Пленум ВС принял постановление о применении норм гл. 47.1 УПК в связи с началом деятельности кассационных и апелляционных судов. В связи с вопросами, возникающими у судов, и в целях обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Интерфакс: Верховный суд (ВС) РФ во вторник принял новое постановление пленума с разъяснениями о применении законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Пленум Верховного Суда Российской Федерации издал Постановление № 15 «О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечитель. Пленум Верховного суда объясняет, что в этом случае суду надлежит постановить оправдательный приговор за отсутствием в деянии подсудимого состава преступления (если нет преступлений по общеуголовным статьям).
Наиболее важные Постановления Пленума ВС РФ за 2023 год. Обзор судебной практики
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 23.12.2021 N 46 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в суде первой инстанции", в котором представил актуальные разъяснения по вопросам судопроизводства в арбитражном суде первой инстанции. В четверг Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление о практике рассмотрения дел о преступлениях против военной службы, в котором дал ответы на эти и многие другие вопросы. 12 декабря 2023 г. было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 44 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке".
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 11
В связи с вопросами, возникающими у судов, и в целях обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 38 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам". ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 2023 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 14
Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников, военнослужащих или представителей власти, содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как преступление против личности. Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, в части 1 статьи 318 УК РФ следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др. Под насилием, опасным для жизни или здоровья часть 2 статьи 318 УК РФ , понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а равно причинение легкого вреда его здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. По части 2 статьи 318 УК РФ также квалифицируется применение в отношении представителя власти или его близкого насилия, опасного для жизни или здоровья, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, однако в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья. Применение насилия, в результате которого представителю власти или его близкому умышленно причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, охватывается составом преступления, предусмотренного частью 2 статьи 318 УК РФ, и дополнительной квалификации по статьям 115 или 112 УК РФ не требует. В случаях, когда в отношении потерпевшего применяется насильственное ограничение свободы, вопрос о квалификации деяния по части 1 или 2 статьи 318 УК РФ должен решаться с учетом характера и степени опасности этих действий для жизни или здоровья, а также последствий, которые наступили или могли наступить.
Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких совершено в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта в целях воспрепятствования законной деятельности данного сотрудника или из мести за такую деятельность, деяние квалифицируется по статье 295 УК РФ. Преступление, предусмотренное статьей 319 УК РФ, состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и или профессиональные служебные качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей и выраженном в неприличной или в иной форме, унижающей честь и достоинство потерпевшего. Такое оскорбление может быть совершено посредством публичного высказывания в адрес потерпевшего ругательств либо размещения унижающих потерпевшего сведений в средствах массовой информации или в сети «Интернет» без ограничения доступа к соответствующим сведениям других лиц, а равно иных публичных действий, унижающих честь и достоинство потерпевшего например, срывание форменного головного убора или погон , при условии, что они не причинили физическую боль либо вред его здоровью. Обратить внимание судов на то, что обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий. Вопрос о публичности оскорбительных действий должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела например, высказывание или иное выражение оскорбления в присутствии потерпевшего и или других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий, размещение оскорбительных сведений в средствах массовой информации, в сети «Интернет» на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц, массовая рассылка электронных сообщений.
В случаях, когда действия, состоящие в применении насилия, угрозе убийством или причинении вреда здоровью в отношении представителя власти или его близких, а равно в публичном оскорблении представителя власти, осуществлены в связи с выполнением им должностных обязанностей, касающихся участия в рассмотрении дел или материалов в суде, производства предварительного расследования либо исполнения приговора, решения суда или иного судебного акта, содеянное признается преступлением, предусмотренным статьей 296 или 297 УК РФ.
О безупречном поведении осужденного после отбытия наказания могут свидетельствовать, в частности, данные с места жительства, подтверждающие в том числе наличие прочных социальных связей вступление в брак, рождение детей, забота о престарелых родителях и пр. Факт привлечения лица к административной ответственности сам по себе не может препятствовать снятию судимости — в этом случае суду следует учитывать конкретные обстоятельства и характер допущенного правонарушения, а также отношение лица к исполнению административного наказания. На заседании Пленума Верховного Суда РФ обсуждался проект постановления «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях против правосудия». В этом проекте постановления Пленум Верховного Суда обратился к вопросам уголовной ответственности за незаконные задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, принуждение к даче показаний, фальсификацию доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности, заведомо ложный донос, заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод. В проекте предлагается обратить внимание судов на то, что уголовная ответственность за незаконное задержание или незаконное содержание под стражей статья 301 УК РФ наступает в том числе в случаях, если уполномоченные должностные лица не принимают относящихся к их компетенции мер по освобождению гражданина, несмотря на заведомое возникновение оснований для его освобождения либо при заведомом прекращении оснований для его содержания под стражей.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановил считать 21 сентября 2023 года днем начала деятельности Херсонского областного суда, Арбитражного суда Херсонской области, городских, районных и межрайонных судов Херсонской области, Херсонского гарнизонного военного суда; Запорожского областного суда, Арбитражного суда Запорожской области, городского и межрайонных судов Запорожской области, Запорожского гарнизонного военного суда; Верховного Суда Луганской Народной Республики, Арбитражного суда Луганской Народной Республики, городских и районных судов Луганской Народной Республики, Луганского гарнизонного военного суда; Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Арбитражного суда Донецкой Народной Республики, городских, районных и межрайонных судов Донецкой Народной Республики, Донецкого гарнизонного военного суда. С текстом документов можно ознакомиться по ссылке:.
Если лицо, имея намерение совершить посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности этого сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность, создало лишь условия для совершения данного преступления например, приобрело, изготовило или приспособило средства, орудия для посягательства, осуществило меры по приисканию соучастников посягательства, вступило с ними в предварительный сговор на совершение этого преступления , но не смогло приступить к выполнению действий, непосредственно направленных на причинение смерти потерпевшему, по не зависящим от этого лица обстоятельствам, то деяние квалифицируется как приготовление к преступлению, предусмотренному статьей 317 УК РФ, со ссылкой на часть 1 статьи 30 УК РФ. Обратить внимание судов на то, что посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, не повлекшее причинение им смерти по не зависящим от лица обстоятельствам, следует отграничивать от применения насилия, опасного для жизни данных лиц, имея в виду, что при совершении преступления, предусмотренного статьей 317 УК РФ, умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при применении указанного насилия отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего может быть выражено только в форме неосторожности.
Решая вопрос о направленности умысла виновного, суд должен исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие совершения преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений например, ранения жизненно важных органов человека , а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного. При квалификации преступления по статье 317 УК РФ суду необходимо установить, что деяние совершено с целью воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо по мотиву мести за такую деятельность сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего. При этом указанная цель может заключаться в стремлении виновного прекратить или не допустить осуществление сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим законной деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Законной признается такая деятельность сотрудников правоохранительных органов или военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которая осуществляется ими в установленном законом порядке и в пределах предоставленных им полномочий. Если посягательство на жизнь лица, указанного в статье 317 УК РФ, было связано с его законной деятельностью в качестве сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, не относящейся к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то такое деяние при наличии к тому оснований квалифицируется как преступление против правосудия или против личности. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, совершенное из мести на почве личных неприязненных отношений, квалифицируется как преступление против личности. Уголовная ответственность по статье 318 УК РФ предусмотрена за применение насилия либо угрозу его применения, а по статье 319 УК РФ - за публичное оскорбление, если такие действия совершаются в отношении представителя власти, то есть должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также иного должностного лица, наделенного в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, либо совершаются в отношении близких таких должностных лиц статья 318 УК РФ. В связи с этим при решении вопроса о наличии в действиях обвиняемого подсудимого состава преступления, предусмотренного статьей 318 УК РФ или статьей 319 УК РФ, суду необходимо выяснить, является ли соответствующий сотрудник правоохранительного или контролирующего органа представителем власти либо наделено ли в установленном законом порядке иное должностное лицо распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Судам при квалификации деяния по статье 318 или по статье 319 УК РФ как совершенного в отношении должностного лица контролирующего органа или его близкого необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле надзоре и муниципальном контроле в Российской Федерации", в частности его статей 1, 26, 27, определяющих понятия государственного контроля надзора , муниципального контроля, контрольных надзорных органов и их должностных лиц. Должностными лицами контролирующих органов являются, например, должностные лица органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, наделенные в установленном законом порядке полномочиями по организации и или осуществлению указанного контроля надзора в соответствующих сферах деятельности в отношении неподведомственных им субъектов.
Судам следует иметь в виду, что по статье 318 или статье 319 УК РФ может быть квалифицировано только такое преступное деяние, которое совершено в связи с законным исполнением публичное оскорбление по статье 319 УК РФ - также если оно совершено в ходе законного исполнения представителем власти своих должностных обязанностей, когда представитель власти осуществлял должностные обязанности в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий.
Пленум Верховного Суда РФ - Постановления в 2024 году - ППТ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 мая 2023 г. N 11 | Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, высказанной Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 июня 2023 г. № 14 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях. |
Пленум Верховного суда Российской Федерации | Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 01.06.2023 № 15, посвященное обеспечительным мерам. |
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 11 | Пленум ВС принял постановление о применении норм гл. 47.1 УПК в связи с началом деятельности кассационных и апелляционных судов. |
ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО с учетом появления службы финуполномоченного
Об этом свидетельствует постановление пленума Верховного суда России, опубликованного на сайте судебного органа 18 мая.В пленуме разъяснили, что военный должен сопротивляться противнику, чтобы избежать пленения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации 18 мая 2023 года принял постановление о практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №45 от 23 декабря 2021г. Суде Российской Федерации", постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или. Суде Российской Федерации", постановляет внести в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 года N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2021 N 46
Поправками внесены изменения в следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ: — от 27 декабря 2002 г. Второе постановление, содержащее два раздела, посвящено преступлениям в сфере компьютерной информации. Разъяснения даются применительно к действующим нормам главы 28 УК РФ, а именно ст. Второй раздел относится к уголовным делам о преступлениях, совершенных с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Колосов Антон. Жмем на ссылку , смотрим на канале ВС РФ!
Выступление исполняющего обязанности заведующего кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Московского государственного университета имени М.
К таким лицам также относятся: прокурор; органы публичной власти; организации; граждане, обратившиеся в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, публичных интересов в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством ч. Обеспечительные меры являются ускоренным и предварительным средством защиты, следовательно, для их принятия не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Принятие судом обеспечительных мер В случаях, предусмотренных законом, суд на любой стадии судопроизводства вправе принять обеспечительные меры по своей инициативе например, ч. Обеспечительные меры могут быть приняты в период приостановления производства по делу ч.
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия ч. В заявлении о принятии обеспечительных мер должна быть указана конкретная обеспечительная мера или меры, которые просит принять заявитель ч. Следует обратить внимание, что по смыслу ч. Согласно положениям ГПК РФ и АПК РФ при решении вопроса о принятии меры, указанной в заявлении, суд не вправе принять иную обеспечительную меру, однако может удовлетворить заявление о принятии обеспечительных мер в части. В связи с этим при оценке доводов заявителя судам, как отмечает Верховный Суд Российской Федерации, следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Управляющий указал на явную неравноценность встречного предоставления. Верховный суд его поддержал. Суд отметил: действия банка без какого-либо экономического обоснования имеют очевидные признаки недобросовестного поведения. Впервые подобную позицию ВС РФ сформулировал в ноябре 2023 года.
Тогда дело не касалось расчетов в рамках банкротных процедур. Подробнее о деле можно прочитать в нашей новости. Суд возбуждает основное или локальное производство в зависимости от того, находится ли центр основных интересов должника в России.
Внимание, Пленум!
Следовательно, изменение правовой квалификации или правового обоснования не означает изменения предмета или основания иска. Например, не будет изменением предмета и основания иска, если вместо взыскания убытков потребовать неосновательное обогащение или вместо норм о поставке применить нормы об обязательствах вследствие причинения вреда. Доказательства и доказывание Верховный суд развеял сомнения относительно возможности истребования доказательств у других лиц, участвующих в деле. Несмотря на то, что положение абз.
При этом рекомендуется стимулировать неисправных адресатов определений об истребовании возложением судебных расходов и, что ещё более важно, обоснованием выводов суда объяснениями другой стороны по аналогии с ГПК. Следует обратить внимание на разъяснение, касающееся истребования доказательств в порядке ч. При буквальном толковании нормы получалось, что заявитель должен чётко указать доказательство, которое он истребует, и обосновать его нахождение у соответствующего лица.
Это ставит сторону в сложное положение, поскольку не всегда можно индивидуализировать необходимое доказательство. Верховный Суд указал, что, ходатайствуя об истребовании, заявитель не должен указывать конкретные реквизиты документов и доказывать само наличие необходимых документов у соответствующего лица. Конкретизированы положения о рассмотрении заявлений о фальсификации доказательств.
Указано, что не подлежат рассмотрению по правилам ст. При этом важным является указание на вынесение судом частного определения и направления его копии в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении лица к ответственности, представившего фальсифицированное доказательство, или лица, безосновательно заявившего о его фальсификации.
Если арбитражный управляющий и или кредиторы полагают, что права и законные интересы кредиторов нарушены судебным актом включая акты суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а также акт о принудительном исполнении решения третейского суда , на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование кредитора, указанные лица вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и о повторном рассмотрении дела. Предусмотренный процессуальным законодательством срок на подачу такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов данным судебным актом. Копия заявления направляется кредитору, должнику, арбитражному управляющему и представителю собрания комитета кредиторов, которые извещаются судом о рассмотрении заявления. Сведения о подаче заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам включаются арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение десяти рабочих дней с момента, когда он узнал о поданном заявлении.
Лица, названные в пункте 10 настоящей статьи, вправе принять участие в рассмотрении указанного заявления, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы, которые не представлялись и не заявлялись при первоначальном рассмотрении дела. Повторная подача указанного заявления этими лицами по тем же основаниям не допускается. Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего от ста тысяч рублей до одного миллиона рублей подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона. Сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, составляющая более одного миллиона рублей, подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 60 настоящего Федерального закона. В исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу арбитражного управляющего в достижение результатов процедуры банкротства. Указанные в настоящей статье заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 60 настоящего Федерального закона.
Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств, жалоб и иных обособленных споров в деле о банкротстве 1. Заявления и ходатайства, в том числе о разногласиях, возникших между арбитражным управляющим, кредиторами и или должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов, жалобы на действия бездействие арбитражных управляющих, на решения собрания или комитета кредиторов, а также иные обособленные споры по заявлениям лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения указанных обособленных споров арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обособленные споры рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве. По результатам рассмотрения обособленного спора арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части. В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение.
Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение пятнадцати дней со дня его изготовления. При рассмотрении обособленных споров в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, арбитражный суд вправе по своей инициативе или по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, назначить судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Актуальность данного вопроса связана с различными подходами судов: одни требовали диплом о высшем юридическом образовании для ознакомления с материалами дела, а другие нет. Верховный Суд разъяснил, что для выполнения технических функций наличие высшего образования не требуется. Кроме того, Верховный суд указал, что можно не заверять копию документа о высшем образовании представителя, подписавшего исковое заявление, поскольку при возникновении сомнений в ее достоверности суд предлагает лицу представить оригинал.
Также может не заверяться копия удостоверения адвоката, так как информация о статусе адвоката содержится в соответствующем реестре. Такой подход отменяет ранее данные Верховным Судом разъяснения о необходимости заверения копий диплома об образовании6. Ещё одно разъяснение касается ведения арбитражных дел адвокатами — их полномочия подтверждаются доверенностью. Тем не менее, ордер остаётся законным удостоверением полномочий адвоката в гражданском процессе. Индивидуализация иска Верховный Суд напомнил, что суд не связан той квалификацией правоотношений, которую предложили стороны и подчеркнул, что квалификация требования истца не является критерием, индивидуализирующим иск для целей применения правил о тождестве исков.
Следовательно, изменение правовой квалификации или правового обоснования не означает изменения предмета или основания иска. Например, не будет изменением предмета и основания иска, если вместо взыскания убытков потребовать неосновательное обогащение или вместо норм о поставке применить нормы об обязательствах вследствие причинения вреда. Доказательства и доказывание Верховный суд развеял сомнения относительно возможности истребования доказательств у других лиц, участвующих в деле. Несмотря на то, что положение абз.
В этом случае действия командира начальника , отдавшего такие приказ или распоряжение, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части УК РФ. ВС напоминает, что в соответствии с частью 2 статьи 42 УК РФ заведомо незаконным приказом начальника следует считать, в частности, приказ, направленный на совершение преступления или нарушение законодательства Российской Федерации, либо не имеющий отношения к исполнению обязанностей военной службы при условии осознания этих обстоятельств подчиненным. Освобождение от ответственности Если же подчиненный не осознавал и по обстоятельствам дела не мог осознавать незаконность выполненного им приказа или распоряжения, такой военнослужащий на основании требований части 1 статьи 42 УК РФ не подлежит уголовной ответственности, а командир начальник , отдавший такой приказ, должен нести ответственность как исполнитель соответствующего преступления, поясняет Верховный суд. Он указывает, что в зависимости от конкретных обстоятельств дела командир начальник , отдавший незаконные приказ или распоряжение, может быть дополнительно привлечен к ответственности и по соответствующим статьям главы 30 УК РФ.
Дезертирство и самоволка Военнослужащие, впервые совершившие дезертирство или самовольно оставившие место службы вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности, следует из текста постановления пленума. По смыслу закона военнослужащий считается совершившим данные преступления впервые, если он не имеет неснятую или непогашенную судимость за названные в них преступления, напоминает высшая инстанция. Под стечением тяжелых обстоятельств ВС рекомендует понимать объективно существовавшие на момент совершения деяния неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. При этом если тяжелые обстоятельства устранены или отпали, а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части места службы , за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях. Разграничение преступлений В постановление пленум также объяснил разницу между самовольным оставлением места службы и дезертирством. Так, ответственность за самовольное оставление части или места службы наступает только при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть к месту службы.
Документы Пленума и Президиума Верховного суда
Наиболее важные Постановления Пленума ВС РФ за 2023 год. Обзор судебной практики | О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. |
Главные Пленумы Верховного суда в 2023 году | Критический обзор нового Постановления Пленума Верховного Суда об ОСАГО. |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 37 от 15 декабря 2022 года
В четверг Пленум Верховного суда (ВС) РФ принял постановление о практике рассмотрения дел о преступлениях против военной службы, в котором дал ответы на эти и многие другие вопросы. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 43. В постановлении рассматриваются признаки длящихся и продолжаемых преступлений, а также вопросы, связанные с их квалификацией. Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановил считать 21 сентября 2023 года днем начала деятельности Херсонского областного суда, Арбитражного суда Херсонской области, городских, районных и межрайонных судов Херсонской области. Пленум Верховного суда (ВС) готовит постановление о вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях. Комментарий Рудакова Евгения, судьи Верховного Суда Российской Федерации, к Постановлению Пленума № 43 от 12 декабря 2023 года «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о длящихся и продолжаемых преступлениях». Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 01.06.2023 № 15, посвященное обеспечительным мерам.
Вопрос-Ответ
- Форма поиска
- Поделиться
- Состав Пленума Верховного суда
- Преступные приказы военные исполнять не обязаны
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 37 от 15 декабря 2022 года
- ВС РФ обновил разъяснения по ОСАГО с учетом появления службы финуполномоченного
II. Преступления против военной службы, предусмотренные статьями главы 33 УК РФ
- Готовы доверить решение проблемы нам?
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2022 N 39
- Наиболее важные Постановления Пленума ВС РФ за 2023 год. Обзор судебной практики
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 11
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 11
В проекте предлагается разъяснить, что уголовная ответственность за заведомо ложный донос статья 306 УК РФ исключается, если заявитель добросовестно заблуждался относительно события преступления или его существенных обстоятельств, при этом уголовная ответственность за заведомо ложный донос наступает только в случае, если сообщение о преступлении поступило от лица, которое в установленном порядке предупреждено об уголовной ответственности по статье 306 УК РФ. По итогам обсуждения участники Пленума внесли предложения по доработке документа, после чего проект постановления был направлен в редакционную комиссию. В рамках заседания были приняты два постановления о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов законов, призванных улучшить условия работы служащих аппарата мирового судьи, уменьшить отток кадров из судебной системы, что должно способствовать бесперебойной работе мировых судей и созданию необходимых условий для осуществления ими качественного и эффективного правосудия: О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 38 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере организационного обеспечения деятельности мировых судей».
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции о назначении экспертизы, предусмотренной настоящим Федеральным законом, или об отказе в ее назначении; об обязании внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве; о перечислении денежных средств с депозитного счета суда, является окончательным и не подлежит обжалованию в арбитражный суд кассационной инстанции. По истечении тридцати календарных дней со дня окончания срока для предъявления требований кредиторов арбитражный суд рассматривает поступившие требования для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований. Возражения относительно требований кредиторов могут быть заявлены лицами, указанными в пункте 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Такие лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Возражения относительно требований кредиторов должны поступить непосредственно в арбитражный суд до истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи. Требования кредиторов, по которым поступили мотивированные возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда в течение месяца после окончания срока на заявление возражений. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований. Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения требований кредиторов. Рассмотрение требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, в том числе при наличии поступивших возражений, не может являться единственным основанием для отмены определения арбитражного суда. Если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр требований кредиторов станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении требования кредитора из реестра требований кредиторов либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. По истечении тридцати календарных дней со дня предъявления требования кредитора арбитражный суд рассматривает поступившее требование для проверки его обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. Требование кредитора рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи.
По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требования в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения такого требования. Возражения относительно требования кредитора могут быть заявлены лицами, указанными в пункте 10 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Мажоритарный участник оспорил договор и потребовал вернуть задаток: сделка крупная, он не давал на нее разрешения, у организации нет средств на оплату договора. Нижестоящие суды поддержали истца. Продавец не понес убытков, он снова может выставить имущество на торги. Управляющий, в свою очередь, мог проявить осмотрительность и установить, что сделка является крупной для покупателя. Возложение на него обязанности по проверке данных фактов может привести к нарушению прав потенциальных покупателей. Как оказалось, тарифы для переводов юрлицам и физлицам различаются в 100 тыс. Управляющий указал на явную неравноценность встречного предоставления.
За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Закона установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным. Отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом, поскольку закон связывает назначение такого надзора с фактом наличия у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора включая сведения о сроке, о виде наказания, о виде исправительного учреждения и или иных судебных решений по уголовному делу в том числе судебных актов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений часть 8 статьи 272 , часть 3 статьи 273 КАС РФ. Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т. С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т. В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства, пребывания или фактического нахождения лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и или по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре. В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям.