Новости бедствие в столице в июле 1547 г

В Москве 21 июня 1547 года вспыхнул грандиозный пожар, который уничтожил русскую столицу и отсрочил нападение на Казань на несколько лет. 16 января 1547 года произошло важное событие в русской истории: впервые Московский государь был венчан царским венцом в Успенском соборе. Новости. Эфир 15 июля 1977 Что выигрывала Россия если бы Владислав стал русским царем? Пожар 1547 года имел чрезвычайную важность не только потому, что потребовал от Иоанна Грозного большой строительной деятельности по восстановлению Москвы, но и потому, что произвел благодетельный переворот в душе Царя, который воспринял пожар как гнев Божий. Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия.

Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства

25 апреля 1547 года в Москве начались пожары, которые преследовали столицу несколько месяцев, пока не спалили дотла. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 2 раза: Толькот второе, Бедствие в столице в июле 1547г. Московское восстание 1547 года отличается своей жестокостью и серьезными разрушениями, которым подверглась столица в результате пожаров и массовых беспорядков.

Москва в огне: как горела столица с незапамятных времен до наших дней

Год 1547. Бунт против Глинских . Русский бунт. Все смуты, мятежи, революции Летом 1547 г. грозным было лишь одно – то самое событие.
Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547 Царь Иоанн после страшного московского пожара (24 июня 1547г.), глубоко поразившего его душу, пожелал исповедать и прежние свои недостатки, и свое доброе намерение пред выборными представителями земли Русской.

Бедствие в столице в июле 1547 г кратко

Расправы и репрессии. Когда восстание улеглось, царь приказал разыскать и казнить его зачинщиков. При этом, судя по всему, массовых расправ не было — не из-за милосердия Ивана Грозного, а потому, что он понимал, что время сложилось неблагоприятное для массовых репрессий, которые могут вызвать новый бунт. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 4. Количество оценок: 52 Оценок пока нет.

Поставьте оценку первым.

Был также уничтожен Пушечный двор на реке Неглинной. Огонь уничтожил многие столичные храмы со святынями. На великокняжеском дворе сгорела церковь Благовещения, в которой находился убранный золотом деисус работы Андрея Рублева. Были также утрачены княжеские иконы греческого письма с драгоценными камнями. В числе разрушенных построек оказались дом митрополита и Чудов монастырь, в котором погибли 18 старцев и восемь слуг.

При пожаре выгорели постройки Рождественского монастыря, а в Успенском соборе во время молебна пострадал митрополит Макарий — «опалеста ему очи от огня». Святителя спасли из горящего собора и увезли в Новинский монастырь. Он спас икону Богоматери. К вечеру 21 июня буря закончилась, ночью стал утихать пожар. Как сообщает Никоновская летопись, «множество народа сгореша.

Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст. В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан. И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы. И сию общую память по всех православных христьианех велел и в прочая лета поминати до скончания мира, на честь Богу и на славу и на похвалу своему царству. И оттоле повеле ту общую память написати в соборныя книги 35. Жизнь и труды святителя Макария Митрополита Московского и всея Руси. Из истории утверждения царского титула Ивана IV. Соборная грамота 1560 г. Тысячелетняя летопись необычайных явлений природы.

Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники[ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода. Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии. Такие материалы рассматриваются современными учёными как наиболее идеологические, им меньше доверяют. Согласно первой версии, восставшие действовали по собственной инициативе, второй — под руководством бояр, стремившихся узурпировать власть [9].

Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории

Впоследствии Грозный вспоминал об июньских событиях: «И от сего бо вниде страх в душу мою и трепет в кости моя» [3]. Московское восстание привело к падению рода Глинских и стремлению молодого царя укрепить абсолютную власть. Историк Александр Зимин считает, что, воспользовавшись волнениями 1547 года, из Москвы бежал религиозный вольнодумец Феодосий Косой с приспешниками [19] [20]. Эту догадку поддержал другой историк, Александр Клибанов [21]. Участники[ править править код ] Вопрос об участниках городских волнений 1547 года вызывает споры между исследователями. Письменные источники эпохи правления Ивана IV менялись в зависимости от периода. Изначальное описание событий принадлежит ранним памятникам, как « Летописец начала царства » и Новгородская летопись по списку историка Николая Никольского. Последующие источники сформировались в поздние годы царствования Ивана Грозного и отражают точку зрения монарха во времена Опричнины , когда Грозный стремился обвинить ненавистных бояр и оправдать свои политические репрессии.

Услышав обвинения и видя ярость народа, он бежал в Успенский собор. Народ ворвался туда, убил его, а тело вытащил на Лобное место. Имение Глинских было разграблено, прислуга и дети перебиты. На третий день бунтовщики явились в село Воробьёво, куда переехал государь, и потребовали выдачи князя Михаила и княгини Анны. Толпа была рассеяна выстрелами, некоторые зачинщики схвачены и казнены. Устрашённый судьбой брата, Михаил Глинский вместе со своим другом и сподвижником князем Пронским в 1548 году бежал в Литву. Настигнутые и возвращённые в Москву, они показали на допросе, что направлялись на богомолье в Оковец. Их уличили во лжи, но судить и наказывать не стали: извиняя их бегство страхом, обоих простили и даже оставили на службе у государя. В купе вагона найден труп 70-летнего Артура Бригса, банковского служащего из Лондона. Неизвестный убийца забрал у жертвы золотые часы с цепочкой, очки в золотой оправе и — что выглядело довольно странно — шляпу.

Пожар и народное волнение произвели тяжкое впечатление на молодого царя. Сильные характеры требуют и сильных потрясений для своего исправления. Он сделался набожен, серьезен, неутомим в занятиях государственными делами. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их. Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий последних десятилетий. Они лишь подчеркнули необходимость дальнейших преобразований. После ряда новых начинаний рубежа XV-XVI веков и продолжения их в 30-40-х годах XVI века страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ. Избранная рада. Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Около 1549 г.

Начало борьбы Москвы с Тверью. Постройка 1310 новгородцами крепости Корела Кексгольм, совр. Правление в Литве великого князя Гедимина. Расцвет Золотой Орды. Победа литовских войск над киевлянами и смолянами. Бегство князя Александра Михайловича от карательного войска монголо-татар. Перенос столицы Руси из Владимира в Москву. Постройка деревянного кремля в Москве. Образование Суздальско-Нижегородского княжества. Признание Новгородом самостоятельности Пскова. Болотовский договор 1348. Борьба за великое княжение между Москвой и Суздалем. Обострение отношений Москвы с Тверью и Литвой. Возведение белокаменных стен Кремля. Пьяне Объединение Мамаем улусов к западу от Волги 1378 - Победа московско-рязанского войска над татарским войском Бегича на р. Разгром Мамая ханом Тохтамышем на р. Разорение Рязанского княжества московским войском. Смерть бывшего великого князя Дмитрия Константиновича Суздальского. Провозглашение независимости от суда митрополита. Неудачный поход Дмитрия Донского на Муром и Рязань. Кревская уния Литвы и Польши. Выплаты Новгородом контрибуции. Поражение смоленского князя Святослава Ивановича в битве с литовцами 1386. Установление вассальной зависимости Смоленского княжества от Литвы. Покорение новгородской ратью Двинской земли. Польско-литовско-русское войско Ягайлы и Витовта разбило рыцарей Тевтонского ордена ок. Орден окончательно отказался от Жемайтии и литовского Занеманья, сохранив Клайпедский край и польское Поморье. Попытка усиления значения Твери. Утверждение великим князем Василия II. Белевская битва 5 декабря 1437 г. Поход казанского хана Махмета Улу-Мухаммеда на Москву. Начало распада Золотой Орды. Поход тверичан в новгородские земли. Подписание 25-летнего мира Пскова и Новгорода с Ливонией. Признание независимости Новгорода и Пскова. Поход Махмута, сына Кичи-Мухаммеда, на Москву. Сжег посады, но Кремль не взял. Яжелбицкий договор Новгорода с Москвой. Первое ограничение новгородских вольностей. Отказ церковного собора в Москве признать присланного из Рима митрополита Григория и постановление впредь ставить митрополита волею великого князя и собора без утверждения в Константинополе. Признание Псковом суверенитета Москвы. Заявление Ивана III об отказе от ханского ярлыка на великое княжение.. Поход ордынцев на Московские рубежи в заокской полосе. Заключение 30-летнего перемирия Москвы с Ливонией. Переход Крымского ханства в вассальную зависимость от Турции. Ликвидация самостоятельности Новгорода. Угре русских и татарских войск. Конец Ордынского ига. Курбского в Зауралье на Иртыш до г. Искера, затем вниз по Иртышу к Оби в Югорскую землю. Покорение Пелымского княжества. На казанский престол возведен ставленик Москвы хан Мухаммед-Эмин. Введение поместной системы землепользования. Присоединение Арской земли Удмуртии. Сентябрь - решение Московского церковного собора о переносе даты начала года на 1 сентября. Основание крепости Ивангород на р. Присоединение Вязьмы и Верховских княжеств к Москве. Уступка Данией своих владений в Финляндии взамен прекращения ганзейской торговли в Новгороде. Первое русское посольство в Стамбуле 1499 -1501 - Поход московских воевод Ф. Курбского и П. Ушатого в Северное Зауралье и в низовья Оби. Присоединение к Москве Северской земли. Татары захватили г. Новгород-Северский, но далее, в Московские земли, не пошли. Перемирие России с Ливонией. Начало Казанско-русской войны 1505-1507. Скорина выпускает перевод с церковно-славянского на русский язык - "Библию русску". Безуспешная осада Смоленска. Осада Москвы крымцами. Полное присоединение к Москве Рязанского княжества. Захват престола Казанского ханства династией крымских ханов Гиреев хан Сагиб-Гирей. Присоединение к Москве Новгород-Северского княжества. Поход русских войск в земли Казанского ханства. Постройка на р. Суре крепости Васильсурск. Захват Астрахани крымскими войсками.. Мирные переговоры Москвы и Казани. Провозглашение казанским царем Сафа-Гирея.. Пожары и народные волнения в Москве. Возведение в Астрахани ставленника Крыма 1549 - Первые известия о казацких городках на Дону. Образование посольского приказа. Созыв первого Земского собора. Одобрение программы реформ за исключением секуляризации церковных земель и введения светского суда для духовных лиц. Неудачный поход крымских войск к Туле. Осада и взятие Казани. Ликвидация Казанского ханства. Переход под власть России всего Поволжья. Принятие "Уложения о службе" - регулирование службы дворян и норм поместного жалования Распад Ногайской орды на Большую, Малую и Алтыульскую Орду.. Переход западных и центральных башкирских племен подданных Ногайской орды в подданство русскому царю. Поход Д. Ардашева на Крым. Переход Ливонии под протекторат Польши. Победа А.

Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.

А "Царственная книга! Факт, что Юрия Глинского убили во время обедни, является дополнительным аргументом против версии "Царственной книги", будто московские "чёрные люди" были созваны боярами на площади перед Успенским собором для сыска виновников "великого пожара". Невозможно допустить, чтобы для опроса боярами населения Москвы было выбрано как раз время богослужения в церквах, в том числе и в Успенском соборе. Невозможность этого становится ещё более очевидной, если обратить внимание на одну деталь в сообщении "Летописца" Никольского: Юрий Глинский был убит "в церкве в Пречистой у митрополита в время обедне". Как понимать слова "у митрополита"? Указывают ли они место, где происходила обедня, - "митрополичий Успенский собор" - или означают, что в Успенском соборе обедню 26 июня служил сам митрополит Макарий? Мне представляется правильным, понимать слова "у митрополита" именно в последнем смысле. Во-первых, ни в "Лето- 25 "Исторический архив". Тихомировым, указавшим неизвестный издателям XXII тома Полного собрания русских летописей с опубликованным текстом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Источниковедение истории СССР, т. В пользу предлагаемого понимания слов "у митрополита" говорит самый контекст фразы.

В первоначальной редакции она имела следующий вид: "в церкве в Пречистей у митрополита в време обедни, перед великим князем: бе же великий князь туто же в церкви". Иными словами, подчёркивается, что в церкви был не только митрополит, но и "великий князь", находившийся "туто же", где и митрополит. Эта первоначальная редакция, однако, как мы видели, была заменена новой, более точной по существу так как Иван IV находился в Воробьёве, и в Успенском соборе его в это время не могло быть , но вместе с тем затруднившей понимание слов "у митрополита". Если такое толкование текста признать правильным, оно дополняет картину событий дня 26 июня ещё одним важным фактом. Очевидно, торжественная церемония в Успенском соборе, совершаемая самим митрополитом, имела целью попытаться разрядить атмосферу в Москве, отвлечь московских "чёрных людей" от обсуждения политических вопросов. Иными словами, в обедне у митрополита можно видеть политический шаг, предпринятый для того, чтобы не допустить взрыва народного возмущения, - своеобразный противовес вечу московских "чёрных людей" 28. Однако приход московских "чёрных людей" на кремлёвскую площадь, "ко двору к государеву", свидетельствует о провале попытки отвлечь народ от политики. Восстание вспыхнуло. Властям необходимо было принимать новые срочные меры, чтобы направить стихийный гнев восставших народных масс по пути, наименее опасному для государства. Это-то и явилось целью, побудившей бояр выехать на площадь к восставшим "чёрным людям".

То, что "Царственная книга" тенденциозно изображает как проведение "сыска" по повелению царя, принятому 23 июня на заседании боярской думы с участием митрополита Макария, в самом деле было умелым политическим ходом московских властей, дававшим им возможность воздействовать на народ. И боярам действительно удалось если не овладеть восставшими "чёрными людьми", то, во всяком случае, отвратить непосредственную угрозу "государеву двору", которую таил в себе приход москвичей в кремль. Изображение "Царственной книгой" убийства Юрия Глинского как результата натравливания "наустиша" толпы боярами столь же тенденциозно, как и нарисованная "Царственной книгой" картина "сыска" на площади перед Успенским собором. В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей". Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта : и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См.

Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен.

Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача".

На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в. Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г. Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г.

Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40. Какова была цель похода московских "чёрных людей" в Воробьёво? Материал источников чрезвычайно скуден и исчерпывается свидетельством "Царственной книги" подтверждающимся соответствующим заявлением Ивана Грозного в послании Курбскому , что москвичи пришли в Воробьёво потребовать от царя выдачи на расправу Анны и Михаила Глинских. Московские "чёрные люди" были убеждены, "будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила" 41. Нет оснований подвергать сомнению это свидетельство.

Прочо же вкратце скажем: весь град выгоре. Монастыри и церькви, и дворы, и церькви кирьпичная Благовещение на великого князя дворе, у казенного двора выгореше внутрь чюдныя иконы Корсуньския, иконы принесены быша от древних лет, и кузнь златая и сребряная, и камение драгое, и жемчюг, и много мощей святых погорело. Принесены быша от древних лет от божияго града Иерусалима и от прочих святых мест богоугодными святители и преподобными мужи к благородным царем великим князем руским и ко святейшим митрополитом. Много же и казны царя и государя великого князя выгорело, много ценного жемчюгу и всякого камени драгого и бархаты, и камки, и тафты, и сунна, и прочее неисчетно, яко жо подобает в домех царьских быти. И митрополич двор все выгорел и монастырь Чюдовской. Многоцелебныя же мощи Алексея чюдотворца вынесоша ис теплыя церкви, поставиша в большой церкви во Архаггеле. Единех чернецов 56 згоре в том монастыре и подохнулися. А монастырей згорело обещих Чюдовской да в Китае Богоявленской, а особных восмь в городе и за городом, а в девичих четыре. Не видети иного ничего же, но токмо дым и земля и труция мертвых многолежаще. Много церквей святых погоре, а каменыя стояще выгореша внутри и огореша в ней несть видети в них пения и звонения. Царь же государь, князь великий и из своею княгинею не бо на Москве, но в селе своем в Острову. Митрополиту же святейшему Макарью, на Москве неподвижно живущу и правящу слово божие истинное, притекшу в церьковь соборную пречистый богородица, оболокшуся в святительскую одежну и начнешу молебная пред пречистые образом пред чюдотворную иконою Владимирскую и пред чюдотворную же икону, юже Петр чюдотворец Киевские и всея Руси своима рукама написал у гроба чюдотворца Петра и Николы чюдотворца совершающу же святейшему митрополиту Макарию молебная, и се пряде от огня зной и дух, и жар, и немогущу митрополиту вара от огня и духа знойного терпети, занеже убо от зельнаго воздержания и поста елико ему едва ходити кроток же и смирен и милостив по всему, гордости же отнюдь ненавидяще, но иным отсекаше и запрещайте злобою отроча обреташеся, умом всегда совершен бываше. И мы же ся на преднее прострем. Митрополиту же, убежавшу от пламени огненаго и пришедшу ему к нижним воротом градным, оже прилучися Ивановым людем Федорова сына Наумова с рухлядью стояти, и спустиша митрополита по ужу за град и бысть за три сажени до земли и урвася уже и паде много терпеливый душею, и разбися велми.

А в конце июня, через полгода после коронации, Москву охватил новый, куда более сильный пожар. Свыше 3700 обгорелых трупов было найдено в городе жителей было около 100 тыс. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф.

Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, нападавшими на русские владения, но во время приготовления к войне скоропостижно скончалась. После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки бояр. Старшим среди опекунов Ивана стал Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было уже более 50 лет, женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана. Будущий грозный царь, по его собственному выражению, рос в «небреженьи». Бояре мало заботились о мальчике. Иван и его младший брат, глухонемой от рождения Юрий, терпели нужду даже в одежде и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка. Иван на всю свою жизнь сохранил недоброе отношение к своим опекунам. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных друзей и приближенных Ивана. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое сиротское детство. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, сделали его нервным и пугливым. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и недоверие ко всем людям. Иван IV Грозный Иван быстро развивался физически, в 13 лет он был уже настоящим верзилой. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал оттуда кошек и собак — «тварь бессловесную». В 14 лет он начал уже и «человечков уроняти». Эти кровавые забавы очень тешили будущего «великого государя». Безобразничал в молодости Иван всячески и очень много. С ватагой сверстников — детей знатнейших бояр — он разъезжал по улицам и площадям Москвы, топтал конями народ, бил и грабил простонародье — «скачущие и бегающие всюду неблагочинно». Бояре не обращали на будущего царя никакого внимания. Они занимались тем, что в свою пользу распоряжались государственными землями и расхищали государственную казну. Однако Иван стал проявлять свой необузданный и мстительный характер. В возрасте 13 лет он велел псарям до смерти забить своего воспитателя В. Князей Глинских родственников матери он назначил главнейшими над всеми иными боярскими и княжескими фамилиями. В 15 лет Иван послал свое войско против казанского хана, но тот поход был безуспешным. Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана — Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости». Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Венчание на царство — торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец диадему. При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти. Бармы — драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей. Держава — один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху. Скипетр — жезл, один из атрибутов царской власти. Скипетр 1 и держава 2 царя Алексея Михайловича и княжеские бармы 3 Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь — помазанник Божий, единовластный правитель страны. Покорение Казанского ханства Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» — единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи. Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось.

Ход восстания

  • Московский пожар (1547)
  • "МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547" в книгах
  • «Великий Московский пожар» 1547 года - Что вы могли не знать?
  • МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547 • Большая российская энциклопедия - электронная версия

"МОСКОВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1547" в книгах

  • 21 июня 1547 года – в Москве вспыхнул грандиозный пожар, в котором погибло более 2500 человек
  • Год 1547. Бунт против Глинских . Русский бунт. Все смуты, мятежи, революции
  • Пожар в Москве при Иване Грозном
  • Этот день в истории. 21 июня 2017г. Пожар в Москве 1547 года - YouTube
  • Избранная рада.
  • Проект бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание. История в лицах

Бедствие в столице в июле 1547 г проект по истории

Быстрый переход. Пожары 1547 г. внесли дезорганизацию в правительство и ещё более ухудшили и без того тяжёлое положение "чёрных людей". 25 апреля 1547 года в Москве начались пожары, которые преследовали столицу несколько месяцев, пока не спалили дотла.

Бедствие в столице в июле 1547 г. Московское восстание (1547)

С апреля по июль 1547 года в Москве полыхали пожары. Московское восстание Бедствие в столице в июле 1547. Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства. С апреля по июль 1547 года в Москве полыхали пожары. «Великий Московский пожар», состоявшийся в первый год царствования Ивана Грозного, уничтожил русскую столицу и отсрочил падение Казани на несколько лет.

Московский пожар 1547 года

Это обстоятельство можно назвать одной из основных причин Московского восстания 1547 года. Отсутствие царя. Иван Грозный в этот момент находился не в городе, и народ распоясался. Впрочем, самого царя разбушевавшаяся толпа позднее тоже едва не убила, обвинив его в укрывательстве родственников-Глинских.

Как подчёркивает "Летописец" Никольского, царь "не поло- 39 Там же, глава 21, ст. Следует в этой связи обратить внимание на редакцию ст. Установив, что "в городех тюрьмы строити и целовальников и подъячих, и тюремных сторожей и палачей выбирати... Ибо нельзя допустить, чтобы в условиях бушевавшей в Москве борьбы "чёрных людей", нашедшей своё выражение в событиях 26 июня и последующих дней, бояре могли призывать ко всеобщему вооружению городских низов.

Все эти данные, содержащиеся в рассказе "Летописца" Никольского, свидетельствуют о том, что Иван IV и его правительство, лишённые возможности подавить мятеж силой, вынуждены были применить тактику маневрирования, чтобы таким путём не допустить повторения в Воробьёве московских событий. Царь и бояре сумели легко доказать невозможность удовлетворения основного требования "чёрных людей" - выдачи Глинских, - так как ни Анны, ни Михаила Глинских в Воробьёве не было, что вместе с тем делало беспредметным приход москвичей в Воробьёве Единственное, чего, повидимому, удалось добиться "чёрным людям" в Воробьёве, - это обещания произвести "сыск" как можно заключить из выражения "Летописца" Никольского: "обыскав". Последнее, конечно, ни к чему не обязывало царя и ничего не давало восставшим. Так можно представить себе то, что происходило в Воробьёве во время прихода туда "чёрных людей".

Повидимому, нельзя принять и сообщение "Царственной книги", что преследуемые царскими войсками "чёрные люди" из Воробьёва "разбегошася по иным градом". Подчёркнутое "Летописцем" Никольского указание, что царь не положил опалы на "чёрных людей", заставляет думать, что "чёрные люди" беспрепятственно вернулись в Москву 44. Будучи стихийным взрывом борьбы социальных низов Русского государства против феодального произвола бояр-правителей, московское восстание 1547 г. Единственное требование восставших москвичей, о котором упоминают источники, - это требование расправы с Глинскими, олицетворявшими в глазах народных масс все отрицательные стороны "боярского правления".

Стихийный характер восстания 1547 г. Основным результатом июньского восстания московских "чёрных людей" явилось падение Глинских 45 , сметённых народным гневом. Однако политические выгоды из факта падения Глинских извлекли не сами массы, в положении которых не произошло никаких перемен, а политические противники Глинских, враждебная им группировка. Руководители этой группировки, опиравшейся на дворянство и посад, - Макарий, Захарьины, Адашев, Сильвестр - образуют фактическое правительство, политика которого находит своё выражение в реформах 50-х годов.

Бахрушин: "Черных людей разогнали, а зачинщики были схвачены и казнены. Однако произвести широкое следствие власти, по-видимому, не решились" С. Научные труды. Нетрудно видеть, что С.

Бахрушин сводит в одно две версии: "Царственной книги" и "Летописца" Никольского. Но версия "Царственной книги" искажает картину событий в Воробьёве, поэтому нельзя объединять данные "Царственной книги" с данными "Летописца" Никольского. Нужно попутно заметить, что указание "Летописца" Никольского, будто царь, отпустив беспрепятственно "не положа опалы" из Воробьёва "чёрных людей", вместе с тем "положил ту опалу на повелевших кликати", отражает, повидимому, более поздний момент - уже после событий в Воробьёве. XX, стр.

Во всяком случае, в разрядной росписи от июля 1547 г. Глинский "Древнейшая разрядная книга". Однако все эти попытки остались тщетными, и в ноябре того же 1547 г. Михаил Глинский вынужден спасаться бегством неудачным!

Свидетеля звали Иваном. Род занятий - Государь, Царь и Великий князь всея Руси. Прозвище «Грозный» он получит потом. Летом 1547 г.

Великий пожар Московский. Когда хотят сказать о том, что маленькие, незаметные причины могут повлечь за собой грандиозные последствия, пользуются старинной русской поговоркой: «От копеечной свечи Москва сгорела». В данном случае она уместна даже не на сто, а на все триста процентов. От копеечной свечи Во-первых, точное совпадение в «маленькой причине».

Летописный сборник, составленный со слов очевидцев, рассказывает о начале одного из самых жутких пожаров так: «Загореся за городом на посаде на Острову в районе нынешней Библиотеки Ленина в монастыре церковь от свечи. И учало горети на все стороны». Во-вторых, масштаб жертв и разрушений. Тот же летописец, начав было перечислять объекты, куда перекинулся огонь, явно понимает, что одни только названия улиц и церквей займут непозволительно много места.

Поэтому говорит в стиле газетной передовицы: «Прочо же вкратце скажем - весь град выгоре. За градом же посад выгоре мало не весь. Не видно иного ничего же, токмо дым и земля и трупие мёртвых многолежаще». О том, почему, собственно, банальный пожар, каких в Москве бывало по нескольку за год, в этот раз превратился в стихийное бедствие, летописец обходит молчанием.

Правда, замечает, как бы вскользь, один любопытный момент: «Каменное строение выгореша изнутри, стрельницу же града розорва зелием». Какую именно «стрельницу», то есть башню, и каким «зелием» разорвало, не говорится, поэтому придётся уточнить. Имелась в виду Первая Безымянная башня Московского Кремля. Она имеет ещё одно название - Пороховая.

Неудивительно, что её разнесло вдребезги: «Розорва стрельницу и размета кирпичие по берегу рекы Москвы и в реку». Порох для Казани В масштабах жертв и разрушений отчасти был повинен сам царь Иван. Дело в том, что «розорва» не только одну башню Московского Кремля. Взрывы пороховых складов возникали во время пожара тот там, то тут, добавляя в общую картину бедствия совсем уже адские краски.

Треск огня и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города». Вина же Ивана состояла в том, что в стратегическом планировании были допущены некоторые недочёты логистики. А также нарушена техника безопасности. Весь этот порох предназначался для разрушения укреплений совсем другого города - Казани.

Подготовка к походу на Волгу велась долго и кропотливо. Но и Церковь, что не лезло уже ни в какие ворота. Правда, со священнослужителей брали меньше: «А с каждых шести попов по две гривенки зелья». Оно бы и ничего, но все эти пуды и гривенки стекались в Москву, откуда планировали начать полное и окончательное завоевание и покорение Казани.

Если бы не пожар, оно могло бы состояться на несколько лет ранее. А так его пришлось отложить до 1552 г. Здесь как раз и всплывает третье следствие той самой «копеечной свечи», с которой всё и началось. Для начала Иван IV усовершенствовал противопожарные меры.

В частности, указал, чтобы в каждом московском дворе находился чан с водой для тушения пожаров и веники на длинных шестах, которые, смоченные в воде, помогали в тушении залетевших искр. Изменилась и городская планировка - теперь через каждые десять дворов велено было делать проулок для беспрепятственного доступа пожарных. Правда, самих пожарных пока ещё предстояло завести. И в этом моменте сошлось сразу две больших стратегии.

Мысль о том, что пора бы уже усовершенствовать и унифицировать военную систему, посещала ещё отца Ивана, Великого князя Василия III. Но пожар 1547 г. Уже в 1550 г. Регулярное войско - первое в России и одно из первых в Европе, где их называли «русские мушкетёры».

Считается, что это был серьёзный прорыв прежде всего в организации вооруженных сил, как таковых, позволивший Ивану Грозному долгое время побеждать на всех фронтах, а впоследствии минимизировать поражения в Ливонской войне. Всё так. Но не будем забывать и о том, что боевое крещение стрельцы прошли только в 1552 г. Проявили они себя в том деле отменно.

А до этого их обязанностью было несение службы пожарной охраны Москвы. Иными словами, выводы из пожара 1547 г. И далекоидущие. Предпосылки Ход восстания Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя.

Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547. Люд собрался на вече на Соборной площади , где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. Глинского, родственника царя.

Были также утрачены княжеские иконы греческого письма с драгоценными камнями.

В числе разрушенных построек оказались дом митрополита и Чудов монастырь, в котором погибли 18 старцев и восемь слуг. При пожаре выгорели постройки Рождественского монастыря, а в Успенском соборе во время молебна пострадал митрополит Макарий — «опалеста ему очи от огня». Святителя спасли из горящего собора и увезли в Новинский монастырь. Он спас икону Богоматери.

К вечеру 21 июня буря закончилась, ночью стал утихать пожар. Как сообщает Никоновская летопись, «множество народа сгореша. Однако другие источники считают цифру заниженной, по некоторым данным, количество жертв могло достигать 4000 человек. Большинство москвичей остались без крова.

Сразу же после пожара великий князь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой.

Так проясняются бедственные последствия пожара для Святителя. Во время приключившегося в Москве великого пожара святителю Макарию было 65 лет и невзирая на случившиеся бедствия Господь сохранил его Своим Божественным Промыслом. Впереди было ещё много плодотворных святительских трудов на благо Церкви: второй Макарьевский Собор 1549 года по канонизации святых, Стоглавый Собор 1551 года по исправлению различных недостатков в Русской Церкви и обществе, через год — торжественная встреча царя Иоанна Грозного после покорения Казани, затем завершение работы по созданию Успенской редакции Макарьевских Четьих Миней, а также создание царской редакции Великих Миней. В русской историографии появился принципиально новый памятник исторической мысли — Книга степенная царского родословия. Эти деяния Святителя стали достоянием отечественной истории и русской культуры. Повседневное архипастырское попечение о Церкви и пастве до конца дней жизни Святителя было наполнено также личными трудами, молитвами и подвигами. А в годовщину пожара, в память великого бедствия, в Русской Церкви было установлено поминовение всех православных христиан 34. Указ о совершении панихиды переписывался в древних Синодиках. Предлагаем его текст.

В лето 7056 месяца иуниа в 21 день, на память святого мученика Иулиана Тарсянина, благоверный и христолюбивый государь царь и Великий князь Иоанн Василиевич, всеа Русии самодержец, по благословению отца своего преосвященнаго Макариа, Митрополита всеа Русии, уставил общую память благоверным князем и бояром и христолюбивому воиньству, и священническому и иноческому чину, и всем православным христиан ом, от иноплеменных на бранех и на всех побоищех избиенных и в плен сведенных, гладом и жаждою, наготою и мразом и всяческими нуждами измерших, и во всех пожарех убиенных и огнем скончавшихся, и в водах истопших, всех православных христиан. И повеле по них преосвященному Макарию Митрополиту, в царствующем граде Москве и во окрестных градех и в честных лаврах, и со всеми соборы пети понахиды и обедни служити, в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы да и по всем церквам, в городех и на посадех, велел всем священником потому ж пети понахиды и обедни служити, и общую милостыню по всем церквам повеле дати; и кормы ставил, в Большой палате, на Митрополита и на вся соборы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий