Новости выступление набиуллиной в госдуме

Поэтому Набиуллина в Госдуме фактически оправдывала собственную политику, которая проводится много лет в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов и игроков. Выступление главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной в Госдуме, которое состоялось в середине апреля, было жарким. «Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан»: о чём рассказала Эльвира Набиуллина в Госдуме Статьи редакции.

ЦБ обвинили в создании денежного голода. Что было с Набиуллиной в Думе

Макаров сослался на Конституцию, в которой прописано, что основная функция ЦБ — защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно закону «О Центральном Банке», делать это надо посредством поддержки ценовой стабильности. То есть поддержанием уровня товаров и услуг, которые граждане могут купить в стране за рубли, а не определенного отношения рубля к доллару. Этот тезис сам Центробанк повторял много-много раз. Здесь в ход против депутатов пошло их же излюбленное оружие — цитата президента.

Она напрямую отражается на благополучии российских семей, наших граждан. Необходимо тщательно отслеживать динамику цен», — зачитал Макаров. Главное, что в результате мер ЦБ к концу года удалось установить рост инфляции и сейчас она перешла к снижению, заявил он. А вот ставка, срок, в течение которого она начинает реально действовать, — от трех до шести кварталов, — подчеркнул выступающий.

Наверное, именно это имел в виду депутат Делягин, когда говорил, что у нас упало качество экономического образования. Кстати, заметил бы, и культуры тоже». Само собой напрашивалось сравнение с реакцией депутатов на отчет правительства, представленный Михаилом Мишустиным в том же зале той же публике ровно неделю назад. Тогда телеграм-каналы сбивались со счета, сколько раз парламентарии аплодировали и благодарили самого премьера, тех или иных членов кабмина.

Спикер Вячеслав Володин призвал коллег к объективности. Мы скупы на похвалы — это хорошо, но здесь надо это признать», — спровоцировал он не очень уверенные аплодисменты. По сравнению с приемом правительства, прием ЦБ в Госдуме теплым не назовешь. Впрочем, это может быть хороший признак.

Эльвира Набиуллина представляет годовой отчет Центрального банка России. Но мы видим, что это не так. Оперативные индикаторы показывают, что в первом квартале этого года экономика продолжала расти высокими темпами. Главное, что поддерживает оптимизм бизнеса, — это внутренний спрос и ожидания, что он будет расти и дальше. Это можно образно сравнить с марафонским забегом, где важно правильно распределить силы на всю дистанцию.

Слишком быстро растущий спрос заставляет экономику бежать за ним все быстрее, и какое-то время она это может делать это на пределе возможностей. Но ценой будет зашкаливающий пульс, иначе говоря, ускорение инфляции, а затем — вполне вероятно, замедление или даже остановка роста экономики, когда ее силы будут исчерпаны. Если посмотреть на текущий рост цен, то есть от месяца к месяцу, то видно, что с июля по ноябрь этот показатель в пересчете на год был двузначным. Инфляционное давление было очень сильным. Более того, она продолжила бы ускоряться и сейчас.

Высокой ставкой мы защищаем реальные доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью.

Взвешенная макроэкономическая политика, здоровая и устойчивая финансовая система, законодательство, которое поощряет инновации и защищает потребителей — это работает только вместе. В прошлом году Государственная Дума приняла 57 важных для нас законов, и мы здесь работаем во взаимодействии с правительством, чтобы наши меры создавали условия для устойчивого роста и экономики, и уровня жизни людей. Прошлый год невозможно оценивать в отрыве от 2022 года. За эти два года экономика прошла через кризис и набрала мощный импульс для роста. Вместе с вами мы будем и дальше работать над тем, чтобы финансовый рынок создавал опору для дальнейшего роста экономики, обеспечивал её ресурсами для развития.

Я хочу поблагодарить за совместную работу, Центральный банк очень ценит эту совместную работу, мы открыты к диалогам, спасибо за те идеи и предложения, которые от вас поступают, за вопросы, которые вы задаёте и заставляете нас их решать. И благодарю за внимание. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, готова ответить на ваши вопросы. Я даже сэкономила немного времени. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Алимова О.

Те же банки, а не застройщики, забирают себе государственные субсидии и ипотечные ставки. Застройщики находятся на проектном финансировании, и чтобы сохранить привычные доходы, создают искусственный дефицит предложений. Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить… Микрофон отключён.

