Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под.
В Апатитский храм прибыла новая мозаичная икона
По окончании богослужения иерей Филипп Измайлов совершил чин освящения иконы. Затем все пришедшие на торжественную встречу святыни смогли приложиться к ней. При цитировании ссылка гиперссылка на сайт Нижегородской митрополии обязательна.
Они также в светлых ризах — желтоватого, серебристо-серого цвета.
У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь.
Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников. В описании они ради единообразия по-прежнему именуются клеймами.
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции.
Композиция решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут диакона, у них твердый, неустрашимый шаг.
Передний, более старший, высоко держит крест. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан Краснопольский , расстрелянный 23 июня 1919 года.
Напротив крестного хода, справа от зрителя, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом.
В группе праведников господствует красный цвет, выражающий огненность, непреклонность веры. Даже позем розовато-красного цвета. На уровне графического решения — винтовки в руках солдат означают угрозу неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии.
Но на уровне цветового решения — группа верующих имеет явное превосходство над темными фигурами солдат. По силе драматизма, выявляемого противоборством двух непреклонных сил, она выделяется из всех прочих сцен. Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником.
Прежде, чем стать Киевским митрополитом, выдающийся иерарх занимал крупнейшие кафедры: он был экзархом в Грузии, затем назначался на Московскую и Петербургскую кафедры. Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ.
Он был поистине всероссийским митрополитом. Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве.
Святого Владимира сравнивали с Московским митрополитом Филаретом. Великий святитель достойно увенчался мученическим венцом. Он был арестован в своих покоях в Киево-Печерской Лавре, выведен за стены и расстрелян.
В момент смерти святитель благословлял убийц. Момент казни в композиции отсутствует — таких сцен в иконе достаточно. Святитель показан дважды: выведение на расстрел из обители и обнаружение его тела иноками.
Исповеднический женский подвиг периода гонений чрезвычайно велик. Безвестные монахини, жены и сестры духовенства, бесчисленные простые прихожанки погибали в лагерях и тюрьмах. Остававшиеся на свободе смиренно и кротко, незаметно совершали свое христианское служение: сопровождали священнослужителей в гонениях и ссылках, простаивали ночи напролет у тюремных дверей, чтобы сделать передачу, оберегали оставшиеся храмы, спасали святыни от грабежа и разорения.
На них же лежало воспитание детей, потерявших отцов. Но ни одна слеза бесчисленных страдалиц не забыта у Бога. На иконе в белом платке изображена мать с прижавшимися к ней детьми.
Ей грозит винтовкой солдат, арестовывающий священника следующая композиция , но она не устрашается. Благодать Божия укрепляла верующих в самые страшные моменты ночных обысков, арестов, грабежей. Известны многочисленные случаи, особенно в первые годы после революции, когда гонители врывались прямо в алтари в момент совершения Божественной службы, оскверняли святыни, арестовывали или убивали священнослужителей.
На иконе дан обобщенный образ такого нападения. Изображен небольшой однокупольный храм с белыми стенами, — таких храмов было бесчисленное множество по всей России. На престоле, покрытом красным облачением, стоят священные сосуды, перед престолом священник в светлых ризах.
Лик священника несколько напоминает преподобного Серафима Саровского. Солдаты окружили престол, один из них святотатственно берет потир с престола, другие арестовывают священника, руки которого связаны. Церковь сама предложила отдать свои ценности на помощь голодающим, за исключением священных сосудов.
Это было использовано как предлог для гонения и насильственного, намеренно кощунственного отнятия евхаристических сосудов. Композиция тесно связана с предыдущим изображением святой жены с детьми они вместе помещены на поземе зеленого цвета , поскольку оба изображения посвящены жизни простого, обыкновенного прихода, на который обрушилось гонение. Саровская Успенская пустынь, особенно прославленная подвигами великого подвижника XIX века преподобного Серафима, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Соловецким монастырем относится к ряду наиболее чтимых православным народом святых мест Русской Церкви.
Монастырь был закрыт в 1927 году, тогда же из него были вывезены святые мощи преподобного Серафима. На иконе обобщенно представлен вид Саровского монастыря. На фоне розовой колокольни двое солдат уносят гроб с останками преподобного, в другую сторону солдат гонит насельников обители.
Композиция, в целом, сходна с изображением закрытия Троице-Сергиевой Лавры клеймо пятое. Священномученик Кирилл — виднейший деятель Церкви, высокообразованный богослов, мудрый и любящий пастырь. На иконе изображено исполнение смертного приговора, вынесенного святителю Кириллу врагами Церкви.
Святитель молится, обращенный ликом к зрителю. Его поднятые руки торжественно простерты в жесте молитвы и последнего благословения, преподаваемого им всему миру.
Они молитвенно склоняются к престолу в трех — четвертном повороте, будучи одновременно обращены и к зрителю. Глава Церкви Святейший Патриарх Тихон помещен слева, а не справа потому, что, согласно церковному учению об иконопочитании, отчет идет не от зрителя, а от духовного центра иконы, в данном случае — от престола, так же, в деисусном чине Матерь Божия тоже изображается слева от Спасителя. По своему положению в Церкви, мудрому и подвижническому противостоянию воинствующему безбожию они занимают выдающее место в сонме святых этого времени. За ними следуют ряды иерархов, также мужественно и самоотверженно защищавших паству — фактически, основную часть русского народа. Среди них — замечательные подвижники, великие молитвенники, глубокие богословы.
Второй ряд слева от центра возглавляет священномученик Владимир Богоявленский , митрополит Киевский, за ним предстоит священномученик Илларион Троицкий , архиепископ Верейский; напротив изображены священномученики Вениамин Казанский , митрополит Петроградский и Гдовский и Серафим Чичагов , митрополит Петроградский; далее следуют такие замечательные подвижники, как святители Серафим Звездинский , епископ Дмитровский; Петр Зверев , архиепископ Воронежский; Афанасий Сахаров , епископ Ковровский; Дамаскин Цедрик , епископ Стародубский; Серафим Самойлович архиепископ Угличский; Фаддей Успенский , архиепископ Тверской; Гермоген Долганев , епископ Тобольский; Андроник Никольский , архиепископ Пермский и Соликамский; Порфирий Гулевич , епископ Крымский и множество других, представляющих основную часть епископата Русской Церкви 20-30 годов. Однако, святых епископов больше, чем их можно изобразить. В соответствии с древней традицией множественность неведомых подвижников обозначена нимбами, возвышающимися над верхним рядом изображенных иерархов. Ниже епископов, такими же рядами справа и слева от расположенных в центре Царственных мучеников, предстоят святые мученики от священства, монашества, мирян. Их число поистине необозримо, по необходимости написаны лишь наиболее известные. В первом ряду рядом с Царской Семьей стоят святая великая Елизавета с инокиней Варварой, далее — священноисповедник архимандрит Сергий Сребрянский , духовник Марфо — Мариинской обители, священномученики протоиерей Константин Голубев, протоиерей Сергий Мечев и другие. С противоположной стороны видим священномучеников архимандрита Сергия Шеина , протоиерея Философа Орнатского, протоиерея Иоанна Кочурова, протопресвитера Александра Хотовицкого и других с ними.
В иконе присутствуют также безымянные миряне — мужи, и жены и дети. Фигуры поставлены относительно свободными рядами, они объединяются в необходимые группы по два — три лица, их внешний облик разнообразен и индивидуален. В таком составе средник иконы являет соборную полноту Русской Церкви, — в сонме новых мучеников и исповедников представлены все составляющие Ее части. Это образ торжества Церкви воинствующей. Над ней и в соединении с ней изображена в деисусном чине Церковь торжествующая на небесах, в вечном Царстве Христовом. Деисусный чин В центре деисусного чина, олицетворяющего Церковь Небесную, помещен, как всегда, образ Господа Иисуса Христа, восседающего на престоле. В раскрытом Евангелии в Его руках написаны слова: «Аз есмь свет миру» Ин.
Его образ завершает вертикаль: Царственные мученики — престол — крест — купол храма. Благодаря этому, образ Спасителя главенствует в иконе, чем поясняется смысл мученичества, как следование Господу Иисусу Христу по крестному пути. В изображенном деисусном чине вслед за апостолами Петром и Павлом представлены избранные русские святые — 19 века. За архангелами Михаилом и Гавриилом стоят апостол Андрей и равноапостольный князь Владимир. Так свидетельствуется неразрывная преемственная связь святых новейшего времени с их предшественниками. Клейма Непосредственное раскрытие подвига мучеников дано в клеймах по сторонам средника. Для этого выбраны наиболее известные места мученических подвигов и наиболее выдающиеся страдания святых, как характеризующие свидетельство Церкви о вере в наибольшей полноте и очевидности.
События переданы в условно-обобщенном, знаковом виде с целью подчеркнуть вечное, непреходящее значение страданий святых мучеников, ибо праведность святых есть «виссон чистый и светлый», в который облечена Церковь — Жена и Невеста Агнца-Христа Апок. Поэтому нужно было уйти от частного, преходящего и временного, что достигается использованием знаковой системы древней иконописи. Композиция клейм выстроилась так, что в клеймах справа по вертикали разместились изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева изображаются массовые сцены. Такое распределение композиций вносит в произведение принцип динамической симметрии и облегчает восприятие соседствующих изображений их общим смысловым единообразием. По цвету в клеймах применена сдвинутая симметрия: три клейма — второе, седьмое и пятнадцатое — написаны с преобладанием, в целом, розового цвета. Другие три клейма — третье, шестое и десятое — имеют преобладающий зеленый тон. Эти цветовые пятна даны в определенном гармоническом чередовании, предающем произведению разнообразие и вместе с тем необходимую устойчивость.
В одеждах святых преобладают яркие, насыщенные цвета, в других случаях — чистые, ясные полутоны, они несут определенную символическую нагрузку, как свидетельства о принадлежности святых к Царству не от мира сего и о победе этого вечного Царства. Силы зла олицетворяются изображениями солдат, исполняющих обязанности палачей. Реальный защитный цвет их формы передается как болотно-землистый цвет, который позволяет создать негативную цветовую ассоциацию с темными, демоническими силами. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически, этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви. В ряде клейм сюжеты даны на фоне пространства, развернутого вверх, что позволяет соединить в иконе средник и клейма в одном пространственном уровне по глубине и этим сохранить их художественное единство. В других клеймах действие происходит на переднем плане как и в среднике , к которому предметы заднего плана приближены настолько, что образуют с ним как бы единое целое. Два этих типа построения пространства и их сочетания объемлют все возможное и необходимое количество вариантов пространственных построений для изображения любых ситуаций, мыслимых в канонической церковной живописи.
Заполненность пространства фигурами в среднике и в клеймах разная и даже контрастная. В клеймах фигурам, в основном просторно, в то время как в среднике и в деисисе они необходимо размещены очень плотно. Это принцип взаимной дополнительности, своего рода «единства противоположностей», необходимый в художественном произведении, как один из признаков гармонии. В среднике и деисусном чине преобладает состояние покоя, в то время как в клеймах преобладает состояние движения. Найти меру соответствия между «количеством» покоя и движением всегда является одной из основных задач художника и в данном случае она успешно решена, поскольку движение всюду имеет достаточно умеренный характер, не нарушающий торжественного покоя основной части иконы. Все клейма имеют развернутые наименования на церковно-славянском языке, выполненные полууставом, даты в описаниях клейм даны по старому стилю. По существу, они являются совершенно новыми произведениями иконографии, написанными в строго последовательной системе художественного языка церковного искусства.
Первое клеймо Соловки. Изображен Соловецкий монастырь, прославившийся в русской истории знаменитыми святыми, начиная с подвизавшихся здесь в ХV веке преподобных Зосимы, Савватия и Германа. После революции новая власть нашла очень удобным использовать расположение и климат Соловецких островов для изоляции неугодных. В стенах древнего монастыря был создан «Соловецкий лагерь особого назначения», где томились многие тысячи заключенных, в том числе сотни епископов, тысячи других духовных лиц и православных мирян. Соловецкий монастырь часто изображался на иконах, начиная с древних времен, в связи с почитанием преподобных Зосимы и Савватия, и всего сонма Соловецких преподобных. В ХХ веке Соловецкий монастырь украсился еще одним чином святости — многочисленным чином святых мучеников. Для разработки композиции Соловецких островов использованы клейма иконы «Святые Зосима и Савватий Соловецкие» с клеймами из Государственного Исторического музея.
На иконе изображены два острова Соловецкого архипелага: Большой Соловецкий и Анзер, где находились заключенные. На древних иконах изображался обычно только один Большой Соловецкий остров, где в основном сосредотачивалась монастырская жизнь и где подвизались знаменитые основатели обители, причем обычно остров изображался приблизительно квадратным. Необходимость изобразить остров Анзер изменило на иконе традиционную конфигурацию Большого Соловецкого острова. Собор был превращен в место заключения, что показано на иконе через изображение заключенных внутри него. На первом плане, перед монастырем, как бы на берегу моря изображена сцена расстрела. Расстрелы и убийства были обычным явлением на Соловках. Самым страшным местом на острове была Секирка.
Это название существует с ХV века. Со времен Соловецкого лагеря с Секирки почти никто не возвращался живым. Свято — Вознесенский храм с маяком, стоящий на вершине Секирной горы, стал местом заключения для «штрафных», обычно умиравших от невыносимых условий. Вниз от вершины Секирной горы по почти вертикальному склону идет лестница, сооруженная иноками монастыря и имеющая символическое число ступеней — 365. Эта достопримечательность монастыря была использована в лагерное время как изощренное орудие казни. Осужденного привязывали к бревну и сбрасывали вниз по лестнице. На острове Анзер находилась лагерная больница, пользовавшая не менее мрачной известностью.
Она была расположена в Голгофо — Распятском скиту, находящемся на вершине горы в самой середине острова. Голгофо — Распятском скит был построен в ХVIII веке по особому откровению и — можно сказать — изначально предназначен для мученических подвигов во имя Христово. Жившему на Анзере замечательному подвижнику преподобному Иову в схиме — Иисус являлась Матерь Божия и повелела создать храм на вершине горы во имя страданий Ее Сына. Сооружение каменного храма на значительной высоте было очень трудным делом, но старец Иисус выполнил благословение Пресвятой Богородицы, а спустя 200 лет гора стала подлинной Голгофой для тысяч православных людей. Одним из наиболее выдающихся иерархов. На иконе он изображен почивающим в земле под храмом. Несколько выше, рядом с храмом, изображено дерево в виде креста — удивительное чудо нашего времени.
Во второй половине ХХ века. Удивительной особенностью этого дерева является то. Это необычайно и потому, что на широте острова березы растут только карликовые, и это дерево является каким-то необычным исключением. Можно сказать, что Сам Господь воздвиг памятный крест анзерским мученикам, видя наше нерадение. Композиция клейма обладает большой художественной выразительностью. Создана новая иконография Соловецких островов, вызванная новыми подвигами Соловецких святых недавнего времени. Развернутое вверх пространство земли совмещено с изображениями возвышенностей на островах.
Это своеобразный иконописный прием совмещения разных планов, который позволяет более полно создать «образ пространства», здесь — островов с их основными особенностями и вместить его в предоставленную плоскость. Композиционный центр выделен белым пятном Преображенского храма, который окружен стеной розового цвета, напоминающего о ее каменной кладке. Белые храмики на вершинах Секирки и Голгофы создают строгую симметрию. Согласно иконографической системе, в которой основное содержание выносится на передний план, на переднем плане изображен расстрел заключенных. Они в нимбах, но имена отсутствуют, поскольку в них отражен массовый характер казней оставшихся навсегда неведомыми праведников. Острова желтовато-бежевого цвета окружены синим морем голубого, насыщенного тона, Храмы — земля — море образуют четкую тональную грацию, выявляющую общий смысл композиции. Но цветовым центром является группа расстреливаемых.
Они написаны в широкой гамме красного, светло- и темнозененого и других цветов, Их одежды отчасти напоминают народные костюмы и церковные облачения, но более всего являются свидетельством их прославленного состояния. Их расстреливают палачи-охранники в болотисто-землистых шинелях. Второе клеймо Страдание и блаженная кончина священномученика Петра Полянского , митрополита Крутицкого, Местоблюстителя Патриаршего Престола. Один из великих святых ХХ века, столп Церкви. В среднике иконы св. Петр представлен в центре у престола наравне со святителем Тихоном. Как законный Местоблюститель, он возглавлял Церковь после кончины Патриарха Тихона; он равен ему и величием своего подвига, — твердого стояния в вере, на страже законных прав Церкви вплоть до мученической кончины.
Митрополит Петр подвергся чрезвычайно жестокому преследованию со стороны властей, проведя много лет в одиночном заключении в разных тюрьмах. Несколько лет он провел в заключении за полярным кругом, в никуда неизвестном зимовье Хэ в устье реки Обь. Опасаясь влияния святителя Петра на верующий народ, но еще не решаясь убить его, власти запрятали святителя в самую нелюдимую глушь. Это отдаленнейшее и недоступное место несколько лет назад посетил Патриарх Алексий Второй, воздав должное своему предшественнику. В клейме, организованном по принципу «продолженного действия», священномученик Петра изображен дважды. В верхней части он изображен по сохранившейся фотографии, — сидящим в заключении в зимовье Хэ, рядом Ледовитый океан. Ниже представлено убиение святого: условно изображенная тюрьма, распростертое тело старца, выразительный силуэт фигуры палача.
Центром композиции является образ святителя Петра в верхней части композиции, торжественно восседающего на фоне темницы. В его облике есть царственность прославленного состояния.
Фото: иерей Алексей Лопатин Иконописец также рассказал об особенностях своей работы над образом: Житие настолько богато различными событиями и подробностями, что главный вопрос был в том, какие сюжеты выбрать, чтобы реализовать в достаточно ограниченном пространстве иконы. Получилось шестнадцать житийных клейм, хотя сначала планировалось остановиться на двенадцати. Все сюжеты были согласованы с о. Алексеем и с известным специалистом по истории старообрядчества Е. Чтобы не утратить важные моменты жизни протопопа, пришлось пойти на композиционную сложность и вместить в каждое клеймо по два-три события, чтобы наиболее полно иллюстрировать Житие. В центре иконы священномученик изображен сидящим — за образец был взят образ сидящего на престоле Спиридона Тримифийского. Окружают св.
Северяне смогут поклониться списку чудотворной иконы императора Николая II
Котласе, к юго-востоку от Архангельска. Затем назначен вероятно, не ранее 1934 года настоятелем храма святых бессребреников Космы и Дамиана в подмосковном Болшево ныне — район города Королёв. Арестованных священнослужителей поместили в Бутырскую тюрьму. Основанием для содержания под стражей Александра Русинова стало то, что он якобы «систематически ведёт контрреволюционную агитацию против выборов в Верховный совет» и «устраивает нелегальные сборища». На Русинова и Никольского было заведено общее дело за номером 13396; оно было начато 19 января 1938 г. Их показания следователь Мытищинского отделения УНКВД посчитал достаточными для обвинительного заключения: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, гражданин Русинов виновным себя не признал, но полностью уличён свидетельскими показаниями».
Кисельниковым и установлена в правом крыле храма. После литургии в Неделю по Воздвижении 4 октября 2020 г. Отец Алексей рассказал о том, как было принято решение о написании для храма иконы священномученика: Ко мне обратилась одна из наших прихожанок, она пожертвовала деньги на икону и предложила общине написать образ на свое усмотрение. Обсудив это с нашим иконописцем Борисом, из всех рассмотренных вариантов мы окончательно выбрали икону священномученика Аввакума с житием, во многом из-за 400-летнего юбилея святого в этом году. Многие прихожане пожелали участвовать в таком богоугодном деле, и в результате была собрана сумма, в несколько раз превышающая первоначальное пожертвование. Затем о.
Алексей передал слово иконописцу.
Школа ожидает всех желающих мальчиков и девочек! Школа единоборств святого мч. Мы организовали Телеграмм-канал нашего прихода. Также существуют группы в Instagram и WhatsApp. Подробнее Дорогие друзья, родители, прихожане! Объявляется набор в отряд имени Святого мученика Уара на кадетский казачий курс. Приглашаются мальчики и девочки в возрасте 8-16 лет.
Проживал он со своей семьей в церковном доме, где сегодня находится детский сад с. Рядом с домом был разбит большой сад, в палисаднике — множество цветов. Трудился в саду батюшка всегда сам. Отец Сергий был среднего роста, русый, среднего телосложения, лицо овальное, нос прямой, глаза выразительные, носил небольшую бороду. Помнят его строгим и требовательным в делах веры и порядка. Никогда и никто его не видел без подрясника. Всегда ходил в сапогах, как воин. Люди его любили и понимали как доброго пастыря и учителя, так как он преподавал в школе Закон Божий. Ближайшими сподвижниками о. Как потом оказалось, они явились ему сподвижниками не только в земном церковном служении, но и в страстотерпческой кончине. Прохор Бунчук жил в селе Павловка, которое чуть больше километра от Васильевки. Был уважаемым человеком среди односельчан.
В дар Покровскому собору Елабуги передана икона Воткинских новомучеников с частицами мощей
Образ святых новомучеников еще вчера разместили над входом в храм, а сегодня, во время молебна, его освятил настоятель храма иерей Иоанн. Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве протоиерей Алексий Буканов после Божественной литургии освятил икону новомученика протоирея Александра Русинова. Чудо произошло после того, как икона побывала в храме посвященном Новомученикам Российским, который строится на проспекте Зерюнова г. Ухты. Украинские силовики изымают у духовенства канонической Украинской православной церкви иконы семьи царственных мучеников, заявил настоятель Свято-Тихвинского РИА Новости. Икона священномученика протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары с частицами мощей отныне будет постоянно пребывать в елабужском Покровском соборе. Также в нашем храме появилась икона девяти святых Левашовских новомучеников, мощи которых покоятся на Левашовском мемориальном кладбище.
Икона Ваганьковских новомучеников
Ветераны Вооруженных сил Сербии подарили Главному храму ВС РФ икону «Ясеновацких новомучеников», сообщает Минобороны. Инициативой тверской православной организации «Союз Православных Мирян», заботой и попечением наших благотворителей, была написана икона «Собор Новомучеников храма. Василия Великого в Осиновой роще состоялось освящение иконы священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского. В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя. Икона сонма Казахстанских святых выполнена группой мастеров иконописной мастерской «Anesty Icon» под руководством Евгении Тениной.
Будет ли канонизация Оптинских новомучеников, их житие и икона, молитвы
Также на иконе изображен священномученик протоиерей Неофит Любимов — один из небесных покровителей нашего прихода. Отец Неофит был настоятелем храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в 1903-1914 гг. Дни памяти: 10 июня — Собор Ваганьковских новомучеников; 7 февраля, если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; 30 октября — память сщмч. Неофита Любимова. Настоятель игумен Пётр Еремеев о Ваганьковских новомучениках: «Когда читаешь повествования о страдальцах тех лет, то удивляешься, насколько люди были верны Богу.
Сегодня мы ищем новые способы сохранить написанные образы как можно дольше без подобного эффекта. Мы начали покрывать икону не только олифой, но и современными лаками. Этот способ подсказали нам наши реставраторы. Успеть точно в срок Быть иконописцем и не верить, говорят, невозможно. Без молитвы образ не написать — не получится. Да и сама икона — как «Отче наш», что идет из самого сердца художника. А молитве каждого есть свой срок и свое время. Можешь сказать? Мы снова стоим рядом с Ольгой Скопец и наблюдаем за работой над образами ее святых покровителей. Поскольку образ создается под конкретный иконостас, у нас есть четкий срок выполнения работы. Будущая икона будет значительно больше человеческого роста, так что у Ольги еще много работы. Но образа быстро не пишутся и спешки не терпят. Такое творчество требует особенной вдумчивости, созерцания, внимания. В конце концов, это же произведение искусства. Здесь спешка противоестественна. По словам художниц, у каждого мастера — свой срок работы. Кто-то справляется за несколько месяцев, кто-то — за несколько дней. Точно предугадать невозможно, и среднего значения здесь не существует. Она уже дает иконе определенную выразительность. Но, конечно, все это сугубо индивидуально. По признанию художников мастерской, один из самых любимых для них образов — образ Богоматери. Один из самых дорогих для меня святых — новомученик и святитель Афанасий Сахаров. Я жила в местах, где прошли последние годы его жизни. Когда пишешь чей-то образ, как будто входишь в контакт со святым, вступаешь с ним в молитвенное общение. Новейшая иконография Перед сегодняшними иконописцами стоит важная задача, требующая вдумчивого и трепетного отношения. Речь идет о создании образов новомучеников, святых ХХ века, претерпевших в годы гонений муки и лишения, а затем совсем недавно канонизированных Русской православной церковью. В своей работе мы пользуемся традиционными приемами иконописи, но стараемся достигнуть и портретного сходства со святыми. Реально живший на земле человек должен быть узнаваем, но с помощью иконописного стиля мы показываем его не в земной юдоли, а в Царствии Небесном. Создавая иконы новомучеников, художники опираются на все те же византийскую и русскую традиции. Эти образы уже украшают многие храмы столицы.
Член Братства Сергей Андреевич Зегжда, православный ученый, богослов, духовный писатель, был другом отца Николая и автором книги о митр. Вениамине «Страдалец до Голгофы» 2015 г. И вновь здесь тесная связь с личностью нашего духовного руководителя. Организация памятных мероприятий в честь подвига митрополита-мученика — последнее мероприятие, запланированное и благословленное отцом Николаем. Важно отметить, что икона митр. Вениамина, освященная в церкви в Осиновой роще, — это не единичный дар храмам Санкт-Петербургской епархии. Для «Иоанновской семьи» это напоминает комплекс строений в духе русского деревянного зодчества «Пояс Богородицы» в с. Сура Архангельской обл. Лука Крымский говорил, что молитвами усопших праведников спасутся живущие, которые почитают их память. Нам хотелось создать и в Северо-Западном регионе такой же пояс святых мест, в которых будет возноситься молитва праведникам о нашей многострадальной Родине. Следующее освящение иконы свмч. Вениамина — Варваринский храм в Печорах, далее отправимся в Новгородские земли. Затем, даст Бог, поедем на Валаам.
Лики святых имеют большее портретное сходство, сохраняя при этом каноничность изображения. При работе с ликами использовались фотографии и другие архивные материалы. Поля иконы украшают оригинальные узоры, выполненные вручную по золоту цировка.
Икона Собор новомучеников Балашихинских в дар епископу Николаю.
Настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Кунцеве протоиерей Алексий Буканов после Божественной литургии освятил икону новомученика протоирея Александра Русинова. В начале работы над иконой новомучеников и исповедников Российских нужно было определиться с общей композицией этой иконы. 5 февраля 2022 года, накануне Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской духовенство Никольского собора Черкесска освятило икону преподобномученика Никандра. “При формировании композиции иконы мне хотелось и в общем, и в деталях заложить образ молитвы Новомучеников за нас, нынешних русских православных христиан, и за нашу страну. Андрея Критского произошло историческое событие – была освящена первая с момента прославления икона священномученика Сергия (Дружинина), епископа Нарвского, бывшего. В центральной части иконы — среднике — 128 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне московского храма Христа Спасителя.
новые иконы ; Новомучеников
Настоятель Елисаветинского храма иерей Филипп Измайлов и клирик храма протоиерей Александр Зуев совершили водосвятный молебен всем святым. По окончании богослужения иерей Филипп Измайлов совершил чин освящения иконы. Затем все пришедшие на торжественную встречу святыни смогли приложиться к ней.
Она показывала нам на примерах, как христианское искусство брало отовсюду — из высокой античной культуры, египетской, сирийской — лишь самое лучшее. К окончанию школы я поняла, что не хочу заниматься реалистическим искусством, меня интересует только иконопись, и это как раз совпало с моим приходом к вере. Даже был некоторый кризис — я чувствовала, что не могу найти адекватного выражения своих устремлений, своей веры на языке академического искусства, а новый язык еще мной не был изучен. Она очень верила в меня, в мои художественные способности, восторгалась моим творчеством. Это очень вдохновляло меня. У нее дома собирался круг людей, которые читали и обсуждали Библию, так что Евангелие я впервые увидела именно у нее. Правда, как потом оказалось, Евангелие было и у нас дома.
Мама его читала. Я тоже стала читать, молиться своими словами, даже ходила в храм, но считала, что Крещение мне принимать рано, хотя хотела уже давно. Однажды, когда я училась в старших классах, мы со школой поехали во Псков, на раскопки и на этюды. Подруга в храме познакомилась с отцом Рафаилом Огородниковым. Съездив к нему в Порхов, она и мне предложила поехать пообщаться с этим открытым для людей священником. После беседы отец Рафаил сказал, что мне необходимо креститься, но сначала надо съездить к отцу Иоанну Крестьянкину в Псково-Печерский монастырь, за благословением. Когда я впервые увидела отца Иоанна, в голове возник образ доброго доктора, стремящегося помочь страждущим. Он сказал, когда меня надо крестить, в честь какой святой, а потом благословил после Крещения сразу причащаться приехать в Печоры. Так все было и сделано, я крестилась под Преображение у отца Рафаила и сразу же поехала в Печоры, причащалась первый раз в Успенском соборе монастыря на ранней литургии, а вечером в приемной братского корпуса отец Иоанн ждал меня на беседу.
Мои воспоминания о нем — это всегда невероятная любовь его к приходящим людям, сострадание к их бедам и горячее участие. После каждой встречи я чувствовала себя будто озаренной, согретой невидимым светом. Я стала ездить к отцу Иоанну часто, просила советов, касающихся моей жизни, показывала свои первые иконы. Он объяснял, как писать, каким должен получаться образ. Он говорил, что важно учиться рисунку, живописи, получать художественное образование, отдавая учебе все силы. В письме он писал мне, что важно, чтобы была верная рука и верное Христу сердце, тогда можно стать настоящим иконописцем. От того, как занимаюсь академическим рисунком и живописью, зависит, смогу ли я писать иконы. Мне, оканчивающей МСХШ, было тогда трудно его понять… Рисовать постановки, натюрморты — эти академические занятия казались мне скучными. Очень хотелось писать и рисовать святые образы, что я тайно и делала.
Это потом я поняла, насколько важно иконописцу быть именно профессионалом, и сейчас учу студентов, обращая особое внимание на занятия рисунком, живописью, композицией... Иначе просто нельзя, не получится правильно написать икону, ведь она гораздо больше, чем академическое искусство, а значит, включает в себя и его достижения. Так и велел сказать на вступительном экзамене, что это его благословение, что он просит принять… Учеба в иконописной школе, в Троице-Сергиевой лавре меня очень поразила и вдохновила. Моим преподавателем по иконописи была ближайшая ученица монахини Иулиании Соколовой иконописец-реставратор Екатерина Сергеевна Чуракова — глубоко верующий человек из творческой интеллигентной семьи. Ее родители учились у Валентина Серова, другом их семьи был великий художник Михаил Нестеров, который часто бывал у них дома в гостях и показывал свои эскизы к картинам. У нее была большая семья —7 братьев и 2 сестры, все рисовали и потом стали художниками и реставраторами. В работах самой Екатерины Сергеевны, которые она нам показывала, была видна высокая школа рисунка и живописи. При этом она была глубоко духовным, невероятно скромным человеком — таким, каким и должен быть иконописец и вообще христианин. Она постоянно говорила: «Нужно учиться, глядя на древние иконы, следовать древним образцам в их подлинности».
Сейчас это я пытаюсь донести уже до своих студентов. Вся учеба вспоминается как счастье — радость от присутствия на богослужениях, счастье, когда ты находишься в музее, начинаешь всматриваться в древнюю икону, изучать и тщательно копировать, буквально погружаешься в нее, так что весь мир вокруг исчезает. В иконописной школе особую, удивительно творческую, добрую атмосферу создавал отец Лука Головков , знаю, что та же атмосфера там существует и сегодня. Из многодетной семьи своих родителей он вынес опыт тепла, заботы — и перенес это на школу. Его методы общения и воспитания студентов мне кажутся самыми правильными и действенными. Главное в них — доброта, стремление понять учащегося. Воспитание не нотациями и строгостью, а добрым примером, молитвою, служением и терпением. Я пытаюсь этому следовать по мере сил, но не всегда получается… По окончании иконописной школы вернулась в Москву по благословению отца Иоанна , где уже нужны были преподаватели иконописи в недавно открывшийся Свято-Тихоновский институт.
Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается? В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера? Наследие Артём Оганов: «Ученый, который нечестен - это мертвый ученый» Наука не прощает нечестности. К сожалению, категория ученых, занимающихся подтасовками, подделками, натяжками - не такая редкая. Есть ряд примеров людей, которые на этом сделали блестящую карьеру, а потом полностью погорели, потому что рано или поздно тайное становится явным. И уже тогда этого человека не убережёт ничто, наука будет беспощадна.
Находился в умеренной оппозиции к политике митрополита Сергия Страгородского. Несколько лет провел в тюрьмах и ссылках. Скончался в 1928 году. Резко критиковал попытку ввести в Церкви чин диаконисс, обличал Григория Распутина. После революции небоязненно обличал действия большевиков. Арестован после того, как в Тобольске, где содержалась царская семья, прошел большой крестный ход. В июне 1918 года утоплен в реке Туре. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник Никольский , талантливый миссионер, помогал святителю Николаю Касаткину распространять православную веру среди японцев. Был известен как молитвенник и нестяжатель, резко критиковал коммунистические идеи и называл себя «открытым врагом» большевистской власти. После прихода советской власти в Пермь запретил богослужения во всех храмах города. Митрополит Киевский и Галицкий Владимир Богоявленский , старейший и авторитетнейший иерарх Русской Церкви, почетный председатель Поместного Собора 1917—1918 годов. Стал одной из первых жертв революционно настроенных масс, расстрелян в Киево-Печерской лавре 25 января 7 февраля 1918 года. Перед смертью благословил убийц. Участники проходившего в тот период Поместного Собора приурочили ко дню кончины митрополита Владимира день памяти всех новомучеников, пострадавших от большевиков. Архиепископ Верейский Иларион Троицкий , ближайший помощник Патриарха Тихона, один из самых деятельных сторонников восстановления патриаршества и активный борец с обновленчеством? Обновленцы — сложившаяся в начале 1920-х годов группа священников и епископов, которые проявляли демонстративную лояльность советской власти и пытались перехватить власть в Церкви в свои руки, «низложив» Патриарха Тихона. Свое название получили за то, что активно насаживали реформы, в частности, замену церковнославянского языка на русский и введение женатого епископата. Был настоятелем Сретенского монастыря после того, как его вернули обновленцы. В 1923 году сослан в Соловецкий лагерь, где завоевал всеобщую любовь арестантов, а однажды, рискуя жизнью, спас от гибели в море одного из охранников. Умер в 1929 году от тифа по пути в новую ссылку. Митрополит Петроградский Вениамин Казанский был избран на столичную кафедру жителями Петрограда, очень любившими владыку за простоту и доброту. После появления ленинского декрета об отделении Церкви от государства первым из иерархов обратился в Совет народных комиссаров с призывом не идти против собственного народа. Противостоял обновленческому расколу, за что сел на скамью подсудимых и был расстрелян 13 августа 1922 года. Митрополит Ленинградский Серафим Чичагов , выходец из дворянского сословия, военный, ставший священником по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. В советское время боролся и с обновленчеством, и с наиболее непримиримыми оппонентами митрополита Сергия Страгородского. Расстрелян на Бутовском полигоне в декабре 1937 года, когда ему был уже 81 год. В самом верхнем ряду изображен Господь Иисус Христос в окружении предстоящих Ему в молитве Богородицы, Иоанна Предтечи и русских святых. В центральной части иконы мы видим символический образ Храма Христа Спасителя, кафедрального собора Москвы, который разделил судьбу с новомучениками — живыми храмами Духа Святого: сначала был захвачен обновленцами, а в декабре 1931 года взорван. Одновременно это образ соборности, единения во Христе, которое связывает всех чад Русской Церкви, пострадавших от гонений в XX веке. Что за сюжеты изображены по краям иконы? По краям иконы размещены так называемые клейма или жития — иконографические фрагменты, изображающие наиболее известные и показательные сцены расправ, свидетельствующие о подвиге исповедников и новомучеников особенно полно и убедительно. Справа по вертикали размещены изображения мученических кончин отдельных святых, а в клеймах слева — массовые сцены. Солдаты в форме болотисто-землистого цвета — палачи, олицетворяющие силы зла, которые стоят за ними. Фигуры солдат преднамеренно мало проработаны графически: этим подчеркивается, что они — слепые орудия бесов, воюющих против Церкви. Страдание святых новомучеников на Соловках С начала 1920-х годов Соловецкие острова были превращены в лагерь особого назначения, куда ссылали в том числе «религиозников». В конце 1920-х Соловки оказались местом наиболее плотной концентрации православных епископов. Клеймо изображает два острова Соловецкого архипелага — Большой Соловецкий и Анзер. В центре — монастырь со Спасо-Преображенским собором, который и стал местом заключения. На первом плане — сцена расстрела. Имена мучеников не указаны, так иконописцы показали массовый характер казней. Одним из наиболее выдающихся иерархов, окончивших жизнь на Соловках, был воронежский архиепископ Петр Зверев. Он изображен почивающим в земле под храмом на острове Анзер. Несколько выше — знаменитая береза в виде креста. В Соловецком лагере находились также архиепископ Евгений Зернов , архиепископ Иларион Троицкий и множество других священномучеников.
Встреча и торжественный молебен перед иконой Божией Матери «Августовская победа»
Они помнили слова Евангелия: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» Мф. В безвинности пострадавших от репрессий можно убедиться сразу. Священник Александр Соколов пострадал за то, что организовывал хождения с молебнами по окрестным сёлам. По мнению следствия, он намеренно отвлекал колхозников от уборки урожая.
За что и был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово. Священник Василий Надеждин читал молодёжи Василия Великого, Иоанна Богослова, рассказывал о поездке в Дивеевский монастырь, за что был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, где заболел тифом и умер 19 февраля 1930 года. Священник Иоанн Покровский советовал местным школьникам молиться, чтобы уроки лучше запоминались.
Один из учителей донёс на него. Обвинённый в религиозной пропаганде, священник был расстрелян 21 февраля 1938 года. Кто-то пожалел о том, что больше не празднуют Рождество, кто-то принял у себя монахов и за это упокоился в братской могиле или пошёл по этапу на Север… Разумеется, были представители духовенства и миряне не только заявлявшие о своей вере, но и разоблачавшие Советскую власть.
Эта критика была рождена христианскими убеждениями, которая не позволяла мириться с грабежами, насилием, разрухой, которые принесли большевики. Именно тогда Церковь показала, что она с народом, что священники, которых и в те времена социалисты обвиняли в стяжательстве, не стали обслугой новой власти, но обличили её. Священники сожалели о судьбах репрессированных христиан, носили им передачи, призывали молиться о спасении страны, объединяли прихожан утешительным словом, за что обвинялись в контрреволюционной деятельности.
Фреска в храме с Новомучениками и Исповедниками Понадобилось немало усилий карательных органов, прежде чем остатки священнослужителей были загнаны под каблук государства. Но десятки тысяч Новомучеников и Исповедников уже были далеко от земной юдоли, там, где нет ни болезни, ни печали, ни НКВД, но жизнь бесконечная. Многие репрессированные священники были многодетными отцами, долго ждали их маленькие дети, выбегая на дорогу или часами сидя у окна.
Об этом упоминается в Житиях. Невинные чада не ведали, что встреча с родителями теперь возможна только в Царствии Небесном. Почти в каждой российской семье, в каждом роду кто-то подвергся репрессиям.
Биографии многих полузабыты, обстоятельства ареста неизвестны, но, как правило, это были добрые христиане. Возможно, среди Новомучеников и Исповедников есть ваши близкие. Пока не канонизированные, эти люди святы у всевидящего Бога.
Во-первых, он учит верности Христу. Правильному распределению приоритетов, когда жизнь вечная предпочтительней жизни временной. Во-вторых, призывает не отступать от своих принципов.
В деградирующем обществе не предавать высоких моральных убеждений, не быть «как все». В-третьих, напоминает, что нужно хранить страну от потрясений, которые приводят к новым репрессиям, к новым невинным жертвам. В-четвёртых, свидетельствует, что если такие времена всё же наступили, никакая сила не одолеет Православие и несгибаемую волю истинного христианина.
В-пятых, Новомученики и Исповедники являют благой пример для юношества. Поэтому о них стоит чаще вспоминать, обращаться к их Житиям в литературе и кинематографе.
По благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского он стал учредителем и председателем местного Общества трезвости.
Во время Первой мировой войны отец Николай участвовал в работе местного отделения «Всероссийского Земского союза по снабжению армии». Его многолетняя общественная и преподавательская деятельность была отмечена серебряной медалью Общества Красного Креста и орденом святой Анны III степени. У протоиерея Николая Чернышева было четверо детей.
Рано овдовев, он жил с младшей дочерью Варварой, После окончания гимназии и высших женских курсов в Казани Варвара Чернышева работала в Воткинске учителем. Варвара Николаевна сознательно не выходила замуж, посвятив себя служению Богу и людям. В августе 1918 года жители Воткинска, в основном рабочие и служащие завода, выступили против советской власти.
Протоиерей Николай, несмотря на опасность, не оставил своего прихода и продолжил исполнять свой пастырский долг. Отец Николай напутствовал умирающих, вдохновлял пасомых. Его дочь Варвара исполняла служение сестры милосердия.
После подавления Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания город заняли силы Красной армии.
После освящения в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова 29 марта 2024 года образ Божией Матери «Августовская победа» в составе гуманитарной миссии посетил воинские подразделения, проходящие службу на территории специальной военной операции. Песнопения праздничного богослужения исполнил хор храма Рождества Пресвятой Богородицы города Кирова под управлением иерея Георгия Павлова. За богослужением молились прихожане вятских храмов, верующие жители и гости города Кирова, губернатор Кировской области Александр Валентинович Соколов, представители органов власти, силовых структур, военные, семьи защитников Отечества, казаки, представители общественных организаций. Мария Валерьевна рассказала о посещении иконой воинских подразделений на территории специальной военной операции. Губернатор выразил надежду на то, что икона Божией Матери «Августовская победа» послужит «защите наших солдат, которые с честью выполняют воинский долг на передовой и будет утешением и подспорьем всем семьям, родным и близким воинов, чтобы они могли молиться за здоровье и возвращение с победой». Митрополит Вятский и Слободской Марк обратился к верующим с архипастырским словом: - Дорогие братья и сестры.
Все всегда наполнено глубоким смыслом и содержанием.
В лице Патриарх благославляет весь православный русский народ. В клейме отражена конкретная действительность: верующие люди собирались под стеной, ожидая выхода и благословения Святейшего. Но эти реальные исторические факты оказались прообразом его общецерковного почитания и прославления в лике святых. В композиции он изображен как прославленный святой, а молящийся народ является образом Церкви, прославляющей святителя. Пространственная среда композиции представлена только в виде монастыря. Храма, стена и башня максимально заполняют поле клейма, как ни в одном другом клейме, оставляя лишь узкую полосу позема. Линия верха стены монастыря делит композицию пополам по горизонтали, а левое прясло стены храма и фигура мальчика делят ее по вертикали, смещенной от центра немного влево.
Фигура святителя Тихона, склоняясь, вписывается в левое прясло стены храма. Это придает композиции особенно строгий стиль и увеличивает моральную значимость архитектуры. Церковь — здание всегда есть символ Церкви как Тела Христа. Храм изображен в одном плане со стеной. Пересечение основных линий образует скрытый крест, совпадающий с образом святителя Тихона. Молящийся народ изображен внизу, перед храмом, а святитель Тихон — вплотную с храмом. В такой системе знаков образ святителя Тихона становится выражением церковности в наибольшей полноте. Изображение святого Тихона в данной композиции находится также на пересечении двух воображаемых диагональных линий: от фигуры воина внизу слева к куполам храма и от группы народа справа к крыше башни.
Такое расположение фигуры Патриарха делает его четким композиционным центром. По стилю его образ напоминает московских святителей Петра и Алексия на иконах знаменитого иконописца Дионисия начала ХVI века. Преобладающий розовый цвет напоминает о реальном цвете стен Донского монастыря. Но в системе больших обобщений иконописного искусства он становится символом. В античности и затем в искусстве Византии розовый цвет ассоциировался с цветом зари. Здесь он может рассматриваться как обозначение духовной зари, никогда не гаснущей, невзирая на мрак гонений. Несмотря на вынужденное отречение от власти, Государь Николай II неотъемлемо являлся Помазанником Божиим в качестве главы русского православного Царства. Именно поэтому он и его семья вызывали особо озлобленную ненависть врагов Церкви и России.
Благочестивый Государь был глубоко предан Церкви и Отечеству и говорил, что готов стать жертвой Богу, если это необходимо. Пленение и смерть Государя и его семьи были по существу добровольным согласием на эту жертву. С высот величайшего могущества, только лишь мыслимого на земле, они сошли, лишенные всего, в подвал дома Ипатьева. Родившись в день праведного Иова Многострадального, Государь всю жизнь считал это особым предзнаменованием. Действительно, попущением Божиим Россия превратилась в гноище, а Государь со всей семьей, презираемые и отверженные, как прокаженные, были изолированы и затем убиты в подвале. Семья Государя является удивительным, благодатным примером истинно христианского единодушия. Жизнь в условиях гонения и заключения сделала благочестивую Царскую Семью подлинным образцом малой Церкви. Все это — истинный пример великой святости.
Государь оставил этот пример своему народу в вечное наследство, как самую большую ценность, которая дарована каждому, желающему принять ее. Композиция клейма принадлежит к типу пространственных построений переднего плана, в этом отношении она симметрична клейму с изображением Патриарха Тихона. Подвал изображен в виде сводчатого помещения, над которым условно обозначен дом, как указание на место, где происходило событие. Царственные мученики изображены на лестнице, по которой их вели. Лестница обратилась в пьедестал, на котором смиренно и величественно возвышаются Царственные мученики. По ступеням лестницы они восходят на небо — она стала для них лестницей Иаковлей. Убийцы в безобразных позах с двух сторон стреляют в святых. Мученики представлены сплоченной группой, выражающей свойственное им глубокое единство.
В центре возвышается строгая, собранная фигура Государя с сыном Цесаревичем Алексеем на руках. Он в форме зеленого цвета, но это совсем иной зеленый цвет, чем тот, который обозначает убийц. У Государя это насыщенный, глубокий и сочный цвет — символ вечности. Рядом с ним в торжественно белом одеянии стоит Государыня Александра Федоровна. Цвет ее одежд напоминает о раннехристианских мучениях. Вокруг Царственной четы стоят Цесаревны, обозначенные одеяниями разного цвета: Ольга — в желтом, Татиана — в красно-розовом, Мария — в зеленом, Анастасия — в розовом. Черный фон подвала означает тьму, которая пытается поглотить святых, но «свет во тьме светит и тьма не объяла его». Арка подвала становится триумфальной аркой Императора — победителя.
Ее цвет — желтый, но здесь он выполняет функцию золота, свидетельствующего о вечном Божественном свете, в котором пребывают праведники. Клеймо с Царственными мучениками находится напротив клейма со святым Патриархом Тихоном. Это две основные темы, композиционно расположенные у основания средника. По вертикали композиция с Царственными мучениками по смыслу соединена с двумя выше расположенными клеймами с изображениями преподобномученицы Елизаветы и города Тобольска. Девятое клеймо Массовый расстрел праведников на полигоне в Бутове под Москвой в 1930-е годы. Бутовский полигон — одно из трагических мест русской истории ХХ века. В течение длительного периода здесь ежедневно совершались массовые расстрелы. Были уничтожены десятки тысяч невинных людей, в том числе многие тысячи священнослужителей.
Осужденных привозили на одну ночь, расстреливали и тут же зарывали в огромных рвах. Ныне в Бутове поставлен крест и воздвигнут деревянный храм. Праведники изображены в виде двух групп, в которых стреляют убийцы. Основная группа — центре, над рвом, где видны их убиенные собратья. В центре на фоне мирных зеленых горок предстоит фигура некоего старца священнослужителя в светло-желтых ризах, за ним еще двое в темно-красных и розовых одеяниях. В центральной фигуре наиболее подчеркнуто бесстрашие и мужество исповеднического подвига умирания за православную веру. Старец в светлых одеждах благословляет палачей. Слева группа ведомых на казнь.
Они также в светлых ризах — желтоватого, серебристо-серого цвета. У праведников связаны руки. Во рвах изображены убиенные в розовых, темно-красных, зеленых, фиолетовых ризах. Цвет обозначает их праведность, переход в вечную жизнь. Композиция замыкает левую вертикаль клейм, соответствуя верхнему клейму, которое изображает так же массовые расправы на Соловках. Клейма нижнего ряда, расположенные под средником, не имеют между собой жестких границ. Действия могут переходить на территорию соседних композиций, изображения храмов соединены стенами, создавая образ как бы некоего святого града, в котором собрано многообразие святых мест, прославленных подвигами мучеников. Этот «град» является композиционной опорой средника с его громадным храмом.
Ритмичный переход от одного события к другому внутри фризообразной композиции «града» создает, несмотря на весь драматизм изображаемых ситуаций, несомненную художественную изысканность. Вместе с тем, этот этот фриз более насыщен движением и более дробен, чем другие, особенно соседние клейма и чем средник. Из всех клейм он по активности движения наиболее контрастен к среднику, в котором царствует возвышенный покой. Слева и справа «град» выделен примыкающими к нему соответственно зеленым и желтовато-розовым пейзажными пространствами крайних клейм. Отдельные события внутри фриза отделены друг от друга цветом архитектуры и позема. В описании они ради единообразия Десятое клеймо Расстрел крестного хода в Астрахани. Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились во многих городах на протяжении 1918-1919 годов. На это проявление народного протеста отвечали террором.
Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. Композиция решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, у них твердый, неустрашимый шаг. Передний, более старший, высоко держит крест. В середине епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан Краснопольский , расстрелянный 23 июня 1919 года.
Напротив крестного хода, справа от зрителя, группа солдат, стреляющих в процессию. Событие развертывается на фоне храма, его дверной проем служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников господствует красный цвет, выражающий огненность, непреклонность веры. Даже позем розовато- красного цвета. На уровне графического решения — винтовка в руках солдат означает угроза неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии. Но на уровне цветового решения — группа верующих имеет явное превосходство над темными фигурами солдат. Для разработки композиции была использована икона «Чудо от иконы Знамение в Новгороде», известная под названием «Битва Суздальцев с новгородцами» и относящаяся к первой половине ХVI века.
Тем не менее создана вполне самостоятельная композиция. По силе драматизма, выявляемого противоборством двух непреклонных сил, она выделяется из всех прочих сцен. Одиннадцатое клеймо Праведная кончина священномученика Владимира, митрополита Киевского 25 января 1918 года. Святитель Владимир первым из епископов удостоился стать новым российским мучеником. Прежде, чем стать Киевским митрополитом, выдающийся иерарх занимал крупнейшие кафедры: он был экзархом в Грузии, затем назначался на Московскую и Петербургскую кафедру. Повсюду святитель Владимир развивал огромную деятельность по развитию духовного образования, по строительству храмов. Так, в Грузии он открыл до трехсот приходских школ. Он был поистине всероссийским митрополитом.
Он понимал опасность революционной пропаганды и боролся с ней, особенно в долговременную бытность на Московской кафедре. В Киеве святитель твердо выступал против антицерковных, раскольнических действий националистических элементов в украинском духовенстве.