При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. Александр Македонский с Аристотелем Александр Македонский с Аристотелем. Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу.
Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена
Александр Македонский (Александр III Великий, у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн) — македонский царь с 336 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Искандер Зулькарнайн, александр македонский, истории на развлекательном. Совсем недавно познакомился с теорией, которая утверждает, что Александр Македонский совершил поход в Сибирь, воевал с русами и покинул наши края, при этом пустив свой флот на отопление войска на зимовке. Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация по истории на тему "Александр Македонский" (5 класс).
История. 5 класс
Александр Македонский с Аристотелем Александр Македонский с Аристотелем. Философ выступал за всестороннее развитие личности полководца, каждый раз предлагая ему для изучения новую научную сферу. В связи с этим ИА Фергана решила побольше узнать об этом эпизоде среднеазиатской и европейской истории — так называемой Горной войне Александра Македонского. Почти сразу после смерти Александра Македонского его государство распалось: разные части отошли диадохам — полководцам царя. Походы Александра Македонского знаменовали начало нового периода в истории Восточного Средиземноморья, который характеризуется сложными процессами взаимодействия греческих и местных черт, эпохи эллинизма. В этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца. Отец Александра Филипп II Македонский пригласил воспитывать 13-летнего сына, наследника трона, Аристотеля, величайшего из всех философов в истории.
Тайна смерти Александра Македонского разгадана
Сравнительные жизнеописания Шеппард, Р. Александр Великий. Армия, походы, враги Шифман, И. Александр Македонский Гафуров, Б.
Александр посчитал, что он как новый персидский царь вполне может иметь нескольких жён. Но новые жёны не оставили ему детей. Второй сын Александра, которого нарекли Гераклом, был внебрачным — его родила любовница Барсина.
В целом император, в отличие от многих мужчин своего времени, с огромным уважением относился к женщинам. И даже Аристотель не совсем поддерживал его в этом вопросе. Стоит также добавить, что, к сожалению, ни он из детей Александра не смог дожить до своего совершеннолетия — их убили как потенциальных претендентов на власть. Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти Умер Александр в 323 году до н. Он вернулся из своего индийского похода и остановился в Вавилоне, и именно в этом городе его настигла смерть. Известно, что перед тем, как умереть, Македонский болел две недели.
Некоторые исследователи данной темы приходят к выводу, что Александр умер от какого-то инфекционного заболевания малярии, брюшного тифа, печёночной недостаточности и т. Однако тот факт, что больше никто из тех, с кем он трапезничал в последние дни, не заболел, делает версию об инфекционном заболевании менее правдоподобной. Имеются и иные версии. Например, версия об отравлении императора его ближайшим соратником Антипатром. Есть и подходящий мотив: Александр хотел лишить Антипатра должности наместника Македонии. Картина художника Карла фон Пилоти «Смерть Александра Македонского» 1886 год Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом Авторитетный английский археолог Уоллис Бадж сделал предположение, что останки Александра сначала были погружены в мёд для приостановки дальнейшего распада.
И лишь позднее труп был забальзамирован в соответствии с тогдашними традициями. Но на этом «приключения» останков Александра не закончились. В какой-то момент их отправили из Вавилона в Македонию.
Это обстоятельство, вне зависимости от источника данной «болезни», свидетельствует о том, что Греция в то время хорошо подходила на роль основного носителя западного проекта глобализации. Также Плутарх упоминает о возмущении Александра в тот момент, когда он узнал, что Аристотель обнародовал учения, предназначенные только для устного преподавания: «Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах». Успокаивая уязвленное честолюбие и чувство превосходства Александра над «остальными людьми», Аристотель в своём ответе ему объяснил, что: «хотя эти учения и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы». Александр Македонский и его учитель Аристотель На этом примере хорошо видно, что Александр Македонский — лидер «элиты» — обеспокоен «нарушением» Аристотелем — периферией социального знахарства-«жречества» — монополии на Знание — основы власти над невежественным обществом. Но здесь же надо догадаться, что Аристотель обеспокоен сохранением той же монополии на Знание ещё больше, чем Александр, поскольку намекает Александру, что осуществлённая им публикация в некотором смысле дефективная и не позволяет овладеть Знанием в полной мере по её прочтении: требуются ещё некие объяснения; а возможно и не только объяснения, но и сопереживание каким-то действиям носителей этих знаний, соучастие в какой-то их деятельности. Если Александр не понял этого сам, то только потому, что не выделял «жречество» из «элиты». Но из этого же вопроса Александра следует, что социальные знахари ознакомили его только с тем, что посчитали необходимым для осуществления Александром возложенной на него миссии. Так что, с точки зрения социального знахарства, Александр «Великий» — «клерк», такой же представитель толпы, как и все прочие, не принадлежащие к «жречеству». Функциональное назначение мировоззрения как картины мира в психике человека в том, чтобы моделировать многовариантное течение событий в темпе, опережающем их течение в реальности, и выбирать наиболее благоприятный для субъекта вариант. Миропонимание — это связь образных представлений о мире, составляющих мировоззрение, с той или иной лексикой, языком. По сути, Александр, сам того не понимая, был носителем определённых ущербных, покалеченных воспитанием и образованием мировоззрения и миропонимания, сформированных так, что его поведение впредь было прогнозируемо для его «хозяев», а также соответствующих тем целям, которые были ими на него возложены. Согласно сообщениям современников Александра, он был достаточно управляемым, несамостоятельным и зависимым от обстоятельств человеком «Царь был, как правило, мягок в обращении с окружающими, но при этом испытывал вечную потребность быть любимым и был склонен к резким перепадам настроения. Он стремился во всём быть первым…». В дополнение к этому, Александр всю взрослую жизнь страдал от пристрастия к алкоголю, что лишь мешало ему стать концептуально властным и самостоятельным управленцем, в то время как работало на руку закулисным знахарям вплоть до открытия для них возможностей вторжения в его извращённую психотропами психику извне с помощью разных наваждений и одержимостей. Существуют сведения, утверждающие, что Александр не избегал возможности навещать оракулов: так он, несмотря на запрет, существовавший в то время в классической эллинской религии, нанёс визит дельфийскому оракулу, а после покорения Египта навестил оракула Амона, прорицатель которого обратился к Александру как к сыну бога. Александр был встречен в Египте как освободитель и немедленно провозглашён фараоном, после чего вернул! Он провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога. Иосиф Флавий же записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве, и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, который, согласно занимаемого им места в социальной иерархии, не мог не относиться к периферии «мировой закулисы». Всё это говорит не в пользу самостоятельности Александра в деле выработки его политической стратегии. Также известно множество фактов «везения», сопутствующих Александру в его походах. Одним из них стал стала внезапная смерть Мемнона, греческого наёмника на службе у персов, который, после вторжения Александра в Малую Азию, предложил не воевать с ним напрямую, а вести войну у него в тылу, на Балканах и в Эгеиде. Следует отметить, что это была очень здравая идея, так как греческий флот был гораздо слабее персидского, и Александр, по сути, был беспомощен что-либо изменить в этом направлении без того, чтобы остановить вторжение и вернуться домой. Мемнон одержал ряд побед в этом регионе и завязал переговоры о союзе со Спартой и Афинами, но в мае во время осады Митилены он, как уже было отмечено выше, внезапно умер. Его преемник Фарнабаз оказался менее способным военачальником, так что действия персов в этом регионе перестали быть угрозой для Александра. Если даже Мемнона «хозяева» Александра не «заказали» физически предателю или профессиональному киллеру , то факт эгрегориально-матричного управления никто не отменял. После гибели Дария III Александр окончательно перестал смотреть на персов как на покорённый народ и пытался править ими, как их прежние цари. Он пытался уравнять побеждённых с победителями, соединить их обычаи в единое целое. Царь окружил себя персидскими вельможами, начал носить восточные одежды, завёл гарем, при его дворе вошли в употребление персидские церемонии, включая проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. В состав его кавалерии были включены представители восточной знати, начались вербовка местных жителей в пехоту и их обучение по македонскому образцу. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны азиаток. Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров заключили брак со знатными персиянками и мидийками в частности, Селевк женился на дочери Спитамена Апаме. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. И такое поведение Александра должно было вызвать вопросы у его «хозяев», поскольку межрегиональный конгломерат навязывает свою культуру, в те времена — эллинизм, а не перенимает культуру порабощаемых народов. Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе Мало кто слышал о греко-буддизме. Этот термин относится к культурному сочетанию эллинистической культуры с буддизмом, которое развивалось между четвёртым и пятым веками нашей эры в Бактрии и на Индийском субконтиненте территории современных Афганистана, Индии и Пакистана. Эта необычная культура стала культурным следствием длинной цепочки событий, которая была начата греческими набегами на Индию во времена Александра Македонского. Далее её развитие происходило во время создания индо-греческого царства и расцвета Кушанской империи. Всё сказанное в предыдущих двух абзацах говорит о том, что шёл процесс смешения несомой Александром и его армией греческой культуры с культурами аборигенов завоёванных земель. Культура «эллинизма» должна была стать той единой унифицированной культурой, которая бы заместила национальные культуры. А она начала смешиваться с культурой востока. Александр, вне зависимости от того, понимал он это или нет, выполнял некую миссию, возложенную на него «закулисными» субъектами из числа тех, кто пытался управлять глобализацией по своему произволу, но с этой задачей справляться перестал, начав действовать вне логики межрегионального конгломерата.
Более того, в одной из стычек полководец получил ранение камнем в голову. В конце концов, одержав очередную небольшую победу, македонский царь воспользовался моментом и великодушно пожаловал европейским скифам массу свобод, после чего ушел со своей армией на восточный берег Урала-Яксарта. По просторам Сибири Дальнейшие перемещения завоевателя по «Индиям» удручающе запутаны интерпретаторами. Известный английский географ профессор Дж. Томсон в «Истории древней географии» сетует, что Эратосфен, составляя географические карты по материалам Александра, столкнулся с большими трудностями, и добавляет: «Детальные цифры продвижения Александра в этих местах безнадежно противоречивы». И все-таки, как отмечает Николай Новгородцев, путь македонской армии по Западно-Сибирской равнине прослеживается. У Арриана в его «Анабасисе Александра» можно прочесть: «В этом году Александр выступил против парапамисадов. Страна их лежит на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть ее представляет собой безлесую равнину, покрытую деревнями, крыши на домах черепичные, с острым коньком. Посередине крыш оставлен просвет, через который идет дым... Жители по причине больших снегопадов большую часть года проводят в доме, заготовив себе запасы пищи. Виноградные лозы и фруктовые деревья они на зиму прикрывают землей, которую убирают, когда приходит время растениям распускаться... И все же царь, несмотря на все эти препятствия, преодолел, благодаря обычному мужеству и упорству македонцев, трудности переходов. Много солдат, впрочем, и людей, сопровождавших войско, выбилось из сил и отстало... Какие же реки и города встречались македонянам на этом зимнем пути? Новгородцев считает, что ему удалось установить, что скрывается под некоторыми из этих названий. Например, Акесин Акезин - несомненно, река Ишим. Гидраорта безупречно выводится из древнегреческого как «главная водная артерия», а таковой в Западной Сибири является Иртыш. Иранцы, по-видимому, переиначили «главную водную артерию» в «водную госпожу», и получился Гидасп. Еще одна река, уверенно распознаваемая на местности как Обь, - это Биас. На ее берегах проживало много разных племен и народов. Ханты и манси в низовьях называли ее Ас - «большая, крупная река».
Александр Македонский как историческая личность
Юный Александр с первых занятий показал свою целеустремленность, тонкий ум, честолюбие. Занятия с Леонидом дали свои плоды. Юноша вел аскетичный образ жизни, мог долгое время обходиться без пищи и воды. Слуги напоминали ему поесть, ведь в погоне за знаниями юноша мог не трапезничать несколько дней. Чревоугодие было чуждо Македонскому, как и страстолюбие. Он долгое время не обращал внимания на женщин, воспринимая их, как людей ниже себя рангом. Юный Александр удивлял гостей отца своим интеллектом, догадливостью и любознательностью. Отец с гордостью оставлял сына решать дела государства в свое отсутствие. Персидские послы были сражены наповал умом мальчика. Он три часа вел беседу со взрослыми мужчинами на равных, говоря с ними на разные темы, расспрашивая об устройстве быта в их городах, постройке дорог, особенностях культуры.
Десятилетний мальчик общался с послами на равных, чем заслужил их уважение. Немало легенд сложено о коне Александра по имени Буцефал Знаменитый конь обладал крутым нравом, не подпускал к себе никого, был диким и опасным. Каким-то образом Македонскому удалось обуздать его. Он заметил, что конь боится солнечных лучей, поэтому никогда не разворачивался на лошади против солнца. Правитель В шестнадцатилетнем возрасте сын царя Филиппа впервые остался править Македонией в отсутствие отца. Царь отправился в поход, а Александр временно взошел на трон. Обстоятельства вынудили молодого полководца провести первую войну без поддержки отца. Прослышав об отсутствии Филиппа, племя мэдов напало на город, однако юный Александр смог успешно подавить его. Разорив селение дикого племени, Македонский основал на пустыре город, назвав его в свою честь — Александрополь.
Филипп проводил военные действия в центральной части Греции, призвав Александра на подмогу. Исход битвы решили войска Александра, которые вошли в тыл союзников, обратив последних в бегство. Фивы потеряли превосходство, а с Афинами Македонские заключили мирный договор. Филипп поступил мудро, вернув грекам пленных. Он разрешил забрать тела погибших для захоронения. В ответ Афины надарили их правом гражданства. Александр принимал непосредственное участие в возвращении тел, павших в Грецию, за что получил высшую похвалу от отца. Македонский в шлеме Геракла Размолвка с отцом Во время политического кризиса в Македонии отношения царя с сыном окончательно испортились. Филипп развелся с матерью Александра, затем вновь женился на племяннице известного полководца Клеопатре.
На свадебном торжестве юный Александр повздорил с отцом, в глубине души понимая, что не стоит ждать добра от мачехи, которая будет настраивать отца против него. Македонский сбежал в Иллирию, пытаясь скрыться от ищеек отца. Он тайно вывез мать, отправив ее на родину в Эпир. Спустя год Александр помирился с Филиппом, вернулся жить в Македонию.
Но из любимца отца и наиболее вероятного преемника Александр в один момент превратился в одного из родственников, чье положение было довольно шатким. Царь Филипп не был примерным семьянином.
Многочисленные жены правителя Македонии и любовные связи привели к появлению большого числа наследников и весьма запутанным отношениям с родственниками. В основном его жены были, конечно же, знатного происхождения и с большими амбициями, поэтому очередной развод и пышная свадьба с новой избранницей не вызывали восторга у их властных родственников. Так произошло и с матерью Александра — Олимпиадой Эпирской, которая ушла в тень после появления очередной жены Филиппа. Новые родственники плели интриги, а мать Александра также не способствовала улучшению отношений между отцом и сыном. Филипп II — царь Македонии Нет прямых доказательств того, что именно Александр приказал убить своего отца, но есть обстоятельства, указывающие на то, что отношения между ними были напряженными и юный Александр мечтал сам занять македонский трон. Хотя он и считался наиболее вероятным претендентом на престол, охлаждение между ним и отцом стало поводом для активных действий.
Теорий несколько. Например, известно: оба сына были от матерей азиатского происхождения, что, мягко говоря, было не по душе среди высшего командного состава полководца. Проще говоря, они могли не допустить ни одного из них на престол. Формально после смерти Александра его место занял его брат Арридей.
Войско Македонского разгромило персов, Дарий спасся бегством, оставив в лагере свою мать, жену и детей. Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно. После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса. В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений.
Конец Персидского государства и Дария 331 год до н. И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец. Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь Смерть Александра Великого Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел. Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние, он не мог ни говорить, ни двигаться. В возрасте всего лишь 33 года, Александр умер. Погребальная карета, в которой находилось тело Александра Македонского, весила более 100 тонн, читайте здесь На протяжении веков в центре внимания находится смерть Александра Македонского, с этим связано много дискуссии, обсуждений, легенд, спорных исторических записей. Многие историки склоняются к тому, что болезнь стала причиной смерти, другие настаивают на убийстве.
Но истинная причина смерти до сих пор не исследована и остаётся загадкой. Какие же гипотезы и теории историков, которые пытаются на протяжении веков, разгадать эту тайну?
Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском
Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики. Александр Македонский был человеком, который с небольшой армией смог подчинить почти весь известный мир своего времени. Историю Александра Македонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики. Александр Македонский умер более 2 000 лет назад, и ученые до сих пор не могут сказать, от чего именно. Один из самых знаменитых правителей и полководцев в мировой истории, Александр Македонский, создал поистине огромную империю, раскинувшуюся на половину известного тогда мира.
Александр Македонский, удивительные факты о величайшем завоевателе
В декабре 332 до н. Александр беспрепятственно овладел Египтом см. В Мемфисе, древнеегипетской столице, состоялось провозглашение его фараоном. Проводил гибкую политику по отношению к местному населению: всячески выказывал уважение египетским храмам, старался соблюдать туземные обычаи. Гражданское управление страной оставил за египтянами, но армию, финансы и пограничные области передал под контроль македонян и греков. В Дельте Нила основал Александрию, ставшую оплотом греко-македонского влияния в Египте лично занимался планировкой нового города. Совершил экспедицию в оазис Сива в пустыне к западу от Нила, где находилось святилище верховного египетского бога Аммона, которого греки отождествляли с Зевсом; храмовый оракул объявил его сыном Аммона. Однако ему пришлось отказаться от намерения сделать идею божественного происхождения основой своей политической пропаганды, поскольку она была враждебно встречена его окружением; в македонской армии начала формироваться оппозиция во главе с Парменионом. Завоевание Месопотамии и Ирана.
Весной 331 до н. Александр двинулся в Финикию, где подавил восстание самаритян. Планируя создать Новую Македонию, которая бы обороняла Палестину от кочевников и охраняла бы торговый путь вдоль восточного берега Иордана в Южную Аравию, основал на севере Заиорданья несколько городов Дион, Гераса, Пелла , населив их своими ветеранами и греко-македонскими колонистами. В сентябре 331 до н. Сатрап Вавилонии Мазей открыл македонянам ворота Вавилона; Александр принес щедрые жертвы вавилонским богам и восстановил разрушенные Ксерксом 486—465 до н. В декабре 331 до н. Разбив сатрапа Персиды Ариобарзана, Александр захватил Персеполь, династическую резиденцию Ахеменидов, и личную сокровищницу Дария III; в наказание за поруганные Ксерксом во время греко-персидских войн эллинские святыни отдал город на разграбление солдатам. В конце мая 330 до н.
С другой стороны, активно проводил политику сближения с местной персидской аристократией, предоставляя ей высокие посты в администрации; сохранил за Мазеем и Абулитом управление Вавилонией и Сузианой, а сатрапом Персиды назначил знатного перса Фрасаорта. В июне 330 до н. Дарий III бежал на восток, и македоняне, не встретив сопротивления, заняли Мидию и ее главный город Экбатаны. Здесь Александр отпустил на родину воинов-греков, подчеркнув этим актом, что общегреческая война против державы Ахеменидов закончена и что с этого момента он начинает кампанию в качестве «царя Азии». Завоевание Средней Азии. В этой ситуации местные сатрапы Бесс и Барсаент составили заговор против Дария III; они заключили его под стражу, а когда македоняне настигли отступавших персов, закололи его конец июня — начало июля 330 до н. Александр приказал торжественно похоронить Дария III в Персеполе и объявил себя мстителем за его смерть. Пройдя через Парфию, Гирканию, Арию и разбил сатрапа Арии Сатибарзана, он захватил Дрангиану и, преодолев горный хребет Паропамис совр.
Гиндукуш , вторгся в Бактрию; Бесс отступил за р. Окс совр. Амударья в Согдиану. Весной 329 до н. Александр переправился через Окс; согдийские аристократы выдали ему Бесса, которого он отправил на расправу родственникам Дария III. Македоняне заняли Мараканду, главный город Согдианы, и дошли до р. Яксарт совр. Однако вскоре согдийцы под предводительством Спитамена подняли восстание против завоевателей; их поддержали бактрийцы и кочевники-саки.
В течение двух лет Александр жесточайшими мерами пытался подавить антимакедонское движение. Ему удалось привлечь на свою сторону саков. В 328 до н. Спитамен бежал к массагетам, которые, опасаясь репрессий со стороны македонян, убили его. В 327 до н.
Воины Завоевания Более 70 городов Александр назвал в честь себя. По обычаю, в память о своих завоеваниях в зоне бывших военных фортов Александром строились города, названные им «Александрия». Самый крупный город был основан в устье реки Нил в 331 г. Сегодня северная столица занимает второе место по площади среди городов Египта.
Покорение уксиев 2:12:04 — Битва при Персидских вратах 330 г.
Разорение Персеполя 2:22:15 — Погоня за Дарием. Александр в Бактрии 2:36:43 — Битва при Гидаспе 326 г. Show more.
Александр был сыном царя Филиппа II.
Именно отец добился того, что Македония стала сильным государством. В те времена главенствующее положение в данном регионе занимали две сверхдержавы — это Греция и Персия. Филипп заложил основы полного покорения греков, обучив свою армию искусству ведения боя в стиле противника. Он вооружил пехоту длинными пиками, а кавалерия шла первой, как главная ударная сила.
Греческая фаланга стала основой военного стиля Александра Македонского. Ему посчастливилось продолжить дело своего отца, для которого он заложил все необходимые основы. Завоевать Грецию было легко Греция уничтожила себя сама. Александр Македонский не завоевал Грецию в полном смысле этого слова.
Столь героические усилия, как в битвах при Фермопилах и Марафоне прилагать не пришлось. Греция уничтожила себя сама, своими внутренними междоусобицами и бесконечными гражданскими войнами. Фактически Александр просто оккупировал разрознённые города-государства. Это было не так сложно, ведь самые могущественные из них — Афины и Спарта, приняли основной удар персов на себя и были ослаблены.
Начав междоусобную войну друг против друга, они нарушили то самое великое греческое единство, которое помогало сдерживать врагов. Александру лишь оставалось взять то, что плохо лежало. Не потому что он был столь сильным военачальником, а потому что греки были слишком слабы. Многие просто сдались без боя Репутация великого полководца шла впереди Александра.
Многие земли, «завоёванные» Александром, были отданы ему фактически добровольно. Например, египтяне вообще не сопротивлялись. Они вместе с Грецией выступали против персов, а потому просто передали трон Македонскому. Зато репутация великого завоевателя шла впереди него.
Персидская армия была столь напугана, что воины просто отказывались выполнять приказы. Это сделало персов уязвимыми и слабыми, Александр с лёгкостью одержал над ними победу. Перехитрил гордиев узел Гордиев узел и Александр Македонский. Враги боялись Александра Македонского, слава самого могущественного военачальника в мире позволяла ему брать некоторые земли без боя.
Наверное, самое большое влияние на его успех оказала история с гордиевым узлом. Согласно легенде тот, кто сможет развязать это узел - завоюет всю Азию. Македонский оказался нетерпеливым и продуманным, он не умел проигрывать.
Создатель «греческого мира». 15 фактов об Александре Македонском
Александр Македонский — одна из самых известных или печально известных фигур в мировой истории. АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ) (356–323 до н.э.), царь Македонии, основатель мировой эллинистической державы; самый прославленный полководец античности. Главная» Видеоуроки» История» 5 класс» Завоевания Александра Македонского. Александр Македонский: гений или безумец? На Руси же история Александра стала известна через византийские и восточнославянские хроники, в которых его чаще звали по месту рождения — Македонским. До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно.
Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
Миропонимание — это связь образных представлений о мире, составляющих мировоззрение, с той или иной лексикой, языком. По сути, Александр, сам того не понимая, был носителем определённых ущербных, покалеченных воспитанием и образованием мировоззрения и миропонимания, сформированных так, что его поведение впредь было прогнозируемо для его «хозяев», а также соответствующих тем целям, которые были ими на него возложены. Согласно сообщениям современников Александра, он был достаточно управляемым, несамостоятельным и зависимым от обстоятельств человеком «Царь был, как правило, мягок в обращении с окружающими, но при этом испытывал вечную потребность быть любимым и был склонен к резким перепадам настроения. Он стремился во всём быть первым…». В дополнение к этому, Александр всю взрослую жизнь страдал от пристрастия к алкоголю, что лишь мешало ему стать концептуально властным и самостоятельным управленцем, в то время как работало на руку закулисным знахарям вплоть до открытия для них возможностей вторжения в его извращённую психотропами психику извне с помощью разных наваждений и одержимостей. Существуют сведения, утверждающие, что Александр не избегал возможности навещать оракулов: так он, несмотря на запрет, существовавший в то время в классической эллинской религии, нанёс визит дельфийскому оракулу, а после покорения Египта навестил оракула Амона, прорицатель которого обратился к Александру как к сыну бога.
Александр был встречен в Египте как освободитель и немедленно провозглашён фараоном, после чего вернул! Он провозгласил себя сыном Амона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога. Иосиф Флавий же записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве, и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, который, согласно занимаемого им места в социальной иерархии, не мог не относиться к периферии «мировой закулисы». Всё это говорит не в пользу самостоятельности Александра в деле выработки его политической стратегии. Также известно множество фактов «везения», сопутствующих Александру в его походах.
Одним из них стал стала внезапная смерть Мемнона, греческого наёмника на службе у персов, который, после вторжения Александра в Малую Азию, предложил не воевать с ним напрямую, а вести войну у него в тылу, на Балканах и в Эгеиде. Следует отметить, что это была очень здравая идея, так как греческий флот был гораздо слабее персидского, и Александр, по сути, был беспомощен что-либо изменить в этом направлении без того, чтобы остановить вторжение и вернуться домой. Мемнон одержал ряд побед в этом регионе и завязал переговоры о союзе со Спартой и Афинами, но в мае во время осады Митилены он, как уже было отмечено выше, внезапно умер. Его преемник Фарнабаз оказался менее способным военачальником, так что действия персов в этом регионе перестали быть угрозой для Александра. Если даже Мемнона «хозяева» Александра не «заказали» физически предателю или профессиональному киллеру , то факт эгрегориально-матричного управления никто не отменял.
После гибели Дария III Александр окончательно перестал смотреть на персов как на покорённый народ и пытался править ими, как их прежние цари. Он пытался уравнять побеждённых с победителями, соединить их обычаи в единое целое. Царь окружил себя персидскими вельможами, начал носить восточные одежды, завёл гарем, при его дворе вошли в употребление персидские церемонии, включая проскинезу — простирание ниц с целованием ноги царя. В состав его кавалерии были включены представители восточной знати, начались вербовка местных жителей в пехоту и их обучение по македонскому образцу. Чтобы укрепить державу, Александр затеял грандиозную свадьбу, на которой 10 тысяч македонян взяли в жёны азиаток.
Его ближайший друг Гефестион взял в жёны родную сестру Статиры Дрипетиду, а Кратер — двоюродную сестру, Амастрину. Ещё 87 гетайров заключили брак со знатными персиянками и мидийками в частности, Селевк женился на дочери Спитамена Апаме. Свадьба была сыграна по восточному обряду, все новобрачные получили от царя подарки. И такое поведение Александра должно было вызвать вопросы у его «хозяев», поскольку межрегиональный конгломерат навязывает свою культуру, в те времена — эллинизм, а не перенимает культуру порабощаемых народов. Александр Македонский пирует с гетерами в захваченном Персеполисе Мало кто слышал о греко-буддизме.
Этот термин относится к культурному сочетанию эллинистической культуры с буддизмом, которое развивалось между четвёртым и пятым веками нашей эры в Бактрии и на Индийском субконтиненте территории современных Афганистана, Индии и Пакистана. Эта необычная культура стала культурным следствием длинной цепочки событий, которая была начата греческими набегами на Индию во времена Александра Македонского. Далее её развитие происходило во время создания индо-греческого царства и расцвета Кушанской империи. Всё сказанное в предыдущих двух абзацах говорит о том, что шёл процесс смешения несомой Александром и его армией греческой культуры с культурами аборигенов завоёванных земель. Культура «эллинизма» должна была стать той единой унифицированной культурой, которая бы заместила национальные культуры.
А она начала смешиваться с культурой востока. Александр, вне зависимости от того, понимал он это или нет, выполнял некую миссию, возложенную на него «закулисными» субъектами из числа тех, кто пытался управлять глобализацией по своему произволу, но с этой задачей справляться перестал, начав действовать вне логики межрегионального конгломерата. Промежуточным итогом проекта «Александр Македонский» стала огромная империя от Балкан до Индии, включавшая в свой состав также и Египет. Тем не менее, качество управления ею как целостной системой было настолько низким, что сразу после смерти Александра его империя распалась на множество сатрапий, воюющих друг с другом за ресурсы и право их властителей называться истинным преемником Александра Македонского. В деле же рассеивания иудеев по миру сложилась следующая ситуация: после разрушения персидской монархии Александром «Земля Израиля» Палестина сначала была подчинена Птолемеям в Египте 320—201 г.
В эту эпоху в еврейскую среду проникает греческая культура. Высшие классы усваивают греческие нравы и обычаи, наряду с древнееврейским и арамейским распространяется также древнегреческий язык койне , то есть еврейско-иудейская среда оказалась не защищена от основного алгоритма межрегионального конгломерата. Кроме обширных еврейских колоний в Месопотамии и Персии, Бактрии и Армении, со времени вавилонского пленения, в эпоху господства в Палестине Птолемеев образовалась очень многочисленная колония евреев в Египте Александрии и др. Во II в. Для того, чтобы культура иудеев в процессе взаимодействия с культурой древней Греции не потеряла своей целесообразной функциональной специфики, в том же III веке до н.
Но это только подстегнуло дальнейшую эллинизацию иудаизма и скоро «греческий» проект был окончательно закрыт, а миссия — быть метрополией межрегионального конгломерата — перешла к Риму. Причины закрытия проекта и его последствия для западной региональной цивилизации и глобальной цивилизации Для подавляющего большинства сподвижников Александра его смерть была неожиданностью. В наше время разные учёные выдвигают самые разнообразные версии смерти Александра: от малярии и воспаления лёгких до отравления.
Александр выступил в поход. Оставив в Македонии около 13,5 тысяч воинов, под командованием наместника Антипатра, все остальные силы он собрал в единый кулак. В общей сложности, его армия, насчитывала около 40 тыс. Ядром этой армии была пехота: 9 тысяч фалангистов вооруженных длинными пиками, 3 тысячи гипаспистов вооруженных сариссами — тяжелыми копьями и круглыми щитами, и 1800 тяжелых конников — гетайров всадников для которых набирали из числа македонской знати. Кроме того, с Александром шли 9 тысяч воинов балканских племён и 5 тысяч греческих наёмников.
Историки указывают на то, что грекам царь не доверял опираясь на македонских воинов как на главную силу [6]. Это объясняется недоверием Александра к грекам и их стремлением сохранить свою автономию. Однако, для укрепления своей армии, Александр не обходил стороной возможность нанять греческих наемников, которые были известны своими боевыми навыками и опытом. Хотя Александр в своей армии также имел балканские племена и фессалийских кавалеристов, главным оружием его войск была мощная фаланга. Фаланга состояла из фалангистов, вооруженных длинными пиками, и гипаспистов, обладавших сариссами - тяжелыми копьями и круглыми щитами. Эти отряды образовывали основу пехоты Александра и были обучены работать вместе, формируя компактные стройные ряды, которые составляли непробиваемую стену для противника. Кроме того, в составе армии были тяжелые всадники - гетайры, которые обеспечивали поддержку с тыла и могли наносить решающие удары в битвах. Персы потерпели в ней сокрушительное поражение.
Потеряв всего около сотни воинов, македонцы рассеяли противника, уничтожив около 20 тысяч персов. После этого сражения, целый ряд городов Малой Азии, преимущественно с эллинским населением, добровольно перешли на сторону Александра, открыв свои ворота. Встретив сопротивление в Милете, Александр умело используя разнородные силы, осадил его, уничтожил стены осадными машинами и используя флот для блокады с моря, взял город. Та же участь постигла и оказавший сопротивление Галикарнас [7]. В ходе дальнейшего Восточного похода, Александр Македонский провел ряд успешных военных операций. Лемнос и Скайрос, два острова в Эгейском море, были захвачены без сопротивления. Александр также продолжил свое наступление на территории Азии Минор, где ему удалось взять под контроль города Галерий и Пергамон [5]. Завоевание Сирии и Египта Современная Александрия.
Малая Азия была захвачена Александром практически полностью, и он двинул войска в Киликию, где состоялась главная битва 333 года до н. Армиями командовали непосредственно правители, и Дарий III, имея трехкратное преимущество в численности войска 120 тысяч персов против 40 тысяч греков эту битву проиграл. Вынужденный биться на узком пространстве между Исским заливом и Аманскими горами, он не смог воспользоваться трехкратным превосходством в численности. Наткнувшись на непреодолимый строй македонской фаланги, персы погибали тысячами, а исход битвы решил кавалерийский прорыв гетайров возглавленный лично Александром. Александр, потеряв убитыми около пятисот человек, уничтожил более 50 тысяч персов и рассеял остальных. Дарию удалось собрать не более 4 тысяч человек и отступить с ними в глубь Азии [8]. Это победоносное сражение оказало огромное влияние на ведение всей войны: персы были сильно деморализованы, они потеряли контроль над всей западной частью своего царства и потенциальных союзников в греческом мире. Александр теперь имел возможность выбрать между двумя направлениями - восточным, куда убежал Дарий, и южным.
Он решил идти по южному пути, чтобы лишить ахеменидский флот его баз в Финикии и других местах. Абад, Библ и Сидон сдались. Продолжив продвижение на юг, греческая армия, после осады, взяла штурмом сильно укрепленный, находящийся на острове, город Тир. Осада длилась полгода, поскольку город был практически неприступен. Однако Александр приказал своим новым подданым из Финикии предоставить свои корабли, так что Тирский флот был разбит. Дарий отправил к Александру послов с просьбой о мире и предложением взять в жены одну из его дочерей. Однако Александр отверг это предложение, так что было понятно, что он желает полной власти над Персией. Он продолжил двигаться на юг, однако встретил сопротивлении в Газу в Палестине.
После двух месяцев осады, город был взят, а с его защитниками Александр жестоко расправился. Взяв под контроль всю Переднюю Азию, Александр заставил персов распустить флот, поскольку он был лишен пунктов базирования. На юге, под властью Дария III, оставался только Египет, но сатрап Мазак, правивший там от его имени, потеряв часть своих войск под Иссой, капитулировал. Александр заложил, в устье Нила, город Александрию, позже ставшую крупнейшим городом Египта, и важнейшим центром всего древнего мира. Местное население, ненавидившее персов, провозгласило Александра фараоном и освободителем. Таким образом греки захватили богатейшую долину Нила без боя [6]. Окончательный разгром персидской армии Дарий III.
Его отец был великим завоевателем, и, являясь его сыном, Александр был полон решимости продолжить свое наследие. Он предпринял серию обширных военных кампаний и к 30 годам создал одну из крупнейших империй древнего мира. Детство и юность Принято считать, что Александр родился 20 июля 356 года до н. В детстве он научился читать, писать, ездить верхом, сражаться и охотиться, как это было типично для сыновей благородного происхождения в ту эпоху. Он вырос храбрым мальчиком и приручил непослушную лошадь, когда ему было всего 12 лет. Конь по кличке Буцефал стал его любимцем и верно и преданно служил ему несколько лет. Король Филипп попросил великого философа Аристотеля обучить Александра и предоставил Храм Нимф в Миезе в качестве классной комнаты. Аристотель обучал Александра и детей македонской знати таким предметам как медицина, философия, мораль, религия, логика и искусство. Под его руководством у Александра также развилась любовь к литературе. Когда Александру было 16 лет, его отец оставил его во главе королевства в качестве регента, пока он вел войну против Византии. Во время отсутствия Филиппа фракийские маэды восстали против Македонии. Несмотря на то, что он все еще был маленьким мальчиком, Александр быстро отреагировал и храбро прогнал их с их территории. Вознесение и царствование Король Филипп был убит капитаном своих телохранителей Павсанием в 336 году до нашей эры. Александр, которому в то время было всего 20 лет, был провозглашен королем знатью и армией. Взойдя на трон, он решил устранить всех своих внутренних врагов и потенциальных претендентов на трон.
Новые родственники плели интриги, а мать Александра также не способствовала улучшению отношений между отцом и сыном. Филипп II — царь Македонии Нет прямых доказательств того, что именно Александр приказал убить своего отца, но есть обстоятельства, указывающие на то, что отношения между ними были напряженными и юный Александр мечтал сам занять македонский трон. Хотя он и считался наиболее вероятным претендентом на престол, охлаждение между ним и отцом стало поводом для активных действий. Филиппа убил его собственный «телохранитель» на пиру по случаю свадьбы при большом скоплении людей. Там же присутствовал и Александр, который не растерялся и сразу же после смерти приступил к физическому устранению конкурентов, которых было немало. Последняя жена Филиппа II, их новорожденная дочь, а также их родственники мужского пола, братья самого Александра, которые в той или иной степени могли претендовать на трон, представители знатного македонского рода — все они были казнены по приказу Александра или его матери, которая стала активно участвовать в жизни государства. Сегодня сложно сказать, сколько человек были объявлены изменниками и убиты Александром на пути к трону. Ясно одно: после смерти отца юный царь устранил всех конкурентов и принялся за воплощение своих амбициозных планов.
История. 5 класс
Александр стал македонским царем в 20 лет и в короткий срок создал империю, простиравшуюся от Греции до Индии. Александр Македонский был человеком, который с небольшой армией смог подчинить почти весь известный мир своего времени. Завоевания Александра Македонского 1 Когда Александру было 16 лет, Филипп сделал его регентом Македонии, а сам ушел в поход на Византий. Вы на канале Artifex Ru, и в этом выпуске вас ждет история Александра Македонского о тайнах, легендах и величии великого полководца.
АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ (МАКЕДОНСКИЙ)
Александр Македонский (21 июля -356 - 13 июня -323) , македонский царь, полководец | Александр Македонский прожил мало, но прославил себя на века. |
Александр Македонский как историческая личность | Александр Македонский, он же Александр III Великий — царь Македонии и по совместительству великий полководец, завоевавший чуть ли не половину мира, скоропостижно скончался в Вавилоне 10 июня 323 года до нашей эры. |
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Завоевания Александра Македонского. — | РИА Новости, 02.03.2024. |
Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена - | Проект «Маховик Истории» представляет масштабный документальный фильм, детально и непредвзято повествующий о деяниях легендарного македонского царя. Источники и литература: Арриан. |
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
Установлена причина смерти Александра Македонского - Российская газета | За несколько лет своего правления Александр Македонский женил около сотни македонян на местных жительницах. |
Биография Александра Македонского | Доктор Томас Герасимидис, почетный профессор медицины из Университета Аристотеля в Салониках, и его команда огласили итоги многолетнего исследования, в рамках которого была установленна возможная причина смерти Александра Македонского. |
Установлена причина смерти Александра Македонского | Ученые из Университета Аристотеля в Салониках под руководством доктора Томаса Герасимидиса в ходе многолетнего исследования установили причину смерти Александра Македонского. |
Александр Македонский: краткая биография, завоевания, походы, когда родился, умер, дети, жены | При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон. |
Непривлекательная часть биографии: как Александр Македонский пришел к власти | До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно. |
История болезни: от чего умер Александр Македонский
У одного из античных авторов описано, как солдаты жаловались, что их затащили в другой мир, к берегам океана, полного чудовищ и окутанного вечным мраком, с неподвижными волнами, в которых в изнеможении умирает все живое. Это потрясающее по точности и живописности описание Северного Ледовитого океана, которое свидетельствует, что войско Александра взбунтовалось темной полярной ночью в устье Оби. О походе завоевателя в страну мрака писали и восточные авторы. По их же сведениям, где-то в этих критических широтах македоняне построили башню и стену, защищающую обитаемый мир от яджуджей и маджуджей гогов и магогов. Каким маршрутом Александр возвращался, неизвестно. Впрочем, согласно официальной версии, от реки Биас он повернул назад, затем спустился по Инду к его устью и оттуда по пустыне привел войско в Вавилон. И если отождествлять Инд с Обью, такой фокус, увы, становится невозможным, ибо близ берегов Северного Ледовитого океана город Вавилон ни на одной карте в мире не значится. Деревья и тени Так что же: предположения Николая Новгородцева неверны? С их категорическим отрицанием, возможно, не стоит спешить.
Ибо в пользу своей правоты Новгородцев приводит довольно любопытный аргумент. Речь идет об измерениях длины тени от деревьев в полдень и о расчетах широты местности на основании этих измерений, которые проводили ученые, сопровождавшие армию Александра. Они повсеместно измеряли длину тени от деревьев известной высоты. Делали они это в полдень, когда деревья отбрасывают самую короткую тень. По отношению высоты дерева к длине тени определялся тангенс угла солнца над горизонтом в полдень, а по тангенсу и сам угол. Высота светила над горизонтом зависит от широты местности и времени года. В Томске, на родине Николая Новгородцева, во время зимнего солнцестояния, 21-22 декабря, солнце не поднимается выше 10 градусов над горизонтом, а в день летнего солнцестояния в конце июня достигает 56 градусов. В субтропической Индии оно и зимой не опускается ниже 34 градусов.
Некоторые измерения греки до нас донесли. Диодор писал, что дерево высотой 70 локтей отбросило тень на три плефра. При длине локтя 0,45 метра и плефра 30,65 метра сам угол составляет 19,5 градуса. В день зимнего солнцестояния это соответствует местности с широтой 47 градусов. Если же измерение делали в любое другое время года - значит, это было севернее.
Сравнительные жизнеописания Шеппард, Р.
Александр Великий. Армия, походы, враги Шифман, И. Александр Македонский Гафуров, Б.
Войско Македонского разгромило персов, Дарий спасся бегством, оставив в лагере свою мать, жену и детей. Македонцы их взяли в плен, обращались с ними уважительно.
После этих сражений, Александр берёт направление на юг, захватывает Финикию, Палестину и Египет. Там он оставил армию и с небольшой охраной пошел в пустыню, чтобы посетить оракула Амона-Зевса. В святилище его встречали с большими почестями и обращались к нему как к «сыну Зевса», что ещё больше предало ему уверенности в себе. Вернувшись в Египет, он начал готовить армию для новых сражений. Конец Персидского государства и Дария 331 год до н.
И снова восторжествовала храбрость македонцев и стратегия Александра. Большая персидская армия терпит поражение и спасается бегством. Персидской державе положен конец. Александр Македонский: завоевание Согдианы и новая любовь Александра Великого, читайте здесь Смерть Александра Великого Александр Великий сделал свой последний вздох в Вавилоне, в 323 году до н. Согласно древнему историку Диодору, все началось с того, когда Александр на ночном пиру выпил много неразбавленного вина и вскоре после этого заболел.
Вернувшись к себе, у него поднялась высокая температура, в теле начались сильные боли, тошнота и тяжелая мышечная слабость, а через 12 дней наступило паралитическое состояние, он не мог ни говорить, ни двигаться. В возрасте всего лишь 33 года, Александр умер. Погребальная карета, в которой находилось тело Александра Македонского, весила более 100 тонн, читайте здесь На протяжении веков в центре внимания находится смерть Александра Македонского, с этим связано много дискуссии, обсуждений, легенд, спорных исторических записей. Многие историки склоняются к тому, что болезнь стала причиной смерти, другие настаивают на убийстве. Но истинная причина смерти до сих пор не исследована и остаётся загадкой.
Какие же гипотезы и теории историков, которые пытаются на протяжении веков, разгадать эту тайну?
Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников. Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя. Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец.
Их пустили к умирающему. И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было. После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя. Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец.
Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя. Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти. И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее.
Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения. Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове.
Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря. То, что произошло на обратном пути, привело его команду в ужас: царь сам вел корабль, держа рулевое весло обеими руками. Порывом ветра сорвало и унесло в воду его головной убор вместе с диадемой. Один из финикийских моряков тотчас же прыгнул в море, выловил царский убор, а диадему надел на голову, чтобы освободить руки, — так было легче плыть. Высший знак царского достоинства на голове простолюдина — это предвещало беду. Но Александр рассудил иначе: «Отхлещите его бичами за неуважение к диадеме и наградите тысячей драхм, потому что он был проворнее и смелее многих из вас».
Еще одна «коронная» история была описана известным советским писателем-фантастом Иваном Ефремовым. В одном из своих романов он упоминает о короне из черного металла, которая якобы и послужила причиной тяжелой болезни и смерти Александра. А дело было так. Во время индийского похода македонец нашел в какой-то деревушке маленький храм, в нем — корону богов. Гордый завоеватель потребовал, чтобы жрецы отдали корону ему. Человек же, прикоснувшись к черной короне, упадет замертво». Александр, уверенный в своем божественном происхождении, только посмеялся над этими словами. Он надел корону и вышел на ступени храма. Вдруг великий полководец пошатнулся и, потеряв сознание, упал на землю.
Черная корона скатилась с его головы. А когда Александр пришел в себя, то оказалось, что он практически ничего не помнит о своих грандиозных планах покорения мира. Пытаясь вернуть внезапно утраченную память, македонянин вернулся в Вавилон, где через некоторое время ослабел от непонятной болезни и умер. Стоит подчеркнуть, что нет никаких документальных подтверждений этой истории, поэтому исследователи считают ее всего лишь выдумкой знаменитого фантаста. В действительности же серьезные предупреждения великий завоеватель получил накануне его вступления в Вавилон. Сначала он прислушался к словам прорицателей, но затем все же пренебрег ими. Фишер-Фабиан описывает это происшествие таким образом: «Когда в 331 году до н. Александр подошел к стенам Вавилона, городские ворота распахнулись, и сатрап Мазей был готов устроить ему триумфальный прием. Однако на сей раз его вступлению в город решили воспрепятствовать, но не солдаты для этого не хватило бы сил , а двое халдеев.
Они просили передать царю, что звезды говорят, будто ему грозит беда, если он войдет в Вавилон. Александр, как мы знаем, верил в предзнаменования — как в добрые, так и в дурные. Тем не менее, он заподозрил неладное, сопоставив два факта: щедрое финансирование работ по восстановлению Этеменанки вавилонской башни и рост доходов жрецов. Они саботировали строительство и использовали деньги для «более важных дел». Но заставляло задуматься и то, что возвестил Пифагор [6] , гадавший по внутренностям животных, тот самый Пифагор, который предсказал смерть Гефестиона: и на этот раз печень жертвенного животного состояла только из одной доли. Каждый знал, что это особенно дурной знак. А что произнес Калан [7] , прежде чем подняться на костер? Было бы непростительной глупостью бросать вызов богам. Царь велел части войска войти в Вавилон, а сам расположился в Борсиппе, что западнее Евфрата.
Когда же из города пришло донесение о том, что каждый день со всего света прибывают посланцы с просьбой об аудиенции, соображения государственной пользы одержали верх над верой в магическое, и царь сел в колесницу, запряженную восьмеркой индийских лошадей». Пышный въезд Александра в Вавилон, богатство его царской резиденции там и поклонение, которые оказали ему представители делегаций от разных народов, безусловно, тешили тщеславие молодого завоевателя, который возводил свое происхождение к египетскому богу Амону В том, что этот бог является его небесным покровителем, великий македонец окончательно убедился во время посещения в ливийской пустыне оазиса Сива, где устами египетских жрецов ему было передано предсказание божества. Что именно «сказал» ему Амон, точно не известно, но он якобы подтвердил божественное происхождение Александра. При этом, если верить Плутарху, не обошлось без курьеза. Вот как описывает и комментирует интерпретацию этого события великим историком наш современник, историк Игорь Дубровский: «Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески"пайдион" "дитя" , но по причине дурного произношения вышло"пай Диос" "сын Зевса". Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки». Действительно, древние эллины не видели ничего необычного в обожествлении смертных героев.
Поэтому их делегация явилась в царский шатер в праздничном убранстве, украшенная цветами и венками, давая тем самым понять, что для них это место, где находится божество. В связи с этим С. Фишер-Фабиан отмечает: «В отличие от македонян, греки поклонялись Александру как богу естественно, не делая усилий над собой. Они приносили жертвы и героям, которые рождались от любви богов и смертных. В IV веке до н. И почему бы не оказать богоподобному человеку больше почестей, чем богу, похожему на человека? Что им, афинянам, Гекуба — им, этому пресыщенному обществу, все подвергавшему сомнению? А спартанцы, как и Демосфен, велели передать с присущим им врожденным высокомерием: «Если Александр хочет быть богом, пусть будет им». И все же не все, даже из числа эллинов, готовы были воспевать своего царя как божество.
В связи с этим весьма интересна история, изложенная в книге Е. Орлова [8] об Александре Македонском, опубликованной в дореволюционном издании серии «Жизнь замечательных людей». Вот что он пишет: «Среди многочисленных философов и ученых, сопровождавших Александра в его походах, двое пользовались его особенною дружбою. Анаксарх и Каллисфен, племянник Аристотеля. Первый из них, наглый и льстивый, вздумал по случаю свадьбы с Роксаной. Александра позондировали и нашли весьма благосклонно расположенным к затее. И вот на пиру, когда вино уже порядком разогрело всем головы, Анаксарх встает и произносит длинную и искусную речь, в которой восхваляет деяния царя, объявляет их превышающими все, доселе достигнутое сынами человеческими, напоминает об оракуле Зевса Амона и рекомендует оказать ему божественные почести. Персы и мидяне разразились шумными аплодисментами, но македонские и греческие гости хранили угрюмое молчание, не смея противоречить, но и не желая одобрить. Тогда поднялся со своего места Каллисфен и выразил от имени своего и своих друзей протест против этого нелепого предложения.
Ему ответом были рукоплескания македонян и греков, но Александр молчал, тая злобу. Когда под конец вечера царь и его гости стали обмениваться лобзаниями, Каллисфен один не получил поцелуя и должен был уйти без приветствия. Философ тогда шутливо заметил, что он, в сущности, ничего не потерял, кроме поцелуя, но он ошибался: он потерял милости своего владыки и вскоре жестоко из-за этого поплатился. У него был друг и ученик Гермолай, молодой паж царя. Сопровождая однажды Александра на охоту и видя несущегося на них вепря, Гермолай бросил в животное копье и убил его. Царь рассердился: паж отнял у него добычу и за это был наказан прутьями и лишен коня. Гермолай поклялся отомстить и вместе с несколькими товарищами составил заговор с целью убить царя. Об этом, однако, узнали, и молодые заговорщики были арестованы и казнены. Перед смертью их пытали, но они никого не выдали, что не помешало Александру впутать и Каллисфена, обвиняя его в подстрекательстве.
Дело ничем не было подкреплено, но Каллисфена подвергли пытке, а потом казнили, ко всеобщему негодованию старых македонян». Незадолго до этого, в том же 328 году до н. Он впал в ярость от того, что Клит оборвал полководца, певшего царю дифирамбы, и принялся перечислять пороки и проступки хвастливого Александра. Впавшего в ярость царя никто не смог остановить. А потом он три дня рыдал над трупом своего любимца. Эта история интересна не только как свидетельство отношения самого великого македонца и его приближенных к обожествлению его персоны. К ней мы еще не раз вернемся при рассмотрении других версий причин смерти Александра. А пока стоит лишь заметить, что, по мнению некоторых древних историков, именно причисление Александром себя к сонму небожителей, требование всеобщего поклонения и другие проявления неумеренного тщеславия могли вызвать гнев у оскорбленных его высокомерием великих олимпийцев. В качестве наказания они и ниспослали гордому македонянину внезапный недуг и раннюю кончину.
Более конкретная версия, прямо указывающая на карающую руку богов, нашла отражение в персидских преданиях. В них говорится о том, что великий полководец будто бы был наказан небом за то, что вскрыл могилу персидского царя Кира. Но никаких сведений об этом факте не найдено, кроме нескольких строк у Плутарха: «Найдя могилу Кира разрытой, он [Александр] казнил виновного, хотя преступник был родом из Пеллы и принадлежал к видным гражданам». Кроме того, существует мнение, что Александр велел запечатать нарушенную ворами царскую гробницу и выбить внизу ее надпись, сделанную Киром, по-гречески. Еще одно предположение, встречающееся и в персидских, и в античных источниках, связано с обстоятельствами похорон Гефестиона. Вот что писал по этому поводу Диодор: «Царь, устраивая похороны, приказал всем соседним городам содействовать по мере сил их роскошному устроению; всем обитателям Азии приказал загасить до окончания похорон так называемый священный огонь: персы это обычно делают при похоронах царей. Народ счел этот приказ дурным предзнаменованием; решили, что божество предрекает смерть царя». А вот по легенде, которую передавали из уст в уста македонские ветераны, их царь погиб потому, что забыл законы предков об умеренности и сдержанности. Боги отвернулись от него, ибо он стал ходить в одеждах врагов, убивать верных ему людей, подозревая их в измене.
Эта мысль выражена и в «Истории Александра Македонского» Квинта Курция Руфа: «Александр стал носить одежду персидских царей и диадему, что не было принято раньше у македонских царей… Александр начал свирепствовать по отношению к своим не как царь, а как враг». В справедливости этих слов можно убедиться хотя бы на приведенных здесь примерах расправы македонца с Гермолаем, Каллисфеном и Клитом. Правда, когда унимался охватывавший его гнев, Александр сам осознавал, что погорячился, но в следующий раз поступал с такой же слепой горячностью и жестокостью. Вот что пишет, основываясь на записках придворных летописцев и военачальников о мыслях, волновавших умирающего Александра, Герман Малиничев, автор книги «Археология по следам легенд и мифов»: «Он признавал, что последний поход не удался, завоевано полмира, а верные друзья растеряны, а сам он остался с пустой душой и мутной головой от мистики чужих религий… В носилках, когда его тащили к Вавилону, он пытался произносить строчки из «Илиады», которую раньше знал наизусть, но теперь путался, впадал в тяжелое забытье. Он отрекался от чужих богов, но в то же время вспомнил предсказания восточных оракулов, что живым в Македонию ему не вернуться. В голове всплывало и другое прорицание. Когда он захватил Персию, в одном из городов его вояки ворвались в храм зороастрийцев и захватили скрижали, на которых золотыми буквами записана священная «Авеста». Трофей вывезли в Македонию. Вот тогда жрецы и возвестили ему скорую смерть — за дикое святотатство.
Зороастрийцы предрекли и наказание телу грешника: «Оно не будет знать покоя»». Так и произошло: могилу великого завоевателя безуспешно ищут до сих пор.