хорошем состоянии и прочитывают записки новгородских купцов, бумагу в Китае начали делать из хлопка, во 2-веке нашей эры, а уж кроме письма много где она применима.(бересту обожают мастера народных промыслов.). Пергаментная бумага. Растительный пергамент. История бумаги на Руси. Историческая справка для всех интересующихся темой производства бумаги и всего, что с ней связано. Пергамент береста бумага одним словом. Перамен, Берест, бумага. Общее название к словам пергамент береста бумага. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.
Носители информации: их виды, история и будущее
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. писчие материалы Пергамент (пергамен) - это специально выделанная телячья кожа, а не древесина. Береста - кора березы, а вот бумага - это действительно продукт целлюлозой промышленности. Сейчас бумагу активно используются в абсолютно разных сферах деятельности, несмотря на то, что многие документы, газеты, журналы и даже книги переходят в электронный формат, бумага по-прежнему не теряет своей популярности и как раньше, является весьма ходовым товаром. Так, в некоторых регионах, согласно комментариям подписчиков телеграм-канала «Лесной комплекс», цена пачки белой офисной бумаги SvetoCopy (500 листов) достигла отметки в 1100 рублей и выше. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумаг. Информация о Федеральном портале Истории России. Лист пергамента. Пергамент береста бумага.
Эволюция материалов для письма
"Всё началось с таблички, бересты, пергамента" – так называлось историческое путешествие, организованное заведующей Липовской сельской библиотекой – филиалом МБУК «Базарно – Карабулакская МЦБ» для учеников 3 класса. это различные материалы, которые в разные времена и культуры использовались для написания текстов и хранения документов. От бересты до бумаги, каждый материал имел свое значение и внес свой вклад в историю русской письменности.
Что такое папирус, пергамент и береста: особенности и применение
Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?
Церы и писала - что это такое? Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению. Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст.
Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась. Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье.
Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур. Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась.
Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко. Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами. Не ешь ягодку, лучше чернила сделай Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки особые наросты на дубовых листьях.
Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь. Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы.
Но даже если сам способ «изобрели» осы, Цай Лунь первым подметил, расшифровал и сумел применить его. Обе Америки — Северная и Южная, — отрезанные океаном от Евразии, создавали свои способы письменности. Их «послания» состояли из верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. Смысл кипу зависел от типа и числа узелков, цвета и количества нитей, их расположения и переплетения.
И хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли, его принято считать изобретением инков. Индейские племена Северной Америки записывали информацию, нанизывая на шнуры небольшие раковины. Этот вид письменности назывался «вампум» — от индейского слова wampam сокращённое от wampumpeag — белые бусы. Переплетения шнуров образовывали полоску, которую обычно носили как пояс. Комбинируя цветные ракушки и рисунки на них, индейцы передавали от одного племени к другому целые послания. В Древней Руси писали на бересте верхнем слое берёзовой коры. Точнее, не писали, а прорезывали буквы костяной или металлической палочкой — писалом.
Много таких грамот найдено в новгородских землях. Слово «бумага» пришло в русский язык, предположительно, из итальянского bambagia — хлопок. Своя бумага появилась на Руси к концу XVI века. В 1720 году Пётр I издал указ о строительстве фабрик по производству бумаги по всей стране: «…повелеть во всём государстве, во всякой губернии учинить бумажные заводы и под те заводы выбрать места на реках…» На стендах музея можно увидеть самые разные растения, из которых делают бумагу — от сахарного тростника до болотной тины. Да-да, в 1920—1930-х годах в Новосибирске работала фабрика, где бумагу делали из водорослей. К сожалению, такого образца музею найти не удалось. Один из залов выставки «Многоли-кая бумага» рассказывает о проблемах переработки бумаги.
Дело в том, что бумажное производство наносит вред окружающей среде. Во-первых, потому, что основным сырьём для бумаги служит древесина, а во-вторых, в технологии её производства используется много химических веществ, которые вместе с водой попадают в почву и водоёмы. Безвредной может считаться лишь бумага ручного производства, например рисовая, конопляная, японская васи или локта, изготовляемая в странах Юго-Восточной Азии. Целый зал выставки представляет бумагу как предмет творчества. Оказывается, из этого необычайно выразительного и податливого материала можно создать массу интересных вещей. Древнее японское искусство оригами особо представлять не надо. Его основной принцип — правильно понять схему сборки и сложить изделие, соблюдая все пропорции.
Существует ещё киригами, когда изделия вырезают из сложенного в несколько раз листа бумаги.
Иногда вместо дождевой воды использовали белое вино или уксус. Такова первая составляющая железо-галловых чернил. Вторым важным ингредиентом является сульфат железа, известный также как купорос, железный купорос или «соль смерти». Его вырабатывали или находили в естественном виде в Испании, где он образовывался как продукт испарения влаги с железистых почв. К концу ХVI века купорос, вероятно, производился посредством помещения старых железных гвоздей в серную кислоту. Купорос смешивали с размоченными чернильными орешками. Получающаяся в результате жидкость из бледно-коричневой медленно становилась черной.
Добавляли еще размолотый гуммиарабик, не столько для клейкости, сколько для вязкости чернил: гусиным перьям, в отличие от самописок, требуются тягучие чернила гуммиарабик - это высушенный сок акации, поставлявшийся в Европу из Египта и Малой Азии. Следовательно, все рукописи, изготовленные с «кислотными» чернилами, объективно датируются после 1625 года. НЕМАЛО мифов о древних документах, на которые ссылаются историки, разоблачает также подлинная история происхождения бумаги. Писчий материал, на котором европейцы учились писать и писали - европейская тряпичная бумага, появилась только в ХIV веке. Бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, — в ХVI веке, после того как флорентиец Донато Браманте изобрел вертикальный пресс в 1508 году. Традиционная история утверждает, что бумага появилась в древнем Китае. Сырьем для нее в Китае служили якобы шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. Их размачивали и вручную растирали между камнями.
