Содержание материала. Матвей Семенович Башкин. bas. Все страницы. Матвей Семенович Башкин и его соучастники. В конце июня – начале июля 1553 г. над Матвеем Башкиным состоялся судебный процесс и он был осужден. По приговору собора Башкин был сослан в Волоколамский монастырь.
Деятельность Матвея Башкина и Феодосия Косого
Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». Мало того что аболиционист, так еще и сука, протестант. Сказ о Матвее Башкине, средневековом правдолюбце. В выступлении Башкина против церкви и ее догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Башкин Матвей Семенович, русский мыслитель-гуманист середины 16 в., представитель реформационного движения.
В Новосибирске дважды избили до полусмерти 10-летнего мальчика
Башкин отрицал свое еретичество, но, находясь в заключении, заболел, "богопустным гневом обличен бысть, бесу предан и язык извеся, непотребная и нестройная глаголаше на многие. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Час истины. Русские вольнодумцы Матвей Башкин и Феодосий Косой. Матвей Семенович Башкин (русский: Матвей Семёнович Башкин) был русским боярским отпрыском во времена Ивана Грозного, обвиненным в ереси за отрицание учения о Троице. Матвей Башкин отпустил своих холопов на свободу. Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи».
Влияние Истины на Матвея Башкина
И этот язык не надобен, Знал он дела еретические. По мере того как ограничивались феодальные права церкви, обязанность бороться с ересями принимала на себя государственная власть, осуждение же церковных противников по-прежнему производилось иерархами церкви. При содействии и по настоянию московских митрополитов Даниила и Макария «церковные мятежники» стали рассматриваться как государственные преступники. На борьбу с «обидящими церковь» государство ополчилось в контакте с представителями церкви. На стоглавом соборе 1551 г.
Просьба церковных иерархов была выполнена. Царем был издан указ «о великой царской опале на еретиков по градским законам, а от святителей духовным запрещением»13. Наказание по делам об еретичестве по-прежнему устанавливалось церковным судом, светские же суды были их исполнителями.
Башкина подвергли пыткам и заставили признаться в еретичестве. Как передают некоторые источники, по приговору церковного собора Башкина посадили в деревянную клетку и сожгли. Его сторонники были разосланы по монастырям в строгое заключение. Не прошло и года, как вновь собрались церковные иерархи. Феодосий Косой учил, что не следует повиноваться попам и властям, он звал угнетенные массы на борьбу за уничтожение церковного и светского гнета и коренное переустройство общества. Церковный собор приговорил Феодосия к тяжкому наказанию, но ему удалось вырваться из цепких лап инквизиторов и бежать в Литву. Кровавый террор по отношению к еретикам и другим противникам церкви получил широкое распространение и нашел отражение в народном творчестве. В былине о Добрыне Никитиче рассказывается, например, как он «учил» жену свою Марию Игнатьевну — еретичку, безбожницу: Сперва отсек руки и ноги, а затем голову. И этот язык не надобен, Знал он дела еретические.
Полиция снова отказывается расследовать происшествие и буквально смеется в лицо родителям пострадавшего. Юлия, мама Матвея, рассказала Readovka, что 25 апреля мальчик пошел гулять на баскетбольную площадку, куда подтянулись его ровесники, чтобы покататься на велосипедах. Мальчик сделал им замечание — покрытие на площадке для этого не предназначено. В ответ подростки привели взрослых ребят, которые избили Матвея до бессознательного состояния. После этого мальчик полтора месяца провел в больнице с сотрясением мозга. Мы их даже не накажем, даже на учет не поставим».
Несомненно, кажется, только одно, что судьи хорошо еще помнили учение жида Захария, осужденное собором 1504 года, тайно сохранявшееся в Москве до 1553 года. Они даже для обличения Б. По приговору собора он был сослан в Волоколамский монастырь, куда и прибыл 22 декабря 1554 года. Сознаваясь в истине соборных обвинений, Б. Таким образом, это сознание Б. Да и трудно думать, чтобы рационалистическое учение могло зародиться самобытно в тогдашнем русском обществе, все религиозные воззрения и верования которого заключались в одних обрядах и их строгом исполнении. Обращаясь к предшествующим еретическим учениям Дмитра, Адриана, стригольников и жидовствующих, мы приходим к убеждению в совершенной неподготовленности русских XVI века к самобытному рационализму. Адриан и Дмитр принадлежали по своему учению к обществу богомилов, действовавших на юго-западной границе России; стригольники восставали собственно против русского духовенства их времени, а учение жидовствующих исходит от евреев, живших на юге России. Весь вопрос в данном случае сводится к решению: из какой именно страны Запада пришло учение Б. Емельянов справедливо, кажется, утверждает, что оно занесено к нам из Литвы, где реформационные идеи утвердились еще с XV века. Иконников "Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории" Киев, 1869 ; Е. Голубинский "История русской церкви" т. II, 1-я половина, М. У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами: сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь рассматривал книгу, но, как видно, в ней не было еще явных улик. Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми: Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофей и Фома. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане.
Песни Леля. Матвей Башкин
То есть о Башкине уже говорили как о человеке подозрительном. Сильвестр решается доложить царю, но того в столице нет: он отправился в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. За отсутствие царя состоялась ещё одна встреча благовещенского протопопа и Башкина. Опять он позвал священника к себе и показал «Апостол», густо размеченный воском, и начал излагать свои сомнения, а ещё более толкования, которые показались Симеону «не по существу и развратными». В июле Башкин со своими толкованиями предстал перед царём.
Из-за угрозы со стороны Крыма дело было отложено, а сам смутьян оказался в подклети царского дворца под охраной двух иноков Иосифо-Волоколамского монастыря. В заключении он вдруг стал бесноваться, но потом стал каяться и выдал своих единомышленников: Григория и Ивана Борисовых и других, и сознался, что своё учение он позаимствовал от аптекаря Матфея литвина и Андрея Хотеева, «латынников». Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней. Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников.
Земляк еретика, В. Топорков, дал следующую справку о Башкиных и их земле: «Первое упоминание о деревне Башкино содержится в писцовой книге XVI века, где указано, что в Волости Великая Слобода в Переславском уезде, дер. Башкино в октябре 1519 г. Деревня была двудворной, а владельцы — помещики. При этом указывается, что людских дворов в ней нет, обработку земли владельцы производили сами… Видимо, вскоре эта земля Башкиными по тем или иным причинам была покинута, например, в связи с получением сыновьями Семёна Башкина Матвеем и Фёдором помещения под Боровском еще до 1550 г. Конечно, это случайно совпало, что главной идеей учения Матвея Башкина стала идея свободы, освобождения крестьян от рабства. А может быть, такое совпадение и не было случайным.
Искусствовед Т. Ерёмина писала: «О Соловецкой тюрьме известно с 1554 г. Этот небогатый дворянин в соответствии со своими убеждениями отпустил своих холопьев на волю и везде доказывал, что холопство противоречит евангельскому учению о равенстве людей. Вот когда были провозглашены идеи свободы, братства и равенства всех людей. Задолго до французской революции, до реформы Александра II, до появления учения Л. Толстого; в центре волости Великая Слобода свободно возникло и рассеивалось по всей северной Руси времен царя Ивана Грозного революционное учение противное учению церкви александровского еретика.
Люди нормально ко всему относятся, - говорит Андрей Панов, председатель участковой избирательной комиссии. Ответственность за будущее сейчас в наших руках, и понимает это каждый, кто приходит голосовать. На работе в этом плане помогли, пораньше отпустили, чтобы была возможность, - говорит Роман Трапезов, житель г. Выбрать одного из четырех кандидатов можно будет и в выходные. Обнаружили ошибку?
Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы, и великим чудотворцам и всем святым на коне написанным»». Затем Башкин стал задавать Симеону вопросы, показавшиеся тому «недоуменными», и, не получая ответа, сам же начал объяснять их, толковать. В заключение Башкин напомнил Симеону о великой пастырской обязанности — блюсти свою паству. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, пытаясь найти у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью. Особенно его поражало несогласие слов Христа: «Возлюбите искреннего своего, как самого себя» с существованием крепостных. Этим и исчерпывается содержание жалобницы Симеона. Макарий в своей «Истории церкви» т.
Матвей Башкин
Известно, что после осуждения один из «еретиков» — Матвей Башкин — был отправлен в Иосифо-Волоколамский монастырь. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Час истины. Русские вольнодумцы Матвей Башкин и Феодосий Косой. Выступая перед собравшимися Александр Башкин напомнил о подвиге жителей города, составивших третье формирование 28-й Армии, внесшим свой вклад в общую победу. "Башкин" Изменил свое имя на "Матвей". Матвей Башкин, посмотреть все фотографии, друзей, исходящие/входящие лайки и комментарии пользователя Матвей Башкин. С именем М. Б. в нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г.
Дело матвея башкина кратко
Матвей напомнил духовнику его высокую обязанность такими словами: «великое дело ваше, сказано в писании; ничто же сия любви больше, ежели положити душу свою за други своя; вы за нас души свои полагаете и печетесь о душах наших и за нас будете отвечать в день судный». После этой исповеди Башкин приехал на дом к священнику, привез «Беседы Евангельские», показал отмеченное им. После Башкин пригласил священника к себе и показал ему «Апостол», отмеченный восковыми пятнами по всем текстам, возбуждавшим размышления. Симеон становился втупик; Башкин сам ему предлагал собственные объяснения, которые казались духовнику подозрительными: «Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искренняго своего, как сам себя; если вы себя грызете и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные фальшивые , на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живет, а не нравится — пусть идет куда хочет, да научат нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить».
На следующем Соборе при допросе с Башкиным сделалось расстройство или припадок, то ему послышался голос Богородицы, то в испуге он во всем сознался и открыл своих единомышленников… Собор признал его виновным. Вместе с соумышленниками «еретика» сослали в Волоколамский монастырь. О дальнейшей судьбе вольнодумца сведений нет. По некоторым предположениям, Башкин был сожжен в опричнину, но точных сведений об этом нет. Итак, бурный подъем реформационно-гуманистического движения на Руси в середине XVI века также быстро окончился его подавлением.
Еретики были наказаны, а «одно из самых важных в истории русских сословий» — крестьянство, было не на одно столетие прикреплено «крепостью» к земле — до 1861 года. Виктория Боравская,.
Что же касается самого учения Башкина, то его правильная характеристика вряд ли возможна на основании дошедших по этому делу документов. Все, что известно о его религиозных взглядах и взглядах его последователей, находится, главным образом, в двух «жалобницах» Симеона и Сильвестра, Соборной грамоте в Соловецкий монастырь о заключении игумена Артемия и в послании Иоанна Васильевича Грозного к Максиму Греку о ереси Башкина. В жалобнице Симеона жалобница Сильвестра, тоже священника Благовещенского собора, — повторение, как бы подтверждение сказанного Симеоном : «В великом посту 1553 года пришел ко мне, — пишет Симеон, — Башкин, и первыми его словами, сказанными по приходе, были следующие: «Я христианин, верую в Отца и Сына и Св. Духа и поклоняюсь образу Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистой Богородицы, и великим чудотворцам и всем святым на коне написанным»». Затем Башкин стал задавать Симеону вопросы, показавшиеся тому «недоуменными», и, не получая ответа, сам же начал объяснять их, толковать.
В заключение Башкин напомнил Симеону о великой пастырской обязанности — блюсти свою паству. После этого он еще несколько раз беседовал с Симеоном, пытаясь найти у него разрешения гнетущей его мысли о несогласии догматов христианского учения с тогдашней жизнью.
Сергиев монастырь. В 1553 году он организовал в Москве шляхетский кружок и начал проповедовать против православной церкви. Преображенский - 1488 г.
Считали церковные предания и жития святых баснословием, отзывались с пренебрежением о постановлениях семи соборов, говоря, это все они для своих выгод написали. Наконец, и в самом Священном Писании видели баснословие, излагали Евангелие и Апостол так, как бы эти книги содержали истину в неправде. До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением подлинных ответов подсудимого мы не можем сделать об этом никакого заключения. Собор признал его виновным.
К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий. Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда как будто затем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле затем, что считали их подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия побуждали спорить с ним и обличать его. Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустынь, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество. Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря Нектарий, который обвинил Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу.
Нектарий обвинил Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни, но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария. Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Надобно верить во всем Адриану[3]. Да радуйся! Да радуйся, Чистая! С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье, не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему позволяли причаститься св. Таин только в случае смертельной болезни.
Глава первая. Вера христианская и правда. Матвей Башкин: опасные мысли.
Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознаётся и выдаёт своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому. это суд над сыном боярским Матвеем Семеновичем Башкиным и его. Содержание материала. Матвей Семенович Башкин. bas. Все страницы. Матвей Семенович Башкин и его соучастники. Башкин Матвей — С именем М. Б. в нашей церковной истории связывается возникновение ереси, известной под названием ереси М. Б. О первоначальной жизни его до 1553 г.
Православная инквизиция в России.
Через несколько времени разнесся между духовными слух, что около Башкина собирается кружок людей, которые неправильно умствуют о существе Сына Божия, о таинствах, о церкви, о всей православной вере. Царя в то время не было в Москве. Он ездил в Кирилловский монастырь. У Башкина вытребовали Апостол, измеченный восковыми пятнами. Сам Башкин, уверенный в правоте своих толкований, подал его Симеону. Царь рассматривал книгу, но, как видно, в пометках Башкина не было еще явных улик.
Башкина не трогали. Он продолжал сходиться со своими приятелями и толковать о религиозных предметах. Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми — Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофея и Фому. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане.
Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать собор. Собор состоялся под председательством митрополита Макария[1]. Подсудимых обличали в том, что они признавали Иисуса Христа неравным Отцу, называли тело и кровь Господню простым хлебом и простым вином, отрицали святую соборную и апостольскую церковь, выражаясь, что церковь есть только собрание верных, а созданная вещественная ничего не значит; отвергали поклонение иконам, называя их идолами, отрицали силу покаяния, выражаясь так: как перестанет грех творить, так хоть у священника не покается, так не будет ему греха. Считали церковные предания и жития святых баснословием, отзывались с пренебрежением о постановлениях семи соборов, говоря, это все они для своих выгод написали.
Наконец, и в самом Священном Писании видели баснословие, излагали Евангелие и Апостол так, как бы эти книги содержали истину в неправде. До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением подлинных ответов подсудимого мы не можем сделать об этом никакого заключения. Собор признал его виновным. К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий.
Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда как будто затем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле затем, что считали их подозрительными.
Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария.
Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили». Артемий отвечал: «Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил». Собор дал такой приговор: «Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе.
Это тебе вина». Третий обвинитель, троицкий келарь Адриан Ангелов, доносил следующее: «Артемий в Корнилиевом монастыре говорил: нет помощи умершим, когда по ним поют панихиду и служат обедню; тем они муки не минуют на том свете». Артемию на соборе объявили так: «Это ты говорил не гораздо; значит, ты отсекал у грешников надежду спасения и уподобился Арию. Надобно верить во всем Адриану.
Четвертый обвинитель, троицкий старец Игнатий Курачев, доносил: «Артемий говорил про Иисусов канон: такой Иисусе; и про акафист Богородице говорил: радуйся! А как услышал слово Иисусово и о его заповедях, как Иисус велел пребывать и как житие вести, так горько делается заповеди Иисусовы исполнять; а про акафист я так говорил: читают: радуйся да радуйся, Чистая! А сами не радят о чистоте и пребывают в празднословии; стало быть, только наружно обычай исполняют, а не истинно». Пятый обвинитель, кирилловский игумен Симеон, объявил: «Когда Матвея Башкина поймали в ереси, Артемий был в Кирилловском монастыре; я ему сказал о том, а он мне отвечал: «Не знаю, что это за ереси; вот сожгли Курицына и Рукавого, а до сих пор сами не знают, за что и сожгли»».
Может быть, я так и сказал, но я не говорил, что другие этого не знали, а говорил только про себя одного». С Артемия сняли сан и приговорили сослать на тяжелое заключение в Соловецкий монастырь. Он должен был жить одиноко и безвыходно в келье, не иметь ни с кем сообщения и ни с кем не переписываться. Ему позволяли причаститься Св.
Тайн только в случае смертельной болезни. Но Артемий недолго пробыл в Соловках, убежал оттуда и очутился в Литве. Там он ратовал за православие и писал опровержения против еретика Симона Будного 2, отвергавшего божество Иисуса Христа: это оправдывает отзыв о нем князя Курбского, называющего Артемия «мудрым и честным мужем», жертвой лукавства злых и любостяжательных монахов, оклеветавших его из зависти за то, что царь любил Артемия и слушал его советы. Вместе с Артемием приговорен был монах Савва Шах, человек ученый, и сослан в Суздаль.
Первый прославился обращением в христианскую веру лопарей, жил некогда в белозерских пустынях и был давний приятель Артемия, по ходатайству которого получил сан архимандрита в Суздале. Он был человек строгой жизни и обличал монашеские пороки. За это монахи не терпели его, в особенности злобствовал на Феодорита суздальский владыка, потому что Феодорит обличал его в сребролюбии и пьянстве. Хотя Феодорит ни в чем не был уличен, но тем не менее, как согласник и товарищ Артемия, был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где ему делали всякие поругания приятели суздальского владыки, бывшего прежде кирилло-белозерским игуменом.
Через полтора года, по ходатайству бояр, Феодорит был освобожден. Дьяк Висковатый подпал суду в том же деле, но совсем по иному вопросу. Он изъявлял разные сомнения по поводу приемов тогдашнего иконописания, между прочим, соблазнялся тем, что Христа изображали в ангельском образе с крыльями, что писали образ Бога Отца, тогда как, по его мнению, не следовало вовсе изображать невидимого Божества, как равно и бесплотных сил; не одобрял также человековидных изображений добродетелей и пороков. Его осудили на трехлетнее церковное покаяние.
Это обвинение замечательно особенно тем, что в нем видна злоба духовенства, хотевшего запретить мирянам свободное суждение о предметах религии. Знай свои дела, которые на тебя положены.
В Астраханской области для очного проведения «Диктанта Победы» подготовили более 250 площадок: музеи, школы, библиотеки, историко-культурные центры, образовательные организации. Александр Башкин присоединился к акции на площадке в Астраханской областной научной библиотеки им. Она традиционно собрала участников разного возраста и социального статуса. Свои знания пришли проверить представители общественных организаций, участники специальной военной операции, школьники, студенты, представители Думы Астраханской области и Думы г.
Духовные узнали об этом и требовали преследования Башкина и его друзей, говорили, что все это выходит из Белозерских монастырей, которые сделались гнездом всякого еретичества. Башкина взяли под стражу с двумя братьями Борисовыми: Григорием и Иваном Тимофеевичами и захватили еще двух лиц, по имени Тимофей и Фома. На все вопросы они отвечали, что они православные христиане. Царь приказал поместить их в подклети своих палат. Решили созвать собор. Собор состоялся под председательством митрополита Макария. До нас не дошли ответы Башкина и его соумышленников, а из соборной грамоты того времени видно, что с Башкиным сделалось на соборе какое-то расстройство или припадок, что он говорил какую-то бессмыслицу, что ему потом представлялся голос Богородицы, и он в испуге во всем сознался и открыл своих единомышленников. За неимением подлинных ответов подсудимого, мы не можем сделать об этом никакого заключения. Собор признал его виновным. Дальнейшая его участь неизвестна; соумышленников его сослали по монастырям на вечное заточение, «посудиша их неисходно им быти».
К делу Башкина привлечен был троицкий игумен Артемий. Об этом человеке мы знаем то, что он был родом из Пскова, избран в игумены Троицкого монастыря, приобрел там общую любовь, но вскоре на него пало подозрение в вольнодумстве. Он снял с себя игуменство и удалился в Нилову пустынь вместе с другом своим Порфирием. Когда началось дело Башкина, их обоих вызвали оттуда, как будто за тем, чтобы присутствовать на соборе, а на самом деле за тем, что считали их подозрительными. Еще Башкин, как видно, не сознавался, а Артемия побуждали спорить с ним и обличать его. Артемий уклонялся от спора и говорил: «Это не мое дело». Но когда Башкин пришел в расстройство и начал оговаривать и себя, и других, Артемий ушел из Москвы в свою пустыню, но был возвращен и предан соборному суду. Ему ставили в вину эту самовольную отлучку. Он сказал, что убежал от «наветующих на него», но не хотел указывать, кто эти наветующие. По-видимому, Артемий не признавал Башкина еретиком и говорил только, что Матвей делает ребячество.
Ты виноват, кайся». Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинял Артемия в том, что он в постные дни ел рыбу. Хотелось мне узнать: у них христианский закон такой ли, как у нас; но мне не указали тогда такого книжного человека». Это ты чинил не гораздо, это тебе вина». Нектарий обвинял Артемия еще в разных богохульствах и ссылался на старцев Ниловой пустыни; но старцы, призванные на собор, не подтвердили доноса Нектария. Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия. Прежде клали на челе иное знамение, а нынче большие кресты кладут; на соборе о крестном знамении много толковали, да ни на чем не порешили». Артемий отвечал: «Я только говорил о соборе, что на нем ничем не порешили о крестном знамении, а про самое крестное знамение так не говорил». Собор дал такой приговор: «Ты сам сознаешься, что говорил о соборе; стало быть, и то говорил, что в крестном знамении нет ничего; надобно верить Ионе.
Это тебе вина».
Башкин Матвей Семенов сын
Башкин, Матвей Семёнович — статья из Интернет-энциклопедии для Матвей Башкин происходил из семьи мелкопоместных детей боярских, входил в III статью «избранной тысячи». Башкин, Матвей, основатель "ереси Б.". О первоначальной жизни его до 1553 года. В выступлении Башкина против церкви и ее догматов под религиозной оболочкой скрывался протест масс против закабаления и феодальной эксплуатации. Об этом заявил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин. "Башкин" Изменил свое имя на "Матвей".
Спор со священником
- Читайте также
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Смотрите также
- Разговор со священником
- Башкин заявил, что конфискация США активов Малофеева повлечет зеркальные меры
- В Новосибирске дважды избили до полусмерти 10-летнего мальчика
Описание документа
- Матвей Башкин – первый русский аболиционист
- Александр Башкин принял участие в «Диктанте Победы»
- В Новосибирске дважды избили до полусмерти 10-летнего мальчика
- Глава 19 Матвей Семенович Башкин и его соучастники
- Матвей Семенович Башкин и его соучастники
- Матвей Башкин – первый русский аболиционист
Матвей Башкин
В мероприятии приняли участие ветераны войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, представители администрации Астраханской области и г. Астрахани, участники поисковых отрядов, юнармейцы, школьники, студенты, курсанты и преподаватели учебных заведений, представители ДОСААФ, казачества, общественных и национальных организаций. По сложившейся традиции торжественное мероприятие прошло в Братском саду г. Астрахани, где как символ памяти о подвигах павших и сражавшихся в годы Великой Отечественной войны стоит обелиск и горит Вечный огонь на братской могиле воинов 28-й армии, защищавших прямые подступы к Астрахани, являвшейся основным пунктом снабжения Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов.
Макария, "человек, если не знатный, то богатый или достаточный". В великий пост 1553 г. Башкин пришел на исповедь к священнику московского Благовещенского собора, Симеону, и, по словам последнего, высказал ему некоторые свои недоумения по вопросам нравственности.
Но какая нужда человеку быть смирным, кротким и тихим? Это все ваша обязанность: сперва исполняйте сами, а потом и учите". В другой раз Башкин пригласил Симеона к себе и, цитируя апостольский текст: "весь закон в словеси скончевается: возлюбиши искреннего своего, яко сам себе; аще себе грызете и снедаете, блюдите, да не друг от друга снедени будете", — говорил: "а ны Христовых рабов у себя держим. Христос всех братиею нарицает, а у нас на иных и кабалы, на иных беглые, а на иных нарядныя, а на иных полныя; а я благодарю Бога моего, у меня что было кабал и полных, то я все изодрал, да держу своих людей добровольно: добро ему, и он живет; а не добро, — и он кдау хочет. A вам, отцам, хорошо бы посещать нас почаще и наставлять, как нам жить, и как людей у себя держать, не изнуряя их. Об этом я видел в правилах, и мне это показалось хорошим".
После этого разговора Башкин показывал Симеону Апостол, "по местом извощен до трети", и предлагал ему другие "недоуменные" вопросы, которые представились Симеону "развратными", так что он отказался от их разрешения. Тогда Башкин просил его посоветоваться с знаменитым Сильвестром: "он тебе скажет, и ты тем пользуй душу мою; а тебе, я знаю, некогда об этом думать в суете мирской: ни в день, ни в ночи покоя не знаешь". Когда наступил Петров пост, Симеон поведал Сильвестру о своем "необычном" духовном сыне, который, по всей вероятности, беседовал о своих недоумениях и с другими лицами, вызывая их смущение своим не совсем заурядным любопытством по отношению к вопросам церковной нравственности: по крайней мере, Сильвестр уже знал о нем и заметил Симеону: "каков тот сын духовный будет, слово про него недобро носится", а затем пожелал узнать, что у него в Апостоле воском "мечено".
Башкин так же сообщил, что заволжские старцы не только «не хулили его злобы», но и ещё укрепляли его в ней. Поскольку никаких сочинений Башкина не сохранилось, судить о его учении можно лишь по репликам противников. Так, из посланий митрополита Макария в Соловецкий монастырь и царя к Максиму Греку узнаём, в чём состояла ересь Башкина и его последователей: [6] 1 Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неравна Его Отцу поведают; 2 честное и святое тело Его и честную и святую кровь Его ни во что ж полагают, но токмо прост хлеб и просто вино вменяют; 3 святую и соборную апостольскую церковь отричют, глаголюще, яко верных собор — сие есть токмо церковь, сия же зданная ничтоже есть; 4 божественныя плоти Христовы воображение и Пречистыя Богоматери и всех святых Его честных икон изображение идолы наричют; 5 покаяние ни во что же полагают, глаголюще: как престанет грех творити, аще у священника и не покается, несть ему греха; 6 отеческое предание и их жития баснословие вменяют; 7 вся божественная писания баснословие наричют, апостол же и евангелие не истинно излагают. Соборный суд[ править править код ] После того как смута, вызванная Башкиным, стала известной, его заключили под стражу. В 1553 году для суда над ним был созван собор. Поначалу Башкин отрицал своё еретичество, но впоследствии сознался и выдал своих единомышленников Григория и Ивана Борисовых, а также неких Игнатия и Фому [7]. Решением собора стала ссылка Башкина и братьев Борисовых в Волоколамский монастырь для «вразумления».
Башкин прибыл туда 22 декабря 1554 года [8]. Дальнейшая судьба Башкина неизвестна.
Компания начала задирать его друга, а Матвей заступился.
Цыгане увели мальчика на парковку и избили его ногами по голове. Несмотря на вмешательство взрослых, мальчику все равно уже было плохо — ребенку вызвали скорую. Медики диагностировали новое сотрясение.
Полиция снова проигнорировала этот случай. Сотрудники никого не задержали — нападавшим якобы нет и 14 лет.