Девятый, втором, двенадцать, третьем, четвертой, пять. 2. Выпиши из текста все наречия. контрольное списывание 4 класс 1 четверть с грамматическим заданием.
Контрольное списывание имя прилагательное 4 класс школа россии
Контрольное списывание 4 класс 4 четверть школа россии презентация | Текст для контрольного списывания 2 класс 3 четверть школа России ФГОС. |
Тексты для списывания — 4 класс 4 четверть (Русский язык) | Урок русского языка в 4 классе "Безударные личные окончания глаголов брить и стелить" Контрольные работы по русскому языку 4 класс 3 четверть. |
Рассказы для списывания 4 класс маленькие | КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ с ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ДЛЯ 4 – ГО КЛАССА УМК «Школа России» тест по русскому языку (4 класс) по теме. |
Контрольное-списывание-4-класс | Контрольный словарный диктант класс. IV четверть. |
Контрольное списывание. Текст "Скворцы". 4 класс. 4 четверть.
Персональный сайт - 4 класс 1 четверть Контрольное списывание | Ребенок в четвертом классе уже должен уметь с легкостью разбирать слова по составу, делать фонетический и морфологический разбор. |
Списывание 4 класс 4 четверть школа россии | Контрольное списывание. |
Контрольное списывание имя прилагательное 4 класс школа россии
Начальная школа + подготовка к школе с учителем. 27 ноя 2020. Пожаловаться. Списывание с заданием, 4 класс. А мы с б льшим с ели уже по четыре кру ки ч десной яго ки и. контрольное списывание 4 класс 1 четверть с грамматическим заданием. Контрольное списывание 2 класс 2 четверть (Школа 21 века). У меня тоже нет к/списывания в планировании на весну в 4 классе по УМК "Школа России". Списывание текста 1 класс 1 четверть школа России прописью.
Бланк контрольных и проверочных измерений Русский язык 4 класс
Контрольное списывание 4 класс 4 четверть школа россии фгос с заданием презентация | Контрольное списывание №2 (за 2 четверть). |
Файл: Контрольное списывание 4 класс iv четверть. Скворцы.doc | Тексты для контрольного списывания, 4 класс. Ёлка. Без ёлки нет в доме праздника Нового года. |
Диктанты русский язык 4 класс УМК "Школа России", ФГОС 2023-2024 года | Диктант (списывание) с грамматическим заданием по русскому языку 4 класс 2 четверть. |
Контрольное списывание имя прилагательное 4 класс школа россии | КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ с ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ ДЛЯ 4 – ГО КЛАССА УМК «Школа России» тест по русскому языку (4 класс) по теме. |
Проверочное списывание «Письмо космонавта» 4 класс - Начальная школа. Русский язык | УМК «Школа России» Сборник вариантов текстов для контрольного списывания по русскому языку для учеников 4 классов. |
4 класс: диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями
Контрольное списывание в 4 классе во 2 полугодии. В классе алгоритм списывания составляется детьми коллективно и размещается радом с доской. Контрольный диктант за 3 четверть 4 класс Птицы. Школа России — одна из основных программ начальной школы и к средней школе дети по ней достаточно подготовлены к дальнейшему обучению.
Бланк контрольных и проверочных измерений Русский язык 4 класс
Ожил под тёплым солнышком и огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна! Слова для справок: пригревает, наполнена. Грамматические задания 1. Предпоследнее предложение разобрать по членам. В пятом предложении обозначить падежи имен существительных и прилагательных. Вариант 2 Цветы Пришла ранняя весна.
Солнце разбудило лес. Тёплые лучи растопили снежинки на верхушке сосны. Упали первые капельки на снег. Они пробили сугроб. Появились первые проталины. Из-под снега стали показываться зелёные стрелки.
Грамматические задания: 1. Из текста выпиши одно существительное, один глагол по выбору и сделай их морфологический разбор.
Из текста выпиши два слова с безударными гласными, проверяемыми ударением, и разбери их по составу. Найди в тексте предложение с однородными членами и подчеркни главные и второстепенные члены. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно. На берегу речки меня встречает маленкий куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаються, сходятся в тропинки. Иду по следу и у кустика ивы вижу гнездо.
В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегаит к гнезду и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает. Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе — всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улители, бросили свои гнёзда.
Погибла и кладка куличьков. Весеннее утро. Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое — где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги. Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков.
На душе легко и спокойно. Хочется сделать что — то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге. Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых — скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути! Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов.
Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёш к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радуит всех своей красотой. Жизнь у берёзки нелёгкая.
И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески. Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечько, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянит листики — ладошки из старого пня. Допиши окончания прилагательных. Определи падеж имен прилагательных в первом и втором абзацах.
Работа над орфограммами.
Что ставим в конце предложения? Подберите проверочные слова. Найдите в тексте союзы. Разберите первое предложение.
Деревья бр…сают длинн… неподвижн… тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.
Однообразный шум колёс не заглуша…т весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Грамматические задания: В шестом предложении подчеркни главные члены. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
4 класс 1 четверть Контрольное списывание
Подойдёш к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радуит всех своей красотой. Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески. Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечько, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянит листики — ладошки из старого пня. Допиши окончания прилагательных. Определи падеж имен прилагательных в первом и втором абзацах.
Разбери по составу слова: Придорожная, зимние, просторной. Береза у дороги. За крайн. Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло. Но вот от весенн. Пришло лето в шёлков. Кустарники заставляют молодые деревья тянуться к свету. На огороде давно собрали овощи, а в саду — яблоки и груши. В воздухе кружились ласточки и стрижи.
Горизонт закрыли чёрные тучи. Строители возводят новые дома. После грозы побежали звонкие ручейки. Тень от дерева легла на дорожку. Лодка быстро плыла по гладкой поверхности реки. Мама подошла к постели ребёнка. В жаркий день в тени бывает прохладно. К ночи дождь перестал. В пустыне под палящими лучами солнца невозможно найти тени.
Малыш бежал за своей тенью. Александр Васильевич Суворов учил своих солдат мужеству и стойкости в бою. Баржа подплывала к Казани. По тени можно определить время. В давние времена из Америки вывезли прелестный золотистый цветок. Заморский красавец был высок. Крупные листья цветка были его украшением. Большая круглая голова была похожа на солнце. Она всегда стояла лицом к светилу.
В одной из деревень России крестьянин Бокарёв задумался о пользе этого цветка. Он испытывал стебель, корень, сушил листья. Искатель дошёл до головы растения. Бокарёв вываривал и давил мягкие зёрна. Он увидел золотистые капельки. Радостно было человеку, что он нашёл новое масло. Очень давно один адмирал привёз в Англию первый картофель. Хозяин посадил новое растение в огороде. Он решил угостить овощем своих друзей.
Но повар приготовил не клубни, а листья и стебли растения. Новое блюдо не понравилось. Адмирал приказал сжечь кусты картофеля в огороде.
Коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травки глядит беленький глазок чудесной земляники. Рядом уже красуется душистая ягодка. Белые серёжки ландыша качаются между длинными листьями.
На листике подорожника сидит большой зелёный кузнечик, играет на скрипке. Стучит пёстрый дятел. Жалобно кричит жёлтая иволга. А вот и голос кукушки. Серый зайка шмыгнул в кусты. Высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом рыжая белка. Стоишь и волнуешься природой.
Объём слов: 93 Читать далее «Лесные пожары» Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего... Она положила завтрак и книги под куст, а... Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не... Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно... Серовой 54 слова Диктант "Вечер в лесу" За вершинами леса скрылось солнце.
Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками.
Текст длятсписывания 2 класс.
Списывание 2 класс. Списать текст. Текст для списывания 1 класс.
Текст для списывания 2 класс. Небольшие тексты для списывания 4 класс русский язык. Текст для списывания 1 класс 3 четверть.
Списывание 2 класс школа России. Текст для контрольного списывания. Списывание 2 класс 4 четверть школа России.
Списывание 3 класс русский язык 1 четверть. Контрольное списывание 3 класс. Тексты для списывания 3 класс русский язык.
Контрольное списывание 4 класс русский язык 1 четверть. Конторолл ьное списывание 4 класс. Контрольное списывание 4 класс русский.
Карточки для списывания 1 класс 1 четверть школа России. Списать текст 1 класс. Задание списать текст 1 класс.
Тексты для списывания 1 класс карточки. Списать текст 2 класс по русскому языку. Текст для списывания 5 класс.
Тексты для списывания 4 класс русский язык 1 четверть. Русский язык 1 класс тексты для списывания. Текст для контрольного списывания 2 класс.
Текст для контрольнокго списываниея 2класс. Тексты для списывания 2 класс русский язык. Списывание 1 класс.
Контрольные списыание. Контрольное списание 1 класс. Контрольное списывание русский язык 2 класс Родина.
Текст для контрольного списывания 6 класс. Текст для контрольного списывания 2 класс 2. Текст для 3 класса по русскому языку для списывания.
Списывание первый класс 2 четверть. Текстики для списывания. Текст для списывания 2 класс по русскому языку.
Текст по русскому 3 класс для списывания. Тексты для списывания 2 класс школа России 1 четверть русский язык. Текст по русскому языку.
Текст с пропущенными орфограммами. Спиши текст. Списывание 3 класс.
Тексты для списывания 4 класс русский язык. Текст для списывания 1 класс с заданиями. Карточка для текста.
Сборник диктантов и контрольных списываний для 4 класса
Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места. Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают 3 очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Задание: 2. Выполните разборы слов, отмеченные цифрами.
Александр Васильевич Суворов учил своих солдат мужеству и стойкости в бою.
Баржа подплывала к Казани. По тени можно определить время. В давние времена из Америки вывезли прелестный золотистый цветок. Заморский красавец был высок. Крупные листья цветка были его украшением.
Большая круглая голова была похожа на солнце. Она всегда стояла лицом к светилу. В одной из деревень России крестьянин Бокарёв задумался о пользе этого цветка. Он испытывал стебель, корень, сушил листья. Искатель дошёл до головы растения.
Бокарёв вываривал и давил мягкие зёрна. Он увидел золотистые капельки. Радостно было человеку, что он нашёл новое масло. Очень давно один адмирал привёз в Англию первый картофель. Хозяин посадил новое растение в огороде.
Он решил угостить овощем своих друзей. Но повар приготовил не клубни, а листья и стебли растения. Новое блюдо не понравилось. Адмирал приказал сжечь кусты картофеля в огороде. Потом в золе нашли горячие клубни.
Их попробовали, и картофель понравился. С тех пор его стали печь и варить. Полночь прошла. Наступало утро. Мы шли степью по дороге к деревне.
В воздухе пахло сыростью. По телу пробежала дрожь. Солнце вышло из туч. Всё наполнилось жизнью. Мы услышали живые звуки, голоса.
В голубой выси птицы пели песни. По глади реки плыли гуси и утки. В тени деревьев щипали молодую траву гусята. Их мокрые лапки были покрыты пылью. На окраине деревни паслась лошадь.
Шерсть лошади блестела на солнце. Я с отцом жил в хорошей палатке, с костром, чайником. Спали мы на свежем сене, удили рыбу. Кроме того, я ходил дальше вверх по реке, где были озёра в ивняке, и стрелял уток. Уток мы варили охотничьим способом, в гречневой каше.
Несмотря на мою действительную страсть к охоте, у меня никогда не было должной заботы и терпения снарядится как следует. В охоте мне нравился элемент игры, случайности. Не удивительно, что добычи у меня было мало. У каждого цветка свой «секрет». Есть он и у розовой смолки.
Тронешь её стебель и чувствуешь, что пальцы приклеились. Для чего же смолке липкий смолистый стебелёк? В розовом цветке смолки — сладкий нектар.
И ты скажешь: «Этого ещё вчера не было». Лужайка меняет свой вид после тёплого дождя.
Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звёздочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос ты всегда услышишь в ясный весенний день. З а д а н и е: графически объяснить выбор написаний во всех глаголах с безударными личными окончаниями.
Рассвет в лесу Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке.
Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы. Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься легким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело. Выпишите из текста глагол, в котором имеется такой состав: I вариант: приставка, корень, окончание, суффикс; II вариант: приставка, корень, суффикс, окончание. Обозначьте графически во всех предложениях однородные сказуемые.
Выпишите из диктанта два глагола, в которых: I вариант: звуков больше, чем букв; II вариант: букв больше, чем звуков. Контрольное изложение Странный дуэт. Вы слышали, как поют ежи? А мне посчастливилось. Однажды утром подходил я к лесной сторожке.
Долгие годы здесь жил со своей семьёй Виктор Михайлович Васнецов. Войди в этот чудесный дом! Мебель, печи, люстры выполнены по рисункам художника. Буфет похож на сказочный терем. Лавки и сундуки украшены чудесной резьбой. Вот мастерская художника. С картин на тебя смотрят Алёнушка, Царевна-лягушка и Иван-царевич.
Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук.
Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам. Шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За одну ночь всё в природе изменилось. Взошло солнце.
Оно высветило изумительной красоты зимний, белоснежный наряд. Каждая маленькая былинка словно покрылась лебяжьим пухом. Ребятишки раскатали горку до льда. Они устремились к ней с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Щёки разрумянились. Малыши играли в снежки.
Липкие комья снега летели во все стороны. Зима дарит людям много радости. В прошлом веке в Кремле выстроили здание Оружейной палаты. Там разместили древние сокровища. Она стала музеем. Каких только чудес здесь нет!
Списывание 4 класс
Проверочная работа «Слова с непроверяемыми написаниями» (4 класс, УМК «Школа России», УМК «Перспекти. Контрольное списывание 2 класс школа России 4 четверть русский язык. Контрольный диктант за 3 четверть 4 класс Птицы. Тексты для контрольного списывания, 4 класс. Ёлка. Без ёлки нет в доме праздника Нового года.
Файл: Контрольное списывание 4 класс iv четверть. Скворцы.doc
4 класс,4 четверть. Куличики. Контрольный диктант за I четверть Диктант "Улетают журавли". УМК «Школа России». Контрольное списывание за 4 четверть по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».
Тексты для списывания 4 класс школа россии
Глазам стало больно от света. Я крепко зажмурился. Над моей головой что-то затрещало. Потом меня что-то ударило по голове. Я упал.
Я очнулся после дождя. По всему лесу капало с деревьев Звонко пели птицы. Ярко светило солнце. Моя одежда была мокрая.
На голове была шишка. Было немного больно. Я взял грибы и быстро побежал домой. Дома никого не было.
Я лёг на печку и уснул. Когда я проснулся, в доме вкусно пахло грибами. Толстому Грамматическое задание Выпишите из текста пять наречий. Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия и запишите получившиеся словосочетания.
Подберите к данным наречиям антонимы. Громко -... Варан собирает дань След варана тянется через барханы от одного городка песчанок к другому. Песчаный крокодил собирает дань.
Вот он появился и сунул морду в крайнюю нору. Под землёй сразу начинается переполох. Песчанки топают, возятся, перебегают из одних нор в другие. Пыль взлетает высоко вверх.
А внизу под землёй уже хозяйничает варан. Он продирается сквозь лабиринты узких ходов и наводит ужас и панику. Достаётся тут и хозяевам, и жильцам. Песчанка замешкалась - очень хорошо.
Удавчик заспался - тоже неплохо! Фаланга, скорпион, песчаный таракан - вполне съедобно. Молодая агама, геккон - лучше и не надо! Но сегодня варану не повезло.
Все тупики облазил, а нашёл только компанию бабочек. От жары они спрятались под землю. Бабочки - пища легковесная, суховатая. От неё в горле першит.
Но и бабочками можно перекусить. Высунул голову из норы, облизался, зевнул во всю зубастую щучью пасть и медленно, вразвалку пошагал дальше. Потянулся вараний след через барханы к новому городку. Сладкову Грамматическое задание Выпишите из текста наречия, которые отвечают на вопросы куда?
Образуйте от данных прилагательных наречия с суффиксом - О. Чистый -... Составьте и запишите небольшой текст на тему «В лесу», используя наречия. Раки Речка Берёзовка хоть и маленькая, да рыбная.
А вот раков в Берёзовке нет. Перевелись, да и всё. Тиша с Ваней их давно не ловили. А в соседней речке Вертушинке раки не переводились.
Только ходить туда было далеко. Через лес да ещё через болото. Дед рассказывал Ване, что раков раньше много было. И Тишина бабушка это рассказывала.
Предложил Тиша Ване наловить по корзине вертушинских раков и выпустить их в Берёзовку. Ваня отказался. Пока они разведутся, их ребята повыловят.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
Пантелееву Грамматическое задание 1. Выпишите из текста три глагола прошедшего времени. Выделите в них суффиксы. Образуйте форму прошедшего времени отданных глаголов.
Стелить -... Составьте и запишите два предложения о весне так, чтобы в первом предложении - глагол стоял в настоящем времени, а во втором — в прошедшем. Новый голосок В гнезде чайки лежали три яйца. Одно яичко зашевелилось.
Ему не терпелось. Будь его воля - выскочило бы из гнезда и покатилось по бережку. Вдруг яйцо захрустело. Выкрошилась на тупом конце дырочка.
И из дырочки высунулся клюв. Клюв раскрылся от удивления. Ещё бы: стало свежо и светло. И чайчонок вдруг струсил.
Может, не стоит совать свой нос в незнакомый мир? Но солнце грело. Покачивались зелёные травинки. Плескались волны.
Чайчонок упёрся лапками в пол, и скорлупа раскололась. Малыш испугался и запищал. Появилась в нашем мире новая чайка. Зазвучал в хоре голосов, голосищ, голосишек новый голосок.
Он был робок и тих. Но он зазвучал. И его услышали все. Сладкову Грамматическое задание Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода.
Спишите словосочетания, употребив глаголы в прошедшем времени. Составьте и запишите предложение с одним из этих словосочетаний. Упасть в воду, забежать за тучи, посмотреть в окно, сверкнуть в небе. Запишите глаголы, значения которых указаны, в прошедшем времени.
Мишка Не везло Суворову на лошадей. Двух первых коней ранило в бою. Третья лошадь оказалась глупой. Но вот донские казаки подарили Суворову Мишку.
Уши торчком, землю скребёт копытом. Не конь, а огонь! Понравился Суворову конь. Сдружились они с ним и понимали друг друга без слов.
Лихим оказался Мишка и в бою. Но и у лошади жизнь солдатская. В одном из сражений ранило Мишку в ногу. Захромал конь.
Суворов докторов бранил, требовал вылечить Мишку. Но лечение не помогло. От хромоты конь не избавился. Пришлось Суворову расстаться с верным товарищем.
Отправил фельдмаршал коня к себе в имение. Коня чистили, выгуливали, хорошо кормили. Фельдмаршал долго помнил лихого донца. Лучше коня у него не было.
Алексееву Грамматическое задание Выпишите из текста по одному глаголу прошедшего времени женского, мужского и среднего рода. Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их в форме 3-го лица единственного числа настоящего времени, 2-го лица единственного числа и в форме прошедшего времени. Заметить, дремать, робеть, парить, бросать.
Это можно сделать с помощью данной подписки. Спасибо, что вы со мной! Вот уже четыре года я делаю ролики для начальной школы.
Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых — скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути! Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов 3. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки.