Исследователи поделились первыми научными выводами после обнаружения остатков города майя на строительной площадке в Мексике.
МАЙЯ (Цивилизация)
Майя сегодня — Археологи обнаружили в Мексике остатки города майя. В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian. Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. На дне крупного озера в Гватемале под названием Атитлан группа ученых обнаружила затерянный город цивилизации майя.
Ученые нашли новый город цивилизации майя
- Цивилизация майя
- Майя (цивилизация) — Википедия
- Прибыли из Сибири и основали свыше 1 000 городов в американских джунглях
- Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
- 21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам
- В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя
Археологи обнаружили потерянный город майя
Мистический уход цивилизации майя — кто виноват? | Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. |
Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук | Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). |
История Империи Майя. Исторический документальный фильм | Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. |
Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката | Чичен-Ица была разгромлена, часть ее жителей смешалась с победителями и стала называться «людьми майя», часть укрылась в глухих лесах Петена, где и основала Тайясаль. |
Главное сегодня
- Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн
- В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
- 10 разгаданных тайн цивилизации майя, которые невероятно удивят
- В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя -
- Древняя цивилизация майя: новые артефакты рассекречены правительством Мексики
Потомки майя
Археологи нашли уникальный артефакт майя | Благодаря современным технологиям археологи смогли обнаружить самый древний и самый большой монументальный комплекс майя из всех, когда-либо найденных ранее. |
В джунглях Мексики обнаружен затерянный город майя - Российская газета | Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. |
Археологи нашли уникальный артефакт майя | Там, где жили майя, был жаркий климат, поэтому они в основном выращивали маис, лишь иногда употребляя в пищу мясо диких животных. |
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя - | Также учёные доказали, что у майя были устойчивые сельскохозяйственные системы, которые позволяли им жить стабильно, без угрозы голода. |
В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя | Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). |
Потомки майя
Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя.
Майя: тайна гибели цивилизации
Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. Главная» Журнал кругосветки» Майя: где жили и куда исчезли. Если говорить конкретней, в поселениях майя были найдены артефакты, принадлежавшие тольтекам — другому народу Мезоамерики. Мексиканские археологи обнаружили захоронения с обезглавленными и расчленёнными телами на лестнице пирамиды майя. Где жили майя. Народ майя облюбовал теплые и комфортные для проживания территории, входящие в состав современной Мексики и Центральной Америки.
Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя
В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя | В Мексике группа исследователей под руководством археолога Ивана Спраича при проведении изысканий на территории экологического заповедника Баламку обнаружила ранее неизвестный науке город майя. |
Потомки древних майя: остались ли в Америке индейцы майя, и где они сейчас живут | Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. |
Археологи нашли уникальный артефакт майя | 360° | Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. |
Народ Майя: кто это такие, культура, тайны и загадки цивилизации | Древняя цивилизация майя вновь преподносит сенсации! Новые артефакты были рассекречены Мексиканским правительством и частично опубликованы в научных. |
Почему исчезла древняя цивилизация Майя? | Исчезновение загадочной цивилизации майя до сих пор считается загадкой для учё же произошло с таинственной культурой, которая возвела знаменитые пирам. |
Потомки майя
Он говорит о горной Гватемале, где жили народы киче. Где жили народы майя? Майя населяли большую часть территории Центральной Америки, современной Мексики. Между тем, существует и другая версия про цивилизацию майя, которая заключается в том, что майя на самом деле никуда не исчезла, их потомки могут до сих пор жить на Земле. Но сперва ответим на вопрос, где жили племя майя, попробуем поискать их родину на карте Америке.
Древний город майя нашли на дне озера в Гватемале
По мнению профессора антропологии Лизы Лусеро, на территории, где жили майя, царила засуха: важно было иметь запас воды. Народ майя никуда не исчез, он отправился на полуостров Юкатан, где впоследствии возникли новые города, некоторые из которых просуществовали до прихода испанцев. самый загадочный аспект исторической науки. Еще в 1517 году латиноамериканские высокообразованные представители поразили. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя.
Почему исчезла цивилизация майя
- Культура народов Майя
- Сенот Ик Киль
- Подписка на дайджест
- Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото) - Hi-Tech
Сериал Майя. Рождение легенды смотреть онлайн
Сауны занимают важное место в культуре майя, потому что майя верили, что, войдя в сауну, можно избавиться от грязи не только физически, но и морально Gett Images 12. Потомки майя все еще живы, несмотря на приход испанцев в 1520-х годах и начала эпохи неизвестных до того майя болезней, колонизации и завоеваний Gett Images Лишь в 1697 году пал последний независимый город майя Тайясаль. Как и другие, он был подчинён Испании. Подавляющее большинство руин и пирамид, которые мы привыкли видеть на фотографиях, на самом деле являются «Чичен-Ица» и были недавно куплены бизнесменом, который не пожелал назвать своего имени Wikipedia 14.
Заключенных и рабов выкрашивали в синий цвет перед принесением в жертву и пытками.
Следующая эпоха 400 г. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства.
Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров. К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.
Поздний классический период — время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города — Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять — в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.
Занятия и ремесла майя Основными занятиями индейцев были земледелие подсечно-огневое и ирригационное , пчеловодство и ремесло. Выращивали маис основная культура , фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао. Занимались майя и выращиванием фруктов.
Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными.
В левой части карты — перешеек Теуантепек, территория ольмеков. Поздний доклассический период 300 г. В поздний доклассический период большая часть территории майя была уже заселена, площади возделываемых земель значительно расширились и производство продуктов увеличилось. Необязательно это произошло благодаря техническому прогрессу; вполне возможно, что все потребности покрывались при помощи того же набора примитивных земледельческих орудий. Социальная дифференциация, начавшаяся в предшествующий период, еще более возросла. Правящий класс отдаленный потомок "корпорации" колдунов предшествующих веков из обычного посредника между народом и силами природы превратился в господствующее организованное меньшинство, эксплуатировавшее простой народ. Церемониальные центры стали заметно выделяться среди основной массы хижин общины. Здания, предназначенные для культовых целей, уже не стояли на простой платформе, для них строились пирамиды.
Правда, на этих пирамидах все еще стояли храмы-хижины, но они уже были богато орнаментированы. Возводились каменные блоки, стелы и алтари, на которых появлялись не только лики богов, но и скульптурные портреты правителей, а также письмена, включавшие числа и календарные знаки. В этот период процветали такие большие центры, как Исапа на Тихоокеанском побережье, где заметен переход от привнесенных элементов ольмекской культуры к тем элементам, которые в будущем образуют культуру майя. В Петене центральный и южный Юкатан в тот же период сильно выросли такие центры, как Вашактун и Тикаль. Их строители открыли способ получения раствора из смеси извести, песка и воды, при помощи которого они стали возводить каменные стены и получать штук, очень нужный художникам для воспроизводства масок божеств. Появление на барельефах изображений богато одетых человеческих фигур, вероятно правителей, указывает на возрастание их власти. В то же время исчезновение глиняных фигурок, характерных для предшествующих периодов, говорит о важных изменениях в духовной жизни. Протоклассический период 150-300 гг. В так называемом протоклассическом периоде культура майя приблизилась к своему окончательному формированию, став целиком отличной от остальных мезоамериканских культур.
В действительности, для этого периода, еще до недавнего времени включавшегося в поздний доклассический период, характерны лишь количественные изменения. Физическая карта земель майя с нанесёнными основными городами классического периода. Ранний классический период 300-600 гг. В популярных работах по истории майя подчеркивается, что момент, когда выкристаллизовалась их культура, то есть начало классического периода, отмечен появлением первых дат на монументах, строительством зданий с майянским сводом и изготовлением полихромной керамики специфических форм. При чтении работ некоторых майянистов создается впечатление, что классическая эпоха майя представляет неожиданное чудесное явление, не имевшее прошлого. На самом деле это кульминация длительного процесса, который включает в себя намного больше элементов, чем те три, что обычно называются. Таким образом, классический период не только характеризуется предполагаемым появлением некоторых новых черт, но и является логическим результатом технического, экономического, социального, политического, религиозного и художественного развития общества майя. В земледельческой технике не произошло заметного прогресса, и палка-копалка продолжала оставаться основным или даже единственным орудием труда; прогресс состоял в том, что начали возводиться земледельческие террасы в горных районах с целью задержания дождевых вод и предупреждения эрозии, а также в прокладке оросительных каналов, отводивших воду от естественных источников озер, лагун, ручьев, рек или даже искусственных водохранилищ впадин, покрытых глиной, простых запруд. Эти сооружения часто встречаются на Гватемальском нагорье и в Белизе.
В попытке достигнуть большей интенсивности земледелия, чем так называемое подсечно-огневое, удалось сократить время, при котором участки земли находились под паром. В других сферах, наоборот, по сравнению с предыдущим периодом технические достижения очевидны и значительны. Строительство грандиозных церемониальных центров, успехи в области развития скульптуры, живописи, керамики, в обработке камня, в изготовлении изделий из перьев, выработка законченной иероглифической письменности, прогресс в астрономических и математических знаниях и составление календарной системы, более сложной и точной, чем календарная система других народов в предыдущие эпохи, — все эти интеллектуальные достижения в целом дают нам картину культуры классического периода, намного более широкую и яркую, чем в доклассическом периоде.
Снег может рассказать о месте происхождения температуры воздуха в момент выпадения", - Пол Маевский. Таким образом, Маевский получает подробную картину климатических изменений прошлого. Узнав о теории Дика Гилла, он решил проверить образцы льда, сформировавшегося в X веке и выяснить, какие климатические изменения происходили в Северном полушарии много лет тому назад. Если растительность бурная, значит, климат был теплым и влажным, если окажется, что зелени мало то, по всей вероятности, в этот период была засуха", - Пол Маевский. Маевский удивился, когда изучил состав векового льда. В исследованном образце содержание аммиака оказалось крайне низким. Такой засухи, как в то время, на Земле не было уже две или даже три тысячи лет. Значит, анализ льда подтвердил правоту Дика: в то самое время, когда Майя погибли, во всем Северном полушарии стояла холодная погода, а в регионе, в котором жили индейцы, наступила засуха. Но сообщество археологов это не убедило. Если и была такая засуха, то почему сами Майя не оставили никаких сообщений об этом бедствии? Изображение на камнях рассказывают нам о великих битвах, о правящих династиях и могущественных божествах и никаких свидетельств засухи. Исследователь решил выяснить, сохранились ли письменные упоминания о засухе. Резьба на каменных строениях и памятниках не содержала информации о засухе, но если бедствие так долго терзало индейцев, то наверняка где-нибудь остались записи об этом. Удача улыбнулась Гиллу, он изучил древнюю рукопись, одну из немногих, которую не уничтожили испанцы. В манускрипте на последней странице был иероглиф, обозначающий засуху, голос из прошлого. Несмотря на все представленные доказательства, археологи по-прежнему сомневались в правоте Гилла. Существующие теории об исчезновении развитых цивилизаций содержат весьма туманные и запутанные объяснения ученых, привыкших все усложнять. Моя версия кажется примитивной и не заслуживающей внимания" - Дик Гилл, исследователь цивилизации Майя. Оказалось, что главное доказательство, которое искал Дик, находилось совсем рядом. Подтверждение теории Дика исходило от троих геологов, которые вообще не изучали теорию древних цивилизаций. В частности, нас интересуют интенсивность дождей в этот промежуток времени". Ученых интересует придонный ил, который хранит информацию о прошлом Земли. Геологи изучают осадочные отложения, которые в течение многих тысяч лет слой за слоем формировались на дне озера. Первая же проба донного грунта повергла ученых в изумление, они обнаружили следы жестокой засухи. Почти у самого основания видны светлые известковые кольца, которые относятся к периодам сильнейшей засухи, когда в озере понижался уровень воды или оно полностью пересыхало. Неожиданное доказательство на дне озера В лаборатории их ждал еще один сюрприз, на этот раз его преподнесли раковины улиток. В стенках раковины содержится два вида кислорода, тяжелый и легкий. Если период был дождливым, то преобладает легкий кислород, если засуха, то тяжелый. Проведя химический анализ раковин, геологи обнаружили тяжелый кислород. За последние 7000 лет это была самая сильная засуха. К сожалению, ученые не могут определить точное время этого стихийного бедствия, но им сопутствует удача. Копаясь в известковых отложениях, геологи сделали ценную находку - зерно. Его отправили на анализ. В тот момент я понял, что засуха по-времени совпадает с гибелью Майя в X веке нашей эры" - геолог Марк Бренер. Наконец-то я получил подтверждение своей гипотезы. Когда я впервые представил свою теорию, у меня не было убедительных доказательств, я не мог взять, скажем, образец грунта со дна озера и сказать: "Смотрите, вот что доказывает факт сильной засухи! Я испытал облегчение и одновременно волнение. Поскольку моя теория нуждалось в подтверждении, то многие мои коллеги были настроены скептически, и я их прекрасно понимаю. Но, когда мы, наконец, представили исчерпывающие доказательства, я подумал, что, может быть, теперь люди, отнесутся к моей теории со всей серьезностью" - Дик Гилл, исследователь цивилизации Майя. Дик по крупицам собирал свидетельства по всему миру от холодного Севера до жаркой Центральной Америки. Искал ответ в старинных испанских документах и древней рукописи Майя, но доказательство было найдено в озере на территории Мексики и подтвердило тот факт, что великий народ Майя погиб в результате продолжительного стихийного бедствия. Ужасная трагедия, засуха сжимала свои смертельные объятия. Майя обратились за помощью к жрецам, которые могли использовать данную им власть обратиться к божествам и спасти соплеменников, но и жрецы оказались бессильны.
В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя
И хотя племена долгое время считали безобидными, мирно существовавшими земледельцами, позже историки пришли к выводу, что это мнение — ошибочное. Население постоянно враждовало друг с другом и своими соседями. Когда зародилась цивилизация Историки до сих пор спорят о том, когда именно зародилась цивилизация майя. Но известно точно, что эти народы проживают на Юкатане более сорока веков. Наиболее ранние археологические находки культуры датированы вторым тысячелетием до нашей эры. Считается, что майяская цивилизация появилась в промежутке от 7000 до 2000 годов до нашей эры, когда охотники и собиратели начали создавать поселения.
Майянская цивилизация зародилась между 7000 и 2000 годами до нашей эры. Кроме этого они выращивали бобы, кабачки и другие овощи. Постепенно племена начали возводить города, совершенствовать их, придумали системы очистки воды, развивали военное искусство и не только. Как погибла загадочная цивилизация Быстрое сокращение населения началось еще в девятом веке, а к середине десятого майя перестали строить сооружения из камня. Жители начали покидать города, а придуманные ими системы водоснабжения — приходить в упадок.
Просто они ассимилированы и не чувствуют себя таковыми. Особенно это касается метисов, которых очень много и которые называют себя просто мексиканцами. Зато в Гватемале живёт 23 народа, называющих себя майя, но, скорее, говорящих на разных майянских языках. Довольно сильно отличающихся друг от друга. Сегодня коренные индейцы майя занимаются всякого рода традиционными ремёслами: изготовляют сети, гамаки, верёвки, корзины, мебель, шляпы, глиняную посуду, луки со стрелами. Возделывают маис кукурузу , сахарный тростник, жгут древесный уголь и т.
Кстати, существует так называемая Сапатистская армия национального освобождения.
Пирамида, высотой в 42 метра, когда ее обнаружили ученые, выглядела как холм. Спускаться по ступеням вниз — целое приключение. Почти ползком, держась за тонкую веревку, мокрые с головы до ног, мы преодолевали пологий уклон. Другая сторона пирамиды так и осталась под корнями деревьев, как и большая часть древнего города. Коба — огромный комплекс из подземных сооружений, храмов, домов, алтарей и полей для игры в мяч. Майя играли в особую игру с мячом, которая продолжалась несколько дней без перерыва и заканчивалась жертвоприношением. Стать участником жертвоприношения — было для этого народа особой честью. Для духовного и физического очищения майя использовали специальные, наиболее развитые для того времени, бани под названием темаскаль.
Вокруг Коба, как огромные глазницы, зияют подземные озера и колодцы — сеноты. Майя использовали их в качестве источника пресной воды и для совершения обрядов жертвоприношения. Они считали воды сенотов священными. Расстояние от поверхности земли до воды — 26 метров, которые ты преодолеваешь, спускаясь по лестнице.
Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов.
К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя. Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа.
Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно. В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада».
Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо. На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света.
Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор. Скорее всего, это выдумки более позднего времени.
Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег. Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий.
Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня. В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя.
Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид. Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда.
Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись. Вырвать с корнем языческие верования не удалось.
К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев. Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре.
В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара. В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину!
Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон. По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими.
К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение. В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора. Многие полагают, что де Ланда уже после написания работы добавил к первоначальному тексту пассажи, оправдывающие его жестокости по отношению к коренному населению. По словам де Ланда выходило так, будто страшный инквизиционный террор был развязан по настоянию новообращенных туземцев.
Самооправдание возымело действие, и с миссионера сняли обвинения в излишней жестокости, после чего он в 1572 году с триумфом вернулся на Юкатан в качестве первого официального епископа. Конечно же, другие путешественники и церковники кроме де Ланда оставили краткие описания городов на севере Юкатана, особенно таких, как Ушмаль и Чичен-Ица. Вообще, самое первое свидетельство на эту тему мы находим у человека, являвшегося в то время непосредственным «начальником» де Ланда. Его имя — Лоренсо де Бьенвенида. В его описаниях древних Мериды и Тихоо читаем: Среди всех индийских открытий не было ничего более интересного, чем эти здания, возведенные из больших и хорошо отесанных каменных блоков; и нет ни единого свидетельства о тех, кто это сделал.
Для нас стало очевидно, что все они построены до Христа, потому что деревья, выросшие на их ярусах, такие же высокие, как и старые деревья в окрестных лесах. Посреди этих примечательных зданий мы, монахи Ордена святого Франциска, и обосновались. Де Бьенвенида ясно указывает на древний возраст архитектурных памятников, а также не скрывает своего восхищения их утонченностью и качеством постройки, подчеркивая при этом абсолютное их превосходство над всеми виденными остатками, принадлежащими другим обществам Месоамерики. Еще более необычным кажется описание другого великого города майя — Копана. В 1576 году офицер колониальной армии по имени Диего Гарсиа де Паласио написал в письме, адресованном испанскому королю Филиппу II: «В главном городе провинции Гондурас, называемом Копан, имеется множество руин, а также сохранились явные свидетельства некогда огромного населения и грандиозных зданий».
Он подробно описал главную городскую площадь Копана и впервые упомянул о барельефах, скульптурах и стелах: На этой площади находятся шесть огромных изваяний в виде стел. Три из них покрыты мозаикой и изображают мужчин, чьи ноги оплетены подвязками, а их оружие украшено орнаментом. Другие три изображают женщин в длинных одеяниях и с головными уборами в древнеримском стиле. Похоже, все стелы являлись идолами, так как напротив них находятся большие каменные конструкции с углублениями и желобами. В этих каменных корытах казнили жертв, чья вытекшая кровь затем удалялась посредством желобов… Кроме этих вещей есть еще много других доказательств того, что Копан был центром сильной власти, очень населенным, цивилизованным городом с развитым искусством, что видно по различным памятникам и строениям.
Помимо описания майяских древностей, несколько миссионеров занимались и лингвистическими изысканиями, что оказалось неоценимым подспорьем для окончательной дешифровки языка майя. Например, францисканец Антонио де Сьюдад-Реаль, миссионерствовавший на Юкатане, составил словарь юкатекского варианта языка майя. Этот огромный труд называется «Словарь языка мотуль».
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Или гражданская война, ведь общество было классовым. Метеорологи настаивают, что майя не выдержали изменения климата — ранее погода не подводила, давая возможность собирать обильные урожаи и торговать с соседями. Так было всегда, но с 820 года нашей эры в течение 95 лет Южную Америку периодически стала поражать сильная засуха. Когда такой неблагоприятный период длится несколько десятилетий, несложно догадаться, что народ просто вымирает. Климатическая версия гибели майя Взяв за основу выкладки метеорологов, ученые и вправду отметили стройную зависимость между временем наступления засухи и упадком цивилизации.
Львиная доля красивых больших городов майя классической эпохи опустели в периоде с 850 по 925 год нашей эры — это как раз та жесточайшая засуха длиною в век. Она свирепствовал на юге занимаемой майя территории сегодня там находятся Белиз и Гватемала. Однако ближе к северу, на Юкатане, народность майя не просто пережила засуху, но и вновь стала процветать после ее окончания. Относительное благоденствие, рост благосостояния в городах, например, в Чичен-Ице, могли быть отголоском природной катастрофы — майя выжили и сумели подкорректировать ведение народного хозяйства под новые климатические условия.
Выковалась новая власть, принявшая вызов природы и небесных светил, по которым они тщательно сверяли свой быт — календари майя популярны до сих пор. Но тут возникает вопрос: раз майя всё же выжили, почему цивилизация сошла на нет?
Окружающая среда также содержала другие сокровища майя, в том числе нефрит, перья кетцаля использовавшиеся для украшения изысканных костюмов знати майя и морские раковины, которые использовались в качестве труб на церемониях и в войнах. Таинственный упадок майя С конца восьмого до конца девятого века произошло что-то неизвестное, что потрясло цивилизацию майя до самого основания. Один за другим классические города в южных низинах были заброшены, и к 900 году нашей эры цивилизация майя в этом регионе рухнула. Причина этого таинственного упадка неизвестна, хотя ученые разработали несколько конкурирующих теорий.
Некоторые считают, что к девятому веку майя истощили окружающую их среду до такой степени, что она больше не могла поддерживать очень большое население. Другие ученые майя утверждают, что постоянная война между конкурирующими городами-государствами привела к распаду сложных военных, семейных по браку и торговых союзов между ними, а также традиционной системы династической власти. По мере того как статус святых лордов уменьшался, их сложные традиции ритуалов и церемоний растворялись в хаосе. Наконец, какое-то катастрофическое изменение окружающей среды — например, чрезвычайно долгий и интенсивный период засухи — могло уничтожить классическую цивилизацию майя. Засуха возможно ударила особенно сильно по таким городам, как Тикаль, где дождевая вода была необходима как для питья, так и для орошения сельскохозяйственных культур. Все эти три фактора — перенаселение и чрезмерное использование земли, эндемические войны и засуха — могли сыграть свою роль в падении майя в южных низменностях.
В высокогорьях Юкатана несколько городов майя, таких как Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан, продолжали процветать в постклассический период 900-1500 гг. Однако к тому времени, когда прибыли испанские захватчики, большинство майя жили в сельскохозяйственных деревнях, а их большие города были погребены под слоем зелени тропических лесов. Майя все еще существуют? Потомки майя до сих пор живут в Центральной Америке на территории современного Белиза, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и некоторых частей Мексики. Большинство из них живут в Гватемале, где находится национальный парк Тикаль, на месте руин древнего города Тикаль. Примерно 40 процентов гватемальцев имеют происхождение майя.
А вы знали, что… У первых майя существовал единый язык, но к доклассическому периоду среди различных народов майя возникло большое языковое разнообразие. В современной Мексике и Центральной Америке около 5 миллионов человек говорят примерно на 70 языках майя. Интересные факты о майя Возникла древняя цивилизация около 4000 лет назад, но к тому моменту, когда в Америку приплыли первые завоеватели из Европы, она уже переживала закат. Вторжение конкистадоров лишь ускорило падение майя. Разработанный майя календарь использовался многими другими коренными американскими народами. Всего в мире живёт около 6 миллионов майя.
Это намного больше численности любых малых народов Севера, и даже больше численности населения во многих европейских странах.
Археологи из Национального института антропологии и истории Мексики INAH объявили об обнаружении руин древнего города майя. Его нашли еще в 2015 году во время строительных работ близ города Мериды — столицы мексиканского штата Юкатан. Затерянный город получил название Шиол Xiol. За время раскопок археологи обнаружили остатки нескольких площадей, пирамид и дворцов. По словам ученых, архитектура этого памятника демонстрирует черты стиля пуук, который хотя и был распространен на юге полуострова Юкатан, редко встречается в окрестностях Мериды.
Среди других находок оказались вырезанные из камня головы, каменные алтари, а также сенот «колодец жертв» , который, вероятно, использовался для ритуальных подношений богам. По оценкам руководителя раскопок Карлоса Пераса Carlos Peraza , в этом городе, существовавшем около 600—900 годов нашей эры, могло жить больше четырех тысяч человек. Археологи также обнаружили детские и взрослые погребения, в которых присутствовал сопроводительный инвентарь — орудия из обсидиана и кремня, ювелирные изделия и прочие подношения.
Археологи впервые обнаружили это место в 2015 году, но результаты раскопок и реставрационных работ стали достоянием общественности только сейчас. Во-первых, из-за его впечатляющей монументальной архитектуры. Это место представляет особый интерес благодаря своей архитектуре в стиле пуук. В этом же стиле построена пирамида Чичен-Ица. Церемониальный комплекс открытого города состоит из платформы и небольшой пирамиды. Фото: INAH Исследователи также обнаружили руины дворца, площади, возвышенные платформы, резные каменные головы и каменные алтари.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение
Баченина: - А почему вы про колесо не говорите? Беляев: - С колесом как раз не очень. В мезоамерике колесо знали, известны игрушки на колесиках, но колесо не применялось ни в каком виде в технологии индустриальной. Баченина: - И у майя тоже? Беляев: - И у майя тоже. Причем не применялось не только для транспорта, но не применялось и как основа для гончарного круга. Вот это тоже интересно. Баченина: - А что применялось как основа для гончарного круга? Беляев: - Ничего. Керамика была лепная.
Ее лепили либо вручную… Вот вся эта изящная, прекрасная керамика лепилась либо вручную, либо была керамика, которую делали в формах. Баченина: - А как мололи кукурузу? Беляев: - Кукурузу мололи не на таких жерновах круглых, как у нас, а это такая зернотерка, она называется метате слово, пришедшее из ацтекского языка. Она напоминает такую скамеечку небольшую с углублением внутри. Туда насыпались зерна. Брали такой цилиндрический каменный пестик и растирали. И там все растиралось, не только кукуруза, но и все, что надо растереть. Баченина: - И для каждого, наверное, были свои скамеечки. Нельзя же какао растирать там, где перец чили.
Беляев: - Если это были какие-то не очень богатые горожане, то они делали и то, и другое. Баченина: - Помыли посуду - и вновь растирать. Скажите, почему майя покинули свои города? Почему в итоге есть упадок? К моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя находилась в глубоком упадке. Беляев: - Не совсем. Первый момент. У нас есть существенный и глубокий кризис. И это та загадка, которая пока без ответа.
Но вот насчет упадка, это один из широко распространенных мифов, особенно глубокого упадка. В истории цивилизации майя было несколько существенных кризисов, которые приводили к оставлению политических центров. Первый случился еще в самом начале существования, в промежутке перехода между так называемым доклассическим или формативным периодом это в основном I тысячелетие до нашей эры и полтора века нашей эры и началом классического периода. Тут в названиях уже видно. Долгое время считалось, что доклассический, когда они жили в деревнях небольших, начали строить небольшие центры, ранние земледельцы, которые только формируют сложное общество, а классический — это уже расцвет цивилизации. Он начинался официально с начала IV века в старой хронологии. Теперь мы понимаем, что на самом деле и до этого уже была урбанизированная цивилизация, очень развитая, письменность существовала и до этого, она где-то с III века до нашей эры. И вот эта первая, доклассическая формативная цивилизация приходит в упадок примерно около 150-го года нашей эры. Баченина: - И почему, неизвестно?
Беляев: - Да. Были оставлены города. Самый крупный город, город с самыми большими пирамидами за всю историю майя, который мы знаем под археологическим названием Эль-Мирадор, расположенный на севере Гватемалы, он был оставлен как раз где-то… Баченина: - Это так странно. Хорошо, я в упадке, я в диком кризисе.
Об открытии сообщается в статье, опубликованной в журнале Ancient Mesoamerica. Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб.
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Иными словами могущество правителя майя зависело от размера водохранилища в районе города. Тем самым, город привлекал множество аграрных подданных, которые в обмен на питьевую воду и воду для орошения полей, отдавали часть продукции власть имущим. Однако после засухи, многие правители потеряли свои рычаги власти. Заброшенный город Майя в джунглях Гватемалы Также стоить отметить, что политическая вертикаль власти майя, было тесно связана с божествами. Ввиду этого плохой правитель, неспособный дать людям воду, считался изгнанным богами или сами боги таких царей были неправильными. Все это приводило к хаосу в общественно-политической жизни древней цивилизации. Однако регион Кочуа на полуострове Юкатан, во время засухи стал процветать, так как имел более влажный климат, в который устремились беженцы из засушливых регионов. В конце 17 века рухнул последний город-государство Майя, завоеванный испанцами.