Никто не имеет права вмешиваться в торговые отношения России и Китая. Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. Он также отверг обвинения НАТО в передаче Москве применимых в военной сфере технологий.
Оползень смыл шоссе, соединяющий Индию и Китай
В китайских СМИ и на телевидении говорят о необходимости развивать отношения с Индией – заявления, которые еще месяц назад казались немыслимы: "Индия не одинока в своем стремлении укрепить нормальные отношения с Россией. Индия и Китай состоят в торговых отношения с США, которые являются третьим по величине торговым партнером Пекина после АСЕАН и Евросоюза. Кроме того, по свидетельству индийской печати, он негативно относится к усилиям Китая, который Индия считает своим врагом, по расширению объединения и будет стремиться отсрочить эту перспективу. Подобный инцидент между Китаем и Индией произошел в июне 2020 года.
СМИ: на границе Индии и Китая произошли боестолкновения
Китай намерен решить территориальный вопрос с Индией | Решение России, Китая и Индии о создании новой валюты окажет негативное влияние на американскую финансовую гегемонию. С таким заявлением выступил бывший советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор на YouTube-канале London Real. |
Вы точно человек? | Индия и Китай – самые густонаселённые страны мира, претендующие на экономическую и политическую гегемонию. |
Индийские и китайские военные столкнулись на спорной территории — 12.12.2022 — В мире на РЕН ТВ | «Если США всегда будут рассматривать Китай как своего главного соперника, китайско-американские отношения будут непростыми и полными проблем». |
Получится ли у Индии добиться отказа от осуждения СВО на саммите G20 | Но отсутствие лидера КНР Си Цзиньпина на саммите в Индии бросает тень на перспективу достижения соглашения по Украине, пишет Bloomberg. |
Нью-Дели указал на опасность наращивания китайского присутствия в Индийском океане
Китай и Индия считают действия другой стороны неприемлемыми, ну а у всего остального мира есть слишком много важных дел, поэтому подобные действия пока остаются в тени. Другой комплекс проблем, осложняющих двусторонние отношения, связан с тем, что Китай всё активнее проникает в акваторию Индийского океана и усиливает своё влияние в странах – соседях Индии по этому бассейну. Утверждать, что Индия и Китай вступают в фазу тотального противостояния, каким была холодная война Советского Союза и США, было бы неправильно.
СМИ: на границе Индии и Китая произошли боестолкновения
Ранее глава немецкого химического предприятия Leuchtstoffwerk Breitungen Вольфганг Айзенберг назвал бесполезными санкции против России из-за того, что Индия и Китай не присоединились к ограничениям, передает «Национальная служба новостей». Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии. мнения аналитиков, китай, индия, прогноз, фондовый рынок. Премьер-министр Индии Нарендра Моди провел виртуальный саммит с главами Центральноазиатских государств. Никто не имеет права вмешиваться в торговые отношения России и Китая. Об этом заявил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь. Он также отверг обвинения НАТО в передаче Москве применимых в военной сфере технологий. Глава китайского Минобороны также указал на то, что в настоящий момент ситуация на китайско-индийской границе в целом стабильна и стороны поддерживают связь по военным и дипломатическим каналам.
Поездка Китай - Индия
Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г. Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний.
Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны.
Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества. Начиная с создания в 2003 году JSG обе страны двигались в сторону большей экономической открытости.
В 2005 году JSG подготовила отчет о китайско-индийском торгово-экономическом сотрудничестве29, в котором содержались рекомендации о целесообразности заключения торгового соглашения между Китаем и Индией, охватывающего инвестиционное сотрудничество и торговлю товарами и услугами30. Однако, как отмечают некоторые исследователи, продолжающаяся в течение длительного времени публичная дискуссия о растущем дефиците торгового баланса Индии с Китаем замедлила продвижение двустороннего соглашения о свободной торговле31. Как раз в период активной фазы переговоров о заключении регионального торгового соглашения 2005-2007 гг.
В случае заключения торгового соглашения Индия могла бы значительно нарастить объемы экспорта в Китай. Для этого есть определенная экономически обусловленная целесообразность. Стороны пытались подойти к проблеме несбалансированной структуры торговли за счет возможности увеличения импорта со стороны Китая индийских товаров и услуг в фармацевтической и ИТ-отраслях.
Что касается фармацевтического сектора, то длительный и сложный процесс лицензирования в Китае не позволяет индийским компаниям в полной мере закрепиться на его рынке. Однако в зависимости от изменения вектора двустороннего сотрудничества в сторону большей кооперации данная тенденция может измениться в будущем33. Так, в 2018 году после успешных встреч лидеров двух государств - Си Цзиньпина и Нарендры Моди - для преодоления взаимной враждебности, усиленной пограничным конфликтом на плато Доклам летом 2017 года, начались переговоры об освобождении от тарифного регулирования 28 видов индийских медицинских препаратов34.
На 11-м заседании Совместной индийско-китайской группы по экономическим отношениям, торговле, науке и технологиям 26 марта 2018 года в Нью-Дели обе стороны подтвердили позитивные результаты предыдущих переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли35. Однако в 2020 году произошло резкое изменение вектора переговоров, и в ответ на события в Ладакхе Индия стала заявлять о планах серьезно ужесточить регулирование импорта некоторых товарных позиций, включая активные медицинские компоненты, необходимые в том числе и для производства дженериков. Кроме того, в том же году премьер-министр страны Н.
Моди заявил о планах сделать индийскую экономику полностью самодостаточной «Atmanirbhar Bharat Abhiyan» self-reliant India campaign , не только в производственном плане, но и «громко заявлять о местной продукции» «local mein vocal» vocal about local для стимулирования потребительского спроса. Премьер-министр Индии также запустил совместную с Японией и Австралией Инициативу по обеспечению надежности цепочки поставок Supply Chain Reliance Initiative , с тем чтобы увеличить экспорт Индии в эти страны. Это фактически является отражением более глобальных попыток Индии переориентировать свой экспорт в долгосрочной перспективе для снижения чрезмерной зависимости от Китая36.
Сохранение политического недоверия между Китаем и Индией Очевидно, что внушительный торговый оборот и экономическая целесообразность должны подталкивать Пекин и Нью-Дели к сохранению стабильности их отношений, несмотря на периодическую эскалацию пограничных споров. Одно из наиболее интенсивных начиная с войны 1962 года вооруженных столкновений между двумя странами произошло в июне 2020 года в районе Ладакха северная часть Гималаев. Кризис на линии фактического контроля ЛФК , которая заменяет отсутствие юридической демаркации и делимитации границы, привел к гибели 20 индийских солдат и не менее четырех китайских военнослужащих.
С тех пор отношения остаются напряженными, несмотря на попытки политического и военного руководства нивелировать последствия обострения. Инцидент удалось быстро урегулировать благодаря оперативному задействованию механизмов экстренного взаимодействия по дипломатическим и военным каналам. Еще большему недоверию в китайско-индийских отношениях добавляют взаимные претензии двух стран к их региональной политике.
Индия, в частности, опасается экспоненциального роста китайской военной и экономической мощи и постоянного расширения его влияния в Индийском океане и странах Южной Азии37 за счет углубления всесторонних партнерских отношений в том числе с Пакистаном и Шри-Ланкой. Нью-Дели также обращает внимание и на растущее военно-стратегическое присутствие Пекина в зоне ее интересов: Китай строил и впоследствии получил в аренду глубоководный порт Гвадар в Пакистане, расположение которого позволяет Пекину отслеживать военно-морскую деятельность Индии в Аравийском море, а также наблюдать за американо-индийскими маневрами в Индийском океане38. С настороженностью Индия подходит и к концепции «нить жемчуга» по цепи военно-морских объектов КНР по ее периметру.
В этой связи введение в эксплуатацию в 2017 году и последующее расширение в 2020 г. Китай воспринимает оборонное и стратегическое партнерство Индии с США особенно в рамках Четырехсторонней группы по безопасности с участием Австралии и Японии QUAD как военный союз, направленный на сдерживание его интересов в регионе и за его пределами, а также как явную угрозу китайским геополитическим интересам в Южной и Юго-Восточной Азии, а также акватории Южно-Китайского моря. Активизация китайско-индийской конкуренции в ИТР заставляет Китай и Индию усиливать международные и региональные позиции, в связи с чем обе стороны стали еще более активно продвигать свои экономические интересы и модернизировать вооруженные силы, что вызывает рост взаимного недоверия40.
В 2022 году Индия поддержала Индо-Тихоокеанскую экономическую структуру ИТЭС под эгидой США, которая, согласно своим официальным целям, призвана содействовать многостороннему экономическому сотрудничеству в регионе. Индия, опасаясь дальнейшего ухудшения отношений с Китаем, начала усиливать процесс секьюритизации своих торговых связей с ним. Это вылилось как в ужесточении контроля за внешними инвестициями и увеличении количества импортных барьеров, так и негативно сказалось на желании страны участвовать в региональных интеграционных объединениях.
И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров. Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР.
Примакова РАН, отметил: «Это был 19-й раунд переговоров. За ним последуют 20-й, 21-й.
Командующие говорят о том, как избежать столкновений, избежать непонимания друг друга. Это в принципе просто декларация о том, что стороны не заинтересованы в обострении конфликта. Для Пекина и Дели не столь важны участки неосвоенной земли в горах. Речь идет о защите полного суверенитета над своей территорией.
То есть китайцы и индийцы как бы застыли в логике, существовавшей в середине ХХ века. С тех пор, по крайней мере на Западе, подход изменился. Там не придают такого большого значения территориальному суверенитету. А его защита для индийцев и китайцев остается священным долгом».
Впрочем, на поведение двух стран влияют и экономические устремления. Не случайно Пекин проводит в городе Куньмин форум по инвестициям со странами Южной Азии, включая Индию.
Приграничные споры привели к войне 1962 года, в результате которой Китай присоединил северо-восточную часть штата, называемую Аксай-Чин, часть исторического Ладакха, который своим считают и в Дели, и в Пекине. По итогам сражений возникла «линия фактического контроля».
Юридическое признание она получила в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 годах. В последнем из них было указано: «Ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля». Тем не менее противоречия сохраняются. Пекин выдвигает претензии на 3,5 тыс.
Нью-Дели, в свою очередь, считает, что КНР «незаконно оккупирует» более 43 тыс. Спусковым крючком для нынешнего обострения ситуации стало решение Индии об упразднении штата Джамму и Кашмир и образовании на его месте двух союзных территорий: Джамму и Кашмир и Ладакх, что вызвало протесты Китая. Приграничные споры возобновляются всякий раз, когда одна из сторон начинает обустройство территории по свою сторону линии фактического контроля. Первая стычка, положившая начало продолжающемуся до сих пор витку противостояния, возникла из-за разрушения индийцами китайского наблюдательного пункта.
Каждая из сторон обвиняет другую в нарушении договоренностей, притом что истинного виновника определить крайне сложно ввиду недемаркированности линии разграничения и сложного рельефа, который меняется после каждого таяния снегов. Силовое противостояние уже привело к милитаризации границы с обеих сторон. Индия привлекла 35 тыс. Как заявил пресс-секретарь МИД Китая Чжао Лицзянь, «индийские войска нелегально пересекли линию в районе Шэньпаошань на южном берегу озера Пангонг-Цо на западном участке китайско-индийской границы и начали нагло стрелять, угрожая китайскому пограничному патрулю, который приблизился к ним».
Индийская сторона в свою очередь обвиняет в эскалации ситуации Пекин. Кто бы ни был инициатором, ситуация вопиющая: оружие заговорило впервые с 1975 года. Отзвуки мирового геополитического противостояния Нарастание индийско-китайского конфликтного потенциала невозможно рассматривать вне мирового геополитического контекста. Вашингтон в последние месяцы резко активизировал противостояние с Китаем и Россией.
Маслов, «это часть общей большой атаки на Китай. С одной стороны, происходят события в Гонконге, с другой — идет большая психологическая атака со стороны США на Синьцзян-Уйгурский автономный район за нарушения там прав человека. И вот теперь пробуждаются старые территориальные споры. То есть КНР оказывается окружена различными конфликтами.
Поэтому многие эксперты говорят сейчас, что нельзя исключать, что Индия сегодня пошла на обострение отношений между двумя странами именно потому, что сейчас хорошее время для того, чтобы пнуть Китай». Вашингтон давно делает ставку на Дели как одного из основных союзников в борьбе с Поднебесной. В июне 2016 года США объявили Индию «основным партнером по обороне». Это уникальный статус в практике внешней политики безопасности США.
С 1960-х гг. Сейчас Индия, покупающая российскую нефть с дисконтом, хотела бы продолжить балансирование между противоборствующими в мире сторонами, но возможностей для этого у нее все меньше. Для России, безусловно, важны отношения с Нью-Дели, но отношения с Пекином важнее. Китайская продукция и технологии могут отчасти заменить западные, доступ к которым сейчас закрыт, а Индия ничего сопоставимого предоставить России не может. Импорт российской нефти важен для Индии, но надо понимать, что существенно нарастить его объемы Индия не может: индийский рынок не резиновый. Зависимость Индии от российского вооружения велика, но не фатальна: индийцы всегда закупали наряду с советским российским английское, французское и шведское оружие, а в последние годы — американское и израильское. К тому же сотрудничество Индии с Россией в военно-технической сфере не безоблачно: индийские СМИ наряду с хвалебными материалами в адрес российских вооружений нередко помещают негативные статьи.
В частности, некоторые индийские эксперты возмущались закупками у России танков Т-90, но их поставки в конце концов продолжились. Но несколько масштабных контрактов Индия сорвала: так, индийцы отказывались от закупок истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-17 и Ка-31, вышли из проекта создания истребителя 5-го поколения. При этом Индия продолжает закупать российское вооружение, причем в больших количествах. Но приведенные примеры показывают, что Индия вышла из ситуации 1970—1980-х гг. Нью-Дели приходится считаться с несопоставимостью экономического, технологического и военного потенциала двух стран. Формально азиатские гиганты примерно равны: население Китая и Индии — по 1,4 млрд, армия Китая — 2,7 млн против 3,5 млн у Индии. Но соотношение по военной технике совсем другое.
У Китая 1232 боевых самолета, у Индии — всего 538. Танков у Китая меньше 3500 против 4292 единиц зато бронетехники у Китая больше в 3,5 раза. Вдвое больше у Китая и артиллерии, такое же соотношение по боевым кораблям. Эксперты утверждают, что ядерных боеголовок у Китая 320, у Индии — 150. Если Китай полностью обеспечивает себя отечественной техникой и вооружением закупая у России технологии , то Индия надеется выйти на самообеспечение только в отдаленной перспективе. Со сложной техникой у Индии дела обстоят еще хуже. Китай производит авианосцы, Индия — нет.
Клуб «Валдай»
Нью-Дели указал на опасность наращивания китайского присутствия в Индийском океане | Отношения Индии и Китая – это смесь конфликтов и сотрудничества. |
Индия присоединяется к программе "сдерживания Китая" | В интервью одному из украинских изданий он назвал Китай и Индию странами с низким интеллектуальным потенциалом. |
Банковское давление
- На границе Индии и Китая произошли боевые столкновения
- Telegram: Contact @intellektVIS
- Индия, как хозяйка саммита G20, не хочет осуждать СВО
- Конфликт на границе Индии и Китая с участием военных
Индия присоединяется к вашингтонской программе «сдерживания Китая»
Индия и Китай состоят в торговых отношения с США, которые являются третьим по величине торговым партнером Пекина после АСЕАН и Евросоюза. Ранее глава немецкого химического предприятия Leuchtstoffwerk Breitungen Вольфганг Айзенберг назвал бесполезными санкции против России из-за того, что Индия и Китай не присоединились к ограничениям, передает «Национальная служба новостей». Более того, Индию и Китай разделяют столь серьёзные противоречия, что они рискуют оказаться по разные стороны баррикад в будущем китайско-американском противостоянии. Автор подчеркивает, что стратегическая перестройка Индии в отношениях с США с целью уравновесить влияние Китая в контексте глобальных конфликтов, сигнализирует об отходе от ее традиционной позиции «неприсоединения». цитирует издание заместителя министра иностранных дел Индии.
Tencent: Путин не стерпел демарша Индии, Моди поплатился за шантаж России
На саммите «группы двадцати» (G20), который пройдет в Нью-Дели 9–10 сентября, премьер-министра Индии Нарендру Моди может ждать серьезное дипломатическое испытание из-за растущей напряженности в отношениях с Китаем. Но отсутствие лидера КНР Си Цзиньпина на саммите в Индии бросает тень на перспективу достижения соглашения по Украине, пишет Bloomberg. Американские СМИ сообщили, что индийский МИД не продлил двум журналистам из ключевых информационных агентств Китая визы. Однако теперь индийское правительство вдруг вспомнило про ограничения и, боясь испортить свои отношения с США, отказывается принять судно. Отношения Китая и Индии характеризуются совокупностью определенных экономических и политических факторов, которые отражают, с одной стороны, наличие положительной динамики в торговых вопросах и взаимодействии по проблемам глобального развития и международного.
Индия - новый Китай?
Достигнуто понимание о необходимости поддержания мира и спокойствия на примыкающих друг к другу территориях, уточняется в сообщении.
В свою очередь в Китае действия Индии также вызвали бурную реакцию, поскольку он считает эту территорию своей. Так, в редакционной статье китайской газеты Global Times говорится о том, что Индия своими действиями на Сиккимском участке индийско-китайской границы подталкивает ситуацию к войне, в которой у неё нет шансов на победу. Но с другой стороны Индия заявляет, что Китай нарушил соглашение о статус-кво.
То есть если бы китайцы ничего не делали на этой территории, то можно было бы вести переговоры, но поскольку они строят там дорогу, то де-факто они эту территорию осваивают, что меняет статус-кво в их пользу, — пояснил Лукин. Вопрос в том, зачем в этот пограничный спор вмешалась Индия? А это было бы большим ударом по престижу Индии», — сказал в заключение Александр Лукин. Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
И хотя мотивы в основном сводились к опасениям увеличения конкуренции для индийских производителей со стороны потенциальных партнеров по ВРЭП, одной из наиболее весомых причин был ожидаемый рост уязвимости индийского рынка перед наплывом более дешевых китайских товаров. Таким образом, представляется, что Индия планомерно идет на усиление контроля за китайскими инвестициями в качестве меры по снижению зависимости своего рынка от экономики КНР. Хотя при этом экономический разворот Индии от Китая к Западу сталкивается с различными препятствиями. В настоящее время Китай занимает центральное место в азиатских цепочках поставок, а расширение ограничений на импорт из Китая и отказ от участия во ВРЭП делают экономику Индии менее привлекательной для встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости. Процесс секьюритизации экономических отношений с Китаем со стороны Индии еще раз свидетельствуют о том, что сохраняющаяся политическая напряженность препятствует раскрытию всего потенциала китайско-индийской торговли. Как отмечает в своем исследовании Вани Арчана из Индийского совета по исследованиям в области социальных наук ICSSR , при условии действия между Китаем и Индией зоны свободной торговли и, как следствие, отмены тарифов и пошлин торговля товарами между ними стала бы более эффективной, а взаимный импорт по ряду позиций мог бы заменить более дорогостоящее внутреннее производство42. Как подчеркивали некоторые индийские исследователи до 2020 года, Индия в целом рассматривала экономический подъем Китая как возможность для достижения собственных социально-экономических целей, так как она нуждается в китайском капитале и потребительском рынке для стимулирования внутреннего экономического роста43.
Вместе с тем стоит учитывать и тот факт, что взаимная либерализация рынков без сохранения механизмов по защите отечественных производителей могла бы иметь и обратный эффект на производственный сектор Индии, который стал бы фактически неконкурентоспособным перед лицом более выгодных предложений производителей КНР. Некоторые индийские экономисты, включая Арвинда Панагария, отмечают, что дефицит торгового баланса не является экономически целесообразным обоснованием для дальнейшего ужесточения торговой политики страны по отношению к КНР, так как потери от этого превосходят потенциальную выгоду. По ряду товаров, которые Индия готова экспортировать в Китай, зачастую не получается согласовать приемлемую для обеих сторон стоимость. Соответственно, Нью-Дели перенаправляет их другим торговым партнерам, включая США, что, в свою очередь, приводит к положительному сальдо торгового баланса с ними. Иными словами, подчеркивает А. Панагария, чтобы сократить торговый дефицит с Китаем, Индии следует еще активнее расширять торговлю с другими партнерами, а не сокращать ее с Пекином, прибегая к торговым ограничениям44. Вместе с тем две ключевые проблемы китайско-индийской торговли, связанные с дефицитом торгового баланса и несбалансированностью экспортно-импортной структуры, не являются исключительно проблемой двусторонних экономических отношений Китая и Индии45. Если проанализировать торговлю Индии с ее 25 ведущими партнерами, то положительное сальдо торгового баланса будет лишь с США, Великобританией и Нидерландами.
В этой ситуации главный вопрос скорее в том, что Индия не способна производить для внутренних нужд необходимое количество товаров и услуг наиболее эффективным образом и вынуждена компенсировать возникающий дефицит импортом из Китая46. В свою очередь, существующая взаимозависимость торговли, при которой Китай экспортирует в Индию высокотехнологичную продукцию, а импортирует товары с относительно невысокой добавленной стоимостью в экономической литературе, называется торговой комплементарностью. Она отражает степень соответствия профиля экспорта одной страны профилю импорта ее потенциального торгового партнера. Для количественного измерения используют индекс торговой комплементарности, который для Китая и Индии колеблется на уровне 0,6-0,7, отражая высокую степень взаимного совпадения компонентов двусторонней торговли, что объясняется схожестью структуры экспорта Индии и импорта Китая47. По этой причине любое нарушение сложившегося баланса двусторонних экономических отношений вследствие политических разногласий становится невыгодным для обеих сторон. Серьезная зависимость Индии от импорта товаров из КНР и желание Пекина расширять доступ на обширный индийский рынок способно привносить элемент стабильности в китайско-индийские отношения, тем самым удерживая Пекин и Нью-Дели от чрезмерно агрессивных действий по отношению друг к другу. Таким образом, китайско-индийское экономическое сотрудничество, несмотря на сохранение определенных проблем и дисбалансов, а также негативное влияние пограничного спора, в целом демонстрирует положительную динамику, благотворно влияет на общий характер их двусторонних отношений. Это побуждает обе стороны стремиться к сохранению экономической и политической стабильности с тем, чтобы избегать потерь от замедления торговой активности, разрыва производственных и логистических цепочек, а также снижения инвестиционной привлекательности и ухудшения делового климата, которые могут возникнуть в случае прямого военного столкновения.
Однако одновременно с этим по причине обострения пограничного вопроса и усиления региональной конкуренции, а также на фоне усугубления экономической зависимости Нью-Дели от Китая, роста дефицита торгового баланса для Индии и низкой активности взаимных инвестиций Индия стремится к секьюритизации экономических отношений с Китаем и диверсификации внешнеэкономических связей. Нью-Дели, в частности, ведет активные переговоры по взаимному снижению торговых ограничений с Великобританией, Канадой и Европейским союзом48. В 2021 году впервые за последние десять лет Индия заключила соглашения о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами и Австралией49. Вместе с тем даже имеющиеся проблемы в двусторонней торговле, связанные с пассивным развитием инвестиционного сотрудничества, отрицательным для Индии сальдо торгового баланса и чрезмерной зависимостью Нью-Дели от импорта продукции высокотехнологичных отраслей, не являются непреодолимым препятствием. Зависимость Индии от высокотехнологичной продукции из КНР хотя и отражает определенную слабость индийского производственного сектора50, в то же время оказывается признаком комплементарности китайско-индийской торговли. Отрицательное для Индии сальдо торгового баланса показывает не только существующие торговые препятствия с обеих сторон, но и отражает недостаточный уровень развития внутреннего промышленного потенциала Индии и при этом позволяет перенаправлять невостребованные в Китае товары на другие рынки, что выравнивает торговый баланс с иными партнерами Индии, в том числе и США. Отрицательное сальдо с КНР может быть нивелировано за счет увеличения экспорта продукции конкурентоспособных отраслей индийской экономики в Китай вследствие взаимного снижения тарифных и нетарифных ограничений, а также повышения общего уровня эффективности производства индийской экономики. Представляется, что кардинального улучшения ситуации следует ожидать лишь в случае нормализации общего фона отношений двух стран, повышения уровня взаимного доверия и стабилизации приграничного вопроса.
В целом значительные объемы двусторонней торговли, комплементарность экспортно-импортной структуры экономик обеих стран, важное место китайского рынка во внешнеэкономической деятельности Индии, динамичное сотрудничество в рамках международных финансовых институтов и многосторонних площадок могут способствовать снижению конфликтности двусторонних отношений. Сегодня наблюдается движение в сторону большей конкуренции и стратегического соперничества Китая и Индии в ИТР. Вместе с этим чрезмерная экономическая зависимость Индии от Китая приводит к тому, что она вынуждена искать альтернативные направления внешнеэкономической деятельности, развивая отношения с другими ведущими региональными АСЕАН, Австралия, США и др. Выход Индии из Всестороннего регионального экономического партнерства ВРЭП в 2019 году трактуется как ее открытое нежелание участвовать в азиатской экономической интеграции вместе с Китаем51 и опасениями Нью-Дели относительно наплыва более дешевых китайских товаров52. Таким образом, китайско-индийские экономические связи активно развиваются, несмотря на сохранение определенных торговых дисбалансов и негативного влияния на них со стороны периодических рецидивов пограничного спора. Укрепление торгово-экономической кооперации привносит определенный стабилизирующий элемент в китайско-индийские отношения, так как заставляет обе стороны ценить сложившуюся предсказуемость и избегать потерь от снижения торговой активности. Wang Yi: The U. India-China relations: A new turn under Xi Jinping?
Routledge, 2017. South China Morning Post. India clears 80 FDI proposals involving Chinese entities.
США уже ввели немало запретительных мер, особенно в стратегически чувствительном технологическом секторе, а теперь намерены жестко ограничить вложения в Китай со стороны американских предприятий. Китай, в свою очередь, раздумывает над запретом экспорта на Запад важного сырья — редкоземельных металлов, значимых для трансформации энергетического сектора.
Индия же, в отличие от Китая, в последние несколько лет связи предпочитает налаживать. По выражению бывшего американского посла в стране Кеннета Джастера, она стремится представить себя как государство, с которым все хотят быть в хороших отношениях. Реализации амбиций помогает текущее председательство Нью-Дели в «Большой двадцатке». Индия, используя председательство в G20, позиционирует себя как мост между Востоком и Западом, Севером и Югом. Многие компании считают, что, учитывая ее величину, учитывая значительную долю молодежи в ее населении, ее авторитет в международных делах, Индия — это то место, где они должны работать Кеннет Джастерэкс-посол США в Индии Развивая международное экономическое сотрудничество, страна в последнее время даже отказалась от традиционной для себя политики неучастия в соглашениях о свободной торговле с другими странами.
Республика годами придерживалась такого подхода, опасаясь негативных последствий роста импорта для местных производителей: в подобных сценариях им непросто конкурировать с иностранной продукцией, часто более качественной. Торговые сделки планируется заключить с самыми разными странами, включая Австралию , Великобританию и ОАЭ. Переговоры идут с Европейским союзом и Канадой , но также и с Россией и ее партнерами по Евразийскому экономическому союзу ЕАЭС : в прошлом году Москва резко нарастила объемы торговли с Индией, которая активно закупала продававшуюся с дисконтом российскую нефть. Сейчас одна из ключевых целей Нью-Дели — с помощью новых соглашений добиться роста поставок за рубеж собственной продукции, производимой в том числе на местных заводах иностранных компаний. Представленная в конце марта новая политика международной торговли предполагает существенное увеличение экспорта — до двух триллионов долларов к 2030 году.
Задача выглядит амбициозной: по сравнению с актуальными масштабами речь идет о росте в два с половиной раза. Прошлый финансовый год, закончившийся 31 марта, страна завершила с показателем около 760 триллионов долларов, предшествующий — с показателем в 676 триллионов. Параллельно Нью-Дели занят и масштабными инфраструктурными проектами. Расходы на них устойчиво растут все последние годы, причем государственные средства могут выделяться в том числе в ущерб тратам на социальные нужды такое решение было принято, например, в прошлом году — несмотря на близость выборов. На текущий финансовый год запланировано третье подряд увеличение бюджетных вложений в сектор — сразу на 33 процента, до 120 миллиардов долларов, что составит 20 процентов от всех расходов бюджета.
Работы по множеству проектов затягиваются, изначальный бюджет часто оказывается превышен, а едва проложенные дороги разрывают заново, прокладывая газовые трубы или телефонные кабели. Речь идет о цифровой платформе, название которой с хинди можно перевести как «Сила скорости»: она должна скоординировать работу множества ведомств, отвечающих за инфраструктуру различного рода, и объединить разрозненные данные о ней. Идея в том, чтобы упростить для инвесторов процесс планирования производства, а заодно и получения необходимых разрешений. Ключевой целью проекта Нью-Дели называет привлечение в страну международных компаний: многих инвесторов отпугивает именно общая неразвитость инфраструктуры.