туннеле под Днепрогэсом, в плотине мгновенно оказалась дыра на сотню метров.
Взорвать ДнепроГЭС, или Ядерная осень Коломойского
Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона.
Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было.
На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание. Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли.
В магазине ничего не было, а на базаре дорого". Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться.
Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен.
Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти. От прежних масштабов модернизации пришлось отказаться, ограничившись более экономичным вариантом: заменили только турбины, трансформаторы остались старые, генераторы тоже. Интересно, что на этот раз закупили французские турбины, причем позаимствовали у французских инженеров, осуществлявших монтаж, обычай называть агрегаты женскими именами. Так что сейчас на Днепрогэсе работают "Надежда", "Людмила", "Виктория" и реконструированная турбина "Валентина".
Фото Днепрогэса днем Фото Днепрогэса ночью В настоящее время действует ограничение скорости движения по мосту —30 км в час. К такому решению пришли из-за вердикта ученых столичного института "Проектстальконструкция", которые после экспертизы бетонного гидроисполина пришли к выводу, что часть автоперехода находится в предаварийном состоянии. А ведь именно по этим транспортным полосам плотины движутся троллейбусы и большегрузные автомобили. В последнее время у жителей города достаточно поводов для волнений за дальнейшую судьбу "гордости советской электрофикации".
Время от времени в его бетонном теле появляются трещины, что говорит о пошатнувшемся здоровье "старика". Но одно из последних заявлений ученых Днепропетровского Национального горного университета способно повергнуть в шок не только запорожцев, но и всю Украину. Якобы, геологи "по косвенным признакам" установили, что под Днепрогэсом может находиться геологический разлом. И есть угроза, что плотина разрушится от малейшего движения земной коры.
Последствия, которые предрекают ученые от возможного техногенного происшествия, покруче фильмов ужасов. Хотя запорожские мостовики опровергают информацию о возможном катаклизме, и убеждают, что местные специалисты эксплуатационной службы неусыпно следят за техническим состоянием Днепрогэса, местные власти решили перестраховаться и с помощью украинских и иностранных специалистов выяснить точно: есть ли разлом под плотиной. А пока веских доказательств тектонического разлома под плотиной нет, запорожские власти просят не создавать бурю в стакане, и не пугать людей зря. По словам директора Днепрогэса, плотина гидроэлектростанции отвечает всем эксплуатационным требованиям.
Решением межведомственной комиссии она допущена к эксплуатации с оценкой "нормальное состояние". Станция работает в проектных режимах, поддерживая на должном уровне экологические, технологические и судоходные нормы, заверил он. Начальник управления Государственной инспекции гражданской защиты и техногенной безопасности Главного управления МЧС Украины в Запорожской области Евгений Соловьев отметил, что поскольку плотина относится к перечнютехногенноопасных объектов, разработаны планы ликвидации чрезвычайной ситуации. Согласно проекту, АЭС сооружена на возвышенности".
Стоит ли верить словам чиновников, или нет, я не берусь решать. По словам чиновников, в аварийном состоянии находится лишь проезжай часть плотины, разрушение которой не приведет к разрушению самой дамбы. В любом случае, необходимы деньги на ремонт самой проезжей части, а так же на строительство новых мостов, с целью разгрузки движения по плотине. На удивление, материала по истории строительства Днепрогэс довольно мало.
Часть информации я откопал на сайте первой крымской 1k. Если тема вам интерестна, в дополнении интересные свидетельства очевидца стройки. Выдержки из дневника участника строительства плотины — Бориса Вейде. Материал, предлагаемый читателям, написан "по мотивам" дневниковых записей Бориса Вейде, который участвовал в великой стройке от начала и до конца, пройдя путь от рабочего до солидного уровня "кадровика".
После завершения строительства в Запорожье был переведен в Пермь на сооружение Камской ГЭС, где продолжал вести дневники. Свои записи и фотоальбом Борис Вейде оставил сыну Феликсу недавно умершему , который жил в Ивано-Франковске. Понимая значение документов, Феликс передал их в Запорожье своему другу Арику Печерице. Чтоб получить должность в аппарате Днепростроя, нужно было иметь протекцию Проработав более четырех лет на Запорожском авторемонтном заводе, в сентябре 1927 года Борис Вейде ушел на строительство гидростанции.
Он пишет: "На территории колонии Кичкас, куда я пришел устраиваться на работу, моим глазам предстала такая картина: бараки, палатки, сотни людей, подвод, тачанок, дымящиеся костры. Три дня ходил я по многочисленным отделам Днепростроя, но безуспешно. Надо было иметь протекцию, чтобы получить какую-нибудь работу в аппарате. У меня не было протекции, поэтому я поступил каменоломом в земельно-скальный отдел.
Вручную мы кололи гранит на берегу Днепра. Норму на 2 рубля 50 копеек в день я выполнял. Возвращался домой в Запорожье пешком за шесть километров. Здорово уставал.
Вскоре перевелся рабочим железнодорожных путей. Это была более осмысленная работа, и ее результаты мы видели ежедневно. Здесь я проработал месяц". Постройком гидротехнического отдела начал выпускать стенгазету "Плотина", Вейде был и корреспондентом, и оформителем.
Инициативного рабочего заметили и перевели в контору земельно-скального отдела. Будасси, отличный инженер по строительству дорог, свою команду привез с собой. Все пронизывала атмосфера угодничества, подхалимажа, протекционизма. Гидротехническим отделом руководили опытные инженеры-гидротехники Г.
Веселаго и Ф. На стройке говорили, что оба они — сыновья царских адмиралов. В аппарате работали надменные Александров, Партельман, Берг, Растопчина — недобитые аристократы Растопчина — бывшая графиня. На местных жителей они смотрели, как на туземцев.
Было похоже, что я попал в дореволюционное царское учреждение". Борис Вейде описал банкет, организованный как-то в медсанчасти Днепростроя: "В углу большого зала горит лампадка перед иконой святого Николая. На противоположной стороне — портреты Николая II и его супруги. Посередине комнаты — роскошно сервированный стол.
Масса дорогих вин и закусок.
Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Одной из ключевых задач, решенных благодаря строительству ДнепроГЭСа, стало обеспечение непрерывного судоходства на Днепре. В контексте украинской энергетики стоит отметить, что крупнейшая в Европе атомная электростанция ЗАЭС также соединена с украинской энергосистемой. На ДнепроГЭС 22 марта была совершена атака.
Министр энергетики Украины Герман Галущенко отметил, что это является самой масштабной атакой на энергетику Киева. В свою очередь, глава запорожского общественного движения «Мы — вместе с Россией» Владимир Рогов заявил, что в результате взрывов произошло возгорание машинного зала, железнодорожных путей для козловых кранов и ДнепроГЭС-2. Источник, близкий к ситуации в Запорожской области, утверждает, что украинские спецслужбы могли готовить крупный теракт. В свою очередь, военный блогер из Донецка Donrf выразил мнение, что после прошлогоднего инцидента на Каховской ГЭС вероятность нового теракта кажется реалистичной, пишет «Царьград». В ночь на 6 июня 2023 года Каховская ГЭС подверглась обстрелам, что привело к разрушениям.
Конечно, разрушить такое массивное сооружение полностью очень трудно. Но в истории есть два факта разрушения объекта — это при отступлении советских войск в 1941 году. Немцы его впоследствии восстановили, но при отходе опять-таки его взорвали. В обеих случаях было разрушено порядка половины плотины», — напомнил собеседник. Он отметил, что в случае подрыва дамбы прежде всего пострадают те районы, которые расположены на уровне реки Днепр, и происходить это будет достаточно быстро. В итоге, сходятся на том, что число погибших составило несколько тысяч человек.
После войны за свои "подвиги" он будет удостоен Сталинской премии. Нужен ли был взрыв? А во всех официальных документах еще долгое время значилось: при взрыве и затоплении территории погибли исключительно гитлеровцы. Ну, что тут скажешь? Цель оправдывает средства? Не слишком уж большую цену пришлось заплатить за это? Фашисты вошли в город 4 октября 1941-го. Разрушенную часть плотины немецкие строительные части восстановили достаточно быстро. Немцев куда более ввергло в шок то, в какой способ было выведено из строя все оборудование электростанции. Об этом так писал министр вооружения Германии Альберт Шпейер: «Посетил я и взорванную электростанцию в Запорожье. При своем отступлении русские вывели из строя оборудование очень простым и примечательным образом: переключением распределителя смазки при полном режиме работы турбин. Лишенные смазки, машины раскалились и буквально пожрали сами себя, превратившись в груду непригодного металлолома. Весьма эффективное средство разрушения, и всего лишь — простым поворотом рукоятки одним человеком». Вот с оборудованием врагу действительно пришлось повозиться, его пришлось доставлять роездами из Германии. И лишь только к лету 1942 года ГЭС снова смогла заработать. Однако не прошло и года, электростанцию вновь пришлось взрывать. Теперь уже при отступлении немцев. В 1943 году положение на Восточном фронте изменилось, советские войска перешли в наступление. Теперь уже немцы стали готовить подрыв Днепрогэса. Минирование начали еще в марте 1943-го, более чем за полгода до даты реального отступления из Запорожья.
Днепрогэс – отсроченный апокалипсис
Ее целью стали германские сталелитейные заводы в Рурском индустриальном районе. Чтобы нанести гитлеровцам максимальный экономический урон, решено было уничтожить плотины на реках Мёне, Эдер и Зорп, по которым основные металлургические заводы Германии снабжались сырьем и водой. Специально для выполнения этой задачи 21 марта 1943 года была сформирована 617-я эскадрилья из двух десятков четырехмоторных бомбардировщиков «Avro Lancaster» под командованием полковника Гая Гибсона. Экипаж каждого — 7 человек. Кроме британцев, в эскадрилью включили и лучшие экипажи из Канады, Австралии и Новой Зеландии. Для уничтожения гидравлическими ударами мощных, многометровой толщины бетонных сооружений пришлось даже разработать специальную «прыгающую» бомбу весом в 4200 килограммов, начиненную 2990 килограммами гексогена. Бомбардировка плотин должна была производиться по аналогии с нанесением удара по кораблям противника летчиками-«топмачтовиками»: максимально рискованно, зато наверняка. Бомбить надо было в упор, с высоты не более 18 метров, под кинжальным огнем гитлеровских зениток.
Таким образом, сброшенный тяжеленный боеприпас до погружения в воду и последующего взрыва рядом с телом плотины несколько раз рикошетил о поверхность воды. Каждый огромный «Ланкастер» оказался в состоянии взять на борт всего по одному такому боеприпасу. Долетели до Германии не все. Один бомбардировщик потерял бомбы над Ла-Маншем и повернул назад, другой сбили над Данией, третий — над Голландией. Еще два уничтожили ПВО немцев уже над рейхом. В результате налёта плотины на Мёне и Эдере были частично разрушены, что вызвало затопление Рурской долины и деревень в долине Эдера. Плотина в Зорпе получила незначительные повреждения.
Из послевоенного анализа трофейных документов британцы выяснили, что всего в тот день лишь одним этим налетом 617-й эскадрильей полковника Гибсона были уничтожены 125 промышленных предприятий, 25 мостов, 21 мост поврежден. Залило 8 тыс. Пострадали аэродромы с находившимися на них самолётами и ангарами. Эту славную страницу Второй мировой войны и сегодня преподают в натовских военных академиях как пример превосходного планирования и проведения боевых операций. Думаете — только ради расширения кругозора в области истории военного искусства своих слушателей-офицеров? Как бы не так! А коли — не так, тогда, согласитесь: недавняя тщательная экспертиза состояния днепровских плотин и шлюзов Корпусом военных инженеров армии США выглядит совершенно в особенном свете.
Или предполагаете? Кого-то загодя переселили. Но вот эта волна пропуска воды, которая сейчас пошла, она определяется размерами разрушений, которые образовались от этих самых взрывов. Там пошли тысячи кубов воды в секунду в нижний бьеф. И эта волна будет достигать высоты, наверное, и 5, и 6, а, может, даже и 8 метров, если это разрушение плотины достаточно мощное. Украинцы загодя готовились к своему. Проблема наводнения - серьезная. И они этого добивались специально, чтобы отвлечь внимание наше от других критических мест. Если произойдет глубокая сработка водохранилища, от того, что вода утекает в избыточных количествах, то могут осушиться водозаборы.
Да, шесть ее реакторов, которые законсервированы, заглушены. Но они требуют мощного охлаждения. И это может быть беда уже с другой стороны — со стороны верхнего бьефа.
По состоянию на 16. Днепрогэс имеет богатую и долгую историю существования.
Ее сооружение было начато еще в 1927 году. Уже к 1932-му на станции были пущены первые гидроагрегаты, а в 1939-м состоялось торжественное открытие ГЭС. Во времена индустриализации именно ее многие называли символом передового развития СССР. Неудивительно, ведь на момент окончания возведения данная ГЭС являлась крупнейшей в Европе. В августе 1941-го советские войска для предотвращения использования мощностей немцами взорвали плотину объекта, хотя спустя время немцы ее восстановили в своих интересах.
Уже в 1943 году во время контрнаступления СССР немцы покинули Днепрогэс, предварительно взорвав ее с помощью 12 вагонов взрывчатки и десятка авиабомб. После окончания войны данный объект был реконструирован, а после распада Союза он стал важной частью энергетической системы Украины.
Днепр ниже по течению и затоплению населенных пунктов, расположенных ниже по течению реки. Запорожский шлюз всвязи с большим перепадом уровня воды до и после плотины 47 метров двухкамерный и крупнейший в Европе. Братья и сестры...
С тяжестью в сердце обращаюсь я к Вам.. Сегодня я опубликовал информацию разведданных о готовящейся диверсии со стороны Киевской нацистской власти в моем родном Запорожье. Подрыв шлюзов может привести к очень большой беде. Фактически к техногенной катастрофе с огромным количеством жертв. Мне сейчас очень тревожно.
Ком в горле стоит… Я не блоггер, я военный.. Я не знаю как правильно, по "науке", максимально эффективно распространять в социальных сетях информацию.
Российские силы нанесли удары возмездия, в том числе по крупнейшей Днепровской ГЭС
уже взрывали, и этот взрыв был крайне невпечатляющий в плане вопроса речь совершенно об ином = опущенный передаст Каламойский решил просто тупо нанести ущерб. Судя по взрывам и последствиям в других украинских областях, кроме военных объектов, целями налета были в первую очередь объекты энергетической инфраструктуры», – добавил Подоляка. Разрушение плотины Днепрогэса в нужный момент может принести тактические преимущества. Именно в это время Днепрогэс, Днепровские плотины, железнодорожный мост через Днепр были взорваны. Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана.
Катастрофические последствия днепровского теракта – ошибка или преступление?
Про ДнепроГЭС насколько важен в стратегическом плане данный объект. Что будет, если техногенная катастрофа случится на обветшавшей дамбе Днепрогэса, за которой тонны воды в резервуаре объемом 3,3 кубических километра, страшно даже представить. Согласно полученных разведданных из источника, в близком окружении Президента Украины, террористическим режимом готовится подрыв шлюза ДнепроГЭСа с имитацией поражения ракетами «Калибр»! На токсичном, но плодородном иле массово разовьются чужеродные виды растений — если, конечно, его не попробуют закрепить посевом местных трав уже в этом году, что в условиях военных действий маловероятно. «Поражение Днепрогэс осложнит работу всей украинской энергетической инфраструктуры.
Взрыв ДнепроГЭС и цунами на Запорожье: нарисован сценарий украинской провокации
Борис Акимов Давайте выныривать из Сети Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать. Сама плотина не повреждена, однако большая часть ее машинных отделений повреждена или разрушена. В чем заключаются особенности Днепрогэс и что на практике может означать ее выход из строя для самой Украины? В результате масштабной серии ударов ВС России по объектам энергетической инфраструктуры Украины серьезные повреждения получила Днепровская гидроэлектростанция Днепрогэс. На объекте начался пожар, угрозы прорыва плотины в настоящий момент нет. Однако движение транспорта по дамбе было приостановлено.
Глава «Укргидроэнерго» Игорь Сирота назвал ситуацию критической.
Сейчас авторы панегириков, посвященных Днепрогэсу, захлебываясь от восторга, рассказывают о том, что вопрос о строительстве Днепрогэса решался на специально созванном зимой 1927 года заседании политбюро ВКП б. Судя по их рассказам, спорили на этом заседании об одном — самим строить Днепрогэс или привлечь к этому делу иностранные фирмы. Дискуссия длилась несколько часов, пока, наконец, Сталин проникновенно не обратился к строителям: "Какое ваше мнение, товарищи? Вождь внимательно посмотрел в глаза Винтеру и подвел итог обсуждения: "Хорошо, будем строить сами".
Легенда, конечно, красивая, но не совсем понятно, о чем так долго спорили. Может быть, речь шла о заключении договора с турецкими строителями? Или об использовании импортных турбин и привлечении консультантов из-за рубежа? А в итоге решили, стало быть, обойтись своими силами? Но почему же тогда на плотине Днепрогэса были установлены американские турбины, а шеф-консультант Днепростроя полковник Хью Купер был даже награжден орденом Трудового Красного Знамени?
На фото Хью Купер на фоне Днепрогэс: И кстати, почему ссылки даются на мнение какого-то Винтера, не имеющего ни малейшего представления о гидротехнических характеристиках реки Днепр, а не на автора проекта Генриха Графтио? Кстати, замечательный инженер Графтио известен также тем, что именно он разработал проект электрификации крымской железной дороги. На самом деле речь на заседании политбюро шла о другом: строить три плотины или одну, затапливая огромную территорию, на которой живут около 50 тысяч человек. Генрих Графтио отстаивал свой проект, но Сталин отдал предпочтение другому, предусматривающему возведение грандиозного Днепрогэса. Автором этого проекта был ученик Графтио — Иван Александров.
Он был назначен главным инженером Днепростроя. Возглавил строительство Александр Винтер. Почему же Сталину пришелся по душе именно Днепрогэс? Может быть, одна огромная плотина выдавала больше электроэнергии, чем три маленьких? Как раз наоборот: проект Графтио обещал электроэнергии на треть больше.
Кроме того, его осуществление было на треть дешевле и проще. И кстати, судоходство по Днепру три плотины обеспечивали бы ничуть не хуже, чем одна. Видимо, вождь руководствовался вовсе не экономическими соображениями. Не намеревался ли он построить символ могущества и нерушимости Страны Советов? В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи.
Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он "лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина". Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы.
И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами. На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое.
У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.
В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог. Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия.
Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится. Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона.
Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве "Дамбы Гувера", где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии.
Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался.
На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры.
Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом. Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю.
К слову о супе — на приобретение турбин фирмы "Ньюпорт Хьюз" пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма. На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу. В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать.
В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона.
Первый проект Днепровского гидроузла с одной плотиной был предложен инженером Ф. Моргуненковым в 1913 году [32] [33] [34] [35] [36] [37]. Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Ленин [38] Согласно этому плану, в районе Днепровских порогов планировалось строительство крупной Александровской Днепровской гидроэлектростанции. Мощность ГЭС планировалась в 330 МВт с перспективой увеличения в дальнейшем до 850 МВт с расположением в здании станции 20 гидроагрегатов с горизонтальным валом.
Приступить к подготовительным работам по строительству ГЭС планировалось уже в 1921 году, пустить первый гидроагрегат — в 1927 году, завершить строительство — в 1929 году. Александров , впоследствии руководивший проектированием Днепровской ГЭС [39] [40] [41] [42]. Проектирование[ править править код ] Один из ранних вариантов проекта Днепрогэса 5 марта 1921 года постановлением Комитета государственных сооружений И. Александрову было поручено проектирование Днепровской ГЭС. В ходе проектирования были разработаны девять вариантов гидроузла. Первые три из них различались расположением плотины и компоновкой сооружений. Для дальнейшей проработки был принят вариант гидроузла с одной прямолинейной плотиной из бутовой кладки , облицованной гранитом , длиной 720 м с 25 пролётами, с расположением здания ГЭС на правом берегу и судоходного шлюза на левом берегу. В ходе дальнейшего проектирования по предложению американских консультантов фирмы «Х. В девятом представленном на утверждение проекте форма плотины была изменена на криволинейную с увеличением количества пролётов до 47.
После успешного прохождения экспертиз как советских специалистов, так и американских инженеров проект Днепровской ГЭС был утверждён 29 октября 1926 года. Согласно утверждённому проекту, строительство станции предусматривалось в две очереди, в первую очередь монтировались семь гидроагрегатов мощностью по 35 МВт, во вторую — ещё шесть таких же гидроагрегатов; таким образом, мощность ГЭС первой очереди должна была составлять 245 МВт, а при полном развитии — 455 МВт. В 1929 году, уже в ходе строительства, учитывая возможности заводов по изготовлению более мощных гидроагрегатов, было принято решение уменьшить количество гидроагрегатов до девяти при одновременном росте их мощности до 62 МВт, а также при увеличении общей мощности станции до 558 МВт [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51]. Это было связано со сложностью и масштабностью проекта опыт строительства столь крупных гидроэлектростанций на тот момент отсутствовал не только в СССР, но и в Европе , необходимостью выделения значительных средств, лоббированием союзными республиками конкурирующих крупных проектов, а также противоречиями между Л. Троцким и И. Для организации строительства было создано Управление Днепростроя , начальником строительства был назначен А. Винтер , главным инженером Б. Веденеев его заместителем был П. Лаупман , помощником начальника строительства П.
Роттерт , председателем технического совета И. Александров, главным зарубежным консультантом Х. Кроме американской фирмы «Х. Строительство станции предстояло осуществить в очень сжатые сроки — пуск первого гидроагрегата был намечен на декабрь 1932 года [52] [53] [54]. Руководители строительства Днепрогэса В. Веснин — главный архитектор Хью Купер — главный консультант проекта с американской стороны Земляные работы на строительстве Днепрогэса были начаты 15 марта 1927 года. Первоначально строительные работы практически не были механизированы, но уже в августе 1927 года на стройку поступили первые экскаваторы. Впоследствии количество техники было значительно увеличено, уже в 1929 году на строительстве работали 45 различных кранов, 10 экскаваторов, 56 паровозов и 89 большегрузных опрокидных платформ думпкаров. Торжественная церемония закладки гидроэлектростанции состоялась 8 ноября 1927 года.
В 1928 году был в целом завершён подготовительный этап строительства — создание производственной базы, дорог, строительство перемычек правобережного и левобережного котлованов. Правобережная и левобережная площадка строительства были через специально построенные станции соединены с железнодорожной сетью страны. Для обеспечения стройки электроэнергией была смонтирована временная тепловая электростанция мощностью 13 МВт. Особенностью выбранного створа гидроузла являлось наличие двух островов, что позволяло перекрывать перемычками отдельные протоки. В августе — октябре 1928 года правобережный и левобережный котлованы, образованные ряжевыми перемычками, были осушены, после чего в котлованах была произведена выемка наносов и разрушенного слоя скальных пород, достигавшего толщины 7 м. Первый бетон в небольших объёмах был уложен в сооружения станции в ноябре 1928 года, но массовая укладка бетона началась в июле 1929 года после повторного осушения котлованов котлованы затапливались во время половодья , поскольку по экономическим соображениям высота перемычек не обеспечивала незатопляемость котлованов в этот период. В январе 1930 года перемычки в левобережном котловане были разобраны, что позволило организовать пропуск воды через уже построенные сооружения поверх недостроенной плотины и перекрыть среднюю протоку, образовав третий котлован. В 1930 году на плотине было уложено 313 тыс. Укладка бетона велась паровыми передвигающимися по железнодорожным путям и мачтовыми кранами , бетон к которым подвозился поездами, для чего прямо на плотине были проложены и неоднократно по мере строительства переустраивались железнодорожные пути.
В период максимальной интенсивности укладки бетона в 1930 году на плотине были задействованы 21 кран и 19 поездов [55] [56] [57] [58]. Одновременно с плотиной в собственном котловане сделанном незатопляемым велось строительство здания ГЭС, разработка этого котлована была начата в июне 1927 года, а в июле 1929 года приступили к укладке бетона. Всего в 1930 году в здание ГЭС было уложено 33,4 тыс. В 1930 году был начат монтаж гидротурбин и гидрогенераторов, поставленных американскими фирмами Newport News Shipbuilding и General Electric соответственно кроме четырёх основных гидрогенераторов, а также гидроагрегата собственных нужд, изготовленных в СССР. Также велось строительство судоходного шлюза с подходами, гавани, распределительного устройства, мостов на станции и в нижнем бьефе. В 1933 году был открыт судоходный шлюз и пущен шестой гидроагрегат, в 1934 году заработал седьмой гидроагрегат.
В 1912 году был образован консорциум коммерческих организаций и банков как российских, так и иностранных для изучения возможности строительства гидроэлектростанции на Днепровских порогах.
Проект общей стоимостью 600 миллионов золотых рублей предусматривал сооружение, помимо гидроэлектростанций, судоходного канала в обход порогов. К реализации проекта предлагалось перейти в 1915 году, но начало Первой мировой войны перечеркнуло эти планы. В 1914 году в Государственной Думе рассматривалась возможность выделения средств на сооружение судоходных шлюзов и гидроэлектростанции в районе Днепровских порогов по проектам А. Розова и Б. Бахметьева, но в итоге запрашиваемые суммы были урезаны в несколько раз, что не дало возможности приступить к строительству. В 1916 году проект Розова был утверждён, но он не мог быть реализован в условиях продолжавшейся войны. В 1919 году свой проект гидроэнергетического использования Днепра в районе порогов предложил профессор В.
Все эти проекты предусматривали многоступенчатые схемы с сооружением от двух до четырёх плотин, при этом максимальная мощность гидроэлектростанций не превышала 270 тысяч л. Первый проект Днепровского гидроузла с одной плотиной был предложен инженером Ф. Моргуненковым в 1913 году [32] [33] [34] [35] [36] [37]. Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. Ленин [38] Согласно этому плану, в районе Днепровских порогов планировалось строительство крупной Александровской Днепровской гидроэлектростанции. Мощность ГЭС планировалась в 330 МВт с перспективой увеличения в дальнейшем до 850 МВт с расположением в здании станции 20 гидроагрегатов с горизонтальным валом. Приступить к подготовительным работам по строительству ГЭС планировалось уже в 1921 году, пустить первый гидроагрегат — в 1927 году, завершить строительство — в 1929 году.
Александров , впоследствии руководивший проектированием Днепровской ГЭС [39] [40] [41] [42]. Проектирование[ править править код ] Один из ранних вариантов проекта Днепрогэса 5 марта 1921 года постановлением Комитета государственных сооружений И. Александрову было поручено проектирование Днепровской ГЭС. В ходе проектирования были разработаны девять вариантов гидроузла. Первые три из них различались расположением плотины и компоновкой сооружений. Для дальнейшей проработки был принят вариант гидроузла с одной прямолинейной плотиной из бутовой кладки , облицованной гранитом , длиной 720 м с 25 пролётами, с расположением здания ГЭС на правом берегу и судоходного шлюза на левом берегу. В ходе дальнейшего проектирования по предложению американских консультантов фирмы «Х.
В девятом представленном на утверждение проекте форма плотины была изменена на криволинейную с увеличением количества пролётов до 47. После успешного прохождения экспертиз как советских специалистов, так и американских инженеров проект Днепровской ГЭС был утверждён 29 октября 1926 года. Согласно утверждённому проекту, строительство станции предусматривалось в две очереди, в первую очередь монтировались семь гидроагрегатов мощностью по 35 МВт, во вторую — ещё шесть таких же гидроагрегатов; таким образом, мощность ГЭС первой очереди должна была составлять 245 МВт, а при полном развитии — 455 МВт. В 1929 году, уже в ходе строительства, учитывая возможности заводов по изготовлению более мощных гидроагрегатов, было принято решение уменьшить количество гидроагрегатов до девяти при одновременном росте их мощности до 62 МВт, а также при увеличении общей мощности станции до 558 МВт [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51]. Это было связано со сложностью и масштабностью проекта опыт строительства столь крупных гидроэлектростанций на тот момент отсутствовал не только в СССР, но и в Европе , необходимостью выделения значительных средств, лоббированием союзными республиками конкурирующих крупных проектов, а также противоречиями между Л. Троцким и И. Для организации строительства было создано Управление Днепростроя , начальником строительства был назначен А.
Винтер , главным инженером Б. Веденеев его заместителем был П. Лаупман , помощником начальника строительства П. Роттерт , председателем технического совета И. Александров, главным зарубежным консультантом Х. Кроме американской фирмы «Х. Строительство станции предстояло осуществить в очень сжатые сроки — пуск первого гидроагрегата был намечен на декабрь 1932 года [52] [53] [54].
Руководители строительства Днепрогэса В. Веснин — главный архитектор Хью Купер — главный консультант проекта с американской стороны Земляные работы на строительстве Днепрогэса были начаты 15 марта 1927 года. Первоначально строительные работы практически не были механизированы, но уже в августе 1927 года на стройку поступили первые экскаваторы. Впоследствии количество техники было значительно увеличено, уже в 1929 году на строительстве работали 45 различных кранов, 10 экскаваторов, 56 паровозов и 89 большегрузных опрокидных платформ думпкаров. Торжественная церемония закладки гидроэлектростанции состоялась 8 ноября 1927 года. В 1928 году был в целом завершён подготовительный этап строительства — создание производственной базы, дорог, строительство перемычек правобережного и левобережного котлованов. Правобережная и левобережная площадка строительства были через специально построенные станции соединены с железнодорожной сетью страны.
Для обеспечения стройки электроэнергией была смонтирована временная тепловая электростанция мощностью 13 МВт. Особенностью выбранного створа гидроузла являлось наличие двух островов, что позволяло перекрывать перемычками отдельные протоки. В августе — октябре 1928 года правобережный и левобережный котлованы, образованные ряжевыми перемычками, были осушены, после чего в котлованах была произведена выемка наносов и разрушенного слоя скальных пород, достигавшего толщины 7 м. Первый бетон в небольших объёмах был уложен в сооружения станции в ноябре 1928 года, но массовая укладка бетона началась в июле 1929 года после повторного осушения котлованов котлованы затапливались во время половодья , поскольку по экономическим соображениям высота перемычек не обеспечивала незатопляемость котлованов в этот период.
Катастрофические последствия днепровского теракта – ошибка или преступление?
Возможен ли прорыв дамбы ДнепроГЭСа и Каховской ГЭС Украиной – эксперты >>. Согласно полученных разведданных из источника, в близком окружении Президента Украины, террористическим режимом готовится подрыв шлюза ДнепроГЭСа с имитацией поражения ракетами «Калибр»! 18 августа произошел прорыв немецких войск в город Запорожье, и местное командование взорвало ДнепроГЭС. Но если ничего не предпринимать, были уверены американские военные инженеры, судоходство по Днепру полностью остановится в 2020 году. В соцсетях появились кадры момента ракетного удара, который был нанесен по Днепровской гидроэлектростанции сегодня утром. Разрушение плотины Днепрогэса в нужный момент может принести тактические преимущества.
Катастрофические последствия днепровского теракта – ошибка или преступление?
В пользу этого предположения свидетельствует то, что Сталин очень внимательно относился к тому, как будет выглядеть Днепрогэс снаружи. Сейчас в буклетах, посвященных истории Днепрогэса, можно прочитать о том, что это сооружение представляет собой замечательный шедевр архитектуры и что его архитектором был основоположник советского конструктивизма Виктор Веснин. Однако по художественным критериям конструктивизма длинный симметричный фасад Днепрогэса, облицованный к тому же рустованным камнем, никак не может считаться шедевром. Любопытно, что в ходе обсуждения проектов Хью Купер заявил о том, что он "лучше ляжет живым в гроб, чем увидит эту станцию выстроенной по проекту группы Веснина". Не исключено, что это заявление и побудило конкурсную комиссию под председательством Авеля Енукидзе выбрать проект Веснина, в который по ходу дела были внесены коррективы в виде того же рустованного камня. К этому камню, как известно, очень благоволил Сталин, приказав облицевать им чуть ли не пол-Москвы. И здесь надо отдать должное Александру Винтеру — первым делом он занялся бытовыми вопросами.
На правом берегу была построена общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день. Оборудование для столовой закупили в Германии. К 1928 году построили пять поселков для строителей на правом берегу Днепра и один на левом. Всего было построено 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков.
Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. Требовал от местного исполкома запретить продажу водки. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел. В проспектах обязательно упоминается и о том, что к строительству Днепрогэса не привлекались заключенные. Иными словами, любой строитель мог при желании уволиться и отправиться домой? Нет, не мог.
Фактически строители находились на положении заключенных. Правда, поначалу у них хотя бы были сносные жилищно-бытовые условия. Но если в ноябре 1927 года на строительстве работали 13 тысяч человек, то в октябре 1931 года уже 43 тысячи, а в 1932 году 63 тысячи строителей. И это без учета членов их семей. В итоге условия жизни рабочих Днепростроя стали ужасающими. На фото группа ударников-плотников из бригады Щербакова, которые работали на строительстве Что касается условий труда строителей, то о том, насколько они были тяжелыми, даже спорить не приходится.
Сейчас в потерны — огромные бетонные тоннели в чреве Днепрогэса — ежесекундно просачивается всего лишь стакан воды, что свидетельствует об очень высоком качестве бетона. Еще бы ему не быть высоким, ведь строители Днепростроя круглый год месили его ногами. Американские консультанты даже заключали пари — как долго выдержат люди такую каторжную работу. Известно, что при строительстве "Дамбы Гувера", где широко применялись экскаваторы и бетономешалки, погибли 96 рабочих. Сколько строителей Днепростроя преждевременно ушли из жизни, никто не считал. Строительство Днепрогэс За всю историю строительства Днепрогэса случались и аварии.
Одна из самых крупных произошла весной 1928-го: упал забор из металлических шпунтов. Пошли слухи о диверсии. Но выяснилось, что аварию вызвало разворовывание крепежных тросов. Через 18 дней шпунты установили на место, а строительство не прекращалось ни на час. Оборот рабочей силы тоже не прекращался. На протяжении 1932 года на стройку приняли 90 тыс.
Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года. Ожидали приезда руководителя государства Иосифа Сталина. Однако он посоветовал объединить пуск объекта с днем рождения начальника строительства — 10 октября. На столах — большой выбор блюд, вина из подвалов Массандры. Демократия была полная: рядом с прославленным комбригом сидел рядовой колхозник, с академиком чокался монтажник. В конторах отделов стояли столы с водкой, мясом, хлебом.
Кто-угодно мог выпить и закусить, сколько душа пожелает! На глазах у него были слезы. Мы расцеловались по русскому обычаю. К слову о супе — на приобретение турбин фирмы "Ньюпорт Хьюз" пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой на полтора года позже намеченного срока и был построен этот индустриальный гигант, который стал визитной карточкой социализма.
На эти деньги в то время можно было построить добрую сотню тепловых электростанций, каждая из которых по мощности равнялась бы Днепрогэсу. В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс пришлось взорвать. В буклетах утверждается, что при взрыве Днепрогэса погибли исключительно гитлеровцы. Гражданское население, жившее ниже по течению Днепра, видимо, было заранее оповещено о скором подрыве 60-метровой плотины. Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в начале 1944 года. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона.
Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Но уже 7 июля 1944 года в разрушенную плотину был уложен первый кубометр бетона. Его опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12 — 15 часов. Выходных не было. За смену бригада из 15 девчат укладывала до двухсот кубометров бетона.
Бывший бригадир бетонщиц Полина Павловна Шило вспоминала: "Мы как бетонщицы получали в день по 1 кг хлеба. Это больше, чем получали, скажем, подсобные рабочие, но работа же очень тяжелая была. А еще карточки нам выдавали, которые мы отоваривали сухим пайком. Ни сахара, ни мяса, конечно, не было. На работу еще привозили горячее — какую-то баланду. Вот и все питание.
Зарплату еще получали, копейки какие-то. Но купить на них ничего мы не могли. В магазине ничего не было, а на базаре дорого". Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года, когда был пущен первый гидроагрегат станции мощностью 72 МВт. В завершении же стоит рассказать, в каком состоянии находится ДнепроГЭС в нынешнее время. В 80х годах турбины Днепрогэса начали разваливаться.
Был, как и полагается, подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования — турбин, генераторов, металлоконструкций, плотинных кранов. В итоге мощность Днепрогэса должна была возрасти с 650 до 800 МВт. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. Таковые наступили лишь в 1997 году, да и то лишь отчасти.
Экипаж каждого — 7 человек. Кроме британцев, в эскадрилью включили и лучшие экипажи из Канады, Австралии и Новой Зеландии.
Для уничтожения гидравлическими ударами мощных, многометровой толщины бетонных сооружений пришлось даже разработать специальную «прыгающую» бомбу весом в 4200 килограммов, начиненную 2990 килограммами гексогена. Бомбардировка плотин должна была производиться по аналогии с нанесением удара по кораблям противника летчиками-«топмачтовиками»: максимально рискованно, зато наверняка. Бомбить надо было в упор, с высоты не более 18 метров, под кинжальным огнем гитлеровских зениток. Таким образом, сброшенный тяжеленный боеприпас до погружения в воду и последующего взрыва рядом с телом плотины несколько раз рикошетил о поверхность воды. Каждый огромный «Ланкастер» оказался в состоянии взять на борт всего по одному такому боеприпасу. Долетели до Германии не все. Один бомбардировщик потерял бомбы над Ла-Маншем и повернул назад, другой сбили над Данией, третий — над Голландией.
Еще два уничтожили ПВО немцев уже над Рейхом. В результате налёта плотины на Мёне и Эдере были частично разрушены, что вызвало затопление Рурской долины и деревень в долине Эдера. Плотина в Зорпе получила незначительные повреждения. Читайте также Россия вооружит Донбасс «Корнетами», «Панцирями» и «Ратниками» На накачивание оружием Украины Москва ответит поставками военной техники ДНР и ЛНР Из послевоенного анализа трофейных документов британцы выяснили, что всего в тот день лишь одним этим налетом 617-й эскадрильей полковника Гибсона были уничтожены 125 промышленных предприятий, 25 мостов, 21 мост поврежден. Залило 8 тыс. Пострадали аэродромы с находившимися на них самолётами и ангарами. Эту славную страницу Второй мировой войны и сегодня преподают в натовских военных академиях как пример превосходного планирования и проведения боевых операций.
Думаете — только ради расширения кругозора своих слушателей-офицеров в области истории военного искусства? Как бы ни так! Плотины на вражеской территории и последствия их разрушения и сегодня остаются важнейшим элементом боевого планирования в Генштабах Запада. Читайте также А. А поводом для огромной тревоги Дамаска стал авианалет, случившийся 6 марта 2017 года. Разгорелся сильный пожар, уничтоживший оборудование. Трое сотрудников станции погибли.
Вероятно, последствия удара могли быть еще более серьезными, если бы сработали все сброшенные на Эт-Табка BLU-109. Но одна неразорвавшаяся бомба весом в тонну была обнаружена сирийцами при разборе завалов. Таким образом, возможно, только вмешательство Совбеза ООН предотвратило катастрофу на реке Евфрат всего пять неполных лет назад. Сегодня мистер Саймон Синек с необычайной легкостью рассуждает о подобной на Днепре. Ему-то что? Где Америка, а где Сирия и Россия с Украиной? Военное обозрение.
Может, ее модернизировать. Значит, напорный фронт - он останется. Напорный фронт создается многокилометровой дамбой. Дамба останется — это большой объем работ. Бетонную часть, которая взорвана, придется заново отстраивать. Но это не проблема сегодня. Я, как гидротехник, могу сказать, что придется обновить.
Может быть, придется обновить гидроагрегаты. И они будут более мощные. И этот створ будет и дальше использоваться. С цементом у нас хорошо, с бетоном и металлом хорошо, со всеми компонентами хорошо.
Он неуклонно и быстро рос из-за намеренного сброса воды выше по течению Днепра, то есть на участке, который находится под контролем украинских боевиков. Делалось это абсолютно осознанно, ради резкого увеличения разрушительной силы воды, хлынувшей после подрыва. Скорость потока выросла как минимум в 10 раз. С места событий передает военный корреспондент "Известий" Эмиль Тимашев. В считаные часы под воду ушли города, деревни, поселки по обе стороны Днепра. Люди искали спасения на крышах своих домов, но их уносило мощным потоком. В зоне бедствия оказались 40 тысяч человек. Кран падает", — говорят очевидцы. Эти кадры сделаны за мгновение до того, как Каховская ГЭС будет разрушена. Также пострадал турбинный зал. Миллионы кубометров воды устремились вниз по течению. Одновременно начали разрушаться пролеты станции. По разным данным, уничтожены от 3 до 14 опор. Через несколько часов после обстрела ГЭС начала постепенно скрываться под водой. А ВСУ продолжали наносить удары. Это была последняя ступень каскада днепровских гидроэлектростанций. Расположена в 5 километрах от Новой Каховки. В этой зоне уровень воды в Днепре составлял 17 метров. Сама ГЭС — 28 водосбросов, навигационный шлюз, земляные плотины. После разрушения верхней части станции воду уже ничего не сдерживало.
Что произойдет, если взорвать Днепрогэс? Влияние взрыва на окружающую среду и население
Первухин вспоминал, что с наступлением темноты бойцы перешли на левый берег, а плотина находилась под немецким обстрелом, и находиться на ней уже было нельзя. Гибель советских армий В истории погибших двух пехотных армий и кавалерийского корпуса, также есть нестыковки. Согласно ему части переводились на рубеж обороны вдоль реки Ингулец. Для защиты отступающих частей предписывалось использовать арьергарды и авиацию. Для передислокации войск на левый берег Днепра были наведены понтонные переправы.
Утром 22 августа основная часть войск двух армий и кавалерийского корпуса в полном порядке оказалась на Левобережье. Расстояние от плотины в Запорожье до села Нижний Рогачик, где переправлялся 2-й кавалерийский корпус составляло более 120 километров. Каховка, в которой концентрировались части 9-й армии, находилась еще ниже по течению Днепра. Исследователь Румме писал о 75-100 тысяч погибших, однако эти цифры явно завышены.
Не стоит забывать, что после подрыва ДнепроГЭС 18 августа город продолжал обороняться еще 46 суток. Жертвы от волны были, однако их точное количество, из-за отсутствия документальных данных, мы вряд ли узнаем. Александр Бражник.
Подрыв Днепрогэса советскими войсками в 1941 году[ править править код ] Восстановленная немцами плотина Днепрогэса, июнь 1942 года Через два месяца после начала Великой Отечественной войны немецкие войска вошли в Запорожье. С целью предотвращения прорыва войск противника по плотине станции, а также для предотвращения использования врагом гидроэлектростанции 18 августа 1941 года плотина Днепрогэса была взорвана. Подрыв был произведён по указанию советского руководства начальником Отдела военно-инженерного управления штаба Южного фронта подполковником А. Петровским и представителем Генштаба , начальником отдельного научно-исследовательского военно-инженерного института военным инженером 1-го ранга Б. Эповым, причём исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой , но освобождены после вмешательства их руководства. Также были выведены из строя гидроагрегаты станции, введённые в режим короткого замыкания при отключённых защитах [20] [70] [71]. Подрыв был совершен в спешке, не были предупреждены ни военные, ни гражданские [72].
Образовалась волна высотой 5 — 30 метров [72]. Согласно современным расчётам, максимальный подъём уровня воды в Днепре ниже по течению мог составить около 5 метров. Имеются свидетельства, что подъём уровня воды привёл к гибели многих обороняющихся на острове Хортица [72] и находящихся в плавнях Днепра красноармейцев, а также местных жителей. По оценке историка Владимира Линикова, затопление унесло жизни около 3 тыс. В современной литературе встречаются оценки, что в результате затопления могли погибнуть от 20 до 100 тыс. Немецкие войска не пострадали. Через полтора месяца Запорожье было оккупировано Вермахтом [72]. После захвата Днепрогэса немецкими инженерами были проведены восстановительные работы, в которых использовался труд военнопленных. Отказывавшихся от работы жестоко наказывали — всего за время оккупации на Днепрогэсе было казнено около 3000 человек. Для того, чтобы восстановить разрушенный участок плотины, было необходимо сработать водохранилище, для этого в теле плотины проложили десять водопропускных галерей, оборудованных затворами.
Всего немцам удалось восстановить не менее двух гидроагрегатов, первый из которых был введён в работу в апреле 1942 года. Плотина была восстановлена не позднее лета 1942 года [20] [75]. Разрушение Днепрогэса немецкими войсками в 1943 году[ править править код ] Разрушенное здание Днепрогэса Осенью 1943 года при приближении советских войск немцы частично эвакуировали оборудование Днепрогэса, а также приступили к реализации плана по разрушению станции. Приказ на уничтожение Днепрогэса был отдан командующим 1-й танковой армией вермахта Э. Макензеном , а непосредственная ответственность за операцию возлагалась на командира 40-го танкового корпуса генерала Г. Сооружения и оборудование гидроузла разрушались путём подрыва большого количества заранее заложенных зарядов взрывчатки. В результате были разрушены 32 из 49 бычков основной плотины и один из центральных пролётов, сопрягающий устой, пролёты грязеспуска, портальные краны, обеспечивающие маневрирование затворами, и автодорожный мост включая мосты через шлюз и аванкамеру. Запланированное уничтожение левобережной части плотины при помощи заряда в донной галерее, состоящего из 3,5 тонн тротила , а также 100 авиабомб весом по 500 кг, было предотвращено советскими разведчиками, перерезавшими ведущий к заряду электрический кабель. Существенно пострадало здание ГЭС — при помощи подрыва мощного заряда была разрушена щитовая стенка, при этом здание станции сместилось в сторону нижнего бьефа на 30—40 см. В результате здание было затоплено, вода перетекала через него почти по всей его длине, одновременно размывая берег у левого торца здания.
Все гидроагрегаты были полностью уничтожены путём подрыва зарядов на крышках турбин и в дренажных шахтах а в двух случаях — и в спиральных камерах , было полностью разрушено верхнее строение машинного зала металлический каркас, стены, кровля, мостовые краны , уничтожено или сильно повреждено электротехническое и вспомогательное оборудование силовые трансформаторы, выключатели распределительных устройств и т. Также были подорваны ворота судоходного шлюза и уничтожено его оборудование [76] [77] [78]. Подрыв немцами оказался гораздо менее масштабным, чем подрыв Советскими войсками в 1941 [72]. Восстановление Днепрогэса[ править править код ] Изготовление генераторов для Днепрогэса компанией General Electric, 1945 год 30 декабря 1943 года Днепрогэс был освобождён советскими войсками. Эта задача возлагалась на строительное управление «Днепрострой», руководителем которого был назначен Ф. Логинов , главным инженером — И. Было проведено разминирование станции, из сооружений которой с января по август 1944 года сапёры извлекли 66 тонн авиабомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат. Первая группа специалистов «Днепростроя» прибыла на Днепрогэс 11 марта 1944 года. На первом этапе были организованы работы по восстановлению жилья для строителей, созданию производственной базы, разбору завалов, демонтажу разрушенного оборудования, а также по спуску водохранилища через донные водопропускные галереи, что являлось необходимым условием для начала работ по восстановлению плотины и здания ГЭС. При этом были частично задействованы галереи, проложенные немецкими инженерами и не до конца заделанные.
Девять галерей в левобережной части плотины были сооружены к 17 мая 1944 года, ещё шесть в правобережной части плотины — в 1945 году. В апреле 1944 года был построен временный пешеходный мост через плотину и восстановлены подъездные железнодорожные пути, в июне того же года было открыто движение через служебный тоннель в теле плотины, что обеспечило транспортную связь межу правым и левым берегами. В январе 1945 года началось бетонирование щитовой стенки здания ГЭС. К весне 1945 года была построена верховая перемычка в аванкамере, что позволило предотвратить затопление здания ГЭС в половодье и осушить аванкамеру, что облегчало ведение работ по восстановлению здания ГЭС. В ходе работ по восстановлению станции пришлось удалить большие объёмы разрушенного бетона, но часть повреждённого бетона удалось сохранить, залечив образовавшиеся в нём трещины при помощи цементации. В августе — сентябре 1945 года после восстановления моста по сооружениям гидроузла по нему было открыто движение, в том числе и железнодорожное, что значительно облегчило ведение восстановительных работ. В январе 1946 года были начаты работы по восстановлению каркаса здания ГЭС. В августе 1946 года, после завершения строительства низовой перемычки и осушения котлована, были начаты работы по очистке отводящего канала здания ГЭС. В декабре того же года, после завершения работ по очистке аванкамеры и бетонирования щитовой стенки, была разобрана верховая перемычка и затоплена аванкамера. В декабре 1945 года — декабре 1946 года были закрыты и забетонированы донные водопропускные галереи, что позволило поднять уровень воды в водохранилище до уровня, обеспечивающего пуск гидроагрегатов.
Причем, если рухнет одна ГЭС в каскаде — согласно эффекту домино — начнут «складываться» и все нижерасположенные гидроэлектростанции. ДнепроГЭС является пятой ступенью Днепровского каскада гидроэлектростанций. Доктор технических наук напоминает, что гидроэлектростанции находятся в местах массового скопления людей. Днепр — река равнинная, ГЭС там в основном низконапорные. Но бетонная плотина Днепровской ГЭС достаточно внушительная, 760 метров в длину и 64 — в высоту. Волна прорыва может затопить очень большие территории. Высота прорыва волны будет примерно равна половине величины напора воды в водохранилище. Например, если напор воды 20 метров, то высота волны будет 10 метров, если напор 30 метров, то волна будет высотой 15 метров. Потом она начнет расходиться по пойме и ослабевать. Но даже, если придет волна высотой 5 метров, мало не покажется никому.
Можно представить, какой объем воды там в водохранилище, если его площадь — 410 квадратных километров, длина — 130 километра, ширина — 7, глубина в среднем — 53 метра.
Интенсивность толчков в юго-западной части Одесской области у Измаила возможна до 9 баллов, в самой Одессе и Николаеве — 7—8 баллов по шкале Рихтера. И главное, что Запорожью и соседнему Кировограду обещаны шесть баллов — то есть, в два с половиной раза больше, чем надо для гарантированного разрушения днепровской плотины!.. Уровень ее сейсмической опасности сейчас попросту неизвестен. К сожалению, в этом регионе до сих пор нет ни одной станции. К тому же там грунты различной категории, есть ослабленные, а это означает, что последствия колебаний, вызванных одной и той же причиной, для таких грунтов могут быть гораздо хуже. О сейсмических колебаниях в центре и на востоке Украины мы узнаем от российских коллег, — сказал Кендзера. По его словам, сейчас в Украине лишь 38 таких станций, тогда как в маленькой Швейцарии их около 200. В 1927 году, когда плотину строили, об этом было известно, но факт природного разлома проигнорировали.
Сэкономили при строительстве в ущерб безопасности объекта. Срок эксплуатации ДнепроГЭС — 80 лет. Пятилетний перерыв в работе был из-за войны. Получается, что в 2012 год срок эксплуатации подходит к концу. Даже при относительно небольшом землетрясении нам грозит ужасная беда - расположенную буквально рядом Запорожскую АЭС смоет водой. Геологический разлом под ДнепроГЭС грозит национальной катастрофой, но и Юлия Тимошенко в бытность премьером, и Виктор Янукович как президент игнорируют этот факт», — сказал он. Панические настроения среди украинцев нарастают. Появилась версия, что взрыв на Чернобыльской атомной электростанции также произошел из-за землетрясения на Припятско-Днепровской впадине, изобилующей всевозможными геологическими нарушениями в земной коре. Ученые говорят - японская катастрофа полностью перевернула их представления о природе этого явления.
Выяснилось, что изменение скорости движения грунта, от которого зависит степень разрушений, в семь раз превысило классически принятые нормы. Итак, сильные землетрясения могут быть по всей Украине. Однако у чиновников свое видение грядущих событий. Особенности геолого-тектонического строения кристаллического щита известны из учебников для вузов и открытых публикаций в специальной литературе, они не являются результатами нынешних «открытий» общественных организаций, - сообщает управление по делам прессы и информации обладминистрации. Опровергая катастрофические прогнозы, руководство Запорожья идет на очень неожиданные «заявы». Например, сам губернатор Б.