Новости сколько букв в алфавите татарском

яналиф (т.е. "новый алфавит"). Татарские буквы.

Республика Татарстан: как латиница стала дублершей кириллицы

Пример: ул ул он. На письме [о] кириллическое О выражает звук [русский уО краткий огубленный назад]. Пример: тоз туоз соль. На письме [ы] кириллическая Ы выражает звук [русский Эи краткий назад]. Пример: кыз кэиз девушка. Мягкие гласные. Пример: эш эиш работа.

Конституционный суд отметил, что изменение графической основы допустимо, если оно «отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям и интересам многонационального народа России». Но решение такого вопроса республикой в одностороннем порядке может привести «к ослаблению федеративного единства и ограничению прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами данной республики, для которых данный язык является родным» [7].

После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента [8]. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом [10] [11] [12]. Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации. В официальных ответах государственных органов используется кириллица, однако предусматривается возможность дублирования кириллического текста латиницей или арабицей. Соответствия букв кириллицы буквам латиницы и арабицы указано в приложении к закону.

В наших рассуждениях мы будем опираться на число 39, которое взято из указанного выше «источника». При создании татарского алфавита к тридцати трём буквам современного русского алфавита то есть включая букву «Ё» были добавлены всего 6 отметим это число особо новых, или так называемых «модернизированных» буквенных знаков, и принадлежность их к кириллице или латинице определить трудно. Comments disabled.

Твердыми словами мы называем те, в которых употребляются гласные непереднего ряда. А мягкими — слова, в которых употребляются гласные переднего ряда. Татарское письмо является в значительной степени фонетическим, означая, что произношение слова может обычно получаться из его правописания. Это правило исключает недавний loanwords, такой как встреча на высшем уровне и имена.

Республика Татарстан: как латиница стала дублершей кириллицы

Академцентр Наркомата просвещения ТАССР издал Постановление, согласно которому новые правила стали обязательны для применения во всех советских учреждениях, школах и татарской печати. В 1908—1909 годах татарский поэт Сагит Рамиев начал использовать латинский алфавит в своих произведениях. Первым реальным шагом к латинизации был проект татарско-башкирской латиницы. Произношение букв было основано на английском алфавите, а специфические башкирские звуки передавались диграфами. Этот проект был отклонён. В 1924 году в Баку и в 1927 году в Ташкенте были созваны конференции тюркологов.

На обеих конференциях татарская делегация, возглавляемая писателем Галимжаном Ибрагимовым, а также казахская делегация, выступали против замены. Третья конференция проходила в Казани.

В языке татар нет понятия рода. Все существительные, кроме слова «человек», в татарском языке отвечают на вопрос «что?

Понять, где множественное число у существительных, куда направлено действие, и даже обозначить место нахождения предмета в татарском языке помогают специальные аффиксы. В татарском языке немало заимствований из русской речи, например, слово «фрукты». Из потока речи многие русскоговорящие могут сделать выводы, о чем идет речь в татарском языке. Традиционно ударение в словах татарского языка падает на последний слог.

После распада СССР в 1999 году был создан яналиф-2. Была сделана попытка вернуться к латинице.

Самым крупным древнетюркским письменным памятником является энциклопедия «Ырыг битиг» «Книга гаданий» , которую составили тысячу лет назад. Тюрки писали и на других алфавитах, например: согдийском, манихейском, еврейском, тибетском, уйгурском и индийском письме «брахми», пользовались также и китайскими иероглифами. Интересно, что уже 1300 лет назад уйгуры придумали, как печатать книги способом ксилографии. К слову сказать, в Европе ксилография появилась только в XIV в.

Наши предки имели 1000-летнее искусство рукописной книги на основе арабской графики. Несмотря на то, что у татар рукописные книги относились к сложным и тонким ремёслам и стоили очень дорого, они имели широкое хождение. Очень много книг переписывали ученики медресе - шакирды. Традиция переписывания рукописных сборников спасло от исчезновения многие ценные памятники средневековой литературы. Рукопись поэмы Кул Гали «Кыйса-и Йосыф», написанной в ХIII веке, имелась практически в каждом доме Во многом благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура. Но войны, пожары наносили необратимый ущерб книжным собраниям.

В результате монголо-татарского нашествия было уничтожено несметное количество накопленных культурных и материальных ценностей, в том числе и библиотек в Средней Азии, Поволжье, Кавказе. Также при завоевании Казани войсками Ивана Грозного от огня погибла бесценная ханская библиотека. И в более поздние времена книги подвергались уничтожению. В годы Советской власти книги, написанные арабской вязью, в массовом количестве сжигались теми, кто был против религии. В надежде уберечь книги от уничтожения люди закапывали их в землю, но там они портились и тысячи книг были безвозвратно потеряны. Для того, чтобы спасти книги от огня и пожаров, в деревянных домах для их хранения строили специальные каменные комнатки.

Богатыми книжными коллекциями располагали дома купцов, князей, ученых, а также библиотеки «Марджания», «Мухаммадия», «Касымия» в Казани, а также Тунтарское, Байракинское, Чистопольское, Тумутыкское, Иж-Бубинское, Стерлибашевское медресе и др. Сегодня большая часть сохранившихся как рукописных, так и изданных книг рассеяна по библиотекам и частным собраниям. В книжных хранилищах Казани сегодня хранится более 50 тысяч восточных рукописей на арабском, персидском, татарском и других тюркских языках. Искусство каллиграфии Традиционно переписыванием книг занимались шакирды медресе, преподаватели, муллы, образованные люди своего времени. В 1843 в Казанском университете открылся курс арабской каллиграфии, куда для преподавания был приглашен известный переписчик Али Махмудов. С его именем в татарском национальном искусстве связано возрождение профессиональной школы каллиграфии.

В мусульманских домах часто можно увидеть необычные рисунки с каллиграфией - шамаили, своеобразный жанр народного творчества. В начале ХХ в. После смены в 1928 году у татар алфавита на латиницу, а позже и на русскую кириллицу, начинается угасание, упадок искусства арабской каллиграфии. Остался лишь один профессиональный художник-каллиграф - Баки Урманче, знаменитый скульптор, живописец, график. В 1990-х годах, восхитившись искусством шамаиля и полюбив его, повернулись к нему некоторые профессиональные живописцы и графики.

В языке татар нет понятия рода. Все существительные, кроме слова «человек», в татарском языке отвечают на вопрос «что? Понять, где множественное число у существительных, куда направлено действие, и даже обозначить место нахождения предмета в татарском языке помогают специальные аффиксы. В татарском языке немало заимствований из русской речи, например, слово «фрукты». Из потока речи многие русскоговорящие могут сделать выводы, о чем идет речь в татарском языке.

Традиционно ударение в словах татарского языка падает на последний слог. После распада СССР в 1999 году был создан яналиф-2. Была сделана попытка вернуться к латинице.

Презентацию Татарский алфавит

Сколько букв в татарском алфавите? Презентация всех букв татарского алфавита. гласные. В отличие от гласных в русском языке, они могут быть твердыми и мягкими.

Споры о татарской латинице: как сто лет назад спорили сторонники арабской графики и нового алфавита

(Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ). Татарский алфавит на основе латинской графики (1999—2004)[11]. Разночтение общих букв для татарского и русского алфавитов о, е, ы – для этих. о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость. Как уже отмечалось, некоторые буквы в татарском алфавите имеют двоякое произношение. (Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ).

Кириллический татарский алфавит. Татарская письменность Татарский алфавит

Относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. К буквам русского алфавита добавлено 6 татарских букв. Раньше в алфавите эти буквы стояли после буквы Я, теперь они идут после русских букв, которые схожи с ними.

