И где сегодня России искать точку опоры — в чем ее судьба? Раствориться в Европе, превратившись в ее большую, но уже не самостоятельную часть? Сейчас решается судьба России и её будущее место в мире, заявил глава Службы внешней разведки (СВР) Сергей Нарышкин. Новости Смоленска: В настоящее время решается судьба России, какое место она будет занимать в мире. Программа литературно-музыкального фестиваля «Судьба России»Размер: 1.84 МБОбновлен: 07 марта 2024. И где сегодня России искать точку опоры — в чем ее судьба? Раствориться в Европе, превратившись в ее большую, но уже не самостоятельную часть?
Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- ПОПОЛНЕНИЕ НЕ ЗА ГОРАМИ
- Судьба России – в наших руках!
- Глава СВР Нарышкин заявил, что сейчас решается судьба РФ
- Иванъ Александровичъ Ильинъ. СОВѢТСКІЙ СОЮЗЪ – НЕ РОССІЯ. (Памятные тезисы).
- Последние новости о России и россиянах - РТ на русском
- Россия – последние новости
ВОПРОС РЕБРОМ
- Какие испытания ждут Россию и страны мира в 2023 году: пророчества и предсказания
- Россия: последние новости
- Арабский халифат и его распад
- Шойгу заявил о решающем моменте в судьбе России: Политика: Россия:
- Телеканал РОССИЯ 1
- Нарышкин: Судьба России определяется сейчас
В Кремле ответили на вопрос о судьбе СВО
Судьба России. История Государства. У кого нет памяти о прошлом, у того нет и будущего. Судьба Византии для России – это «Русская Греция» с течением времени и возрожденной новой империей Турана. Офицер ВСУ: Создание российской группировки войск «Север» является прямым следствием атак ВСУ на Белгородскую область. И сейчас решается судьба России, она никогда не отступит в вопросах обеспечения своего суверенитета. Руководство России начало спецоперацию на Украине, имея на руках точные данные об обстановке в мире. Шойгу заявил, что сейчас решается судьба России и определяется ее геополитическое будущее. Фото: Михаил Метцель / РИА Новости.
ВОПРОС РЕБРОМ
- Россия: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
- Не Восток, не Запад
- Какие испытания ждут Россию и страны мира в 2023 году: пророчества и предсказания
- Пророчества русского Нострадамуса о России 2021-2030 года
От судьбы России зависит и судьба Китая
«Думаю, что сегодня ни у кого уже нет никаких иллюзий: на Украине решается судьба России, судьба Европы и судьба Русского мира. Прямо сейчас, уверен министр, решается судьба России, определяется наше общее геополитическое будущее. Василий Немчин, которого называют русским Нострадамусом, сделал некоторые прогнозы, предсказания по поводу судьбы России 2021-2030 года.
Россия – последние новости
В 1999-м, например, было 1,16 всего - хуже, чем во время Великой Отечественной войны. Семьи с двумя детьми были тогда редкостью, а то и вовсе люди вынужденно откладывали рождение ребенка", - сказал президент. Читайте нас в.
Ни индустриализации, ни полетов в космос, ни атомной бомбы. Предположим, что консервативная часть наших собеседников связывает XX век с разрушением православных ценностей, а либеральная — с репрессиями и подавлением прав человека. Пусть это местами, может быть, и ненужные амбиции. Например, к концу девятнадцатого века Россия была на подъеме, развивалась, экономика была на коне, валюта крепкая, экспорт рос. Технологий каких-то у нас не было, но мы все это импортировали. И могла ветка истории так уйти, что мы бы стали новыми США или Китаем.
Но эта ситуация тоже возникла не просто так, а вследствие сотен лет борьбы за эти территории, сюда наложились и войны, и дипломатия, и торговля». К слову, часто звучит тезис, что Россия всегда обладала большим потенциалом, но не смогла его реализовать в полной мере. И главную вину за это возлагают на события прошлого века. Распад же СССР оценивают в обе стороны, а последствия практически не рефлексируют. Получилось, что восемьдесят лет с лишним немножко выкинуты». Трагедии, победы, гордость, агрессивность Тем не менее большинство респондентов убеждены, что историей России — и победной, и трагической — важно и нужно гордиться, а также передавать эту гордость молодым поколениям.
Мы провоцировали собеседников расхожей фразой о том, что Россия никогда ни на кого не нападала, а лишь защищалась. Но были разбиты всеобщим прагматизмом: речь идет о безоценочной исторической данности, все империи расширяются и тем самым неизбежно вступают в конфликты с окрестными территориями. Защищают свои границы — и вынуждены предвосхищать нападения. Другой вопрос, как выстраиваются отношения с завоеванными народами. И тут у России, вероятно, уникальный опыт «толерантной» экспансии. Как это интерпретировать, было ли это нападением на Казанское ханство и Астраханское?
Или это неизбежный шаг? Империя подразумевает рост территории. Она движется и сохраняется, в том числе для защиты своих рубежей. Они же разрушали много веков русскую землю. Крымское ханство, сколько оно зла причинило, сколько миллионов было угнано за много веков! У нас первое — это склонность к расширению.
Второе — это умение сожительствовать с другими народами». Очень интересно, что лишь двое респондентов назвали Россию военной державой. А на прямой вопрос об «агрессивности» нашего государства или населения последовало всеобщее непонимание. В истории России действительно много и побед, и поражений — их респонденты перечисляют буквально, и чаще всего речь идет именно о военных кампаниях, но эти явления оцениваются исключительно с точки зрения естественного строительства империи. И вообще свойственны почти всем странам мира. Если у них есть возможность, они будут грызть других.
Я думаю, что проецировать общечеловеческие ценности на взаимоотношения между государствами, мягко говоря, вообще неправильно. Кирпич падает с крыши. А ты стоишь и думаешь: сейчас он прилетит, и мы с ним пообщаемся. Привет, кирпич! А он летит, набирает скорость. Ты думал почему-то, как истинный либерал, что мы сейчас с кирпичом пообщаемся, чайку выпьем.
Персонально ваш. А вышло совершенно иначе. Вышло — шмяк, и привет. Просто потому, что кирпич набрал скорость. Ты думал, что оно общечеловеческое, а оказалось, что оно просто закономерность». И многие народы к нам приходят для защиты.
Особо мы никогда ни к кому не лезли, и не бывает у нас нападения просто так, чтобы взять какие-то запасы золота, серебра». Здесь уместно обсудить и другой наш вопрос — об отношении к армии, и еще частность — отношение к военной форме на детях. Вообще ни у кого не возникло сомнений, что России нужна сильная, современная армия: это как минимум вызов времени, поскольку мир входит в эпоху жесткой конкуренции. Но когда я был маленьким, я хотел быть военным, представляешь? Конкретно про мальчиков — это часть воспитания. Ничего тут такого нет».
Наконец, последняя часть темы об оценке исторического фундамента России связана с ресурсами: возможно ли, что без богатства наших недр экономика была бы более сложной, а мы жили бы успешнее? И разве справедливо, что Россия контролирует слишком много земель и ресурсов для такого малого населения и ни с кем не делится, как считают некоторые западные партнеры? И здесь наши собеседники были солидарны: ресурсные богатства нам ниспосланы Богом или судьбой, мы много за них бились и заслужили. Другой вопрос, что извлекать из них максимальную пользу мы так и не научились. Причем наши собеседники, большинство из которых представители бизнеса и промышленности, имели в виду вовсе не справедливое перераспределение доходов от продажи нефтегаза, а настаивали на необходимости создавать более сложную экономику переделов и извлекать больше выгоды из переработки. И никому ничего мы не обязаны.
