Так, в поэтической речи используется звукопись – особый прием, основанный на повторе близких звуков. Это свидетельствует о том, что звукопись является важным инструментом, который способен трансформировать и обогатить музыкальный опыт слушателя. Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной. и бодрое настроение, а звук «У» наоборот, – печальное) Звукопись делится на два вида: это аллитерация и ассонанс. Звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.
Что такое звукопись?
Звукопись. Для чего используются звуковые повторы в речи - презентация онлайн | Смотреть что такое «Звукопись» в других словарях. |
Ответы : Что такое звукопись, аллитерация и ассонанс? Приведите, пожалуйста, примеры. | Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. |
Урок 27. Звукопись | Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста. |
Вы точно человек?
Есенин А. Пушкин Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы. Шумели, сверкали И к дали влекли, И гнали печали, И пели вдали… К. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало, Им за это и попало». Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы.
Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие — настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон.
Звуки вызывают образы.
Здесь мы относимся к музыке с уважением и страстью, той самой страстью, которая каждый день позволяет нам участвовать в новых, интересных и всегда разных проектах. Кроме того, параллельно с нашей карьерой звукозаписи мы стремимся обучать ремеслу звука.
Имея многолетний опыт в сочинении, продюсировании и всем, что связано с рождением и сборкой песни, сотрудники нашей студии звукозаписи готовы предложить услуги по созданию песен на самом высоком уровне. Мы воспринимаем аранжировку песни как костюм: сшитый на заказ, разный для каждого случая, созданный с учетом того, кто будет его носить.
Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Повторение одних и тех же звуков может понадобиться автору в качестве дополнительного средства ритмизации речи. Поэтому среди фонетических приемов прежде всего выделяют звуковые повторы.
Толковый словарь русского языка Ушакова Д. Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. Один из видов инструментовки стиха, заключающийся в последовательно проведенной системе аллитераций или в соответствии звукового состава фразы изображаемой картине в литературоведении.
Ларионов Михаил
Слайд 1Подготовила: учащаяся 5 б класса Кочакова Арина Звукопись как особый художественный приём поэтической речи. Поэтому звукопись считается одним из важнейших средств усиления выразительности и благозвучности стихотворного текста. Звукопись состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли.
Азбука поэзии. Звукопись
Пушкина: Медный всадник, недремлющий брегет, бобровый воротник, ночей Италии златой. Нередко можно наблюдать звуковое сближение и других грамматически связанных членов предложения: подлежащего и сказуемого, - сказуемого и обстоятельства, сказуемого и дополнения ср. Звуковые повторы в таких случаях подчеркивают логические связи слов. Композиционная функция звукописи Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, ты прошла словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка Бл. Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Не разрушая целостности частей текста, звуковые повторы могут оттенять смену картин, Например, у И.
Тургенева каждая художественная деталь имеет особую звуковую окраску: На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью. Для фоники первой части этого отрывка характерно повторение гласных е - о; описание ветра оттеняет анафора согласного в и повторение созвучий ок - ка - га - ко, неясный шепот ночи доносят аллитерации на свистящие и шипящие; в словосочетании деревья, облитые тенью, объединительную функцию выполняют созвучия де - ит - те. Понятие звукообраза В небольших произведениях наблюдается подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова; к тому же нередко это слово используется для заголовка. Так, в стихотворении А. Пушкина «Адель» настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов.
В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи. Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами. Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев Гирей, Мария, Зарема. Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора.
Например, для поэзии С. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена. Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел.
Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность. Работа над фоникой в процессе авторедактирования Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал.
Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли.
Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ. Как жаль ее слез! Я святого блаженней!
Пастернак Повторение однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе Пора, перо покоя просит...
Результаты исследования. Заключение 6. Используемая литература Слайд 3 Цель : углубить знания о понятии «звукопись», исследовать данное явление в произведениях художественной литературы и в личном литературном опыте. Слайд 4 Задачи проекта: Рассмотреть понятие «звукопись».
Проследить, как в произведениях литературы используется данный приём. Научиться различать аллитерацию и ассонанс. Показать, как звукопись используется в произведениях собственного сочинения. Провести микроисследование. Систематизировать полученный материал и сделать вывод.
Слайд 5 Гипотеза: приём звукописи является распространённым явлением в произведениях художественной литературы и используется при изучении литературы и русского языка. Слайд 6 Аллитерация — это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же или подобных согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слайд 7 Люблю гр озу в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р езвяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом… Ф. Тютчев Слайд 8 Тр евожиться Тарас не пе р естал, несмо тр я на успокаивающий тр еск кос тр а. Слайд 9 Ассонанс — особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании.
Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Слайд 10 Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет, В и хри снежные кр у тя; То, как зв е рь, она зав о ет, То заплачет, как дитя… А. Заболоцкий Слайд 12 Затян у лась б у рой т и ной Гладь стар и нного пр у д а.
Этим объясняются все оттенки чужого произношения, напр. Если судить, по аналогии, принимая во внимание постепенное стремление детей освобождаться от звукоподражательных слов, навязываемых ребенку взрослыми, вследствие которого он вместо гамка произносит бака собака , вместо мяу — кошка и т. Оно должно было ослабевать и потому, что корень слова во всех изменяемых частях речи и в неизменяемых, происшедших от изменямых, осложняется суффиксами: ку-ку-шка, мы-чать и т. Вместе с тем по особым законам, различным для каждого языка, происходит изменение коренных звуков, слова. Благодаря тому, что звуки и шумы, образуемые в полостях рта и носа, часто не совпадают с шумами и звуками природы, а также и тому, что в каждом языке образуются свои артикуляции свои уклады органов речи , — вследствие этого образуется субъективная ономапоэтичность слова. Для нас является звукоподражанием гром, для римлян tonitrus, для немцев Donner, для нас звукоподражание — топот, для немцев — Stampfen.
Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами. Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1 ономапоэтичность звуков и 2 ритма.
Звукопись. Для чего используются звуковые повторы в речи
Первое издание содержало 65 томов и вышло еще в 1920-1940 годах прошлого века, третье — в 1970-х. В составлении энциклопедии принимали участие ведущие ученые и научные коллективы Советского Союза. Несмотря на достаточную давность, издание до сих пор не утратило своей актуальности и широко используется, переведено на многие языки мира. Адресовано самому широкому кругу читателей. Словарь лингвистических терминов звукопись Соответствие фонетического состава фразы чаще всего стиха изображаемой картине. О словаре Словарь лингвистических терминов — учебный и обучающий словарь, содержащий в себе наиболее употребительные понятия и определения дисциплин общеязыковедческого цикла фонетики, синтаксиса, фономорфологии, лексикологии и других. В словарных статьях дается развернутое определение терминов и их толкование, а также приведены примеры их употребления с иллюстрациями. В словаре отражены понятия общей лингвистики, русского языкознания, истории языка и диалектологии. Словарь будет полезен как специалистам-языковедам и филологам, так и непрофессионалам, интересующимся русским языком. Словарь музыкальных терминов звукопись воплощение объективного мира выразительными средствами музыки. К звукописи относится имитация звуков природы — пения птиц, шума леса, ударов грома, воя ветра, звона колоколов и т.
Более сложной является звукопись, опирающаяся на ассоциативные связи с явлениями действительности. Это — темп и движение музыки, цветовые ассоциации тембров светлый, темный, матовый, блестящий, яркий, металлический, солнечный и т. Основным в звукописи является не воспроизведение внешних признаков явления, а производимого им впечатления, чувств, которые оно вызывает. О словаре Словарь музыкальных терминов представляет собой специализированный учебно-справочный словарь, содержащий формулировки основных современных музыкальных терминов и определений.
Происходит «конвергентность» душ: Иван трогает своим рассказом слушательниц и сам преображается в «магнитном поле» их душевного отклика. Но это не возврат к патриархальной восточной соборности от западной уединенности цивилизованного человека. Чеховский герой, оглядывающийся на запад и всматривающийся в родную деревню на востоке продолжение главенствующего лейтмотива: «видел оба конца этой цепи» , находится у подножия новой, более высокой ступени духовного единения людей. Звуковая организация поэтического текста Константин Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались Вкруг меня раздавались от Небес до Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Для лирики Бальмонта характерно активное использование звуковых соответствий самого широкого диапазона, сложно взаимодействующих друг с другом и с целым текстом. Слово Бальмонта можно охарактеризовать как «разомкнутое навстречу другим словам» С. В стихотворении «Я мечтою ловил…» есть звуковые соответствия, сближающие слова, расположенные как контактно светлее сверкали; выше шел , так и дистантно ловил-всходил; чем-тем; дня-меня; блистало-догорало; тени-ступени и др. У Бальмонта звуковые соответствия могут более или менее равномерно пронизывать всю строку, а также могут представлять несколько рядов: А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. На первый план выступает структурная, организующая функция звуковых соответствий.
Пушкин, Д. Минаев, В. Маяковский и другие. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы — когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют. Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Дело было становится строфической анафорой. Лексический повтор виден в следующих строчках: «Мама — лётчик? Приведённые примеры помогли нам по-новому взглянуть на звуковой строй поэтических произведений. Мы смогли «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах, найти параллели звуковой структуры произведений разных авторов. Хотя глобальная компьютеризация и затронула уже практически все страны мира, но книги остаются популярными и востребованными. И в особенности это касается детской книжной литературы, которая оказывает просто огромное влияние на малышей. Именно в детской литературе они впервые познают тонкую грань между добром и злом, находят своих кумиров и своеобразные примеры для подражания, да и просто коротают время. Детская литература занимает значительное место в воспитании любого малыша, так как имеет возможность непосредственно влиять на психику ребенка, его жизненную линию поведения и эталоны его подражаниях[3]. А звукообразы придают художественную завершённость и особую цельность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой стиля того или иного автора. Анализ результатов исследования В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащихся школы. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов. Вопросы и ответы в анкете были составлены таким образом, чтобы можно было проследить, насколько респонденты увлекаются чтением дополнительной литературы и понимают ли они роль звукописи в поэтическом тексте. В ходе анкетирования было опрошено 20 человек. Текст опросника среди учащихся 6-х классов по теме «Звукопись в произведенях русских детских писателей XX века» 1. Каких русских детских поэтов XX века вы можете назвать? Знаю: Не знаю 2. Чьё произведение вам больше нравится? Обращали ли вы внимание на повтор гласных или согласных в стихотворениях? Как вы думаете, почему эти стихотворения звучные и запоминающиеся?
Фонетические средства художественной выразительности. Звукопись
Уроки русской Поэзии. Урок 27 — ЗВУКОПИСЬ | Звукопись «Учебник: Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений. |
Значение слова ЗВУКОПИСЬ в Словаре литературоведческих терминов | О поэтической звукописи и звукосмысловой организации стиха. |
Звукопись - определение термина | Звукопись (инструментовка) — это подбор звуков в стихотворении, который имеет художественно-выразительное значение в соответствии с содержанием. |
Значение слова «Звукопись» | Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). |
Звукопись | Понятия и категории | Чуть больше, чем за 5 минут изучим понятие "Звукопись" в литературе, рассмотрим термины "аллитерация" и "ассонанс" и. разберемся с тем, как отличать эти понятия при ответе на тестовую часть ЕГЭ. |
Значение слова "звукопись"
Фонетические средства художественной выразительности. Звукопись | Что такое звукопись в литературе 3. Звукопись для начальной школы. |
Звукопись | Образовательная социальная сеть | Звукопись — совокупность приёмов фонетической организации текста. |
Поэтические приёмы. Звукопись. Терминологическая лаборатория | Звукопись – один из приемов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной. |
Значение слова «звукопись» | Звукопись состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. |
Значение слова «Звукопись»
Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.). Что такое деепричастие? Так, в поэтической речи используется звукопись – особый прием, основанный на повторе близких звуков.
Звукопись. Для чего используются звуковые повторы в речи
Звукопись «Учебник: Применение разнообразных приёмов для у силение звуковой выразительности стихотворений. На этой странице вы могли узнать, что такое «звукопись», его лексическое значение. В БСЭ сказано, что «звукопись в стихосложении: то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчётом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображенной картине. Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано.