил за Отечество». В своей биографии Пуговкин вспоминал: «Пpиeмнaя комиссия в Школе-студии состояла тогда из двадцати двух народных артистов, и возглавлял ее Иван Михайлович Москвин. Я прочитал басню Крылова «Кот и повар». Комиссия вежливо улыбнулась.

Это я отнес на счет моего отдаленного сходства с котом, хотя усов тогда не носил. Затем Москвин попросил почитать еще. Я объявил, что знаю Пушкина, и начал известное... Тут вся комиссия смеялась до слез, но меня приняли...

Выручил Москвин - сказал, что абитуриент воевал, и аттестат потерялся на фронте. Знаменитый актер возлагал на Михаила большие надежды, но учился у него Пуговкин недолго - через год его вызвали в военкомат и отправили в танковое училище в приволжском городе Ветлуга. На его счастье, начальником училища был генерал Федор Раевский, потомок славного рода, не чуждый искусству. Увидев нового курсанта, он вспомнил его роли в паре фильмов и разрешил не усердствовать в военной подготовке.

Но с одним условием - чтобы каждый месяц в училище была новая программа самодеятельности. В 1946 году генерал и вовсе отпустил Пуговкина в Москву доучиваться. Вскоре актер влюбился в одну из студенток студии - Надежду Надеждину. Одновременно за ней ухаживал другой будущий любимец зрителей - Алексей Баталов , но девушка выбрала простоватого на вид Михаила.

После свадьбы Михаила направили по распределению в далекий Мурманск, куда за ним последовала, уйдя с третьего курса и Надежда. В 1948 году в Мурманске у них родилась дочь Елена. В мурманском театре Северного флота Пуговкину поручали героические роли - например, Олега Кошевого в инсценировке романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Режиссура была никуда не годной, и Михаил, чтобы хоть как-то оживить действие, порой в самые патетические моменты вызывал у зрителей смех каким-нибудь забавным жестом.

Времена не способствовали легкомыслию, начальство начало косо поглядывать на столичного гостя, и уже через год Пуговкины с маленькой Аленой перебрались в Вильнюс. Русской публики в городе было мало, в окрестностях еще постреливали «лесные братья», и при первой возможности актерская семья вернулась в Москву. Новым местом работы Пуговкина стал Театр Ленинского комсомола, где буквально в первые же дни с ним произощел забавный случай: «Я играл буденновского бойца, а Буденный сидел в первом ряду. Текст такой: «Какое у вас впечатление от Буденного?

И прямо на него гляжу. Гиацинтова после спектакля спросила: «Семен Михалыч, а какое на вас впечатление произвел боец Путовкин? За это я сразу получил комнату». Но простонародная внешность продолжала определять круг его ролей: балагуры-солдаты, приказчики и смешные безобидные бюрократы.

Он даже перестал рассказывать коллегам, что еще в Школе-студии сыграл Мармеладова в «Преступлении и наказании» так, что педагоги не в шутку называли его «классическим героем Достоевского ». Фильмы В 1952 году Михаил Пуговкин снялся в трех фильмах, в 1953-м - в четырех, в 1954-м - в пяти... Большинство их давно и заслуженно забыты, а если и помнятся, то только эпизодами, где играл Путовкин. Например, в кинодилогии «Адмирал Ушаков» он исполнил роль матроса Пирожкова, который со знанием дела доказывал адмиралу: «Да нет, не в пять раз мы сильнее турок, а в десять!

Трудно поверить, но этот незамысловатый фильм за считанные месяцы посмотрели 40 миллионов человек. Может, дело в том, что в нем уже ощущалось дыхание «оттепели», и герой Путовкина с его крестьянской хитрецой и вольнолюбием как нельзя лучше соответствовал этому духу. Чуть позже, в 1957 году актер сыграл уникального в своей карьере персонажа - вора-рецидивиста в фильме Николая Досталя «Дело «Пестрых». Для этой роли Пуговкину, далекому от всякой уголовщины, пришлось наскребать материал с миру по нитке.

Хорошо, помог когда-то сидевший в тюрьме осветитель с «Мосфильма» - научил блатной песне: «Мы в московском кабаке сидели, фишка Лавренев туда попал, а когда мы крепко закосели, он нас в Фергану завербовал». На эти куплеты, как на стержень, нанизался образ героя - никому не верящего матерого уголовника Сафрона Ложкина. На своего героя актер Пуговкин был похож только одним свойством - скрытностью. Даже близких знакомых его поступки иногда ставили в тупик.

Так было в 1958 году, когда он ушел из театра, решив посвятить себя исключительно кинематографу. В Советском Союзе тех лет на такое мало кто решался - прожить только за счет ютноролей актерам было практически невозможно.

Там безо всяких-яких меня записали в 1-й стрелковый полк 6-й дивизии Московского народного ополчения. Формировалась она, видимо, в большой спешке. Так что следующим утром мы на автобусах в своей разнокройной одежде с бодрыми песнями уже ехали на фронт. А вечером, где-то за Вязьмой, узнали, что такое настоящий ад. Когда начали рваться авиабомбы, все кинулись в поле. Пробежав метров 50, обернулся, и у меня перехватило дух - половина из трёх десятков автобусов клубились огнём и дымом».

Всего в тот первый для ополченцев день войны целыми осталось только два автобуса - на них погрузили раненых, полторы сотни убитых похоронили только на следующий день, когда подвезли лопаты. С этим инструментом без оружия полк ополченцев и продолжил свою войну, копая противотанковые рвы на подступах к столице. Каждый день он нёс потери от вражеских авианалётов. Через неделю, получив обмундирование второго срока, по 7-8 польских винтовок на отделение и приняв присягу ополченца, полк выдвинулся к Ельне. Патронов было мало, а ненависти к врагу - через край. У деревни Лебедево они приняли первый бой. Рядовому Пугонькину - именно такой была тогда фамилия молодого ополченца будущего народного артиста - винтовки не досталось, и его назначили гранатомётчиком, выдав с десяток ручных гранат. А потом были многодневные бои за Ельню, которая раз семь переходила из рук в руки.

Тяжкое отступление, окружение, гибель полка. Прорыв из кольца. В разведроте его прозвали «артистом» Запасный полк, куда после переформирования «окруженцев» был направлен молодой, но уже хлебнувший фронтового лиха боец, запомнился тактическими занятиями до изнурения и постоянным чувством голода. После тяжёлых боёв за Ростов 353-ю стрелковую дивизию пополняли маршевые роты, с одной из которых рядовой Пугонькин в январе 1942 года попал в 1147-й стрелковый полк. Начальнику полковой разведки приглянулся весёлый крепыш с фронтовым опытом. Между рискованными боевыми заданиями он смешил товарищей байками, рассказывая их в лицах. За это, наверное, а ещё за то, что до войны успел поработать в театре и даже сняться в эпизодической кинороли, в разведроте Михаила прозвали «артистом». Точное место, в котором война поставила точку в солдатской биографии Михаила Ивановича, в наших с ним беседах установить так и не удалось.

Как он сказал, топокарт солдатам не выдавали, а из окопа кругозор не очень-то разборчивый.

Со скуки он как-то забрел на спектакль драмкружка в соседний клуб имени Каляева. Пуговкин начисто забыл, какую пьесу тогда играли, но всегда помнил пережитый тогда восторг: актеры примеряли на себя чужие роли и чужие жизни, властно заставляя публику то смеяться, то плакать. Он вдруг понял, что его место - среди них, на сцене.

Записавшись в кружок, он почти каждый день бегал в клуб на репетиции, даже не умывшись после работы. Узнав, что способный парнишка работает на заводе. Каверин воодушевился еще больше: в ту пору театры усиленно разыскивали талантливую молодежь из народа. После разговора с режиссером Пуговкин колебался недолго: испросив у матери благословения на смену профессии, он отнес в отдел кадров заявление об уходе.

Будущего артиста не остановило даже то, что на заводе ему, подмастерью, платили в несколько раз больше, чем обещали в театре. Скоро Пуговкин стал выходить на сцену в небольших ролях. Через год - новая удача. Известный режиссер Григорий Рошаль увидел, как Минька отплясывает русскую в одном из спектаклей, и позвал его в свой фильм «Дело Артамоновых».

Там требовался как раз такой типаж - наглый купчик Степаша Барский. Пуговкин, не лицо, а целая кинобудка! Ради минутной сцены он готов был. Военная биография Съемки фильма закончились 22 июня 1941 года.

А через неделю семнадцатилетний Пуговкин, снова прибавив себе годы, ушел добровольцем на фронт. В составе московского ополчения его отправили под Ельню, где шли тяжелые бои. Колонну с новобранцами разбомбили, Михаил чудом добрался до части, где ему выдали винтовку с тремя патронами. В 26-дневных боях за Ельню Пуговкину помогли уцелеть хладнокровие и крестьянская смекалка.

Битву под Москвой он встретил уже опытным солдатом, разведчиком 1147-го стрелкового полка. После того как фашистов отогнали от столицы, его часть была переброшена на юг к Ворошиловграду. Осенью 1942-го в одном из боев Пуговкина ранило осколком. Пока везли в медсанбат, началась гангр ена.

Хотели отрезать ногу, и он даже согласился: «Режьте». На его счастье, буквально накануне Сталин разбранил медиков за обилие ампутаций: «Солдат нужно лечить, а не превращать в инвалидов». Следуя воле Верховного, Пуговкина стали лечить - и вылечили. Но воевать ему больше не пришлось: в конце года он, опираясь на палку, вернулся в Москву к постаревшим от горя родителям - два их старших сына к тому времени погибли на фронте.

Театральная карьера Уже через несколько дней Михаил в гимнастерке с боевыми медалями стоял у дверей одного из немногих оставшихся в Москве театров -Русского драматического, где режиссером был Николай Горчаков. Мужчин в театре не хватало, и Горчаков тут же предложил Пуговкину главную роль в спектакле по пьесе В. Гусева «Москвичка». В своей второй роли Михаилу Пуговкину опять пришлось плясать, но на сей раз с незажившей до конца раной.

Он вспоминал, что после очередного дубля, каждый раз буквально выливал из сапога кровь, но терпел. Преданность делу победила-забыв про палку, артист еще не раз лихо отплясывал перед камерой. В том же 1943 году он сыграл матроса Федю в фильме « Кутузов ». На сей раз роль была трагической: его герой погибал на Бородинском поле, прося передать матери, что «живот свой положил за Отечество».

В своей биографии Пуговкин вспоминал: «Пpиeмнaя комиссия в Школе-студии состояла тогда из двадцати двух народных артистов, и возглавлял ее Иван Михайлович Москвин. Я прочитал басню Крылова «Кот и повар». Комиссия вежливо улыбнулась. Это я отнес на счет моего отдаленного сходства с котом, хотя усов тогда не носил.

Затем Москвин попросил почитать еще. Я объявил, что знаю Пушкина, и начал известное... Тут вся комиссия смеялась до слез, но меня приняли... Выручил Москвин - сказал, что абитуриент воевал, и аттестат потерялся на фронте.

Знаменитый актер возлагал на Михаила большие надежды, но учился у него Пуговкин недолго - через год его вызвали в военкомат и отправили в танковое училище в приволжском городе Ветлуга. На его счастье, начальником училища был генерал Федор Раевский, потомок славного рода, не чуждый искусству. Увидев нового курсанта, он вспомнил его роли в паре фильмов и разрешил не усердствовать в военной подготовке. Но с одним условием - чтобы каждый месяц в училище была новая программа самодеятельности.

В 1946 году генерал и вовсе отпустил Пуговкина в Москву доучиваться. Вскоре актер влюбился в одну из студенток студии - Надежду Надеждину. Одновременно за ней ухаживал другой будущий любимец зрителей - Алексей Баталов , но девушка выбрала простоватого на вид Михаила. После свадьбы Михаила направили по распределению в далекий Мурманск, куда за ним последовала, уйдя с третьего курса и Надежда.

В 1948 году в Мурманске у них родилась дочь Елена. В мурманском театре Северного флота Пуговкину поручали героические роли - например, Олега Кошевого в инсценировке романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Режиссура была никуда не годной, и Михаил, чтобы хоть как-то оживить действие, порой в самые патетические моменты вызывал у зрителей смех каким-нибудь забавным жестом. Времена не способствовали легкомыслию, начальство начало косо поглядывать на столичного гостя, и уже через год Пуговкины с маленькой Аленой перебрались в Вильнюс.

Там тринадцатилетний Пуговкин, прибавив себе несколько лет, устроился на тормозной завод учеником электромонтера. А после работы занимался в драматическом кружке клуба имени Каляева. Читайте также Топ-10 достопримечательностей Ялты На одном из спектаклей его заметил заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссёр Фёдор Каверин, возглавлявший тогда Московский драматический театр, и пригласил уже тогда шестнадцатилетнего юношу в настоящий театр. Семья была против, узнав, что актёр будет получать всего 75 рублей вместо 500 заводских. Однако мама всё же «отпустила в артисты».

Первой киноработой сельского паренька стала роль купца Степаши Барского в фильме «Дело Артамоновых». Пуговкину тогда было 17. Его спросили: «Петь можете? Кроме юношеского максимализма артиста режиссёру картины Григорию Рошаль понравилась необычная внешность Михаила. Пуговкин вспомнил, как мама сказала ему: «Не бывает актёров с такой внешностью».

А Рошаль ответил: «Передайте маме, что у вас не лицо, а целая кинобудка». Кинодебют в «Деле Артамоновых» состоял из пляски в сцене свадьбы. И сыграть её плохо деревенский танцор просто не мог. Читайте также Снято в Крыму: подборка фильмов о Великой Отечественной войне Во время съёмок фильма началась война с Германией. Дальше был фронт.

Ад начался почти сразу, вспоминал потом Михаил Иванович. Из ста машин, в которых ехали новобранцы, после бомбёжки осталось лишь две. Артист чудом уцелел.

Актер Михаил Пуговкин: биография

Михаил Пуговкин родился 13 июля 1923 года в деревне Рамешки (ныне Чухломский район Костромской области). Актер Михаил Пуговкин Актер Михаил Пуговкин. Пуговкин появился на свет теплым летним днем 1923 года в деревне Рамешки. Биография Михаила Пуговкина умещает в себе и полуграмотное крестьянское детство, и войну, и тяжёлое ранение, и долгую плодотворную жизнь в кинематографе, и всенародное зрительское признание. В 1936-м семья переехала в Москву, где Михаил Пуговкин устроился на тормозной завод имени Кагановича на должность электромонтера.

Ироничная жизнь и игра Михаила Пуговкина

Михаил Пуговкин родился 13 июля, и с тех пор всегда считал 13 своим счастливым числом. Пуговкин Михаил Иванович: биография, личная жизнь, звания. Михаил Пуговкин и его вторая жена Александра Лукьянченко: как познакомились, разница в возрасте. Михаил Пуговкин – советский, российский артист театра и кино. Михаил Пуговкин, закончивший всего несколько классов сельской школы, смог поступить во МХАТ.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий