Новости ая софья стамбул мечеть

Мечеть Айя-София в Стамбуле в апреле во время цветения тюльпанов. Вход в мечеть Айя-София (Святой Софии) в Стамбуле станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года, сообщил министр туризма Турции Мехмет Нури Эрсой.

Фрагменты двух БПЛА нашли после пожара на заводе — ростовский губернатор

Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции. Так, экс-министр иностранных дел Турции Яшар Якыш заявил, что все это было решением исключительно президента, которому нужно оправдать ожидания консервативной религиозной части своего электората. Эти люди, считает бывший чиновник, воспринимают вопрос Софии как вопрос национального суверенитета. Кстати, он напомнил, что на территории Греции остаются сотни мечетей в качестве наследия Османской империи, при этом некоторые из них лежат в руинах, другие приспособили под христианские церкви, склады, тюрьмы и даже ночные клубы. Что же касается Софии, то рядом с ней и так есть открытая для всех мусульман Голубая мечеть, и недостатка мест для верующих поблизости нет. Турецкая оппозиция на этот раз была сдержанной — там не поддержали и не критиковали решение суда, но все же призвали не использовать 1500-летний собор в политических целях.

Резко раскритиковали решение в Греции, где любые новости о наследии Византийской империи в Турции воспринимают болезненно. В частности, министр иностранных дел Греции Дендиас заявил, что в интересах Турции — все же сохранить Святую Софию в качестве музея, и что именно этим руководствовался Ататюрк в прошлом веке. Госсекретарь США Майк Помпео тоже призвал сохранить за собором музейный статус — по его мнению, так Турция продемонстрирует готовность уважать всю историю своего государства. Что касается России, то на уровне МИД реакция была сдержанной — там напомнили, что произошедшее событие является исключительно внутренним делом Турции. Но в Русской православной церкви заявили, что призывы превратить храм в мечеть недопустимы, а сам собор — «общехристианская святыня» и построен он был как христианский храм. Некоторые опасения высказывают российские искусствоведы — они не понимают, как именно можно скрыть христианские фрески и мозаики на время богослужений и не повредить их при этом уверены, что прямого физического воздействия на объекты культурного наследия все же не будет. А общественный деятель Владислав Иноземцев вообще напомнил, что в России такие истории тоже случаются — многие здания, которые долгое время использовались не как церкви, передаются обратно РПЦ пример — Исаакиевский собор , при этом в Турции до сих пор действует масса греческих и армянских православных церквей, которые не испытывают на себе какого-либо давления.

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи [15]. По мнению С. Иванова , храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана [10]. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского. Ранее они зарекомендовали себя возведением « малой Софии », послужившей прообразом нового собора. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих [15]. История строительства[ править править код ] Купольный, практически квадратный в плане собор произвёл революцию в христианской храмовой архитектуре [10].

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконнеса , Нумидии , Кариста и Иераполя. В Константинополь по императорскому циркуляру [16] свозились архитектурные элементы древних построек например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса — восемь колонн из зелёного мрамора [15]. Кроме мраморных украшений, Юстиниан с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь использовал золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец , составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора [17] : Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Строительство Святой Софии миниатюра из хроники Константина Манассии Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки [18].

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина. Историк Н. Барабанов приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения храма возле него состоялось жертвенное заклание большого количества животных, а также раздача зерна бедным [20]. Прокопий Кесарийский , современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони — Прокопий Кесарийский. О постройках Книга 5: I:27 [21]. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая» [22].

Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского , были использованы «злато, серебро, медь, электр , железо, стекло, камени честные многие, яхонты , смарагды , бисер, касидер, магнит, он икс ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей» [23]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников , 100 диаконов , 40 диаконисс , 90 иподиаконов , 110 чтецов , 25 певчих и 100 привратников [25]. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек [26]. Согласно 43-й новелле Юстиниана , от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определённое количество мастерских эргастириев , доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Интерьер храма вскоре после его возведения был подробно обрисован Павлом Силенциарием в поэме «Описание храма Святой Софии» [27]. Собор во время Византийской империи[ править править код ] Внутренний вид сводов собора Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон.

И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами , от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат , автор Анийского собора , причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён.

Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28]. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10]. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31]. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35].

Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.

Планируется очистка внешнего фасада, после этого вокруг минаретов возведут строительные леса и проведут работы по укреплению здания на случай землетрясения. В Турции готовятся к разрушительному землетрясению — что известно На данный момент специалисты уже обновили отделку куполов мечети. Отмечается, что на посещении мечети туристами и верующими работы второго этапа реставраций не скажутся. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей.

До XV века Софийский собор оставался не только главным храмом Византийской империи, но и всего христианского мира. В 1453 году турки захватили Константинополь. Они пристроили к собору четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Внутренний облик Айя-Софии тоже изменился: мозаики замазали штукатуркой, на стенах развесили щиты с надписями из Корана, установили михраб Ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку. Предназначен для того, чтобы в нём молился имам мечети и минбарКафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.

Расположена справа от михраба.. В 1934 году по решению правительства Кемаля Ататюрка, первого президента Турции, проводившего политику отделения религии от государства, Софийский собор стал музеем, и службы в нем больше не проводились. Были начаты активные археологические работы, в частности реставраторы очистили от штукатурки знаменитые мозаики Святой Софии.

Первая молитва в Айя Софии за 86 лет: загадка двойного послания Эрдогана

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София» Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие — Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей. Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама. Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно. Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов. При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде. Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать. Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад. Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики. Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны.

Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию. Голубая мечеть Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула. Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше. Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад.

Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи. Таким образом, в настоящее время в храме можно видеть и изображение Иисуса Христа, и изречения из Корана на восьми огромных щитах, подвешенных на сводах самые большие в мире произведения искусства исламской каллиграфии. Предложения об изменении статуса собора Стамбул будет претендовать на проведение Олимпийских игр 2032 года С момента принятия решения о превращении здания в музей в 1934 году вопрос о возвращении ему статуса мечети поднимался неоднократно. Инициаторами выступали как различные религиозные организации, так и отдельные политики, которые подавали петиции в Государственный совет. Этот орган, выполняющий функцию Высшего административного суда страны, регулярно отклонял такие заявления из-за возможности возникновения политических последствий и ввиду туристического значения этого исторического объекта. Однако в марте 2019 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что статус собора может быть изменен. Такой шаг он назвал ответом на признание Соединенными Штатами Иерусалима столицей Израиля в декабре 2017 года и суверенитета этого государства над Голанскими высотами в марте 2019 года.

И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82]. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83]. Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава. Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I. Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87]. По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии. Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха.

Члены делегации после ознакомления с мечетью Айя-София пообщались с горожанами. Было отмечено, что турецко-азербайджанское единство имеет большое значение в мире и в регионе. Граждане в очередной раз напомнили о тезисе «Одна нация, два государства». Затем делегация посетила библиотеку при муниципалитете района Фатих. Члены делегации ПЕА были проинформированы о деятельности библиотеки.

Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024

Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть. Не отметить сходства с собором Святой Софии невозможно: здание нынешней мечети фактически его миниатюра, так же выполненная из красного кирпича. В данный момент вход в мечеть Айя-София свободный, но уже с середины января следующего года проход для иностранных граждан, в том числе и россиян, будет платным.

Делегация ПЕА посетила мечеть Айя-София в Стамбуле - ФОТО

Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть. Согласно решению турецких властей, храм Святой Софии в Стамбуле снова превращён в мечеть, несмотря на многочисленные протесты и обращения со стороны христиан всего мира. В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 86 лет пятничный намаз, сообщает агентство "Анадолу". Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле.

Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле

Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Почему Святую Софию опять решили превратить в мечеть? Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман. Варфоломей I, действующий Патриарх Константинопольский. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. Вчера, 24 июля, в Айя-Софии в Стамбуле совершен первый за 86 лет пятничный намаз.

Вход в Айя-Софию в Стамбуле теперь станет платным

Отмечается, что на посещении мечети туристами и верующими работы второго этапа реставраций не скажутся. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. Сразу после этого президент страны Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений. Первый намаз был совершен в Айя-Софии 24 июля 2020 года.

Одна из самых известных - мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В 1847 - 1849 гг. В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка. Что посмотреть в Айя-София Собор Айя-София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры.

Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора. Михраб Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся. Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

Таравих на Рамадан здесь прошёл впервые за 88 лет. Священный месяц Рамазан для мусульман Азербайджана начался со 2 апреля. По данным Управления мусульман Кавказа, в ночь с 1 на 2 апреля в небе показалась новая луна, что ознаменовало наступление первого дня месяца Рамазан.

Отметим, что точное время начала месяца прослеживается по запросу Управления в Шамахинскую обсерваторию.

Мраморные плиты и колонны использовались для декорации, а сам храм построен из специального кирпича. В раствор же добавляли крошку кирпича для лучшей схватки. Храм выдержал несколько землетрясений, что нельзя сказать о куполе. Купол оригинальной конструкции возвели в 537-м, но его ждало 3 реконструкции после землетрясений в 558-м, в 989-м году и в 14-м веке. Изначально купол был более плоский, но за время перестроек он стал выпуклым. На сегодня диаметр 31м, а высота 56м. Кому интересный детали рекомендую сайт theatron. Хронология событий Небольшая распальцовка по датам для лучшего запоминания: 330г. В тех же 30-х годах по его приказу закладывают 1-ю базилику в честь Премудрости Божьей.

Вот источник. Кувырок в историю По делу… Храм на этом месте существовал с момента основания города, но сегодняшний 532-537гг. После подавления грандиозного восстания Ника, во время которого спалили предыдущую церковь, он решил сбавить обороты, задобрить народ и богов строительством храма. В 537-м на входе в готовый Собор он произнесет известную фразу: «О, Соломон, я превзошел тебя» и ни капли не пожалеет о растрате 3-х годовых доходов империи на строительство. Вплоть до 1520 года — это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор. Первый крупный разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма. Все благодаря стараниям участников 4-го Крестового поход. Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка.

Поговаривают, что останки «скормили собакам» захватившие собор турки. В 1453-м Константинополем овладела Османская империя, а султан Мехмед II на пороге собора качнул весы в сторону «быть мечетью» вместо «сравнять с землей». Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили «под больничку». Собор сегодня мечеть К сожалению, те, кто не успел до памятной даты в июле 2020-го года побывать внутри собора многое потеряли. Да вход в Айю Софию теперь стоит не 10 евро, а совершенно бесплатный, а часы работы лимитируются только намазами. Но многого сегодня уже не увидеть. При входе во внутрь вас все также поразит умопомрачительный объем и волнующая торжественность. В погожий день купол все так же парит над землей, а монументальные колонны уводят взгляд ввысь. Вот только высь уже не проецирует на вас золотое небо и божественные мозаики. Что-то прикрыто занавесками, что-то потеряло фокус за счет опущенных вниз лампад.

Чтобы вы ни дай бог чего не увидели христианского, вход на 2-й этаж строго охраняется мусульманами с бейджиками. Вот несколько зарисовок из прошлых заходов. Сегодня все это уже недоступно для осмотра.

Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии

Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения | Новости Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София Мечеть Айя-София – это не только всем известное надземное строение, но и фантастически обширная подземная часть, которая изучена мало и окутана множеством тайн.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София Айя София Стамбул: История, особенности, архитектура, мозаики в соборе Святой Софии, как попасть, купить билеты в 2024.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София Это был знаковый момент в истории Стамбула и Турции, когда 24 июля 2020 года собор Святой Софии отказался от своего статуса музея и был восстановлен в своей былой славе как Большая мечеть Айя-София.

Как в Айя-Софии впервые за 88 лет прошел таравих - вечерняя молитва Рамадана

Сейчас же Айя София – мечеть, поэтому вход стал бесплатным, но появились ограничения: нельзя открыто одеваться, голова должна быть покрыта. Мечеть Айя-София в Стамбуле работает ежедневно с 9 часов. Власти Турции будут взимать плату с иностранных туристов за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле, правило начнет действовать с 15 января следующего года, заявил глава Минкультуры и туризма республики Мехмет Нури Эрсой. Превращение здания Айя-Софии из мечети в музей стало важным символом примирения православия и ислама внутри Турецкой Республики.

Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев

Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула. Айя-София первая платной будет. Начиная с 15 января 2024 года иностранные туристы в Стамбуле смогут попасть в мечеть Айя-София только по билету, пишет «Интерфакс». Заявители подчеркивают, что Айя-София стала личной собственностью захватившего в 1453 году Константинополь султана Мехмеда II Завоевателя, который превратил византийскую церковь в мечеть, достроив вокруг нее четыре минарета. Напомним, Айя-София была построена во времена Византийской империи и стала главным храмом страны. После завоевания Константинополя (ныне Стамбула) в 1453 году османскими войсками, церковь была превращена в мечеть. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий