Я знаю, что обрезание также имело символический смысл у иудеев, и поэтому принуждение ранних христиан делать обрезание могло сбить с толку в их вере и ввести в заблуждение. Немалый смысл имеет праздник Обрезание Господне, хотя он и не является двунадесятым.
Праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого
В ней говорится, как Бог явился к Святому Аврааму и сказал ему, что тот будет прародителем великого народа. Авраам подчинился слову Божьему и свершил обряд обрезания. У него родился первенец. С тех пор и зародилась традиция обрезания. В то время набирало оборот такое учение, как докетизм. Его сторонники считали, что Христос никогда не существовал. Для верующих и неверующих описание обрезания Спасителя в тексте Священного писания является главным подтверждением, что Христос действительно не сверхъестественная сущность и не вымышленный образ, а был живой, из плоти и крови. Обрезание сменилось на обряд Крещения и отныне оно считается «нерукотворным» или «духовным», отделяющим от человека грехи, пороки, похоть и губительные привычки. У православных обрезание плоти было отменено Апостольским собором 49 года. Апостол Павел считал, что главным является не физическое, а внутреннее.
Именно поэтому обрезание должно происходить внутри, как очищение духовной сущности христиан от «грязи». Этот обряд делал человека участником Нового Завета. Икона Обрезание Господне Каждое важное событие жизненного пути Господа Иисуса Христа было запечатлено как праздничная дата в календаре богослужения или образ на иконах. В честь Обрезания Господа было написано несколько икон, на которых изображен этот обряд. Различающихся версий икон, посвященных событию Обрезания не так много. Чаще всего младенца держит на руках священнослужитель, но встречаются варианты, где Христа Спасителя держит Богоматерь. Мария и Иосиф всегда стоят рядом друг с другом, преклонив головы. Обычно их изображают с левой стороны. Рядом с ними располагаются церковные помощники.
Один из них преклоняет колени, держа в руках блюдо для жертвоприношений. От головы Иисуса исходит яркое свечение, называемое нимбом. Первосвященник в торжественных ризах обрядовая одежда , склонившись над Спасителем, совершает процедуру обрезания крайней плоти. Молитвы Хоть и праздник Обрезания Господня окружают два торжественных гуляния — Крещение и Рождество, его значение от этого не преуменьшается. После ночного богослужения принято читать праздничные молитвы, которые посвящены обретению Господа своего имени. Тропарь Обрезанию, глас 1 Ты, Иисус, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцом и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; поэтому и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промышлению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец! Кондак Обрезанию и Святителю, глас 3 Господь всех всего терпит обрезание и, будучи Благодетелем, обрезывает человеческие прегрешения, дарует сегодня спасение миру; радуется же на Небесах и божественный таинник греч. Христа Василий, светоносный иерарх [нашего] Создателя.
Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола Быт 17:10—12. В тот же день Авраам и все его домочадцы обрезались, как и повелел им Господь. А через год Сарра, его жена, родила праведнику долгожданного сына — Исаака.
С тех пор иудеи, как потомки Авраама, обрезали новорожденных младенцев мужского пола на восьмой день в знак своей верности завету с Богом и своей отделенности от всего языческого мира. Именно поэтому, чтобы стать частью израильского общества, и был произведён этот ритуал. Господь, вочеловечившись, пришел, как сам Он сказал, не нарушить закон, а исполнить его Мф 5:17.
Праздник Обрезания Господня, входящий в цикл рождественских праздников раскрывающих догмат богоявления и боговоплощения , впервые упоминается в источниках уже второй половины IV века и совершается в восьмой день от Рождества 1 января. На Христианском Востоке он долго входил в число важнейших "Владычных праздников" позднее названных "двунадесятыми" наряду с Пасхой, Рождеством, Богоявлением и другими. В современном русском православном календаре Обрезание Господне имеет статус "великого" праздника как день Петра и Павла, Покров и др. Василия Великого он скончался в этот день.
Не рекомендуется и работа по дому. Речь идет, например, о мытье полов, вытирании пыли, шитье, вязании, наведении порядка во дворе. Лучше заняться этим после праздника. Суеверные люди предостерегают от того, чтобы выносить из дома мусор, так как есть риск вместе с ним унести и семейное благополучие.
14 января 2024 года — Праздник православный Обрезание Господня
14 января православные христиане отмечают сразу два праздника: Обрезание Господне и память святого Василия Великого. Нельзя в Обрезание Господне и мусор выносить, решать финансовые вопросы и пересчитывать мелкие деньги — все эти занятия приведут к потере финансового благополучия и удачи. Будем же помнить, братья и сестры, об этом, и сегодня, в праздник Обрезания Господня, будем готовить путь Господу, готовить свои сердца к принятию Господа. Законы Христовы духовны, поэтому и обрезание, то есть крещение, в таком случае является духовным. Этот праздник предвосхищает Крещение, в котором Христос также участвует в обряде очищения от грехов, который Ему не требовался.
Обрезание Господне. День Памяти Святителя Василия Великого
В чем смысл праздника Обрезание Господне в православии, читайте в Sputnik Грузия. Однако уместен вопрос: почему, если для христиан обрезание заменилось крещением, православные всё же празднуют Обрезание Господне? ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ "А когда исполнилось восемь дней и надлежало обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия". В этом документе после указания богослужебных чтений на праздник Обрезания Господня написано: «Прочее все Василию». 14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого, в обители была совершена соборная.
День Обрезания Господня – это день Закона Божия
Господь Иисус Христос на восьмой день после Своего Рождения, следуя ветхозаветному закону, принял обрезание. Ранее здесь Обрезание Господне отмечали каждый год праздничными шествиями с задействованием Священного Препуция, который несли по городу. Если в праздник Обрезания Господня вас попросят о прощении, обязательно смягчите свое сердце и простите обидчика. Однажды в день Обрезания визионерка Агнес Бланнбекин (Agnes Blannbekin, 1243–1315) причащалась и оплакивала кровь, потерянную Иисусом Христом. Игумен Никон (Воробьёв) так говорит в своей проповеди на праздник Обрезания Господня: «Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как рак.
Слово на Обрезание Господне.
Дело в том, что в конце 1 века среди христиан возникла ересь «докетизм». Ее последователи были уверены, что Христос не реальный человек, а дух, который казался воплотившимся. То, что говорилось в Евангелии об обрезании, стало свидетельством истинного воплощения Бога. СС0 Главная традиция Обрезания Господня — богослужение в храме. Ей предки следовали обязательно. Ни в коем случае 14 января нельзя проводить магические обряды. Они, по поверью, могут принести много бед, несчастий и недугов.
Кем он был? Коснемся кратко его жития. Родился он в 329 году и на 50-м году жизни, в 379 году преставился. Всего 50 лет прожил, но сделал столько, что не каждому коллективу столько возможно сделать. Божественная литургия, которую мы сегодня будем служить, называется Литургией Василия Великого. Она 10 раз в год совершается. Словами святителя Василия Великого мы славим Господа за Божественной литургией. Конечно, мы должны знать его и почитать.
Василий Великий был из благочестивой семьи. Его отец, тоже Василий, был ученым человеком, занимал высокие посты. Сначала он сам обучал своего сына, а потом Василий Великий вместе с Григорием Богословом пошли учиться дальше, к самым выдающимся учителям того времени. В семье у них было 10 детей. Их мать Емилия тоже, кстати, канонизирована, она сегодня также прославляется. Из всех детей пятеро канонизированы: сам Василий Великий, старшая сестра преподобная Макрина, братья святители Григорий Нисский и Петр Севастийский и младшая сестра блаженная Феозва. Вот, видите — в семье пять человек канонизировано, а это еще в той Древней Церкви, когда критерии канонизации были очень высокие. Василий Великий был настолько велик, что его современник святитель Амфилохий Иконийский, который единственно был рукоположен ангелами в храме Божием, писал, что Василий Великий — как корабль, нагруженный драгоценностями.
Это постановление полностью отменяет обрезание для христиан из язычников. Впрочем, известно, что Иерусалимская община, состоявшая из евреев, продолжала соблюдать весь Закон Моисея. После разрушения города 70 г. Чем заменили процедуру обрезания Это Таинство Крещения. С древности оно, как обрезание, также совершалось — по возможности — на 8 день по рождении.
К иудейской практике восходит также традиция иметь восприемника того, кто принимает новокрещенного от купели. Но крови человека здесь уже не нужно: ее пролил за людей Сам Христос. Но доныне широко известно повторяемое многими святыми отцами выражение: «Даждь кровь и прими Дух! Оно не говорит о собственно кровавой жертве, но означает: отдай Богу свое сердце, вручи Ему жизнь — тогда Господь дарует тебе Благодать. Богослужебные особенности Они определяются сочетанием двух праздников сразу — это Обрезание и память свт.
Василия Великого. Традиция отмечать «старый Новый год», скорее, народная, возникшая после перехода России с юлианского на григорианский календарь 14 февраля 1918 г. При этом Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Церковь сохранила юлианский календарь. Вместе с тем, последние десятилетия традиционными становятся ночные литургии с 31 декабря на 1 января, а также предновогодние молебны.
Они служатся по гражданскому григорианскому календарю. На «старый Новый год» особых чинов не совершается. Икона праздника Многие образы похожи на иконографию Сретения: Богородица, держащая на руках Младенца, прав. Иосиф, мнимый Отец Господа, встречающий их священник. Однако по центру иконы находится стол со специальным ножом.
Обрезание Господне, Преображенский монастырь, Болгария Существует также вариант иконы, где Младенец написан уже лежащим на нем, ожидающим обряда. На Нем — белое одеяние, рука жестом покорности протянута к старцу, совершающему ритуал. Что нельзя делать в этот день Существуют различные суеверия, правда, связанные с новолетием по «старому стилю». Они запрещают уборку, даже — вынос мусора из дома.
Соблюдение Сыном Божьим данного ритуала стало примером того, как людям нужно неукоснительно исполнять Божественные установления и посвящать себя Богу. В церкви обрезание приравнивали к началу полноценной жизни. А для того чтобы ввести Новый Закон, Иисус должен был заслужить людское доверие и неукоснительно соблюдать Ветхий Завет.
Поэтому Сын Божий, имеющий святейшую плоть и не подвластный страстям людским, покорился всем предписаниям. Он принял обряд обрезания и был отнесен к грешникам, взяв все их проступки на себя и через боль и кровь отрезав от себя все страсти, пагубные привычки и пригрешения. Принимая обряд, Спаситель явил людям неизбежность отступления от грехов — гордыни, эгоизма и других. Этот праздник напоминает всем христианам, что первыми иудеями, которые строго чтили Закон Божий, были Иисус, апостолы и первые сторонники христианства. Праздник Обрезания сыграл важную историческую роль в конце I века, когда среди христиан возникла одна из первых ересей —докетизм. Ее название происходит от греческого «докео», что означает «казаться». Последователи докетизма считали Христа не реальным человеком, а призраком или духом, который лишь казался воплотившимся.
Евангельское свидетельство о том, что Иисус прошел обрезание в спорах того времени стало важным свидетельством того, что плоть Христа была осязаемой, а значит и Сам Он был истинно воплощенным. Праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым». В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Из года в год она приходится на 14 января по новому стилю — на восьмой день после праздника Рождества Христова. Васильев день — традиции 14 января Обрезание Господне отмечают в одно время с Васильевым днем. Традиции праздника связаны с отмечанием Старого Нового года.
Обрезание Господне 14 января — смысл и традиции праздника
Обрезание Господне имеет свои, особенные ограничения. В Обрезание Господне нельзя отказывать человеку в помощи и прощении — это может привлечь неудачу. 14 января 2024 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, Обрезание Господне, день памяти святителя Василия Великого, в обители была совершена соборная. Господь наш Иисус Христос по истечении восьми дней от рождения соизволил принять обрезание. Обрезание Господне Обрезание Господне (Миниатюра Минология Василия II, 985 год, Ватиканская библиотека, ).
14 января – Обрезание Господне – что за странный праздник отмечают христиане
Точно и не праздник он для богомольцев. Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно… Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы его?
Мало задумывались Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот, восьмой, день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина, или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» — язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери.
Но все это мне казалось лишь простым исполнением ветхозаветного обряда, не имеющим никакого отношения к нам, христианам. А быстрое мелькание праздника между двумя великими «богоявлениями», да еще «заваленное» «Новым годом» не церковным празднованием не давало времени вдуматься в смысл этого праздника. Но уже одно то, что Господь благоволил принять обрезание а обрезание в Ветхом Завете имело величайшее значение — как крещение у христиан , и, наконец, то, что Церковь установила этот праздник, заставляет задуматься. Может быть, что-либо да откроется нам? И уж во всяком случае узнаем, что мыслит Церковь в своих богослужениях.
Праздник закона Божия Вот только в 1927 году, под первое января, я почувствовал одну сторону этого праздника. Это было в связи с решением вопроса об отношении моем к разделению митрополита Антония и митрополита Евлогия. Долго я мучился. Но, наконец, пришел к выводу: закон нужно исполнить. И это было как раз накануне праздника Обрезания.
И тогда у меня и промелькнула мысль о связи этого вопроса с кануном праздника «закона», когда и Господь, подчиняясь закону, исполнил чин обрезания. Это меня укрепило еще более. Сочетание же памяти святителя Василия Великого, этого законодавца церковного, управителя Церкви, еще лишний раз поддержало в принятом решении о законности. И с Афона пришло письмо с решением подчиниться законному главе Церкви, митрополиту Сергию — и в тот же самый день. А ведь ничто у Бога не случайно.
И тогда я подумал следующее. Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое. Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий.
И вот Он с самого Своего рождения обрезание — первое священнодействие после рождения сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону. И после в службе я действительно усмотрел эту мысль и встретил постоянное употребление слова «закон». Но я не задумался тогда над тем, какое же это отношение имеет ко мне, к христианам вообще. Теперь продолжу это размышление.
Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое. То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви например, о постах ; прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования. Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти.
Ведь остановиться на этом законе, борьбе, букве невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна Рим. Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи, как наши староверы.
Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела операция «обрезания» своей воли , во-вторых, — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в-третьих и это, может быть, самое главное — опытно познать, что сама по себе школа закона буквы, обрядов, даже и в христианстве не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать.
Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего». Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее. Закон, следовательно, нужно исполнять сначала. Иудеи были чрезвычайные «законники».
Ведь они и распяли-то Господа в конце концов потому, что Он представлялся им «противником» закона. Это уж казалось им верхом беззакония. Да и действительно, если бы Спаситель не был Истинным Богом на самом деле, то это было бы ужасным беззаконием! Апостол Павел даже самое неверие их во Христа приписывает их обрядовой ревности к букве закона; а цель закона — Христа — просмотрели Рим. И потому всякому, кто как Господь хотел что-либо делать среди этого законнического народа, безусловно, необходимо было быть самому на высоте закона.
Иначе они и слушать бы не стали. И Господь исполнил все предписания. И после Он вызывал иудеев на открытый вопрос «Кто может обвинить Меня в неправде? Поэтому и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона. Тогда осталась уж одна вина: — Ты ли Сын Божий?
Так после и апостолы должны были считаться с этой законнической психологией евреев; и апостол Петр в Антиохии Гал. Последний обрезал ученика своего Тимофея, сына еврейки и грека, ради иудеев Деян. Обычаи — великая сила, особенно когда они основаны на религиозной почве. И сами «родители» Господа — Иосиф и Пречистая Дева Мария — не могли иначе поступать, как только «по закону», будучи праведными евреями.
И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «Чего Я не отнимал, то должен отдать» Пс.
Обрезанием, Им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Обрезание — прообраз христианского крещения. Обрезание, хотя и проводилось по слову Божию, все же было односторонним актом, действием человеческим, в котором не соучаствовал Бог. В отличие от обрезания христианское крещение - это таинство, совершаемое Богом.
Митрополит Вениамин Федченков. День Обрезания Господня: Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасаюшего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде. Однако прежде нужно пройти "школу" законничества, чтобы, во-первых , почувствовать, как она тяжела операция "обрезания" своей воли , во-вторых , — понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу, в третьих, и это, может быть, самое главное — опытно познать, что сама по себе школа закона буквы, обрядов, даже и в христианстве не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла. И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения.
А это и есть благодать. Там лишь [в крещении] оживает духовно человек, получая Духа Животворящего. Об этом [о связи ветхозаветного обрезания с христианским крещением] апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное.
Вот пришел помысл в праздник куда-нибудь пойти.
Ясно, что если человек пойдет куда-либо: к соседу или в другое место, то он там обязательно наговорит, осудит, пересудит, а то и напьется и т. И если он был в этот день в церкви, получил несколько благодати и облегчение душевное, то пойдя к другим, он все растеряет и приобретет там бесовское состояние. Поэтому человек должен обрезать все эти греховные помыслы, желания и намерения в самом начале. Поэтому старайтесь не ходить в этот день никуда, сидите дома, читайте Слово Божие, встав помолитесь, если есть возможность и обстановка позволяет, или про себя помолитесь, поддержите то духовное настроение, какое вы получили в храме, а не бегайте куда-нибудь, не празднословьте, не осуждайте и прочее.
Вот мы вышли из храма, помолились как будто, но идем по улице и что делаем? И так, пока человек дойдет до дома, он тысячу грехов сделает. Вот этот помысл, который рассеивает человека, заставляет нас смотреть, слушать и видеть то, чего не следует, нужно отсечь от себя, отрезать. А зависть, а ложь, а обман, а тщеславие и прочее, и прочее!
Сколько грехов прицепилось и присосалось к человеку, сделалось как бы его частью, и лишь с большой болью, с большим трудом, призывая на помощь имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй, помоги мне», только с молитвою, напряжением, усилием можно отсечь их от себя. Вот почему Евангелие часто говорит: Царствие Божие силою, усилием, напряжением берется. Человек все время должен находиться во внимании, взывать: «Господи, помилуй». Что значит говорить «Господи, помилуй»?
Значит бодрствовать, то есть следить за собой, бороться с всяким греховным, не только делом, но и словом, и помыслом, и ощущением, отсекать их от себя, отрезать. Не можешь сам — большей частью мы этого не можем сделать, настолько мы уже погрязли в грехах, — так призови имя Божие: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помоги мне». Так человек должен всю жизнь от юности до смерти ежедневно, ежеминутно следить за собой, не давать воли ни глазам, ни ушам, ни особенно языку, никаким влечениям, не позволять себе никаких мечтаний, а все дурное отвергать от себя, отсекать, уничтожать с помощью призывания имени Божия, имени Господа Иисуса Христа. С великим сожалением нужно сказать, что люди как будто бы разумные, люди стоящие в глазах многих как бы впереди, не понимают того, о чем я вам говорю.
Об этом апостол Павел совершенно ясно говорит в Послании к Колоссянам, где он сравнивает оба эти вида завета: обрезание ветхозаветное и крещение новозаветное. Там — обрезание плоти, здесь — обрезание сердца; там — рукодельное; здесь — нерукотворенное; но и там, и здесь — связь с Богом. Здесь, в крещении, эта связь выражается только в ином обряде, но значение его то же: смерть ради Бога. Человек, погружаясь в воду, умирает как бы в гробе опускается для прежней греховной жизни, чтобы ожить верою и чистотою, жизнью новой, христианской. Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание.
И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест своего искупления всю жизнь: пить Чашу, которую Он пил и креститься крещением, которым Он крестился Лк. Таков глубокий смысл обрезания. И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому, когда апостолы объявили обрезание ненужным после Крещения и Искупления , то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься что и есть уже во Франции, России и других странах... Крест и имя Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение. Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу.
И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества. А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Но почему завет и имя соединяются с крестом обрезанием? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом.
Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения — наречении имени — как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство дав «залог» спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» крестное имя. То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным — и внутренне, догматически, сродным — словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю.
В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона — и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон — значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит — отречься от своей пагубной воли. Исполнением закона Господь показал, что и первые люди могли бы исполнить заповедь Божию.
А если не исполнили, то виноваты сами перед Богом. А эта вина опять снимается Им же: Сам Господь исполнил закон; Он Крестом заслужил власть ходатайствовать пред Отцем о помиловании неисполнивших его. И еще: так как все Искупление есть смиренное исполнение послушания Отцу «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, — говорит Господь, — но волю пославшего Меня Отца» Ин. И Апостол Павел говорит о Христе: «Он был послушлив даже до смерти», — то можно сказать, что нынешнее обрезание уже есть начало Искупления, как начало послушания законам Божиим. Впрочем, так как это начало было уже в рождении Господа, то обрезание нужно назвать уже продолжением взятого искупительного подвига — более очевидно говорящим именно о смерти, о Кресте, Голгофе, жертве. За грехи наши Теперь мне осталось отметить лишь одну сторону смысла обрезания. Во всяком деянии Господа мы видим проявление Искупительного подвига за нас.
Обрезание означало еще и казнь, наказание за грехи. И эту казнь ныне приемлет на Себя Безгрешный — не подлежавший, следовательно, наказанию. А в таком случае Он начинает терпеть за других, за нас. А следовательно, можно сказать: «нашим обрезанием обрезуется». Но для этого требуется «обрезывать» урезать, отсекать свою волю, как падшую. Правда, болезненность здесь необходима, то есть принуждение, борьба против себя. И конечно, это есть последствие грехопадения; но наказанием, кажется, лучше бы не называть.
Впрочем, если это «отсечение» воли, — это скорбное принуждение — является несомненно! В дальнейшем же смысле это страдание можно назвать и «наказанием». Подзаконная клятва В связи с этим следует выяснить и вопрос о клятве. В Слове Божием ясно говорится о связи закона с клятвою: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» Гал. А ныне Господь начал исполнять закон... Мы согрешили в прародителях, а потом и сами грешили и грешим. Закона не исполняем.
А всякий не исполняющий закона проклят: это и мы ощущаем, когда «совесть мучит». Что же делать? Исправить, особенно прошлого, мы уже не в силах, и потому остаемся под клятвою. Так закон всех подводит под клятву и лишает любви Отеческой, или «всыновления». Это и есть «подзаконная клятва»... Далее: как же Христос искупает нас от нее? И именно «исполнением закона»?
Сами мы не могли этого и не можем. А Он начинает исполнять и исполняет. Что же мне из того? Возьмем пример понятный. Сын, предположим, не хочет поститься, говеть и тому подобное. Тогда мать начинает все это творить за него, а свое особо продолжает. Это она делает по связи с ним, по единению, по любви...
И труд ее Господь принимает за сына: на этом ведь основаны молитвы и милостыни за умерших... Этим Он освобождает от наказания... Подобно сему Господь начинает исполнять, как должно, закон — не внешне лишь, но главным образом внутренне, — за нас. И Господь Отец принимает эту жертву единения и снимает с нас клятву. И возвращает опять Своего Духа, Которым снова усыновляет людей.
14 января 2024 года – Обрезание Господне: история, значение праздника
Зачем, если сами они не обрезываются? Этот церковный праздник часто становится предметом нападок на православие со стороны неоязычников и просто неверующих юдофобов, которые, как им кажется, борются против «еврейской веры». На этом они не останавливаются и «троллят» православных словами Господа из Ветхого Завета: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами». Если ты христианин — обрежься, говорят неоязычники. Между тем, в Новом Завете у апостола Павла на эту тему сказано совершенно однозначно: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
Не полубог-получеловек, а Бог и человек сразу. Потому для христиан крайне важен человеческий путь Христа, а для Христа, как и для всякого иудея, крайне важным событием в жизни являлось обрезание.
Именно в тот момент был заключён завет между Иисусом Христом и Богом-Отцом. Отсюда и праздник. Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции Поделиться.
Мы, через сменившее обрезание таинство крещения. Таинство крещения несёт более высокий смысл, содержание и значение. Также в день Обрезания Господня сподобился памяти святитель Василий Великий, оставивший нам чин Литургии. Именование великий усвоено очень немногим из святых.
Святитель Василий один из самых ярких среди них.
Чтобы мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о Своем Божестве. Через три дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в повиновении у них.
Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает, что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом, что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, — этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это доказывает божественное могущество. Смиренные пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие Всевышнего.
Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без сомнения, свойственно Богу. И… как не одной и той же природе свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — так не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и говорить: Отец Мой больше Меня«.