Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. одно из семи Таинств Церкви. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. Во время Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор.
О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться. После соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься. Священник Андрей Дудченко: Соборование: Таинство исцеления души и тела Таинство исцеления души и тела — такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками — «собором». Назначение таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей растительное масло, по возможности — оливковое.
Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет ап. Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 14:15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов. Традиционно совершают это таинство несколько священников, не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Прощаются ли при Соборовании грехи? Несомненно, да, если человек внутренне раскаивается в них, — ведь именно с просьбы о прощении грехов начинаются молитвы об исцелении. Но важно помнить, что для покаяния в таких серьезных грехах, которые несовместимы с пребыванием в Церкви таких как убийство, в т.
И совершенно нелепо представление о том, будто бы в Соборовании прощаются исключительно забытые грехи. В молитвах таинства нигде не говорится специально о «забытых» грехах, всегда речь идет о полном прощении и исцелении человека. Соборование не гарантирует исцеления Все зависит исключительно от воли Божией, и мы не можем вынудить Его поступить так, как мы считаем нужным. Как пишет прот. Александр Шмеман , вспоминая о том, как во время Своей земной жизни Иисус Христос сначала прощал грехи людям, которым затем даровал исцеление, «подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! Над кем совершается таинство? Из апостольского послания видно, что речь идет о таких больных, которые сами не могут прийти в храм. Однако уже с древности с IV века известна практика совершения Елеосвящения не в доме у больного, а в храме.
Позже на Западе Соборование стали воспринимать как «последнее помазание», совершая его исключительно над умирающими. Для такого мнения нет оснований, ведь целью Елеосвящения является исцеление человека, а не предсмертное напутствие. До сих пор среди православных богословов нет однозначного мнения, можно ли совершать Соборование над здоровыми людьми. Практика совершения массовых соборований в Великий пост, а порой — и в другие посты, распространилась в Русской Церкви лишь в последние годы, и, наверное, главная причина тому — материальные соображения: ведь не секрет, что совершение массового Соборования приносит ощутимую добавку к доходу священников а доходы большинства священников далеки от уровня «среднего класса». Однако уже с Х века встречаются упоминания о том, что помазание совершалось не только над самим болящим человеком, жизнь которого находилась в серьезной опасности, но и всех находящихся в его доме. В одной из греческих рукописей XI века говорится о том, что наряду с болящим помазание могут принять не только его домочадцы: елеем помазывают даже дом, комнаты, двери, стены, потому что болезнь человека влияет на всех и все вокруг. Общее соборование известно и в Греческой Церкви , откуда оно проникло на Русь. Один раз в году, после утрени Великого Четверга, совершалось общее Соборование и в Успенском соборе Московского кремля.
При этом и в Греции, и на Руси при общем Соборовании помазывание совершалось не семикратно, как над больным, а только один раз — в конце чина. Последнее время распространилась практика частого соборования людей, которые не имеют очевидных заболеваний. Совершается это под тем предлогом, что все мы «больны грехом». Это действительно так, но грешные люди должны прежде всего стремиться к покаянию и исправлению жизни, а не соборованию. Настоятель храма св. А если так, то каковы границы частотности для человека, не страдающего заболеваниями, для человека, страдающего заболеваниями, для психически больного человека. Или вопрос о соборовании детей. В синодальную эпоху детей до 7 лет не соборовали.
На чем это основано? Можем ли мы согласиться с этим ограничением, сформулированным в синодальную эпоху или под ним нет никакого богословского серьезного обоснования, а просто связано с тогдашним строем церковной жизни? Пока же практические рекомендации для прихожан могут быть следующими: Безусловно желательно соборовать людей, страдающих серьезными заболеваниями. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований. Здоровые люди во время Великого поста могут, но не обязательно, принимать таинство Соборования. При этом собороваться несколько раз в течение года не нужно, если, конечно, человек не подвергся новому недугу. Соборовать детей до 7 лет можно, если они больны. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.
Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику. Хотелось бы узнать, миропомазание и елеосвящение — это одно и тоже или нет? И в чем основной смысл этих таинств? Татьяна Уважаемая Татьяна! Миропомазание и елеосвящение — это два совершенно различных таинства. Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как правило, мы только что родились в купели крещения.
В некоторых особенных случаях миропомазание совершается отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие человека из инославной конфессии, действительность крещения в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем действительными. Предположим — из традиционных протестантов или из большинства старообрядческих направлений. Таким образом, к Православию были присоединены святая страстотерпица Царица Александра и ее царственная августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета. Таинство же елеосвящения или, по другому, соборования — это таинство, которое совершается над болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых, а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной практике нашей Церкви православный христианин, даже если не недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к таинству елеосвящения соборования хотя бы один раз в год, Рождественским или Великим постом. Безусловно, и от того и от другого таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда воспринимают за некоторое священнодействие.
Молитвенными песнопения украшал праздничное богослужение мужской хор Барнаульской духовной семинарии под управлением регента иерея Дмитрия Котова. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела специально освященным маслом елеем на человека призывается благодать Божия, которая исцеляет душевные и телесные недуги.
Молитвенными песнопения украшал праздничное богослужение мужской хор Барнаульской духовной семинарии под управлением регента иерея Дмитрия Котова. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела специально освященным маслом елеем на человека призывается благодать Божия, которая исцеляет душевные и телесные недуги.
Его Высокопреосвященству сослужили: духовник Барнаульской духовной семинарии протоиерей Константин Гросс, проректор по учебной работе иерей Алексий Изосимов, проректор по воспитательной работе иерей Анатолий Бочкар, эконом Барнаульской епархии иерей Константин Алексеев, иерей Иоанн Ефимец, иеромонах Платон Стахнев , иеромонах Василий Вдовин , диакон Олег Берендеев, диакон Антоний Сафонов и иеродиакон Мартин Шапоренко. Молитвенными песнопения украшал праздничное богослужение мужской хор Барнаульской духовной семинарии под управлением регента иерея Дмитрия Котова.
Кинешемский священник совершил таинство соборования в следственном изоляторе
В некоторых Поместных Церквах Таинство соборования совершалось над людьми, находившимися под длительным запрещением: когда заканчивался срок епитимии, отлучения, они соборовались и приступали к Причастию. Статья автора «СВЯЩЕННИК ЕВГЕНИЙ ПОДВЫСОЦКИЙ ПРАВОСЛАВИЕ ЦЕРКОВЬ» в Дзене: В дни Великого поста в православных храмах совершается Таинство Соборования (или Елеосвящения). Таинство Соборования — Елеосвящения Для чего нужно Собороваться В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты.
Состоялось последнее в Великом посту Таинство Соборования
Согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви, чаще рекомендуется собороваться только человеку, серьезно болящему. И, если человек здоров, новых болезней у него не появилось и нет обострения тяжелых заболеваний, более одного раза в год собороваться не стоит. Об этом повествуется в Евангелии от Марка и Послании апостола Иакова. Как правило, церковное Таинство — Елеосвящение Соборование совершается над болящим человеком несколькими священниками, которые, помазывая больного освященным елеем маслом , призывают на него Божественную благодать, которая врачует его душевные и телесные недуги. Назначением Таинства Елеосвящения является всецелое исцеление человека. В молитвах Таинства содержатся неоднократные обращения к Господу с мольбой о прощении грехов болящего и о его исцелении.
Причем телесное выздоровление ставится в зависимость от выздоровления душевного, для которого обязательно покаяние и обещание исправления своей жизни в соответствии с заповедями. Поэтому, согласно церковной традиции, Соборование предпочтительно совершать вместе с Таинством Покаяния Исповедью.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.
Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет...
Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Фото Юлии Маковейчук Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться.
Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет.
И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может.
Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.
Чтобы участвовать в таинстве, нужно записаться на него в храме, назвать свое имя и купить свечу. Обычно за соборование берут оплату — жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Лучше прийти на соборование в одежде с открытым воротом и с коротким рукавом.
Желательно захватить с собой салфетку, чтобы убрать излишек масла после таинства. Женщинам можно участвовать в таинстве соборования во время критических дней, уточняет протоиерей Виктор Гузенко. Кому можно участвовать в соборовании? Всем крещеным православным христианам, которые хотят попросить у Бога исцеления от телесных или душевных недугов.
Например, что его проводят только для умирающих людей или что после него запрещено мыться Во время Великого поста православная церковь проводит таинство соборования. Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир".
Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома". Другое название соборования — "елеосвящение" то есть освящение елея — растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви. Цель соборования — исцеление от духовных и телесных болезней.
О соборовании
Таинство соборования проходит во всех храмах и монастырях во время Великого поста. Во время Великого поста в храмах совершается таинство Елеосвящения, более известное как соборование. В Русской Православной Церкви есть такая традиция: проводить в Великий пост Таинство Соборования над всеми, кто пожелает.
Что такое Соборование?
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ | Таинство Соборования — Елеосвящения Для чего нужно Собороваться В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. |
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост | – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. |
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится | 13 марта 2023 года в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской состоялось общее Таинство Елеосвящения, на котором присутствовали братия монастыря, студенты, преподаватели и администрация Сретенской духовной академии. |
Таинство Елеосвящения (Соборование) | Таинство Елеосвящения (Соборования) является одним из самых загадочных священнодействий в Церкви. |
Кто может собороваться | О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля. |
"Во здравие души и тела": 5 мифов о таинстве Соборования
- О соборовании
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы
- Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит
- Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Рекомендуемые статьи
- Таинство Елеосвящения исцеляет немощи душевные
- "Во здравие души и тела": 5 мифов о таинстве Соборования
- Соборование: как, где, когда и для чего? Статья Правмира и видео митрополита Илариона
- Часто задаваемые вопросы о Соборовании
- Курсы валюты:
- Соборование: что это, для чего нужно и когда проводится в церкви
Как часто можно собороваться?
Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд. То же делали и другие 6 священников. Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства.
К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети». К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. Взыдут попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки, и обыщут все келии и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем, всегда, ныне…». Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа.
Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии. Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки. Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь.
Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения И при совершении Таинства в храме, и при совершении его в домашних условиях, используются следующие предметы и принадлежности. Стол, покрытый чистой скатертью. Блюдо с зернами пшеницы при отсутствии можно воспользоваться другими злаками: рожью, просом, рисом и т.
Сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. Семь стручцов палочек, обернутых ватой. Семь свечей. Чистый елей оливковое масло , а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде.
Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно.
В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5].
Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования, следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. Суеверия, связанные с Таинством Елеосвящения К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному воздействию Божьей благодати.
Такие суеверы боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство» и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли любящего его Небесного Отца, Который нередко посылает ему телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Надо отметить еще и то, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно, оказывая прибегающему к нему человеку благодатную помощь, вовсе не отменяет употребления лекарственных средств, данных Господом для исцеления болезней.
Поэтому к «благочестивому» совету «не принимать лекарства» после совершенного над больным Таинства, прислушиваться не стоит. Православные Таинства — священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.
Традиция совершать чин соборования верующих, страдающих духовными и телесными недугами соборно семью священнослужителями в дни Великого поста применяется в Одигитриевском Соборе и в Свято-Троицком храме уже второй год, и уже стала традицией нашей Епархии. Расписание следующих таинств соборования: 6 апреля суббота 12:00 нижний храм ; 11 апреля четверг 18:00 нижний храм ; 20 апреля суббота 12:00 нижний храм ; 25 апреля четверг 18:00 нижний храм ; Свято-Троицкий Храм при Архиерейском подворье: 5 апреля пятница 18:00.
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Одно из семи Таинств Православной церкви – Соборование. Великим постом во всех храмах проходит таинство елеосвящения, или соборования. Александро-Невский храм Новости и события Елеосвящение Часто задаваемые вопросы о Соборовании. Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме.
Что такое соборование?
- Четверг третьей седмицы Великого поста
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру
- Что еще почитать
- Что еще почитать
Соборование. Таинство для болящих и не только
Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо, причем 7 раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес», а на клиросе пели стихиры. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине. Таков был чин Елеосвящения в связи с общественным богослужением. Без всякого сомнения идея такого соединения ведет свое начало из глубокой древности. В то же время некоторые практические неудобства такого соединения должны были вызвать вопрос об их разделении. Не все больные могли являться в церковь отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, — другими словами-приспосо бить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме. Практика должна была явиться в Церкви очень рано, и хотя такого отдельного чина в греческих списках до настоящего времени не найдено, намеки на него существуют. На каких местах тела совершалось помазание, в русском источнике не обозначено, но в сербском показано, что священник помазывает болящего «по главе и по сердцу, и по всем суставам; иже болети» Прав.
По окончании помазания возлагалось, вероятно, Евангелие на голову больного при чтении особой молитвы то же и у нас. Таким образом, чин Елеосвящения в этом виде является уже значительно упрощенным, но он еще не вполне тот, который мы имеем в настоящее время: и порядок Евангелий и Апостолов здесь иной, и есть иные молитвы. В XV столетии этот последний чин становится преобладающим, а первый чин, «по уставу Иерусалимскому», начинает выходить из употребления, сообщив некоторые свои элементы второму чину. Но и этот второй чин еще не установился окончательно даже в XVI в. А в одном списке XVI века отмечается еще следующая замечательная подробность: «аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую субботу, то посреди молитвы «Вла-дыко Многомилостиве.. Взыдут Попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки и обыдут все келию и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем всегда, ныне…» Приписка эта дает основание думать, что в древнее время, по крайней мере в монастырях, существовал обычай общего Елеопомазания лиц монашествующих на Страстной седмице; масло, освященное в Великие четверг или субботу, вероятно, сохранялось в течение целого года. Поэтому в случае нового Елеосвящения, по всей вероятности, не было нового освящения масла. Что касается обычая помазывать елеем двери и стены домов, то он несомненно имел свое значение: изображенный елеем крест был щитом против болезней и всех искушений, которые приписывались действию злого духа. Нечто подобное можно видеть еще и теперь в народном обычае изображать кресты на дверях во время эпидемических болезней. Можно предположить, что в этом обычае уцелел намек на те ветхозаветные кресты, которые изображали евреи над своими дверями в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от ангела смерти.
В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследования ми судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание по своей идее есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы. О принадлежностях для совершения таинства Елеосвящения Когда таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо. Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей оливковое, вазелиновое и пр. На тот же стол полагаются святое Евангелие и Распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета.
Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник. Чинопоследование таинства Елеосвящения В Требнике последование этого таинства надписывается так: «Доследование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого таинства — Соборование. Семь пресвитеров призываются к участию в этом таинстве потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Это число знаменует семь даров Духа Святого и одновременно напоминает о семи молитвах и поклонениях пророка Елисея, которыми он воскресил отрока 4 Цар. Однако Церковь допускает совершение таинства трем, двум и даже одному священнику с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев и произносил все положенные молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего. Совершающие таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках, как и все присутствующие, незажженные свечи. Совершается каждение образов, стола, на котором лежит святое Евангелие и все принадлежности, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш…», затем читается Трисвятое по «Отче наш», «Господи, помилуй» — 12 раз; «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…», псалом 142: «Господи, услыши молитву мою…» и далее все по Требнику.
После покаянных тропарей и 50-го псалма поется «канон о елее», который, объясняя силу таинства, взывает к Божественному Врачу: «Да тихостию печати Своея милости назна-менает чувствия рабов Своих». После кратких стихир: «Дал еси благодать…», «Призри, Непостижиме, с небесе…», «Помазанием елеа Твоего…» и Богородична, вновь читается Трисвятое по «Отче наш», бывает ектения об освящении елея и здравии болящего» В современных Требниках припев на каноне не указывается, поэтому в нынешней церковной практике употребляются обычно следующие припевы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или «Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе», или же: «Многомилостиве Господи, помилуй и исцели страждущего раба Твоего», «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» и другие. Теперь следует приготовить елей для освящения, для чего священник должен влить в пустой сосуд кандило , стоящий на пшенице, елей и вино и смешать их. Вино знаменует здесь и Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей. Затем возжигаются семь свечей, водруженные над елеем, а также те, которые держат все присутствующие и больной. Первенствующий иерей начинает читать «молитву елеа» над кандилом, а остальные священники вторят ему вполголоса, читая туже молитву по своим Требникам. В ней испрашивается, чтобы Господь, исцеляющий души и телеса, Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла.
Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа. Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек. Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии. Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки. Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь. Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике». О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения И при совершении Таинства в храме, и при совершении его в домашних условиях, используются следующие предметы и принадлежности. Стол, покрытый чистой скатертью. Блюдо с зернами пшеницы при отсутствии можно воспользоваться другими злаками: рожью, просом, рисом и т. Сосуд в форме лампады или просто чистый стаканчик для освящения елея. Семь стручцов палочек, обернутых ватой. Семь свечей. Чистый елей оливковое масло , а при его отсутствии вазелиновое, подсолнечное или другие растительные масла в отдельном сосуде. Небольшое количество красного вина, которое после освящения вливают в елей. На упомянутый стол священник из числа совершающих Таинство кладет Святое Евангелие и требный крест с Распятием. Облачение священнослужителей составляет епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. В ходе чинопоследования Таинства Елеосвящения используются кадило, ладан и угли для каждения храма и предстоящих. Совершается Таинство по чину, изложенному в Требнике. После того как Таинство совершено, рекомендуется, обычно, оставшийся елей употреблять для помазания больным частей тела, непосредственно подверженных болезни. Делать это необходимо с верою и благоговением. Кроме того, елей, оставшийся после совершения Таинства, может быть просто сожжен в лампадке. Если в течение какого-то времени елей загустеет, его надо поместить в чистую бумагу или новую льняную или хлопковую тряпицу и сжечь; полученный пепел должен быть закопан в «непопираемом месте», то есть там, где земля не затаптывается людьми или животными. Сейчас в очень многих храмах есть специальные печи для сжигания «обветшавших», то есть тех, что уже не годны для естественного употребления, святынь. Прихожанам таких храмов можно отдавать пришедший в негодность елей «на сжигание» в церковной печи. Стручцы также должны быть сжигаемы или в церковной печи, или в том же доме, где совершалось Елеосвящение. Сжигать их нужно после совершения богослужения. С пеплом поступают так же, то есть закапывают его в «непопираемом месте». О приступающих к Таинству Елеосвящения К Таинству Елеопомазания могут приступать при определенных условиях все христиане православного исповедания, достигшие семи лет. Таинство не совершается 1 над больными , находящимися в бессознательном состоянии ; 2 над буйными психическими больными; 3 священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.
Отсюда и традиция совершать Соборование Великим постом, чтобы Пасху встретить «чистым сердцем». Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Соборования. Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. На Соборование надо записаться в специальную тетрадочку. Она находится на «свечном ящике» — так называют в церкви место при входе, где принимают записки, выдают свечи, принимают пожертвования. Вы подходите, называете свое имя и покупаете свечу, которую будете зажигать во время чтений Евангелия. Таких чтений будет семь. По традиции за Соборование можно принести жертву в храм в виде постных продуктов или денег.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз. День Соборования В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т. Крупу затем варят и вкушают, но это — народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания. Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв Трисвятое по Отче наш , затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных.
Таинство соборования (Елеопомазание)
Особенность Соборования в Великий пост заключается в том, что оно проходит в храмах одновременно для большого количества мирян, которые желают получить врачевание души и тела как Божью милость. Священнослужители трех храмов провели таинство соборования в Одигитриевском кафедральном соборе и в Свято-Троицком храме при Архиерейском подворье города Улан-Удэ. Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
В храме царевича Димитрия Таинство Соборования для всех прихожан совершалось по обыкновению несколько раз, в разные дни Поста. В храмах Вятской Епархии в дни Великого поста совершается Таинство Соборования. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. О Таинствах Православной Церкви Крещение и миропомазание Исповедь Причащение (Евхаристия) Венчание Соборование (Елеосвящение) Отпевание Освящение жилища Освящение автомобиля.