Мало ли кто что говорит. Бог каждому дал свою ношу. России, значит, по силам». В конце девятнадцатого века Россия обладала довольно-таки прогрессивной экономикой, несмотря на практически нулевую роль нефти и газа в мировой системе распределения добавленной стоимости. Основной вред экономике нанесло не наличие ресурсов, а отказ переходить от индустриальной модели к постиндустриальной». Миссия России Продажа ресурсов — одна из важных миссий России, встречается и такая точка зрения: мы спасаем мир от ресурсного голода.
Тема миссии в целом получилась очень непростой и довольно размытой. В одном из созвучных исследований мы видели, как на фокус-группах в ответ на просьбу описать миссию России первым словом неизменно называли «спасение», но с трудом конкретизировали его смысл, точнее, предлагали массу вариантов: спасение ценностей, спасение гуманитарное, спасение мира, спасение от нехватки ресурсов. Однако у наших респондентов по популярности лидировало слово «сохранение» «Мы же не просто здесь находимся. Здесь все очень особенное. И вопрос не в этой самости или особенности, а вопрос в том, что эта особенность не могла нам быть дадена просто так. Наверное, у нас действительно есть смысл и миссия.
Я предположу, что о миссии своей страны думает значительно больше людей, чем о ее будущем». В этой части исследования получилось больше всего полярности, и кажется, что тема миссии в итоге неразрывно связана с представлениями о ценностях и логично подчеркивает идеологическую разность респондентов. С точки зрения консерваторов, традиционные ценности — это семья, патриотизм, православие, культура, люди, и миссия России — их защищать. Люди либеральных взглядов часто обходят стороной и вопрос о ценностях, а следом и понятие миссии страны, подчеркивая индивидуалистский характер вопроса. Или видят миссию государства в создании блага и свободы для каждого гражданина. Миссии традиционалистов: Ответственность за других.
Вот сказал великий серб. Он считал, что каждый русский несет ответственность за какую-то часть мира» Спасение мира. То есть у нас, у России, есть миссия — удерживать мир на планете. А у сатаны есть своя миссия — каждые сто лет проверять: ну как там, не ослабла Россия со своей миссией? Сохранение семейных ценностей. И я очень рад, что родился и живу в стране, где этой ценности придерживаются и охраняют ее».
Ценности совсем другие пропагандировали все эти годы молодежи нашей: потребительство, материальные ценности, гедонизм. И поэтому ценность создания семьи сейчас должна быть на первом месте». Сохранение православия. Миссией России была защита православной веры». Поэтому любые твои решение должны быть обусловлены этой задачей. Сегодня Россия — это апологет неоконсерватизма.
Условный пример. Я понимаю, что говорю слишком общо, но мне кажется, что это то, что проскальзывает в том конфликте, который сейчас есть». Миссии нетрадиционалистов Интересно, что в отсутствие ценностных оснований на место объекта «спасения» или «продвижения» выходит идеология, чаще всего левая. Респонденты вспоминают о миссии, которая была свойственна советскому Союзу. И даже огорчаются, что такой миссии-идеологии Россия лишена сейчас. Сейчас Россия спасает мир от перехода социума с разумно- рациональной поведенческой модели на эмоциональную».
Есть запрос на определенную идеологию в мире. И эта идеология левая, конечно. И сейчас левую идеологию окучивает Америка. Именно как такую сектантскую хрень. Я не вижу сейчас потенции у страны родной, чтобы какую-то идею тащить. Для кого она?
Она для русских. А у нас в стране живут татары, буряты. И надо им предложить какой-то созидательный смысл вообще». Традиционные ценности Следовало бы ожидать неприятия или непонимания задачи обозначить традиционные ценности для России от лагеря «нетрадиционщиков». Однако вопрос срезонировал, и большинство наших собеседников уверенно назвали главную непреходящую ценность — семью, иногда в паре с родиной, патриотизмом. Родина на втором.
Это базовые понятия. В любом обществе человек должен в первую очередь ценить свою собственную семью — это физиологически, эволюционно заложенные в человеке разумном обязательства. Ты должен сохранить свое потомство для того, чтобы оно жило. Ты должен любить эту родину, которая дала тебе приют. Именно поэтому я считаю крайне показательным отсутствие семей у лидеров европейских государств.
Posted 26 июня 2023,, 19:05 Published 26 июня 2023,, 19:05 Modified 26 июня 2023,, 19:30 Updated 26 июня 2023,, 19:30 «Заявления, без преувеличения, определят судьбу России»: Путин выступил 27 июня ВИДЕО 26 июня 2023, 19:05 «Заявления, без преувеличения, определят судьбу России»: Путин выступил 27 июня По непроверенным данным, выступление состоится в начале первого часа ночи 27 июня по уральскому времени Сюжет Мятеж 24 июня 2023 года Выступление президента России анонсировал пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Ожидается, что глава Российской Федерации в прямом эфире выступит в ночь с 26 на 27 июня 2023 года.
По мнению Сергея Нарышкина, сейчас определяется судьба и роль России и то место, которое она займет в мире. Руководитель разведывательного ведомства, принимая участие в заседании экспертного совета, посвященного историческому образованию, подчеркнул, что государство никогда не уступит в вопросе обеспечения собственного суверенитета. По его словам, россиянам всегда нужно помнить о суверенитете как о гаранте движения страны вперёд к светлому будущему.
Судьба России в контексте империй и революций ХХ века
Американский журнал Politico представил пять возможных сценариев судьбы РФ в предстоящие годы, во время очередной каденции Путина: Расцвет демократии. Калининградка Марина Дагай — о глобальных переменах и судьбах людей. моя судьба".Она посвящена. Сейчас решается судьба России, определяется ее геополитическое будущее, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. РИА Новости, 21.06.2023. цитата из пророческого журнал The Economist. В июне 2023 года ожидается кардинальный перелом в мировом конфликте, расстановка сил изменится, многое для судьбы России и россиян.
«Судьба Царя – судьба России»
Издание напоминает слова Киссинджера, сказанные им на недавнем форуме в Давосе, о том, что американские «либеральные демократы» из Белого дома из-за надвигающейся продовольственной катастрофы потерпят поражение на критически важных промежуточных выборах. При этом Евросоюз охватят внутренние распри. Кроме того, США потеряют международный авторитет из-за того, что не смогут предотвратить голод и вызванную им гуманитарную катастрофу в странах-партнерах Ближнего Востока и Северной Африки. В свою очередь Европу накроет волна голодных и озлобленных мигрантов , что усугубит дефицит продовольствия и товаров первой необходимости в самом Евросоюзе.
В первую очередь от этого страдают фермеры», — цитирует автора издания «ПолитРоссия».
По его словам, в аэропорту Внуково в зоне временного содержания находятся 954 гражданина Таджикистана, при этом еще 22 уже выдворили из страны. Взрыв прогремел в подконтрольном ВСУ городе Запорожье на фоне воздушной тревоги, сообщает в воскресенье украинский телеканал «Общественное» в Telegram. Об этом он рассказал в эфире YouTube-канала «Прямой». Россия может создать санитарную зону в несколько десятков километров в Харьковской области, и этого нужно бояться, заявил депутат Рады Роман Костенко в эфире YouTube-канала «Прямой». Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский заявил в Telegram-канале об обострении ситуации на фронте и отметил, что российские войска имеют значительное преимущество и тактические успехи.
Истребительный полк командира Александра Романова перебрасывают в Анапу для усиления авиационных соединений в предстоящем наступлении на Крым.
Александру удаётся захватить ценный трофей — немецкий истребитель новой модификации. Вражеский самолет отправляют в одно из подмосковных конструкторских бюро, вскоре туда попадает и сам Романов. Здесь он находит настоящую любовь, вновь обретает веру в себя и возможность снова оказаться на фронте, в своём полку. Фестиваль за время проведения посетили 39 тысяч зрителей. На торжественной церемонии закрытия были объявлены имена победителей. Сегодня российской фигуристке Камиле Валиевой 18 лет!
Офицеры Минобороны помогли солдату добраться до родного Челябинска. Новорождённые СВО Россия1 244 комментария 2. Детали, которых не видел больше никто. Подробности, которые смогли узнать авторы только одной программы. Смотрите программу «Москва. Путин» сегодня в 22:00 на канале «Россия»!
Пророчество Киссинджера о судьбе России начало сбываться: какое будущее ждет страну?
И сейчас решается судьба России, она никогда не отступит в вопросах обеспечения своего суверенитета. Руководство России начало спецоперацию на Украине, имея на руках точные данные об обстановке в мире. Руководитель внешней разведывательной службы Сергей Нарышкин отметил, что сейчас Россия переживает действительно исторически значимый момент.
Новости Рубцовска
моя судьба".Она посвящена. Этот правитель приведет Россию к величию, а 2024 год станет одним из самых знаковых для русского народа. объективный анализ показывает, что сейчас на фоне затягивания российско-украинского конфликта, и Россия погружена в решение этой задачи, конечно, влияние Китая будет.
Please wait while your request is being verified...
Нарышкин заявил, что сейчас определяется судьба России 10:09, 16 марта 2022 г. В настоящее время решается судьба России, она никогда не отступит в вопросах обеспечения своего суверенитета, заявил в среду директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
Он напомнил, что "главным фактором развития России, стержнем ее тысячелетней истории был и остается суверенитет - право самостоятельно, свободно и осознанно определять свою судьбу". Как подчеркнул глава Российского исторического общества, от этого зависит не только нынешнее благополучие граждан, но и судьба будущих поколений. С защитой суверенитета и поддержания безопасности России связал он спецоперацию на Украине.
Все переходит в совершенно иное измерение.
Те оценки, которые я применял в своих опытах, я считаю внутренне верными, но неприменимыми уже к современным событиям. Все изменилось вокруг в мире, и нужны уже новые реакции живого духа на все совершающееся. Эти новые реакции нужны и для духа, оставшегося верным своей вере, своей идее. Не вера, не идея изменилась, но мир и люди изменили этой вере и этой идее. И от этого меняются суждения о мировых соотношениях.
Ни одна из задач мировой войны не может быть положительно разрешена, и прежде всего не может быть разрешен восточный вопрос. Выпадение России из войны — факт роковой для судьбы войны. И роковой смысл этого выпадения я вижу даже не в том, что он дает перевес враждебной нам стороне. Смысл этого события лежит глубже. Русское падение и бесчестье способствовало военным успехам Германии.
Но успехи эти не слишком реальны, в них много призрачного. Германские победы не увеличили германской опасности для мира. Я даже склонен думать, что опасность эта уменьшается. Воинственный и внешне могущественный вид Германии внушает почти жалость, если всмотреться глубже в выражение германского лица. Германия есть в совершенстве организованное и дисциплинированное бессилие.
Она надорвалась, истощилась и принуждена скрывать испуг перед собственными победами. Ее владычество над огромной таинственной хаотической стихией, в прошлом именовавшейся Великой Россией, не может не пугать ее. Она не в силах совладать с больным и павшим колоссом. Она должна будет отступить перед ним, истощив свои силы. Силы германского народа истощаются все более и более, как и силы всех народов Европы.
И ныне перед европейским миром стоят более страшные опасности, чем те, которые я видел в этой войне. Будущее всей христианской культуры старой Европы подвергается величайшей опасности. Если мировая война будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со старыми своими культурами погрузятся во тьму и мрак. С Востока, не арийского и не христианского, идет гроза на всю Европу. Результатами войны воспользуются не те, которые на это рассчитывают.
Никто не победит. Победитель не в состоянии уже будет пользоваться своей победой. Все одинаково будут побеждены. Скоро наступит такое время, что все равно уже будет, кто победит. Мир вступит в такое измерение своего исторического бытия, что эти старые категории будут уже неприменимы.
Все время войны я горячо стоял за войну до победного конца. И никакие жертвы не пугали меня. Но ныне я не могу не желать, чтобы скорее кончилась мировая война. Если война еще будет продолжаться, то Россия, переставшая быть субъектом и превратившаяся в объект, Россия, ставшая ареной столкновения народов, будет продолжать гнить, и гниение это слишком далеко зайдет к дню окончания войны. Темные разрушительные силы, убивающие нашу родину, все свои надежды основывают на том, что во всем мире произойдет страшный катаклизм и будут разрушены основы христианской культуры.
Силы эти спекулируют на мировой войне, и не так уж ошибочны их ожидания. Всей Европе грозит внутренний взрыв и катастрофа, подобная нашей. Жизнь народов Европы будет отброшена к элементарному, ей грозит варваризация. И тогда кара придет из Азии. На пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до самых оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной верой, с чуждой нам цивилизацией.
По сравнению с этой перспективой вся мировая война есть лишь семейная распря. Теперь уже в результате мировой войны выиграть, реально победить может лишь крайний Восток, Япония и Китай, раса, не истощившая себя, да еще крайний Запад, Америка. После ослабления и разложения Европы и России воцарится китаизм и американизм, две силы, которые могут найти точки сближения между собой. Тогда осуществится китайско-американское царство равенства, в котором невозможны уже будут никакие восхождения и подъемы. Русский народ не выдержал великого испытания войны.
Он потерял свою идею. Но испытания этого может не выдержать и вся Европа. И тогда может наступить конец Европы не в том смысле, в каком я писал о нем в одной из статей этой книги, а в более страшном и исключительно отрицательном смысле слова. Я думал, что мировая война выведет европейские народы за пределы Европы, преодолеет замкнутость европейской культуры и будет способствовать объединению Запада и Востока. Я думал, что мир приближается путем страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической проблемы Востока и Запада и что России выпадет в этом решении центральная роль.
Но я не думал, что Азия может окончательно возобладать над Европой, что сближение Востока и Запада будет победой крайнего Востока и что свет христианской Европы будет угасать. А это ныне угрожает нам. Русский народ не захотел выполнить своей миссии в мире, не нашел в себе сил для ее выполнения, совершил внутреннее предательство. Значит ли это, что идея России и миссия России, как я ее мыслю в этой книге, оказалась ложью? Нет, я продолжаю думать, что я верно понимал эту миссию.
Идея России остается истинной и после того, как народ изменил своей идее, после того, как он низко пал. Россия, как Божья мысль, осталась великой, в ней есть неистребимое онтологическое ядро, но народ совершил предательство, соблазнился ложью. В опытах по психологии русского народа, собранных в этой книге, можно найти многое, объясняющее происшедшую в России катастрофу. Я чувствовал с первых дней войны, что и Россия и вся Европа вступают в великую неизвестность, в новое историческое измерение. Но я верил и надеялся, что в решении таинственных судеб человечества Великой России предстоит активная и творческая роль.
Я знал, что в русском народе и в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Но трудно было допустить, что действие этих начал так далеко зайдет. Вина лежит не на одних крайних революционно-социалистических течениях. Эти течения лишь закончили разложение русской армии и русского государства. Но начали это разложение более умеренные либеральные течения.
Все мы к этому приложили руку. Нельзя было расшатывать исторические основы русского государства во время страшной мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ подозрением, что власть изменяет ему и предает его. Это было безумие, подрывавшее возможность вести войну. Теперь уж иная задача стоит перед нами, да и перед всем миром. Русская революция не есть феномен политический и социальный, это прежде всего феномен духовного и религиозного порядка.
И нельзя излечить и возродить Россию одними политическими средствами. Необходимо обратиться к большей глубине. Русскому народу предстоит духовное перерождение. Но русский народ не должен оставаться в одиночестве, на которое обрекает его происшедшая катастрофа. Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил антихристианских и разрушительных.
Я верю, что раньше или позже в мире должен возникнуть «священный союз» всех творческих христианских сил, всех верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния и с искупления грехов, за которые посланы нам страшные испытания. Виновны все лагери и все классы. Исключительное погружение Европы в социальные вопросы, решаемые злобой и ненавистью, есть падение человечества. Решение социальных вопросов, преодолевающее социальную неправду и бедность, предполагает духовное перерождение человечества.
Целое столетие русская интеллигенция жила отрицанием и подрывала основы существования России. Теперь должна она обратиться к положительным началам, к абсолютным святыням, чтобы возродить Россию. Но это предполагает перевоспитание русского характера. Мы должны будем усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими. Мы должны почувствовать и в Западной Европе ту же вселенскую святыню, которой и мы сами были духовно живы, и искать единения с ней.
Мир вступает в период длительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен. В статьях этих я жил вместе с войной и писал в живом трепетании события. И я сохраняю последовательность своих живых реакций.
Но сейчас к мыслям моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой печали от разрыва с великим прошлым моей родины. Психология русского народа Душа России I Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании. Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности, почти неопределимости этих задач.
С давних времен было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия — особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство — к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого порядка прилипло много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то подлинно народное, подлинно русское. Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема, если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен.
Это биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа. Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит.
Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества. Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока. Но все еще не наступало время признания за духовной жизнью христианского Востока равноправия с духовной жизнью Запада.
На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада, что Толстой и Достоевский идут на смену властителям дум Запада для самого Запада и внутри его. Свет с Востока видели лишь немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может диктовать русская дипломатия.
Славянская раса не заняла еще в мире того положения, которое заняла раса латинская или германская. Вот что должно в корне измениться после нынешней великой войны, которая являет собой совершенно небывалое историческое соприкосновение и сплетение восточного и западного человечества. Великий раздор войны должен привести к великому соединению Востока и Запада. Творческий дух России займет, наконец, великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и западным.
Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России. Война 1914 года глубже и сильнее вводит Россию в водоворот мировой жизни и спаивает европейский Восток с европейским Западом, чем война 1812 года. Уже можно предвидеть, что в результате этой войны Россия в такой же мере станет окончательно Европой, в какой Европа признает духовное влияние России на свою внутреннюю жизнь. Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества. Передовая германская раса истощит себя в милитаристическом империализме.
Призванность славянства предчувствовали многие чуткие люди на Западе. Но осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу стихийных сил истории. Необходимы творческие усилия национального разума и национальной воли. Для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Россия — противоречива, антиномична.
Душа России не покрывается никакими доктринами. И поистине можно сказать, что Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений. А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в полном противоречий бытии России факты для подтверждения своей веры. Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость. Тогда русское самосознание освобождается от лживых и фальшивых идеализаций, от отталкивающего бахвальства, равно как и от бесхарактерного космополитического отрицания и иноземного рабства.
Противоречия русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие. Это яснее всего видно на самой характерной нашей национальной идеологии — славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении — Достоевском — русском из русских. Вся парадоксальность и антиномичность русской истории отпечатлелась на славянофилах и Достоевском. Лик Достоевского так же двоится, как и лик самой России, и вызывает чувства противоположные.
Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине Христова любовь, сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы во Христе Великий Инквизитор мирится с рабьей покорностью. Не такова ли и сама Россия? Россия — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире.
И русский народ — самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты — все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм — явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым. Славянофилы и Достоевский — такие же в сущности анархисты, как и Михаил Бакунин или Кропоткин. Эта анархическая русская природа нашла себе типическое выражение в религиозном анархизме Льва Толстого.
Русская интеллигенция, хотя и зараженная поверхностными позитивистическими идеями, была чисто русской в своей безгосударственности. В лучшей, героической своей части она стремилась к абсолютной свободе и правде, не вместимой ни в какую государственность. Наше народничество — явление характерно-русское, незнакомое Западной Европе, — есть явление безгосударственного духа. И русские либералы всегда были скорее гуманистами, чем государственниками. Никто не хотел власти, все боялись власти, как нечистоты.
Наша православная идеология самодержавия — такое же явление безгосударственного духа, отказ народа и общества создавать государственную жизнь. Славянофилы сознавали, что их учение о самодержавии было своеобразной формой отрицания государства. Всякая государственность представлялась позитивистической и рационалистической. Русская душа хочет священной общественности, богоизбранной власти. Природа русского народа сознается, как аскетическая, отрекающаяся от земных дел и земных благ.
Наши левые и революционные направления не так уже глубоко отличаются в своем отношении к государству от направлений правых и славянофильских, — в них есть значительная доза славянофильского и аскетического духа. Такие идеологи государственности, как Катков или Чичерин, всегда казались не русскими, какими-то иностранцами на русской почве, как иностранной, не русской всегда казалась бюрократия, занимавшаяся государственными делами — не русским занятием. В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет». Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле. Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве.
Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия — земля покорная, женственная. Пассивная, рецептивная женственность в отношении государственной власти — так характерна для русского народа и для русской истории [1]. Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для безгосударственного русского народа; она не из него созидалась, а приходила как бы извне, как жених приходит к невесте.
И потому так часто власть производила впечатление иноземной, какого-то немецкого владычества. Русские радикалы и русские консерваторы одинаково думали, что государство — это «они», а не «мы». Очень характерно, что в русской истории не было рыцарства, этого мужественного начала. С этим связано недостаточное развитие личного начала в русской жизни. Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворенности в стихии земли, в лоне матери.
Рыцарство кует чувство личного достоинства и чести, создает закал личности. Этого личного закала не создавала русская история. В русском человеке есть мягкотелость, в русском лице нет вырезанного и выточенного профиля. Платон Каратаев у Толстого — круглый. Русский анархизм — женственный, а не мужественный, пассивный, а не активный.
И бунт Бакунина есть погружение в хаотическую русскую стихию. Русская безгосударственность — не завоевание себе свободы, а отдание себя, свобода от активности. Русский народ хочет быть землей, которая невестится, ждет мужа. Все эти свойства России были положены в основу славянофильской философии истории и славянофильских общественных идеалов. Но славянофильская философия истории не хочет знать антиномичности России, она считается только с одним тезисом русской жизни.
В ней есть антитезис. И Россия не была бы так таинственна, если бы в ней было только то, о чем мы сейчас говорили. Славянофильская философия русской истории не объясняет загадки превращения России в величайшую империю в мире или объясняет слишком упрощенно. И самым коренным грехом славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели. Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в орудие политики.
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства.
Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия.
И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности. Невозможна была свободная игра творческих сил человека. Власть бюрократии в русской жизни была внутренним нашествием неметчины. Неметчина как-то органически вошла в русскую государственность и владела женственной и пассивной русской стихией.
Земля русская не того приняла за своего суженого, ошиблась в женихе. Великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своем необъятном государстве. Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано. Здесь скрыта тайна русской истории и русской души. Никакая философия истории, славянофильская или западническая, не разгадала еще, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность, почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?
Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере. Та же антиномичность проходит через все русское бытие. Таинственное противоречие есть в отношении России и русского сознания к национальности. Это — вторая антиномия, не меньшая по значению, чем отношение к государству. Россия — самая не шовинистическая страна в мире.
Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы — шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже — увы! Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других.
С таким заявлением в среду выступил директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. На днях Нарышкин также говорил, что к русофобии на Западе привела «пробуксовка» либерального проекта. Политика Автор Артём Свирин «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции».