Чайхана: чайные традиции Востока В странах Востока всегда чтили традиции. В Таджикистане самыми крупными чайханами являются Восточная чайхана, Китайская чайхана и чайхана Ором в городе Исфара. Чайханой называют заведения общественного питания в восточном стиле, разного масштаба рестораны и.
Чайхана - воплощение восточных традиций
Их сливают в специальную посуду, стоящую тут же — у заварников. И непременно следить за объемом — чая в пиале должно быть ровно на два глотка. Чтобы не успевал остыть. А дальше — по кругу. Рядом сидит свекровь и строго следит, все ли правильно делает сноха. Если нет, ей потом может и влететь… В Казахстане есть еще одна традиция. И все домочадцы с удовольствием бегут к столу. Кыргызстан «Скажи мне, как ты пьешь чай, и я скажу, кто ты», - так можно охарактеризовать особенности чаепития в Кыргызстане. На юге страны предпочитают терпкий зеленый чай, который заваривают в фарфоровых пузатых чайниках, предварительно прогретых, причем желательно на древесных углях, тогда чай приобретает дополнительный аромат.
Чай пьют и дома, и в гостях, и в чайхане — круглый год. Как бы странно ни звучало, но именно обжигающий горячий чай помогает спастись от раскаленного летнего зноя, характерного для южных областей Кыргызстана. Здесь пьют чай неторопливо, за степенными разговорами — без сахара и других добавок. Когда приходят гости, то чай разливает сам хозяин. Он наливает яркий золотистый напиток в небольшие пиалки и так, чтобы он только немного прикрывал донышко. Считается, что чем меньше чая тебе налили, тем больше уважают. А вот на севере страны — в Таласской и Нарынской областях — предпочитают крепкий черный чай, воду для которого кипятят в самоварах кыргызская интерпретация — самоор. Здесь в чай добавляют кусковой сахар кумшекер и жирное домашнее молоко, а иногда и сливочное масло сары май.
И наливает его келин сноха. Если в семье снохой обзавестись еще не успели, то чай гостям будет подносить младшая девушка или даже девочка - главное, чтобы она уже могла удержать чайник в руках. Джордж Оруэлл тот самый, автор «Скотного двора» и романа «1984» в своей книге «Чашка отменного чая» недоумевал: «Как может именовать себя чаёвником человек, способный убить вкус чая сахаром? С таким же успехом можно сдобрить чай перцем или солью». Кстати, в некоторых регионах Кыргызстана чай пьют именно с солью. А на Иссык-Куле чай наливают в большие чыны пиалы, похожие на миски , нередко ручной работы. Словом, всех без исключения кыргызстанцев чай сопровождает всю жизнь. Его подают на свадьбах, крестинах, похоронах, поминках...
И, конечно же, он обязательный элемент гостеприимства. В любом доме страны любому человеку — старому другу или едва знакомому гостю — обязательно нальют чашку горячего свежего ароматного чая. К нему подадут сухофрукты, боорсоки, топленое масло, сметану и варенье.
Потому на пороге можно встретить много обуви. Узбекская чайная комната — сугубо мужское заведение. Женский пол приводить с собой не следует. Место, расположенное вдали от входа, является «главным». Там усаживают самого почитаемого человека в компании. Перед трапезой гостям предлагают зеленый чай, отказ от которого будет расценен, как неуважение к окружающим. Зеленый напиток разливают в пиалы, но не до краев, а лишь на треть, что можно увидеть на фото.
Такая традиция разлива чая повелась для того, чтобы гость не обжегся. Но напиток, постоянно доливают. Задать вопрос эксперту Лина.
В Афганистане же чайханы имеют дополнительную функцию - они представляют собой места для обсуждения важных вопросов, обмена новостями и мнениями. В целом, чайхана - это своеобразная точка отдыха и свидания для жителей этой культурно-богатой территории. Так, именно понятие «чайхана» с ударением на последний слог находим в орфографическом словаре. Несмотря на это, в русском языке давно закрепилось только одно нормативное написание — «чайхана», всё через «а».
Чтобы оценить уровень ресторана, надо понимать, что представляет из себя сфера обслуживания в Киргизии. Во многих кафе кормят домашней едой, это неплохо, но может быть слишком просто. Сервис примерно такой, будто вы зашли в гости чисто пообедать. Купили еду - съели еду. У местных жителей ресторан тоже популярен, но для туристов - прямо номер один. Босо лагман - жареная лапша с телятиной и специями. Это маленькая порция, для меня оказалось достаточно. Стоит 285 сом примерно 200 рублей. Было вкусно. Бешбармак - главное блюдо киргизской кухни. Принесли такой таз, говорят, приятного аппетита. Девушка ела, ела, не осилила, половину забрала с собой. В меню также есть традиционное блюдо куурдак. Обычно это баранина с луком, но иногда готовят из говядины. Нават - кристаллический сахар, в честь которого названа чайхана. Его готовят из сахарного сиропа и виноградного сока.
Чайхана — традиционное восточное предприятие общественного питания
Оно является неотъемлемой частью культуры и традиций Востока. История чайханы насчитывает сотни лет. Это место, где собирались путешественники, караванщики и торговцы, чтобы отдохнуть от долгого пути, восстановить силы и обменяться новостями. Ни одна чайхана в Азербайджане не подаст чай в обычных чашках или в стаканах, это считается плохим тоном. Это сегодня чайхана выглядит как милый и уютный восточный ресторанчик, в котором принято мирно наслаждаться ароматными напитками и угощаться вкусностями. Чайхана появилась на Востоке много столетий назад как некий "клуб".
Чайхана и все, все, все
Чайхана – это образ жизни Востока. Чайхана – это место, где можно не только попить чаю, это клуб по интересам, это площадь для дискуссий, для обсуждения последних новостей, да просто место, где можно посидеть в одиночестве и расслабиться. хана чаю.))Это такое помещение которое обычно ассоциируется со Средней Азией в котором мужчины в халатах за беседой не торопясь пьют чай из пиал, курят кальян, можно и поо. В такой чайхане местные жители встречались с купцами, учёными и путешественниками, узнавали свежие новости о жизни и о событиях в других странах. В силу восточных традиций, гостями чайханы практически всегда были только мужчины, обслуживающий персонал также состоял из представителей мужского пола. Здесь можно было услышать последние новости, обсудить их с друзьями и знакомыми. Это привело к тому, что чайхана стала в махаллях культурным и общественным центром.
Чайхона перевод на русский
Чайхана «Рохат» останется в столице и будет продолжать принимать гостей, как делала это с 1958 года. Узбекская чайхана славится не только своим подходом к гостям, но и традициями, которые новичку не следует нарушать. Это чайхана — мужской клуб, не теряющий своей популярности на Востоке уже много веков. Чайхана «Рохат» останется в столице и будет продолжать принимать гостей, как делала это с 1958 года. ЧАЙХАНА найдено 60 значений слова(от Чай и перс. хане — дом, помещение) чайная в Средней Азии, Иране.
Что такое чайхана? История, значение слова, правила поведения
- Зачем нужна чайхана на востоке
- Как пьют чай в Узбекистане?
- Узбекское Чаепитие, Что За Жизнь (Без Чайханы) На Востоке?
- Традиционные чайханы на Востоке
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Что такое чайхана на востоке?
Чайхана: чайные традиции Востока В странах Востока всегда чтили традиции. Чайханой называют заведения общественного питания в восточном стиле, разного масштаба рестораны и кафе. В этой статье мы расскажем, что такое чайхана, почему без нее не обходится ни один восточный город.
Чайхана: история и особенности восточного заведения
И все знали его. От него зависело, какой чай подадут тому или иному гостю. Узбекское чаепитие в домашней обстановке ничуть не отличается от ранее упомянутого. С чая в Узбекистане начинают трапезу еды, им и заканчивают. Каждого гостя, зашел ли он на минутку или приехал издалека надолго, встречают и угощают чаем. Чай подают перед едой, для того чтобы настроиться на употребление пищи. Чай пьют и после еды, чтобы пища лучше усваивалась. Но в любом доме у каждой хозяйки непременно найдется вкусный чай и сладости к нему.
Кстати, в Узбекистане, если Вы утром зашли в чайхану или в гости к кому-нибудь, Вас угостят таким завтраком: свежеиспеченная лепешка, виноград или другие фрукты и, конечно же, свежезаваренный зеленый чай. Недаром в народе ходит такая пословица: «Чай не пьешь — откуда силы берешь? Свеже набранная вода должна хорошо прокипеть. Затем кипятком обливают внутренность чайника, чтобы согреть его.
Но так как жители всех стран Средней Азии исповедуют ислам, то употребление спиртных напитков строго запрещено. Нужна была альтернатива, и ею стал зеленый чай. Особенности Не всякий знает, что такое чайхана.
Название говорит само за себя, но традиции и особенности доступны лишь восточным жителям и туристам. Сегодня в современную чайхану может зайти абсолютно любой желающий каждый день. Однако чтобы попасть в настоящее заведение, нужно получить приглашение местных жителей. Как правило, отказываться от заманчивого предложения посетить чайхану было нельзя: это свидетельствовало бы, что вы не уважаете своего знакомого или родственника. Да и приходить в заведение вместе с женщинами запрещено, потому что оно предназначено только для мужчин. Если вы посетите традиционную чайхану в Средней Азии, то заметите, что и весь обслуживающий персонал состоит исключительно из представителей сильного пола. Правила поведения Интересные факты Раньше чайхану можно было найти на любом базаре или караван-сарае.
Обычно заведение располагалось на улице, но в прохладное время года гости размещались уже внутри. Нередко в чайхане развешивали птичьи клетки, которые заселялись перепелками. Их щебет создавал особую уютную атмосферу. В зависимости от региона, народных культур и обычаев чайхана различалась по внешнему виду и меню. Например, в Азербайджане открывались заведения, где можно было насладиться только черным байховым листовым напитком. Но чтобы чай не казался пресным или горьким, к нему подавались сладости. В Таджикистане в такого рода заведениях можно было полакомиться вкусными блюдами и закусками.
Чайхана встречается во всех уголках Средней Азии, даже в Иране и Афганистане, потому что эти страны в основном населяют оседлые, кочевые и полукочевые народы луры, персы, белуджи, пашаи. Чойхона ; туркм. Choyxona ; уйг. Содержание История [ править править код ] Климат и ислам наложили свой отпечаток на заведения общественного питания на Востоке и Средней Азии. В прошлом в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем и представляла собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания и чаепития. В XXI веке среднеазиатская культура, как и любая другая, постепенно расходится по миру с её носителями.
В чайханах на разные голоса заливались крылатые пленницы, и часто какой-нибудь досужий кокандец, бросив чайханщику монету, открывал клетку и под одобрительный гул собравшихся выпускал певунью на волю. Цитата дня "Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл.
Напить полную пиалу чая считается проявлением неуважения и намеком на то, что вас здесь не желают видеть В Турции, Иране, Азербайджане пьют преимущественно черный чай, который подают в специальных грушевидных стаканчиках — армуду. Особая форма стаканов армуду способствует тому, что в нижней части стакана чай остывает медленней и дольше остается таким же горячим, как в верхней части. К чаю не принято подавать еду, только сладости и выпечку. В Центральной Азии существовал обычай, смысл которого сейчас мало кто может объяснить - пить чай вприкуску, то есть пить чай, посасывая сахар и окуная его в чай перед каждым глотком. Говорят, что этот обычай возник в средневековых ханских и шахских дворцах, где существовала большая опасность быть отравленным в результате дворцовых заговоров и интриг. Поскольку в те времена все известные яды были органического происхождения, то при взаимодействии с сахаром, они должны были вступить в реакцию. Таким образом, такой способ чаепития был не прихотью, а вопросом выживания, поэтому этот обычай так сильно укоренился в народе. Зимой посетителей чайханы принимают внутри помещения, а летом - на улице, поэтому в жарком климате Центральной Азии чайханы строили в тени раскидистых деревьев, а для дополнительной прохлады еще и возле водоемов. В чайхане посетители размещаются на чарпая — деревянных топчанах, богато украшенных резьбой.
Чайхана по-турецки
Здесь можно было услышать последние новости, обсудить их с друзьями и знакомыми. Это привело к тому, что чайхана стала в махаллях культурным и общественным центром. В прошлом, в крупных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем, и представляла собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания и чаепития. Здесь местные жители, встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки. Посещение же чайханы женщинами считалось неподобающим.
Лишнего не говорит и с непрошеными замечаниями не лезет. Но если попросят, всегда готов дать дельный совет. Добрый совет - половина счастья. Что за небо без луны? Что за жизнь без чайханы? Приблизительно так звучат слова старой восточной песни. В настоящее время восточная культура, как и любая другая, постепенно расходится по миру с её носителями. Сегодня во многих городах можно найти чайхану. Меню современной чайханы состоит из традиционных для восточных народов блюд, как правило, это плов, шашлык из баранины и говядины, манты, лагман, самса или чебуреки, варенье из роз, пахлава, фрукты, мед и великое множество чая черного, зеленого, а так же купажа чая и горных трав. В чайхане по-прежнему можно душевно посидеть с друзьями, обсудить новости или просто побеседовать. Для души.
Отличительной особенностью чайханы и «гапа» является именно неформальность общения, то есть так называемые мужские встречи «без галстуков». Если на работе, в общественных местах, в присутствии женщин, при исполнении служебных обязанностей, в соц. То есть мужчины разных культур и религий могут выражать свое мнение в чайхане более свободно и открыто, чем в иных общественных местах. Для того, чтобы продемонстрировать это и понять, как «работает» механизм чайханы и «гапа» в деле воспитания толерантности, мы обратились к мужчинам разных национальностей и вероисповеданий, которые рассказали нам интересные истории из своей «чайханской» жизни. Исхаков Барат, житель города Ташкента: Я уроженец города Ташкента, 1970 года рождения, по национальности я бухарский еврей и считаю себя атеистом. Моя жизнь связана с чайханой. Еще с детства я помню, как мой отец ходил в чайхану. По моему мнению, мужчина начинает понимать чайхану лишь годам к 30-35, когда отделяется от родителей и начинает жить самостоятельной жизнью. Я проживал в Чиланзарском районе города Ташкента. Чайхана, в которой мы собираемся, расположена в Чиланзарском районе. Вопросы, которые мы обсуждаем на «гапе», различны: это и помощь нуждающимся членам нашей группы, вне зависимости от национальности и религиозного исповедания, житейские вопросы, новости спорта и политики. В чайхане есть своя изюминка: блюда готовят сами пришедшие, но не всегда, поэтому в этом плане происходит взаимопроникновение культур. Например, кавказец может приготовить кавказский шашлык, а я, бухарский еврей, могу приготовить «плов в мешке». В этом плане происходит процесс, который выходит за рамки обычного обмена рецептами, воспитывается национальная дружба и вместе с ней толерантность. В чайхане на «гапе» мы собираемся в основном с бывшими одноклассниками и друзьями детства — это своего рода территориальная группа. Есть еще одна отдельная группа, в которой мы также собираемся для неформального общения — это группа коллег по работе. Собираясь с друзьями в чайхане на «гап», мы общаемся просто и непринужденно, стираются имущественные и должностные различия, и это я считаю очень важным. По моему мнению, чайхана и «гап» воспитывают толерантность в своем изначальном смысле, так как являются местом неформального общения людей разных культур, национальностей и религиозных вероисповеданий. Именно неформальность общения позволяет раскрепощенно общаться мужчинам — представителям различных религий. Это общение позволяет глубже проникнуть в важнейший принцип толерантности — мирное сосуществование и взаимодействие представителей различных религий. То есть мы видим людей такими, какие они есть, без прикрас и чопорности. Более того, социальный институт чайхана и «гап» дают нам возможность, изучив представителей различных религий и национальностей в чайхане при неформальном общении «гапа», отбросить предрассудки в реальной жизни к представителям других религий, которые встречаются нам в общении вне чайханы. Это, по моему мнению, важнейшее положительное значение чайханы и «гапа» в деле воспитания толерантности.
Во второй половине XIX века в этих краях побывало немало путешественников и исследователей, которым всё казалось здесь необычным. Наиболее яркие впечатления они заносили в свои путевые журналы, книги. Так, среди этих описаний встречается и чайхана. Чайхану можно было встретить практически на любой улице, в караван-сараях, на дорогах между городами и, конечно же, на базарах. Как и сейчас, они были разных «классов» - от небольшой тесной комнатушки до респектабельного многокомнатного помещения с музыкантами. Масштаб помещения чайханы не был стандартным, это зависело от состоятельности хозяина, посещаемости и месторасположения чайханы, но сам принцип оставался единым. В небольших чайханах владелец мог быть одновременно и поваром, и официантом, и уборщиком. Почти всегда хозяину помогали сыновья, племянники и другие члены семьи. Когда чайхана разрасталась до внушительного заведения, пропорционально увеличивался и персонал: приглашались официанты, повара, уборщики, музыканты и др. Как правило, чайхану строили в тени деревьев, у пруда с прохладной водой. Летом на улице рядом с чайханой ставили топчаны, а те, кому не досталось места на топчане, сидели в помещении чайханы. Зимой и в дождливое время года все перебазировались внутрь помещения.