Он стал одной из последних работ художника-авангардиста Павла Николаевича Филонова. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле, председателя ВРК Отдельной Балтийской морской дивизии и т. п.
Павел Филонов. Возвращение "блудных" рисунков
- Павел Филонов загадочный мастер русского авангарда
- Филонов: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу
- Русский авангард. Филонов П.Н.
- Живописец Филонов Павел Николаевич
- Великий отрицатель формы, цвета и голода
- Более 100 работ Павла Филонова и его учеников представили в Новосибирском художественном музее
Каждый атом
- Филонов Павел Николаевич
- «Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
- Филонов Павел Николаевич
- Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Сообщить об опечатке
Голод: Павел Филонов / М. Колеров
Мемориальная доска гласит: «В этом доме с 1919 по 1941 год жил и работал художник Павел Николаевич Филонов». Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. Павел Николаевич Филонов умер от голода во время блокады Ленинграда, и похоронила его пережившая на несколько недель жена.
Посмотрите ещё:
- Павел Николаевич Филонов. Живопись в моей голове
- Филонов Павел
- Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение - Максим КАНТОР
- Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
- Купить книги в - Магазин научной книги
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
Упорно и точно рисуй каждый атом! Ряд произведений художника носит название «формула» «Формула империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула комсомольца» , бесконечное множество раз художник возвращался к уже написанному, чтобы выразить самую сущность того или иного явления, подтвердить свою теорию. Картина «Формула весны» образец живописной гармонии, достигнутый на основе «аналитической» системы и при помощи приёмов «сделанности». В «незримом» он умел разглядеть и увидеть то, что возможно увидеть только «духовными очами». Сквозь краски на картинах нередко проступают чудовищные образы человеческих лиц и морды зверей, мрачные очертания улиц и площадей фантастических городов. Картина «Пир королей» — символ творчества и нелегкой жизни художника, это метафора эпохи, развернутая в традиционных масштабах.
Египтянин хороший. А то, что осел ничем не отличается от человека — как раз не странно.
Это сказал испанский монах Хосе де Сигуенса о Босхе.
Давайте я вам объясню, почему сходить надо обязательно. Авангардистов у нас не любят. Всяких Малевичей и Кандинских народные массы искренне считают удачливыми жуликами.
Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова.
Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный. В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен. И исключительно по своей вине. Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще сто лет назад, Филонова же мир открывал в самом конце XX века.
Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал.
Недостаток образования пришлось восполнять копированием картин и частными уроками. Он много трудился, делал наброски , но даже с третьего раза ему удалось попасть в Академию лишь вольнослушателем. Художник успел сблизиться с поэтом Велимиром Хлебниковым и коллегами- футуристами. Пропагандируя анализ в живописи, он выпустил статью «Канон и закон», раскритиковав кубизм Пабло Пикассо Pablo Picasso.
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
В этом году задания диктанта были посвящены 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, освобождению Крыма, Белоруссии и юбилеям писателей-фронтовиков. Проверить свои знания о стратегических наступательных операциях Великой Отечественной войны -Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Крымской участники диктанта должны были за 45 минут в 25 вопросах. Всего на территории города Сочи Диктант Победы написали более 3 тысяч человек.
Основываясь на них, Павел Николаевич написал "Декларацию "мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода. На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны". Полотно размером 250 на 285 см было написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира.
Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создавалось благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности Став своеобразным апофеозом теории "аналитического искусства", это произведение продемонстрировало сложную структуру взаимодействия множества живых организмов и слияние человека с окружающим миром. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. Его персональные выставки неоднократно отменяли, а представленные картины изымали из существовавших экспозиций.
Запрет на творческие объединения положил конец легальной деятельности школы МАИ и лишил ее основателя средств к существованию. В итоге Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех". Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны. Триптих продемонстрировал несогласие с режимом и готовность отстаивать собственные творческие идеалы.
Я нахожу в его картинах глубокий родной смысл. А из современных мне нравится творчество Елизаветы Палицыной. Она кстати ещё пишет замечательные стихи. В её художественных работах я нахожу отдушину, есть в них что-то трепетное, приятное. Варвара Планируются ли новые проекты? Хороший вопрос, пока точно сказать, когда, сложно. Однако в мыслях есть такие планы. Поверьте, если мы решим что-то организовать, о нас точно все услышат. Владислав и Варвара Проект «Русский вернисаж.
Ломоносова, Фонда «Арктика молодая», Русского географического общества, Московской торгово-промышленной палаты, Московского отделения союза журналистов России. Мы поздравляем Владислава и Варвару с дебютом и надеемся вскоре услышать об их новых проектах.
Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе.
Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства.
Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
Осенью 1916 года Филонов попал в пекло Первой Мировой Войны. Был призван в действующую армию и отправлен на румынский фронт в качестве рядового солдата. Потом грянула революция, в которой Павел Николаевич принимает активное участие. За свои «заслуги» назначается на должность председателя военно-революционного комитета Придунайского края. В 1918 году художник отправляется в Санкт-Петербург Петроград , где участвует в крупной художественной выставке. Его работы получили хорошие отклики критиков.
В 1922 году предпринимает действия, направленные на реорганизацию факультетов живописи и скульптуры в Академии художеств. Идеи его не нашли должной поддержки.
Только свою живопись он считал подлинной, свою манеру считал революционной. Он не щадил своего здоровья, не щадил близких, не замечал никаких лишений; единственное, к чему была устремлена вся его натура, - живопись. Работать, писать, рисовать, стоять у холста, искать новые приёмы, способы - это, и только это, было способом его существования, это было жизнью... Можно, конечно, уважать и чтить подобную художественную преданность, но человечески симпатичного в ней мало. А вместе с тем живопись Филонова поразительна. Значит, что же - одержимость, фанатичность помогали ему?
Великолепные картины его, посвящённые революции, петроградским рабочим, проникнутые энтузиазмом, живописные в каждом малом кусочке полотна, - всё это получалось, несмотря на одержимость? Или благодаря ей? Одержимость, значит, помогает таланту? Ничего в ней нет плохого? Да и что, спрашивается, нам за дело до того, какой ценой досталась Филонову эта красота, когда мы сегодня любуемся его картинами.
Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым.
Именно импрессионисты показали, что в природе и, значит, в искусстве «привязанного» к предмету цвета нет, нет и несомненного предмета: они предполагаются, но изображаться должны так, как живут в сознании, зрении зрителя в зависимости от дистанции между ним и предметом. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание.
Интересно, что посткрестьянская природа Филонова, купеческая природа другого великого аналитика живого слова Алексея Ремизова, крестьянское происхождение Сергея Есенина, приведшего живую русскую крестьянскую речь в поэзию, равно выросли в «отходнической» Москве, где сделали фактами высокой общенациональной культуры своё рязанско-тульское прошлое. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа. Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской.
По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно. Ф илонов работал маленькой кистью, и каждая точка, которую он ставил на картине, символизировала атом — так он «выращивал» сложные организмы своих картин. До 19 февраля 2023 работы Ф илонова экспонируются в Еврейском музее и центре толерантности в рамках выставки «Мир как беспредметность.
Филонов Павел Николаевич (1883-1941)
Например, благодаря куки, в следующий раз вы этого сообщения не увидите.
Выставка непроста для восприятия — по цвету, по форме, по расшифровке тайного послания, которое Павел Николаевич Филонов дает в каждой своей работе. Но мы уверены, что выставка в художественном музее найдет своего зрителя и для многих новосибирцев станет настоящим открытием, — отмечает куратор выставки Сергей Тиханов. В экспозицию войдут 18 живописных работ мастера и 41 графическая. Второй раздел 48 работ знакомит с творчеством самых преданных его учеников и последователей, которые самоотверженно шли за ним, поддерживая его мастерскую аналитического искусства, среди них — Татьяна Глебова, Алиса Порет, Борис Гурвич, Софья Закликовская, Всеволод Сулимо-Самуйло, Павел Кондратьев и другие. Выставка будет работать в залах НГХМ на ул.
Общие положения Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя Фамилия, имя, отчество; Электронный адрес; Номера телефонов; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях.
Огромное значение в «аналитическом искусстве» отводилось понятию «сделанных картин». Создание произведений должно быть уподоблено органическому росту форм в природе — путём наращивания целого из некой начальной формы «точки» в системе «аналитического искусства» и дальнейшего изменения соединения форм, точек в конечном общем, цветовом, «выводе». В ряде работ «Живая голова». У него были последователи, подражатели, копиисты, но силы филоновской «сделанности» достигнуть трудно. Идеи Филонова вызывали интерес у учащихся АХ, во время каникул Филонов занимался с группой студентов в стенах АХ июнь—октябрь 1925. К 1926 под руководством Филонова возник «Коллектив мастеров аналитического искусства. Школа Филонова» 1927—1930, формально до 1932 , о чём свидетельствует заказ на оформление зала Дома печати и спектакля по комедии Н. Гоголя «Ревизор» в постановке И. На представлении в Доме печати мог состояться один из последних контактов Филонова с Маяковским, присутствовавшим на спектакле. По количеству участников и объёму выполненных работ проект МАИ для Дома печати — самый масштабный ансамбль русского авангарда. Филонов осуществлял руководство, часто помогал всем отстающим от графика, но формально не участвовал в проекте, и его имени нет среди участников выставки в Доме печати; в составе МАИ он не экспонировался и на других выставках 1928—1929, 1930. Во время конфликта между членами МАИ май 1930 произошёл раскол, и Филонов вышел с группой единомышленников из состава коллектива. Примерно с этого времени начался отсчёт самых ожесточённых публичных дискуссий о личности и творчестве художника, подробности которых стали известны благодаря сохранившейся части его дневника 1930—1939. В 1927 произведения Филонова были включены в экспозицию новейших течений Русского музея, подготовленную Пуниным. Решение ГРМ провести персональную выставку Филонова не было осуществлено в полной мере: экспозиция из более двухсот произведений провисела в залах в период с осени 1929 до декабря 1930, но так и не была открыта для публики. Состоялось несколько общественных просмотров и обсуждений неоткрытой выставки. Хотя каталог и был выпущен, но в нём была заменена статья В. Аникеевой, согласованная с Филоновым. Открывать выставку было официально запрещено, в художественной жизни СССР это стало первым случаем идеологического вмешательства. Негативный эффект от всей истории был несколько сглажен руководством музея предоставлением на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» 16 июня 1932 — февраль 1933 в Ленинграде отдельного зала для восьмидесяти произведений Филонова, и для тридцати произведений — в Москве. Полученный заказ издательства «Academia» на оформление финского народного эпоса «Калевала» Филонов передал группе художников, сохранившей за собой название «Школа Филонова». В 1931—1933 он вёл общее руководство иллюстрированием книги и в память о коллективной работе написал картину «Ударники аналитического искусства» с абстрагированными портретами своих учеников 1933. За успехом книги последовало приглашение участвовать в выставках: «Выставка портрета» март 1933. Ленинградский областной дом художника ; «Выставка художников-туристов» май—июнь 1933. Ленинградский дом учёных. Однако занятая Филоновым открытая критическая позиция на общих собраниях Горкома художников 1934—1935 способствовала его дальнейшей изоляции, и он был вынужден даже прервать визиты учеников к себе домой. При полном безденежье в 1930—1938 художник получал редкие заказы по искусству. Оформив работу на имя своего пасынка П. Серебрякова, Филонов вместе с ним выполнил карту звёздного неба под маятником Фуко для Музея антирелигиозной пропаганды находился в Исаакиевском соборе , в реалистической манере писал портреты, в том числе вождей. Продолжал работать по методу «аналитического искусства» «Первая симфония Шостаковича»; «Лики». Когда в 1938 были репрессированы оба пасынка художника, сослан его друг большевик Н. Глебов-Путиловский, парализована жена, основное время художника было отдано заботам о ней. Он продолжал работать и после большого перерыва, несколько произведений Филонова были показаны в экспозиции «Выставка живописи и скульптуры ленинградского Горкома художников» 16 марта — 16 апреля 1941. Дом искусств им. Выражением высочайшего морального авторитета Филонова в художественных кругах довоенного Ленинграда может служить косвенное свидетельство его почитания. После его смерти в первые месяцы блокады Ленинграда, по ходатайству сестёр и при помощи учеников и Горкома художников, он был погребён в гробу в отдельной могиле на Серафимовском кладбище, слева от входа в храм Св. Серафима Саровского. Литература: Павел Николаевич Филонов. Praha, 1966; Павел Николаевич Филонов. Из истории русского авангарда П. Мислер, Д.
Павел Филонов. Из новой книги Максима Кантора «Чертополох и терн». Продолжение
Выставка Павла Николаевича Филонова проходит в Москве в двух минутах ходьбы от Красной площади в Медиацентре парка Зарядье, на нижнем этаже центра. 8-го января исполняется 140 лет со дня рождения русского и советского художника Павла Николаевича Филонова (1883-1941). Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив. Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет.
Павел Николаевича Филонов
В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. Павел Николаевич Филонов (1883–1941) – великий русский художник, один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п. Несомненно, Павел Филонов такому сравнению бы не обрадовался– для пролетарского художника-аналитика, каким он себя считал, сравнение с певцами мещанских красивостей– оскорбительно. 1941 Автопортрет.
Очевидец незримого
Было ли стыдно? Думаю, да. Вскоре после суда я попытался встретиться с ней, чтобы поговорить по душам, но она на контакт не пошла. То, что она совершила, повергло в шок коллег по работе, которые вплоть до ареста ни в чем ее не подозревали. Вот что рассказала мне Евгения Николаевна Петрова: "Как и Татьяна, я работала в отделе рисунка, мы много общались. Она всегда мне казалась очень добрым, симпатичным человеком, вполне нормальным работником. Никаких подозрений и претензий к ней не было.
Единственно, что на каком-то этапе у нее возникла такая семейная, домашняя ситуация. И было понятно, что она, как женщина красивая, хотела жить как-то не так. А ей приходилось жить на зарплату, которой ей не хватало. Тем не менее никаких подозрений ни у кого не было. Но однажды, когда я заметила в первый раз поддельные рисунки Маковского, а Таня была при мне лаборанткой, она стояла рядом и поняла, что я по ее глазам всё поняла. У меня тогда было такое внутреннее ужасное состояние, потому что я никогда бы в жизни на нее не подумала.
А во-вторых, потому что ситуация в музее в связи с этой историей была не очень. Я не знаю, что ее заставило сделать это, как вообще все это происходило. У меня почему-то все время такое ощущение, что кто-то здесь на нее очень давил". Что ж, возможно. Но это знает только Татьяна. Если история с эмиграцией Тети Нины и ее подельников, а также сюжеты с хищениями работ Филонова и других художников из ГРМ в начале 1990-х годов ясны и банальны, то в истории появления филоновских двойников в Русском музее и Музее современного искусства Центра Помпиду немало белых пятен.
Смерть участников и свидетелей этой истории обрубила концы, и многое в ней осталось тайной. А ведь то, что происходило с наследием Павла Филонова, переданным в 1977 году его сестрой на хранение в Русский музей, беспрецедентно в музейной практике и вызывает массу вопросов. Почему переданные в ГРМ произведения художника восемь лет должным образом не документировались? Почему к ним не допускали специалистов музея, а сторонние люди имели доступ? Случайной ли была кадровая чехарда, начавшаяся в музее после ухода В. Кто срывал расследование по этому делу, которое трижды пыталось провести Ленинградское управление КГБ?
В советские времена это нечто из ряда вон. Все указывает на то, что к истории с филонов-скими двойниками были причастны очень влиятельные персоны во власти, связанные с теневым антикварным рынком. Слияние верхушки советской партийно-государственной номенклатуры и правоохранительных органов с криминальным миром произошло в позднюю брежневскую эпоху. Подчас ее представители возглавляли организованные преступные группы, занимавшиеся хищениями и вывозом из СССР произведений искусства, ювелирных украшений, драгоценных камней, царских золотых монет, икон и прочих вещей, которые пользовались спросом на Западе. Мы назвали это специфическое явление "кремлевской контрабандой". Там были свои паханы, посредники, каналы и способы переправки ценностей, связи с акулами теневого антикварного бизнеса.
И здесь интересно вот что. Одной из таких акул был известный французский антиквар и коллекционер армянского происхождения Гарик Басмаджан, убийство которого в Москве летом 1989 года наделало много шума и до сих пор не раскрыто. Басмаджан в антикварном мире был фигурой знаковой: миллионер, владелец одной из крупнейших коллекций икон и картин, создатель галереи русского искусства в Париже. Он был знаком со многими советскими VIP-персонами и окружением Галины Брежневой, помогал им выискивать и покупать по сходной цене картины выдающихся русских художников и одновременно вывозил на Запад работы советских мастеров. Басмаджан, как говорится, ногой открывал двери высоких чиновничьих кабинетов, его экспозиции можно было увидеть в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Официальным предлогом для визита было предложение Басмаджана передать советским властям пять картин из своей коллекции.
Но, как позже выяснилось, теневой маршан[55] собирался также решить важные личные дела и пополнить свое собрание работами русских художников. А деловыми партнерами Басмаджана были лица, связанные с советским криминальным миром и зарубежными мафиози. Не желая афишировать эти связи, Басмаджан никому не говорил, с кем намерен общаться в Москве. После этого Басмаджан вышел из гостиницы, сел с каким-то человеком в машину — и словно испарился, даже труп его до сих пор не нашли. Десять лет эта история была покрыта мраком. Но в августе 2000 года российские СМИ сообщили, что правоохранительные органы России, объединив собранную за эти годы информацию и сопоставив ее со сведениями, поступившими из-за рубежа, пришли к выводу, что за этим преступлением, как и за другими, стоит человек, известный спецслужбам и международному криминалу под кличкой Алик Магадан.
Его имя в миру не называлось. Сообщалось лишь, что он уроженец Украины, имеет несколько паспортов и известен на родине под одной фамилией, в Израиле — под другой, в США — под третьей, а для поездок в Россию предпочитает четвертую. Российские следственные органы при содействии израильских спецслужб также установили, что в тот роковой день у Гарика Басмаджана, скорее всего, была встреча с Аликом Магаданом, так как именно с ним Басмаджан уехал тогда из гостиницы. Выяснилась и причина исчезновения: Алик Магадан и еще несколько влиятельных криминальных авторитетов решили заставить теневого антиквара поделиться хранившимися в России и за рубежом огромными ценностями. Но они якобы переборщили с пытками, и организм Басмаджана не выдержал. Так вот, в материалах по контрабандным филоновским и другим делам тех лет фигурируют не только имена Гуткиной, Поташинского и прочих персон с криминальной галерки, но и имена зарубежных тузов теневого антикварного мира, в том числе имя Гарика Басмаджана, который интересовался работами Павла Филонова, а в начале 1980 года приватно встречался с директором ГРМ.
О чем они говорили — неизвестно, но интерес Басмаджана к Филонову и музею, где хранилось его наследство, не удивляет. После того, как филоновские работы вследствие деятельности гуткинской шайки попали на Запад, они вызвали пристальный интерес теневого антикварного рынка. Ее контрабандное происхождение сомнений не вызывало. Для людей масштаба Басмаджана не составляло труда выяснить судьбу наследия художника, которое годом ранее было передано на постоянное хранение в Русский музей, где лежало незадокументированным. Это открывало к нему дорогу влиятельным криминально-антикварным кругам. Нужно было только, чтобы работы Филонова как можно дольше находились в запасниках в таком вот неопределенном положении.
Собственно, главное, фундаментальное, революционное изобретение в области изобразительного художественного языка было совершенно задолго до Филонова — французскими импрессионистами. Вся изобразительная история человечества до них вступала в сделки с цветом и формой вещей. Если считалось, что помидор красный и что крест на церкви — крестообразный и золотой, то они и рисовались художниками так, чтобы изображение их опознавалось быстро и просто, независимо от того, что художники и все окружающие — сквозь свет, пьянь и туман — видели на самом деле: красным, крестообразным и золотым.
Формула весны. И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул». В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны.
Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета. Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание.
Белая картина.
Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»4. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» 5, но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или временами предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин.
Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского; Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова; Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса; Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова; Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства; Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов»; Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года; а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики.
Филонов делил «… художников на две категории: у одних - «видящий» глаз, у других - «знающий». Первые замечают в предмете только видимые или только невидимые его особенности. А вторые связывают воедино видимое и невидимое, предметное и беспредметное.
Дают «формулу предмета». Мне так нравилась эта идея! Я находил, что и к актёрскому творчеству она приложима. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. В сущности, они признают только учеников, последователей или же равных себе оппонентов.
Бытовые же формы общения для них излишни, неувлекательны, и это вполне естественно, особенно если учесть их обострённое чувство быстротечности жизненного времени». Райкин А. О нём, М.