Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда.
Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда
Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше. Из дневников блокадников Варвара Фролова, главврач детских яслей и туберкулезного диспансера: "Ура, ура, ура!
Вчера в "Последний час" объявили прорыв блокады Ленинграда. Замечательный день 18 января 1943 года на всю жизнь будет праздником для всех ленинградцев. Всю ночь по радио передавали музыку и приветствия. Сегодня все радостные и веселые.
Вскоре с помощью автомобильной и железной дорог была восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Полностью блокадное кольцо было снято через год, 27 января 1944-го. После двухнедельного наступления советские войска отбросили фашистов от города, освободив Красное Село, Пушкин, Ропшу, Ульяновку, Гатчину и Павловск.
Особое внимание уделялось подготовке бойцов. В тылу для каждой из ударных дивизий были созданы тренировочные городки, которые повторяли немецкие оборонительные позиции, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепления противника. К 1 января 1943 года подготовка к операции была в целом завершена. Однако из-за затянувшейся оттепели начало операции было решено перенести на 12 января. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков нанесла массированный удар по штабам и артиллерийским позициям противника. В ходе первого дня операции наибольшего успеха добились 136-я генерал-майор Н. Симоняк и 268-я полковника С.
Борщев стрелковые дивизии. Войска Симоняка и Борщева смогли успешно форсировать Неву и продвинуться на глубину до 3 километров. На флангах 67-й армии обстановка складывалась менее благоприятно. В ходе первого дня операции продвижение фронта не превысило 2 километров. Наибольшего результата достигли части 327-й стрелковой дивизии полковник H. Бойцы Полякова после упорного боя овладели сильно укрепленным узлом сопротивления — рощей Круглая.
Благодаря этому прорыву страшные 872 блокадных дня наконец закончились. Почему так долго не могли прорвать блокадное кольцо В количественном отношении под Ленинградом превосходство было на стороне СССР, но его полностью нивелировало лучшее оснащение противника — у них было больше автоматов, пулеметов и минометов, они обладали мощной артиллерийской поддержкой. Кроме того, во многих местах их расположение давало им безоговорочное превосходство в бою, например более высокие точки, с которых была отличная видимость обстреливаемых территорий.
А советские бойцы были измотаны непрерывными боями с захватчиками, пишет spbvedomosti. Операция "Искра" Первоначально операция "Искра" назначалась на 1 января, на 12-е января ее перенесли только потому, что Нева еще не замерзла. Русское командование методом проб и ошибок долго искало место прорыва и решило действовать в самом узком месте немецкой обороны — "бутылочном горле" у Ладоги. Всего 14 км отделяли там блокадное кольцо от Большой земли. Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года. 18 января — годовщина прорыва фашистской блокады Ленинграда. 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. Через неделю боев войска Ле. Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года. В этот день 81 год назад в ходе наступательной операции «Искра» войска Красной Армии полностью освободили город Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера, что дало возможность восстановить с. Смотрите онлайн видео «18 января – День прорыва блокады.
Новости и события Российского исторического общества
12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. Через неделю боев войска Ле. Прорыв операции Искра. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Чем блокада обернулась для жителей и как проходила операция, рассказывает «». Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота и.
День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
«Искра» — кодовое наименование плана операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда. План предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского с востока в направлении на Синявино и Рабочий поселок №5. После прорыва в ходе операции «Искра» исчезла возможность штурма города немецкими войсками – огневая инициатива по Северо-Западному направлению окончательно отошла советским войскам. И хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоеван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда | Инициатива проведения операции с целью прорыва блокады Ленинграда исходила от Военного совета Ленинградского фронта. |
Научная деятельность | Этот прорыв получил название – военная операция «Искра». Полное же снятие блокады Ленинграда состоялось только 27 января 1944 года. |
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков» | Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. |
Как «прорывали» блокаду Ленинграда: Операция «Искра» | 18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. |
Деблокада Ленинграда
Перейти к разделу «#Операция «Искра» в историографии» силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной флотилии и авиации дальнего действия с целью прорыва блокады Ленинграда. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда. С 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов была проведена наступательная операция «Искра», результатом которой стал прорыв блокады Ленинграда. В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков. Как в блокадном Ленинграде переименовали 20 улиц. В 2024 году Северная столица и Ленобласть отмечают 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда и 80-ю годовщину полного освобождения осажденного Города-Героя от фашистских захватчиков.
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда
В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км.
Насколько этот день был далек от осени 41-го! Массированные обстрелы, нехватка продовольствия привели к массовой гибели людей. Уже в ноябре лимиты выдачи продуктов по карточкам для населения и военнослужащих были урезаны. Доставка всего необходимого осуществлялась по воздуху и через Ладожское озеро, которое простреливалось фашистами. У людей начались голодные обмороки, были зафиксированы первые смерти от истощения и случаи каннибализма, которые карались расстрелами. С приходом холодов ситуация значительно усложнилась, наступала первая, самая суровая, зима. Блокада Ленинграда, «дорога жизни» - это понятия, неотделимые друг от друга. В городе были нарушены все инженерные коммуникации, не было воды, отопления, не работала канализация, продовольственные запасы заканчивались, не функционировал городской транспорт. Благодаря квалифицированным медикам, оставшимся в городе, удалось избежать массовых эпидемий. Многие люди умирали на улице по дороге домой или на работу, везти на саночках умерших родственников до кладбища у большинства ленинградцев не хватало сил, поэтому трупы лежали на улицах. Созданные санитарные бригады не справлялись с таким количеством смертей, хоронить удавалось не всех. Зима 1941-42 годов была значительно холоднее средних метеорологических показателей, но была Ладога — дорога жизни. Под постоянным огнем оккупантов по озеру ехали машины и обозы. В город они везли продовольствие и необходимые вещи, в обратном направлении - истощенных голодом людей. Дети блокадного Ленинграда, которых эвакуировали по льду в разные районы страны, до сегодняшнего дня помнят все ужасы замерзающего города. По продуктовой карточке иждивенцам детям и старикам , которые не могли работать, отводилось 125 граммов хлеба. Его состав менялся в зависимости от того, что было в наличии у хлебопеков: вытряски из мешков с кукурузной крупой, льняной и хлопковый жмых, отруби, обойная пыль и т. Дорога жизни, проходившая по Ладоге, спасла многих людей. Как только ледяной покров набрал прочность, по нему пошли грузовики. В январе 1942 года у городских властей появилась возможность открыть на предприятиях и фабриках столовые, меню которых было составлено специально для истощенных людей. В стационарах и созданных детских домах выдают усиленное питание, которое помогает пережить страшную зиму. Ладога — дорога жизни, и это название, которое дали переправе ленинградцы, полностью соответствует истине. Продовольствие и товары первой необходимости собирали для блокадников, как и для фронта, всей страной. Подвиг жителей В плотном кольце врагов, сражаясь с холодом, голодом и постоянными бомбежками, ленинградцы не только жили, но и работали на победу. На территории города заводы выпускали продукцию военного назначения. Культурная жизнь города в самые сложные моменты не замирала, создавались уникальные произведения искусства. Стихи о блокаде Ленинграда невозможно читать без слез, они написаны участниками тех страшных событий и отражают не только боль и страдания людей, но и их стремление к жизни, ненависть к врагу и стойкость духа. Симфония Шостаковича пропитана чувствами и эмоциями ленинградцев. В городе частично работали библиотеки и некоторые музеи, в зоопарке истощенные люди продолжали ухаживать за неэвакуированными животными. Без тепла, воды и электроэнергии рабочие стояли у станков, вкладывая остатки своих жизненных сил в победу. Большинство мужчин ушли на фронт или обороняли город, поэтому на фабриках и заводах работали женщины и подростки. Транспортная система города была уничтожена при массированных обстрелах, поэтому люди ходили на работу пешком по несколько километров, в состоянии крайнего истощения и при отсутствии расчищенных от снега дорог. Полное освобождение Ленинграда от блокады увидели не все из них, но их каждодневный подвиг приблизил этот момент. Воду брали из Невы и лопнувших трубопроводов, дома топили буржуйками, сжигая в них остатки мебели, жевали кожаные ремни и обои, поклеенные клейстером, но жили и сопротивлялись врагу. Ольга Берггольц писала стихи о блокаде Ленинграда, строки из которых стали крылатыми, их высекали на монументах, посвященных тем страшным событиям. Ее фраза «никто не забыт и ничто не забыто» на сегодняшний день имеет огромное значение для всех неравнодушных людей. Дети Самая страшная сторона любой войны - это ее неизбирательность в выборе жертв. Сотни тысяч детей погибли в оккупированном городе, многие умерли в эвакуации, но оставшиеся участвовали в приближении победы наравне с взрослыми. Они стояли у станков, собирая снаряды и патроны для передовой, дежурили ночью на крышах домов, обезвреживая зажигательные бомбы, которые скидывали на город фашисты, поднимали дух солдат, державших оборону.
Президент России подписал указ о выплатах защитникам и жителям блокадного Ленинграда 17 сентября 2021, 15:39 Важнейшую роль, по словам Кнутова, сыграла и артиллерия в защите города, в первую очередь, артиллерия военно-морского флота, хорошо действовала противовоздушная оборона. Он отметил, что благодаря действиям частей ПВО ущерб городу от налетов немецкой авиации был незначительный, все проблемы были от дальнобойной немецкой артиллерии. Порядка двух процентов немецких экипажей сумели прорваться к городу. Грамотно выстроенная оборона и прорыв блокады привели к тому, что город выстоял. В городе не было эпидемий, страшных заболеваний, была организована нормальная хозяйственная жизнь, даже производилось оружие, которое вывозили по Ладожскому озеру, по пробитому в результате операции "Искра" коридору", — рассказал военный историк.
Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени. Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления.
Новости и события Российского исторического общества
Прорыв блокады Ленинграда. Боевые действия армии поддерживал Краснознаменный Балтийский флот. Артиллерия береговых и корабельных установок, бомбардировочная и штурмовая авиация наносили удары по укреплениям противника. Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов. Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана.
Красной Армии противостояла 18-я немецкая армия под командованием Георга Линдемана Линдеманна , которая входила в состав группы армий «Север».
В её составе было 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Немецкие войска поддерживал 1-й воздушный флот генерал-полковника авиации Альфреда Келлера. Кроме того, на северо-западных подступах к городу напротив 23-й советской армии находилось 4 финские дивизии из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее мощную оборону и плотную группировку войск немцы имели на самом опасном направлении — шлиссельбургско-синявинском выступе его глубина не превышала 15 км. Здесь между городом Мга и Ладожским озером дислоцировалось 5 немецких дивизий — основные силы 26-го и часть дивизий 54-го армейских корпусов. В их составе было около 60 тыс.
В оперативном резерве находились 4 дивизии. Танк Pz. III Ausf. N, тактический номер 116 из состава 1-й роты 502-го отдельного батальона тяжелых танков вермахта, подбитый в районе Синявина в период с 12 января по 5 февраля 1943 года Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Со стороны Ленинграда оборону держали Этим 328-й пехотный полк 227-й пехотной дивизии генерала фон Скотти, 170-я пехотная дивизия генерала Зандера в полном составе и 100-й полк 5-й горнострелковой дивизии, имевшие до 30 танков, около 400 минометов и орудий. Оборонительный рубеж немцев проходил по левому берегу Невы, высота которого достигает 12 метров.
Берег был искусственно обледенен, густо минирован, почти не имел удобных естественных выходов. Немцы имели два мощных узла сопротивления. Один — сооружения 8-й ГЭС, кирпичные дома 1-го и 2-го городков; второй — многочисленные каменные постройки Шлиссельбурга и его окраин. На каждый километр фронта приходилось 10—12 дзотов и до 30 орудий и минометов, а вдоль всего берега Невы протянулись траншеи полного профиля. Здесь имелись две линии траншей, синявинский узел сопротивления, отсечные позиции, а также опорные пункты. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки.
Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую. Этот рубеж являлся позицией дивизионных резервов до одного полка немецкой группировки. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В результате весь выступ напоминал один укреплённый район. Против двух армий Волховского фронта оборонялись 227-я пехотная дивизия без одного полка , 1-я пехотная, 374-й полк 207-й охранной дивизии и 425-й полк 223-й пехотной. По переднему краю обороны шла сплошная траншея, прикрытая минными полями, надолбами и проволочными заграждениями, на некоторых участках была отрыта и вторая траншея.
Там, где болотистая местность не позволяла углубиться в землю, немцы возвели ледяные и насыпные валы, поставили двухрядные бревенчатые заборы. Ситуация для атакующей стороны усугублялась лесисто-болотистой местностью в этом районе. К тому же здесь располагалась большая территория синявинских торфоразработок, которые были изрезаны глубокими канавами и дополнительно укреплены деревоземляными, торфяными и ледяными валами. Территория была малопроходимой для бронетехники и тяжёлой артиллерии, а они были нужны для разрушения вражеских укреплений. Для преодоления такой обороны требовались мощные средства подавления и разрушения, огромное напряжение сил и средств наступающей стороны. Советские офицеры осматривают тяжелые немецкие орудия, обстреливавшие Ленинград.
Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода» Тяжелая 305-мм мортира M16 чешского производства, захваченное советскими воинами. Район Ленинграда План операции Ещё 18 ноября 1942 г. Ставка, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве немецкой обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К.
Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых.
В первой половине февраля 1943 г. Подготовка операции Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на ВФ — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке ЛФ предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками ВФ и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р.
В состав этого эшелона входил батальон, имевший 80 собачьих упряжек. Аналогичное использование инженерных войск планировалось и во 2-й ударной армии, с той лишь разницей, что у них не было необходимости в подготовке к преодолению широкой водной преграды. Началом подготовки операции «Искра» можно считать предварительное разрушение обороны противника огнем артиллерии и ударами авиации. Артиллеристы в течение месяца разрушили 80 дзотов, 35 пулеметных гнезд и блиндажей, 8 наблюдательных пунктов, уничтожили много вражеских пулеметов и несколько артиллерийских орудий. Разрушение велось на широком фронте и не могло раскрыть направление главного удара. Генерал М. Духанов так писал впоследствии: «Со стороны казалось, что на участке 67-й армии жизнь течет в ленивом русле позиционной войны. Не меняло положения и то, что с некоторых пор наша артиллерия методически, ежедневно разрушала тот или иной дзот гитлеровцев — то же происходило и на других участках фронта». Авиация в период предварительной подготовки наносила удары по аэродромам и железнодорожным узлам, по опорным пунктам в глубине, по местам расположения резервов и по позициям артиллерии. В ночи на 10 и 11 января 1943 года войска ударных группировок фронтов начали занимать исходное положение для наступления. Соединения первого эшелона 67-й армии расположились в траншеях на правом берегу реки Невы, войска Волховского фронта — на исходных позициях в 300—500 м от первой траншеи противника. Подготовка к операции проводилась настолько скрытно, что немецко-фашистское командование только за 3—4 дня до ее начала стало догадываться о том, что в районе «фляшенхальс» советские войска, возможно, готовятся к наступлению. Но определить заранее силу удара и время начала наступления ему не удалось. В ночь перед наступлением авиация обоих фронтов группами ночных бомбардировщиков нанесла удар по войскам противника, по артиллерии, штабам, аэродромам, узлам коммуникаций. Авиация дальнего действия за 70 минут произвела 450 вылетов, нанося удары по войскам противника в районе станции Мга и по самой станции. Одиночные самолеты 14-й воздушной армии в течение всей ночи проводили налеты с целью изнурения войск противника. Непосредственный прорыв блокады Ленинграда начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. В 11 часов 45 минут, когда огонь артиллерии Ленинградского фронта достиг наивысшего напряжения, на лед Невы спустились штурмовые группы и группы разграждения и стремительно бросились к противоположному берегу. В 11 часов 50 минут после последнего залпа гвардейских минометов на лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона. Под прикрытием огня орудий прямой наводки и ударов самолетов 13-й воздушной армии они шли через Неву. Штурмовые группы и группы разграждения стремительным броском за 4 минуты преодолели открытое ледяное пространство Невы и с помощью металлических «кошек», багров, лестниц и веревок поднялись на ледяной скат противоположного берега и ворвались в траншеи врага. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Главные силы 136-й стрелковой дивизии шли на штурм под звуки «Интернационала», исполнявшегося духовым оркестром. Наступательный порыв был так велик, что даже раненые бойцы не покидали боевых порядков и продолжали идти вперед. Командир 268-й стрелковой дивизии тогда полковник, впоследствии генерал армии С. Щеглов писал об этом так: «... Казалось, вся боль Ленинграда, вся его ненависть к врагу клокочет в сердцах этих героев и нет такой силы, которая могла бы их остановить». Жаркие бои развернулись и в полосе Волховского фронта. Части 327-й стрелковой дивизии командир — полковник Н. Поляков за семь минут до конца артиллерийской подготовки дружно бросились в атаку. Преодолев дерево-земляной вал, атакующие ворвались во вражеские траншеи, когда противник еще не успел прийти в себя от ударов советской артиллерии. Массовый героизм проявляли советские воины и на этом направлении. В бою за деревню Липку бессмертный подвиг совершил старший лейтенант Я. Его подразделение достигло окраины деревни, когда неожиданно почти рядом застрочил вражеский пулемет из хорошо замаскированного дзота. Опытный офицер понял, что огонь фашистов может вывести из строя всех его бойцов. Не раздумывая, Богдан поднялся во весь рост и закрыл своим телом амбразуру дзота. Так же закрыл амбразуру вражеского дзота связист 136-й стрелковой дивизии Д. В первый день операции соединения 67-й армии, преодолев реку Неву, захватили плацдарм глубиной до 3 км. Соединения 2-й ударной армии вклинились в оборону противника на 1—3 км. Существенную помощь наступавшим войскам оказывали артиллерия и авиация, в том числе береговые батареи и корабельная артиллерия Краснознаменного Балтийского флота. В течение ночи на 13 января войска закреплялись на захваченных рубежах. С утра 13 января наступление продолжилось. Особенно успешно в этот день действовали части 136-й стрелковой дивизии командир —генерал-майор Н. Симоняк при поддержке танков 61-й отдельной танковой бригады командир — полковник В. Остальные соединения обоих фронтов значительных успехов не имели, а 268-я стрелковая дивизия под воздействием контратакующих пехоты и танков противника вынуждена была даже отойти. В упорных боях 14 января, введя в сражение дополнительные силы, ударные группировки фронтов медленно продвигались навстречу друг другу. Войска 67-й армии вышли к южной окраине Шлиссельбурга, а левофланговые соединения Волховского фронта стремились овладеть станцией Синявино. Действиям 128-й стрелковой дивизии в районе деревни Липки помогали воины 12-й лыжной бригады, вышедшей в тыл противника по льду Ладожского озера. В этот день произошел эпизод, о котором написал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Маршал Советского Союза Г.
Позже произошли встречи и других советских военных соединений. В тот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. Около полуночи 18 января по радио было передано сообщение о прорыве блокады Ленинграда. Вышедшие на улицы и проспекты горожане ликовали. Рано утром 19 января город был украшен флагами. Хотя в результате прорыва был отвоёван лишь узкий коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу, полоска торфяного болота шириной от восьми до одиннадцати километров позволила восстановить с Ленинградом сухопутную связь вплоть до окончательного снятия блокады.