Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению.
Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта
Нормы Конституции например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию такая структура характерна для многих регулятивных норм или одну диспозицию нормы-принципы , нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции такая структура характерна для охранительных норм. Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм что не снимает его неопределённости. В других случаях такое восстановление является некорректным например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма. Применение права: понятие, признаки, необходимость. Возникает необходимость в применении права как особой формы его реализации. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц.
Признаки применения норм права 1. Осуществление применения права только определенными компетентными органами должностными лицами Отдельные граждане и большинство негосударственных организаций, не являются должностными лицами и специальных полномочий не имеют. Поэтому применять юридические нормы они не вправе. Применять требования правовых норм в необходимых случаях обязаны, например, суды различных уровней в рамках своих полномочий, прокурор, администрация предприятий и т. Государственно-властный характер велений правоприменительных органов позволяет обеспечить возможность реального принуждения правонарушителя к соблюдению юридических норм.
Факторы, влияющие на расположение правовых норм в НПА: - цели и задачи НПА; - соотношение конкретных правовых норм с логикой НПА; - экономность и доступность расположения правового материала; - субъективная воля законодателя; - иные.
Способы изложения правовых норм в НПА: - прямой - норма права непосредственно излагается в статье НПА, так как в статье НПА изложены все элементы правовой нормы; - отсылочный - в статье нормативного акта изложена не вся норма права, но содержится отсылка к другой конкретно указанной статье этого же НА либо конкретному НА, в которых содержатся недостающие элементы; - бланкетный - в статье НА предполагаемые нормы упоминаются, а отсылка к ним дается не в конкретной статье НА, а в иных нормах либо НА; - абстрактный - нормы права охватываются по степени обобщения конкретных показателей родовыми признаками; - казуальный - указываются фактические данные на основании индивидуальных признаков в процессе формулирования норм права в статьях НА подробно описываются права, обязанности, меры наказания и иные правила поведения, которым должны следовать участники. Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.
По назначению: а карательная ее назначение состоит в наказании правонарушителя б правовостановительная ее назначение состоит в восстановлении нарушенного права потерпевшей стороны, в возмещении ей имущественного или иного вреда Логическая и фактическая нормы[ ] Вопрос о структуре нормы права являются дискуссионным в юридической науке. Наибольшее распространение получил подход, согласно которому различают логическую и фактическую нормы права, структуры которых различаются. Логическая норма состоит из трех элементов. Она представляет собой мысленное явление. В тексте НПА она не существует. Это объясняется специализацией правовых норм в осуществлении функций права.
Нормативно-правовой акт - результат правотворчества сознательно-волевой деятельности , то есть правотворчество как бы завершает правообразование, к исходным моментам которого относится возникновение общественных отношений, требующих правовой регламентации, формирование связанного с этим соответствующего правосознания «идея права», «образ права» , его объективирование например,в правотворческом процессе в форме проекта нормативно-правового акта. Правотворчество — это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм. Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования. В разных правовых системах способы возведения в закон государственной воли могут быть различными. В романо-германской правовой семье компетентные органы принимают правовые нормы, имеющие общий характер и общеобязательное значение. Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков: 1.
Правотворчество — это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений. Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции. Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права. Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения — нормы права. С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество референдум , правотворчество государственных органов и должностных лиц правом принятия законов обладают Государственная дума и представительные органы власти субъектов федерации , санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций, например принятие Устава ООО. Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность. Выделяют следующие принципы правотворчества: - Демократизм правотворчества предполагает участие народа в принятии законов; - Законность правотворчествапредполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах; - Научность и профессионализм правотворчества заключается в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества; - Гласность и системность правотворчества. Правотворчество - это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм.
Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой. Можно выделить следующие виды правотворчества: 1 принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; 2 непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; 3 санкционирование государственными органами обычаев; 4 создание судебного прецедента. Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные законодательные органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти правительство, министерства и т. Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Одним из способов правотворчества является санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности местные обычаи или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций например, обычаи морского порта. В ряде стран, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, правотворчеством могут заниматься судебные органы, создающие судебные прецеденты в процессе рассмотрения конкретного дела. В российской практике правотворчества судебные прецеденты не признаются. Процесс создания нормативного правового акта представляет собой совокупность последовательных стадий, каждая из которых регулируется соответствующими юридическими предписаниями. Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества, - этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия. Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии. Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно.
Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта. Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными специалистами на основании контракта.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний
В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа. Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта. Бланкетный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нормативных актов. В этом случае в статьях содержится ссылка на другой нормативный правовой акт либо правоприменитель должен сам находить соответствующий акт, где содержится недостающий элемент нормы права. Так, за нарушение правил техники безопасности, правил дорожного движения, всевозможных ГОСТов предусматривается юридическая ответственность. Соответственно, в УК РФ, или Кодексе РФ об административных правонарушениях, или других нормативных актах говорится об ответственности граждан за нарушение правил и ГОСТов и об условиях, при которых она наступает, т.
Диспозиция же правила должного поведения находится в специальных нормативных актах в правилах дорожного движения, правилах техники безопасности, в ГОСТах и др. В связи с этим правоприменителю необходимо обращаться к содержанию данных правил. Не нашли, что искали?
Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы способ расположения текста правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. При бланкетном способе изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта также содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к статьям других нормативно-правовых актов где находятся недостающие элементы текста нормы права. Таким образом, текст указанной статьи содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт — Правила дорожного движения. В данном нормативно-правовом акте и будут содержаться недостающие части текста искомой правовой нормы об ответственности за нарушение указанных правил. Очевидно, что использование прямого способа изложения норм права в уголовном кодексе потребовало бы включения в него полных текстов всех правовых норм. Для этого потребовалось бы включить в данный кодекс, например, системы правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств для прямого изложения нормы в ст.
Очевидно, такие включения увеличили бы объем уголовного кодекса в значительное количество раз, что привело бы к практическим сложностям в использовании данного кодекса. Таким образом, отличие бланкетного способа изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается статья как элемент текста , к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте.
Пример - любая норма особенной части УК. Диспозиция - запрет совершения преступления грабеж, хулиганство... Гипотеза - условие вступления нормы в действие если кто-либо совершил преступление. Санкция - наказание. Норма права изложена в двух и более статьях нормативного акта.
В одной статье содержится две или несколько норм права. Орг 0.
Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы. Правовая норма располагается в разных статьях одного нормативного акта или в разных нормативных актах. Логическая структура совпадает со статьей нормативного правового акта. Формы выплаты заработной платы Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь.
Соотношение нормы права
Как соотносится норма права со статьей нормативного правового акта? Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования. Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать.
Соотношение норм права и статей закона
Норма права, поэтому, может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. 4. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. В данной работе будут проанализированы различные подходы к определению правовых норм и основные их признаки, рассмотрены различные критерии классификации норм права, а также соотнесены норма права и статья нормативного акта. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'.
Соотношение нормы права и статьи нормативно- правового акта
Статьи нормативного правового акта по отношению к нормам права выполняют те же функции, что и система законодательства по отношению к системе права. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны.
Структура правовой нормы
На основании характера нормативного обобщения, нормы могут быть абстрактными — изложены в общем виде, казуистическими — указывают особые случаи. Способы изложения правовых норм имеют информационную природу. Классификация норм права Данная классификация базируется на модульной и социологической структурах нормы права, а также обладает практическим значением. Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям: по назначению, или функциям, принято различать основные, первичные, производные и вторичные нормы права; по содержанию правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные; по отраслям права выделяют нормы гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и пр. Особенно стоит отметить нормы диспозитивного характера, так как в отдельных сферах общественной жизнедеятельности, например, имущественной, они вступают в действие в том случае, если участниками этих общественных отношений самостоятельно не выработаны иные способы и формы решения собственных споров, заключения собственных договоров; по обязательности выделяют управомочивающие, обязывающие, запрещающие и пр.
Излагая правило поведения, законодатель может: все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: 1 прямой элемент нормы права прямо излагается в статье ; 2 бланкетный элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения , к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым ; 3 отсылочный элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта. Классификации норм права[ править править код ] По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов , подзаконных актов например, указов , постановлений и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу. По отраслям права : нормы конституционного, гражданского , жилищного, семейного, налогового, трудового , административного , уголовного права , экологического права и т. По форме предписания: императивные категорические и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его , диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном субсидиарном порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие предписывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо каждый обязан платить установленные налоги.
Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев. По кругу лиц сфере действия : общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности стране, регионе , специальные — на отдельные категории лиц государственные служащие, студенты, военные и т. По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют без ограничения определённым сроком, то есть до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени. По сфере действия: общие и местные.
Гипотеза нормы права - эта часть нормы, указывающая на условия, при наличии которых данная норма вступает в действие. Этими условиями может быть указание на круг лиц, на которых норма распространяется; или же указание на обстоятельства, при наступлении которых действует норма. Диспозиция - это часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения.
Это основное в правовой норме, ее регулирующая часть. Диспозиция указывает на права и обязанности лицучастников правоотношения. Это и есть сама норма в узком смысле. Санкция нормы права - это часть нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, которые наступят при неисполнении предписаний правовой нормы. Санкция называет меры юридической ответственности, говорит о конкретном виде наказания.
В тексте статьи нормативного акта, его словесной формулировке часто элементы нормы права сливаются, полностью или частично подразумеваются правоприменителем. В общем виде различаются следующие три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта, или три способа изложения юридических норм в статье нормативных актов: 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т.
Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта.
Теория государства и права
Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта. В статье нормативного акта не всегда присутствуют все три элемента правовой нормы. Вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники.
Таким образом, текст указанной статьи содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт — Правила дорожного движения. В данном нормативно-правовом акте и будут содержаться недостающие части текста искомой правовой нормы об ответственности за нарушение указанных правил. Очевидно, что использование прямого способа изложения норм права в уголовном кодексе потребовало бы включения в него полных текстов всех правовых норм.
Для этого потребовалось бы включить в данный кодекс, например, системы правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств для прямого изложения нормы в ст. Очевидно, такие включения увеличили бы объем уголовного кодекса в значительное количество раз, что привело бы к практическим сложностям в использовании данного кодекса. Таким образом, отличие бланкетного способа изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается статья как элемент текста , к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье этого же нормативно-правового акта не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в статье статьях другого или других нормативно-правовых актов.
Таким образом, источник форма права - это объективированные определенным образом правила общественной практики, которые в силу объективных причин признаются обществом и государством как обязательные. Правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой внешней оболочки, защищаемые государственным принуждением, представляют собой источник форму права. Ключевым свойством права является его общеобязательность. Правила могут создаваться государством, людьми, богом, но если все признают их действенность, значит можно ставить вопрос о форме права. Соединение в едином собирательном термине «источник форма права» двух понятий представляет собой желание снять проблему их несоответствия. Так, не всякие материальные и идеальные источники получают государственное признание. Не случайно мы иногда говорим: «Жизнь требует такого-то акта», а законодатель не дает ее требованиям законодательной формы. Некоторые законодательные решения изумляют, радуют граждан, а некоторые встречают их противодействие. Таким образом, уравнивание источников и форм права - это некоторое искусственное образование, но необходимое в целях ясности системы юриспруденции. Современные государства с развитой системой законодательства не могут жить в неопределенности относительно того, что является обязательным, а что нет. Необходимо установить границу права и всех иных регуляторов. Собирательный термин «форма источник » выполняет эту роль. Право объективируется в устойчивую, определенную форму. В ней оно содержится, охраняется. Необходимость государственного оформления источников права очевидна, так как государство не может взять под защиту неопределенные правила, возникающие явочным порядком. Именно поэтому в законодательстве, доктрине и практике каждой страны определены те формы, в которых существует право. Именно из них, как из источников, мы черпаем свои знания о праве.
uristinfo.net
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный. 4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. 1. Норма права и статья нормативного акта совпадают, т. е. в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму: гипотеза, диспозиция, санкция. Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны.
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта в зависимости от способа изложения. Подборка наиболее важных документов по вопросу Норма права это нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое. Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение. 4)норма права и статья нормативного акта совпадают, если в статье содержатся и гипотеза, и диспозиция, и санкция нормы права.