Набиуллина Э. По ипотеке. Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит.

И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка. И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции.

Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать. При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки.

И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды. Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной — 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ.

Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски… Микрофон отключён. И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру.

Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже. Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор — это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М.

И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов. Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель — 130 процентов от суммы займа, больше не может быть — ни штрафы, ни пени, ни проценты.

Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках. Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким — 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года.

И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В. Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать.

Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики — это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом — холодный душ для экономики. То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90.

Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно. Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима.

И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа? Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Выходить… естественно, стоять под холодным душем долго — это можно себе там всё отморозить. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич — «маловато».

Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье — она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта. Разумные предложения, нормальные предложения.

Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там.

Полагаю, что тратят на потребительские товары и вкладывают в производства. Почему такая разница? Но и банки при таких настроениях бизнеса не могут на вложенные деньги активно его кредитовать. Такие экономич. Но есть и другой способ получения бизнесом инвестиций, неприемлемый для Набиуллиной.

Последнее, кстати, ведёт к снижению цен, так как выплаты по кредитам составляют существенную часть цены товара. Только за три месяца, за июль, август, сентябрь, корпоративный портфель кредитов вырос на 3,9 трлн рублей. Но Набиуллина в контексте этой цитаты выставляет этот процесс как генератор инфляции слишком много кредитов берут, увеличивая рублёвую массу и основание для повышения ключ. По её логике, замещения иностр. Но по мере выплаты иностр. Чтобы снизить спрос на валюту на бирже, Банк России развернул механизм рефинансирования в иностранной валюте по операциям валютного РЕПО.

Тем самым он создал новый канал обогащения спекулянтов, теперь уже на повышении курса рубля.

Хазин: Что бы Путин ни говорил, а Набиуллина и Силуанов разрушают Россию

Высокой ставкой ЦБ РФ защищает доходы граждан, это прямой вклад денежно-кредитной политики в борьбу с бедностью, заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пленарном заседании Госдумы представила годовой отчет деятельности регулятора. 18 ноября глава Центробанка Эльвира Набиуллина выступит в Госдуме. Выступление будет посвящено денежно-кредитной политике на ближайшие три года. Об этом заявила сегодня Эльвира Набиуллина, выступая с отчетом в Госдуме.

Набиуллина назвала навязывание банками финансовых услуг позорным явлением

Почти 50, более даже 50 процентов новостроек стоят пустыми, что объективно ведёт к росту цен. Теперь к этому добавился рост банкротств подрядчиков, которым выкручивают руки, заставляя кредитоваться под огромные проценты и выполнять требования банков. Таким образом, на рынке новостроек у нас, с одной стороны, образовался ценовой пузырь, с другой стороны, застройщики, потеряв подрядчиков, будут постоянно сдвигать сроки сдачи объектов, что, конечно же, не устроит и тех людей, которые желают приобрести квартиры, банки останутся с плохими активами. Какие мены может предложить… Микрофон отключён. Набиуллина Э. По ипотеке.

Программы льготной ипотеки, когда вы говорите, что несколько квартир сразу применяются, но сами параметры устанавливаются с правительством, мы обсуждаем, и именно позиция Центрального банка была, мы всегда настаивали, что льготной ипотекой человек должен воспользоваться один раз для покупки одной квартиры. Это была позиция Центрального банка, и есть. Теперь в целом по проблеме. Я разделяю абсолютно вашу озабоченность с тем, что ситуация на рынке ипотеки должна приводить к улучшению доступности жилья, а не ценовым пузырям, потому что выгоды от низких ставок, они не должны съедаться ростом цен, как это происходит. И по сути дела низкий процент, но увеличилась стоимость жилья, и увеличился объём кредитов, и люди тогда должны большие суммы, и это большая долговая нагрузка.

И мы видим, что за четыре года вот такой массовой льготной ипотеки средние цены квартир выросли где-то в два раза на первичном рынке, это не увеличивает доступность, а зарплаты и доходы где-то в полтора раза, то есть рост цен на жильё опережает доходы. И поэтому наша позиция, вы помните, и в прошлый раз мы обсуждали, такая, что льготные программы должны быть адресными, адресными и направленными как раз на защиту тех, кто в них нуждается. При этом надо стремиться к тому, чтобы рыночная ипотека была доступной, без льгот. Я уже приводила пример вот 17-го, 18-го года, когда она начала расти. Для этого как раз нужно уменьшение инфляции.

Что касается ситуации застройщиков. Мы тоже смотрим, безусловно, за ней. В принципе они накопили неплохую финансовую подушку, потому что цены росли, и у них прибыль кратно выросла за четыре года. Мы здесь считаем, что у них есть возможность и для сокращения цен на жильё. Они могут это выдержать.

При этом проектное финансирование, которое применяют банки, оно как раз позволяет лучше контролировать финансовые потоки. И в целом по ипотеке сейчас работает межведомственная рабочая группа, Минфин отвечает за выработку параметров. Мы активно участвуем и, конечно, будем готовы это обсуждать, но нам нужно как раз перейти от массовой ипотеки к адресным, помогать тем, кому это нужно. Бабич И. В прогнозах Центрального банка ключевая ставка снизится в рамках полутора-двух лет до 7-8 процентов и будет оставаться примерно в этих значениях, целевые показатели инфляции прогнозируются в рамках 4 процентов на те же периоды.

Доходность же выпущенных Минфином облигаций на данный момент составляет 13 с половиной — 13,8 в виде постоянной купонной выплаты сроком погашения в диапазоне 10-17 лет, то есть по некоторым облигациям до 2041 года. По нашим оценкам, это приведёт к огромной дополнительной нагрузке на бюджет и тем самым к необходимости увеличивать налоговую нагрузку на граждан и, возможно, даже к отмене некоторых социальных программ. Как вы считаете, целесообразно ли выпускать бумаги со столь длительными условиями погашения? Может ли Центробанк каким-то образом помочь Минфину уменьшить количество выпускаемых на такой срок облигаций? И как вы считаете, не создают ли такие выпуски… Микрофон отключён.

И, конечно, стоимость заимствований, о которой вы говорите, играет важную роль в принятии этих решений. Но не только это, не только стоимость заимствований, но и необходимость финансирования бюджетных расходов, которые не покрываются его доходной частью или средствами из ФНБ. Насколько мы понимаем, Минфин учитывает рыночную конъюнктуру. Но что касается формирования стоимости заимствований, то, о чём говорили, уважаемый Иван Николаевич, конечно, на это влияют и ожидания будущей инфляции. Вот я напомню, что, когда у нас инфляция была вблизи 4 процентов, то инфляционные ожидания были ниже, были ниже.

Ставки ОФЗ были где-то на уровне 8 процентов, а сейчас всё правильно, это 13 процентов и выше. Поэтому наша политика по снижению инфляции, она непосредственно влияет на стоимость заимствований и на их доступность. И, конечно, второй здесь важнейший фактор — это сбалансированность и предсказуемость бюджета. Матвеев М. И я думаю, каждый депутат сталкивался с такими несчастными, плачущими людьми, которые приходят к нему на приём и сами не понимают, как они оказались в такой ситуации, потому что сейчас, в соответствии с законодательством, да, эти микрофинансовые организации могут давать кредиты под 300 процентов годовых, при том, что банковские кредиты даются под 30-40 процентов.

Если вы не хотите вообще убрать с рынка эти микрофинансовые организации, то почему бы не ограничить их процент, ну хотя бы для начала в два раза, допустим, до 150 процентов. Будет ли со стороны Центробанка какое-то движение в этом направлении? Пожалуйста, поясните свою позицию. Я напомню, что с 1 июля 2023 года, то есть еще не прошло года, у нас были снижены потолки для клиентов микрофинансовых организаций, что в день нельзя больше 0,8 процента, а в целом переплата не может составлять 130 процентов. Я скажу, почему это важно, потому что 0,8 процента нельзя просто умножать на количество дней, там получить 292 процента в год, потому что у нас действует вот этот второй ограничитель — 130 процентов от суммы займа, больше не может быть — ни штрафы, ни пени, ни проценты.

Будем смотреть, как работает первый этап и, может быть, принимать и вопрос о следующем снижении. Почему здесь нужно действовать аккуратно? Я не раз это говорила, нам важно не допустить того, что если люди не могут взять кредиты ни в банках, ни в микрофинансовых организациях, они идут на черный рынок к черным кредиторам, которые, к сожалению, еще есть, а там никакой защиты нет, никаких ни потолков, ни лимитов и так далее. Мы при этом ужесточаем требования к микрофинансовым организациям для того, чтобы у них не было стимулов давать кредиты по повышенным ставкам, мы также устанавливаем лимиты для высокорискованных заемщиков, повышены резервы по кредитам с высокими ставками для того, чтобы и ставки снижались. И, кроме того, мы создали, сейчас создаем условия для того чтобы те клиенты, которым раньше банки отказывали, где меньше процентная ставка, могли получать и кредиты в банках.

Раньше они были вынуждены всегда идти в микрофинансовые организации, сейчас мы для банков выделили отдельную категорию людей, у которых доходы или показатель долговой нагрузки может быть достаточно высоким — 60 процентов плюс, чтобы они могли брать кредиты до 100 тысяч до одного года. И вот эти наши изменения вступили в силу с апреля 2024 года. Ну и на полях хотела заметить, что в микрофинансовых организациях хотя люди берут кредиты, растёт эта доля, но объём пока 400 миллиардов рублей кредитов физическим лицам тогда, как в банках они получили кредитов на 14 триллионов рублей. То есть по сопоставлению этих двух типов кредиторов для наших граждан. Кумин В.

Я думаю, что сегодня в последующих выступлениях прозвучит много добрых слов в отношении Центрального банка и справедливых. Но мы хлеб отбирать не будем у других, а как оппозиция, ответственная оппозиция заострим несколько острых вопросов, на наш взгляд, стоящих перед ЦБ, которые необходимо решать. Сразу хочу сказать, что мы готовы совместно решать указанные ниже вопросы и готовы вместе работать конструктивно. Первый и, конечно, центральный вопрос для экономики — это ставка, которую пришлось поднять во второй половине года. Я бы охарактеризовал это словом — холодный душ для экономики.

То есть мы находимся сейчас под холодным душем. Понятно, что есть объективные причины, Эльвира Сахипзадовна говорила о них в своём выступлении, но я хотел бы сказать о субъективной причине, которой, как нам кажется, не должно быть. Вот представьте себе июль месяц, министр Решетников выступает публично о том, что ему не нравится курс 60, а он бы хотел, чтобы для экспортёров было комфортно и было 80-90. Что начинают в этой ситуации делать граждане олигархи наши? Они начинают делать ставки, как это обычно.

Я вот, например, знаю одну компанию, не буду называть её, которая имела корпоративный долг ноль, а после заявления министра в течение полутора месяцев его довела до 10 миллиардов долларов в рублях по фиксированной ставке 7 процентов. При этом, придерживая валюту, не возвращая её сюда, в страну. А дальше там, где 80-90, там и 100, потому что не одна эта компания так делала, а многие компании. И, слава богу, вовремя это остудили указом президента, в котором, я знаю, Центральный банк принимал участие, но в принципе эта ситуация недопустима. И поэтому здесь встаёт вопрос важнейший координации действий Центрального банка и правительства: как мы будем выходить из-под холодного душа?

Потому что, как справедливо указала Счётная палата, если продлится два года, то очень снизится процент накопления нормы капитала, и, соответственно, это противоречит всем принципам, которые изложил президент в Послании и в своей программе. Выходить… естественно, стоять под холодным душем долго — это можно себе там всё отморозить. Поэтому здесь мы предлагаем несколько мер, которые должны быть услышаны, наверное. Первое, как я говорю, координация. И здесь не всё пока гладко, потому что, например, как мы и предполагали, проект таксономии так называемой не заработал, как сказал Анатолий Геннадьевич — «маловато».

Три года продолжается дискуссия насчёт банковских гарантий безотзывных, государственных гарантий. Три года! В этот раз Центральный банк изложил на рабочей группе свою позицию. Мы, например, её поддерживаем. Там всего три пункта, что гарантия должна быть платной, гарантия должна учитывать рейтинг и приоритетность, значит, выдачи, и третье — она должна быть срочной, то есть нельзя её сразу предъявить, а можно, например, предъявить через пять лет по окончании срока действия проекта.

Разумные предложения, нормальные предложения. Правительство молчит и ничего по этому поводу не сообщает, воз и ныне там. В ситуации высокой ставки это просто недопустимо. И, конечно, нужен контроль за вывозом капитала. Вот Центральный банк продляет уже несколько раз меру, которая гласит, что человек может перевести на свои счета 1 миллион долларов в месяц.

Вот я рисую портрет такого человека. Я не могу понять, кому нужно переводить 1 миллион долларов США в месяц за рубеж на свои счета. Я понимаю, человек поехал в поездку, оплатил 15, 25 тысяч долларов, но не миллион долларов. Мне кажется, меру надо сократить, она бесполезная, а вместо этого, мы вот рады, что Ольга Васильевна очень занялась так называемым антидроппингом, и вывели крупного игрока, который этим занимался с рынка, и все это знали прекрасно, в трансграничных делах, это большая победа и хорошее достижение. И мы хотим всё-таки, чтобы вы ещё обратили внимание, что он не один, что есть ещё компания такая же с гражданами США во главе.

Мы это в запросе в Центральный банк указали в вопросах, мы надеемся получить ответ. Это… С этим нужно беспощадно бороться, это главная мера, потому что эти дропперы трансграничные, они переводят деньги. Вот это вот самый, так сказать, серьёзный вывод капитала, и с этим мы готовы, так сказать, с вами совместно принять меры, чтобы бороться. Значит, да, по санкциям, которые ввели на компанию… на карты «Мир». Встал, конечно, вопрос центральный о том, что нужны QR-коды и нужен единый QR-код, Ольга Николаевна, и здесь как бы мы вас полностью поддержим.

Если два года назад в финмодель закладывалась отделка без какой-то маржинальности, застройщики на ней не зарабатывали, то сегодня на старте перезакладывают эту стоимость. Очень показательна стоимость white box. Если три года назад мы закладывали при расчете стоимости до 12 тысяч рублей за квадратный метр, то есть это была верхняя планка white box, а так это 8-10 тысяч рублей за квадратный метр, то на сегодняшний день стоимость white box, которая закладывается, доходит до 25 тысяч рублей за квадратный метр, а где-то и 30 тысяч рублей. Все те проекты, которые выходят в старт в 2023 году, вообще закладывают стоимость отделочных работ от 30 тысяч до 80 тысяч рублей, это я сейчас говорю про сегмент бизнес-класса, сейчас даже не говорю про элитный сегмент. Из-за роста цен на недвижимость, по оценкам экспертов, стоимость аренды жилья сегодня в два раза ниже, чем платеж по ипотеке.

Коммунисты же выразили мнение, что при нынешнем кризисе требуются «кардинальные изменения» денежно-кредитной политики РФ. После голосования Набиуллина выразила благодарность Госдуме за поддержку: «Я уверена, что совместно, при конструктивном подходе, о чем многие говорили, — и я это разделяю — мы сможем пройти этот сложный период и решить задачи, чтобы наша страна жила лучше, жили лучше люди». Голосованию за повторное назначение Набиуллиной на пост главы ЦБ предшествовало ее выступление в Госдуме. На встрече с депутатами председатель Банка России, в частности, заявила, что РФ не грозит дефолт. Перед голосованием Набиуллина провела встречи со всеми думскими фракциями и профильными комитетами.

Также при принятии решений учитывается ситуация на рынке труда, задыхающегося от дефицита рабочих рук. Вопросы с подвохом Когда дело дошло до «открытого микрофона», депутаты Набиуллину спрашивали о льготной ипотеке, закредитованности граждан, целесообразности появления новых страховых продуктов, принятом законе о самозапретах на кредиты, ограничениях для МФО и цифровых активах в международных расчетах, а также большая роль отводилась теме борьбы с телефонными мошенниками. Но и тема влияния ключевой ставки на экономику не отпускала парламентариев. Верно, однако, обратное, — заявила депутат Госдумы из Петербурга экономист Оксана Дмитриева. Далее вы заявили на совместном заседании [комитетов ГД], что поскольку у предприятий растет прибыль, то они могут инвестировать из прибыли и в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли. Если вы считаете эту долю приемлемой, то встаёт вопрос: а зачем вообще нужны такие банки и такой регулятор, когда система не решает основную задачу банковской системы — перелива капитала как источника развития? Еще раз заявляю о том, что снижение инфляции важно для роста реальных доходов населения. Что касается инвестиций, они растут опережающим темпом и, по нашему прогнозу, будут расти темпом, который опережает рост ВВП», — ответила Набиуллина на первую часть вопроса. В ответе на вторую она отметила, что нужно внимательно анализировать данные и учитывать структуру экономики. Например, некоторые холдинговые компании берут кредит, передают «дочкам», а те уже инвестируют эти деньги. В целом долговые источники финансирования инвестиций относятся к собственным средствам как один к двум. Такое соотношение, по словам главы ЦБ, «более-менее нормальное» и наблюдается во многих странах. Это те ресурсы, которые принадлежат предприятиям. У них есть возможности инвестировать. Важно здесь создать стимулы», — подчеркнула Набиуллина. Ее извечный критик экономист Михаил Делягин в свойственной ему манере спросил о возможных мерах, связанных с ограничением вывода капитала из страны: «Около года назад, отвечая на мой вопрос, вы разъяснили, что вывод капитала из России не ограничивается не только в силу вашего принципиального неприятия этой необходимой в нынешних обстоятельствах для развития и даже для выживания страны меры, но и потому, что возглавляемый вами Банк России просто не умеет отличать вывод капитала от авансирования импорта. Скажите, пожалуйста, не научился ли за минувший год Банк России выполнять эту весьма простую, на мой взгляд, с содержательной точки зрения операцию?

Выступление Набиуллиной в Госдуме не оставляет надежд

Третий сценарий — «Глобальный кризис». Название само по себе говорит. Этот сценарий вероятен, если центральные банки ведущих стран для борьбы с инфляцией будут вынуждены повысить ставки до уровней, которые приведут не только к рецессии, но и к проблемам в финансовой системе. Потому что мы видим, какая накоплена долговая нагрузка. Это может быть болезненно при высоких ставках денежно-кредитной политики в этих странах. К этому может подключиться и второй фактор. Рост геополитической напряженности, новые санкции на Россию. Это усилит фрагментацию мировой экономики. Сочетание этих факторов в этом сценарии может вызвать спад, сопоставимый с 2008—2009 годами. В этом сценарии низкий мировой спрос и возможные новые санкции сделают спад в России более продолжительным.

Рост возобновится только в 2025 году. Инфляция будет более высокой, а от нас потребуется более жесткая денежно-кредитная политика. И к цели по инфляции мы сможем вернуться только в 2025 году. Темпы структурной перестройки и сбалансированного роста в дальнейшем во многом зависят от внешних факторов. Но во многом, в главном — от нас. Банк России будет строить свою политику таким образом, чтобы финансовая система максимально полно отвечала меняющимся потребностям нашей экономики. Что мы планируем делать в дальнейшем. Во-первых, обеспечивать стабильно низкую инфляцию. Она очень важна, я хочу это подчеркнуть, она очень важна для развития долгосрочного, в том числе и прежде всего инвестиционного финансирования.

И поэтому цели и принципы нашей денежно-кредитной политики останутся прежними. Во-вторых, есть стратегически важные направления, которые должны сейчас развиваться ускоренными темпами и требуют больших финансовых ресурсов. И Банк России готов будет применять стимулирующее регулирование к банкам, чтобы кредитование таких проектов набирало обороты. Здесь мы собираемся опираться на так называемую таксономию попросту — критерии проектов технологического суверенитета и модернизации экономики, которую разрабатывает при нашем участии Правительство, и соответствующим образом будем настраивать регулирование банками. В-третьих, очень важно развитие рынка капитала. По сути он должен стать главным источником долгосрочного финансирования. Инструменты фондового рынка в целом должны развиваться вместе с изменением экономики, быть более гибкими. Особое внимание будет уделяться защите прав розничных инвесторов, то есть тех людей, которые выходят на фондовый рынок, предоставляют свои финансовые ресурсы, те ресурсы, которые в конечном счете работают на экономику, на развитие. В том числе нужно сформировать и полноценную систему выпуска и оборота цифровых финансовых активов.

В-четвертых, цифровой рубль. Цифровая валюта центрального банка дает преимущества и внутри страны, и позволит развивать трансграничные платежи. В целом же развитие международных платежей остается приоритетом для нас даже при том, что усиливается давление на российский финансовый рынок и на страны-партнеры. Мы будем расширять расчеты в национальных валютах, искать способы обеспечить комфорт расчетов и для бизнеса, и для граждан. Это очень сложная проблема, мы находимся в разработке решений. Не могу также не упомянуть текущую работу по некоторым проектам, актуальность которых сейчас только выросла. Это, например, киберустойчивость финансового сектора. Количество кибератак кратно выросло. Мы будем продолжать совершенствовать требования к банкам, профессиональным компетенциям специалистов по информационной безопасности, проводить киберучения, развивать информационный обмен.

И, конечно, приоритет здесь — импортозамещение, переход на наши отечественные разработки. Другой проект, который уже реализован и развивается, — Система быстрых платежей. Переводы между физическими лицами через Систему быстрых платежей — уже обыденность, но нам важно, чтобы бизнес, не только граждане, но и бизнес в полной мере мог воспользоваться этими возможностями снижения издержек через прием платежей через эту систему, которая была нами создана. Мы будем делать акцент на продвижении оплаты товаров и услуг через СБП. Эти и другие темы подробнейшим образом обсуждали на рабочей группе, на комитетах, на встрече с руководителями фракций. Благодарю за такое внимательное и заинтересованное рассмотрение. Впереди у нас действительно очень большой фронт работ.

Такого резкого повышения не было уже пять лет. Люди должны приобрести собственный, достаточно продолжительный опыт жизни при низких темпах роста цен, не опасаясь, что завтра их благополучие будет разрушено. Высокая инфляция, действительно, разрушает благополучие.

Разве что регулятор намерен обсудить с депутатами дополнительные меры борьбы с телефонными и интернет-мошенниками, поскольку достичь перелома не удалось — «мы бьем по хвостам». Набиуллина озвучила и конкретные инициативы своего ведомства: ЦБ предлагает увеличить страховку по долгосрочным вкладам от трех лет до 2 млн рублей с нынешних 1,4 млн, а по безотзывным сертификатам — до 2,8 млн рублей. Нынешнее выступление Набиуллиной в Госдуме своей благостностью резко контрастирует с тем, о чем глава ЦБ говорила на встрече с журналистами 16 февраля. Сейчас о проблемах было сказано вскользь упор сделан на успехах , тогда — расширенно и акцентированно. В частности, два месяца назад Набиуллина упомянула следующие риски: инфляционное давление остается высоким; внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения выпуска товаров и услуг; дефицит трудовых ресурсов остается главным ограничением для дальнейшего роста производства. В принципе, с тех пор мало что изменилось. Курс доллара в ходе торгов на Мосбирже 9 апреля превысил 93 рубля впервые с 25 марта. На российскую валюту продолжают давить негативные внутренние факторы: рост спроса на импорт, в том числе из-за увеличения расходов госбюджета, а также высокий объем вывода капитала за рубеж.

В своем вопросе-выступлении я сказала, что оправдание высокой учетной ставки тем, что она имеет минимальное влияние на торможение экономического роста, но при этом замедляет инфляцию, неправомерно. Верно обратное. Высокая учетная ставка и, соответственно, дорогой кредит оказывает минимальное влияние на сдерживание инфляции, а вот рост инвестиций подавляет», — подчеркнула Дмитриева. Как отметила парламентарий, Набиуллина на заседании двух комитетов Государственной Думы также заявляла, что поскольку у предприятий в 2023 году имел место рекордный рост прибыли, то предприятия должны прежде всего опираться на собственные источники и могут инвестировать из прибыли, с одной стороны, и, с другой, они в состоянии оплачивать высокие процентные ставки из той же прибыли, то есть поделиться своей прибылью с банками.

«Деньги вернут, потери компенсируют»: Набиуллина отчиталась перед Госдумой

Главное из выступления в Госдуме. Выступление Набиуллиной в Государственной Думе. Показать еще. 26 классов. Выступление главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной в Госдуме.

Набиуллина выступит в Госдуме по основным направлениям денежно-кредитной политики на три года

В четверг, 9 ноября, председатель Центрального банка (ЦБ) Эльвира Набиуллина выступила на совместном заседании комитетов Госдумы по финансовой политике, по бюджету и налогам и по экономической политике. Важнейшее выступление Набиуллиной в Госдуме. Набиуллина, выступая в Госдуме, также заявила, что полностью отменить меры валютного контроля невозможно, несмотря на их побочные эффекты.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий