К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом. Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот.
Восстание крестьян в селе Бездна Казанской губернии
Главная» Новости» Крестьянские выступления. Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне.
Дали вольную – крестьяне недовольные
выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии.
100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"
Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил « Колокол » А. Герцена 1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862. Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина.
Исторический контекст СССР был известен своими трудностями с доступом к продуктам, что и нашло отражение в данном слоте. Символы слота включают изображения товаров, которые были особенно ценны в те времена, например: Хлеб.
Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей. Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке. Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях.
Из приведенных материалов вытекают следующие выводы: 1. Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян. Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 4. Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают. Белинский В. Грановский Т.
Нечаев С. Николай I Огарёв Н. Ткачёв П. Ульянов В. Чернышевский Н. Шервуд В. Крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Царский манифест предостерегал от такого развития событий: "Полагаемся на здравый смысл нашего народа.
Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим Рим. XIII, 1 , воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности. И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта". Весной 1861 в ряде губерний произошли крестьянские волнения. В АП 1861 село Бездна стало центром крестьянских волнений. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров.
Он умел читать и после изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл "настоящую волю".
Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней.
Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия. Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра.
Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь". Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин.
Дети же и подростки с 10-12 лет иногда и с 8-ми работали буквально всюду. Газета "Русские ведомости" в 1879 г. Серпухова Московской губернии: "Положение детей, из-за 4-5-рублевого жалованья обреченных на изнурительную 12-часовую работу, в высшей степени печальное. К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона.
А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г.
"События в селе Бездна"
Обзор игрового слота «Продуктовая лотерея СССР» - | Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. |
Бездненские волнения :: Татарская энциклопедия TATARICA | Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. |
Значение слова «БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ 1861» | Крестьянин Антон Петров в селе Бездна Казанской губернии (ныне село Антоновка Татарстана)истолковал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости" в пользу крестьян. |
Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну | Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. |
Бездненские волнения — Википедия | Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. |
Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии.
Крестьяне соседних селений, прослышав об этом, массами стали приходить в Бездну к Петрову, чтобы узнать про «волю». Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел. Антикрепостнические выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 года в ответ на Крестьянскую реформу 1861 года.
Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал
Министр внутренних дел П. Валуев признавал: манифест «не произвёл сильного впечатления в народе и по содержанию своему даже не мог произвести этого впечатления. Историк П. Зайончковский приводит типичный случай, который произошёл с одним сельским священником — ему пришлось остановить чтение царского документа, так как крестьяне подняли страшный шум: «Да какая же это воля? Публицист Ю. Самарин 23 марта 1861 г. Григорий Мясоедов, 1873.
Протестовали, конечно, не против отмены крепостничества, а против такой отмены. Крестьяне думали, что обманывают их помещики — подкупили священников и дурят, а настоящую царскую волю и манифест скрывают. Ну, или корысти ради трактуют его по-своему. Мол, не мог царь русский такое придумать! Народ сбегался к грамотным людям и просил их истолковать манифест правильно — в крестьянских интересах. Затем они отказывались отрабатывать барщину и платить оброк, не дожидаясь никакого двухгодичного срока.
Увещевать их было сложно. В Гродненской губернии около 10 тыс. Выступления продолжались два года, но пик их пришёлся на первые несколько месяцев. В марте крестьянские волнения усмиряли в 7 губерниях — Волынской, Черниговской, Могилёвской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В апреле — уже в 28, в мае — в 32 губерниях. Где не получалось успокоить людей уговорами, где били священников и громили волостные конторы, приходилось действовать силой оружия.
В подавлении выступлений участвовало 64 пехотных и 16 кавалерийских полка. Косцы», худ. Wikimedia Commons Не обошлось без человеческих жертв. Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии.
Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки.
Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А. В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии.
Щапова 16 апреля г. Уже весной 1861 г. В их представлении совершенная воля - немедленное прекращение любых отношений с помещиком и получение всей удобной земли. Этого не произошло. К тому же им предстояло выплачивать высокие выкупные платежи.
Крепло убеждение в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание. Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г.
Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли. Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными.
С марта и до конца мая 1861 г. Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ».
К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли». Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля.
Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации - старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень.
Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.
В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение».
Он был схвачен и отправлен в острог. В Бездне было устроено настоящее побоище. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору.
Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.
Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд.
Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание.
В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины. Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. Отклики на бездненские события. Куртинская панихида.
Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий.
В результате было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям общее число жертв превышало 350 человек. А Антона Петрова, вышедшего из дома, неся Положение о крестьянах над головою, арестовали, и 19 апреля 1861 г.
Он надеялся без шума захватить бунтовщика, но против него вышла огромная толпа с криками, что Антона они не отдадут, и требованием прислать на переговоры самого царя. Когда крестьяне отказались разойтись и выдать Петрова, военные открыли огонь. Было много погибших и раненых, в панике люди разбежались. Антона Петрова арестовали, он был предан военному суду и публично расстрелян 19 апреля, 16 наиболее мятежных его единомышленников выпороли, а потом либо отправили в тюрьму, либо сослали в Сибирь. Так сошла на нет волна, народного гнева, которую смог поднять один человек, болевший душой за свою Родину, свой народ. Сейчас на месте, где стоял его дом, стоит памятная плита.
Выступление крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия
Антон Петров был расстрелян по приговору суда. Драматичные события разыгрались в селе Кандеевка Пензенской губернии. Посчитав прочитанный манифест подложным, более пятисот крестьян потребовали от священника выдать настоящий указ царя. Они разгромили дом управляющего и вотчинную контору, избили священника, конторщика и бурмистра. В Кандеевке собрались тысячи крестьян из соседних деревень. Присланную команду крестьяне гнали 10 верст, захватив в плен исправника и управляющего. Восстание было подавлено лишь две недели спустя. В результате расстрела были убиты 11 крестьян, ранен 31.
Наказанию шпицрутенами подверглись 165 человек. Реакция дворян и интеллигенции Реакция дворян также была не восторженная. Часть помещиков были недовольны необходимостью хозяйствовать на земле без рабочих рук и оборудования. Помещичьи протесты выражались в дворянских губернских комитетах. Многие дворяне предлагали изменить закон.
Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая...
Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А.
Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора».
В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян.
Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле?
Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть.
Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет! Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов.
Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс.
Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам.
Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало.
Апраксина - дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края». По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа». По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое самое дурное последствие исхода безднинского дела, по мнению губернатора, «состояло в том, что число жертв оно вызывало негодование многих». Например, в апреле-мае 1861 г. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.
Таким образом, можно сделать выводы: 1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы; 2. Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее. В первой четверти ХIХ в. Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян» О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса « Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела» и либеральные органы « Отечественные записки», «Русский вестник», « Русское слово ». Первое сообщение в крестьян в Бездне.
Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами. Однако, «Колокола» распространившегося по всей России, вынудило самодержавие выступить с официальной версией бездненских происшествий». Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и Петрова. Выступая лишь против помещиков - «хозяев», крестьяне чаще всего ограничивались своими «барами», не объединяясь. После подавления Бездненского волнения крестьянское движение в Казанской губернии не прекращалось и продолжалось в течение всего периода проведения реформы.
В 1861-1866гг. Классовая борьба крестьян, усиливаясь с осени 1861 г. В 1861-1866 гг. Крестьяне не хотели также выполнять обременительных издельных повинностей и оброков, фиксированных в грамотах. Свой протест крестьяне проявляли отказами от выполнения текущих повинностей на помещиков. Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей.
Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке. Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях.
"Узнав про Бездну, Щапов говорил студентам: "Ну вот вам и деятельность!"
Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Он стал толковать Положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные. Но на этой «трактовке» царских бумаг дело не ограничилось. По инициативе Петрова народ сначала в вольнолюбивой Бездне, а потом уже и по всей округе стал менять низшие звенья власти на своих, «хороших людей». Ими были заменены «плохие» старосты, выборные, сотские ряда сел и деревень Спасского уезда. По селениям этого уезда, как было выяснено во время следствия, быстро разнеслась весть о том, что Антон Петров «велел сменить старых начальников и на их место миром избрать других». В своем показании на следствии Антон признает, что сама мысль об избрании новых начальников принадлежала ему, но «сотские назначены были» не им самим, а «миром», следовательно, начальниками избирали тех, кого желали сами крестьяне.
Большинство крестьян волей без земли остались недовольны. И если в предшествовавшие реформе пять лет количество крестьянских выступлений исчислялось от силы несколькими сотнями в год, то после «монаршей милости» только в 1861 году, по данным российского министерства внутренних дел, их произошло 1859! Для подавления половины из них привлекались войска — полиция не справлялась.
Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Петров посмел заявить, что зачитанный царский Манифест — подложный, а настоящий, который «спрятали помещики и попы», бесплатно дарует освобождаемым крестьянам землю. В селах Черногай и Кандеевка Пензенской губернии свыше полутысячи восставших крестьян, вооружившись косами и вилами, обратили в бегство военный отряд, направленный для их «вразумления», и гнали солдат почти 10 верст!
Подавить восстание удалось лишь три недели спустя. Были и другие проявления крестьянского недовольства царской реформой. Значительная часть лично освобожденных крестьян продолжала пребывать во «временно-обязанном» состоянии, которое мало отличалось от прежней крепостной зависимости, за исключением личной свободы, появившейся у бывших рабов.
В итоге царю-освободителю пришлось спустя 20 лет переводить отказников на выкуп уже в приказном порядке.
Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 чел. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 публично расстрелян.
Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А.
Волнения начались в апреле 1861 года в селе Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам. Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб.
Восстание крестьян в селе бездна. Из Бездны — в колхоз, из колхоза — в… рыночную бездну
Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. 12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Текст научной работы на тему «Участие студентов Казанской духовной академии в панихиде по крестьянам С. Бездна».
4 выступление крестьян в селе бездна. Крестьянские волнения и восстания
Вы точно человек? | «Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. |
Бездненские волнения — Википедия | Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. |
Бездненское выступление 1861
Бездненские волнения | БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). |
Волнение в селе бездна участники. Бездненская трагедия. Вопросы и задания | Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. |
После реформ: Народ и реформы | Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. |
Бездненское восстание 1861 года | Впрочем, село Бездна было не единственным, "радость" от реформ царя-освободителя Александра II в период 1861-1862 гг. выразили еще 2115 сел. |
Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.
Антоновское восстание 1921. Тамбовское восстание Антонова 1920- 1921г. Крестьянские Восстания 1920-1921. Крестьянское восстание 1920-1922 в Тамбове. Крестьянские Восстания в России. Трезвеннические бунты в России в 1858-1860. Крестьянские бунты 19 века. Дмитрий Шмарин расказачивание. Картина Дмитрия Шмарина.
Дмитрий Шмарин - расстрел Казаков. Раскулачивание 1919 Шмарин. Крестьянское восстание в Германии 1525. Флориан Гайер Крестьянская война. Крестьянской войне 1525 года Флориан Гайер. Восстание крестьян в селе бездна. Кандиевское восстание 1861. Крестьяне 1920-е годы СССР.
Крестьяне 1920е. Малевич на сенокосе 1929. Крестьяне СССР 1920. Бунт крестьян 1905. Крестьянское восстание 1902. Крестьянские волнения 19 века. Крестьянские волнения в начале 20 века в России. Степан Разин и казаки.
Емельян Разин. Крестьянская война Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин восстание. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись. Крестьянские Восстания 19 века. Крестьянский бунт мятеж восстание. Крестьяне бунт XIX век. Крестьянские Восстания в России 18 век.
Крестьянские Восстания 16 17 века. Картофельные бунты 1840. Картофельные бунты в России. Картофельные бунты при Николае 1. Причины крестьянских волнений. Крестьянские волнения в губернии. Крестьянские волнения в начале 20. Крестьянские волнения в начале 20 века.
Помещики и крестьяне. Помещичьи крестьяне. Крестьяне и помещики крепостное право. Крестьяне при крепостном праве. Крестьянство в гражданской войне 1918-1920. Крестьянство в гражданской войне. Российское крестьянство в гражданской войне. Крестьяне в гражданской войне.
Крестьянские Восстания после 1861. Крестьянские выступления. Крестьянская война в Германии 1524-1525. Крестьянские война 1524-1526. Чёрный отряд Гайера. Акрамовское восстание крестьян в 1842 Чувашии. Картофельный бунт 1842 года. Картофельные бунты крестьяне 19 века.
Крестьянское восстание крестьян в Чувашии.
К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона. А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г. Коншина работают до 400 детей". Оплата столь тяжкого труда рабочих в первые десятилетия после "великих реформ" была грошовой. Спорадическое повышение заработной платы далеко отставало от роста цен. Мало того, существенную часть до половины! До того как был принят в 1886 г.
Итак, за 11 минут опоздания полагалось отработать бесплатно весь день! Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников. Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование. Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища"[ 4 ], или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого". Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г. Некоторые из них заключали в себе уже и симптомы политического протеста.
Так, рабочие Людиновского завода Мальцева в Калужской губернии говорили на дознании, что заводовладелец мстил им за то, что они не ходили к нему с хлебом-солью в честь объявления реформы 1861 г.
Член губернского присутствия Трубников удержал этих плотоядных уродов замечанием, что «как-то неловко кровь заливать шампанским! Жаль, что помешал; маски, маски долой, лучше видеть звериные зубы и волчьи рылы, чем поддельную гуманность и цикорный либерализм». Адъютант казанского губернатора Ф. Половцов независимо от Герцена писал своему брату о бездненских событиях: «Радости [казанских дворян] при получении известия о стрельбе не было конца, — те, которые поумнее, старались скрыть её, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выразили свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало». Тут стоит напомнить, что Емельян Пугачёв со своим войском брал Казань в 1774 году, и эти события ещё не изгладились из памяти дворянства.
А тут перед ним вживую замаячил призрак новой пугачёвщины... Что к этому добавить? После революции село Бездна переименовали в Антоновку в честь Антона Петрова, так оно называется и поныне. Между прочим, из того же рапорта Апраксина можно видеть, насколько мифологичным оставалось сознание крестьянства, насколько плохо оно понимало всё происходящее. Он писал, уже после ареста Петрова: «Злонамеренные люди распускают ещё слухи, что освобождение крестьян с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плечу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратится уже с совершенною волею».
До публичного расстрела Петрова оставалось три дня... И кто знает, не загляни Россия в эту Бездну в апреле 1861-го, и уж конечно — не пройди потом через бездны революции 1905—1917 годов, не открылась бы ей и бездна звёзд в том праздничном апреле 1961 года...
По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. Распоряжением Александра II Петров был предан воен. Многие крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократич. Студенты Казанского ун-та и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.