Новости 1654 год воссоединение украины с россией

Воссоединение Украины с Россией — историографический и публицистический термин, возникший в советской историографии в 20-х годах XX века[1], которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему. 1654, и освободительная война украинского народа с Речью Посполитой. Гетман не стремился привлекать внимание Османской империи к воссоединению Украины с Россией.

Нестыковки официальной версии

  • Воссоединение Украины с Россией - это заслуга Ленина! -
  • Миф 1: Украина вошла в состав Московского царства насильственно
  • Цех историков
  • «Хотим самодержца». Переяславская рада объединила две части русского народа | Аргументы и Факты
  • Примите к себе!

«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России

В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства.

Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта.

Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в.

В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины.

Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г.

Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов.

К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться.

Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем.

В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г.

В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг.

Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г.

Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в.

Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений.

На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б.

Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф.

Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России.

В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта. Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров.

Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя. В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство.

В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года. Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией.

А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия.

Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой.

Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай. В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор. Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией.

В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу. Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим.

К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор. Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство.

Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом. Это не был обычный казацкий сбор.

Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59.

По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского. Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством. После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев.

В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись.

Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах. Так, гетманы лишались права вести самостоятельную внешнюю политику. Сущность соглашений 8 18 января 1654 года состоялся акт принятия присяги на верность представителей Запорожской Сечи российскому монарху.

Бутурлин вручил Хмельницкому грамоту от имени Алексея Михайловича, но сами представители российского посольства от присяги казакам отказались. Они пояснили это тем, что царь не может присягать подданным на верность. Церемония сопровождалась дарением Хмельницкому символов гетманской власти. Ему вручили: булаву — холодное оружие с рукоятью шаровидной формы; хоругвь — боевое знамя; меховую - боярскую шапку. Непосредственно 8 января на верность царю присягнули 284 казака.

После этого в течение довольно длительного времени шел процесс приведения жителей Запорожской Сечи к присяге. В некоторых местах это происходило насильственным путем. Единого мнения среди казаков не было, многие опасались менять «польских панов» на русских бояр. Текст соглашения между представителями Гетманщины и Русского царства разрабатывался на протяжении двух месяцев после Переяславской Рады. Его лично редактировал Богдан Хмельницкий.

Подписан договор был 14 24 марта 1654, одобрен Алексеем Михайловичем 27 марта 6 апреля. Этот документ вошел в историю под названием «Мартовские статьи». В нем фиксировался переход Запорожской Сечи в состав российского государства, а также определялось автономное положение этих территорий. Содержание «Мартовских статей»: Сохранялся выборный характер высших воинских званий в Гетманщине, а также самостоятельность судов. Определялась численность казачьего войска в составе 60 тысяч человек.

Сбор местных податей ставился под контроль царских чиновников. Подтверждались вольности местного населения, в том числе не только казаков, но и мещан, а также представителей православного духовенства. Гетману разрешалось самостоятельно вести переговоры со всеми послами, кроме турецких и польских. При этом представители Запорожской Сечи обязались не действовать против интересов российского государства, а выражали готовность охранять его границы.

Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. В Грановитой палате Кремля решили «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку государеву».

Так вершилась история. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения кроме крепостных, не имевших права голоса , представители которых собрались на соборе. Одновременно Земский собор решил начать с Польшей войну. Однако это не окончательное присоединение Украины к России. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны. Об этом в решении Земского собора говорилось так: «Чтоб их не отпустить в подданство Турецкому султану или крымскому хану, потому что они стали присягой королевскою вольные люди». Подписание договора 31 января 1653 года российское посольство прибывает в ставку Хмельницкого — город Переяслав — с грамотой о решении Земского собора и «высочайшего повеления». Посольство, возглавляемое В.

Бутурлиным, было торжественно встречено старшинами и простым людом. Украинские посольства еще несколько раз наведывались в Москву для обсуждений деталей добровольного вхождения Левобережной Украины под протекторат Российской империи. История Украины в датах: воссоединение с Россией 1591-1593 гг. Первые победы казачьего войска и подписание Зборовского мирного договора, предоставлявшего автономию Войску Запорожскому.

Присягу принесли 127 тыс. В ходе Тринадцатилетней войны, которая шла с 1654 по 1667 год, земли Украины были сильно разорены поляками и крымскими татарами. Левобережье по Андрусовскому перемирию удалось включить в состав царства Русского. Строго говоря, вхождение территории современной Украины в состав России началось еще во время войны великого князя Московского Ивана III с Великим княжеством Литовским в 1500-1503 годах. По ее итогам удалось присоединить территории современных Черниговской и Сумской областей.

Эти земли были потеряны по Деулинскому перемирию 1618 года. Андрусовское перемирие карта. В 1768-1772 годах Россия и Австрия вмешались во внутренние дела Речи Посполитой. В ходе первого раздела Галиция вошла в состав Австрийской империи, а Россия получила восточные районы современной Беларуси.

Воссоединение Украины с Россией

Празднование 300-летия воссоединения Украины с Россией на Манежной площади в Москве, 1954 год. Воссоединение Украины с Россией при Богдане Хмельницком: предпосылки. Весной 1654 года русское войско вошло на территорию Польши. Несмотря на помощь крымского хана, который немедленно выступил против России, армия царя Алексея победоносно продвигалась вперед. тэги: богдан хмельницкий, воссоединение, переяславская рада, россия, рф, украина.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Вхождение Украины в состав России: дата, исторический ход событий О так называемом "воссоединении Украины с Россией" которое якобы имело место в 1654 году по "единодушному решению казачества и широких масс трудящихся" Украины.
Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад Воссоединение Украины с Россией спасло украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце.

Вхождение Украины в состав России 1654 г, этапы кратко (Таблица)

Воссоединение Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году.

Вы точно человек?

Более того, даже гетман Хмельницкий не имел тогда еще всенародного доверия. Лишь в ходе войны, в процессе формирования Украинского казацкого государства все больше распространялась и утверждалась идея независимости. Союз с Турцией Чем дольше шли боевые действия, тем больше Хмельницкий, старшины и народные массы убеждались, что исключительно своими силами без чужой помощи Украина не сможет освободиться от власти шляхетской Польши. Могущественных соседей, готовых противостоять Речи Посполитой, было всего двое: Российское государство на востоке и Османская империя на юге. У Хмельницкого выбор был небольшой: или вхождение Украины в состав России, или признание вассальной зависимости от Турции. Первоначально претендентом на роль покровителя Украины стал турецкий султан, который имел достаточно сил, чтобы противостоять посягательствам Польши в Украине. Между Хмельницким и правительством султана велись соответствующие переговоры.

В 1651 году Оттоманская Порта заявила, что принимает Войско Запорожское в качестве вассалов. На деле реальная помощь турецкого султана ограничивалась только тем, что в боях участвовали крымские татары, столетия враждовавшие с запорожцами. Они оставались очень ненадежными союзниками и своим предательским поведением, грабежами и уводом населения в неволю приносили больше бед, чем пользы украинцам. Обращение за помощью к России Союз с Османской империей фактически так и не состоялся. Дело было даже не в слабой военно-финансовой помощи султана, а в ментальной несовместимости. Различия между православными и мусульманами, которых народ называл «басурмане», оказались непреодолимыми.

В данной ситуации взор Богдана Хмельницкого и населения Украины обратился к единоверцам - россиянам. Изначально Россия не спешила ввязываться в полномасштабную войну с сильным Польско-Литовским королевством. Но лидер украинцев все шесть лет убеждал царя оказать помощь, добиваясь включения Российского государства в войну со шляхетской Польшей.

С 1654 по 1667 год шла третья война, теперь уже за земли левобережной Украины. По Андрусовскому перемирию левобережная Украина и Смоленск отходили России. Перед угрозой вторжения Османской империи в Европу, Россия и Польша в 1686 году заключили «вечный Мир». Вторым противником России в 17 веке была Швеция. В 1617 году был заключён Столбовский мир. Швеция возвращала России Новгород, но отрезала Россию от Балтийского моря.

По её итогу Османы признали принадлежность Украины к России, но набеги крымских татар, турецких вассалов продолжились.

Хмельницкий был реестровым казаком в звании сотника. Он вместе со своей сотней верой и правдой служил польскому королю, неоднократно участвовал в сражениях против турок и шведов. Его имя было известно королю и его придворным. Затем в жизни сотника Б. Хмельницкого произошло драматическое событие, которое коренным образом изменило его жизнь и миропонимание. Поводом послужил личный конфликт с чигиринским подстаростой, польским шляхтичем Даниэлем Чаплицким.

Суть конфликта заключалась в том, что во время отсутствия Б. Хмельницкого он разорил принадлежавший сотнику хутор Субботово, находившийся неподалёку от Чигирина , поиздевался над его семьёй и до полусмерти избил его сына. Хмельницкий пытался добиться справедливости в суде, но тщетно. И тогда, как утверждают историки, он обратился к польскому королю Владиславу IV, с которым был лично знаком. Король принял Б.

XVII в.

Не имея надежных союзников, Украина могла рассчитывать только на помощь единоверной России. Хмельницкий еще с самого начала освободительной борьбы неоднократно обращался в Москву с просьбой о покровительстве. Однако русское правительство долго не решалось на такой шаг, понимая, что он повлечет за собой новую войну с Польшей. Лишь в 1653 г. Земский собор решил принять Украину «под высокую руку» царя. Украинская Рада в г.

Переяславе одобрила переход под московское покровительство и присягнула на верность царю. Начав в 1654 г. Хмельницкий взял Люблин и ряд городов на Волыни и Галиции. Воспользовавшись неудачами Польши, Швеция открыла против неё военные действия и создала угрозу западным границам России. Польша стояла на краю гибели. После смерти короля Ян-Казимира, в условия безкоролевья Алексей Михайлович, рассчитывал занять королевский престол и объявил войну Швеции 1656-1658гг.

Было заключено перемирие между Польшей и Россией. Обе стороны обязались совместно действовать против Швеции. Россия нанесла ряд поражений Швеции. Однако все успехи были перечёркнуты изменой нового гетмана Украины Выгодского, избранного после смерти Богдана Хмельницкого, который заключил с Польшей секретный договор против России. Часть казацкой верхушки, которая заменила изгнанную польскую шляхту была не прочь освободится от московской власти и примкнуть к Польше на правах широкой политической автономии. Однако не все казацкие полки пошли за Выгодским — казацкие полки на левом берегу Днепра и значительная часть правобережных полков не поддержали антирусские действия.

Воссоединение Левобережной Украины с Россией: историческое значение

Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Переяславская рада единодушно высказалась за воссоединение Украины с Россией. В 1654 году в Переяславе было официально объявлено о присоединении Войска Запорожского к России.

Родичi Родины

Письмо Богдана Хмельницкого царю Алексею Михайловичу от 8 июня 1648 года. Страница 2. Подобно с презреня божого тое ся стало, чого ми сами соби зичили и старалися о тое, абихмо часу теперишного могли чрез посланцов своих доброго здоровья вашей царской велможности навидити и найнижший поклун свой отдати. Ажно Бог всемогущий здарив нам от твоего царского величества посланцув, хоч не до нас, до пана Киселя посланих в потребах его, которих товариши наши козаки в дорози натрафивши, до нас, до войска завернули. Чрез которих радостно пришло нам твою царскую велможност видомим учинити оповоженю вири нашое старожитной греческой, за которую з давних часов и за волности свои криваве заслужоние, от королей давних надание помир[ем] и до тих час от безбожних ариян покою не маем. Которую яму под нами били викопали, сами в ню ся обвалили, же дви войска з великими таборами их помог нам Господь Бог опановати и трох гетманов живцем взяти з иншими их санаторами: перший на Жолтой Води, в полю посеред дороги запорозкои, комисар Шемберк и син пана краковского ни з одною душею не втекли. Потом сам гетман великий пан краковский из невинним добрим чоловиком паном Мартином Калиновским, гетманом полним коронним, под Корсуном городом попали обадва в неволю, и войско все их квартянное до щадку ест розбито; ми их не брали, але тие люди брали их, которие нам служили [в той м]ире от царя кримского. Здалося тем нам и о том вашому [царскому] величеству ознаймити, же певная нас видомост зайш[ла от] князя Доминика Заславского, которий до нас присилал о мир просячи, и от пана Киселя, воеводи браславского, же певне короля, пана нашего, смерть взяла, так розумием, же с причини тих же незбожних неприятелей это и наших, которих ест много королями в земли нашой, за чим земля тепер власне пуста.

Зичили бихмо соби самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможност православний хрестиянский цар, азали би предвичное пророчество от Христа Бога нашего исполнилося, што все в руках его святое милости. В чом упевняем ваше царское величество, если би била на то воля Божая, а поспех твуй царский зараз, не бавячися, на панство тое наступати, а ми зо всим Войском Запорозким услужить вашой царской велможности готовисмо, до которогосмо з найнижшими услугами своими яко найпилне ся отдаемо. А меновите будет то вашому царскому величеству слишно, если ляхи знову на нас схотят наступати, в тот же час чим боржей поспешайся и з своей сторони на их наступати, а ми их за Божею помощу отсул возмем. И да исправит Бог з давних виков ознаймленное пророчество, которому ми сами себе полецевши, до милостивих нуг вашему царскому величеству, яко найуниженей, покорне отдаемо. Дат с Черкас, июня 8, 1648. Вашему царскому величеству найнизши слуги. Богдан Хмельницкий, гетман з Войском его королевской милости Запорозким.

Вскоре, однако, война возобновилась, на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы, вновь уже в третий раз [1] обратился к русскому царю с просьбой помочь Запорожскому казачеству. Челобитная Войска Запорожского Речи Посполитой Русскому царству о принятии запорожцев в подданство русского Царя и оказания им защиты против шляхетской Речи Посполитой была направлена в Москву осенью 1653 г. Просьба Войска Запорожского о российском подданстве рассматривалась на Земском Соборе, состоявшемся в Москве 1 11 октября 1653 г. Рассматривая просьбу, Земский Собор и царь понимали, что нарушение казаками клятвы верности польской короне является нарушением международных правил и традиций того времени и с неизбежностью приведет к войне с Речью Посполитой. Однако русская дипломатия нашла выход из сложившейся ситуации. По мнению думных чинов, в связи с нарушением присяги польским королём Ян Казимир обвинялся в нарушении данной им присяги о веротерпимости , украинский народ освобождался от присяги королю и, следовательно, царское правительство принимало под свою защиту «вольных людей», а не бунтовщиков [6].

А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданых своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.

И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди. И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять… Переяславская рада Основная статья: Переяславская рада Памятный знак на памятнике Льву Николаевичу Толстому, сделанному скульптором Г.

В итоге вооружённые силы УНР были почти полностью разгромлены частями Красной Армии, занявшей Киев в феврале 1919 года. УССР, как и Советская Украина под прежними её названиями, была государством подконтрольным Ленину, она не имела своей собственной армии. Боевые действия на территории Украины продолжали вести вооруженные силы Советской России — Красная армия, принимавшая в свои ряды малороссийских граждан независимой Советской Украины.

Ни о каком Украинском независимом государстве не может быть речи 17 мая 1919 года с юга на Советскую Россию наступала Белая армия генерала А. Белогвардейцы объединили свои силы с войсками Директории УНР Петлюры и 30 августа 1919 года отбили у большевиков Киев, но петлюровцы отпраздновать победу не успели. Уже на следующий день, 31 августа Деникин, с презрением относившийся к украинским националистам и вообще ко всем сторонникам самостийной Украины, изгнал из Киева не многочисленные петлюровские войска и в дальнейшем отказался вести какие-либо переговоры с Петлюрой. Предательство — националист Петлюра продал Украину Польше. Униженный гетман Петлюра бежал в Варшаву, где 21 апреля 1920 года от имени директории УНР заключил военный союз с панской Польшей.

Петлюровцы и польские войска пошли в наступление на Украину и 7 мая 1920 года заняли Киев. Однако в результате осуществления разработанной в Москве Киевской наступательной операции Красная армия 11 июня 1920 года снова овладела Киевом и на этот раз уже окончательно! Под властью большевиков оказалась вся Украина за исключением западной её части, которая досталась Польше Западной Украиной в 1939 году занялся уже И. Именно в этот день- 30 декабря 1922 года юридически состоялось новое воссоединение Украины с Россией! Советский Союз был добровольным объединением равноправных народов, и каждой республике было обеспечено право свободного выхода из Союза, и доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, на основе мирного сотрудничества и братского союза свободных народов.

На чём основывал Ленин свой политический курс, направленный на воссоединение Украины с Россией? Во-первых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин опирался не только на вооружённые части Советской России — Красную Армию, но и на пророссийски настроенную политическую силу внутри Малороссии Украины , на живущих на этих территории русских и малороссов, не считавших себя украинцами и агитировавших украинцев за братский союз с русскими и Россией. Во-вторых, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин, в отличие от украинских националистов, предложил народу Украины — крестьянам и рабочим чёткую экономическую, политическую и социальную программу, носившую наднациональный характер, привлекательный как для украинцев, так и для других народов, проживавших на территории Украины. Программа Ленина и Коммунистической партии большевиков ВКПб строилась на идеалах социальной справедливости, была проста и понятна всем жителям Украины: власть — трудовому народу, хлеб — голодным, земля — крестьянам, заводы — рабочим, долой панов-эксплуататоров, нет эксплуатации человека человеком. Украинцы-малороссы умом и сердцем приняли её!

Государственный герб УССР 1919 года В-третьих, работая на воссоединение Украины с Россией, Ленин учёл национальные чувства украинцев и их стремление к собственной национальной государственности, чем и победил украинских националистов. Почему в экономически отсталых буржуазных капиталистических государствах так часто националисты приобретают большой политический вес? Да, потому, что национализм очень дешёвый и эффективный политический инструмент. Буржуазия в экономически неблагополучных странах не может предложить своим народам ни перспектив, ни улучшения материального положения, а идеи национализма не требуют крупных финансовых затрат в поиске внешнего врага, виновного во всех бедах народа. Часто народные массы психологически податливы к националистической пропаганде, ими легко манипулировать, и даже превратить их в грозную и послушную внешнему управлению агрессивную силу.

Герб Директории УНР 1918 г Националистическая идеология строится на противопоставлении своей нации всем другим нациям, как врагам, не дающие жить богато избранной нации. Отсюда и лозунг: Украина — для украинцев, отсюда исходит политика лишения гражданских прав, свобод, языка представителей других национальностей, а затем их физическое их уничтожение. Правда, даже в буржуазных государствах не все народы восприимчивы к националистическим идеям, по сути человеконенавистническим. Например, русские ни при капитализме, ни в какие другие исторические эпохи, никогда не имели склонности к национализму, благодаря чему и смогли создать гигантское по территории многонациональное государство — Российскую Империю, Советский Союз. По какому пути Ленин мог направить советскую национальную политику в отношении украинцев?

Ленин мог бы всеми средствами большевистской пропаганды убеждать украинцев, что они вовсе никакие не украинцы, а малороссы, то есть, по сути, русские, а значит, своя государственность им не нужна. Однако данный путь Ленин отверг. Он оценил ситуацию и понял, что насильственно невозможно будет погасить начавшийся бурный рост национального самосознания украинцев, поддерживаемый украинским националистами. Если бы Ленин выбрал этот путь, то, скорей всего, воссоединение Украины с Россией не произошло. Ленин хотел также воссоединить с Россией Польшу, входившую в состав Российской империи до февраля 1917 года.

Однако поляки, поддавшись националистической пропаганде своих панов-самостийников, заняли крайне жёсткую антирусскую позицию и это привело к тому, что одолеть Польшу и воссоединить её с Россией Ленин при всём своём желании не смог.

Польская шляхта не хотела примириться с уступками мятежным холопам. И Хмельницкий не мог заставить множество крестьян снова идти в польскую неволю. В 1651г. Хмельницкий должен был согласиться на невыгодный мир под Белой Церковью: число реестровых казаков сокращалось до 20 тыс. Значительная часть крестьян и казаков не желая возвращаться в панскую неволю, толпами уходила в Московскую Украину и заселяло верховья Донца и Оскола, где основали города Харьков, Изюм, Сумы и др. Хмельницкий увидел, что освобождение Украины собственными силами и при помощи такого ненадёжного союзника как крымский князь, невозможно, и он обратился за помощь к московскому царю с настойчивой просьбой принять запорожское войско и всю Украину Малороссийскую под высокую царскую руку в противном случае угрожая поддаться турецкому султану. Москва долго выжидала и колебалась, понимая, что такой шаг повлечет за собой новую войну с Польшей. Созванный в 1653г.

Земский собор постановил, что гетмана Богдана Хмельницкого надлежит под государеву руку «для православные христианские веры», которая терпит гонения от поляков. Царские послы отправились к гетману и 8 января 1654г. Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны, подтвердила сословные права украинского дворянства. Украина получила право устанавливать дипломатические отношения со всеми странами кроме Польши и Турции, и иметь реестровые войска до 60 тыс. Налоги должны были поступать уже в царскую казну. Решение Собора 1653 г. В 1654 г. Эта война, в которую тому же вмешались шведы, приняла затяжной характер. В 1661 г.

Россия приобрела Смоленск и Левобережную Украину. Правобережная Украина и Белоруссия остались за Польшей.

Впрочем, длительное время из-за сложных внутренних и внешних обстоятельств, а также в расчете на ослабление обеих воюющих сторон - Польши и Украины - царское правительство занимало выжидательную позицию. Помощь ограничивалась отправкой в Украину хлеба и соли, разрешением украинцам переселяться на окраинные земли, обменом посольствами. Курс на сближение Связи между Богданом Хмельницким и российским правительством оживились в 1652-1653 годах, в последние годы освободительной войны. Почти непрерывно шли посольства из Украины в Москву и из Москвы в Украину. В январе 1652 года Хмельницкий направил в российскую столицу своего посланца Ивана Искру. Искра в посольском приказе заявил, что гетман и все войско запорожское желают, чтобы «царское величество принял их на свою сторону».

В декабре 1652-го и январе 1653 года в Москве проводил переговоры Самойло Зарудный с товарищами. Зарудный говорил, чтобы царь «велел их приняти под свою государеву Высокую руку». Царское правительство также отправляло послов к Богдану Хмельницкому, в частности в конце мая 1653-го выехали в Чигирин А. Матвеев и И. В Грановитой палате Кремля решили «Войско Запорожское и гетмана Богдана Хмельницкого с землями и их городами принять под руку государеву». Так вершилась история. Воссоединение Украины с Россией было одобрено не только царем, но и всеми слоями населения кроме крепостных, не имевших права голоса , представители которых собрались на соборе. Одновременно Земский собор решил начать с Польшей войну.

Однако это не окончательное присоединение Украины к России. Важным было признание Россией Украины как свободной, независимой страны.

Воссоединение Украины с Россией (1654 год)

Воссоединение Украины с Россией: Богдан Хмельницкий. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Историческое воссоединение Украины с Россией произошло в 1654 году, когда в городе Переяславе гетман. 370 лет назад, 18 января 1654 года, в городе Переяславле-Русском раздались крики: «Волим под царя Восточного, православного! ­. Украина была присоединена к Русскому царству в 1654 году.

Воссоединение Украины с Россией (1654 год)

В настоящее время украинские националисты-сепаратисты отрицают факт воссоединение Украины с Россией и считают, что Россия, воспользовалась сложной ситуацией и «захватила» часть украинских земель. Воссоединение Украины с Россией в 1654 году. Таким образом, вопрос о воссоединении с Россией и в Малороссии решался при самом широком представительстве. Воссоединение Украины с Россией — переход реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство[1] (Русское царство) в 1654 году. В 1654 году в городе Переяславле собралась Рада, то есть всеобщий сход свободного населения Украины.

Этот день в истории: 1654 год — Переяславская рада

Так было положено начало воссоединению Украины с Россией. После Переяславской рады представители русского посольства во главе с боярином Василием Бутурлиным побывали в 177 городах и селениях Малороссии для принятия присяги от населения на верность царю. Присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян.

Ещё в 1593 году руководитель восставших Косиньский обратился к русскому царю Фёдору с просьбой принять казаков в московское подданство. Через четыре года Киевский митрополит поставил перед русским правительством вопрос о присоединении Украины. Но царь, боясь войны с Польшей, ответил отказом. Хмельницкий понимал, что в таких условиях дальнейшие успехи не мыслимы без помощи России. Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией.

В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие. Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий.

Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно.

В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи.

Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины.

Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П.

Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов.

В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г.

Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г.

В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву.

В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине.

На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве.

После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины.

Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов.

Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю.

Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.

Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г.

Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г.

Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты.

Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г.

Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г.

По её итогу Османы признали принадлежность Украины к России, но набеги крымских татар, турецких вассалов продолжились. Для усмирения крымчаков были предприняты два похода 1687 и 1689 годов, и хотя они закончились неудачей, они показали, что Россия окончательно восстановилась после смуты. Персидские послы привозили в Москву сведения о караванных путях в Индию, а в 1698 году купец Семён Маленькой стал первым русским, достигшим Индии морским путём. В ходе освоения Сибири, русские поселенцы столкнулись с Китаем. В 1689 году был заключён Нерчинский договор, обозначающий границу между странами. Вхождение Украины в состав Российского Государства.

В 17 веке большая часть украинских земель входила в состав Речи Посполитой.

А в нынешнем во 162-м году октября в 1 день великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец указал о том же литовском и о черкаском делех учинити собор, а на соборе быти великому государю святейшему Никону, патриарху московскому и всеа Русии, и митрополитом, и архиепискупом, и епископом, и черным властем, и бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и дьяком, и дворяном, и детем боярским выборным из городов, и гостем, и торговым и всяких чинов людем. И указал государь им объявити литовского короля и панов рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаютца к нарушенью вечного докончанья, а от короля и от панов рад исправленья в том не бывало. И чтоб те их неправды ево государевым Московского государства всяких чинов людем были ведомы. Также и запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявити, что они бьют челом под государеву высокую руку в подданство. И что ныне король и паны рады при государевых великих послех по договору исправленья не учинили и отпустили их без дела. И их, запорожских черкас, от истинной православной християнской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей римской вере. И церкви божии запечатали, а в ыных учинили унею, и всякие над ними гонения, и поругания, и злости нехристиянские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они, черкасы, не хотя благочестивые християнские веры отбыти и святых божиих церквей в разорении видети и видя себя в таком злом гоненье, поневоле, призвав к себе в помочь крымского хана с ордою, учали за православную християнскую веру и за святые божии церкви против их стояти.

А у царского величества милости просят, чтоб он, великий християнский государь, жалея благочестивые православные християнские веры и святых божиих церквей и их, православных християн, невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их приняти под свою царского величества высокую руку. А терпети больше того нельзя, потому что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листех писали их государские имянованъя и титлы мимо вечного докончанья и посольского договору, со многою пропискою. Послы эти прибыли на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Речь гетмана Богдана Хмельницкого Переяслав, 8 по ст. С Россией — на вечные времена! Богдан Хмельницкий О чём забыли украинские нацисты? Завершилось движение за воссоединение с Россией, которое особенно усилилось во время освободительной войны украинского и белорусского народов 1648-1654 гг. Принятию решения о воссоединении способствовали близость языка и культуры русского и украинского народов, общность религии и наличие между ними экономических, политических и культурных связей.

В России существовали казацкие края, которые не знали крепостничества и пользовались известной политической автономией. Русское правительство предоставляло убежище украинским казакам и крестьянам и селило их на правах свободных людей. Крестьянство Украины надеялось обеспечить себе под властью России положение свободного населения и избавиться от национального гнета и религиозных преследований. Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. Бутурлиным, утром он собрал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Украины с Россией. В середине дня была созвана открытая рада, на которой присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший Б. Хмельницкий напомнил о жертвах, понесенных украинским народом в освободительной борьбе, и подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России.

Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность царю старшин, казаков и мещан. Ведомо вам всем, как Бог освободил нас от рук врагов, гонящих церковь божью и озлобляющих все христианство нашего восточного православия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий