Российские писатели Сорокин, Ерофеев и Улицкая заявили, что не финансируют ВСУ.
Издательство АСТ заморозило гонорары Людмилы Улицкой
Они были идейными людьми и заплатили за свою идею, понесли ответственность", "Мои гонорары идут на Украину. Реакция уже последовала. Издательство АСТ приостановило выплату ей авторских отчислений, её произведения пропали из каталогов московских библиотек. Общественники просят СК РФ возбудить против неё уголовное дело. Нынешняя политика превращает Россию в страну варваров, — выдала она в 2014 году после возвращения Крыма в состав России. В 2001 году эту награду получил "Казус Кукоцкого", ставший самым известным романом Улицкой. Сейчас набирает обороты скандал вокруг "Детского проекта Людмилы Улицкой", в рамках которого вышло несколько книг, обучающих самых маленьких толерантности и политкорректности. Некоторые произведения из серии тянут на экстремизм.
Мальчик-жена выполняет в доме все женские функции, а когда достигает взрослости, становится воином и может сам жениться. Если повезёт — на женщине.
Улицкая: - Знаете, на самом деле я пушкинские дневники обожаю. Но есть и дневники очень тяжелые и мрачные, которые трудно читать, такие, скажем, как дневник Достоевского. Но я постоянно призываю всех людей писать. Может быть, это потому, что у меня у самой довольно плохая память, и я очень многие вещи забываю. И по той причине, что я дневники веду у меня сохранились с середины 70-х годов, иногда открываешь какой-нибудь за давние годы дневник, и прожитая жизнь делается вдруг не вполне ускользнувшей, а что-то такое от нее остается именно в записанном виде. Я вообще с большим почтением и с большим уважением отношусь к тому, что называется текст во всех его смыслах. Мардан: - Месяцев 8 весь мир и мы в том числе сидели — кто в самоизоляции, кто как минимум сильно ограничив свое общение. Ваш образ жизни изменился хоть как-нибудь заметно для вас?
Улицкая: - Знаете, мой образ жизни вообще не очень изменился. Дело в том, что в принципе я довольно сильная домоседка, я вообще люблю сидеть дома, и бывают дни, что я не выхожу. Единственное, что изменилось, что я никогда так долго не сидела в Москве. Потому что вот уже пятый месяц пошел, как я из Москвы никуда не выезжала. И вот это не похоже на мою жизнь. Потому что обычно раза два в месяц меня куда-то срывает, я куда-то уезжаю. Пожалуй, мне уже хотелось бы куда-нибудь съездить, но пока невозможно. Мардан: - Не хватало впечатлений каких-то или просто другой ритм? Улицкая: - Просто глаз, наверное, хочет какого-то разнообразия. В этот сезон у меня были долгие взаимоотношения с кленом, который у меня под окном.
Я его наблюдала с самых первых дней, когда почки раскрылись у него, и такие колючие шарики, которых я прежде не замечала. Оказывается, что первые листики сначала вылезают в виде маленьких колючих шариков. Потом эти колючие шарики делаются побольше. И только потом лист распрямляется, раскрывается, и вот эта ручка, лапка начинает быть заметной. Обычно это 6-7 или 8 таких пальчиков. И это все, может быть, я бы не заметила, если бы не была вынуждена сидеть дома. Наоборот, вдруг стала видеть то, чего не видела, как с этим кленом. Мардан: - Вы в 2020 году опубликовали, насколько я понимаю, первое свое литературное произведение — сценарий «Чума». И он оказался поразительно созвучен этому совершенно невероятному моменту, который никто и предугадать не мог. И вот мы в этой чуме живем почти что год.
Улицкая: - Знаете, это действительно такое совпадение поразительное. Написана эта вещь была 42 года назад. Мне было 35 лет, и я собиралась поступать на курсы сценаристов, которые вели при Доме кино. В качестве экзамена я должна была продемонстрировать свое мастерство, условно говоря. И я принесла этот сценарий. Он был написан не по этому поводу, а несколько раньше, по другому поводу на самом деле. Но, тем не менее, как жизнь нам предлагает такие повторы. Потому что то, что меня занимало 40 лет назад, вдруг оказалось частью нашей общей жизни сегодняшней. А событие, которое там описывается, оно имело место в Москве в 1939 году, когда начиналась эпидемия чумы. В этой эпидемии погибли 3 человека, то есть эпидемия не развернулась, это была не эпидемия, а скорее опасность эпидемии.
Ее тогда удалось остановить. То есть то, чего не удалось в этот раз сделать — остановить эпидемию. Поэтому я, собственно, и вытащила этот сценарий, потому что он показался необычайно актуальным. И, что самое существенное, ведь это на самом деле история не про медицина, это история про то, как себя ведут люди в таких ситуациях. И страх, и отчаяние, и трусость, и мужество — все эти проявления человеческого характера, они в таких обстоятельствах делаются особенно острыми и особенно заметными. Почему, собственно говоря, и написан был этот сценарий. Как мы себя ведем, как мы принимаем такие бедствия — вот о чем речь идет. Мардан: - А вы в этой нашей настоящей жизни, такой чуме лайт, заметили как писатель какие-то изменения в поведении людей, в их мировоззрении, какие-нибудь такие незаметные черточки, которые мы сами в себе не замечаем? Улицкая: - Нет. Я думаю, что все это нам предстоит пронаблюдать в течение ближайшего года, двух лет.
Ну, одни люди более боязливые, и их страх сразу сковывает, другие — менее. Кроме того, я все-таки общаюсь еще с моими друзьями-врачами, и это совершенно отдельная песня, это люди, которые стоят на передовой позиции, которые с этим реально борются. И это всё совершенно разное типологическое поведение. Здесь есть место и для мужества, и для трусости, и для невероятного величия, характеров, и проявляются какие-то качества и довольно неприятные. Это всё мы пронаблюдаем, а анализ этих событий мы будем делать немножко погодя, когда этот цикл завершится, и мы сможем об этом подумать. Я вообще думаю медленно, поэтому все мои открытия интеллектуального и художественного характера всегда несколько запоздалые. В этом моя большая профессиональная проблема. Нас ждут большие открытия, когда мы сможем это трезво проанализировать. Мардан: - Людмила Евгеньевна, вы как биолог скажите, оно правда закончится через год-два или это некая новая реальность, которую мы просто еще не успели осознать? Улицкая: - Как биолог, получивший свое генетическое образование 50 лет назад… Вы же понимаете, что за эти 50 лет биология продвинулась невероятно.
Так вот, исходя из тех базовых моих знаний, которые сегодня принадлежат знанию 8-классника, я могу сказать следующее. Обычно происходящие мутации ослабляют микроорганизм, крайне редко они его усиливают. Поэтому будем надеяться на то, что природа по этому пути пойдет. Мне самой, честно говоря, это непонятно. Потому что по логике такого мутагенеза, в принципе мутации обычно ослабляют микроорганизмы. В этом не то что обыватели вроде меня, в этом еще и ученые не разобрались. Мардан: - Мы коснулись вроде бы как близкой вам биологической темы пандемии. Но я бы хотел обсудить ее в таком экзистенциальном контексте, как Камю чуму описывал. Переживая эти бесконечные, часто, казалось, дурацкие ограничения, мы вдруг осознали несколько вещей. Мы стали переосмысливать образование.
Оно вдруг стало удаленным. И фигура учителя на глазах стала приобретать исходный античный характер. Некоторые оценили, что такое личная свобода. Когда вроде бы и охранника у тебя под дверью нет, а ты заперт в четырех стенах. Цифровой концлагерь существует или нет? Он нам грозит или нет? Улицкая: - Как бы мы к этому ни относились, но мы все к этому двигаемся. По-видимому, это какой-то цивилизационный момент, общий для всех стран. Причем чем более страна развита, тем ближе она к тому, что вы условно называете цифровым концлагерем. В принципе, это система слежения за гражданами.
Причем, что самое забавное, это самое слежение имеет в большой степени экономический смысл, а далеко не идеологический или политический. Я думаю, что гораздо больше интересует сегодня тех, кто наши данные просматривает, что мы хотим купить, чего мы не хотим купить, куда мы хотим поехать, на что мы хотим потратить деньги, на что не хотим потратить деньги. Время, когда идеология диктовала главные законы существования, по-моему, от нас отдалилось. Сегодня мы немножко из этого выходим. По крайней мере, мне так кажется. Мардан: - Вы думаете, мир идеологии уже не вернется? Улицкая: - К вашему второму вопросу. Чем будет фундаментальнее образование, чем будут лучше учителя, чем будет самостоятельней молодежь, тем труднее будет охомутать всех. Охомутать во всех отношениях. И в отношении интеллектуальном — тоже.
Все-таки я прожила значительную часть жизни в советской стране, в советское время, с собраниями. Правда, партсобрания меня не касались, но были профсоюзные собрания. Это смехотворная, унизительная, кошмарная пародия на демократию, мы ее все прошли и очень хорошо знаем. И очень бы не хотелось к этому возвращаться. И я надеюсь, что именно образование и знание истории будут гарантией того, что мы к этому не вернемся. Так хотелось бы. Мардан: - Посмотрите, Соединенные Штаты к этому возвращаются просто на глазах. Они сносят памятники, они буквально переписывают историю, они отвергают имена людей, на которых эта страна и вообще западная демократия была построена. Я не то чтобы даже полемизирую с вами, а просто я вижу там реальную угрозу, которая буквально стоит на пороге.
Придется каким-то народам тоже двинуться по пути переселения, поиска дома и новых корней.
Что с этим поделаешь», — сказала Улицкая.
Писатели назвали обвинения в их адрес "абсурдными", а также заявили, что не оказывали поддержку вооруженным силам Украины Авторы прозы Людмила Улицкая, Владимир Сорокин и Виктор Ерофеев опровергли информацию о том, что они якобы причастны к финансированию ВФУ. Накануне в СК РФ обратилось движение "Зов народа", которое попросило изучить деятельность вышеупомянутых писателей, так как был зафиксирован факт того, деньги, полученные с их автографов, были отправлены украинским военным. Об этом пишет РБК.
Писательница Людмила Улицкая включена в список иностранных агентов
Там шесть рассказов о послевоенном детстве. Эта книжечка сейчас второй раз уже вышла, переиздание было. И был издательский проект «После Великой победы», а книжка, которая выйдет в обозримое время, будет называться «Детство 45-53». Это письма людей, переживших послевоенное детство. Это письма моих ровесников, людей чуть меня старше, их детей, которые вспоминают о рассказах, и даже их внуков. Самому старшему корреспонденту — 93, самому младшему — 12. Это их письма, я их собрала.
Я — составитель этого сборника. Они написаны, поскольку был конкурс, и люди написали на конкурс. После выхода моей книжки был объявлен. В октябре был дедлайн. Там больше тысячи писем пришло. И это фантастически интересная книжка.
Она получилась… Просто я, во-первых, не ожидала, что это будет такая работа, при которой я сделала открытие. Например, все акценты переместились. Мои акценты. Удивительно теплое и любовное отношение к этому времени, как было хорошо. Вспоминают все с любовью и с теплотой. И при этом они пишут такие чудовищные вещи… И как это совмещается между собой?
Кроме того, еще одна поразительная вещь — какой потрясающий народ, сколько благородства, сколько великодушия. Какая это роскошь просто невероятная и какая сволочная власть, и как человек, как только он делается сторожем… Этот же человек, как только он делается сторожем, и в руки его вот столько власти попадает, как он преображается. И это противоречие между качеством людей и качеством тех же самых людей, когда они оказываются обличены небольшой властью. Это мое открытие. Пока я все это составляла, вот несколько вещей, меня совершенно поразивших. Вообще книжка потрясающе интересная.
Я ее собрала. Я разделила на главы. И писала я только ключики, как читать, некоторый путеводитель. Потрясающе получилось. Как-то вы сказали, что Шариков так и не полюбил Преображенского и не полюбит никогда, и не пустит его никогда. Надо ли это так понимать, что, на самом деле, скажем, мы с вами проиграли Шарикову?
Всегда профессор Преображенский проигрывает Шарикову. Но дело в том, что он отличается от Шарикова тем, что он будет до конца профессором Преображенским. Побежденным он не будет. Он будет проигрывать, но побежденным он не будет, потому что он до конца ведет свою линию. И в этом смысле я думаю, что ничего не остается, как, понимая, что надежды на выигрыш нет, тем не менее, все-таки, культуру надо каким-то образом защищать — это самое ценное, что создало человечество. Он сказал, что сталинизм — это воплощение ожиданий народа.
Никакого сталинизма бы не было. Сталин мог быть. Но если бы народ не ждал этого как манны небесной, условно говоря, не было бы никакого сталинизма. Как вы думаете, это так? Все-таки, у нас в стране очень давняя традиция власти сильной. И это уважение к власти, преклонение перед властью, служение власти.
Государев муж — это очень почтенный эпитет. То есть не принадлежность себе, а быть служебным человеком. Такова традиция. И даже порой она очень бывает и хороша, когда человек ставит идею служения выше, чем идею развлечения, скажем, житейского. Но идея сильной власти — она в современном мире абсолютно себя исчерпала, потому что сегодня это тонтон-макуты, это жестокие тоталитарные государства и правления. В сегодняшнем мире этого быть не может.
Так мне представляется. Откуда берется это? Это имперский миф, который не разрушен, который очень глубоко укоренен в сознании. И Советский Союз очень удачно заменял его. Он и был империей. И эта трехсотлетняя реальная сильная империя создала определенный человеческий психотип с ощущением собственного превосходства, силы, силы государственной и моей, как члена этого сообщества.
Мир категорически поменялся, имперские времена закончены. Планета маленькая. Сегодня империй быть не может. Есть другие формы борьбы — они очень интересны. Мы впадем в область экономики, в которой я ничего не понимаю и боюсь ее, потому что другое устройство. Сегодня уже реально правление планетарное.
Это уже реально. И миром правят деньги и ничто другое. Это довольно отвратительно, но ничего нового пока не придумали. Поэтому империя нашего государства, которое по всем параметрам скатилось к глубоко провинциальным… У нас, может быть, прекрасный балет. Но, понимаете, сегодня никакой… Империя несла культуру. И у империи были свои некоторые достоинства, потому что она интегрировала человечество и несла культуру.
А сегодняшняя империя наша вряд ли какую культуру сможет нести. И от этого, конечно, надо избавляться. Надо быть равным государством среди равных партнеров. И это требует полного переформатирования мышления, потому что мы до сих пор живем, конечно, в большой степени по советским клише и они сегодня очень вредны. И они укрепляются. Эта идея воскрешенного Сталина — она сегодня, конечно, прискорбна безумно, потому что мы отбрасываем себя в совершенно провинциальную какую-то область.
Это очень обидно. Значит, живу здесь давно. Много ездил по стране, еще когда был студентом. Да и вообще. И много где бывал, и разговаривал с тысячами людей, наверное. И могу сказать вам, что я никогда не встречал такого уровня агрессивности, нетолерантности, расизма, шовинизма, какой я встречаю сегодня.
И я не очень понимаю, почему это так. Уже пять лет как я пытаюсь чуть-чуть расцарапать эту ситуацию. Мы выпускаем книжки для подростков, серию «Другой, другие, о других» по культурной антропологии — как едят, как пьют, как одеваются, как рожают, как воспитывают детей. Последняя книжка, не сделанная еще, но она у меня в компьютере лежит, «Агрессия». Не выпущена еще «Праздники». Отсутствие культуры всегда повышает уровень ксенофобии.
Чем более культурный человек, тем менее он подвержен этому пороку. И агрессия, которую мы постоянно наблюдаем, на самом деле, имеет очень глубокие антикультурные корни. Не знают. У меня замечательный есть один библиотекарь, который, получив книжку о еде… Потому что еда — это тоже то, что людей разъединяет, на самом деле. Они едят что-то гадкое — собак, змей, не знаю, мерзость всякую. Так вот, прочитавши эту книжку, библиотекарь города Хасавюрт пошел на рынок и пригласил в школу корейцев, армян, хохлов, которые там, казаки есть в большом количестве.
Людей разных кавказских национальностей а их там очень много. И они устроили в школе праздник, каждый приготовил свою пищу. И они ели… Это была совместная трапеза. И я была счастлива, когда мне об этом сообщили. Потому что когда люди сидят и едят одну пищу за одним столом, когда они слушают одну и ту же музыку, пусть это будет «Битлз» или Петр Ильич Чайковский… Это не важно. Даже «Макдоналдс» в этом смысле прекрасное заведение, потому что это мировой язык.
При этом могут быть очень большие потери. Потому что национальная культура, действительно, съеживается. Это не только в России — всюду. Она делается все более и более музейной вещью. Лапти неудобно носить, и они встают в музей. Это наша национальная одежда, мы ее придумали.
Поэтому здесь есть некоторое съеживание национальных каких-то культурных вещей и, так сказать, приход некоторых общемировых. В частности, это называется глобализацией. К этому можно относиться по-разному, потому что у глобализации есть разные оттенки, но это вещь совершенно необходимая и она реальная. Она происходит. Одна ваша цитата: «Мы еще не усвоили, что живем за счет будущего. Сейчас как пир во время чумы, человечество дожирает свои ресурсы».
Вопрос только в одном — так и не поймет? Если не поймет, значит, нет шансов. Но у вас нет по этому поводу точки зрения? Мы в процессе, мы в нем сидим. Вы много, так или иначе, пишете о смерти. Я вам хочу сказать, что я ее не боюсь.
Но вообще я понимаю, что это… И более того, я убежден, что это — всё, что за этим ничего нет. И тут мы с вами отличаемся. Понимаете, это вопрос как с музыкальным слухом. У кого-то есть, он слышит, а кто-то не слышит.
Там иногда бывает давка, но благодаря моей роскошной жизни без офисных обязательств, я на работу не езжу.
И в часы пик могу позволить себе в метро не спускаться. Кроме того, я обожаю эскалатор! И метро люблю — вот эти разглядывания: лицо за лицом, такие разные морды, такие потрясающие. Это ежедневное приключение — встреча с огромным количеством людей. Знаешь, мой муж Андрей в молодые годы все время рисовал в метро.
Иногда стеснялся и рисовал уже приходя домой какие-нибудь из метро взятые лица: молодые и старые, новые и не новые. Вот под землей, в метро ничего не меняется. А сверху — все эти моды на вечную молодость, которые лет тридцать назад было трудно себе представить. С семьей. Фото из личного архива.
Это не геронтократия. Это ненасытность: ухватившись за власть, у нас молоденький становится стареньким. Отсутствие во власти молодых, ее несменяемость плоха и неправильна, прежде всего, тем, что человек пожилой отвечает на вопросы своего времени, до него проблемы сегодняшнего дня не доходят: эти полководцы всегда готовятся к прошлой войне. Это всех касается. Вот мы приехали в Нагорный Карабах с довольно общей фразой «женщины против войны».
Но этой фразы теперь недостаточно. Мы разве мало знаем мужчин, которые против войны? И что еще мы сделали антивоенного, кроме того, что приехали сюда и произнесли эту фразу? Давай сузим его до малого: что может сделать мать? Это — посильный вклад в борьбу с войнами.
Мне кажется, в самой ближайшей перспективе мы должны добиться того, чтобы по всему миру срочная служба была отменена. Чтобы армия стала делом профессионалов. И заметалась. Мне была глубоко отвратительна идея дать взятку, а это было распространенной практикой. Я знаю семьи, которые давали взятки в военкомате, в медкомиссии, тем людям, от которых это зависит — это отвратительно со всех сторон.
Альтернативная служба была бы идеальным шансом, не унижаясь, армии избежать, делать что угодно, любое социально неприятное дело, но только не связанное с оружием и убийством. Увы, в те годы альтернативной службы не было. Но мне повезло, отец моих сыновей, он ученый, в то время работал в Америке, в университете. И я сначала отправила старшего сына, который уже учился в институте и ему стукнуло восемнадцать. Сама идея поехать в Америку — а это самое начало 90-х — была очень увлекательной, это был вызов.
Он поехал и поступил в колледж, закончил его за год и очень быстро, сдав все экзамены поступил в бизнес-школу Колумбийского университета. Это было, кстати, очень дорогое учение, а денег у меня на такое предприятие не было. И Алеша совершенно героически работал и учился, и вытянул все это самостоятельно. Когда младшему исполнилось 16, а он, надо сказать человек совсем не тривиальный, со своим особым миром, и уж для него армия была бы катастрофой — я его отправила опять-таки к отцу, он там пожил какое-то время у отца, поучился в школе, поступил в университет, но все быстро бросил. В общем, мальчики мои прожили в Америке в общей сложности десять лет.
Оба вернулись. Старший — специалистом в сложных областях бизнеса, а младший — как сбежал в Америке джаз играть, так сейчас по-прежнему и играет, он в это влюблен. Он блестящий переводчик-синхронист и музыкант. Оказалось, это близко лежащие профессии. Я категорически не хотела, чтобы они воевали.
И это был не только страх за их жизнь, но и страх, что и они вынуждены будут убивать. Я не понаслышке знаю, как психика человеческая деформируется убийством и как человек потом никогда не возвращается к себе прежнему. Я очень сожалею, что в своей жизни ограничилась тем, что спасла от армии только своих сыновей. Теперь я понимаю, что надо ставить вопрос шире и жестче, выступая против призыва. Матери не должны пускать своих детей воевать, должны перестать выполнять это требование законодательства и требовать законодательство такое переменить: пусть воюют профессионалы, то есть те люди, которые выбрали себе это профессией.
Пусть только те, кто сознательно сделал этот выбор, убивают и рискуют быть убитыми. Вот это я сейчас здесь поняла, в Нагорном Карабах: если выполнения этих материнских требований добиться, то еще через один поворот истории эта профессия — профессия убивать — неизбежно умрет. А если она не умрет, то умрет наша Земля, третьего не дано. Человек уничтожит себя сам: он будет уничтожать соседей, а соседи будут уничтожать его, а потом эта тотальная война приобретет новые формы. Какие войны будут за следующим поворотом — нетрудно предположить, потому что уже сегодня легко можно создать вирус, который, допустим, будет убивать всех блондинов выше метр восемьдесят или всех кривоногих, или всех китайцев.
У меня даже киносценарий про это есть: как в течение трех суток вирус, распыленный в аэропорту, спасает человечество, потому что другое событие его может погубить. А простая наша сегодняшняя история заключается в том, что если не остановить войны, которые нас окружают, то потом шансов спастись не будет. Люди обычно не думают о будущем всего рода человеческого каждый день. Человек будущего будет отличаться от человека сегодняшнего как мы отличаемся от крысы. Между прочим, это Циолковский сказал, не я.
Это возможно, это — интересно, это — захватывающе. А перебить друг друга — ума много не надо. Причем новое прекрасное будущее — это не эвфемизм какой-то, мы уже живем одной ногой в мире, совершенно отличающемся от прежнего. Вот простой пример: у меня украли компьютер. Я сначала слегка переживала и думала, какой теперь буду покупать.
Но через 15 минут я запаниковала, сообразив, что вообще-то у меня украли часть моего мозга, моих воспоминаний, моей интеллектуальной деятельности — часть меня, короче. Потом я опять пришла в себя, вспомнив, что у меня есть внешний резервный диск от этого компьютера. И вот там-то в продублированном виде вся эта часть меня хранится. Это очень захватывающее ощущение. И так во всем: ты теряешь мобильный телефон, и понимаешь, что ты не помнишь ни одного номера, кнопки есть, а нажимать — нечего.
Вот это то, осязаемое, в чем видно, что мы перешли абсолютно принципиальную границу между XX веком и XXI, желая того или не желая. Скорость, с которой теперь все происходит, несоизмерима с той, что была прежде. Первый рисунок человека сделан сорок тысяч лет тому назад. Нашей, человеческой культуре всего сорок тысяч лет, секунда с точки зрения планетарного времени, а мы уже столького достигли. Причем смысл его совершенно непонятен: зачем жить, если придется умереть?
Смотри, как все меняется, как меняется качество жизни, как меняются жизненные сроки: на нашей памяти детская смертность уменьшилась по миру невероятно, длительность жизни увеличилась, минимум, вдвое по сравнению со скелетами, которые разрывают археологи. Там стариков вообще нет. Про болезни мне не надо тебе говорить, — сколько неизлечимых болезней стали излечими, и как бурно идет этот процесс. Количество приставок, которыми мы пользуемся с того момента, как были изобретены очки, увеличилось в десятки, в сотни раз: пятьсот лет назад была изобретена линза, а завтра у нас уже будут искусственные глаза. Потом — искусственная кожа, суставы, внутренние органы.
Все это происходит дико быстро. Но, конечно, соотносимость длины человеческой жизни с длиной существования планеты несоизмерима, тем захватывающе жить, потому что дико интересно, как быстро при тебе переменится вот этот твой кусок. И эта работе — прекрасная мотивация для того, чтобы жить. Это очень интересно. Фото Романа Наумова — Обычно люди вашего возраста на перемены сердятся.
Я могу сердиться на себя, что я не всегда догоняю, хоть и стараюсь поспевать: я работаю с компьютером с тех пор, как они появились. Но мой внук это делает лучше, что объяснимо. Во-первых, это было ожидаемое, потому что я из раковой семьи, и я время от времени проверялась, зная, что это должно произойти рано или поздно. Мне было обидно, когда потом выяснилось, что врач, к которой я ходила на проверки, мой рак пропустила: я начала лечиться, когда у меня уже была третья стадия. Когда меня прооперировали, мне сказали: «О, мы такую большую опухоль давно не видели», или «никогда не видели», — я уж не помню.
Я была озабочена. Я пришла первый раз к хирургу на прием, он посмотрел меня — израильтянин — а потом говорит человеку, с которым я пришла: «Впервые вижу пациента, который бы в этом кресле не плакал и так себя вел». Почему я именно так себя вела? Не знаю. Может быть, потому что была готова из-за семейной истории.
А может, потому, что моя мама умерла в 53. И с тех пор я каждый год я говорила: «Вот я уже на 5 лет старше мамы, вот на 10, вот на 20», — это был подсчет времени как будто дополнительно выданного, я подсчитывала эти годы с благодарностью.
Сегодня она остается в этой стране и, скорее всего, на Родине ее увидят не скоро. Буквально сразу ей была присуждена немецкая литературная премия. В последние месяцы она выступает с лекциями в Швеции, Германии и других западных странах, а также продолжает заниматься литературой. В частности, она работает над романом и пишет дневники. Возвращаться в Россию писательница в ближайшее время не собирается. Последние новости: О том, где живет Улицкая в ноябре 2023 г.
Напомним, что она никогда не поддерживала российскую власть и выступала против ее решений. После того, как на территории Украины началась СВО, писательница решила окончательно разорвать связи с Родиной. Она покинула страну, переехав в Германию. Сегодня она по-прежнему живет в этой стране и, несмотря на приличный возраст в этом году ей исполнилось 80 лет продолжает писать книги и иногда читать лекции студентам. Читайте также: Ультранационалист: где сейчас Ярош лидер «Правого сектора» Интервью журналистам и блогерам она дает редко, однако на видеоплатформе YouTube можно найти несколько видео, в которых Улицкая рассуждает о жизни, политике и месте России в современном мире. Известно, что сейчас она работает над новым романом, который посвящен эмиграции из России в начале 20 века.
Позднее он выставил книгу на аукционе в Вильнюсе. Активисты подчеркивали, что Ерофеев, Улицкая и Сорокин заняли антироссийскую позицию и ранее неоднократно высказывались против СВО.
По его словам, практика показывает, что «останавливаться на этом нельзя, поскольку правонарушения в этой сфере становятся с каждым годом все более изощренными». Shortparis и Пугачева Ранее движение «Зов народа» потребовало признать иноагентами музыкантов группы Shortparis. Ранее активисты «Зова народа» потребовали допросить певицу Аллу Пугачеву, так как заподозрили в финансировании ВСУ и ее. Общественники также попросили наказать артистку по административной статье 5.
Переселять крымчан и поддерживать теракты. Что Улицкая рассказала пранкерам
Людмила Улицкая | Эксмо. Улицкая предлагает после «победы Украины», в которую в силу своего идиотизма верит, всех их «депортировать в Россию». Главная» Новости» Улицкая последние новости. Российские писатели Людмила Улицкая, Владимир Сорокин и Виктор Ерофеев выпустили совместное заявление, в котором отвергли обвинения в финансовой поддержке ВСУ. Российских писателей Улицкую, Ерофеева и Сорокина обвинили в поддержке ВСУ из-за проданной на аукционе в поддержку «Легиона «Свобода России»* книги с их автографами.
Писательница Улицкая лишена звания почетного профессора РХТУ им. Менделеева
писатель, драматург, сценарист и общественный деятель, лауреат престижных отечественных и зарубежных литературных премий. Улицкая признала, что доходы с продажи книг передает Украине, после чего издательство АСТ заморозило ей выплаты гонораров "до прояснения ситуации". лишь начало расплаты для либеральной. Людмила Улицкая – русская писательница, создатель сценариев к фильмам «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех», а также общественный деятель Российской Федерации.
Депутат ГД Милонов призвал отправить имущество Улицкой на помощь СВО
Издательство АСТ заморозило выплаты гонораров писательнице Людмиле Улицкой после информации о ее перечислениях Украине. Несколько лет назад Улицкая написала рассказ, вошедший в так называемую «Книгу гастрономических историй». О том, что Улицкая попалась на удочку пранкеров, стало известно 30 января, а других календарных пятниц между вторником и днем сегодняшним еще не было.
«АСТ» прекратило выплаты Улицкой. Ее книги пропали из московских библиотек
В ответ Улицкая призналась, что ей не нравится такое поведение, но осуждать за него она не намерена. Реклама «Не могу сказать, что мне очень нравится такая позиция, но у вас есть право на это», — подчеркнула писательница. Комментируя покушение на своего коллегу по писательскому цеху Захару Прилепину, Улицкая не сдержалась и высказалась достаточно жестко. Она подчеркнула, что среди литераторов нет никого, кто бы разделял позицию, выбранную Прилепиным.
Это самое главное занятие в моей жизни, самое интересное для меня. Так вот я иногда рассматриваю старые дневники и обнаруживаю, что я одни и те же ошибки делаю с поразительной регулярностью. Казалось бы, уже есть опыт, тебе дали урок. Наверное, это присущее мне качество — некоторая непредусмотрительность.
Ничего не могу с этим поделать. Вопрос из книги "Дети пишут Богу" Михаила Дымова. Три с минусом. Почему так мало? Почему такая заниженная самооценка? Ну, у меня вообще заниженная самооценка. Я свою первую книжку опубликовала в 50 лет, мне казалось, что слово "писатель" не про меня.
Поэтому да, у меня заниженная самооценка, и это отчасти портило мне жизнь. А с другой стороны, я от себя ничего не ждала, и поэтому всему хорошему я ужасно радовалась. Ладно, не три с минусом, а четыре с минусом. Хочу наладить отношения со смертью Вопрос восьмилетней японской девочки: "Скажи мне одним словом, о чем ты думаешь всю свою жизнь? Хорошо, вы отвечаете мальчику, которому сейчас 55. О смерти. Она меня жутко интригует, занимает, не пугает, а представляется чрезвычайно важным событием.
Ей поставили онкологию, потом, по счастью, все обошлось. Но она задала маме вопрос: "Нужно ли бояться смерти? Но поскольку у меня есть подруга, которая занимается обезболиванием, я надеюсь, что она мне сделает какой-нибудь укольчик. Смерти я не боюсь, но я боюсь боли. Я боюсь, что буду плохо себя вести, плакать, кричать и портить людям настроение. Вот это меня гораздо больше беспокоит, чем то, что я умру. А почему вы всю жизнь думаете о смерти?
Как с этим жить? Мне хочется с ней наладить отношения. Больше того, последний мой сборник называется "О теле души". Он совершенно не печальный, никаких слез не проливаешь. Но он — исследование этой границы. Каждый человек проходит две границы. Первая — рождение, ведь что было до того, мы никогда не узнаем.
Вторая граница — это смерть. Между этими границами минутное состояние жизни. Когда мы изучаем историю, нам сообщают, что было 2000 лет, 4000 лет, 20 000 лет тому назад, а жизнь человека, как в Библии сказано, составляет 70 лет. Как соотнести то огромное существование человечества и тот коротенький отрезочек, который дается каждому человеку, — чрезвычайно интересно. И это меня на самом деле занимает. Пока смерть не настала, мне хочется об этом подумать, найти для себя ответы. Еще не нашла.
Счастье — то, что нужно ловить 13 лет, мальчик: "Что такое успех в жизни в мире взрослых? Вы успешный человек? Я совершенно не рассчитывала на то, что я напишу столько книг, что их будут читать. У меня выросли дети. У меня есть внуки. У меня любимый муж. Я живу в доме, который мне нравится.
Новая серия состоит из девяти книг писательницы. Избранные романы и повести Улицкой полно и всесторонне раскрывают ее литературное дарование — правдиво, искренне, предельно чутко рассказывать истории о жизни. Если попытаться обозначить магистральную тему творчества Улицкой, то это память: память о происхождении, семье, дорогих людях.
Человек в художественном мире Улицкой немыслим вне исторического контекста — люди в ее произведениях всегда вписаны в ход истории. Oдним из главных героев ее прозы становится сама история России ХХ века. Писательница показывает, как вторжение истории в частные жизни меняет судьбы людей, сказывается на их характерах, предопределяет множество выборов.
Проводя своих персонажей через коллизии бурного прошлого века, прозаик демонстрирует истоки проблем современного российского общества. Нет никаких сомнений в том, что в будущем образ жизни, привычки и быт людей рубежа ХХ—XXI веков будут изучать в том числе и по прозе Улицкой. Улицкая Людмила Евгеньевна Человек в романах Улицкой становится личностью только тогда, когда за ним стоит его семья, его народ, его предки.
Сохранение личной и коллективной памяти — непременное условие духовной жизни. Но одновременно это и большая ответственность: бережное отношение к прошлому позволяет не повторять многих ошибок в будущем. В нынешнее время коротких постов Улицкая остается верной большой романной форме, рассчитанной на медленное чтение.
Скрупулезно составленные семейные хроники, эпические повествования, романные перипетии высвечивают пути и судьбы героев. Писательница создает мощные, полнокровные, живые характеры: в каждого ее персонажа веришь, как в настоящего человека. Ему сопереживаешь, на него злишься, им очаровываешься...
Писатель вовлекает читателя в глубокий и интенсивный диалог со своими героями, призывая думать, решать, выбирать. В каждый роман писательницы читатель ныряет с головой, будучи впечатлен ее способностью создавать миры — убедительные, многообразные, бесконечно интересные.
Улицкая Людмила Евгеньевна Человек в романах Улицкой становится личностью только тогда, когда за ним стоит его семья, его народ, его предки. Сохранение личной и коллективной памяти — непременное условие духовной жизни. Но одновременно это и большая ответственность: бережное отношение к прошлому позволяет не повторять многих ошибок в будущем. В нынешнее время коротких постов Улицкая остается верной большой романной форме, рассчитанной на медленное чтение. Скрупулезно составленные семейные хроники, эпические повествования, романные перипетии высвечивают пути и судьбы героев. Писательница создает мощные, полнокровные, живые характеры: в каждого ее персонажа веришь, как в настоящего человека. Ему сопереживаешь, на него злишься, им очаровываешься...
Писатель вовлекает читателя в глубокий и интенсивный диалог со своими героями, призывая думать, решать, выбирать. В каждый роман писательницы читатель ныряет с головой, будучи впечатлен ее способностью создавать миры — убедительные, многообразные, бесконечно интересные. В новую серию входят произведения, многие из которых известны читателям и стали полноправной современной классикой. Людмила Улицкая. Избранное Книга «Сонечка» включает повесть, рассказы и драматические истории, в том числе дебютное одноименное произведение автора. Центральной темой сборника становится семья. В повести «Сонечка» 1992 впервые полно развернулся дар Улицкой как эпического писателя: история о нелюдимой девушке Сонечке, больше всего любившей читать, и художнике Роберте превратилась в макроисторию отдельной семьи. Любовь, ревность, измена, странные сближения и расхождения судеб —все на фоне большой истории России ХХ века. В книгу также входят рассказы из сборника «Девочки» 2002 и пьесы из сборника «Русское варенье» 2008.
В 2005 году по нему был снят телесериал.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
В своих эфирах он не раз говорил, что «заходя в престижные книжные магазины в столице и других городах России, на первых полках и прилавках можно увидеть всех тех людей, которые «ненавидят Россию». В частности, он упоминал и имя Улицкой. Ее книги разошлись миллионными тиражами, по мотивам ряда произведений поставлены спектакли. К слову, 1 марта в реестр иностранных агентов также добавили публициста Сергея Медведева, режиссера Илью Хржановского, Центр защиты прав человека «Мемориал» и благотворительный фонд «Нужна помощь».
Моя страна больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией [20]. В 2017 году заступилась за « Ельцин-центр » в связи с замечаниями Никиты Михалкова : «…это абсолютно современный, на европейском уровне музей. Сейчас в музейном деле произошла революция, в России очень мало музеев такого уровня», а про мультфильм об истории Российского государства , который возмутил режиссёра, высказалась следующим образом: «Замечательный мультфильм, просто прекрасный. Я даже не знала, что такого уровня мультипликация сегодня существует» [21].
В октябре 2018 года объявлена персоной нон грата в Азербайджане «за грубое нарушение законодательства республики — незаконное посещение оккупированных территорий Азербайджана» — посещение ею непризнанной Нагорно-Карабахской Республики [22]. По данным СМИ и букмекерских контор, была неоднократно представлена на соискание Нобелевской премии в области литературы [23]. В феврале 2022 года выступила против вторжения России на Украину [24]. В конце февраля того же года эмигрировала в Германию [25]. После начала вторжения России в Украину в 2022 году выступающих против войны с Украиной российских писателей, в том числе и Людмилу Улицкую, начали преследовать и « отменять »: их книги прекращают продавать и выпускать, на писателей заводят уголовные дела [26] [27] [28]. В начале февраля 2024 года издательство АСТ , сотрудничающее с Улицкой с 2011 года, выпустило заявление о приостановке выплат писательнице в связи с её заявлением о переводе авторских отчислений на Украину «до прояснения ситуации и возможных официальных разъяснений со стороны автора относительно адресатов денежных отчислений с проданных книг» [29] [30]. Семья[ править править код ] Отец — Евгений Яковлевич Улицкий 1916—1989 [31] , учёный в области сельскохозяйственной технологии, доктор технических наук, автор ряда изобретений и книг «Электрические методы обработки металлов» 1952 , «Передовая ремонтная мастерская» 1955 , «Наш друг автомобиль» 1962 , «Как продлить жизнь машин» 1963 , «Техника безопасности на предприятиях сельского хозяйства» 1970 ; старший научный сотрудник Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства [32] [33].
Он добавил, что Министерству юстиции следовало бы провести проверку и установить причастных к экстремистской и террористической деятельности. По его словам, знаковым является и то, что Улицкая так негативно высказалась о крымчанах именно накануне десятой годовщины Крымской весны. Как передавало ИА Регнум, Улицкая в разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом, которые представились главой офиса Зеленского Андреем Ермаком, призналась, что гонорары от проданных в России книг переводит в пользу киевского режима. Она заявила, что Украина «имеет право на осуществление терактов», назвала русских в Крыму асоциальными людьми и предложила изгнать с полуострова всех неугодных Киеву граждан в случае его захвата. В феврале 2022 года Улицкая выступила против спецоперации России на Украине, после чего эмигрировала в Германию.
Позднее он выставил книгу на аукционе в Вильнюсе. Активисты подчеркивали, что Ерофеев, Улицкая и Сорокин заняли антироссийскую позицию и ранее неоднократно высказывались против СВО. По его словам, практика показывает, что «останавливаться на этом нельзя, поскольку правонарушения в этой сфере становятся с каждым годом все более изощренными». Shortparis и Пугачева Ранее движение «Зов народа» потребовало признать иноагентами музыкантов группы Shortparis. Ранее активисты «Зова народа» потребовали допросить певицу Аллу Пугачеву, так как заподозрили в финансировании ВСУ и ее. Общественники также попросили наказать артистку по административной статье 5.
Новинки Людмилы Улицкой
Ранее Людмила Улицкая и еще несколько писателей отвергали обвинения в поддержке ВСУ, а теперь писательница в телефонном разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом призналась. Людмила Улицкая родилась в годы Великой Отечественной, в башкирской эвакуации, но почти всю жизнь прожила в Москве. Писательница Людмила Улицкая в разговоре с российскими пранкерами Владимиром Кузнецовым и Алексеем Столяровым (Вованом и Лексусом) призналась, что отправляет на. Вступай в группу Новости Первого канала в Одноклассниках. героев «Шоу Вована и Лексуса», которые называют себя русскими писателями — Людмилы Улицкой и Михаила Веллера. Афиша Plus - 19 декабря 2022 - Новости.
Улицкую "отменили" заранее. Лишение почётного звания - лишь начало расплаты для предательницы?
Бежавшая на Запад и до сих пор не признанная иноагентом писательница Людмила Улицкая утверждает. Писатель Людмила Улицкая саморазоблачилась в интервью пранкерам Вовану и Лексусу. Журналист Катерина Гордеева встретилась с писателем Людмилой Улицкой в Армении, сразу после посещения зоны боевых действий в Нагорном Карабахе, куда Улицкая ездила в составе. – Сегодня у нас в гостях – писатель Людмила Улицкая. "Л.Е. Улицкая участвовала в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными агентами и иностранными СМИ, выступала против.