Полученную таким способом кашицу наливали на какую-нибудь гладкую поверхность и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица вылеживалась, сохла и превращалась в лепешку наподобие войлока. Во II веке до н. Получилась китайская бумага, о которой в 105 году до н. А краска, которой писали на бумаге, являлась тушью из сажи с примесью рыбьего клея и мускуса. В 1907 году в Дунхуане нашли якобы сделанную из бумаги иллюстрированную буддийскую «Алмазную сутру», которая была напечатана, как утверждают китайцы, с деревянных матриц в 868 году. Эта книга состоит из семи страниц, склеенных между собой в свиток длиной почти 5 метров. Книга содержит сообщение, что вырезал ее мастер Ван Чи и напечатал «ради поминовения усопших родителей своих».
В 1957 году пришло сообщение, что в северной провинции Китая Шэньси в пещере Баоцяо обнаружили гробницу, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры. В 1966 году на юго-востоке Кореи в буддийском храме был обнаружен текст на бумаге, относящийся к первой половине VIII века. Такие вот сведения можно встретить в исторической литературе. Но они противоречат данным естествознания. Ведь о бумаге химическое материаловедение утверждает, что за 800—1. Была ли бумага в Китае во II веке или нет, однозначно утверждать нельзя. Ведь этой бумаги в природе сегодня быть не может при любых условиях хранения.
Это вытекает из законов термодинамики, одной из фундаментальных естественных наук. В 1772-1784 годах в Китае маньчжурские императоры осуществили в силу каких-то причин фальсификацию исторических текстов. B результате китайская бумага «появилась» во II веке до н. Не было и древней арабской бумаги из хлопка. Так, знаменитого арабского историка и философа Ибн Хальдуна, который будто бы жил в 1332-1406 годах, напечатали только в 1868 году. В Британской энциклопедии 1771 года указывается, что европейская или льняная тряпичная бумага появилась в ХIV веке. Британская энциклопедия 1911 года уточнила, что в делопроизводстве бумага начала использоваться со второй половины ХIV века. На Руси слово бумага писчий материал обнаруживается в XV веке.
Оно обнаруживается вместе со словами «лист» и «десть» в записи Пролога 1481 года. Льняная бумага в Европе появилась из отходов производства льняной материи. По времени появление бумаги совпадает с ростом купеческой активности в Европе в ХIV веке. Можно сказать, что именно потребность в делопроизводстве и подтолкнула к созданию бумаги. Потребность определило предложение. Первую бумагу из льняных тряпок начали изготовлять в Италии, Франции и Германии. В Англии - в 1495 году, в Шотландии - в 1591-м, в Бельгии и Голландии - только в 1686-м. В Московии попытки изготовления бумаги были в 1576-м и 1655 годах.
Первая бумага была неровная и рыхлая. На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна. Донато Браманте 1444-1514 гг. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом появился в 1480 году. Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками. В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона.
Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс. В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции. Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить. В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году. Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» датируется 1381 г. И в заключение еще одно замечание.
Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке. Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях пергаменте, а затем бумаге датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами. П ергамент — материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры. При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета. Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века. Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их. Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна. Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги — пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье.
В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами. В конце I в. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в. В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.
Пергамент имел ряд преимуществ по сравнению с берестяными грамотами, которые использовались в древности. Северные племена, такие как викинги и северные славяне, в конце первого тысячелетия перешли на использование пергамента вместо бересты. Это было связано с ростом культуры письма и образования, а также с улучшением доступности пергамента.
Пергамент начал постепенно заменять берестяные грамоты в северных землях Руси и северных скандинавских стран. Преимущества пергамента 1. Прочность и долговечность: пергамент был более прочным материалом, чем береста, и мог сохраняться в течение долгого времени. Лучшая сохранность текста: пергамент обеспечивал лучшую сохранность текста и изображений, поскольку не подвергался разрушению, гниению или выцветанию, как это было у берестяных грамот. Удобство использования: пергамент был гибким и позволял легко сворачивать и переносить тексты, что было особенно полезно для путешествующих ученых и монахов. Перевод северных племен на использование пергамента способствовал развитию письменной культуры и распространению знаний, так как он позволял сохранять тексты на протяжении длительного времени. Это стало важным шагом в развитии истории письменности на Руси.
Бумага: принятие нового материала и развитие письменности Впервые бумага была привезена на Русь в X веке из Византии.
Берестяная грамота
- Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
- Вместо бумаги
- Береста пергамент бумага одним словом -
- Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
- Общее слово к словам пергамент береста бумага
Глина, камень, береста: как и на чем учились писать до изобретения тетрадей
Первое упоминание о письме на бересте в Древней Руси относится к 15 в.: в Послании Иосифа Волоцкого говорится, что основатель Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский писал на ней по причине бедности: пергамент берегли для летописей. Пергамент является результатом сложного и длительного технологического процесса, появился после бумаги и даже назывался сначала бумагой. БЕРЕСТА ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ КНИГА БУМАГА Лишнее слово — "КНИГА", потому что все остальные слова обозначают материал для письма, а книга состоит из одного из этих материалов.
История использования материалов для письма на Руси
Поделки из березовой коры своими руками. Поделки на коре березы. Сшивание бересты. Берёста — верхний слой березовой коры.. Скрученная береста. Верхний слой бересты. Берестяной иллюстрации. Берестяные грамоты древней Руси для детей. Рукопись на бересте.
Старинная бумага. Старинный лист бумаги. Бумага под старину для печати. Состаренные свитки. Фон для презентации Березки. Береза мультяшная. Прозрачные картинки для презентаций. Фон Березки детский.
Свиток бересты. Береста с надписями. Декор крафтовой бумаги. Бумага крафт камуфляж 0,7х10м. Бумага в виде бересты. Береза Скрапбукинг. Фон береста для фотошопа. Пергамент для фотошопа.
Старая бумага вектор. Рулон бересты. Birch Bark texture. Download book Birch Bark pdf. Береста 70. Бумага упаковочная "лошадки" 70х100 см. Бумага упаковочная супер Люкс, металл, 70х100см арт. Обёрточная бумага Восток Караван.
Чечевички у березы.
Клипарт пергамент 67 фото коллекция векторных изображений на прозрачном фоне Если вам нужен качественный клипарт пергамент, то вы попали по адресу. Наша коллекция предлагает разнообразные изображения пергамента, которые могут быть полезными для создания дизайна, украшения или иллюстрации. Мы предлагаем не только классический пергамент с текстурой и краями, но и различные варианты в виде свитков, писем, старинных документов и т.
На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков 19.
Однако чернила для папируса, основанные на саже, легко смывались и даже стирались с пергамента, поэтому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было удалить, только соскоблив их 20. По форме пергаментные записи сначала были подобны папирусным свиткам, но поскольку писчий материал позволял отдельные листы складывать пополам, стало возможно сшивать такие листы и получать целостный продукт, которому дали название «кодекс». По свидетельству Ю. Крижанича Juraj Krizanic, ок. Так, в 1999 году исполнилось 500 лет со времени написания Геннадиевской Библии — первого в России полного рукописного свода книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке 22.
Диапазон размеров книг на пергаменте достаточно широк. Например, экземпляр так называемого «Корана Османа» выполнен в формате 68x53 см 23. Однако значительная часть пергаментных книг имеет меньшие габариты. Ширина и длина фрагмента Корана, поступившего в Азиатский музей Петербургской академии наук в 1826 году, равны 20 и 27,5 см соответственно 24. Упомянутые книги рукописные, алфавитного письма. Пергамент в качестве писчего материала был очень дорогим удовольствием.
Для растущих потребностей человечества в закреплении собственных достижений требовался продукт более дешевый. Спасение пришло из Китая. Китаянки, варившие коконы шелкопряда для получения шелка, обнаружили, что на сетке, где они отжимали шелковую вату, остается тонкий слой материала, на котором после просушки можно было писать. Шелк по цене сопоставим с кожей, и такая бумага тоже была дорогой. Цай Лунь предложил делать бумагу по технологии, схожей с технологией производства шелка, но из старых рыболовных сетей и прочих незавидных компонентов 26. С той поры началось триумфальное шествие бумаги по странам и континентам.
В 751 году в Таласской долине, разделяющей нынешние Казахстан и Киргизию, произошла битва между войсками китайцев и арабов, одним из следствий которой стало проникновение на Запад вместе с китайскими военнопленными технологии производства бумаги 27. С середины XIX века было налажено промышленное производство бумаги из древесины. Трехвековая гегемония бумаги как фиксатора графических знаков, запечатлевающих речь, кончилась на рубеже XX и XXI веков. Наступила эпоха электронной бумаги, электронных книг. Сравнительный анализ носителей В 1966 году вышел доклад Хадсоновского института США , посвященный методам технологического прогнозирования, процитированный затем в советской и зарубежной литературе 29. Среди них — метод огибающих кривых.
Если коротко, суть его заключается в том, что каждой стадии технического развития некого объекта рассмотрения присущ свой жизненный цикл — от зарождения до практического исчезновения, каждую стадию сменяет следующая с более высокими значениями параметров, и, экстраполируя эти смены на будущее, можно предсказать, каких значений характеристик этого объекта следует ожидать в перспективе. Кривые жизненного цикла строятся в координатах «параметр — время», а огибающая кривая описывает эти кривые, касаясь каждой из них в одной точке. В качестве примера в докладе приводится эволюция транспортных средств, изучаемым параметром является скорость перемещения в пространстве. Появившиеся железнодорожные поезда перехватили скоростную пальму первенства, выйдя на уровень нескольких десятков километров в час. Реактивная авиация полвека тому назад осваивала сверхзвуковые скорости. Дальше в докладе Хадсоновского института идет экстраполяция, в которой фигурируют ракеты на ядерном топливе, ожидавшиеся до 2000 года, и космические корабли на термоядерном топливе, которые должны появиться ближе к середине XXI века.
Скорости в буквальном смысле космические. Спутники с ядерными установками на борту уже есть, до термоядерных двигателей дело пока не дошло. Огибающая кривая выходит на уровни скоростей, приближающиеся к скорости света, но без указания, даже приблизительно, сроков их достижения. Выбор изучаемого параметра представляет собой сложную задачу. В хадсоновском примере им стала скорость перемещения, измеряемая довольно просто. Хотя было бы интересно сравнить те же транспортные средства по пассажировместимости.
Древняя арба и американский космический шаттл были бы в этом случае вполне сопоставимы. Какой же параметр должен быть использован в нашем случае? Размер разового тиража Один из параметров для сравнения — число одновременно изготавливаемых копий документа, разовый тираж. Слово «одновременно» в данном случае означает «в один присест», причем «присест» по времени может быть достаточно продолжительным. Науке неизвестно наличие идентичных экземпляров записей на каменных носителях. Даже в Вавилонии была только одна колонна с законами Хаммурапи, хотя и в те времена незнание законов не освобождало от ответственности.
Разовый тираж — единичный. Археологами найдено несколько десятков тысяч глиняных табличек. Только лишь при раскопках Мари, столицы древнего государства на берегу Евфрата, уничтоженной тем же Хаммурапи, было обнаружено 23 тыс. Но, несмотря на обилие найденных глиняных записей, дубликатов среди них тоже нет. Восковые таблички предназначались в основном для сиюминутных сообщений. Обычай оставлять себе копию отправленного письма появился гораздо позже.
Как следствие, разовый тираж восковой записи тоже не превышал одного экземпляра. По той же причине единичными по содержанию были и берестяные грамоты. Лишь когда от стилуса перешли к каламу и птичьим перьям, а от глины — к папирусу, пергаменту и бумаге, появилась возможность одновременно делать несколько копий одного и того же текста. Скриптории существовали при монастырях. Переход от рукописной техники к печатной впервые был осуществлен, само собой, в Китае. Там с деревянных досок начали печатать в VI веке н.
Литеры вырезались из дерева, из них собирались строки и целые страницы. После печати страница разбиралась на отдельные литеры, из которых можно было набрать новый текст 37.
Более легким материалом для письма служило дерево. Специальные деревянные дощечки покрывали слоем краски или воска, на котором специальной заостренной палочкой стилем делали необходимые записи. Китайцы использовали для записей бамбуковые планки, на которых раскаленным шилом выжигали иероглифы. На заре возникновения письменности для письма использовались самые разнообразные материалы. Древнейший такой материал - камень.
Хотя эти надписи могли сохраняться веками, их было трудно читать, нельзя было взять с собой, перенести в другое место. Бумагоподобный материал из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. Древними индусами обнаружен естественный процесс образования листа бумагоподобного материала в луже воды после дождя из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных. В разные эпохи люди использовали и другие материалы. Древние этруски, жившие на территории современной Италии, оставили надписи на керамических вазах, черепице, металлических зеркалах, каменных и бронзовых статуях и даже на золотых пластинках. В Индии государственные законы записывали на медных пластинках. Для менее важных записей использовали пальмовые листья.
Затем их аккуратно сшивали и помещали в деревянный переплет. Там, где не росли пальмы, писали, например, на листьях тополя.
Лист пергамента картинки
Пергамент, глиняные таблички, береста, пальмовые листья – с этих древних аналогов бумаги начинается экспозиция «Бузеона». «В музее мы показываем всю историю бумаги от ее изобретения на Востоке и распространения по миру до сегодняшних дней». Самодельная бумага История бумаги началась много столетий назад. Считается даже, что этому ремеслу столько же лет, сколько и мастерству прядения и ткачества. У разных народов предками бумаги служили в свое время папирус, пергамент, береста. Производство бумаги осуществляется на мануфактурах вблизи рек и озер, а в качестве сырья используется древесина и тряпичные отходы. это три различных материала, которые использовались для создания письменных и художественных произведений в течение многих.
Музей «Бузеон»: сохраняя историю бумаги и бумажного производства
Шкуры сначала очищали, затем замачивали в растворе извести, сушили, обрабатывали специальными составами на основе муки, молока и мела и только потом делили на листы. Писали на пергаменте перьями, которые макали в чернила. Их, как правило, делали из сажи или так называемых чернильных орешков — личинок насекомых орехотворок. Рисунки в таких книгах были красного, золотого, синего и зеленого цвета.
Пергамент был очень дорогим, поэтому его использовали только для важных государственных указов, религиозных трудов и летописей. Рукопись состоит из 294 листов размером 35 на 30 сантиметров. Для ее изготовления потребовалось 175 шкур телят.
Чтобы он лучше крепился, на дощечки наносили специальные насечки. А иногда церы соединяли между собой: протягивали кожаные ремни через специальные круглые отверстия. Обычно церы были небольшого размера.
Их, как и современные тетради, можно было носить с собой на занятия.
Зато это обычная для бытовой орфографии замена буквы О. Но все ли так просто? Мог ли быть в каких-то графических системах Ъ своего рода «буквой Ё»? И тут существенно, что название этой буквы — еръ — после соответствующего фонетического процесса должно было замениться на ёр. Именно так эта историческая буква называется в современном белорусском хотя в самом белорусском алфавите ее теперь нет ; название «ior» прямо указано в «Грамматыке словенской» Ивана Ужевича Париж, 1643 , который, возможно, был белорусом.
Так что вполне логично было употреблять в этой функции, пока не было буквы Ё, букву, которая называлась ёр. Но это остается лишь гипотезой. Для того чтобы ее проверить, нужны новые источники. Его имя сохранил еще и пергаменный новгородский документ XV века, запись о том, что Иван Обакунов купил у Юрия Каргуева много земельных участков. Итак, наш Демьян Яковлевич был «профессиональным свидетелем», видимо пользовавшимся высокой репутацией. Историки долго ломали голову, кто такие «скотники и помужники», и даже предполагали, что «скотники» — это описка вместо сотники, ведь в наше время скотник — это кто-то , кто ходит за скотиной, а не правит государством и распоряжается имуществом.
Но в древнерусском языке, как известно, слово скотъ прекрасно означало именно «деньги, богатство» в том числе и под влиянием заимствования из скандинавского — тот же корень, что в немецком Schatz. И наша берестяная грамота прекрасно показывает, что сочетание «скотники и помужники» — реальность. В следующей строке читается и слово скотника, механическая описка вместо скотникамъ а что писцы время от времени пропускают слоги, нас уже не должно удивлять. Именно ко всимъ помужьникамъ и ко всимъ скотникамъ обращено это послание.
Большая часть таких заметок представляет собой короткие тексты: «Писал Иван» или «Господи, помоги рабу Своему Андрею». Ученые находили и объемные древнерусские граффити.
В тексте сказано: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы [слугами — Прим. В записи перечислены имена ранее неизвестных заговорщиков. Точное количество записей внутри древнерусских церквей неизвестно. Сейчас их находят при реставрации не только стен, но и полов зданий. Там есть целая стена с рисунками, заметками и даже ребусами, которые, скорее всего, оставляли молодые служители храма в XI—XII веках. Самый дорогой материал для важных трудов и летописей Самым дорогим материалом для письма был пергамент, или пергамен.
Изобрели его еще жители древнегреческого города Пергам во II веке до нашей эры. А на Руси он появился в конце X века. Пергамент называли по способу изготовления «кожей» или «телятиной».
Технология выделки шкур была усовершенствована шкуры не только высушивались, но и шлифовались , а для изготовления дифтера стали применять шкуры крупного рогатого скота и свиней. В результате появился новый материал, который получил название по имени страны его изобретения — пергамент. В Древнем Риме пергамент поначалу назывался мембраной, но позже, примерно с 4 века нашей эры, к пергаменту вернулся греческий вариант названия. Пергамент имел перед папирусом целый ряд преимуществ и всего один недостаток. Преимущества заключались в чрезвычайно прочности и долговечности материала. Чернильную надпись на пергаменте можно было смыть и использовать полотнище повторно. Срок службы пергамента определялся механической прочностью выделанной кожи и был, по сути, неограниченным. Книгу, написанную на пергаменте, можно было свернуть в свиток, сложить вдвое или вчетверо. Пергамент не темнел, не пересыхал, не трескался и не ломался. Полотнища пергамента можно было сшивать, получая листы очень большого размера. Можно было брошюровать листы пергамента, переплетать их в кодексы — в тетрадки по 4 листа и, соответственно, по 16 страниц кстати, первые римские кодексы, появившиеся в конце 1 века нашей эры, представляли собой сшитые в книжку восковые таблички. Кодексы имели деревянную обложку, обшитую кожей и украшенную металлическими накладками. Переплеты кодексов имели застежку. Недостаток пергамента заключался в трудоемкости производства, что приводило к его непомерной дороговизне. Именно поэтому папирус успешно конкурировал с пергаментом вплоть до появления бумаги. Благодаря изобретению пергамента до нас дошли древнейшие документы и книги. Тексты на папирусе со временем исчезали вместе с материалом, на котором они были написаны, пергаментным же книги время не нанесло непоправимого ущерба. Следует заметить, что религиозная литература издавалась в виде пергаментных кодексов и после изобретения и распространения бумаги. При этом текст и иллюстрации книг писали цветными чернилами, золотом и серебром. Папирус же вышел из употребления уже к началу Средних веков. Изобретение новых материалов для письма — пергамента, а затем и бумаги — потребовало и новых пишущих инструментов. Примерно в 600-е годы нашей эры в Европе предположительно в Испании человек впервые попробовал писать гусиным пером. Тут же выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы. И все же — почему именно гусиное перо, а, скажем, не куриное или голубиное? Причина кроется в самой структуре гусиного пера. Оно имеет толстый полый стержень, имеющий объемное пористое основание, поэтому перо удобней держать в руке, чем перо любой другой птицы. При наклонном срезе кончика пера, обнажается пористая внутренность кончика, хорошо впитывающая чернила. В меру мягкий стержень пера сохраняет форму, но в то же время скользит по пергаменту и, конечно, по бумаге без особого трения. К тому же гусь одна из самых распространенных в Европе того времени домашних птиц, поэтому перья были общедоступны. Изобретение нового пишущего инструмента повлекло за собой изменение технологии изготовления пергамента, его стали делать более гладким и тонким, и появление невиданных ранее приспособлений — чернильницы, песочницы, ножа для заточки перьев. О ноже стоит поговорить отдельно. Двести лет человечество не пользуется гусиным пером. Но нож для его заточки живет и здравствует. И название его сохраняется прежним — перочинный. Небольшой острый клинок, складывающийся вовнутрь корпуса, таким перочинный нож был не всегда. Средневековые перочинные ножи копировали большие клинки. Их часто украшали драгоценными камнями и инкрустацией. И это неудивительно, поскольку принадлежали они людям не только просвещенным, которым письменные принадлежности были необходимы в повседневной жизни, но и богатым, которым образованность была доступна по происхождению и доходам. Со временем перочинный нож стал инструментом универсальным. Во-первых, появились складные ножи — они были безопасны в обращении и умещались в кармане. Во-вторых, перочинным ножом можно не только заострять очинивать — отсюда и название гусиные перья, но и затачивать деревянные карандаши, резать бумагу и выполнять массу других нужных дел например, открывать баночку с чернилами или срезать с почтового конверта сургуч. В-третьих, хороший нож служит еще и украшением, красивой безделицей, которую приятно держать в руках. К слову — затачивать карандаши перочинным ножом неудобно. Трудно выдержать угол заточки и соблюсти при этом аккуратность. А для разрезания бумаг перочинному ножу не хватает длины лезвия. И, тем не менее, перочинные ножи остаются с нами. В чернильнице — баночке с водным раствором красящего пигмента — ничего хитрого нет. Правда, ко времени изобретения стального пера чернильница видоизменилась. Появилась «непроливайка» — чернильница с встроенным в горлышко баночки конусом. Этот конус предотвращал выплескивание чернил на стол при нечаянном опрокидывании чернильницы. Но работала эта простенькая защита далеко не всегда. Если «непроливайку» медленно повернуть на бок, чернила прольются. Если чернил больше половины чернильницы, они тоже прольются. Наконец, «непроливайка» не спасет от главной напасти гусиного пера — от клякс. Избыток чернил зависает каплей на кончике пера, и при неосторожном движении эта капля падает на бумагу. Бороться с кляксами помогала песочница. Сухие песчинки вбирали чернила и частично спасали испорченную рукопись. Кроме того, песок ускорял высыхание чернил. Песочница представляла собой металлическую баночку с сухим песком, которым присыпали готовый лист бумаги. С изобретением гигроскопичной промокательной бумаги песочницы вышли из употребления. У такой простой штуки, как бумага, туманная родословная. Неизвестно точно, когда она была изобретена. Ясно, что в Китае. Но когда? Официальной датой рождения бумаги считается 105 год нашей эры. Изобретателем бумаги признан 55-летний евнух императора Хэ Ди по имени Цай Лунь. Это изобретение принесло Луню милость властителя, славу и богатство. Бумага Луня была изготовлена из древесины тутового дерева, древесной золы, тряпья и пеньки. Измельченную влажную смесь изобретатель выложил на плоское сито из бамбука, высушил и разровнял камнями. Так была получена первая в истории бумага. Но современные археологи с этой легендой не согласны.
Берестяные грамоты клипарт (46 фото)
Пергамент берёста бумага общее название. Общее название к словам пергамент береста бумага. Дефицит офисной бумаги отменяется благодаря эко-бумаге. Комбинат в Ленинградской области выкрутился после отмены поставки химикатов из Европы и начал выпускать бумагу из небелёной целлюлозы. 1 Береста 2 Пергамент 3 Бумага из бамбука и шелка 4 Первое изобретение бумаги 5. Изобретение бумагоделательной машины 6 Появление бумаги в Европе 7 Как изготовляется современная бумага 8 Как изготовляется современная бумага.
Береста: первый письменный материал на Руси
- Общее слово к словам пергамент береста бумага
- Форма поиска
- Свиток текстура - 54 фото ★
- Папирус как прототип бумаги
- О пергаменте и бересте - YouTube
- «О «БЕРЕСТЕ», «ПЕРГАМЕНТЕ» и информационной системе в стандартизации»
Похожие презентации
- Крафт-бумага, небелёная целлюлоза и борщевик: производитель ищет выход из кризиса
- Береста бумага
- Пергамен, бумага, береста...
- Что обозначают слова пергамен, береста, бумага
- Смотрите также
Древнерусские берестяные грамоты. Досье
На такой бумаге можно было писать. Но она очень быстро разрушалась. Тряпичная бумага была наименее биостойка, и плесень быстро уничтожала бумажные волокна. Донато Браманте 1444-1514 гг. Это изобретение стало возможным благодаря токарному станоку с кривошипом появился в 1480 году. Станок имел ножной педальный механизм, ременной привод через колесо с кривошипом и передвижной суппорт, позволяющий токарю работать двумя руками. В середине ХVI века Жак Бессон в «Театре инструментов» впервые описал винторезный станок для нарезки цилиндрических и конических винтов с суппортом и токарный станок для обточки некруглых предметов из древесины с помощью шаблона. Винторезный станок Жака Бессона позволил сделать металлические винт и гайку, а затем усовершенствованный вертикальный пресс. В 1555 году вертикальный пресс для чеканки монет установили на парижском монетном дворе. Первые винтовые прессы, использовавшиеся в Англии, были импортированы в 1561 году Элоем Местрeллем из Франции. Только с появлением винтового пресса во второй половине ХVI века бумага, отжатая на нем, начала поступать в свободную продажу, и ее можно было долго хранить.
В Москве впервые появились книжные ряды, торговавшие книгами и писчей бумагой, в 1580 году. Опираясь на историю появления бумаги, можно утверждать, что бумажные рукописи, которые датируются до ХVI века, являются подделками под старину. Такой подделкой являются «старейшая» русская книга, написанная на бумаге, - «Поучения Ефрема Сирина» датируется 1381 г. И в заключение еще одно замечание. Гутенберг мог печатать свои книги только на пергаменте, который появился в середине ХV века. Но Гутенберг не мог печатать свои книги на бумаге, потому что бумага, отжатая прессом и пригодная для печати, появилась в ХVI веке. Таким образом, история технологического развития человечества показывает, что наиболее древняя дошедшая до нас письменная информация на материальных носителях пергаменте, а затем бумаге датируется ХV веком, а в исключительных случаях - концом ХIV века. Письменные документы, которые пытаются датировать более ранним сроком, - не что иное, как подделки, изготовление которых зачастую мотивировалось политическими и идеологическими интересами. П ергамент — материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры. При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго 197-159 до н. По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века. Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их. Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна. Эти недостатки так и оставались до времени появления бумаги — пергамента постоянно не хватало ни в античном мире, ни в средневековье.
В тоже время именно благодаря палимпсестам - рукописям на пергаменте поверх смытого или соскобленного текста до нас дошли некоторые произведения античных авторов, которые с помощью технических средств можно прочесть под более поздними текстами. В конце I в. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в. В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т. К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов. В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании , под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных. Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы.
Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их. Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название. Лариса Фёдорова Статья третья 8. Книги на пергаменте. Пергамент - это недублёная кожа, выделанная из шкур молодняка крупного и мелкого рогатого скота телят, ягнят, козлят , реже - из свиных шкур. В Риме этот материал часто назывался мембрана , а изготовители — мембранариями. По свидетельству греческого историка V в. Ктесия, кожа уже в то время употреблялась в качестве материала для письма у персов.
Оттуда она под именем дифтера перешла в Грецию, где для письма употреблялись обработанные овечьи и козьи шкуры. Название произошло от именования столицы Пергамского царства Пергам. Город основали в XII в. Реконструкция древнего Пергама Это был один из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров того времени. Из памятников культуры следует отметить библиотеку, немногим уступавшую только Александрийской. Археологи нашли место, где располагалась библиотека,— это было круглое, 45-метровое в окружности хранилище рукописей и большой читальный зал. Здание библиотеки было обращено окнами на восток. По словам выдающегося архитектора античности Витрувия, это предохраняло книги от плесени, которая легко появлялась при влажных южных и западных ветрах, а также улучшало естественное освещение читального зала в утренние часы, когда обычно в библиотеке занимались читатели. С изобретением одного из самых распространённых материалов для письма, каковым оказался пергамент можно встретить и другое название: в работах по истории и источниковедению обычно пергамен - от лат. По его свидетельству, царь Эвмен II решил создать в Пергаме библиотеку, которая была бы не хуже знаменитой Александрийской.
Египетский царь Птолемей V специальным указом запретил вывозить из Египта и продавать папирус, который до этого момента был самым распространенным материалом для письма на всем Средиземноморье. Тогда в Пергаме в результате поисков замены папирусу и изобрели пергамент в дальнейшем называемый «Пергамская харта». Правдоподобность этого рассказа учёные подвергают сомнению. Скорее всего, пергамские мастера владели особыми секретами, благодаря которым им удавалось изготовлять писчий материал, превосходивший по своим свойствам папирус. Производство пергамента было очень трудоёмким процессом. Сырую шкуру вначале вымачивали в воде, чтобы она размякла, и удаляли наиболее грубый и жесткий волос. Потом вновь вымачивали, добавив известь или золу. Делалось это для того, чтобы от шкуры легче отставали остатки мяса и шерсти. Через несколько от 3-х до 10 дней после такой обработки и промывания водой шкуры натягивались на рамы, и мастер, пользуясь специальным скребком в виде полумесяца, убирал оставшуюся шерсть с одной стороны и остатки мяса — с другой. Сушили шкуры при постепенном растягивании, а затем шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету. Для отбеливания пергамента в него также втирали муку, белки или молоко. Получалась тонкая, чуть желтоватая кожа, одинаково ровная и чистая с обеих сторон. Чем тоньше был пергамент, тем дороже он ценился. Самый тонкий пергамен изготовлялся из кожи еще не родившихся ягнят. В пергаменте различают две стороны — белую и гладкую бывшая внутренняя сторона шкуры - и более грубую, имеющую желтоватый цвет бывшая наружная, покрытая волосами сторона шкуры. Однако далеко не во всех сохранившихся образцах можно заметить различия сторон. В эпоху раннего средневековья изготовлением пергамента занимались почти исключительно монахи: книги переписывались в монастырях, и в них же производился необходимый писчий материал. Пергамент был значительно дороже папируса.
Чтобы изготовить из него большую книгу, требовалось зарезать целое стадо животных, а одна книга могла стоить столько же, сколько стоило целое поместье. Так, например, для изготовления монументального формата полной Библии требовались шкуры приблизительно 500 животных.
Он использовался для письма текстов различной тематики, включая литературу, науковые записи, документы и законы. Использование папируса постепенно снижалось со временем, особенно после развития пергамента в 2-ом веке до н. Однако ориентиром использования папируса было около 13-14 веков н. История пергамента Пергамент появился в Древней Греции, именно отсюда и пошло его название. В городе Пергам, который находился на территории нынешней Турции, был создан центр пергаментного производства. Сам процесс изготовления пергамента требовал особой техники и сложных манипуляций с животными шкурами. Пергамент делали из кожи различных животных, таких как коровы, овцы или козы.
Прежде всего, кожу снимали с трупов животных, затем она переносилась в специальный раствор, содержащий известковую пасту. После этого процесса кожу глажили и высушивали, что позволяло ей стать белой и гладкой. Пергамент был очень прочным и долговечным материалом, что позволяло использовать его для создания документов, книг и манускриптов. Благодаря этому, многие древние тексты и произведения искусства дошли до наших дней. В средние века пергамент использовался почти везде: в канцеляриях, архивах, монастырях и учебных заведениях. Он был настолько востребован, что к средним векам в Европе примерно треть использованных для письма животных были забиты именно ради изготовления пергамента. Тем не менее, в конце 14 века пергамент начал вытеснять бумага, которую было гораздо дешевле производить. Бумага была не такой прочной, но ее легче было получить и использовать для больших тиражей книг.
Шкуры баранов, свиней, телят кроме ослиных обрабатывались по особой технологии, многоступенчатой и длительной по времени. Их тщательно промывали, удаляли грубый и жесткий волос, замачивали на две недели в растворе извести. Потом шкуру, лишив шерсти, натягивали на раму и снимали подкожную клетчатку. Потом материал шлифовали и выглаживали пемзой, втирали мел для впитывания остатков жира и придания поверхности однородности. Отбеливали старинный пергамент втиранием муки, молока или белков, хотя производили и разноцветные материалы. Стоимость его завесила от толщины. Для написания использовали краски, рецепт которых хранился в тайне, особенно важные документы писали серебром и золотом. Итак, пергамент что это такое, уже разобрались - это материал для производства книг, а также уже написанный рукописью текст. Несмотря на свою высокую цену, изобретение жителей Пергама выгодно отличалось от папируса. Это был более прочный и долговечный материал, который можно было перегибать, использовать повторно, на котором можно было писать с обеих сторон. Но самое главное, это то, что производили его в любом месте, где были животные. В обиходе находился и палимпсест - особенный пергамент. Порой можно было прочитать обе рукописи, но в 691 году церковники запретили стирать священные тексты. Появление бумаги и массового книгопечатания привело в упадок изготовление и использование пергамента, поскольку он был слишком дорогим материалом. Некоторое время их использовали взаимозаменяемо, но в конце концов бумага победила. Сегодня пергамент, изготовленный из шкур кошерных животных, применяют только евреи для написания своих священных книг. Хозяйственный пергамент Существует еще и хозяйственный пергамент. Что это такое? К настоящему материалу из шкуры животных он не имеет никакого отношения. Это обычная водонепроницаемая бумага, упаковочный материал, который имеет растительное происхождение. Растительный пергамент прочный, почти прозрачный, не пропускает жир и воду, поэтому широко используется в кулинарии, фармакологии, медицине. Изобрел его в конце девятнадцатого века французский химик Гийом Луи Фигье. Древние книги несут в себе множество самой разнообразной информации. Из них мы можем узнать, каким образом развивалось общество, а также то, какие материалы использовались для изготовления тех или иных предметов. Как смогли эти памятники средневековой культуры сохраниться до наших дней? Конечно, многое зависело от условий, в которых содержались старинные фолианты. Но главную роль сыграл всё же материал, из которого они были изготовлены. Выделанная кожа для древних книг, название которой до сих пор довольно часто используется человечеством в повседневном обиходе, - это главная тема этой статьи. Характеристики пергамента Итак, что же такое пергамент? Если говорить совсем кратко, то это тонко выделанная кожа для древних книг. От предшествующего ему папируса пергамент отличала более высокая прочность, что делало книги долговечнее. Кроме того, этот материал обладал высокой пластичностью. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались. Выделанная кожа для древних книг обладала ещё одним неоспоримым преимуществом перед другими материалами: она не подвергалась намоканию и засаливанию. Всё это позволило пергаменту завоевать главенствующую роль и полностью заменить собой недолговечный и хрупкий папирус. Происхождение слова «пергамент» Впервые выделанная кожа для древних книг упоминается в манускриптах, датированных 2 тысячелетием до н. Именно тогда Птолемей V запрещает экспортировать папирус в соседние страны. В этот период в Пергаме город в Малой Азии местные власти планировали организовать одну из самых крупных библиотек. В результате острого дефицита папируса, местные мастера взялись за изобретение материала для свитков. В результате недолгих изысканий они остановили свой выбор на тонко выделанной коже телят. Название пергамента изначально звучало как «charta pergamena», что означало «пергамские листы». Спустя несколько столетий за ним прочно закрепилось название «пергамент». Процесс изготовления пергамента Изготовление пергамента - очень сложный и длительный процесс, именно это и обусловило высокую стоимость книг из этого материала. Для начала снятую с молодого животного шкуру промывали чистой водой, после чего опускали её в чан с зольным щелоком золение шкур. Спустя определённый промежуток времени выделанная кожа вынималась из раствора и просушивалась вдалеке от солнечного света, но обязательно на ветру. Обезжиривали подготовленную таким образом кожу мелом, втирая его в поверхность материала. После этого кожи длительное время скоблились и выравнивались пемзой. Качество пергамента зависело от того, где его изготавливали. Дешевле всего была выделанная кожа для древних книг, изготовленная в южных районах. Там тщательно обрабатывали только внутреннюю мясную часть шкуры, в результате чего одна её сторона была покрыта щетинками. На севере Европы шкуры пергамент подвергался двухсторонней обработке, был белым и гладким с обеих сторон, поэтому и стоил он в разы дороже. Чем писали на пергаменте В книгах и документах, изготовленных из пергамента, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов с добавлением камеди. Чуть позже стало модно писать текст разноцветными чернилами. В 11-м веке приоритет отдавали красным чернилам, в 13 к ним добавили синие и зелёные цвета. К середине 14-го века в обиход вошли золотые и серебряные чернила, которые использовали для написания заглавных строк и «святых имён» в евангелии и псалтыре. Древние книги — молитвенники, летописи, своды царских указов — создавались на папирусе, материале удобном и относительно доступном. Почему «относительно»? Потому что во 2 веке до нашей эры, после возведения Александрийской библиотеки, египтяне ввели монополию на производство папируса. Они запрещали вывозить тростник за пределы государства и не продавали готовый папирус. Между тем, наука и литература развивались, людям нужны были долговечные и удобные в применении носители информации, которыми являются и глиняная табличка, и восковая таблета, и папирус. Кроме того, что папирус для древних греков оказался слишком дорогим, он имел и массу серьезных недостатков. Со временем папирус темнел, пересыхал и разрушался. Технология переработки листьев папируса в полотно для письма не изменяла волокнистой структуры материала. Высушенные растительные волокна были слишком ломкими. Папирус можно было свернуть в свиток, но нельзя сложить или смять. К тому же материал этот, в отличие от глины и воска, был одноразовым. Написанный на папирусе текст невозможно было смыть или стереть. В то же время глина для создания рукописных книг не годилась по причине малой полезной площади и большого веса табличек. Надписи на воске слишком легко стирались, а сам воск слишком легко плавился. Для обычных применений восковая таблета подходила как нельзя лучше, но для издания книг не подходила категорически. После введения египтянами запрета на экспорт папируса, греческие мастера обратили внимание на восток. В Персии для письма издревле использовался дифтер — высушенные шкуры овец и коз. Древней технологией заинтересовались жители греческой колонии в Малой Азии — государства Пергам с одноименной столицей.
Но для написания важных документов и ценных книг в Византии употреблялся только пергамент, а в повседневной жизни была огромная нужда в дешевом и прочном материале для письма. Возможно, почти одновременно с Византией непосредственно от азиатских и североафриканских арабов с бумагой познакомились Северная Италия и Испания. Бумага, которую производили на европейском континенте, то есть в арабской Испании и в Италии, выделывалась изначально по арабской технологии. Однако в середине XIII в Италия внесла в нее существенные изменения, которые принято называть «итальянской бумажной революцией». Её особенностью стало применение толчеи для размола тряпья, использование винтовых прессов и сукна для прессования влажных листов. В XIV в. Все новые мастера, видя успех бумагоделов, постигают искусство и начинают сами выпускать востребованный материал. Между тем, бумажное производство совершенствовалось и постепенно механизировалось. В 1670 г. Далее просвещенные европейцы еще улучшили наработки своих коллег и привели бумагу практически к современному виду и качеству. Так в 1789 г. А уже в 1798 г. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины.