И если вы намерены следовать обычаям Русской Православной Церкви, культуре богослужения, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. Парастас — прошение за умерших людей, которое произносят их живые родственники. Для чего служится парастас по усопшим Парастас по усопшим так же необходим отошедшим душам, как и все остальные заупокойные службы. В указанные дни в храме будут отслужены панихиды и парастас, на которых совершается память всех от века усопших православных христиан.
Поминают ли в пост усопших?
Архиепископ Фома совершил парастас накануне Троицкой Родительской субботы | обязательно стараются посетить богослужение накануне вечером; тогда совершается первая Великая Панихида (парастас) по усопшим. |
ЛИ VI. Знание. 8. Парастас по усопшим | Смотрите видео онлайн «Поминовение венная Литургия.» на канале «Собор Вознесения» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 марта 2023 года в 8:02, длительностью 03:14:48, на видеохостинге RUTUBE. |
ПАРАСТАС — заупокойное богослужение | Парастас накануне Троицкой Родительской субботы, 2 июня 2023 года, в Георгиевском кафедральном соборе города Одинцово совершил архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома. |
Поминают ли в пост усопших? - Православный журнал «Фома» | Родительские субботы, или дни поминовения умерших предков, проходят ежегодно несколько раз в год в зависимости от дней Пасхи и Великого поста. В какие даты пройдут службы в 2024 году, рассказывают «Известия». |
Панихида по усопшим: когда и как правильно заказать и что это такое | Парастас по умершим считается одним из самым сильным средства поддержке нашим родственникам. |
Парастас в православии: последование, текст и смысл службы
Особенности поминовения Великим постом | Умерший человек уже не может сам молиться Господу об изменении его загробной участи, творить добрые дела. |
28 апреля. РАДОНИЦА. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ | Особенное место в молитве за усопших православных христиан занимает служба с интересным названием «парастас». |
Практика отмаливания рода
И если вы намерены следовать обычаям Русской Православной Церкви, культуре богослужения, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. В указанные дни в храме будут отслужены панихиды и парастас, на которых совершается память всех от века усопших православных христиан. «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся».
Архиепископ Фома совершил парастас накануне Троицкой Родительской субботы
ЛИ VI. Знание. 8. Парастас по усопшим (Виктор Мусин) / Проза.ру | DSC0 Парастас с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17. |
ЧТО ЗА СЛУЖБА ПАРАСТАС? | Верующие обращаются к Пострадавшему, Умершему и Воскресшему ради нашего спасения Господу Иисусу Христу и просят, чтобы Он по Своему Человеколюбию помиловал и упокоил души усопших в селениях праведных. |
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших | Обычно Парастас служится накануне родительских суббот – дней, когда поминаются усопшие. |
Парастас — особенное заупокойное богослужение | Почему Церковь устанавливает особое поминовение усопших, в том числе с особым чином, называемым парастас, несколько раз в году? |
ПАРАСТАС — заупокойное богослужение
это одно из наиболее действенных средств помощи нашим близким. Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную. На парастас, заупокойную Божественную Литургию и панихиду можно подать записки об упокоении с именами близких вам умерших. Самым известным поминовением усопших является парастас. Название «парастас» появляется в колонтитулах чинопоследования панихиды в печатных Требниках нач.
Для чего служится парастас по усопшим
Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим. Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец странник аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.
Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний?
Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, то есть загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии». Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы.
Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду. Практика отмаливания рода — парастас Простыми словами Парастас — по сути, ваше обращение к Всевышнему от лица усопших вашего рода. Парастас является многовековой практикой насыщенной энергиями многих поколений. Отлично это сделать, но сам процесс может оказаться болезненным, длительным, энергозатратным, и побочным эффектом будет множество жизненных уроков.
Рано утром, на рассвете, зажечь восковую свечу, поставить ее перед собой на расстоянии полутора метров. Сесть на колени лицом на восток и помолиться. Молитва может быть любая — та, которая вспомнится в этот момент, или просто обращение ко Всевышнему с благодарностью и просьбой о благословении. Представьте себя большим деревом, у которого очень крепкие корни.
Они разветвляются на две ветви. Одна — материнская ветка Рода, вторая отцовская. У истока каждого корня, стоит Праотец и Праматерь — Хранители Рода. Ветви корней — это все Ваши предки, до седьмого колена.
Медитируйте, представляя себя большим деревом с сильными корнями, ощущайте свое единение с Родом, — столько, сколько Вам это необходимо. Произнесите из своего сердца: «Я люблю себя» — 3 раза. Хранители рода по отцовской линии, простите меня. Я Вас вижу.
Я Вас знаю. Я всегда помню о Вас. Вы в смерти, Я в жизни. Вы в прошлом, Я в настоящем.
Я прощаю всех Вас. Я выказываю Вам свое уважение. Я выказываю Вам свою преданность. Я молю Бога за всех нас.
Господи, спаси и сохрани мой род. Господи, умножь мой род, как звезды на небе, простри над ним ладонь свою, охрани его от проклятий, раскрой ему милость свою, Господи. Слава тебе Господи, слава Тебе! Позвольте свече догореть до конца.
Почувствуйте, как меняется Ваша душа. Другим способом работы с кармой Рода является древняя техника молитвенных вычиток родовых проклятий и прочих негативных воздействий — наши предки называли ее Парастас Отмаливание Рода. Практика Парастас С давних времен в монастырях и храмах отмаливают живых и мертвых, насыщая чистыми звуковыми вибрациями, энергией любви и прощения души, за которые молятся. Чем больше мы вовлечены в молитву, заказывая молебны в храме, тем сильнее и быстрее они действуют.
Записать необходимо следующие имена: вы — это первое колено, ваши отец и мать — это второе колено, ваши бабушки и дедушки — это третье колено, ваши прадедушки и прабабушки — это четвертое колено и так далее. Записывайте тех, чьи имена вам известны. Неизвестно имя — просто помечайте квадратик на родовом дереве удобно отмечать мужчин и женщин рода разными цветами, например, красным и синим. Удобнее составить схему всех родственников до седьмого колена. Составив родовое древо — список всех своих предков, начинайте читать молитвы, по 3 молитвы подряд за каждого члена рода, которого Вы включили в список.
Первая — это 90-й псалом, смысловые и звуковые вибрации которого помогут почистить энергетическую структуру человека. Вторая — 50-й псалом. Она очень действенна при защите биополя и окружающего пространства личности. И третья — Символ веры, при которой идет быстрое наполнение высокочастотной энергией всех центров и каналов Души. Эти молитвы необходимо прочитать за каждого члена вашего рода в определенной последовательности: Начинать нужно с себя.
Затем вы читаете за мать, затем — за отца. Переходя к третьему колену, читаете за бабушку и за дедушку по материнской линии, потом за бабушку и за дедушку по отцовской линии. Работая с четвертым коленом, начинаете читать за прабабушку и за прадедушку — родителей бабушки, потом — за прабабушку и прадедушку — родителей дедушки это работа с предками по женской линии. Точно так же работаете с предками по мужской линии: сначала читаете молитвы за прабабушку и прадедушку — родителей бабушки, потом за прабабушку и прадедушку — родителей дедушки. И так далее.
Такой порядок связан с тем, что при движении вглубь по родовому каналу, родовая энергия — и следующая по родовому каналу энергия молитв закручивается по часовой стрелке по правилу буравчика, слева направо. Женская часть родового канала располагается слева, а мужская — справа. Итак, вы начинаете чтение молитв за себя. После третьей молитвы произнесите слова: «Прошу прощения у всех, кому чаянно и нечаянно принесла зло». Работу с каждым из предков начинайте с таких слов: «Отдаю свой голос за прадеда по материнской линии раба Божьего Терентия» эту формулировку можете изменить, здесь работают не звуковые вибрации, как в молитве, а просто Ваше намерение помолиться за этого конкретного предка.
Потом читаете молитвы, а в конце просите прощение за предка у всех тех, кому он принес при жизни зло. Если имя вашего предка неизвестно, то назовите просто его статус по вашему роду: например, «отец моей бабушки по материнской линии», или иначе — лишь бы Вам было четко понятно место этого предка в роду. Впрочем, когда Вы следуете заранее составленному родовому древу, это легко. Можно молиться дома, в любое удобное время. Можно — в храме, ставя свечки или заказывая молебны Сорокоуст или Поминовение на год об упокоении кого-то из предков, чье имя Вам известно, или, соответственно, о здравии за себя и сродников.
И неважно, в данном случае, все ли в Вашем роду православные, да и вообще, верили они в Бога или нет. Ведь все Ваши предки, за которых Вы отдаете свой голос в этой практике, все члены Вашего Рода — это части Вашей души. Раз вашей душе близки именно эти молитвы, значит, молясь за них, очищая свой Род, Вы очищаете свою душу… Иногда эта практика идет легко и быстро, иногда вдруг, на ком-то из предков, стопорится — почему-то молитва идет тяжелее, возникают препятствия, не хватает времени, и так далее. Значит, именно с этим предком связано возникновение определенных негативных программ в Вашем роду, отмаливание их устранит Поставьте перед собой иконы, зажгите свечу в конце работы в данный день свечу загасите и на следующий день зажигаете эту же свечу, когда она почти догорит, зажгите новую свечу от этой же свечи. Перед началом практики, нужно помолиться Господу Богу и Богородице и попросить у них благословения на эту практику.
Читаем молитвы за себя первая строчка.
Весной проводятся Мясопустная родительская суббота и Радоница, летом — Троицкая суббота, а осенью — Дмитриевская. Две из них — Троицкую и Мясопустную — называют вселенскими, так как в эти дни проходит поминовение всех усопших христиан. Рождество 2024: когда отмечают православные в России, особенности праздника Какого числа поминальные дни у православных в 2024 году в России Каждый год родительские субботы отмечаются в разные даты в зависимости от других религиозных праздников.
В 2024 году они приходятся на: 9 марта — Мясопустная родительская суббота. Этот день еще называют последним днем «зимнего мясоеда», когда перед Великим постом начинают исключать мясные продукты из рациона. По традиции она приходится не на субботу, а на ближайший вторник после Пасхи. Верующие берут с собой на погост освященные куличи, крашенки и сладости.
Часть еды кладут на могилы, часть съедают сами и раздают нищим. В этот день могилы часто украшают свежей зеленью. Так как суббота Вселенская, то христиане кладут зеленые ветви и на незнакомые или заброшенные могилы, которые давно никто не посещает.
Если же это удасться совместить с поездкой на кладбище — тоже хорошо, но необязательно. Посетить кладбище можно и в какой-то другой день, более удобный по погодному сезону. Прошу дополнительно: Отправить сертификат Вы можете получить от нас сертификат с подписью настоятеля, в котором будет указаны сумма пожертвования и заказанные требы с именами. Используеться цветная печать и фотобумага. Отправление происходит с помощью компании "Почта России". Ввести данные Вы сможете на следующей странице после нажатия кнопки "Пожертвовать". Пожертвование: х3 рублей.
Особенности поминовения Великим постом
На запричастном стихе с проповедью к присутствующим в храме обратился насельник Лавры архимандрит Агафодор Маркевич. Он рассказал о великом и спасительном значении заупокойных богослужений для душ усопших. В частности, он отметил: «Церковь установила родительскую субботу, чтобы мы своей соборной молитвой помогали нашим усопшим сродникам. Будем же проявлять нашу христианскую любовь, потому что усопшие не могут помочь себе сами. Подай, Господи, всем успеть совершить добро и оказать деятельную помощь своим почившим родным, чтобы всем им быть сопричастниками вечной Жизни».
Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную.
И пока его душа находится в ожидании своей окончательной участии, молитвы ближних очень помогают. Господь любит каждого из нас, даже самого последнего грешника. В Евангелии тому есть подтверждении в притче о блудном сыне. Несмотря на то, что блудный сын ушел от своего любящего отца, последний принял его с распростертыми объятиями после покаянного возвращения. Парастас служится накануне родительских суббот Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека.
Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми. Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких. Заупокойные богослужения в виде панихид и проскомидий совершаются весь богослужебный год, поэтому поминать своих умерших родственников мы можем практически на любом богослужении.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава: Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне: Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Честнейшую Херувим... Господи,помилуй Трижды , благослови. Молитвами святых отец наших... Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память.
Молитвенное участие в Богослужении приняли прихожане и гости Крутицкого подворья, собравшиеся почтить память усопших православных христиан. Основное отличие особо торжественной проникновенной утрени — чтение 17-й кафизмы Псалтири целиком всего 118-го псалма с разделением по статьям.
Радоница в 2024 году: история и традиции
В дополнение к этим общецерковным дням Русская Православная Церковь установила и другие, а именно: 4. Радоница Радуница — Пасхальное поминовение усопших происходит на второй неделе после Пасхи, по вторникам. Это происходит в субботу, предшествующую 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Салоникского. Поминовение погибших воинов — 26 апреля 9 мая по новому стилю. Можно ли служить панихиду в воскресенье? Исключение составляют праздники Рождества Христова и Пасхи. По церковному уставу панихиды не совершаются с Рождества Христова до Крещения, в первую неделю Великого поста, с Лазаревской субботы в Радонице то есть с субботы перед Вербным воскресеньем и до 9 дней после Пасхи. Священник выступает как реквием.
Эта панихида состоит из молитв о прощении грехов усопшего и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Во время отпевания все молящиеся за усопшего обычно держат в руках зажженные свечи. Но вы можете заказать панихиду и отправить памятные записки к алтарю во время литургии и в другие дни. Конечно, личное участие любящих усопшего в такой молитве очень важно. Желательно лично поговорить со священником, поговорить об усопшем. Если нет возможности отслужить реквием, можно попросить его провести литию. Лития — это другой тип церковного поминовения усопших, несколько более короткий, чем заупокойный.
В литии может служить не только священник, но и диакон, и даже мирянин. Правила служения панихиды Для того, чтобы отслужить поминальную службу по усопшему близкому человеку, нужно отправиться в храм, в магазин свечей. Там вы можете написать список имен умерших родственников на специальном бланке или на обычном листе бумаги. Как правило, в одной заметке можно указать до 10 имен, но возможно и одно — если вы хотите молиться исключительно за этого человека. Еда для поминальной службы преподносится в подарок священнику При отправке памятных записок принято приносить любую еду к специальному поминальному столу накануне. Люди верят, что это пища для мертвых, поэтому они, вероятно, не голодают в потустороннем мире. Конечно, такие суеверия не имеют ничего общего с православием: мертвым не нужна обычная пища, которую их тела ели при жизни.
Лучшая «пища» для умершего — это молитва соседей и подаяние. Пища и пища приносятся в жертву храму и священнику, выполняющему службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих церквях раздаются бедным и нуждающимся. Поэтому тоже желательно следовать этой традиции и приносить еду к поминальному столу в качестве милостыни. Рекомендуется приносить нежирные продукты с длительным сроком хранения: подсолнечное масло, кагор, каши, печенье и т. Не приносить мясные блюда к поминальному столу. В памятных записках можно указывать только имена людей, крещенных в Православие.
Недопустимо заказывать эту службу умершим еретикам, истинным гонителям Церкви или самоубийцам. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Многие скорбящие родственники думают, что если они скрывают от священника факт отлучения умершего от Церкви и Бога и совершают панихиду, то они смогут облегчить участь грешной души. В самом деле, если человек сознательно преследовал Господа при жизни, какую ценность для него будут иметь посмертные молитвы? Такой поступок не только бессмысленный, но и греховный. Во время отпевания родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую будущую жизнь. По окончании молитвы свечи гаснут в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас рано или поздно угаснет.
Поминальные обеды на годовщину Количество приготовленных блюд зависит от того, сколько людей придут на поминки. В этот день важно никого не обделять и не обижать, поэтому на столе должно быть много разной еды, чтобы угодить всем присутствующим. Подготовка может занять слишком много времени, поэтому многие люди покупают готовую еду на память. Но лучше не заказывать, а приготовить самостоятельно, просто используя меньшее количество ингредиентов. В меню обязательно должны быть: кутья, блины и кисель. Кутью готовят из пшенной муки или риса с изюмом и медом, но стоит добавить и различные сухофрукты. Должно получиться сладко и вкусно.
Сначала его нужно освятить в церкви. Кроме кутьи на столе должно быть много других сладостей. Они символизируют радость, ожидающую православных на небесах. По христианским традициям сладости после окончания трапезы нужно раздать нуждающимся, раздать детям на улице или положить на алтарь в церкви. Также рекомендуется сервировать стол с учетом предпочтений умершего. Если он любил рыбу или морепродукты, то они должны быть в меню на годовщину его смерти. Если событие приходится на пост, то на столе должны быть в основном постные блюда, независимо от того, постятся родственники умершего или нет.
Люди верили, что в этот день души свободно передвигаются по земле. К этим традициям церковь относится с недоверием. Православная традиция говорит, что еду на могилках оставлять не нужно: усопшие нуждаются не в физической пище, а в молитве. По канонам в Радоницу на кладбище нужно зажечь свечу и совершить литию — усиленную молитву. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Поминать спиртным покойного тоже не нужно, тем более — оставлять на могиле рюмку водки или выливать ее на могильный холм. Последнее вообще считается кощунством и оскорблением памяти покойного.
Преемственность С распространением христианства люди не стали отказываться от языческих традиций, перенеся их в новую для себя религию. Это касается и традиции поминать усопших едой в Радоницу. Традиция осталась, но видоизменилась. Например, на могилке с помощью крупы стали изображать крест. Вареные яйца, принесенные на кладбище, разбивают о крест. Сами яйца, как и крупу, крошат на могильный холм в форме креста. Церковь считает, что продукты лучше отдать нуждающимся.
Милостыня Оказать помощь нуждающимся, подать милостыню — еще одна традиция, которую стараются соблюдать в Радоницу. Но обращать свой взор нужно, прежде всего, на тех, кто действительно нуждается в помощи. Вряд ли человеку обеспеченному нужно будет подаяние в виде кулича или денег. Милостыня должна оказаться реальной помощью. Помогайте больным, старикам, немощным, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям, матерям. Обратите внимание на тех, кто всю жизнь проводит в борьбе — с болезнью, нищетой, горем и другими жизненными тяготами. Милостыня — это не только подаяние в виде денег или еды.
На деле - это любая помощь.
И соответственно заупокойные возглашения в этот период неуместны. Но нельзя сказать, что в какое-то время Церковь оставляет без молитвы и без поминовения своих чад либо из числа живущих, либо из числа почивших. На любой полной Литургии — то есть в Великий Четверг, в Великую Субботу, на самой пасхальной службе и во всю Светлую седмицу — совершается поминовение здравствующих и усопших за проскомидией, когда священник вынимает из просфор частицы и читает соответствующие молитвы, а уже после того, как совершается претворение вина и хлеба в Кровь и в Тело Христовы, ссыпает эти частицы в потир и снова всех поминает. А вторник следующей после Светлой седмицы — это первый день, когда совершается поминовение усопших гласным образом, когда после Литургии совершается еще и панихида. И этот день становится днем общей радости — нашей и наших почивших близких, потому что мы, совершая о них заупокойные молитвы, в то же время призываем их разделить с нами ту радость, которой радуемся в этот пасхальный период. И слово «Радоница» со словом «радость» однокоренное. В Киево-Печерском патерике есть такой эпизод, когда кто-то из отцов приходит в усыпальницу, где погребены почившие преподобные отцы Киево-Печерские, и восклицает там «Христос воскресе! Это как раз такой вот образ того, как разделяют радость о Христе Воскресшем почившие и ныне живущие.
На кладбище в Пасху? О Радонице, как о специальном дне поминовения усопших, нашим соотечественникам известно довольно широко, а в некоторых областях России этот день является выходным. Более того, часто региональная власть ежегодно обязывает соответствующие службы организовывать дополнительные маршруты или рейсы общественного транспорта до кладбищ. Но несмотря на всё это у многих россиян прочно укоренилась традиция отправляться на погосты в праздник Воскресения Христова. Практика показывает, что на кладбище в Пасху едут те, кто не были в храме и не встретили это величайшее торжество. Фактически у них происходит некое замещение, когда вместо того, чтобы идти в храм, они едут на кладбище. Я думаю, что во многом эта традиция, в значительной своей части, возникла в советские времена, когда люди Церкви были лишены — лишены не потому, что они вообще туда не могли попасть, а потому, что они как-то искусственно от нее были отторгнуты. И храмов было мало, и ходить в них было страшно, так и отвыкли. А душа вот чего-то такого требовала, некоего единения с миром духовным именно в этот день — на основании какой-то исторической, религиозной памяти, которая не до конца самим человеком была осознаваема.
И поэтому люди устремлялись на кладбище. Сегодня, безусловно, эту традицию надо стараться изжить. Лучше все-таки быть на Пасху в храме, а на кладбище ехать уже на Радоницу. С другой стороны, если предположить, что это монастырское кладбище или кладбище при храме, то, наверное, ничто не мешает и в день Пасхи, и в любой другой день подойти к какой-то из могил и пропеть там пасхальный тропарь или поприветствовать усопших тем же самым возглашением «Христос воскресе! А специально предпринимать этот путь, тем более приводить могилы в порядок в это время, конечно, не стоит. Существует множество суеверий, связанных с церковными праздниками, традициями и запретами. Одно из таких: в праздник Пасхи нельзя ехать на кладбище, потому что усопшие находятся на этом торжестве вместе с воскресшим Спасителем и таким образом, приходя к ним на кладбище, мы их с этого торжества как бы выдёргиваем. Конечно, никого и ниоткуда мы выдернуть не можем, как бы ни старались. Где находятся наши почившие, мы можем представлять себе лишь очень приблизительно, потому что любое наше знание здесь, на земле, о мире духовном носит весьма и весьма относительный характер.
И если Господь где-то кого-то на каком-то торжестве собирает, то, очевидно, что собранные Им там и пребудут. А когда мы молимся о наших почивших, мы только лишь их душе доставляем определенную радость или облегчение. А если они сами достигли не только спасения милостью Божией, но и какой-то особой чести у Бога, то, молясь о них, мы сподобляемся от них, в свою очередь, молитвенной помощи. Смерть на Пасху Как быть, если, например, вот в эти дни, когда гласно Церковь не совершает поминовение усопших, нужно человека похоронить и устроить поминки? Естественно, чин погребения, или, как его обычно называют, отпевания, совершается и в эти дни. Однако он имеет свои определенные уставные особенности и носит пасхально-радостный характер. Бывали случаи, когда доводилось кого-то из наших прихожан отпевать на Светлой седимице, — удивительное ощущение от этого погребения на Светлой седмице… Есть такая церковная традиция считать, что тот, кто отошел в иную жизнь на Пасху — это человек, сподобившийся особой милости Божией. Но мне все-таки кажется, что любое подобного рода объяснение должно согласовываться еще с какими-то прочими обстоятельствами, ведь на Пасху умирает множество людей и среди них есть не только благочестивые. Одно дело когда в день Воскресения Христова умирает христианин, который старался жить по Евангелию, стремился к Богу, каялся, боролся, мы можем усмотреть в это какую-то особую милость Божию.
А другое дело, когда в этот день умирает откровенный безбожник, хулитель имени Христова… Автоматически распространять это на всех нельзя. Приходилось слышать также поверье, что умерший в Пасху, либо на Светлой седмице, предстает на суд Божий без мытарств. На мой взгляд, даже рассуждать на эту тему не стоит.
Но, как правило, в семье ведь не один человек. Кто-то может быть делегирован в храм, чтобы помянуть и родственников отца, матери, мужа, жены. Ведь усопшие ждут нас. Как я ребенком ждал, когда приедут мои родные, так и они ждут — сердцем!
А что же делаем мы? Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды. Вы это последование должны выучить наизусть, чтобы молиться едиными устами и сердцем, как молится вся Святая Церковь. Дорогие мои, пора проснуться. Пора вернуться к истокам, к Руси Православной. Время идет, оно переломилось.
Бог дал нам возможность познать Себя и прийти в Церковь. Нас не сажают за веру в Бога, не увольняют с работы — пришло время вернуться к тому, что было. Храм Божий в заупокойные субботы должен быть переполнен, потому что наши сродники страждут и ждут, когда мы им поможем своими молитвами. Всегда задавайте себе, дорогие мои, вопрос: «А когда я умру, придут ли мои дети, мои сродники и братья, чтобы помянуть меня? Где мне найти людей, которые станут за меня молиться? С кем я должен договориться? Кто вознесет за них слово тогда, когда они будут там ждать утешения?
А ведь оттуда возврата нет, там жизнь вечная. Кто нас с вами помянет? Когда приходим в храм, поминаем наших соседок, соседей, подруг и друзей, сослуживцев. Господь пошлет нам молитвенников за нас, но мы должны тоже потрудиться за других. Как мальчики-сверстники в лагере делились конфетками, так и мы с вами должны поминать людей, которые нам знакомы, чтобы Господь дал и нам возможность, чтобы нас кто-то после нашей смерти поминал. Нам надо научиться воздавать долг любви. В Великом посту церковь устраивает три поминальных дня.
«Вспоминать нужно всех». В чем суть Мясопустной родительской субботы?
Православная вера учит нас тому, что усопший человек не умирает, не исчезает, а только переходит в другую жизнь, духовную. Молитва об усопших в родительские дни начинается накануне вечером. На всенощных вечерних службах служится Парастас, или Великая панихида. Основное содержание Парастаса — это чтение полностью одного псалма 118-ого, самого большого в Псалтири.
Радоница в 2024 году: история и традиции
Верующие обращаются к Пострадавшему, Умершему и Воскресшему ради нашего спасения Господу Иисусу Христу и просят, чтобы Он по Своему Человеколюбию помиловал и упокоил души усопших в селениях праведных. Когда христианство только зарождалось как религия, из-за гонений верующим приходилось проводить парастас по усопшим ночью. Парастас – это вечернее заупокойное богослужение. Великий Парастас звучит в Российском Небе. Плач об усопших в Надмирной Усыпальнице.
Сегодня вечером в храмах совершается утреня с заупокойным парастасом
В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу а также в Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге — все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой. Троицкая родительская суббота. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие.
Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы. Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты , т. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы. Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.
Верующие приносят свои молитвы и поминки, чтобы укрепить связь с умершими и просить защиты и милости от Бога. Парастас является важным элементом духовной жизни православных христиан. Он напоминает о вечности, о молитвенной поддержке и о надежде на спасение усопших душ. Верующие находят утешение и силу в этом богослужении, а также в общении с Церковью и другими верующими, которые разделяют их скорбь и надежду.
Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни: третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение; девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским; двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших; сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом 1 Сол. Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных. В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией так наз. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение греч. Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Великая панихида, или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны разделяемые на 2 статии и полный канон. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено Типикон, гл. Номоканона при Требнике. Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме.
Усопших христианин за порогом вечности уже не имеет возможности покаяться, но православная вера учит, что до наступления Страшного Суда по молитвам Церкви и близких возможно облегчить участь души человека. Хорошо, когда человек уходит к Богу после искреннего покаяния, примирившись со всеми Но для тех, кто по каким-то причинам не успел этого сделать, важность молитвы близких многократно возрастает. Парастас — именно та служба, которая позволяет проявить милосердие живых в отношении своих умерших близких Молитва за свой род до седьмого колена Процесс отмаливания грехов занимает до 2-х месяцев. Перед процедурой читки необходимо попросить прощения у Бога и Богородицы. Сначала готовят церковные свечи и молитвенник. Если его нет и молитву читают первый раз, чтиво можно распечатать. Затем начинают молиться за себя, потом за второе колено — мать и отца. Читать нужно до 7-го колена включительно. Желательно иметь визуально представление о предках. Читать такую сильную молитву полезно всем, вне зависимости от ситуации. Карма и дух человека наполняются позитивом. Жизненное благополучие родственников улучшится если за них не только читать молитву, но и просить прощения. Для кого предусмотрены заупокойные службы Всем умершим кроме святых необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно. Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно. Богослужение в храме Запреты на панихиду Есть категория покойников, когда не служат панихиду. К ним относятся: Некрещеные. Священники не могут молиться за человека, который не принадлежит к православной вере. Самовольный уход из жизни является самым большим грехом в христианстве. Даже если умерший был верующим и соблюдал все обычаи православия, церковь откажет в проведении панихиды. Единственным исключением считаются те, кто ушел из жизни будучи психически больным или под воздействием наркотических средств. За всех остальных самоубийц родственники молятся дома сами. Это люди, которые не признают существование Бога. Они завещают проводить только гражданскую панихиду. Поэтому священники не могут проводить службу для спасения души неверующего человека. Это те, кто смеется над религией, Господом Богом и всеми таинствами. Поэтому служители церкви не станут молиться за того, кто открыто издевался над Всевышним. Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться. В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи. Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение литий на усмотрение священника. Знаменитые тропари Древнейший и известнейший тропарь — «Свете тихий» греч. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви. Существуют переводы этого тропаря в том числе поэтические на латинский Jucunda lux tu gloriae , английский и другие языки. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение Рубрика «вопрос-ответ» Все ли заупокойные службы платные? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Оплата за совершение богослужений не берется, отсутствует определенная ставка за их совершение. Средства, которые принято платить, представляют собой форму благотворительного взноса, т. Деньги от покупки церковных свечей тоже идут на подобные нужды церкви. Причем каждый платит по своим возможностям, можно и вовсе не вносить благотворительный взнос, например, за литургию, литию — эти богослужения совершаются часто. Дают деньги при этом, когда подают записки. Поминальные традиции православных верующих Какую молитву можно прочитать на похоронах некрещеного? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Если хоронят самоубиенного, некрещеного или атеиста, принцип погребения одинаковый в каждом из случаев. При этом не принято использовать религиозные атрибуты, крест на могиле не ставится, отпевание тоже не совершается. Это значит, что читать традиционные молитвы об упокоении нельзя. Такие люди не пришли по доброй воле к Господу, не следует пытаться помочь им, обращаясь к Богу о спасении, прощении грехов. Единственный текст, который можно читать самостоятельно дома или у могилы, на похоронах — молитва Льва Оптинского. Нужно ли присутствовать на всех службах по покойному? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Для души усопшего наиболее важным является искреннее обращение родственников к Богу с просьбой о прощении грехов умершего, облегчении его участи. Нетленная оболочка пребывает на земле первые дни, поэтому родным нужно присутствовать во храме на отпевании, панихиде Точно так же важно посещение богослужений в частные поминальные дни: 9, 40, первую годовщину. На протяжении первого года желательно ходить на службы в Родительские субботы Еженедельно необязательно посещать панихиду, литургию. Чем панихида отличается от сорокоуста за упокой? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Панихида — богослужение, которое во многом сходно с Чином погребения отпевания , но отличается более частым проведением. Может показаться, что в таком случае она напоминает сорокоуст. Но это не так, последняя из служб совершается 40 дней кряду, ежедневно выполняется литургия. Панихида же может быть проведена в любое время. Но есть также определенные даты, когда она выполняется в обязательном порядке. Сорокоуст за упокой Чем отличается панихида от обедни за упокой? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Богослужение, совершаемое с целью поминовения, содержит несколько важных частей. Некоторые из них как Божественная Литургия проводятся до обеда, могут называться обедней т. Панихида за упокой совершается ближе к концу богослужения. Чем отличается панихида от записки о упокоении? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Панихида — это вид службы, проводится в храме в определенные дни частные, общие даты поминовения. Записка о упокоении подается верующими с целью последующей передачи священнику. Она содержит имена умерших, их произносит священнослужитель во время богослужения. Чем отличается обедня от панихиды по усопшим? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Панихида совершается ближе к концу службы. Обедней же называют те части богослужения, которые проводятся до обеда — ранние. Обедня в храме Чем отличается проскомидия от панихиды? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Проскомидия — начальную часть литургии. Это значит, что она совершается в иное время, чем панихида проводится ближе к концу богослужения. Проскомидия — торжественная часть службы, т. Значение панихиды отличается — это служба, целью которой является поминовение за усопших, просьба о прощении грехов, оказание помощи умершим в виде поддержки. Чем отличается отпевание от панихиды?