Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, интересно, космос на развлекательном портале Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Управлять им было совсем не просто, особенно с расстояния 380 тысяч километров. О миссии «Луноход-1» — #заминуту. После запуска лунохода ни СССР ни Россия не может повторить это достижение, что однозначно говорит о том, что вся эпопея с высадкой лунохода мистификация.
«Луна-17»: «Наш любимый лунный трактор…»
Официально проект лунохода был санкционирован 10 февраля 1965 года решением №10 Комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам. Установка «Лунохода-1» на посадочную ступень станции «Луна-17». О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС.
Андрей Геращенко: 45 лет назад советский «Луноход-2» начал свою рекордную луннную одиссею
Лайф разбирался, какие причины привели к закрытию амбициозного советского проекта "Луноход". Памятником лунной программе СССР стал «Луноход-3», который можно увидеть своими глазами. 17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. серия советских роботизированных луноходов, предназначенных для посадки на Луну в период с 1969 по 1977 год. Рассмотрим историю первого лунохода, разработанного и запущенного в Советском Союзе.
Луноход-1. К 50-летию первой Лунной колеи. 17 ноября 2020 г.
Рад, что оно постепенно становится доступно всем интересующимся историей освоения космоса. Документ, который мы публикуем сегодня — это классический пример того, как скрупулезно ведется работа над ошибками после любых летных испытаний аппаратуры. В этом заключается базовый принцип развития — постоянно искать, находить, признавать и исправлять ошибки. Этот исторический опыт помогает молодым разработчикам понять, во-первых, как тяжело, методом проб и ошибок даются победы в космосе, а, во-вторых, осознать, что они являются частью великой истории, в которой рядом с правом на ошибку обязательно стоит обязанность ее исправить. Так было 50 лет назад, так происходит сейчас, так будет всегда». Отчет о работе радиотехнического комплекса «Луны-17» и «Лунохода-1» делится на четыре части, в каждой из которых приводится разбор подготовки, наземной отработки и работы в реальных условиях отдельных систем. Первая часть документа посвящена системе дальней радиосвязи и работе соответствующей бортовой аппаратуры, затем рассматривается работа системы малокадрового телевидения и фототелевизионной системы, а в заключение приводится анализ функционирования наземного оборудования от антенных систем до рабочих мест «водителей» лунохода. В частности, в документе так описывается первый сеанс радиосвязи с только что приземлившейся «Луна-17»: «Сразу после посадки произведен сеанс радиосвязи с передачей фототелевизионного панорамного изображения, позволившего произвести оценку местности в районе посадки, состояние трапов для схода «Лунохода-1» с перелетной ступени и произвести выбор направления движения на Луне». А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения: «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». Авторы документа подробно анализируют причины досрочного выхода из строя обоих передатчиков лунохода гарантийный срок составлял 250 часов, а отработали они 138 и 212 соответственно.
Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов.
Например, шасси для планетохода он изначально предложил разработать танковому КБ Кировского завода г. Ленинград , где подготовили три варианта ходовой части — на основе гусеничного, колесного и волнового змееподобного движителя. Однако главный конструктор КБ Жорес Котин, оценив масштабы работы, от дальнейшей разработки внеземного транспортного средства отказался. Причина веская: не стоит распылять силы, чтобы не нанести ущерб основному делу — танкостроению. Попробовали поручить разработку шасси Научному автотракторному институту, но руководство НАТИ тоже не рискнуло заниматься разработкой «лунного трактора». Работы над шасси начались летом 1963 года под научным руководством Александра Кемурджиана. Этот ленинградский ученый и конструктор стал одним из отцов-создателей самоходного лунного аппарата. Сергей Королев, оценивая варианты шасси, разработанные коллективом Кемурджиана, говорил: «При создании космических объектов самое главное — это надежность!
Не следует брать рекорды. Неизвестно, как управлять машиной с Земли, как поведут себя материалы и смазки в космическом вакууме. Поэтому надо снизить ходовые параметры — скорость и максимальный пробег. Необходимо, чтобы луноход прошел по Луне хотя бы десять километров и с небольшой скоростью. Надо сделать так, чтобы отказ какой-либо из систем не повлиял на общую работу машины в целом». В марте 1965 года Королев отказался от создания в своем ОКБ-1 непилотируемых космических аппаратов для исследования ближнего и дальнего космоса и передал эти работы машиностроительному заводу имени С. Лавочкина ныне НПО им. Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом. Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года.
Выбор движителя — колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур — вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси. И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники. Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют.
Добро пожаловать!
Зарегистрируйтесь и Вам станут доступны все функции портала. Успехи 1970-го года: в космосе — луноход, на земле — универсам 4 июля 2016 - Администратор К началу 70-х годов единственной дружественной капиталистической страной для руководства СССР считалась Финляндия. Финская мебель, одежда, обувь в представлении советского обывателя были эталоном качества и показателем достатка. Достатка не в смысле богатства, а в плане умения доставать, ибо в свободной продаже финских товаров не было. Что касается партийной и чиновничьей элиты, то ее представители были в Финляндии частыми гостями.
Причем ездили они туда большей частью по работе, для получения положительного опыта. Одна из таких познавательных поездок закончилась тем, что по образу и подобию финского супермаркета осенью 1970 года в Ленинграде был открыт первый в СССР универсальный магазин самообслуживания с непривычным названием — универсам. Но непривычным было не только название магазина: в нем все было принципиально новым: от размещения в отдельном здании до организации продаж. За много лет советские люди привыкли к небольшим специализированным магазинчикам Хлеб», «Молоко», «Мясо», «Соки — воды», «Вино», «Табак», «Ткани» и т. Для универсама требовалось строительство специального 1-2-этажного типового здания.
Затем покупатель шел в кассу, оплачивал покупку и возвращался с чеком в продавцу, после чего тот выдавал покупку. В универсаме процесс покупки строился по-другому: покупателю на входе надлежало взять корзину или тележку, пройти в торговый зал, выбрать с полок заранее расфасованный товар и пройти с ним на кассу, расположенную у выхода. Официально внедрение универсамов в советскую систему торговли было объявлено как забота об экономии времени покупателей.
Второй передатчик функционировал нормально до седьмого лунного дня. В сеансе связи 11 мая 1971 года постепенно уменьшалась информативная мощность, в некоторые моменты доходя до нуля.
К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут», — следует из документа. Для этого на Земле провели стендовые испытания аналогичных приборов и установили, что «наиболее вероятной причиной ненормальной работы прибора является отказ диода». Изменения в технологию изготовления проблемных диодов были внесены мгновенно.
У вас отключен JavaScript.
«Луноход-1» был запущен 50 лет назад. Как он был устроен и для чего нужен? - | Да-да, старый Луноход ее антенной сбил На самом деле ушло 2 поколения, нет преемственности, спецам платят крохи. |
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся | MAXIM | «Луноход-3» так и не состоялся, хотя программы по дальнейшей разработке космических планетоходов Советский Союз вел достаточно активно. |
Луноход-1. К 50-летию первой Лунной колеи. 17 ноября 2020 г. | Успешный запуск «Лунохода-1» позволил СССР сделать рывок в космической гонке с США во второй половине XX века. |
Советские луноходы: что вы точно не знали
На Землю советский планетоход передал 86 лунных панорам и около 80 тысяч снимков, после чего вышел из строя из-за перегрева. 17 ноября 1970 года советской автоматической станцией Луна-17 на поверхность Луны был доставлен первый в мире планетоход советский лунный самоходный аппарат Луноход-1. Последний луноход СССР. 16 января 1973 года в 01 час 35 минут «Луноход-2» был доставлен на Луну автоматической межпланетной станцией «Луна-21».
Транспорт для спутника: как в СССР создавали и испытывали луноходы
Ранее, станция «Луна-17» совершила успешную посадку в Море Дождей. Созданный в Советском Союзе «Луноход-1» стал первым в мире планетоходом, успешно работавшим на поверхности другого небесного тела - Луны. Аппарат предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта. Миссия продолжалась до 14 сентября 1971 года. Автоматическая межпланетная станция «Луна-17» с «Луноходом-1» стартовала 10 ноября 1970 года, и 15 ноября вышла на орбиту Луны. В течение первых трех месяцев запланированной работы помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.
В частности, исторический отчет "Радиотехнический комплекс автоматических станций «Луна-17» и «Луноход-1» ", опубликованный на сайте холдинга «Российский космические системы» РКС , сообщает, что «Во время четвертого лунного дня при проведении сеансов связи через второй комплект передатчика С-163М-2 наблюдалось уменьшение информативной мощности. К моменту отказа передатчик наработал 212 часов 36 минут». К этому времени аппарат преодолел расстояние в 10 540 м, обследовал площадь в 80 000 м2.
За время работы удалось получить свыше 20 тысяч телевизионных изображений лунной поверхности, а также 206 фотопанорам. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств грунта, а в 25 точках был выполнен его химический анализ. Так водители «Лунохода-1» поздравили своих жён и женщин-коллег с 8 марта.
Однако расход топлива на предпосадочные операции был выше расчётного, и в момент прилунения станция разбилась. Станция Е-8ЛС, созданная на базе «Луны-17» для снижения затрат при разработке максимально использовались конструктивные узлы и агрегаты лунохода и посадочной ступени , 3 октября вышла на окололунную орбиту, откуда должна была производить картографирование поверхности и измерение высоты рельефа местности. Однако 6 октября, при проведении коррекции для формирования рабочей орбиты из—за отказа системы управления станция перешла на нерасчетную орбиту.
Как следствие, основную задачу пришлось отменить, а программу работы на лунной орбите скорректировать. Станция типа Е-8ЛС. Садились в дневное время, и камеры станции отправили на Землю снимки местности перед началом работы.
При включении бур практически сразу встретил большое сопротивление — его пришлось трижды останавливать во избежание перегрева. Он проник в породу на 25 см и взял 55 г образцов, которые были успешно доставлены на Землю 25 февраля. Спасаемый аппарат приземлился на островке реки Каркингир в 40 км к северу от Джезказгана в условиях снежной бури, и был обнаружен лишь на следующий день.
Стартовавшая 8 января 1973 года «Луна-21» Е-8 доставила «Луноход-2» — заметно усовершенствованный самоходный аппарат. Он успешно работал на лунной поверхности до 4 июня 1973 года, пройдя расстояние 37 км — в 3,5 раза большее, чем предшественник, и передав на Землю 93 телефотометрических панорамы и около 89 тысяч снимков малокадрового телевидения. Кроме того, он измерял химсостав грунта и напряженность магнитного поля.
Источник 29 мая 1974 года на окололунную орбиту улетел очередной картограф — станция «Луна-22» Е-8ЛС , успешно выполнявшая задачу до декабря 1975 года. Было проведено четыре сеанса картографирования поверхности Луны запланированный пятый сеанс отменили в связи со значительным понижением перицентра орбиты. Полученные телевизионные панорамы отличались хорошим качеством.
Высотомер проводил подробное изучение характера рельефа исследуемых участков; химсостав лунных пород определялся по их гамма—излучению. Следующая «луночерпалка» создавалась по модернизированному проекту Е-8-5М. Эту станцию, имеющую усовершенствованный механизм бурения, запустили 28 октября 1974 года под названием «Луна-23».
Из—за отказа измерителя скорости и прилунения на крутой склон станция опрокинулась в сторону грунтозаборного устройства и получила механические повреждения. Был разгерметизирован приборный отсек, отказал один из передатчиков, грунтозаборное устройство в рабочее положение привести было невозможно. Возвратную ракету запускать не стали, но связь с «Луной-23» продолжалась до 9 ноября.
Снимок опрокинутой на бок станции «Луна-23», сделанный американским орбитальным зондом LRO D-посадочная ступень; А-возвратная ракета. Фото NASA 16 октября 1975 года была предпринята попытка запуска следующей станции типа Е-8-5М, которая завершилась аварией из-за отказа блока «Д». Ночное прилунение произошло неподалёку от мест неудачных посадок предыдущих станций: в 2 400 м от точки, где села «Луна-23» и вблизи района падения «Луны-15».
Целью полета было получение проб грунта с глубины более 2,5 м на поверхности маскона. Бур смог проникнуть на глубину 2,25 м под небольшим углом наклона. Образцы общей массой 170,1 г оказались на Земле 22 августа.
Посадка произошла в 200 км севернее Сургута. Макет станции «Луна-24» в Мемориальном музее космонавтики. Обратите внимание на грунтозаборное устройство.
Источник Этот полет оказался последним: всего в Советском Союзе были запущены 11 станций Е-8-5, из которых только 5 полностью или частично выполнили свою задачу. Успехи луноходов были более значительны: две из трех станций Е-8 выполнили задачу. Поскольку посадочная платформа Е-8 показала себя с хорошей стороны, на ее базе были реализованы не только «луночерпалки» и луноходы, но и тяжелые лунные спутники Е-8ЛС.
Позднее платформа была модифицирована — на ее основе создали автономную двигательную установку для зондов «Фобос», запущенных в 1988 году, а также разгонный блок «Фрегат», успешно используемый в наши дни. Однако самые большие перспективы задела так и не были реализованы. Современный разгонный блок «Фрегат» - потомок посадочной платформы КТ проекта Е-8.
Источник Недавно рассекреченные «Роскосмосом» материалы позволяют узнать о нескольких интересных проектах лунных станций на основе Е-8-5М и Е-8. В 1975 году в НПО имени С. Лавочкина был подготовлен документ «Предложение по использованию объектов типа Е8 для исследования Луны и окололунного пространства в 1977 — 1980 годы», где, в частности, отмечается, что на 1983 года «планируется обеспечить посадку автоматических станций на невидимую сторону Луны с последующей доставкой образцов грунта на Землю».
Для решения задачи предполагалось привлечь лунные искусственные спутники-ретрансляторы. Кроме научной ценности, данные миссии должны были закрепить советские приоритеты в лунных исследованиях, так как до тех пор «ни один космический аппарат не совершал посадку на невидимой стороне Луны». Однако в период с полета «Луны-24» и до запуска станции на «темную сторону» страна могла потерять приоритет, поскольку NASA планировало высадить на невидимую сторону свой зонд.
Ленинский зачет — явление, суть которого неясна по сей день К 100-летию со дня рождения Ленина руководство СССР придумало мероприятие, позволяющее тестировать комсомольцев на политическую активность — ленинский зачет. Все личные, трудовые, комсомольские общественные обязательства и достижения надлежало записывать в специально заведенную ленинскую тетрадь. Там же комсомолец фиксировал свои знания устава ВЛКСМ, материалов комсомольских и партийных съездов, владение вопросами международной обстановки, конспектировал книги генсека Леонида Ильича Брежнева. Правда, особого пиетета у молодых парней и девчонок это мероприятие, превратившееся в рутинную обязаловку, не вызывало. Да и для комсомольской верхушки страны ленинские зачеты были лишь формальностью. К началу 70-х имя Ленина уже не вызывало у молодежи священного трепета и большинством воспринималось лишь как часть советской истории. Поэтому и относились к нему соответственно: с уважением, но не более того.
Наоборот, именно в этот период становятся популярными анекдоты про Ленина, что еще лет 10 назад было трудно представить. А лет 20 назад и более за подобные шутки можно было поплатиться свободой. Но в 1970-м комсомольцы вовсю хохмили по поводу юбилея вождя пролетариата, не опасаясь политического преследования. Так, в это время родились расхожие хохмы про то, что к столетию Ленина советская промышленность, помимо юбилейных монет, выпустила ряд специальных товаров: одеколон «Дух Ильича», банное мыло «По ленинским местам», широкую кровать «Ленин с нами», коньяк «Ленин в разливе» и презервативы «Надень-ка». Впрочем, так случается всегда, если любая идея или идеология доводится до абсурда. В данном случае ведение ленинской тетради, как и сам ленинский зачет, было делом формальным, ничего не решающим, а потому бесполезным. Личное отступление Будучи школьницей, я еще застала эту формальность: после вступления в комсомол нас обязали завести ленинские тетради.
Но кое-какие отголоски правды в этом произведении имеются. Из истории советской лунной программы Третье поколение автоматических лунных станций серия Е-8 — то есть, тот самый аппарат, который получил название «луноход», разрабатывался в СССР с середины 60-х годов. Впрочем, начало программы можно отнести еще ко временам Королева. Великий конструктор успел определить общую «идеологию» лунной автоматической станции, исполнителей для создания ее основных узлов.
Но реализовывать эти проекты пришлось уже другим людям. Дело Королева продолжал главный конструктор НПО им. Лавочкина Георгий Бабакин. Советская лунная программа разделяется на три основные этапа.
Первый этап — это создание автоматических станций первого поколения, способных доставить на Луну зонд, облететь вокруг спутника Земли, сделать фотографии и отправить их в Центр управления полетом. Второй этап — аппарат выводит искусственный спутник на орбиту вокруг Луны, совершает мягкую посадку на лунную поверхность, фотографирует, выходит на устойчивую связь с Землей. И, наконец, третий этап — доставка на спутник Земли автоматических станций Е-8 луноходов , которые способны передвигаться по лунной поверхности, анализировать состав лунного грунта, радиоактивное и рентгеновское излучение и другие параметры. Луноход-1, который стал первым в мире планетоходом, был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года.
Он начал свой маршрут в Море дождей, и проехал по лунной поверхности 10540 метров. Площадь, обследованная первым луноходом, равняется 80000 кв.
Советские луноходы: что вы точно не знали
За это время он преодолел дистанцию в 10,5 тысяч метров и исследовал 80 тысяч квадратных метров поверхности Луны. Аппарат перестал выходить на связь 30 сентября 1971 года, к тому времени исчерпался ресурс изотопного источника тепла. С 4 октября экипаж перестал пытаться выйти на связь с «Луноходом». После этого ученые из Калифорнийского университета направили в предполагаемое место нахождения аппарата лазерный луч. Он попал в отражатель «Лунохода» и отразился от него.
Схема полета и устройство станции «Луна-14».
В верхней части его ширина достигала 215 см, тогда как в нижней он был заметно уже — около 160 см, благодаря чему внешне он напоминал огромный бак для кипячения белья, поставленный на колёса. Луноход состоял из герметичного приборного контейнера, в котором размещалась вся служебная аппаратура, и самоходного шасси. Контейнер имел форму усеченного конуса: большое верхнее основание служило радиатором для сброса тепла, к меньшему нижнему крепились элементы шасси. В рабочем положении крышка поднималась над задней частью аппарата, поворачиваясь электроприводом на шарнире и устанавливаясь под разным углом, располагаясь оптимально к Солнцу — в зависимости от его высоты над лунным горизонтом. Азимутальное наведение солнечной батареи обеспечивалось поворотами корпуса лунохода.
Устройство «Лунохода-1». Источник Надо сказать, что при проектировании лунохода кроме солнечных батарей рассматривались различные источники электроснабжения, в том числе двигатели внутреннего сгорания и турбогенераторы на однокомпонентном топливе или использующие солнечное тепло, топливные элементы и радиоизотопные термоэлектрогенераторы. Всё это было отвергнуто, в основном по причине отсутствия готовых технических решений требуемой размерности. Впрочем, радиоизотопный генератор всё же применили, но несколько в другом качестве: изначально луноход рассчитывался на работу в течение трех месяцев, за которые он должен был пережить три «лунных ночи», а каждая длилась две недели! За это время даже укутанный экранно-вакуумной изоляцией гермокорпус остывал до недопустимо низких температур, и довольно слабая электроника могла не запуститься «лунным утром».
Поэтому было решено обогревать аппарат радиоизотопным источником: цилиндрическая «печка» с капсулой на основе полония-210 торчала снаружи сзади лунохода; днем она просто излучала избыточное тепло, а ночью сквозь нее циркулировал хладагент, отдавая тепло внутрь герметичного корпуса. В задней части луноходов находилась радиоизотопная «печка». Фото Н. Источник Собственно шасси с шириной колеи 1600 мм состояло из восьми ведущих мотор-колес диаметр каждого по грунтозацепам — 510 мм, ширина 200 мм, колесная база — 170 мм. В первом варианте аппарат должен был иметь всего четыре больших диаметром по 1100 мм колеса — по два с каждой стороны.
Позднее для повышения надежности число колес удвоили; этот вариант и был принят к реализации. Разворот осуществлялся «по-танковому», за счет изменения скорости и направления вращения колес левого и правого борта. Минимальный радиус поворота составлял всего 80 см. Каждое колесо изготавливалось из проволочной сетки, имело снаружи титановые лопатки-грунтозацепы и оснащалось индивидуальной балансирно-торсионной подвеской. В герметичной ступице находились приводной электродвигатель, трансмиссия и тормоз.
Смазка осуществлялась фтористым соединением. Колесо лунохода фото РИА «Новости» и его устройство: 1 - мотор-колесо; 2 — балансир; 3 — торсион; 4 — кронштейн; 5 — реактивная тяга; 6 — грунтозацеп; 7 — сетка; 8 — ступица; 9 — спицы; 10 — обод. Благодаря независимой подвеске колеса могли занимать различное положение по отношению к корпусу, что позволяло луноходу преодолевать камни, выступы, небольшие трещины. На случай застревания или поломки колеса пиропатрон разрывал валик моторного привода, освобождая колесо — перемещение обеспечивали оставшиеся семь. Подвижность не терялась до тех пор, пока с каждой стороны не оставалось хотя бы по два работающих колеса.
Для предотвращения опрокидывания при движении с большим креном или на уклонах имелись датчики, следящие за углом дифферента наклон вперед-назад и крена наклон вбок , которые могли самостоятельно выдать команду «стоп». Пройденный путь измерялся девятым колесом-одометром в задней части. Источник Вся служебная аппаратура, требуемая как для полёта Е-8, так и для работы на Луне система управления, датчики и приборы контроля свойств окружающей среды, блоки телевизионного и радиокомплекса, телеметрической системы, схемы управления луноходом, блоки автоматики, а также аккумуляторы , устанавливалась внутри герметичного корпуса самого лунохода, исключая дублирование, а значит, снижая пассивную массу посадочной платформы. Для того, чтобы самоходный аппарат мог съехать с платформы на Луне, имелись пандусы в носовой и хвостовой частях платформы; при перелёте они были сложены пополам, а после посадки раскладывались. В зависимости от состояния рельефа местности луноход мог съехать на поверхность либо по передним, либо по задним пандусам.
Кроме телекамер на видиконах, служивших для управления, имелась телефотометрическая оптико-механическая система с панорамной разверткой из четырех передающих камер — по две с каждой стороны аппарата. Научное оборудование включало рентгеновский флуоресцентный спектрометр для измерения химического состава грунта, детекторы космических лучей, рентгеновский телескоп для солнечных и внегалактических наблюдений, французский лазерный уголковый отражатель и радиометр. Луноход имел коническую антенну с низким коэффициентом усиления, управляемую остронаправленную спиральную антенну с высоким коэффициентом усиления и выдвижные приборы, которые исследовали плотность лунной поверхности ударным способом. Лазерный уголковый отражатель для точного измерения расстояния от Земли до Луны — в данном случае от «Лунохода-2». Собственно, «рулил» водитель, штурман выполнял навигационные расчеты, бортинженер контролировал состояние аппаратуры, а оператор ориентировал остронаправленную антенну в сторону Земли.
Общее руководство осуществлял командир, принимая решения на основании сообщений членов группы. Вследствие малой чувствительности камер и того, что сейчас принято называть «малой шириной канала передачи», принимаемая на Земле картинка имела узкий динамический диапазон, низкое разрешение и малую скорость обновления — новый кадр появлялся на экране перед водителями один раз в 20 секунд! За пультом управления — один из водителей луноходов Вячеслав Довгань. Источник Учитывая, что задержка в подаче управляющего сигнала составляла до пяти секунд — с Луны на Землю и обратно с учётом реакции водителя — процесс управления был нетривиален. Он заключался в полном взаимодействии всей наземной группы, которая по приборам определяла положение лунохода в пространстве наклон можно было оценить через камеру, которая смотрела на «датчик лунной вертикали» — внутрь вогнутой полусферической чаши с нанесенными кольцевыми рисками и свободно катающемуся по ним металлическому шарику и прокладывала путь, ориентируясь по медленно сменяющейся «картинке» посредственного качества.
Дистанционное управление луноходом было налажено через наземный измерительный пункт НИП-10 под Севастополем, входивший в состав общесоюзного командно-измерительного комплекса КИК. Операторы сидели в отдельной комнате НИПа перед черно-белыми мониторами с электронно-лучевыми трубками, на которых отображались поверхность Луны и телеметрия систем лунохода. Для руления использовались специальные пульты с ручками управления наподобие тех, которыми оснащались пилотируемые космические корабли. Перемещение ручки преобразовывалось в команды, передаваемые через антенну на луноход. Пункт управления луноходами.
Источник Формирование экипажа лунохода началось еще при проектировании аппарата. Кандидаты подбирались из числа офицеров КИК.
В итоге луноход в три раза перекрыл свой гарантированный ресурс. Однако, он был все же не бесконечен. До 18 июня 1971 года конец восьмого лунного дня во всех сообщениях ТАСС говорилось, что состоянии служебных систем аппарата «нормальное», после восьмой ночи «нормальное» сменилось «удовлетворительным». Последний сеанс с луноходом завершился 14 сентября 1971 года в 16:05 мск. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971 года. Суммарная длительность активного функционирования самоходного аппарата «Луноход-1» составила 301 сутки 06 часов 37 минут.
В мае 1974 года дальнейшие работы с носителем Н-1 и вся программа Н1-Л3 были завершены. Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров.
После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли.
Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована. Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники.
Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера.
Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В.
Американцы вcе-таки обнаружили советский «Луноход-1». Он не на Земле
Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров. Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо. Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут. Несмотря на это с «Лунохода-1» было получено 218 панорам. Панорама, снятая «Луноходом-1» Интересно, что фототелевизионная система использовалась для движения лунохода, когда радиолиния уже не могла передавать данные малокадрового телевидения: «С помощью фототелевизионных панорам производилась оценка труднопроходимых участков маршрута лунохода. Такой анализ проводился во время первого, второго, третьего и шестого лунных дней. Максимальное расстояние, на которое можно было безопасно перемещать самоходный аппарат, составляло 15 метров».
Несколько замечаний также получил и наземный комплекс управления. Такая подробная «история болезни» первого лунохода и внимательно проделанная работа над ошибками позволили провести вторую лунную миссию на очень высоком уровне и существенно продвинуться в развитии систем дистанционного управления самоходными автоматическими станциями для исследования других планет.
Лавочкина ныне НПО им. Заводское КБ возглавил Георгий Бабакин, который и занялся лунной машиной в целом. Техническое задание на ходовую часть лунохода главный конструктор Бабакин подписал 18 июня 1966 года. Выбор движителя — колесо или гусеница, шагающий или прыгающий способ поворота, функционирование в условиях вакуума и вездесущей пыли, при громадном перепаде температур — вот небольшой перечень проблем, которые предстояло решить при разработке шасси.
И созданный восьмиколесный движитель советского планетохода можно было назвать настоящим чудом техники. Каркас каждого колеса — три титановых обода, обтянутых сеткой из нержавеющей стали и снабженных титановыми грунтозацепами. Каждое колесо с собственным приводом — мотор-колесо, как их еще называют. Упругая подвеска — пучковые торсионы без центрального стержня, изготовленные из титанового сплава. Каждый движитель с пиротехническим устройством для разблокировки колеса — если вдруг заклинит при движении по Луне. В создании шасси участвовал даже Харьковский велосипедный завод — там выполняли балансировку и «спицевание» колес.
Первая — вперед! Сообщалось, что «управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи ЦДКС с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности». Уже на следующий день ТАСС информировал, что без человеческого вмешательства планетоход обойтись не может. В сообщении от 19 ноября говорилось, что в процессе работы решалась «отработка метода управления самоходным автоматическим аппаратом… Системы теленаблюдения и радиотелеметрии позволили операторам, осуществляющим управление луноходом из ЦДКС, уверенно вести самоходный аппарат по маршруту, контролировать прохождение препятствий и следить за состоянием бортовых систем». Из почти пятидесяти кандидатов остались только одиннадцать. Без имен и фамилий их представили на страницах газеты «Правда», публикуя репортаж из пункта управления луноходом в Симферопольском центре дальней космической связи: «Это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек — рубиновыми пятиугольниками с рельефными буквами СССР» кстати, эти значки приобрел для своих товарищей Вячеслав Довгань — водитель второго экипажа.
Управляли сначала первым, а затем и вторым луноходом экипажи двух команд, работавших поочередно. В каждой команде — пятеро: командир, водитель, штурман-навигатор, бортинженер и оператор остронаправленной антенны. Только они могли непосредственно влиять на движение лунохода. А бортинженер и штурман были неподалеку, они наносили на карту маршрут, занимались расчетами. Через два часа за управление садился второй экипаж.
И был получен ответ.
Читайте также: Гелий-три — энергия будущего Его вернули Ответ, мгновенно поступивший с Луны, конечно, обрадовал. Но и озадачил. Он был столь четким, словно бы отражатель кто-то почистил. Да еще точно повернул в сторону Земли. А тут — более 2000 с первой попытки. Это очень странно.
Исследователь удивляется еще и потому, что сам обнаружил: эффективность действующих на Луне отражателей снизилась примерно в 10 раз. То есть те, которые были оставлены на «Луноходе-2» и установлены астронавтами миссий «Аполлон-11», «-14» и «-15» сильно испортились. Возможно, запылились. Или поцарапались. А прибор на «Луноходе-1» , один из самых старых, отражает, как новый. Будто и 40 лет не прошло.
Загадка… Напомним, зонд LRO передал на Землю снимки всех мест, где высаживались американские астронавты. Оставленная техника там видна. Хоть и не настолько четко, чтобы совсем уж избавить от сомнений. Канадцу было легче — брат-близнец «Лунохода-1» никуда не пропадал, стоял в Море ясности. А его отражатели отражали. Она села примерно в 150 километрах от американского Аполона-17.
И по одной из легенд аппарат поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2», оснащенный камерой, должен был снять оставленную астронавтами технику. И подтвердить, что они там действительно были. Похоже, что в СССР все-таки сомневались, хотя никогда официально в этом не признавались. Наш самоходный аппарат проехал 37 километров — это рекорд передвижения по другим небесным телам. Он реально мог бы добраться до Аполлона-17, но зацепил рыхлый грунт с кромки кратера, перегрелся от этого и сломался.
Историческое попадание Американские ученые попали в советский луноход лазерным лучом — такая новость появилась в пишущих о науке СМИ в конце апреля. Теперь специалисты намерены использовать «проснувшийся» луноход для проведения различных научных экспериментов и даже проверить с его помощью теорию относительности. История вопроса Прежде чем рассказать, как созданная в 1970 году машина с недоброй славы радиоактивным изотопом полония внутри связана с Альбертом Эйнштейном, коротко напомним, какие события предшествовали появлению описываемой новости. Дистанционно управляемый самоходный аппарат-планетоход «Луноход-1» разрабатывался в НПО имени Лавочкина в рамках советской космической программы. После успеха «Спутника» и знаменитого гагаринского «Поехали! В Крыму под Симферополем был создан полигон, на котором будущие обитатели лунной базы тренировались управлять специальными аппаратами для передвижения по лунному грунту, а инженеры-испытатели учились контролировать передвижения «беспилотных» луноходов — машин класса «Луноход-1».
В общей сложности было построено четыре таких машины. Одна из них должна была стать первым земным объектом, достигшим поверхности спутника.
На луноходах было сразу две телевизионные системы. Одна была предназначена для оперативного управления аппаратом. Ее камеры ориентировались по направлению движения. Вторая обеспечивала панорамирование в двух плоскостях: в горизонтальной плоскости лунохода — для высокоточной топографической съемки на 360 градусов, и в вертикальной плоскости было установлено по одной камере с левого и правого борта — для решения навигационных задач. К слову, качество панорамных изображений вполне соответствует современному уровню. Телевизионная система играла ключевую роль в управлении движением аппарата. Насколько сложно было наладить качественное взаимодействие на уровне «человек-машина»? Луноход — это робот, подобный современным радиоуправляемым игрушкам, которые можно купить в детском магазине.
Принципиальное отличие состоит в том, что он находится на другом небесном теле на расстоянии почти 400 тысяч километров от Земли. Радиосигнал проходит это расстояние за время немногим больше секунды. Вследствие этого общая задержка в контуре управления движением лунохода составляет существенно более трех секунд: около одной секунды тратится на приход команды от Земли, еще около секунды — на подтверждение исполнения команды луноходом, и более секунды — на собственно исполнение команды луноходом, реакцию водителя и исполнительных механизмов. Фото: РКС Это можно сравнить с торможением автомобиля на скользкой дороге. Вы нажали на тормоз, а машина еще какое-то время продолжает движение вперед. На лунном расстоянии очень сложно создать высокоскоростной радиоканал, способный передавать подвижные изображения, подобно вещательному телевидению. Водитель лунохода вместо динамической телевизионной картинки наблюдал лишь слайды с изображением поверхности Луны, сменявшиеся с частотой в диапазоне от одного слайда в три секунды до одного слайда в двадцать секунд. Как это происходит на практике? Допустим, вам требуется продвинуться на расстояние десять метров вперед, вы отправляете команду и ждете ее исполнения, и лишь через несколько секунд видите изображение нового участка поверхности. Так очень легко попасть в аварийную ситуацию.
Водителю надо постоянно предугадывать развитие событий. Эта нетривиальная задача требовала особых навыков у водителей. Они отрабатывались на Земле на специальных «лунодромах». На них воспроизводились лунные условия? Основных лунодромов было два. На этапе разработки технических решений испытывался макет лунохода, который передвигался в ангаре. Его подвешивали на специальных резиновых канатах, чтобы имитировать лунную силу тяжести, которая в шесть раз меньше, чем на Земле. В таком «обезвешенном» состоянии сцепление колес становилось меньше, и тогда можно было понять, как он реально будет двигаться по Луне. Так имитировалось поведение шасси, сначала без телевидения — мы участвовали на этом этапе как наблюдатели. Материалы по теме: 7 октября 2016 Потом, когда луноход уже был создан, небольшой «лунодром» был построен в Симферополе, около наземного Центра управления, буквально во дворе.
Все как сегодня в компьютерной игре: экраны, джойстики. Задержка в передаче сигнала была смоделирована. Там луноход управлялся не по радио, а по проводам.
Маршрут Луна — Чернобыль. Кто придумал планетоход
На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет. А вот описание проблем на борту «Лунохода-1» и обстоятельств их возникновения. 17 ноября 1970 года на Луну был доставлен советский Луноход. Почему советский луноход — это космическая танкетка, а не лунный трактор, и как операторы «Лунохода-1» поздравили женщин из своей команды с 8 марта в 1971 году. Всемирно известный луноход Бабакина СССР, луноход. В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году.
Запуск «Лунохода-1»
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне | КП Наука | Дзен
- Инфляция по-советски: как в СССР обесценивались деньги.
- Последние новости
Рассылка новостей
- Арабский халифат и его распад
- «Луноход-1» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Публикации
- Чем закончилась история первого лунохода, запущенного СССР?
Советские луноходы: что вы точно не знали
Кажется, что и сейчас — фотографией из советского журнала — перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн. А всё-таки, какой он? По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке в «кастрюле» размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами одна резервная , четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной о ней речь впереди и прочей хитрой техникой.
Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась — в зависимости от ландшафта — от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере.
Зайцев от имени С. Старовойтову, который имел смелость принять это предложение. Осенью 1965 г.
Лавочкина МЗЛ. Главным конструктором «Лунохода-1» стал Г. Кемурджиан стал главным конструктором самоходного автоматического шасси САШ. В новой кооперации работы получили сильный импульс развития. Летом 1968 г. Именно эти пять лет стали звёздными в судьбе Александра Леоновича, который в процессе создания САШ «Лунохода-1» не только обеспечил выполнение конкретного задания, но и создал высоко профессиональный коллектив, школу космического транспортного машиностроения. Родился Александр Леонович 4 октября 1921 г. Когда ему исполнилось пять лет, после многочисленных переездов семья осела в Баку, где прошли его детские и юношеские годы [7].
Учился он очень хорошо. Эта оценка превалирует в итоговых документах каждого года обучения. Другим документом, характеризующим школьные успехи Саши Кемурджиана, является табель ученика 9 «б» класса 26 школы Октябрьского района г. К этому времени высшей стала оценка «отлично», он получил её по всем предметам, кроме письменной части экзамена по литературе, оцененной на «хорошо». В 1939 г. Александр Леонович делает попытку поступления в Московский авиационный институт, но из-за отсутствия мест в общежитии возвращается в Баку. Главный конструктор самоходного шасси луноходов А. Кемурджиан 1921-2003 Рис.
Главный конструктор луноходов Г. Бабакин 1914-1971 В этом же году во время призыва в армию А. Кемурджиан был признан негодным к воинской службе по состоянию здоровья. У него оказалось слабое зрение. Оказавшись дома, он устраивается диктором на азербайджанское радио в его русскоязычную редакцию. Родители А. Кемурджиана примерно 1926 год, Владикавказ [7] Рис. Баумана [7] В 1940 г.
Баумана МВТУ на танковый факультет. С началом Великой Отечественной войны пытается попасть на фронт, но безуспешно. В училище он проучился до 1942 г. Кемурджиан получил отказную резолюцию. После этого его зачислили в артиллерийское училище. После окончания шестимесячных курсов в училище он направляется в 162-ю Среднеазиатскую, впоследствии Новгород-Северскую, Краснознамённую, ордена Суворова II ст. Дивизия формировалась в Ташкенте в ноябре-декабре 1942 г. В конце марта 1943 г.
Кемурджиан — курсант Ленинградского артиллерийско-технического училища, г. Ижевск, 1942 г. Кемурджиан закончил войну в Померании с боевыми наградами, 1945 г. После пребывания во втором эшелоне с апреля по июнь 1943 г. Сначала были бои под этим селом, а потом — участие во взятии г. Свой боевой путь А. Кемурджиан завершил в Померании, участвуя 3 мая 1945 г. За участие в боевых действиях А.
Кемурджиан был награждён Орденами Красной Звезды 1944 , Отечественной войны 1945, 1995 , несколькими медалями, в т. Демобилизовался из армии в 1946 г. Фронтовая закалка, личное участие в победных боях — всё это, по мнению авторов, способствовало формированию сильного, волевого характера А. В 47-летнем периоде работы А. Кемурджиана во ВНИИ-100 можно выделить несколько этапов постижения профессии и реализации его таланта специалиста, учёного, научного руководителя, лидера нового направления в технике [7, 8, 9]. Инженерный корпус ВНИИ-100 и мемориальная доска у входа в институт со двора. К 1963 г. Кемурджиан приобрёл большой опыт и навыки руководителя комплексных проектов.
Он обладал сильной волей, мгновенной реакцией, проницательным умом и дипломатическими способностями руководить талантливыми, неординарными людьми, которые никогда бы не согласились на подчинённые отношения друг с другом. Это стимулировало генерацию конкурентных идей, порой ожесточённые дискуссии, но приводило не к разрыву отношений, а к принятию единственно верных в тот период, тщательно продуманных решений. Например, примирить сторонников колёсного и гусеничного движителей казалось невозможным делом. Институт был танковым, так что некоторыми его сотрудниками колесо воспринималось как измена делу их жизни. Но для лунохода с его мизерными, в сравнении с танками, мощностями, приводные колёса оказались более надёжным и лёгким движителем. Независимая подвеска колёс, выбранная колёсная формула 8х8 САШ «Лунохода-1» с бортовым танковым способом маневрирования, обеспечивала уверенные повороты на месте и в движении за счёт эффективной работы двух пар средних колёс. Обеспечивалась высокая проходимость на сложном рельефе и слабо связных грунтах. При этом компоновка позволяла перейти на двух гусеничный движитель в случае, если на ходовых испытаниях были бы выявлены недостатки колёс.
Это привело к некоторому балансу интересов и именно в группе ходовой части, руководитель которой М. Кемурджиан с группой ведущих специалистов космического отделения, 1971 г. Слева направо, 1-й ряд: А. Бравчук, Л. Вайсфельд, Л. Поляков, М. Шварцбург, А. Кемурджиан, А.
Соловьёв, М. Маленков, А. Носов; 2-й ряд: И. Розенцвейг, В. Мишкинюк, А. Кудрявцев, П. Сологуб, В. Егоров, М.
Плигин, Б. Лубенко; 3-й ряд: В. Комиссаров, Н. Бечвай, Б. Гладких, В.
Спутникам не удавалось засечь потерянный аппарат, и его посчитали пропавшим. Спустя целых 40 лет астрономы из США заметили тот самый некогда потерянный на Луне аппарат. На верхней его части находился специальный отражатель. В него специалисты из США и угодили сильным лазерным лучом. Ко всеобщему удивлению, от потерянного аппарата последовал ответный сигнал.
Астрономов больше всего смутил тот факт, что отраженный луч был очень чистым. Такой сигнал подают действующие устройства, за приборами которых тщательно следят специалисты.
Статья по теме: «Роскосмос» опубликовал документы к 50-летию полета станции «Луна-16» Китайские луноходы и американские марсоходы, несущие на борту все более совершенные приборы и оборудование, становятся научными инструментами долговременного, а то и постоянного пользования.
В 2022 году планируется запуск европейского марсохода в рамках совместной российско-европейской программы ExoMars. Работают над аналогичными задачами в Индии и Израиле. Наличие последователей — главное практическое доказательство гениальности создателей лунного первопроходца, с которого начинается история мобильной космической робототехники.
Сергей Павлович настойчиво искал возможных разработчиков лунного самоходного аппарата в собственном коллективе, обращался с предложениями выполнить проектные исследования в транспортные НИИ и КБ Москвы и Ленинграда. Головной институт танковой отрасли ныне это ВНИИТрансмаш, расположенный на территории Горелова был создан для сохранения достигнутого к концу войны превосходства советских танков. Здесь никогда не занимались космической техникой, но начальник отдела новых принципов движения Александр Кемурджиан, которому было поручено руководство новой темой, увидел в ней не временную, частную, а стратегическую государственную задачу: создать новое направление, сочетающее технологии и лучшие качества внедорожной транспортной и космической отраслей машиностроения.
Кемурджиан сохранил функции главного конструктора самоходного шасси лунохода и тогда, когда Сергей Королев передал тематику автоматических космических аппаратов в ОКБ-301 Машзавода им. Лавочкина МЗЛ. Главным конструктором лунохода стал Георгий Бабакин.
Общая задача объединила опытное производство, ряд отделов и служб института; количество участников достигало примерно пятисот человек.