Чучело на Масленицу сжигают в последний день недели — в прощёное воскресенье.
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить
В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы. Его возили по улицам, встречая Масленицу. Тем временем свекор и свекровь по традиции отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили туда, чтобы обсудить будущие празднества. Во время встречи решали, где и когда состоятся гулянья, кого на них пригласят. Блины уже начинали печь, при этом самый первый отдавали бедным. Вторник: заигрыши. Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним. Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи. Среда: лакомка.
В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила. При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул. Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей.
Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей. В этот раз в гости к зятю приходила уже теща, а не наоборот. Суббота: золовкины посиделки.
Уничтожение масленицы означает уход зимы. Масленица, собранная из старья — тряпок, соломы, всякого ненужного хлама, при сжигании или растерзании должна была дать новое — урожай, благополучие и т. Разница толкований настораживает.
Но при всём своём различии эти два объяснения интересующего нас феномена очень похожи. Оба они пытаются интерпретировать современный смысл растерзания и сожжения соломенной куклы. А ведь известно, что обряды, обычаи и традиции имеют обыкновение изменяться с ходом времени, приспосабливаться к новым условиям, переключаться на обслуживание новых общественных реалий. При этом, обрастая новыми чертами и зачастую утрачивая прежний смысл, они в течение веков и даже тысячелетий несут на себе печать старого, отжившего, ушедшего. Иначе говоря, обряды, обычаи и традиции представляют собой хронологически многослойное явление. Может быть, в древности обычай уничтожения в огне соломенной куклы был вписан в совершенно другой по сравнению с нынешним контекст? Может быть, он возник на какой-то иной основе, не в качестве элемента проводов зимы, а затем порядком вещей был втянут в земледельческий календарь?
К сожалению, этнография не отвечает на эти вопросы. Потому что не склонна заглядывать в глубины истории, не склонна копать глубже. Не хочу читать нравоучений, но ситуация, возникшая вокруг заинтересовавшего нас вопроса, заставляет напомнить простую истину. Всякое явление может быть лишь тогда более или менее добротно познано, когда оно исследуется в историческом развитии, от зарождения, через все фазы развития, до схождения с исторической сцены. Вы спросите, уважаемый читатель, а почему, собственно, автор предположил, что феномен сжигания куклы первоначально не был связан с проводами зимы или «наливанием колоса» и что искать его истоки надо в весьма древних слоях истории? Не только же потому, что зима достойна более мягкого к себе отношения? И не из-за того ведь, что бытующие объяснения смысла уничтожения соломенного чучела весьма противоречивы?
Охотно отвечу. Дело в том, что уничтожать соломенную куклу на Руси было принято кое-где этот обычай сохранился до сих пор не только в конце зимы, но и провожая весну, и в разгар лета, и осенью. Эта кукла могла быть безымянной, но чаще носила какое-то имя или имела название, будь то русалка, Кострома, кукушка, Купала, Марена, Кострубонька… В любом случае это было антропоморфное изделие, причём, как правило, женского пола. Всегда такой персонаж подвергался поруганию, всегда дело завершалось его разорением и преданием земле и не где-нибудь, а чаще всего на лугу или в поле , а иногда — и потоплением. И обязательно на первый план в подобных обрядах выдвигался эротический компонент. Обряд «похороны русалки» проводился в первое воскресенье после Троицы. Как и Масленицу, русалку, разодрав на части, разбрасывали по полю или топили в реке Российский этнографический музей Судите теперь сами, читатель.
Мы почти наверняка можем предположить, что сожжением куклы наши древние предки не провожали зиму, а делали, видимо, что-то совершенно иное. И лишь потом, на каком-то повороте истории уничтожение соломенной куклы и проводы зимы «склеились» в Масленице. Таким образом, нам не остаётся ничего другого, как начать историческое расследование.. Это станет ясным в конце раздела. Масленица — не просто весёлый и бесшабашный праздник. Во многих своих проявлениях он далеко выходит за рамки обычной — будничной — морали. Вот что по этому поводу в книге «Русский праздник» пишет Н.
В Онежском у. Архангельской губ. Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода — совершали после объезда деревни пародию на очистительный обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся имитировали своими движениями мытьё в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела». Далее Н. Соснина замечает, что особенного внимания заслуживает тот факт, что такие действия производили, как правило, степенные, уважаемые в деревне люди, знатоки традиций и ритуала праздника.
Масленичный разгул, видимо, не ограничивался только лишь демонстрацией «срамных» мест. Чем Масленица хуже других праздников?! Интересный материал мы находим в книге В. Проппа «Русские аграрные праздники». Говоря об утехах на русальной неделе и на святках, непревзойдённый знаток народной жизни приводит слова из «Стоглава»: «…сходятся мужи и жёны и девицы на ночное плещевание и на бесчинный говор и на бесовские песни и на пляски и на скакания и на богомерзкие дела, и бывает отроком осквернение и девам растление…». Здесь же В. Пропп замечает, что это отнюдь не есть национальная особенность.
Так, по словам пуританского писателя XVI в. Стаббса, из девушек, которые в праздничную ночь уходят на гулянья, едва ли третья часть возвращается домой, не потеряв невинности. Но вернёмся в Россию, на праздники, где главным фигурантом является кукла. Обращу ваше внимание, уважаемый читатель, ещё на ряд относящихся к половой проблематике обстоятельств.
В программе были конкурсы и розыгрыши, прогулки с хаски по полям, конкурс частушек, мастер-классы для детей по изготовлению старинных кукол-мотанок, коз из сена и масленичных солнышек. Для взрослых — рыбалка и конкурс «накорми блинами тещу». Можно было прокатиться на лошадях в крытом манеже на территории конного центра. И просто поваляться в белом чистом снегу — желающих было много.
Развлекал гостей специально приглашенный ансамбль «Шкатулочка». Быстро раскупались привезенные мастерами и мастерицами сувениры и изделия народного промысла.
Для исполнения роли Масленицы звали ряженых, в процессе церемонии их как будто бы убивали, что тоже символизировало собой проводы зимы и появление весны. Позднее вместо ряженых стали использовать чучело. Его могли вылепить из снега, скрутить из соломы или смастерить из веток деревьев. Чучело гримировали, то есть пририсовывали ему глаза и рот с помощью угля, а роль носа играла морковка. Но судьба у таких кукол была одна — их сжигали.
Кстати, в некоторых регионах России символ Масленицы не только жгли, но и могли утопить в каком-нибудь водоёме, сбросить с горы или просто разорвать. Если было принято прибегать к услугам человека, он ложился в корыто или гроб. Его друг стоял рядом, изображал священнослужителя и щедро окропляя мнимого «умершего» святой водичкой. Итак, чучело Зимы сжигали, и это был очистительный обряд, который был должен избавить всех живущих в округе от влияния нечисти. Часто ритуальный костер делали из старых и ненужных вещей, это могла быть рассохшаяся кадка, развалившиеся сани, обветшалая домашняя утварь. Каждый хотел за счет такой «кремации» очиститься от хлама. Проводы, которые сопровождались смехом, веселыми шутками, песенками становились своеобразным залогом сытой и благополучной жизни в течение следующего года.
Кстати, в Европе тоже существовали похожие обряды. Например, в отдельных провинциях на Масленицу чучело делали похожим на человека, который был пойман на супружеской измене. Искусственного, но весьма узнаваемого двойника приносили к жилищу изменника и там поджигали. Соседи и зрители при этом хохотали, веселились, улюлюкали. Каково было при этом любителю любовных похождений?
Зачем сжигают чучело на Масленицу
В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками. Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару — Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят. В Швейцарии лепят снеговика, втыкают в него фейерверки и поджигают ровно в 6 вечера. Чем быстрее тает снеговик Бодж, тем жарче будет лето.
В Германии тоже делают чучело по имени Нубель. Для этого мужской костюм набивают соломой. Правда, делается это не для привлечения богатого урожая, а для того, чтобы «сжечь» грехи после ноябрьского карнавала. Зачем сжигают чучело на костре во время проводов зимы и что сжигают на Масленицу в других странах интересует культурологов и религиоведов. Вместе с куклой в этот день уничтожают все, что связано со старостью и болезнями.
Один из старейших народных праздников, считается, что зародился у восточных славян в языческие времена. Дойдя до наших дней, сохранил элементы дохристианской мифологии и обрядов. А еще на смену сытной масленичной неделе приходит великой пост, так что народные веселые забавы неизменно сопровождаются смакованием блинов, пирогов, пельменей. Пережив два пандемийных года, красноярцы наконец выдохнули: ковидные ограничения почти все отменены. Поэтому гулять — так гулять! Провожать Масленицу — так провожать.
Желательно иметь компактный огнетушитель для частного использования. При организации зоны для готовки всю кухонную утварь, включая прихватки и полотенца, расположите подальше от плиты. Вся электропроводка должна быть защищена от возможного попадания воды, масел и других жидкостей. Провода должны быть закрыты. Рекомендуется их располагать подальше от горячих поверхностей. Кухня — это не то место, где следует хранить банки с красками, растворители, аэрозоли. Если у Вас газовая плитка, то необходимо строго следовать инструкции. Не использовать при малейших признаках неисправности или подозрении на утечку газа. Современные модели имеют встроенную систему газ контроля. Поверхность плиты мойте только тогда, когда она полностью остынет. Вытирайте всегда насухо. Правила сжигания Масленицы Основные правила пожарной безопасности на масленицу Для обеспечения безопасности во время гуляний и проводов зимы заблаговременно сотрудники МЧС совместно с правоохранительными органами начинают проводить профилактические действия. Они направлены на повышение ответственности и бдительности граждан во время празднований. Раздаются памятки с основными мерами безопасного поведения, проводятся инструктажи, напоминающие о том, как избежать травм и оказать первую помощь пострадавшему. Подготовка места сжигания для основного действия Масленицы происходит совместно с представителями МЧС России. Эта зона огораживается и находится под постоянным контролем. Рядом обязательно должны находиться пожарные расчеты, способные немедленно приступить к тушению, при необходимости, а на вооружении администрации на таком мероприятии предусматриваются огнетушители. Основная опасность этого действия заключается в материалах, из которых изготавливается тряпичная кукла.
Костер символизирует скорый приход тепла и его победу над зимней стужей. Считается, что огонь обновляет каждого человека, даря ему шанс на улучшение своей жизни. Сжигание чучела — это прощание с зимой и со всеми проблемами, болезнями и неудачами, которые случились в прошлом году. В костер можно бросить неприятные воспоминания, которые не дают душе раскрыться навстречу чему-то светлому и доброму. Добавьте новости "Курьер. Бердск" в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями! Добавляйте в свои телефоны наш номер 8953-878-90-10 WhatsApp и подписывайтесь на аккаунт в Instagram. Напомним, делиться новостями вы по-прежнему можете на странице Курьер. Бердск в соцсети Вконтакте , в рубрике Сообщи свои новости на сайте kurer-sreda. Отправлять сообщения или звонить на номер 8953-878-90-10.
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
Можно посмотреть на сжигание чучела на Масленицу, но стоит объяснить детям, что это "дурацкая игра", поскольку является наследием языческих времен и отводит от. Чучело Масленицы, декорированное в стиле традиционной мезенской росписи. это такой масленичный обряд. Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.
Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело
Зачем сжигают чучело на Масленицу? Масленица в древние времена воспринималась как земледельческий новый год. Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Столичный чиновник твердо убежден в том, что следует отходить от традиций сжигания чучел и находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы.
Масленица 2024: что нужно сделать, чтобы горькие слезы год не лить
Костер также символизировал жар земли, пробуждающейся ото сна. Согласно народному поверью, он должен быть большим и высоким: чем он выше, тем удачнее ожидался год. Вокруг костра славяне устраивали хороводы, при этом громко пели и веселились, чтобы разбудить спящую весну. А чтобы высшие силы были благосклонны к крестьянам и послали им хороший урожай, пепел после сожжения чучела раскидывали по полям. Оставлять его было дурной приметой, поскольку полагали, что тогда урожай будет плохим, а внезапно наступившие холода могут уничтожить новые посевы. Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать пепел по воздуху. Этот обряд представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам. Примечательно, что в старину, когда праздник длился не 7, а целых 14 дней, за это время устраивали несколько ритуальных поджогов соломенного чучела.
Этот старинный обычай, пускай и в измененном виде, сохранился до сих пор. Для наших предков это действо имело важное значение, ведь они верили, что с помощью определенных ритуалов можно изменить к лучшему свою судьбу. Теперь же сжигание чучела на Масленицу носит в основном лишь развлекательный характер. Ритуал жертвоприношения со временем превратился в зрелищную забаву, которая олицетворяет конец зимы и приход настоящей весны.
Выпал первый снежок. Он ещё неглубок, легко скользят сани, и, как мы знаем ещё со школы, радостные чувства переполняют душу крестьянина. Были бы руки на месте да топор наточен, и дрова будут заготовлены на всю зиму. А как насчёт провизии? И здесь, надо думать, всё в порядке. Запасы зерна только початы, в подполье полно репы, редьки, брюквы, запасены клюква, брусника, мёд, насушены грибы, наквашена капуста... Крестьянских запасов хватит и на зиму, и на весну, и на значительную часть лета. Вот поближе к осени будет труднее. Но мы говорим не о завершении цикла потребления запасов, а о его начале, о зиме. Как видим, питать к ней ненависть никак невозможно. Разве что недолюбливать зиму за январскую стужу и большой расход лучины. Но стоит ли из-за этого так измываться над Масленицей? Есть у зимы и свои прелести. Ведь только в пору, когда спит природа, можно отдохнуть от изнурительного труда в поле, на сенокосе, в огороде. А сколько радости доставляют детям зимние забавы. Нет, зима решительно не заслужила такого к себе отношения. Но тем не менее факт остаётся фактом: зиму провожают с жестокой радостью. Откуда же эта жестокость? Чучело Масленицы «спаслось» от сожжения, попав в музейную экспозицию Российский этнографический музей Интересно, как объясняют глумление над Масленицей этнографы? Вот что, обобщая сложившиеся взгляды по поводу уничтожения Масленицы, пишет И. Шангина: «Одни [исследователи — В. После ритуального убийства оно должно было воскреснуть в виде полного зерном колоса. Смех, сопровождавший растерзание чучела, должен был обеспечить убиваемому существу новую жизнь и новое воплощение. Другие учёные полагают, что разрывание антропоморфного чучела на части означало, что устраняется нечто нежелательное человеку. Масленицу рассматривали как олицетворение зимы. Уничтожение масленицы означает уход зимы. Масленица, собранная из старья — тряпок, соломы, всякого ненужного хлама, при сжигании или растерзании должна была дать новое — урожай, благополучие и т. Разница толкований настораживает. Но при всём своём различии эти два объяснения интересующего нас феномена очень похожи. Оба они пытаются интерпретировать современный смысл растерзания и сожжения соломенной куклы. А ведь известно, что обряды, обычаи и традиции имеют обыкновение изменяться с ходом времени, приспосабливаться к новым условиям, переключаться на обслуживание новых общественных реалий. При этом, обрастая новыми чертами и зачастую утрачивая прежний смысл, они в течение веков и даже тысячелетий несут на себе печать старого, отжившего, ушедшего. Иначе говоря, обряды, обычаи и традиции представляют собой хронологически многослойное явление. Может быть, в древности обычай уничтожения в огне соломенной куклы был вписан в совершенно другой по сравнению с нынешним контекст? Может быть, он возник на какой-то иной основе, не в качестве элемента проводов зимы, а затем порядком вещей был втянут в земледельческий календарь? К сожалению, этнография не отвечает на эти вопросы. Потому что не склонна заглядывать в глубины истории, не склонна копать глубже. Не хочу читать нравоучений, но ситуация, возникшая вокруг заинтересовавшего нас вопроса, заставляет напомнить простую истину. Всякое явление может быть лишь тогда более или менее добротно познано, когда оно исследуется в историческом развитии, от зарождения, через все фазы развития, до схождения с исторической сцены. Вы спросите, уважаемый читатель, а почему, собственно, автор предположил, что феномен сжигания куклы первоначально не был связан с проводами зимы или «наливанием колоса» и что искать его истоки надо в весьма древних слоях истории? Не только же потому, что зима достойна более мягкого к себе отношения? И не из-за того ведь, что бытующие объяснения смысла уничтожения соломенного чучела весьма противоречивы? Охотно отвечу. Дело в том, что уничтожать соломенную куклу на Руси было принято кое-где этот обычай сохранился до сих пор не только в конце зимы, но и провожая весну, и в разгар лета, и осенью. Эта кукла могла быть безымянной, но чаще носила какое-то имя или имела название, будь то русалка, Кострома, кукушка, Купала, Марена, Кострубонька… В любом случае это было антропоморфное изделие, причём, как правило, женского пола. Всегда такой персонаж подвергался поруганию, всегда дело завершалось его разорением и преданием земле и не где-нибудь, а чаще всего на лугу или в поле , а иногда — и потоплением. И обязательно на первый план в подобных обрядах выдвигался эротический компонент. Обряд «похороны русалки» проводился в первое воскресенье после Троицы. Как и Масленицу, русалку, разодрав на части, разбрасывали по полю или топили в реке Российский этнографический музей Судите теперь сами, читатель.
Особенно интересна Баба Яга. Избушка на курьих ножках — это традиционный небольшой сруб на столбе, куда помещали прах умершего или самого умершего перед сжиганием. Баба Яга — это живой мертвец, она лежит в таком срубе и через нее можно попасть в навь — мир мертвых. А как попасть?
Чучело везли на край деревни или на площадь, обычно Масленицу сопровождала целая процессия. На месте разжигали костёр, а потом под песни и пляски чучело сжигали. Зачем это делали? Всё просто: Масленица сродни птице Феникс: возрождение через смерть, новое может появиться лишь на обломках старого. В пылающий костёр бросали старые вещи, мусор, изношенную одежду. Люди надеялись на возрождение, избавлялись от мрачного прошлого, искренне веря в светлое будущее, пытались таким образом обезопасить себя от напастей, неприятностей, болезней, неурожая. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Такие куклы не только украшали интерьер, но и считались оберегами. Мастер-класс для детей и взрослых по созданию кукол пройдёт, например, в галерее Ильи Глазунова с 8 по 13 марта. Она располагается по адресу: улица Волхонка, дом 13. Педагоги галереи проведут мастер-класс по созданию масленичной куклы в оригинальной технике. Сделать куклу можно будет также на благотворительной выставке-ярмарке изделий учащихся и преподавателей детской художественной школы «Солнцево» по адресу: улица 50 лет Октября, дом 29б.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Летний Иван Купала, праздник с обязательными прыжками через костер, тоже отголосок старинных обычаев. Масленица — чаще всего — изображалась румяной женщиной. Она — символ зимы. А что такое зима? Холод, умирание природы, трудности. Поэтому сжечь олицетворение проблем стало таким важным символическим действом. В некоторых регионах России кроме большой Масленицы делали еще и маленькие куклы, с которыми дети играли всю неделю, а потом тоже бросали их в огонь.
Чем ярче огонь, чем выше пламя — тем хлебороднее будет год.
Первые испеченные блины отдавали комам, то есть предкам, чтобы задобрить их перед земледельческим сезоном. Чучело сжигали, чтобы обеспечить хороший урожай. Как именно называли Масленицу в дохристианской Руси доподлинно неизвестно. День встречи Масленицы, походов в гости, строительства снежных городов и установки чучела из соломы. Заигрыши вторник.
День веселья и смотрин, то есть выбора невесты. Тещины блины или Лакомки Среда. В этот день принято есть много блинов, тещи приглашают зятьев на ужин. Разгуляй четверг.
Быть съеденным. Мертвые не видят живых, поэтому «человеческим духом пахнет» — это ее способ контакта с миром живых, она их чует. Дед Мороз — это некий собирательный образ, он впитал в себя черты Карачуна, Зимника и Позвизда.
А прообраз Снегурки — Кострома.
И на душе тревожно. Так и хочется спросить взрослых, все это затеявших: «Зачем куклу сжигаете? А мы ее возрождаем». Вряд ли такой ответ можно считать удовлетворительным. Ссылка на возрождение традиции лукава. Наша верность традициям весьма условна и избирательна. Мы «возрождаем» совсем не все, а только то, что хочется.
Взять хотя бы современные свадебные обряды. Мы, конечно, обряжаем невесту в белое, но не очень задумываемся о символике цвета. О том, что белое — цвет непорочности. Мы можем осыпать молодых лепестками роз и забрасывать монетками, но никому в голову не придет трясти перед гостями простыней с кровавыми пятнами после первой свадебной ночи. Мы не связываем обучение грамоте с необходимостью порки. А наши предки связывали. Они даже говорили: «Ухо ребенка — на его спине». И каких-нибудь сто пятьдесят лет назад крестьяне отказывались отдавать своих детей в школу графа Толстого, потому что там не наказывали.
Толку от такого учения, по их мнению, не могло быть никакого. Пороть детей во время «постижения науки» было традиционным и само собой разумеющимся. Начиная строительство дачного дома, нам не приходит в голову закапывать на месте будущего крыльца трупик петуха или тем более коня. А ведь это жертвоприношение было обязательной составляющей строительного обряда у древних славян, и его отголоски сохранились в украшениях крыш старых деревянных домов. Почему бревно, венчающее дом, называется коньком? Почему на его конце, развернутом на улицу, вырезали голову коня? Дом, по представлениям древних, «вырастал» из тела жертвенного животного, из тела коня. Поэтому конская голова и венчала жилище.
В какой-то момент петух в качестве жертвы заменил коня: строить стали больше, кони стали дороже. Но ведь и конь когда-то заступил место человека. До него в жертву будущему дому, месту, дающему приют огромной семье на долгие годы, приносили первенца, ребенка. Это для нас непостижимо. Это для нас страшно.
Основные правила пожарной безопасности на масленицу
Чтобы понять, с чем это связано, нужно погрузиться в историю возникновения праздника и познать его обычаи. Многие знают, что Масленицу отмечали наши языческие предки, но это не совсем так. Раньше народ почитал день весеннего равноденствия, который наступал в конце марта. Он знаменовал победу весны над зимой. Люди благодарили солнечного бога Ярилу и, чтобы его задобрить, проводили ритуалы жертвоприношения и обряды поклонения. Если этого не сделать, то год мог оказаться неудачным на урожай холодное дождливое лето, поздняя весна , вследствие чего наступал голод. После принятия христианства день весеннего равноденствия сменился на Масленицу. Главный ее смысл — подготовка к Пасхе и начало Великого Поста. В праздник принято просить прощения у тех, кого обидели, мириться с заклятыми врагами, каяться в грешных делах и навещать умерших родственников. Однако часть языческих ритуалов и примет все-таки сохранилось из-за тесного переплетения религий.
Содержание: С чем связано сжигание чучела бабы на Масленицу Почему на Масленицу пекут и едят блины, а не пирожки По традиции на Масленицу принято выпекать золотистые блинчики , и так поступают в каждом доме. Причем печь их нужно не только на сам праздник, но и всю предшествующую ему Масленичную неделю. Этот обряд достался нам еще от языческой Руси.
Результат зафиксирован даже в книге рекордов России. А самым большим в мире считается блин, испеченный в Великобритании в 1994 году, диаметром в 15 метров. Сжигать чучело не означает проводить зиму. Это обряд, похожий на жертвоприношение. Дело в том, что чучело издавна считалось символом плодородия.
Сжигая его, люди считали, что делают почву более плодородной. Именно поэтому пепел сожженного чучела раскидывали по полям. Напомним, что в этом году Масленица проходит с 20 по 26 февраля. Расписание праздничных мероприятий в Тюмени, Ялуторовске и Тобольске вы найдете здесь.
В этом случае оберег получится по-настоящему сильным. Делать его рекомендуется в приятной компании. Поделку также украшали цветными ленточками. Считалось, что чем их больше, тем сильнее магические силы куклы. С готовыми куклами в течение всей масленичной недели играли дети. Кроме того, такие поделки было принято дарить молодоженам. Считалось, что такая кукла принесет молодой семье достаток, а также защитит от всех бед их будущих детей. Хранили масленичный оберег в «красном углу». Таким образом называлось самое святое место в доме. Там же располагались и Берегиня, Успешница и Крупеничка. Каждую из этих кукол делали в разное время года. Сейчас фигурки чаще всего ставят в гостиной или прямо у входа в дом. Прощание с Масленицей Доделав большое чучело масленицы, его насаживали на шест и возили на санках по округе. Этот ритуал сопровождался песнями и плясками. Все желающие могли присоединиться к компании и поучаствовать в проводах зимы. Очень часто масленичный поезд состоял из сотен людей. Сжигали куклу обычно на главной площади или за деревней. Перед уничтожением куклы все желающие могли выместить на ней свою злобу, накопившуюся за долгие годы. Люди таким образом высвобождали все свои негативные эмоции и прощались с обидами. Когда куклу сжигали, вместе с ней в огонь бросали старые и ненужные вещи, а также рваную одежду. Это помогало очистить дом от негативной энергии. В последний день масленичной недели ранее также было принято надевать на жердь деревянное колесо. Оно являлось символом солнца. Сжигая этот деревянный круг, люди стремились приблизить наступление весны. Кроме того, в конце праздничной недели сжигали и все остатки скоромной пищи. В костер бросали остатки блинов, вареников и прочих блюд, которые не получилось доесть за неделю. Это помогало людям воздерживаться от еды в первые недели Великого поста. Для того чтобы привлечь в дом богатство, в горящий костер также бросали монеты. Многие после догорания костра также старались найти их в пепле. Считалось, что такая монетка станет отличным оберегом от бедности и различных проблем. Раньше факел, который используется для поджигания чучела, давали в руки только главе городе или деревни. Сейчас поджигать чучело может любой. Главное, в процессе мероприятия придерживаться простых правил безопасности. Место для праздника стоит выбирать уединенное. За костром всегда надо следить. Этих правил люди старались придерживаться с давних времен. Когда фигура догорала, молодежь, пользуясь возможностью, прыгала через костер. Таким образом пары проверяли свою любовь. Считалось, что те, кто не разомкнут руки во время прыжка, способны выдержать любые испытания судьбы. Именно таким образом себя испытывали себя пары, познакомившиеся в предыдущие шесть дней.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу
Традиционно масленичная неделя завершается сжиганием чучела, которое символизирует уходящую зиму. Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела. Главные новости» Эксклюзив» Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Кульминация Масленицы – это сжигание чучела. Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье.
Поговорим о масленице
Поскольку Масленица символизирует проводы зимы и долгожданный приход весны, представить ее без обряда сжигания чучела невозможно. Зачем в кульминации сжигаю чучело, рассказал «МК в Питере» религиовед Евгений Васильев. оно же Прощеное воскресенье - принято просить у людей прощения, самому прощать все обиды и сжигать чучело Масленицы, а после - собрать пепел и развеять его над полями, чтобы потом был хороший урожай. Зачем сжигают чучело на Масленицу? История Масленицы в России и у славянского народа в целом кульминацией праздника называет сжигание чучела. Сжигание чучела на Масленицу имеет глубокий символический смысл.