С осени латиница применяется в ряде школ в виде эксперимента. До , когда планировалось завершить переход на латинский алфавит, печатная продукция должна была издаваться как на кириллице, так и на основе латинского алфавита. Отмена решения федеральными властями После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Примечания О переводе татарской письменности с латиницы на алфавит на основе русской графики 1939 г.

Татар аьдяби телененъ алфавиты хъям орфографиясе. Тюрко-татарское письмо. История, состояние, перспективы. Ознакомление и практические задания для ребенка. Постановлением Государственного Совета РТ.

При этом в вузах Татарстана преподавание ведётся не только на русском языке, но и частично на татарском, а делопроизводство - на русском и татарском языках одновременно. Второй вопрос рассматривался с подачи Верховного суда и парламента Республики Татарстан - они просят признать неконституционными нормы Закона РФ «О языках народов РФ», сделавшего кириллицу обязательной для всех языков России. Госсовет и Верховный суд Татарстана убеждены, что решать, какой будет графическая основа у национального языка , субъект Федерации может самостоятельно.

Решение Конституционного суда 16 ноября 2004 Конституционный суд РФ признал право органа федеральной законодательной власти устанавливать графическую основу государственных языков народов России, отклонив тем самым попытки властей Татарстана перевести татарскую письменность с кириллицы на латиницу. Суд отметил, что установление единой графической основы государственных языков народов России «легитимирует исторически сложившиеся реалии», «обеспечивает - в целях сохранения государственного единства - гармонизацию и сбалансированное функционирование общефедерального языка и государственных языков республик» и в то же время не препятствует «реализации гражданами России прав и свобод в языковой сфере». Конституционный суд отметил, что изменение графической основы допустимо, если оно «отвечает историко-культурным, социальным и политическим реалиям и интересам многонационального народа России». Но решение такого вопроса республикой в одностороннем порядке может привести «к ослаблению федеративного единства и ограничению прав и свобод граждан, в том числе проживающих за пределами данной республики, для которых данный язык является родным». После оглашения решения глава Госсовета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин сообщил, что власти республики не намерены больше обращаться по данному вопросу в какие-либо суды, включая Европейский. Таким образом, просуществовав чуть более 5 лет, с 22 января 2005 года татарская латиница 1999 года перестала использоваться официально и, согласно изменённому республиканскому закону, была оставлена для использования в порядке эксперимента. Речь не шла о замене кириллицы на латиницу, а фактически вместо введения нового алфавита предлагалась просто официальная система научной транслитерации с арабского и кириллического татарских алфавитов на латиницу. При этом алфавит был несколько изменён в сторону сближения с турецким и общим тюркским алфавитом.

Согласно закону, кириллический алфавит остаётся официальным алфавитом, однако стало допустимым использование латиницы и арабицы при обращении граждан в государственные органы и латиницы при транслитерации.

Раньше в алфавите эти буквы стояли после буквы Я, теперь они идут после русских букв, которые схожи с ними. Эти и многие другие факты для вас раскроет заместитель директора Республиканского центра татарской культуры Равия Шамильевна Мусина.

Откройте свой Мир!

Почему бы не вернуться на арабскую графику или еще глубже — в руническую письменность? Ну, во-первых, руника не формализована — нет единого рунического алфавита. Во-вторых, арабская графика также не отражает транскрипцию татарского слова. Для того, чтобы их различать, использовали разные дополнительные элементы, как «хамза», «фатха», «дамма», «касра». Причем, разными писателями по-разному. Читателю приходилось по контексту определять мягкость или твёрдость слова. Латиница — это прежде всего окно в глобальное информационное пространство в эпоху глобализации, в эпоху интернета. Татарский язык в нем становится более привлекательным для изучения, развития, распространения.

Нашему языку не надо быть в тени запутанного и сложного русского языка. Еще несколько преимуществ использования латиницы, о которых умалчивают. Латинские алфавиты некоторые части взял с сайта suzlek. Однако многие из них отличаются только написанием каких-либо букв. Поэтому писать о каждом из них нет смысла. Однако уже 16 ноября 2004 года Конституционный суд РФ запретил его использование Бред! Как можно указывать чужому народу, каким алфавитом пользоваться?!

Более того, буква "n с хвостикам" была добавлена в Unicode только с версии 6. И до сих пор эта буква присутствует в очень малом количестве шрифтов. Zamanalif был рекомендован для использования в ИТ. Однако чрезмерное присутствие в словах дополнительной диакритики не совсем удобно для чтения.

В каталоге можно найти всю необходимую для выбора информацию — сравнение товаров, подбор моделей по параметрам, подробные описания, поиск товара по названию, отзывы пользователей, фотогалереи товаров, глоссарий терминов, обзоры, инструкции, рейтинг товаров, рекомендации экспертов, каталог брендов и многое другое. Перепечатка любых материалов разрешена только с письменного согласия редакции.

Башкортостан первый Что касается алфавита крымских татар, то сами их представители процесс его реформирования делили на три этапа. Первый этап этого движения относится ко второй половине XIX века, он начат Гаспринским. На втором этапе происходит его усовершенствование. До Тюркологического конгресса сторонники латинизации алфавита не получили большинства, хотя комитет «Яналифа» был организован в 1924 году во время посещения Крыма азербайджанским лидером латинизации Агамалы оглы.

В 1927 году собирается Всекрымская конференция по этой проблеме, после которой началась подготовка учителей и наборщиков типографий через краткосрочные курсы и обеспечение школ учебниками. Это время и получило известность как третий этап введения латинского алфавита. Такие конкретные меры, принявшие официальный, государственный характер, наблюдаются после I Тюркологического съезда, состоявшегося в 1926 году в Баку. А до этого проходили дискуссии, обсуждения по проблемам перехода на латинизированньй алфавит.

Так, в 1924 году на съезде татаро-башкирских работников народного образования в Москве вновь была поднята проблема латинского алфавита. В решении съезда значится: «Переход на яналиф — дело нужное, сближает народы. Однако пока целесообразнее будет ограничиться реформированием арабского шрифта, а для математических формул немедленно использовать латинские буквы». Так, Г.

Бикчантаев в газете «Красная Татария» писал: «Необходимо начать знакомить с латинским шрифтом татарских работников, в особенности работников просвещения, и в то же время вести пропаганду и агитацию среди татарского населения». С основным докладом выступил Шакир Измайлов, обстоятельно изложивший вопрос латинизации татарской азбуки. Он показал научные и практические преимущества латинского алфавита, но предлагал проводить эту работу не путем декрета, а добровольного вовлечения, через разъяснительную работу, через создание общества «Латин дусты» «Друзей латинизации». Содокладчик Шамиль Усманов наглядно иллюстрировал оба алфавита и доказывал преимущество латинского шрифта.

Но большинство выступавших указывали на большие трудности перехода, предложив ограничиться лишь реформированием арабского шрифта. Собрание закончилось принятием подавляющим большинством голосов резолюции о распространении идеи латинизации и создании общества «Латин дусты», об издании газет и журналов на латинском шрифте. Бикчантаев, Галеев, З. В различных учреждениях, как показывают архивные документы и материалы периодической печати, создаются отделы этого общества.

Судя по документам, появлению этих обществ предшествовали диспуты, на которых выступали и «арабисты». Как указывал Шамиль Усманов, выступая на III пленуме Всесоюзного Центрального комитета нового тюркского алфавита, их доводы сводились к следующему: «У нас имеется большое количество литературы. Переход на латынь оторвет татарский народ от его культурного наследия. Крестьянин не примет латинский алфавит, так как он похож на миссионерскую транскрипцию.

На новом алфавите придется обучать население вновь грамоте. Это требует больших средств». Сторонники латинского шрифта своими противниками считали редакции газет «Кызыл Татарстан», «Кызыл армеец», журнала «Безнен юл», а также отдел печати областного комитета партии Татарии. Аргументы те же самые.

Как завещал Ататюрк Представители движения за яналиф видели в нем могучее средство интернационализации национальных культур и при этом ссылались на Турцию. Как известно, вопрос о латинском алфавите поднимался в свое время и в Турции. Автор статьи «Реформа алфавита в Турции» отмечает, что за латинский алфавит были иностранцы, проживающие в этой стране, и образованные люди страны среднего состояния. Но духовенство и «авторитеты» в лингвистике были против.

Впоследствии кампанией за переход на латинский алфавит руководил сам президент Мостафа Кемаль. В результате латинский алфавит был официально принят в 1928 году. Противники яналифа в Татарии говорили, что нельзя брать в пример Турцию, ибо Турция имеет чрезвычайно низкий процент грамотных и может легко перейти на яналиф. Те же самые сторонники латинизации татарской письменности дооктябрьского времени уже не восхищались этой идеей и не проявляли воодушевления от перехода на новый алфавит.

Резкий поворот в этой области произошел после I тюркологического съезда в Баку, состоявшегося в феврале 1926 года. От Татарии должны были участвовать два делегата, но направили девять человек. Состав делегации был предварительно рассмотрен на заседании секретариата обкома партии. Делегацию возглавлял известный писатель и общественный деятель Галимджан Ибрагимов.

Секретариат обкома партии принял следующее решение: «По вопросу перехода к латинскому шрифту делегации дать задание: принципиально не возражать, практически в отношении ТССР считать невозможным перейти на новый шрифт». Решительное несогласие в своем докладе на съезде выразил Галимджан Шараф и рекомендовал улучшить арабский шрифт с учетом специфики татарского языка. Ибрагимов, Г. Алпаров, Н.

Хаким, Г. Сагъди и С. Гафуров, хотя формально и не отвергали латинский алфавит, но были на стороне реформированного арабского алфавита. Атнагулов занял нейтральную позицию.

Съезд после бурных дебатов принял следующую резолюцию: «Констатируя преимущество и техническое превосходство нового тюркского алфавита латинского над арабским, … съезд считает введение нового алфавита и метод его проведения в отдельных тюрко-татарских республиках и областях делом каждой республики и каждого народа». Ибрагимов сделал сообщение на заседании Секретариата Татарского областного комитета партии. Оно прозвучало так: «ЦК партии очень интересовался нашим съездом. Политбюро выделило специальную комиссию по этим вопросам.

Он образуется в глотке и произносится с придыханием. Близкий к нему звук есть в английском языке: hat, hand, hare. В русском языке наиболее близким звуком можно считать [х] в словах халат, холодок, если произнести его без гортанного призвука.

Панорама советов

Татарская письменность — Энциклопедия В 1908—1909 годах татарский поэт Сагит Рамиев начал использовать латинский алфавит в своих произведениях.
Татарский Алфавит Буквы татарского алфавита Татарский язык — Татар теле Этнический язык татар.

Кириллический татарский алфавит. Татарская письменность Татарский алфавит

Татарская письменность — письменность татарского языка. Татарский язык это Татарский язык. Татар теле. гласные. В отличие от гласных в русском языке, они могут быть твердыми и мягкими. Как включить татарский алфавит (татарские буквы) на компьютере? Современный татарский алфавит состоит из 39 букв. о, е, ы – для этих гласных букв татарского алфавита по сравнению с русскими характерна краткость.

Панорама советов

(Хэирле кищ) (Татарский очень мягкий язык, поэтому буква ч в разговоре будет как щ). Официальная кириллическая версия татарского алфавита, используемая в Татарстане, содержит 39 букв. В татарском алфавите 38 букв,а в русском алфавите-33 буквы. текст при наведении.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий