Мясопустной у православных считается неделя перед Сырной седмицей, которую в народе также зовут Масленицей. Главная» Новости» Мясопустная неделя 2024. * * * НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ (МЯСОПУСТНАЯ) И ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Церковный год устроен так, чтобы верные, праздник за праздником, вновь переживали различные события Священной истории. Мясопустная и сыропустная неделя, что такое и когда наступают в 2022.
Мясопустная Родительская суббота
Что значит мясопустная неделя? Что такое Мясопустная неделя, как ее провести и что нельзя делать. Кроме того, данный разнобой наблюдается при понимании выражений «мясопуст» и «мясопустная неделя» и обусловлен неясностью этимологии, основанной на трёх возможных толкованиях в наивном сознании элемента -пуст (пустой, отпустить и допустить)[27]. Мясопустная неделя: что это Важно правильно подготовиться к празднованию самого важного православного праздника — Пасхе. Каждый день Страстной недели 2024 года несёт определённый смысл: что нельзя делать в Великий пост перед Пасхой 5 мая. Мясопустная неделя. Поиск. Смотреть позже.
Мясопустная седмица
Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда... Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни... Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти...
Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния... В чем застанет нас смерть — в том и предстанем на Суд... Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем Святитель Феофан Затворник Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением?
Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе Святитель Григорий Нисский.
Также наблюдаются различия в определении данного термина. Даль даёт следующее определение: «день, в который по правосл.
Булыгина и А. Шмелёв выделяют три противоречащих значения слова «мясопуст»: мясоед, то есть период перед Сырной седмицей , когда мясо разрешено [27] ; воскресенье непосредственно перед Сырной седмицей — за 56 дней до Пасхи , последний день разрешения на мясную пищу по сути, детализация первого значения [27] ; период Сырной седмицы и Великого поста, в который вкушение мяса запрещено уставом [27]. Толкования словаря Ушакова и « Малого академического словаря » устраняют данную противоречивость, не приводя первого значения: «1. День, в который запрещено употребление мясной пищи.
Неделя перед т. Так же и термин «мясопустная неделя» трактуется и как неделя, предшествующая собственно Неделе мясопустной то есть как последняя неделя с разрешением на вкушение мяса , и как неделя непосредственно вслед за Неделей мясопустной то есть как первая неделя с запрещением на мясную пищу , что также представлено в словарях. Кроме того, данный разнобой наблюдается при понимании выражений «мясопуст» и «мясопустная неделя» и обусловлен неясностью этимологии , основанной на трёх возможных толкованиях в наивном сознании элемента -пуст пустой, отпустить и допустить [27] , при употреблении же в реальной речевой практике эти слова используются либо как термин, обозначающий воскресенье «о Страшном суде», либо в связи с масленицей, сырной седмицей [28]. Данный парадокс имеет и историко-лингвистические причины [28].
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» Мф. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о Страшном суде: «Величественно изображено в Евангелии от Матфея второе, славное пришествие Господа, нелицеприятный и Страшный Суд Его над племенами и народами. Эта необыкновенная картина, представленная с необыкновенной простотой и ясностью, невольно оживляется перед взорами ума, поражает сердце страхом. Созерцая эту картину, можно изобразить состояние, в которое она приводит душу, словами Иова: Ужас мя срете и трепет, и зело кости моя стрясе: устрашишася же власи мои и плоти.
При наступлении суда для изгнанников с неба, страна изгнания и клятвы - земля - запылает, а небо свиется, как свивается одежда. Мертвецы всех времен и народов, возбужденные животворящей трубой - Словом Божиим - восстанут из гробов и составят из себя необозримое и неисчислимое собрание. Полки и воинства святых Ангелов придут на страшное зрелище, на великое служение. И ангелы отверженные предстанут на суд. Сын Божий воссядет на престоле славы, славы страшной по необъятному величию ее. Все разумные создания потрясутся от страха, увидев Создателя своего, вызвавшего их в бытие из ничтожества единым всемогущим Словом. Они будут предстоять перед Тем Словом, для Которого нет невозможного исполнения. Они будут предстоять перед Той Жизнью, при Которой, вне Ее, не может быть иной жизни. Справедливо сказали Отцы, что в это грозное время вся тварь, если бы она не была удержана всемогуществом Божиим, и предоставлена самой себе, обратилась бы в ничтожество.
Праведники, увидев лицом к лицу Правду совершенную, сочтут свою правду не имеющей никакого значения, а грешники оправданием, чуждым евангельского разума, осудят себя. Решится участь всех на вечность. Прежде наступления этого суда Божественный Апостол сознается, что он не может оправдаться, хотя и не знает за собой никакого греха: потому что Судия его - Бог. Все святые, во время земного странствования своего, часто приходят воспоминанием и размышлением благочестивым на страшный суд Христов, - благовременным, спасительным страхом ограждают себя от страха, который возбудится в погибших отчаянием; благовременным осуждением себя они стараются благовременно снискать оправдание, плачем отвратить плач. Нужно, необходимо нам, немощным и грешным, частое воспоминание второго пришествия и страшного суда Христова: такое воспоминание есть благонадежнейшее приуготовление. Страшен тот Суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения, страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. Последствия того и другого суда или вожделенны или бедственны. Если земные суды, на которых дело идет об одном тленном и временном, возбуждают нашу заботливость: тем более должен озабочивать нас суд Божий. С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх, могущий предохранить нас от греховной, беспечной жизни, в которой - условие нашей погибели?
Преподобный Илия, Египетский инок, безмолвствовавший в Фиваидской пустыне, говаривал: «Меня устрашают три времени: время исшествия души из тела, время суда Божия, и время изречения, какое последует о мне от Бога»». Нужно окинуть честным взглядом свою жизнь и понять, что все мы смертны, а после смерти пойдём или в Рай к Богу или в ад на вечные муки совести. Только святость жизни может ввести человека в Рай, потому что «не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» Откр. А в чём состоит святость? За что Господь будет награждать праведников на Страшном Суде или наказывать грешников? Человек — существо подсудимое. Повестка ему уже выдана, но дата не поставлена: явка в суд может произойти в любой день года и в любое час.
Само слово «мясопуст» означает лишение мяса, перевод с латыни означает «прощай, мясо» что и определяет всю неделю. Это последние дни перед грядущим Постом, в которые еще можно кушать мясо. Мясопустная седмица — одна из четырех недель подготовки к Великому посту Раньше на Руси в эту неделю было принято устраивать веселье и карнавалы, так сказать, напоследок, перед аскетичным воздержанием от мяса, вкусностей и веселья. В этот период завершались все свадебные гулянья и ярмарки, люди готовились к воспоминанию Страданий Христа.
10 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Третье воскресенье февраля в церковном календаре называется Неделей о страшном суде или Мясопустной седмицей. Что означает Мясопустная неделя в православии, смысл и значение дня. Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном Суде, ибо на Литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия – о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Мясопустная и сыропустная неделя – религиозные термины – Самые лучшие и интересные новости по теме: Пост 2021, религия на развлекательном портале Вторая седмица – это седмица Мытаря и фарисея.
Мясопустная Родительская суббота
МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ — [Греч. Κυριακὴ τῆς ᾿Απόκρεω], предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей, когда происходит заговенье на мясную пищу. В визант. традиции М. н. также именуется Неделей о Страшном Суде (Втором пришествии Господнем). Что означает Мясопустная неделя в православии, смысл и значение дня. Название "мясопустная" означает, что верующие "отпускают" мясо, забывают о нем на время говения до самой ииНакануне – вечером в пятницу – в храмах совершается великая панихида (парастас).
Вселенская мясопустная родительская суббота: что значит, традиции, как правильно поминать
Тесная связь Вселенской родительской субботы с всенародно любимой датой поедания блинов с красной икрой и прочими деликатесами отражено в ее неофициальном названии. По-другому Мясопустная суббота именуется «Маленькой Масленицей», являющейся как бы прологом к основному торжеству. У братских белорусов и народов, населяющих приграничные с ними территории, мясопустную субботу величают «праздником зимних дзядов», то есть дедов. История возникновения даты Троицкая родительская суббота: что можно и нельзя делать в этот день Обычаи древних христиан поминать в определенные дни своих предков можно обнаружить в церковном уставе V века. Устав был написан христианским святым Саввой Освященным на основе более древнего предания, записанного веком ранее. Письмена из IV века донесли каппадокийскому святому свидетельства об обычаях христиан собираться в определенные дни на кладбищах для поминовения умерших.
Продолжить далее Традиции, связанные с почитанием усопших у христиан, были распространены по всему православному миру. И дату Мясопустной субботы можно найти у различных народов Восточной Европы. В VII веке она была зафиксирована в грузинском переводе иерусалимской богослужебной книги, называемой Лекционарием. В манускрипте дано подробное описание всего подготовительного периода к Великому посту. О Мясопустной субботе было также упомянуто на страницах более позднего армянского Лекционария.
Правда, традиции поминать усопших сначала придерживались на неделю позже — в субботу Сырной седмицы, когда была запрещена к употреблению всякая мясная пища. Однако впоследствии дата была смещена на неделю. Это было сделано с целью спокойного размеренного воздаяния памяти преподобным постникам, которое отдается в Субботу Сырную.
В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. Яна МищенкоМастер 1217 13 лет назад Спасибо.
Приверженность ему оказалась в душе народа настолько крепкой, что Масленица даже оказала влияние на формирование православной версии подготовительного периода к Великому посту.
Именно поэтому существуют мясопустная седмица — и сырная. Она же Масленица, когда начинается традиционный русский «карнавал»! И языческая, и христианская… В среду и пятницу на Мясопустной седмице уже говеют, то есть мясо не едят. По будням на литургиях в церкви читаются стихи из Евангелия, где говорится о грядущем Страшном суде. В субботу ходят на кладбище поминать умерших родителей. Поэтому другое ее название — Вселенская родительская суббота.
В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб. Считалось, что жениться на «пёстрой седмице», как ее называли в народе, это к несчастью. Именно на «пестрой» начинали подготовку к Масленице: прибирали в доме, заранее приглашали гостей. Иногда уже на Мясопустной седмице начинали «репетировать» Масленицу… То есть третья по счёту ритуальная седмица перед Великим постом всегда воспринималась в народе двойственно.
Веками церковь разрабатывала правила питания во время поста и в период подготовки к нему. Правильный подход обеспечит человеку мягкое вхождение в пост и принесет максимальную пользу. Как подготовиться к посту? Готовиться к посту лучше заранее. Но если вы недавно решили, что будете поститься, последний срок подготовки — мясопустная неделя. Главная подготовка — психологическая. Вам нужно привыкнуть к мысли о том, что в ближайшие семь недель вы не сможете есть ряд продуктов. А еще важнее понять, зачем нужны подобные ограничения. Только искреннее желание сделает период Великого поста радостным, поможет очистить душу и тело. Еще одной составляющей подготовки к посту является посещение церковных служб, покаяние и причащение.
3 марта. Неделя мясопустная, о Страшном Суде.
Неделя мясопустная — это воскресенье, которое также называется Неделей о Страшном Суде. В этот день в последний раз перед Великим постом разрешено вкушать мясо. Мясопустная Неделя воскресенье посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Такое напоминание необходимо для того, чтобы согрешающие люди не предались беспечности о спасении своей души. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает последствия грешной жизни, когда человек предстанет пред Судом Божиим. В песнопениях этой седьмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.
Суд Христов будет поистине страшным. Суд Христов будет справедлив, ибо нельзя безнаказанно попирать великий закон любви и правды. Он будет страшен уже потому, что на этот суд соберутся неисчислимые мириады людей, живших везде и всюду от создания мира, ибо если они никогда не слышали благовестия Христова, то говорит апостол Павел, что все-таки "безответны они", то есть не имеют оправдания, потому что самая природа являет нам во всем Бога, и могли бы они понять и увидеть ясно промысел Божий, всем управляющий. Вы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении, как будет судить Господь наш Иисус Христос людей на Своем Страшном Суде, слышали, что даст воздаяние вечное тем праведникам, которые всегда творили дела любви и милосердия, что назовет проклятыми и пошлет в огонь вечный тех, которые никогда не были милосердны. Почему же, почему только по одному этому признаку милосердия или не милосердия будет судить людей Господь и Бог наш Иисус Христос?
Потому что милосердие есть важнейшее выражение любви, любви к людям, сострадания к ним.
Андрея Критского. Несколько удивительно, что в службе Недели о Страшном суде не читается само пророчество из книги пророка Даниила. Однако следует учитывать, что служба этого дня, как мы ее знаем в позднейшей практике, утратила один важный элемент, который существовал в византийскую эпоху, а на Руси сохранялся до времен патриарха Никона — так называемый Чин и действо Страшного суда. По форме это молебен, который служили перед литургией. Именно в его составе и читали, среди прочего, паремию из Дан 7. Интересным был также порядок чтения Евангелия в этом чине: при наличии четырех диаконов, они вставали лицом к четырем сторонам света и провозглашали Евангелие все четверо одновременно. Это имело как практическое значение текст был лучше слышен , так и символическое необычное звучание как бы указывало на звук архангельской трубы.
Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица. Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой». По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей. Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» Ин 5:28-29. Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни. Если добрых дел будет больше — душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые — вечное осуждение.
Прокуроров тоже. Правда, будут охранники, с безстрастными лицами стоящие за спиной.
И будет Судья, справедливый и неподкупный. И конечно, будет подсудимый, которому всё будет ясно без лишних слов. Любого из нас — говорил Дюрренматт — можно посадить в тюрьму без объявления вины, и каждый в глубине души будет знать, за что. Страшно слушать, но трудно возражать. Редкий из сынов человеческих на том последнем Суде сможет поднять глаза на Сидящего на престоле. Большинство будет стоять, опустив голову. Это в привычной земной реальности мы скручиваем нити оправданий и сплетаем кружева силлогизмов. На том Суде все будет проще и быстрее. Не подумайте, что речь идет об абсурдном мире Йозефа К.
Кафка описал внутренний мир человека, который уже не верит в Бога и не знает, Кто будет его судить, но саму неумолимость и неотвратимость суда продолжает ощущать в сокровенной глубине своего сердца. Такова внутренняя трагедия человека новейшей эпохи. И тогда действительно возникает абсурдная ситуация, замешанная на чувстве обреченности. Но в нашем случае Судья не прячет лицо и не скрывает статьи обвинения. Равно как и заранее объявляет вслух, что нужно для оправдания. Ничего сверхъестественного. Нужно просто понять, что мир сей не есть место наслаждений, но каторга и юдоль печалей. Люди болеют, нуждаются в еде и одежде, терпят насилие, сидят в тюрьмах, бьются о тысячи окаменевших проблем, как рыба об лед. И нужно помогать людям нести крест свой.
Нужно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Нужно делиться едой, пускать под кров путешествующих, навещать больных и переживать о заключенных. Нужно, по слову Антона Павловича Чехова, чтобы у дверей каждого счастливого человека стоял некто с молоточком и стуком в дверь напоминал счастливцу, что мир продолжает страдать, и многим нужна помощь. Счастливый обязан быть сострадательным. У дверей нашего сердца как раз и стоит Некто, стучащий и ждущий, что Ему откроют. Это сказано в Апокалипсисе, и лучшее, что есть в литературе, традиционно вторит тому, что есть в Писании. Христос — это действительно Бог, ставший Человеком. Он стал одним из нас, чтобы мы ежедневно могли Его встретить. Как легендарные халифы древности одевались в простую одежду и обходили город, смешивались с толпой, вслушивались в разговоры, так и Господь наш смешался с нами и ходит ежедневно среди людей неузнанный.
Он есть в регистратуре поликлиники и на автобусной станции; Его можно заметить в закусочной и в очереди у окошка в кассу. Мы можем одеть Его, а можем отобрать у Него же последнюю рубашку. Мы можем пустить Его к себе в дом, а можем согнать Его же с Его жилплощади и завладеть ею преступно. Мы можем прийти к Нему в темницу, но можем Его же в темницу и посадить, или по ложному приговору, или без суда и следствия. Мы можем бить Христа и лечить Христа.
Неделя о Страшном Суде (мясопустная)
Весь подготовительный перед Пасхой период Значимость большого праздника подчеркивает предшествующий ему Великий пост, в течение которого человек нравственно и физически готовится к этому событию. Предваряют же сам Великий пост приготовительные седмицы их три и Недели их четыре. Сразу надо оговориться, что в переводе со старославянского языка седмица — это неделя в нынешнем понимании, а Неделя — это воскресенье. Слово, как предполагают, произошло от глагола «не делать», что означает запрет на работу и посвящения себя богу. Весь, говоря современным языком, подготовительный цикл перед Пасхой насчитывает 70 дней. Начинается он с воскресенья Неделя о мытаре и фарисее и заканчивается Великой субботой, которая знаменует конец Страстной седмицы - последней недели. Великий пост в церковном обиходе имеет еще одно название — Святая четыредесятница. Ей предшествуют, как отмечалось выше, три недели, в течение которых осуществляется строго определенный порядок служб.
Четыре воскресенья — четыре вехи Собственно, значение имеют не все дни этих недель, а только воскресенья, которым даны названия — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная неделя и сыропустная. Последнее воскресенье совпадает с древним, языческим и очень любимым праздником — Масленицей, сразу после которой, в понедельник, начинается Великий пост. Суть этих приготовлений — подготовка постепенного перехода к суровому воздержанию.
Но в католических странах — начинаясь где раньше, где позже -carnevale длится до самого Великого поста. У православных вслед за мясопустом наступает Сырная неделя, которую большинство знает как Масленицу. На самом деле Масленица — древний языческий праздник. Приверженность ему оказалась в душе народа настолько крепкой, что Масленица даже оказала влияние на формирование православной версии подготовительного периода к Великому посту. Именно поэтому существуют мясопустная седмица — и сырная. Она же Масленица, когда начинается традиционный русский «карнавал»! И языческая, и христианская… В среду и пятницу на Мясопустной седмице уже говеют, то есть мясо не едят. По будням на литургиях в церкви читаются стихи из Евангелия, где говорится о грядущем Страшном суде. В субботу ходят на кладбище поминать умерших родителей. Поэтому другое ее название — Вселенская родительская суббота. В старину на Руси к этому времени заканчивался период зимних свадеб.
Настало глубокое молчание. Еще мгновение — и слышится решительный приговор Судии — одним: «приидите», другим: «отыдите» Мф. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит.
В следующие 7 дней проводят празднование Масленицы перед отказом от молочных продуктов, поэтому подготовка к ней начинается уже на мясопустной неделе. Раньше люди могли устраивать небольшие пиршества и карнавалы, стараясь наесться мясом вдоволь перед полным отказом от него. Во вторник священники рекомендуют продумать рацион питания на среду, в которую уже нельзя кушать мясные продукты. То же самое следует сделать и в четверг, поскольку пятница также проходит постной.
Мясопустная неделя: что это
Мясопустная седмица — одна из четырех недель, говоря мирским языком, психологической подготовки к Великому посту. Мясопустная седмица — одна из четырех недель, говоря мирским языком, психологической подготовки к Великому посту. Главная» Новости» Мясопустная неделя 2024. Воскресение о Страшном суде называется еще Неделей мясопустной, то есть это последний день, когда можно ест мясную еду – заговенье на мясо. Мясопустная неделя — последний день, когда православные употребляют в пищу мясные продукты перед Великим постом. предпоследнее воскресенье перед Великим Постом (третье из 4-х приуготовительных).
Вселенская родительская мясопустная суббота 2023: как ее провести правильно
Неделя мясопустная, наряду со следующей сыропустной Неделей, исторически были самыми древними подготовительными неделями к Великому посту, недели о блудном сыне и мытаре и фарисее появились гораздо позже. Что означает Мясопустная неделя в православии, смысл и значение дня. разбираемся, раскладывая все по полочкам. Главная Новости ПубликацииНеделя о Страшном суде (Мясопустная) и Вселенская родительская суббота. Что означает Мясопустная неделя в православии, смысл и значение дня. Подготовительные недели Великого поста (Неделя мясопустная о Страшном суде).
Третья подготовительная неделя к Великому посту. СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНЫЕ
Очень по-разному. Отсюда и разноречивые трактовки понятия «мясопуст» историками и лингвистами: например, автор трехтомного словаря церковно-славянского языка И. Срезневский нач. Даль, составитель знаменитого «Толкового словаря» понимал под мясопустом как запрет на мясное, так и «мясное заговенье» перед Масленицей, то есть воскресный день; а в многотомном «Словаре русского языка XI-XVII вв. Чаще всего в письменных источниках так именуют последний воскресный день как мы уже выяснили, «неделю» перед Великим Постом. Кроме того, иногда можно встретить понятие «сыропустная седмица», когда, подобно как это было с мясом, православные отпускают не только «сыр», но вообще молочные продукты и яйца — это последняя перед постом седмица, когда благословляется их вкушать. Что говорит церковный Устав сейчас? К настоящему времени: в ходу старославянские понятия «неделя» воскресенье и «седмица»; мясопустом могут называть как день, когда последний раз разрешено мясо, так и предшествующие ему семь дней; под сыропустом понимается разрешение на скоромное кроме мяса семь дней перед началом Великого Поста, а также воскресенье перед самим Постом — «Неделя сыропустная», известная также, как Прощенное воскресенье. Когда еще бывает Мясопуст? Его также называют «малым».
Он предшествует Апостольскому, или Петровскому посту, начинается с праздника Святой Троицы, а продолжается до Недели всех святых, воскресного дня, после которого начинается пост. Две мясопустных седмицы отличаются степенью воздержания: седмицей перед Великим Постом разрешено мясное, но есть также два постных дня, среда и пятница; при «Малом Мясопусте» седмица до Петрова Поста «сплошная», постных дней не имеющая; после «Великого Мясопуста» следует еще «Сырная седмица», разрешена другая, кроме мяса, скоромная пища; а вот после сплошной «мясопустной» седмицы перед Петровским постом время воздержания начинается сразу, с понедельника — впрочем, и пост этот легче телесно, чем Великий.
Со временем, с развитием цикла памятей предпостовых воскресений, она была переставлена на день перед памятью Страшного суда — по причинам, изложенным выше. Песнопения Недели о Страшном суде преимущественно основаны на так называемом малом Апокалипсисе из Евангелия — беседе о конце времен, произнесенной на Елеонской горе Мф. Не зря в службе Мясопустной недели пророк Даниил, «муж желаний», упоминается в одной из хвалитных стихир поименно здесь же можно отметить пересечение со службами рождественского цикла: Неделя о Страшном суде ставит в нем последнюю точку, чтобы дальше уже окончательно перейти к циклу великопостному.
Тема ужасающих видений и неизбежного ответа за все предрасполагает к покаянию, поэтому в песнопениях наступающей недели немало покаянных строк, а катавасией утрени служат ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского. Несколько удивительно, что в службе Недели о Страшном суде не читается само пророчество из книги пророка Даниила. Однако следует учитывать, что служба этого дня, как мы ее знаем в позднейшей практике, утратила один важный элемент, который существовал в византийскую эпоху, а на Руси сохранялся до времен патриарха Никона — так называемый Чин и действо Страшного суда. По форме это молебен, который служили перед литургией.
Именно в его составе и читали, среди прочего, паремию из Дан.
Вторая же — Неделя воскресенье о Страшном суде. Неслучайно эту неделю предваряет Вселенская родительская суббота: подавляющему большинству людей но не всем, см. Поэтому воспоминание усопших и предваряет память суда.
Как следствие, службы сегодняшней субботы и наступающего воскресения, по сути, завершают собой цикл церковного года — чтобы через неделю начать новый, вспомнив сначала грехопадение прародителей, а затем лествицей Великого поста взойдя к Благовещению, Страстной и Пасхе. Интересно, что в традиции I тысячелетия всеобщее заупокойное поминовение совершалось не сегодня, а в субботу непосредственно перед Великим постом. Это имеет простое объяснение: в пост значительно реже совершается Евхаристия, а значит, и количество поминовений резко сокращается со времен древней Церкви считалось, что именно евхаристическое поминовение усопших имеет особенное значение. Чтобы как-то компенсировать это, и была установлена особая заупокойная суббота перед постом.
Все они напоминают нам о покаянии, о смирении гордыни, и о том, что пред Господом мы все равны и любит всех нас он одинаково. Однако это не то событие, которого следует с ужасом ожидать. К нему нужно подходить, как к напоминанию себе о том, что ждет нас всех в конце земного жизненного пути. Нам всем предстоит предстать пред Господом и ответить ему за все то, что было совершено в нашей жизни. Это некий очищающий этап, после которого всем кающимся грешникам будет даровано Царствие Небесное.
Но покаяние должно быть искренним, с сожалением о содеянном. Это напоминание о том, что Господь уже всех нас простил и любит, но мы не должны этим злоупотреблять и творить все то, что нам вздумается.