Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда. 17 января, 04:45. Жители блокадного Ленинграда В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек.
Страшные воспоминания девочки, выжившей в блокаду в Ленинграде
Блокадный Ленинград, блокада, жуткие, страшые, воспоминания, того времени. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной. 10 интересных, и в тоже время ужасающих фактов о жизни блокадного Ленинграда читайте в материале редакции Интересные факты о блокаде ленинграда для детей и взрослых кратко. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов.
Неизвестные факты о Блокаде
Словно знамение о грядущих бедствиях. В первую очередь, голода. И сегодня многие блокадники утверждают — не будь того грандиозного пожара, когда только сахара сгорело около 2500 тонн, Ленинград пережил бы зиму 41-42-го неизмеримо легче, ведь на Бадаевских складах располагались на Московском проспекте между нынешними станциями метро «Фрунзенская» и «Московские ворота» хранился, якобы, трехмесячный запас буквально для всего города. Увы, с учетом миллионов едоков — местного населения, беженцев и бойцов фронта — там погибло продуктов максимум на неделю.
Однако и этого бы хватило, по некоторым исследованиям, для того, чтобы жертв блокады оказалось тысяч на 50 меньше. Неужели нельзя было ничего предпринять? Можно было!
Но не предприняли… Из покаянного отчета парторганизации склада имени Бадаева за июнь-декабрь 41-го: «Увлекшись решением чисто оборонных вопросов, мы сделали грубейшую ошибку — забыли о сути своей хоздеятельности, о сохранении грузов и, понятно, ничего не сделали для рассредоточения находившихся в кладовых товаров, в результате чего при катастрофе 8 сентября они были потеряны…». Но может и не могли рассредоточить, например, из-за отсутствия транспорта? Или не хватало свободных складских площадей?
К сожалению, дальнейшие действия властей доказывают обратное. Из уже упоминавшейся выше записки объединения «Центрзаготзерно»: «Когда в сентябре после бадаевского пожара — прим. Иными словами, пока не грянул гром в виде немецкой бомбежки, мужики в райкомах, исполкомах и прочих ветвях властной вертикали думали, вероятно, о чем-то гораздо более возвышенном!
Впрочем, расплачиваться за их «отдельные недостатки» пришлось вовсе не им самим. Казалось бы, с введением в Ленинграде осадного положения, грозившего расстрелом на месте даже за незначительные провинности, городской криминалитет расползется по всем щелям и норам. Однако вышло с точностью до наоборот.
Причина в том, что численность сотрудников милиции и. А оставшихся, как и других ленинградцев, постоянно преследовала забота — где бы достать чего-нибудь съедобного. И оперативная работа тут просто не могла не отойти на второй план.
В итоге уголовники всех мастей не попрятались, а полезли даже оттуда, откуда их и не ждали в мирные времена. Преступления, которые ранее считались экзотикой, стали практически обыденными. Из сводки оргинструкторского отдела секретарю обкома ВКП б Жданову от 4 января 1941 года: «Воровство и спекуляция приняли еще более крупные размеры… Только в Ленинском районе в последние дни совершено б краж со взломом магазинов.
Завмаги и работники прилавка не дежурят ночью в торговых предприятиях. Это уже не первый случай ограбления булочных мужчинами в военной форме…» читая это, невольно вспоминаешь Фокса из «Места встречи» — прим. Вырвав ящики и проколов шины хлебовозки, злоумышленники похитили 23 буханки.
Трибунал, как известно, не разглагольствуя приговаривал к смерти, но это помогало мало.
На днях немецкая журналистка Зильке Бигальке в своей статье «Москва злоупотребляет памятью о Ленинграде» подвергла Россию критике за проведение парада в честь памятной даты. По её мнению, трагедия приобрела характер торжества, а праздничные мероприятия похожи на «танцы на костях». Бигальке также отметила, что в Германии долго замалчивали правду о блокаде Ленинграда, и назвала эту часть истории «одним из самых чудовищных преступлений вермахта».
Вместе с тем она косвенно обвинила власти Ленинграда, а также лично Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина в том, что они якобы могли сделать больше для спасения жителей осаждённого города. Ленинград находился в блокаде с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года — на протяжении 872 дней. От голода, холода и бомбёжек погибли, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. Представленные на сайте Минобороны архивные документы беспристрастно свидетельствуют о том, что делалось всё возможное для прорыва блокады, эвакуации населения и снабжения осаждённого города.
Материалы скомпонованы в три раздела. Первый блок посвящён Дороге жизни — единственной военно-стратегической магистрали, проходившей через Ладожское озеро и связывавшей с сентября 1941 года по март 1943-го блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. Именно по этой фронтовой трассе проходила эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, подвозились продовольствие, топливо, вооружение. Раздел открывает постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года «О строительстве зимней автомобильной дороги от станции Заборье Северной железной дороги до Кобона, Южный берег Ладожского озера».
Сроки устанавливаются сжатые — всего неделя, до 30 ноября. Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день. Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая».
Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе. А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту. Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские.
Впрочем, замечают авторы доклада, вариант не слишком хорош, потому что среди голодающих славян? Поэтому есть смысл рассмотреть альтернативный подход — подавить очаги сопротивления и уйти, оставив город финнам. Пусть, что хотят, то и делают. Ответственность с Германии снимается. От такого заманчивого предложения, однако, финское руководство вежливо уклонилось: мол, наши прежние территории с некоторой компенсационной прибавкой вплоть до Невы возьмем с удовольствием, а вот от Ленинграда увольте.
Хорошо бы его куда-нибудь того… Переместить. Еще раз обратите внимание — в сентябре 1941г. Военными аспектами фюрера уже не грузят: боевая задача выполнена, оставшееся — дело техники. Если Финляндия согласится забрать город — ради бога. К сожалению, она тянет резину и явно предпочитает, чтобы немцы сами проделали самую грязную часть работы. Отсюда третий возможный способ действий: объявить, что, «поскольку Ленинград оборонялся подобно вооруженной крепости, его население следует рассматривать как военную цель, город герметически изолировать и обратить в пыль артиллерийскими обстрелами и бомбежкой». Ну, а потом развалины скинуть хоть тем же финнам. Вариант тоже неважнец, Германия опять получается крайней… Бедные фашисты, вот над какими гуманитарными проблемами они ломали свои арийские головушки осенью 1941г.
Велено долбить на расстоянии, вдумчиво и без суеты. Итак, еще раз: осенью 1941г. Балтфлот вполовину уменьшившийся за время бегства из Таллина изолировать; блокаду держать жестко, но экономно. Обстреливать регулярно, но без фанатизма. Активные операции перенести на группы «Юг» и «Центр». Туда же отправить большую часть артиллерии и авиации. Горожане тем временем пусть голодают, мерзнут, умирают и вообще чувствуют себя как дома — им после революции и коллективизации не привыкать. Превращать город в пыль не стоит труда.
Достаточно разбомбить Бадаевские склады с провиантом. А уж как там т. Сталин дальше будет разбираться со своим населением — его дело. Над немцами не каплет. В общем, действительность оказалась даже гнусней, чем мог предположить В. Он исходил из своего фронтового опыта отнюдь не способствовавшего державным восторгам и из той информации, которую власть допускала до народа. Как и все советские люди, принимал за аксиому, что Гитлер жаждал взять город. Лез, лязгал зубами, заходил в лоб и с флангов, силой и хитростью.
Но несгибаемый Сталин или великий советский народ? Бил и бил по жадным оскаленным зубам — прикладом, кулаками, мерзлыми детскими трупиками — всем, что под руку попало... Сначала просрали все, что можно, отдали Питер в заложники, а потом русский народ ложись и брюхом вас прикрывай, — возражают люди с мучительным фронтовым опытом. Военно-стратегический провал на Северо-Западе был полным и очевидным. Но в руках власти оставался мифологический инструментарий. А это главное... Сдать город в техническом смысле слова было некому — за отсутствием желающих его взять.
Угощение было весьма своеобразным: Шульженко принесла из дома коробку тюбиков с губной помадой и поставила на стол. Еще в предвоенные годы в столице началось строительство нового участка «зеленой» линии от «Площади Свердлова» ныне — «Театральной» до «Завода им. Сталина» потом получила имя «Автозаводская». В числе новых станций была предусмотрена проектом «Донбасская». Свод ее центрального подземного зала архитекторы решили украсить 14-тью большими мозаичными панно, объединенными общей темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Их эскизы выполнил известный художник Александр Дейнека, а создание самих мозаик поручили опытнейшему Владимиру Фролову. Этому замечательному мастеру, жившему в Северной столице, было уже под 70, он еще до революции помогал своему отцу—художнику создавать мозаики для оформления Храма на Крови. Владимир Александрович вместе со своими сотрудниками уже приступил к работе над заказом метрополитена в мастерской при Академии художеств, когда началась война. От порученного ему задания прожилой художник не отказался даже когда условия стали совсем невыносимыми. Последние из ярких, жизнеутверждающих мозаичных картин он доделывал зимой 1941-42 гг. Единственным источником света и тепла были горевшие тусклым пламенем масляные плошки. Готовые мозаики смогли отправить в Москву. Часть — еще поездом, пока гитлеровцы не перерезали полностью движение по рельсовым магистралям, идущим из Ленинграда на юг. Последние из мозаичных полотен, заказанных метрополитеном, были готовы в конце января 1942-го, и их успели переправить из блокадного кольца на «большую землю» по Ладожскому озеру, которое вот-вот уже должно было замерзнуть.
Семь фактов о блокаде Ленинграда
Для детей прорыв блокады Ленинграда был ознаменован не столь возможностью наконец-то поесть, сколько долгожданным началом занятий. Жители блокадного Ленинграда В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. Фильм про блокаду Ленинграда Праздник.
Семь фактов о блокаде Ленинграда
В тот вечер тысячи людей нашли в себе силы, чтобы выйти на улицы, когда ленинградское небо расцветили вспышки салюта. Это воспринималось как чудо. Как рубеж. Позади — 872 дня смертельной опасности. Впереди — возрождение.
Изможденный, обессиленный город расцвел среди зимы. Голодная зима Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже.
Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек. Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие... Но «переиграть» историю невозможно.
Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени.
При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью. С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти.
Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941—1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года.
Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод. Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой: Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград?
Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны.
Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся.
На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду.
По решению Ленгорсвета от 8 декабря 1941 года, промышленность города должна была начать выпуск железных временных печек «буржуек» и отпускать их Ленжилуправлению. В декабре должны были изготовить 10 тыс.
К 1 февралю 1942 года в городе было 135 тыс. Буржуйки были востребованы и в следующую зиму с 1942 на 1943 год, ибо центральное отопление жилых домов в городе также не работало [100]. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Недостаток электричества и массовые разрушения контактной сети остановили движение городского электротранспорта.
Подвижной состав троллейбусного депо был рассредоточен по улицам из-за того, что депо уже находилось в непосредственной близости от фронта. Занесённые снегом троллейбусы простояли на улицах всю зиму. Более 60 машин были разбиты, сгорели или получили серьёзные повреждения. На следующий день по решению горисполкома были упразднены восемь трамвайных маршрутов.
Часть вагонов ещё двигалась по ленинградским улицам, окончательно остановившись 3 января 1942 года после того, как полностью прекратилась подача электроэнергии; 52 трамвая так и замерли на заснеженных улицах [90]. Это стало ещё одной причиной увеличения смертности. По свидетельству Д. Лихачёва , … когда остановка трамвайного движения добавила к обычной, ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий.
Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути. Организация стационаров и столовых усиленного питания[ править править код ] По решению бюро горкома ВКП б и Ленгорисполкома было организовано дополнительное лечебное питание по повышенным нормам в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых. Стационары функционировали с 1 января до 1 мая 1942 года и обслужили 60 тыс. В них вводили сердечно-сосудистые препараты, делали внутривенное вливание глюкозы, давали немного горячего вина, что спасло жизнь многим [63].
С конца апреля 1942 года по решению Ленгорисполкома сеть столовых усиленного питания была расширена. На территории фабрик, заводов и учреждений вместо стационаров было создано 89 столовых усиленного питания, а 64 столовые были организованы за пределами предприятий. Для этих столовых были утверждены специальные нормы питания. С 25 апреля по 1 июля 1942 года ими воспользовались 234 тыс.
В январе 1942 года при гостинице « Астория » начал работать стационар для учёных и творческих работников. В столовой Дома учёных в зимние месяцы питалось от 200 до 300 человек [103]. По решению горисполкома, с января 1942 года в городе открываются новые детские дома. За пять месяцев в Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших 30 тыс.
Командование Ленинградского фронта и руководство города стремилось обеспечить детские дома необходимым питанием.
Значительная часть выкопанной продукции валяется прямо на земле, разворовывается, либо местными райсоветами передается воинским частям… В колхозе «Пахарь» Слуцкого района в течение 3 дней картофель -10 тонн был оставлен в поле, из которых 6 тонн было разворовано, а 4 тонны Слуцкий райсовет вынужден был отдать воинским частям на месте… Организацией работ по уборке урожая председатели исполкомов лично не занимаются, а передоверили это дело практически безвластным райпищеторгам и трестами общепита. В результате вместо положенных 2000-2500 человек на уборке работает максимум 100… Неприятие срочных мер к прекращению этой анархии приведет к полному разбазариванию урожая…». В общем, судя по записке, непосредственно до горожан дошло не более трети тех продуктов, которые выросли не где-нибудь в Псковской губернии, а непосредственно внутри блокадного кольца. Ну и, наконец, некоторые подробности о, можно сказать, символическом пожаре разбомбленных немцами 8 сентября 1941 года Бадаевских складов, багровое зарево от которых было хорошо видно во всех районах города в течение нескольких дней. Словно знамение о грядущих бедствиях. В первую очередь, голода.
И сегодня многие блокадники утверждают — не будь того грандиозного пожара, когда только сахара сгорело около 2500 тонн, Ленинград пережил бы зиму 41-42-го неизмеримо легче, ведь на Бадаевских складах располагались на Московском проспекте между нынешними станциями метро «Фрунзенская» и «Московские ворота» хранился, якобы, трехмесячный запас буквально для всего города. Увы, с учетом миллионов едоков — местного населения, беженцев и бойцов фронта — там погибло продуктов максимум на неделю. Однако и этого бы хватило, по некоторым исследованиям, для того, чтобы жертв блокады оказалось тысяч на 50 меньше. Неужели нельзя было ничего предпринять? Можно было! Но не предприняли… Из покаянного отчета парторганизации склада имени Бадаева за июнь-декабрь 41-го: «Увлекшись решением чисто оборонных вопросов, мы сделали грубейшую ошибку — забыли о сути своей хоздеятельности, о сохранении грузов и, понятно, ничего не сделали для рассредоточения находившихся в кладовых товаров, в результате чего при катастрофе 8 сентября они были потеряны…». Но может и не могли рассредоточить, например, из-за отсутствия транспорта?
Или не хватало свободных складских площадей? К сожалению, дальнейшие действия властей доказывают обратное. Из уже упоминавшейся выше записки объединения «Центрзаготзерно»: «Когда в сентябре после бадаевского пожара — прим. Иными словами, пока не грянул гром в виде немецкой бомбежки, мужики в райкомах, исполкомах и прочих ветвях властной вертикали думали, вероятно, о чем-то гораздо более возвышенном! Впрочем, расплачиваться за их «отдельные недостатки» пришлось вовсе не им самим. Казалось бы, с введением в Ленинграде осадного положения, грозившего расстрелом на месте даже за незначительные провинности, городской криминалитет расползется по всем щелям и норам. Однако вышло с точностью до наоборот.
Причина в том, что численность сотрудников милиции и. А оставшихся, как и других ленинградцев, постоянно преследовала забота — где бы достать чего-нибудь съедобного. И оперативная работа тут просто не могла не отойти на второй план. В итоге уголовники всех мастей не попрятались, а полезли даже оттуда, откуда их и не ждали в мирные времена. Преступления, которые ранее считались экзотикой, стали практически обыденными. Из сводки оргинструкторского отдела секретарю обкома ВКП б Жданову от 4 января 1941 года: «Воровство и спекуляция приняли еще более крупные размеры… Только в Ленинском районе в последние дни совершено б краж со взломом магазинов.
20 фактов о блокаде Ленинграда
Блокада Ленинграда. Мужество и отвага защитников Ленинграда, страдания и терпение жителей города - все это на долгие годы останется примером и уроком для новых поколений. Но была и еще одна группа, которую именовали как "Голубая дивизия". Было принято считать, что эта дивизия состоит из испанских добровольцев, так как официально Испания не объявляла войну СССР. Однако, на самом деле "Голубая дивизия", которая стала частью большого преступления против ленинградцев, состояла из кадровых военных испанской армии.
Во время боев за Ленинград "Голубая дивизия" для советских военных считалась слабым звеном агрессоров. Из-за грубости собственных офицеров и скудного питания бойцы "Голубой дивизии" нередко переходили на сторону советской армии, отмечают историки. В зимний период 1941-1942 гг. Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев.
В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти". Суровая зима Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители.
С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см.
Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было.
Животные уяснили, что от голодных людей лучше держаться подальше. Все деревья в городских скверах лишились большей части коры и молодых веток: их собирали, перемалывали и добавляли в муку, лишь бы хоть немного увеличить ее объем. Блокада Ленинграда длилась на тот момент меньше года, но при осенней уборке на улицах города было найдено 13 тысяч трупов. Летом это был водный путь по акватории Ладожского озера, а зимой эту роль исполняла его замерзшая поверхность.
Первые баржи с продовольствием прошли по озеру уже 12 сентября. Судоходство продолжалось до тех пор, пока толщина льда сделала невозможным проход судов. Каждый рейс моряков был подвигом, так как немецкие самолеты не останавливали охоту ни на минуту. Выходить в рейсы приходилось ежедневно, при любых погодных условиях.
Как мы уже и говорили, по льду груз впервые был отправлен 22 ноября. Это был конный обоз. Спустя всего пару дней, когда толщина льда стала более-менее достаточной, в путь двинулись и грузовики. На каждую машину клали не более двух-трех мешков с продовольствием, так как лед все равно был слишком ненадежным и автомобили постоянно тонули.
Смертельно опасные рейсы продолжались до самой весны. Конец этой смертельно опасной карусели положило только освобождение Ленинграда от блокады. Дорога номер 101, как тогда называли этот путь, позволила не только поддерживать хотя бы минимальную продовольственную норму, но и вывезти из блокированного города многие тысячи людей. Немцы постоянно старались прервать сообщение, не жалея для этого снарядов и горючего для самолетов.
Во многом успех с организацией переправы объяснялся тем, что Советское командование быстро привлекло для обороны озера истребительную авиацию. В зимнее время зенитные батареи монтировались прямо на льду. Заметим, что принятые меры дали очень положительные результаты: так, уже 16 января в город было доставлено более 2,5 тысячи тонн продовольствия, хотя запланирована была доставка только двух тысяч тонн. Начало свободы Так когда произошло долгожданное снятие блокады Ленинграда?
Как только под Курском немецкой армии было нанесено первое крупное поражение, руководство страны стало думать о том, как освободить заточенный город. Непосредственно снятие блокады Ленинграда началось 14 января 1944 года. Задачей войск был прорыв немецкой обороны в самом тонком ее месте для восстановления сухопутного сообщения города с остальной территорией страны. К 27 января начались ожесточенные бои, в которых советские части постепенно одерживали верх.
Это был год снятия блокады Ленинграда. Гитлеровцы были вынуждены начать отступление. Вскоре оборона была прорвана на участке длиной около 14 километров. По этому пути в город немедленно пошли колонны грузовиков с продовольствием.
Так сколько длилась блокада Ленинграда? Официально считается, что она продолжалась 900 дней, но точная продолжительность — 871 день. Впрочем, этот факт ни в малейшей степени не умаляет решимости и невероятного мужества его защитников.
Кем же были эти городские каннибалы? Как выясняется, в подавляющем большинстве самыми обычными советскими гражданами. Из докладной записки военного прокурора города секретарю обкома ВКП б Кузнецову от 21 февраля 1941 года: «В условиях особой обстановки возник новый вид преступлений… все случаи поедания мяса покойников, в силу особой опасности, квалифицировались как бандитизм. В том же скорбном списке числились… 11 членов партии, 4 комсомольца 2 инженера.
Обращает внимание, что из общего числа осужденных только 14. Многие из этих попавших в ужасающие жизненные обстоятельства людей, столкнувшись с неодолимыми трудностями в трудоустройстве, а значит и в получении продовольственных карточек, были вынуждены либо умереть, либо податься в воры и бандиты, либо во всех смыслах озвереть и докатиться до каннибализма. И каждый делал свой выбор. Не в фильмах какого-нибудь Хичкока, а наяву. Наука утверждает, что основным инстинктом любого живого существа зляется вовсе не стремление к размножению, как утверждается в известном голливудском триллере, а чувство голода. С совершенно непредсказуемыми реакциями для человеческой психики. И не случайно, что к лету 42 -го, коггда население города в результате смертности и эвакуации сократилось в разы, а снабжение продовольствием значительно улучшилось, случаи людоедства практически сошли на нет.
Поэтому неудивительно, что городские похоронные службы оказались совершенно беспомощными перед настоящей лавиной смертей, в результате в этой и в мирное время не очень благополучной, а часто и полукриминальной сфере началась дикая вакханалия неразберихи, проблем с транспортировкой, отсутствием рабочих рук, поборов, нарушений санитарных норм и даже… приписок. Из докладной записки городского управления милиции председателю Ленгорисполкома Попкову от 29 апреля 1942года: «в целях ускорения работ по вывозу трупов…введена прогрессивная оплата труда — за каждую сделанную свepx установленных норм ездку шофер и бригада грузчиков получают дополнительно по 50 граммов водки и 100 граммов хлеба… Отметка путевых листов возложена на сторожей моргов и кладбищ, санитаров больниц и прочих низовых работников, которые подсчета вывозимых покойников не производят, практически ни за что не отвечают и подписывают любое количество, указанное путевом листе. Эти обстоятельства широко используются транспортными бригадами, которые предпочитают получать прогрессивную надбавку путем злоупотреблений. Так, например, при контрольной проверке одной из бригад оказалось, что сторож приморского морга Андреева заверила шоферу путевой лист на 220 трупов, тогда как этой машиной доставлено на Пискаревское кладбище лишь 107 трупов, то есть в два раза меньше… Аналогичные факты не ЕДИНИЧНЫ и имеют место из-за отсутствия контроля. Из отчета треста «Похоронное дело» от 5 апреля 1942 года: Конторки кладбищ были битком набиты близкими умерших. Они искали постоянных работников, но не находили их, так как те были заняты массовым траншейным захоронением. В конторках же толпились так называемые «волки» с ломами, лопатами, топорами и кувалдами.
Эти люди, пользующиеся бедственным положением других, их бессилием, отсутствием штатных могильщиков, за хлеб, крупу, табак, водку, продовольственные карточки предлагали изготовленные кое-как, неизвестно кем и неизвестно где гробы, а так же услуги по рытью могил. Очень часто жульнические… Граждане, доставившие покойника, усталые, голодные и промерзшие, не всегда могли дождаться непосредственного акта погребения. Пользуясь им, обнаглевшие «волки» либо просто бросали незахороненных на территории кладбища, либо в лучшем случае отрывали неглубокие, всего на 20-30 сантиметров вместо положенных по санитарным нормам 80 сантиметров, ямки, а загем присыпали их несколько землей или просто снегом и считали свое дело сделанным. После чего отправлялись на поиски очередных несчастных… С половины декабря 41-го кладбища, особенно Серафимовское, Большеохтинское и Волково представляли собой настоящий хаос: перед их воротами или оградами прямо на прилегающих улицах, на самих кладбищах у контор, церквей, на дорожках, в канавах, на могилах и между ними, иногда сотнями, лежали омтавленные в гробах и без них… Постепенно покойников хоронили в траншеях, но их продолжали подбрасывать. И это ужасное зрелище продолжалось до марта, когда в связи со значительным уменьшением населения, а так же с введением в строй креематориев на ряде заводов только в печах 1-го Кирпичного завода на территории нынешнего Московского парка Победы удалось кремировать свыше ста тысяч умерших — прим. Описанные выше прямо-таки апокалипсические картины еще раз доказывают — точного количества умерших в блокаду ленинградцев и особенно оказавшихся в городе «внеплановых» беженцев даже самыми титаническими усилиями борцов за историческую правду установить совершенно нереально. В тех нечеловеческих условиях было явно не до регистрации каждой смерти теми или иными бюрократическими процедурами.
И второе.
Раздел открывает постановление Военного совета Ленинградского фронта от 24 ноября 1941 года «О строительстве зимней автомобильной дороги от станции Заборье Северной железной дороги до Кобона, Южный берег Ладожского озера». Сроки устанавливаются сжатые — всего неделя, до 30 ноября. Однако эта дата исправлена карандашом на 1 декабря. Сдача масштабного проекта сдвинулась всего на один день. Дописано от руки и название дороги: добавлено слово «фронтовая». Ситуация менялась очень быстро, что и отразилось в документе. А вот слово «военная» из названия дороги вычеркнуто по всему тексту.
Эта правка говорит о том, что магистраль строили не только люди в погонах, но и гражданские. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога и Кобона до порта Осиновец. Всего по Дороге жизни за время её существования было эвакуировано около 1,3 миллиона ленинградцев, а в город поступали не только подкрепления и вооружения, но и свыше 1 миллиона 615 тысяч тонн продовольствия и ценных грузов Министерство обороны опубликовало цифровые копии схем и карт, которые раскрывают полную обстановку региона того периода. Так, на схеме блокированной территории Ленфронта обозначены трассы водных коммуникаций и ледовых дорог. Представляет интерес и схема эвакуации раненых, больных и противоэпидемического обеспечения восточного и западного берегов Ладожского озера в навигационный период 1942 года. С важной информацией также можно ознакомиться в постановлении Военного совета Ленинградского фронта от 6 декабря 1941 года. Сразу выделяется правка красным карандашом в оглавлении документа, принадлежащая, скорее всего, Андрею Александровичу Жданову. Первоначальная формулировка «Об эвакуации населения Ленинграда» исправлена так: «Об эвакуации людей Ленинграда по фронтовой дороге».
В документе ставится задача: «Обязать эвакуационную комиссию начать с 10 декабря 1941 года эвакуацию населения из Ленинграда по трассе Ваганово — ст. Заборье, доведя число вывозимых людей к 20. Приказано по пути следования создать специальные пункты питания, где выдавать взрослым по 400 г хлеба в сутки, горячий чай, а детей до 14 лет дополнительно два раза в сутки обеспечивать супом или щами.
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной / | Шокирующая правда о блокаде Ленинграда» [6], переведенную на русский язык. |
Блокада Ленинграда. Ужасный позор Советской власти (Григорий Сухман) / Проза.ру | Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. |
Heeresgruppe Nord
- Оборона Ленинграда
- Блокада Ленинграда: как это было
- 80 фактов о блокаде Ленинграда
- 20 фактов о блокаде Ленинграда
У одних пирожные и крабы, а у других деревья! Шокирующие факты о Блокаде Ленинграда
Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда — крупнейшая городская трагедия времен Второй мировой войны, сравнимая (как эпизод продолжительностью 872 дня) лишь с деятельностью концлагеря Аушвиц-Биркенау. «Очевидно, что блокада Ленинграда не была вызвана военной необходимостью с целью дальнейшей его оккупации. Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было.
Опубликованы малоизвестные факты о прорыве блокады Ленинграда
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о блокаде Ленинграда и несколько неудобных вопросов по этой теме. jurashz Мифы блокадного Ленинграда 27 января прошла 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. О пугающих фактах блокадного Ленинграда -— в материале 24СМИ. 10 фактов о блокаде Ленинграда8 сентября 1941 года гитлеровские войска захватили Шлиссельбург, отрезав город с многомиллионным населением от остальной страны.1. Шокирующие факты о Блокаде Ленинграда.
❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗
Возникали чисто технические сложности. Несколько месяцев спустя столкнулись, например, с проблемой дефицита тары для заготовки крови. Специальная посуда в Институте закончилась уже к весне 1942-го. А основные склады такого «стекла» находились на окраине города, недалеко от передовой.
Туда пришилось организовывать рискованные экспедиции и под неприятельским огнем откапывать ящики из сугробов. Однако и эти ресурсы оказались в конце концов исчерпаны. Врачи вынуждены были наладить сбор бутылок — в большинстве своем винных и водочных.
Такую посуду теперь зачастую приносили с собой сами доноры, а затем полученную от них стеклотару тщательно мыли, дезинфицировали и использовали для упаковки крови. Донорство в осажденном городе всячески поощрялось. На стенах зданий были расклеены тысячи специальных плакатов.
Каждый изображал советского бойца и донора, сдающего для него кровь, а также лозунг-призыв «За Родину! В первые же месяцы войны медики обратились к руководству города, к Военному Совету Ленинградского фронта с заявлением о необходимости обеспечить доноров усиленным питанием. Такой доппаек после кровосдачи начали выдавать уже с декабря 1941 года.
Позже утвердили четкие нормы для тех, кто регулярно сдает кровь. Записанные в картотеку ЛИПК доноры получали ощутимый «приварок» к стандартному ежедневному пайку. Максимально — 200 граммов белого хлеба, 30 граммов сахара, 30 граммов животного масла, пол-яйца или соответствующее количество яичного порошка , 25 граммов кондитерских изделий, 30 граммов крупы… Вдобавок к пайковым «деликатесам» донорам полагалась также денежное вознаграждение.
Однако многие отказывались его брать. В итоге к концу 1942 года на счетах ЛИПК скопилось свыше 500 тысяч рублей таких «излишков». Их решили направить на строительство самолета «Ленинградский донор».
Сотрудники Института вели строгий персональный учет своих посетителей. Благодаря этому сохранилась информация о количестве ленинградцев-доноров. В 1941-м их было почти 36 тысяч человек, в 1943 и 1944 году — по 34 тысячи.
А рекорд принадлежит наиболее трудному блокадному периоду: в 1942-м горожане почти удвоили свою «донорскую гвардию»: добровольными сдатчиками крови записалось без малого 57 тысяч человек!
Жили мы в центре Ленинграда на улице Мытнинская, 4 в коммунальной квартире. Но мирная жизнь нашей семьи продлилась недолго. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. В Ленинграде Гитлер хотел воплотить страшные планы по уничтожению города на Неве и взятию в рабство оставшихся в живых жителей. Но гитлеровским планам не удалось свершиться. Город на Неве стоял, и каждый трудоспособный человек принимал участие в его спасении. И юноши, и женщины, и мужчины старшего возраста, которые не были в армии.
О чем молчат игрушки. Музейную экспозицию немых свидетелей блокады Ленинграда собрали в школе Минска - Когда вы почувствовали, что начался голод? Его уничтожение тоже было спланировано заранее. Ленинград находился недалеко от границы. Представляете, какая была возможность проникнуть туда и совершить подлые поступки по отношению к жителям? Во время блокады было очень мало шансов остаться в живых.
Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н. Соловьёву : «Теперь будет так…». Николай Рибковский в декабре 1941 года был безработным и получал наименьший «иждивенческий» паек. После устройства инструктором отдела кадров в горком ВКП б 2 марта 1942 года он был отправлен на семь дней в лечебное учреждение для сильно истощённых людей. Питание в этом стационаре соответствовало госпитальным либо санаторным нормам, действовавшим в тот период. В дневнике Рибковский пишет: «Товарищи рассказывают, что районные стационары нисколько не уступают горкомовскому стационару, а на некоторых предприятиях есть такие стационары, перед которыми наш стационар бледнеет». Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же чёрного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне по своему вкусу». В СССР долгое время замалчивались особые условия снабжения партноменклатуры во время блокады, уровень преступности и факты каннибализма. Известный американский публицист Гарриссон Солсбери, побывавший в Ленинграде в марте 1944 года, утверждал, что город был захвачен людоедами. Действительно, в связи с голодом в городе имели место случаи убийств с целью людоедства. Так в декабре 1941 года за подобные преступления были привлечены к уголовной ответственности 26 человек, в январе 1942 года — 336 человек, за две недели февраля 494 человека, в марте — уже более тысячи. Немецкие самолёты разбрасывали листовки: «Ленинград — город мёртвых». Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. По данным официальной статистики, в феврале 1942 года на улицах города было подобрано около 7000 трупов. Похоронные службы ходили по домам и выясняли, кто уже умер, чтобы отвезти на кладбище. Так чуть не увезли в морг ещё живую мать будущего президента Владимира Путина. По воспоминаниям Владимира Владимировича, если бы его отец не вмешался, то и не родился бы будущий глава нашего государства. Некоторые историки д. Чубайс и др. Доктор исторических наук Никита Ломагин возражает: «Под Ленинградом осталась значительная немецкая группировка, которая не пошла на Москву, удалось сохранить флот балтийский, который был главной целью немцев после начала блокады, удалось сохранить мурманскую железную дорогу, по которой осуществлялись поставки». Зима 1941-1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Температура воздуха опускалась до минус 32 градусов. Высота снежного покрова достигала более полуметра. Смертность от голода стала массовой. Всего же, согласно последним исследованиям, за первый, самый тяжёлый год блокады погибли приблизительно 780 000 ленинградцев. Для захоронения трупов использовали воинские траншеи. Петербуржец Олег Яцкевич первые двадцать лет своей жизни провёл в Ленинграде. Он вспоминает: «иногда хотелось попасть под бомбёжку. Мама пошла на рынок, а там пусто. Скоро и кошки кончатся. А Мальцевский рынок жил! Там продавали и менялись. За новый костюм можно было получить пяток подозрительных котлет. Пальто на меху «стоило» полбуханки блокадного хлеба». Маяковского редактор издательства «Остров» Леонид Ильясович Амирханов рассказал о новых 5 и 6 книге цикла «Блокада глазами очевидцев», вышедших в издательстве «Остров». Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты, получаемые по карточкам. Потеря карточек означала смерть. Люди умирали от голода, а в диагнозе писали — «сердечная недостаточность», поскольку было запрещено писать «дистрофия». Сохранились страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Дядя Алеша 10 мая… Мама 13 мая в 7. Осталась одна Таня». В прошлом году я посмотрел фильм о Тане Савичевой «Подвиг Ленинграда» 1959 года. В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей. По воспоминаниям Ирины Борисовны Скрипачёвой председателя правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» «выжить помогла сплочённость». Но мама быстро поняла, что и в бомбоубежище спасения нет из него в случае прямого попадания можно не выбраться , и мы перестали спускаться в бомбоубежище. Мама тоже пошла в военкомат, но по возвращении сказала: нет, эвакуироваться не будем … Теперь я понимаю, что это было верное решение, ведь на дне Ладоги лежит мёртвых больше, чем на Пискарёвском кладбище». Некоторые называют блокаду Ленинграда «искусственной», а её саму «преступлением сталинского режима». По их мнению, "Дорога жизни" оказалась достаточно широкой для вывоза из города более 700 танков, но слишком узкой для эвакуации умирающих от голода людей. Действительно, в самый разгар битвы за Москву из осаждённого Ленинграда было отправлено свыше 400 полковых пушек, около 1 тыс. Каждый раз, когда проезжаю в метро мимо станции «Ладожская», сердце сжимается. Первоначально дорогу по льду Ладожского озера называли «дорогой смерти», поскольку многие не доезжали до спасительного берега. Понятно, что численность населения в Ленинграде того времени была чётко зафиксирована, но в к нам ведь бежали и из Ленобласти, и из Карелии, и из Прибалтики», — вспоминает И. Бывшая блокадница Зоя Зуева вспоминала: «из Ленинграда я уезжала 27 января 1942 года через Ладогу на грузовике, а моя подружка, младше меня, на барже. Было три баржи с малышами. Две из них фашисты утопили, а подружкина баржа осталась на плаву». В ноябре через Ладогу было перевезено около 85 тысяч человек, то есть за один день — около 3 тысяч. Всего эвакуировано было из города 1,3 млн. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тыс. Президент ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград в годы Второй мировой войны Юрий Иванович Колосов считает, что за годы блокады погибло вовсе не 1,5 миллиона, а вдвое меньше — 750 тысяч человек. Я не могу поверить, что невозможно установить гибель 750 тысяч человек. Власти предпочитают скрывать истину, чтобы не признавать своей вины. Ведь должен же кто-то ответить за гибель такого количества людей! Если в довоенный период в городе в среднем ежемесячно умирало до 3500 человек, то в феврале 1942 года 3200 человек умирало за СУТКИ! В октябре 1941 года умерло 6199, в ноябре — 9183. В декабре 1941 г. Учёт умерших был возможен только на кладбищах. Но их работники были заняты в первую очередь тем, чтобы быстрее захоронить поступающих покойников. Поэтому кладбища не вели точного учёта. Всего за период с 1 июля 1941-го по 1 июля 1942-го захоронено более миллиона человек. Можно верить или не верить цифрам. Я лично предпочитаю верить людям, пережившим блокаду. Мой научный руководитель доктор юридических наук, профессор Яков Ильич Гилинский всю блокаду прожил в Ленинграде. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая — в сентябре 1941 г. Тяжелейшие бои в 1941-1942 гг. Этот плацдарм удерживали около 400 дней. Бои за «Невский пятачок» унесли, по некоторым данным, жизни 50 000 советских воинов.
Но в памяти каждого из них навсегда остались заиндевевшие стены петербургских квартир, занесенный снегом Невский, очереди за хлебом, тела погибших от голода соседей. Показать больше.