Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая.
Римская семья. Агнаты и когнаты
При этом родственники по прямой линии родства могли быть восходящими от сына к отцу и деду и, напротив, нисходящими от отца к сыну и внуку. Кроме того, различались родственники полнородные germani и неполнородные, которые, в свою очередь, подразделялись на единокровных, то есть рожденных разными женщинами от одного отца consanguinei , и единоутробных, то есть рожденных одной матерью от разных отцов uterine. При характеристике родственного статуса важное значение имело также, был ли ребенок рожден от законного брака своих родителей legitimi , или же он был внебрачным bastard, vulgo concepti. Решающее значение в наследственных отношениях играла так называемая степень родства, определявшая уровень близости наследников к умершему родственнику. Данный критерий широко применяется во многих современных правовых системах, в том числе и в Российской Федерации.
Так, в Гражданском кодексе предусмотрено, что «степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого» абз. Представления о брачно-семейном союзе древних римлян, как и взгляды относительно других сфер общественных отношений, не были неизменными, поэтому на протяжении римской истории последовательно сменяли друг друга три формы вида римской семьи: 1 консорциум; 2 патриархальная семья агнатов и 3 когнатическая семья. Консорциум consortium. В период становления Рима римская семья мало чем отличалась от таких же союзов, образовавшихся у других племен и народов.
После распада рода отдельные его представители объединялись в союзы, основанные на совместном проживании и совместном труде, вследствие чего возникали некие семейные общины, возглавляемые старейшиной, которому все беспрекословно подчинялись. Сведений, которые могли бы охарактеризовать особенности консорциума, почти не сохранилось, и он остался в римской истории только как основа, фундамент для становления и развития будущих римских семейных союзов [2, с. Патриархальная агнатическая семья образовалась в тот период, когда развитие производительных сил сделало возможным существование производственных групп союзов меньших, чем консорциум. Новые семьи были замкнутыми хозяйственными объединениями, целью которых было совместное проживание и совместный труд для обеспечения существования, сохранения и продолжения семьи [3, с.
Под властью старейшины patria potestas , которого стали называть домовладыка, находились не только его жена и родичи сыновья, внуки, невестки , но и все остальные члены общности, даже не состоявшие с ним в кровном родстве его агнаты , а также принадлежавшие им рабы, домашние животные и рабочий скот. При этом римский гражданин считался pater familias даже в том случае, если у него было ни жены, ни детей, ни внуков. Данное понятие обозначало лицо, над которым не было родительской власти, поэтому оно расценивалось как носитель семейной власти не только осуществляемой, но и потен-циальной2. Это суждение основывалось на известной сентенции Гая: «Домовладыкой "отцом семейства" называется тот, кому принадлежит власть в семье, и правильно он так называем, хотя у него и не 1 Новицкий И.
Римское право: учебник. Новицкого, И. Главной отличительной особенностью римской семьи, сформировавшейся в этот период, было представление о patria potestas как о практически безграничной власти домовладыки над всеми проживавшими с ним лицами, как состоявшими, так и не состоявшими с ним в кровном родстве, которые с позиции римского права признавались personae alieni iuris - лицами, состоящими во власти pater familias. Это означало, что их гражданско-правовой статус во многом уподоблялся положению рабов, и применительно к ним pater familias мог совершить любые действия, в том числе убийство жены, дочери или сына.
Единственное ограничение такой возможности установил Ульпиан, утверждающий, что отец не имеет права убить сына, не выслушав его оправданий, и что он должен обвинить его перед префектом или начальником провинции [5, с.
Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas.
Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака. В христианскую эпоху заключение брака стало проходить посредством церковной процедуры, но все другие требования к оформлению брачного союза сохранились. Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Такими были смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза — развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения тем более — утратой свободы или изменением гражданства.
Римский брак допускал развод супругов в христианскую эпоху развод постепенно был запрещен, а основания к прекращению брака определялись уже в преимущественной степени требованиями церковного права. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Лицо, которое является агнатом, является и когнатом, но не всегда когнат является агнатом. БРАК Брак — союз мужчины и женщины. Он определяет правовое положение детей, рожденных в браке или до него , а также имущественные отношения супругов и их наследственные права. При заключении брака на супругов возлагаются определенные обязанности. Так, муж и жена должны соблюдать верность друг другу; жена должна жить вместе с мужем и получить его сословие и звание; супруги не могут предъявлять иск друг к другу и пр. Правильный брак — союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие последствия для супругов.
Неправильный брак — союз мужчины и женщины разного права между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права. Характерными чертами брака признавались: 1 взаимность: в брак вступали два партнера, однако их безусловное равенство не являлось обязательным условием; 2 согласие партнера; 3 наличие половой связи между партнерами в браке; 4 желание партеров заключить брачный союз; 5 совместная жизнь супругов. Отсутствие одного из условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза. От брака отличался конкубинат — разрешенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины, которое не являлось законным браком. Данная форма брака имеет древнее происхождение.
Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка.
Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство
В те времена под familia понимался довольно широкий круг лиц, включающий в себя не только членов семьи, подвластных власти paterfamilias, но и рабов, а также имущество скот, вещи , принадлежащее ему или тем, кто находится под его властью. Особенности patria potestas в агнатической семье В данном пункте произойдет выявление наиболее важных особенностей власти отца агнатического семейства. Одной из самых явных таких особенностей является практически полная неспособность подвластных выйти из-под власти отца по своей собственной воле, независимо от возраста, которого они достигли. Определённую возможность для выхода из-под власти paterfamilias имели его сыновья и внуки - это было занятие должности магистрата, однако и оно не всегда помогало выйти из-под patria potestas. Так же существовал еще один способ выхода из-под власти отца семейства, причем весьма специфический - троекратная продажа в рабство, носившая, разумеется, чисто символический характер.
Женщины же, в свою очередь, не могли покинуть положение подвластных даже после смерти paterfamilias семейства, в котором они были членами, так как они попадали под власть того, кто становился новым отцом семейства. Таким образом, мать могла попасть под власть своего сына, сестры, ещё не вышедшие замуж - под власть брата и т. Не становились полноправными и женщины, вышедшие замуж, так как они автоматически становились членами другого семейства, и, соответственно, становились подвластными воле отца того семейства, к которому принадлежали их мужья. В древнейшие времена власть patria potestas над женой и детьми практически сливалась в одно целое с его власть над рабами, принадлежавшими семейству, что можно назвать еще одной её особенностью.
Отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь при смерти отца семейства, так как это право переходило к его наследнику, оставаясь полностью неизменным, в то время как семейное положение членов семейства резко менялось - сыновья становились обладателями полной правоспособности, а вокруг них образовывался абсолютно такой же круг отношений, из которого они вышли. Кроме того, что власть отца семейства является фундаментом семьи в римском праве, она также служит и основанием для всего агнатического родства, которое в римском семейном праве являлось юридическим. Итак, агнатами в семейном праве Древнего Рима признаются лица, ранее подчиненные власти одного отца семейства, или имевшие возможность быть подчиненными этой власти, но не ставшие подчиненными ей вследствие его гибели. Агнатами признавались также люди, не имевшие кровной связи с paterfamilias, но также входящие в его семью: усыновленные и жёны сыновей, ему подвластных.
Одной из особенностей данного вида родства является то, что оно устанавливалось только по мужской линии, и определяло положение женщины при данном виде родства. Дочь отца семейства, вступая в брак с властью мужа, либо вступала в его агнатическую семью то есть становилась под власть отца его семейства , либо становилась подвластной мужу, если он являлся носителем семейной власти. Для неё это означало прекращение агнатического родства с её родственниками по крови. Её дети становились юридическими родственниками братьев её мужа, а в отношении родственников по линии матери находились в таком же положении, что и она.
Определение степеней агнатического родства В семейном праве Древнего Рима можно выделить два определения степеней юридического родства: родство по прямой линии и родство по боковой линии.
Отдельные члены семьи, по выражению И. Покровского, «с юридической точки зрения не существовали, исчезая за личностью своего pater familias». Уже в эпоху законов XII таблицрядом с matrimonium cum manu появляется другой вид брака - matrimonium sine manu. В этом бракемуж и жена юридически друг другу чужие - брак без власти мужа предусматривал сохранение за женой статуса подвластной прежнего домовладыки. Если же она до брака являлась persona sui iuris, то данный брак не отменял ее самостоятельности. Однако нельзя сказать, что власти мужа в таком браке не было вовсе: жена принимала имя и сословное положение мужа, обязательным являлось постоянное совместное проживание супругов. Что касается имущества супругов, то, в отличие от брака cum manu, в рассматриваемой форме брака все, чем владела жена до свадьбы, оставалось ее собственностью.
Кроме того, к ее имуществу присоединялось все то, что она приобретала, будучи уже в статусе законной супруги однако, она должна была доказать, что приобрела вещь самостоятельно и что право собственности принадлежит ей; в противном случае вещь считалась приобретенной за счет мужа и для него. Особенностью брака без власти мужа является также и то, что в случае прекращения брака приданое: - или возвращалось жене в полном объеме в случае наличия между супругами особого соглашения — cautio rei uxoriae ; - или оставалось в составе имущества мужа, но в таком случае, как правило, муж завещал эту часть имущества жене. Основаниями для прекращения брака выступали: 1 смерть одного из супругов; 2 исчезновение одного из элементов, обязательных для наличия брака; 3 развод. Под исчезновением одного из элементов, обязательных для наличия брака, понималось: - попадание одного из супругов в рабство; - утрата гражданства одним из супругов; - вновь возникшее родство например, в классическую эпоху к такому случаю относилось усыновление pater familias невестки или зятя. Развод div o rtium мог быть двух видов: 1 по соглашению сторон - происходил, если запрашивался обоими супругами; 2 односторонний ex iusta causa - мог запрашиваться одним из супругов в результате совершения другим супругом виновного действия, препятствующего дальнейшему продолжению брака. К законным причинам развода при императоре Константине относились: - для женщины — если муж оказывался убийцей, осквернителем гробниц или отравителем; - для мужчины — если жена оказывалась неверной, сводней или отравительницей. В эпоху Юстиниана к данным основаниям для развода супругов добавились еще несколько: - муж мог объявить о разводе, если жена в сопровождении посторонних отправлялась на пир или в общественные бани, или же посещала без разрешения мужа театральные представления; - жена могла требовать развода, если муж пытался принудить ее к занятиям проституцией, либо если безосновательно обвинил ее в супружеской измене, либо если содержал конкубину сожительницу ; Наряду с разводом по законным основаниям существовал и развод по причинам, не зависящим от воли сторон divortium ex bona gratia. Развод мог быть произведен, например, в случае пленения мужа и его отсутствия более пяти лет; в случае супружеской несостоятельности мужа, проявившейся в течение трех лет с момента заключения брака.
В римском праве существовал институт конкубината. Конкубинатом признавалось простое сожительство мужчины и женщины, не состоящих друг с другом в законном браке. По общему правилу конкубинат не влек правовых последствий: конкубина не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять и в официальном браке.
Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности. Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет.
Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию. Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей. При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования.
Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей. Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат. Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции. Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного. В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев. Личные и имущественные отношения между супругами Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз. На жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены, что выразилось неравенством партнёров внутри римского права. Личные и имущественные отношения между супругами были различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена после того, как стала чужой своей старой семье, переходила в подчинение власти мужа. Власть мужа в принципе не отличалась от власти отца над своими детьми. Муж при помощи иска, который был подобен виндикации, мог истребовать покинувшую дом жену. Также он мог продать её в кабалу и наложить на неё любое наказание вплоть до лишения свободны. Жена приравнивалась в области имущественных отношений к рабам и детям, так как была лишена правоспособности в данной области. Всё имущество жены после перехода из старой семьи доставалось мужу. В прочем, всё нажитое во время брака также переходило во владения мужа. Несмотря на то, что положение жён было бесправным, римские обычай и традиции смягчали их в области семейных отношений. В качестве примера можно привести римские обычаи, которые обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников. В отличие от брака cum manu, брак sine manu не изменял юридического положения жены.
Она остаётся in patria potestate, но это наступает, если она была под властью отца до брака. В результате этого имущество, которое принадлежало ей до брака, остаётся у неё, но, если при этом она была persona sui iuris. В браке sine manu действовал принцип, при котором имущество делилось между супругами. Муж был вправе распоряжаться доходом, но не имел права присвоить это имущество себе без специального разрешения супруги или его прежнего домовладыки. Если муж злоупотреблял в управлении имуществом, то прежние родственники имели право предъявить мужу требования и даже иски о восстановлении имущества. Форма брака делилась на две категории брачных имуществ при особом правовом положении: приданое dos и брачные дары dos propter nuptias.
Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатическое родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т.
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть.
когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. которое следует из общности крови. Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Агнатское и когнатское родство
раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Стадии развития Римской семьи от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Особенности этого вида родства.
Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
Договор считался заключенным с момента фактической передачи денег или вещей. У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи. Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено. В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора.
Заключение договора займа могло происходить в форме сделки ne Виды коллизионных норм Деление коллизионных норм на виды зависит от критериев их классификации и от особенностей их коллизионных привязок, регулируемых коллизий, источников происхождения коллизионных норм, действию коллизионной нормы во времени и пространстве. По способу выражения воли законодателя различают следующие виды коллизионных норм - это императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы.
Мать ребенка всегда известна. Если женщина состоит в браке, существует презумпция отцовства мужа. Родство между отцом и ребенком, рожденным вне брака, может устанавливаться путем узаконения legitimatio.
В противном случае правовой связи между ребенком, с одной стороны, и его отцом и родственниками отца, с другой стороны, не возникает. Родство играет важную роль в наследственном и брачно-семейном праве. Так, в круг наследников по закону входят, прежде всего, родственники. Браки между родственниками по прямой линии были запрещены совсем, а по боковой — между близкими родственниками, например, дядя не мог жениться на племяннице. Вступлению в брак препятствовало не только родство, но и свойство.
Свойство affinitas — это отношения между одним из супругов, с одной стороны, и родственниками другого супруга, с другой стороны. Так, после смерти сына его отец не мог жениться на своей невестке, поскольку, по мнению римлян, она занимала по отношению к нему положение дочери.
Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производителей в общество потребителей власть домовладыки стала принимать более определенные границы; родство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Слайд 6 Когнатическое родство.
Когнатические родственники — это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники — это: а родственники по прямой или боковой линии: — родственники по прямой линии linea recta — лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; — родственники по боковой линии linea collaterales — лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Свойство affinitas — это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии — количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии — количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Слайд 7 Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: — консорциум consortium был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы.
Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке. Проявление власти отца семейства в когнатическом родстве Одной из важных особенностей когнатической родственной связи является изменение власти отца семейства над его женой и детьми в зависимости от типа брака, в котором состояли муж и жена.
Если их союз был узаконен, то его власть распространялась и на жену, и на потомков. Если же вместо законного брака они состояли в конкубинате, то власть домовладыки мужа не распространялась на его жену и детей, так как они юридически не являлись членами того семейства, в которое он входил.
Конспекты юриста
законное родство, а когнатическое родство (или кровное) следует из общности крови. По мере того, как когнатическое родство вытесняло родство агнатическое (п. 133), первое становилось и основой наследования по закону. 3. Когнатическая семья пришла на смену семьи агнатической, заменив кровным родством прежние социально-хозяйственные связи и значительно улучшив правовое положение personae alieni iuris.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство
С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство 24. Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1 власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся на положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Решающим в такой семье было подчинение членов семьи власти одного и того же paterfamilias отцу семейства. Все они именуются sui — «свои», тогда как отец семейства — sui juris — «сам себе господин», «полноправный»; 2 на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая. В состав агнатической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Когнатическое родство — кровное родство.
С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место; 3 термином familia семья обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные имущество. Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи для сыновей умершего даже в приобретении полной правоспособности. Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес Читайте также 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения 1. Сущность, основные черты и значение гражданской процессуальной формы: понятие, черты, значение и последствия ее нарушения Гражданская процессуальная форма представляет собой установленный законом оптимальный порядок отправления правосудия по гражданским делам, 13. Древнеримская семья. Агнатское и когнатское родство 13.
Агнатское и когнатское родство Первоначально в Древнем Риме подчинением домовладыке paterfamilias определялось и родство. Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз считались родственниками. Агнатическое и когнатическое родство 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер.
В ее состав входили глава семьи, жена, дети, 4. Общий строй римской семьи 4. Общий строй римской семьи Основные черты семейного строя. Основные черты семейного строя были 1.
В случае естественной смерти жены мужчины могли сразу же вступать в новый брак. Для женщин был установлен срок траура tempus lugendi , во время которого женщина не могла выйти замуж. Утрата свободы capitus deminutio maxima одним из супругов, т. Так как с рабом возможно только сожительство, а брак невозможен, то законный брак считался расторгнутым.
Если же утрата свободы наступала в связи с попаданием супруга в плен, то женщина не могла больше выйти замуж, так как муж мог вернуться. Во времена Юстиниана срок ожидания возвращения мужа из плена был ограничен пятью годами. Утрата гражданства capitus deminutio media одним из супругов. Брак продолжал считаться действительным только согласно естественному праву. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения incestum superveniens. Если в результате усыновления супруги становились агнатическими родственниками, брак между которыми невозможен, то их брак расторгался. Например, если глава семьи дочери усыновлял зятя, он становился как бы братом собственной жены. Этого можно было избежать, только предварительно сделав дочь правоспособной.
Воля главы семьи. В браке sine manu, в котором женщина осталась под властью своего отца, глава семьи мог истребовать женщину обратно, тем самым лишив ее возможности жить совместной жизнью. В браках между не вполне правоспособными любой из домовладык мог по своему желанию расторгнуть их брак, объявив его сожительством. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором. Такое основание расторжения брака было упразднено во времена Юстиниана. В Древнем Риме развод мог инициировать только мужчина. Брак мог быть расторгнут при неподобающем поведении женщины: пьянстве, измене, бесплодии и даже выкидыше. Развод как таковой divortium получил свое распространение с возросшей популярностью браков sine manu.
Расторжение брака стало возможно как по воле мужа repudium , так и по воле жены, а также по взаимному согласию супругов. Формы развода: объявление о разводе перед свидетелями в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек ; письменное соглашение; Существовали следующие виды разводов: 1. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым; 2. Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др. Следует отметить, что с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты. Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя — идеей главенства мужа в общесемейных делах.
Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа cum manu mariti созданием брака без власти мужа sine manu , совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, основанный только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут.
Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке.
Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей. Определение семьи familia дал известный римский юрист Ульпиан D. Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле proprio iure и в широком - семью по общему праву familia communi iure. Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". Энгельс определял римскую семью как "хозяйственную организацию известного числа лиц, подчиненную отцовской власти главы семьи". Энгельс указывал на патриархальный характер римской семьи. Сущность патриархальной семьи состоит в том, что она представляет собой большую семейную общину, которая охватывала несколько несколько поколений потомков старшего предка по мужской линии вместе с их женами, детьми и рабами. По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи paterfamilias над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом. Структура внутрисемейных связей родство в патриархальной семье была основана не на кровной общности, а на принципе подчинения старшему мужчине в семье - домовладыке, отцу семейства pater familias. Такую систему родственных связей римские юристы называли агнатской. Формальной основой агнатской семьи являлась система юридического подчинения - "отцовская власть" patria potestas , поэтому родство в римской семье устанавливалось лишь по мужской линии. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти agnatio. Агнаты между собой соединены гражданским родством Гай, 3. Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" Гай, 1. Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства. Родство по крови cognatio - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание. Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.
Вопрос 29. Семья. Агнатское и когнатское родство
Понятие агнатического и когнатического родства. Служа основой семьи в тесном смысле слова, patria potestas являлась и основой всей системы агнатического родства, служившего в свою очередь основанием права наследования и призвания к опеке над недееспособными: агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же paterfamilias в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы это му не воспрепятствовала смерть paterfamilias. Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например, paterfamilias и его дети. Но агнатами могли быть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена его подвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическим родством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти и подчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агна-тическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер.
По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. В классический период приданое получает специальную регламентацию. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого.
Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства.
Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака т. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа.
Patria potestas. На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о взаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми.
Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей. Эти отношения были построены иначе, чем отношения матери и детей: для этих отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu или sine manu. Дети всегда находятся под властью отца, in patria potestas. По определению Гая «под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины». Эта власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась.
Основной причиной для этого являлись распад прежней крестьянской семьи и развитие ремесел: сыновья все более ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельно положение в уже постоянной армии и государственном аппарате. Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей умерялась воздействием семейного совета. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав paterfamilias на личность детей. Подвластный сын имеет и libertas, и civitas; в области публичного права он стоит наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом возраст значения не имеет, и даже когда он уже состоит в браке и имеет детей.
Важно подчеркнуть, что власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям. Исключительность положения детей определялась двумя обстоятельствами: они не только были в чисто семейной по основаниям власти родителя, но и состояли «под властью» особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям. Под отцовскую власть дети попадали тремя путями: Через рождение в законном браке Через усыновление Через узаконение В Риме действовало правило, согласно которому всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное. Следует подчеркнуть, что отцом ребенка, рожденного в браке, считается муж. Эта формула будет затем усвоена кодексом Наполеона, как и многое другое. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей только от конкубины.
Узаконение можно определить как признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака. Существовало несколько путей способов узаконения: Путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом; Путем последующего брака родителей; Путем издания специального императорского указа. В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лица, рожденных от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом. Узаконение различалось двух видов: Arrogatio, если усыновлялась persona sui iuris. В древнейшие времена arrogatio производилась на народном собрании при участии верховного жреца и в присутствии как усыновителя, так и усыновляемого. Однако, в более поздние времена, с окончательным прекращением созыва народных собраний, arrogatio производилась путем получения на то императорского рескрипта.
Adoptio, если усыновлялась persona alieni iuris. Adoptio производилась первоначально сложным обрядом манципации, только Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом. Теперь этот вид усыновления совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. До Юстиниана adoptio, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право наследования усыновленного после усыновителя. Можно выделить общие необходимые условия усыновления: Усыновлять мог, как правило, мужчина; Усыновитель должен быть persona sui iuris Усыновляемый должен быть младше усыновителя на 18 лет и больше. Личные права и обязанности родителей и детей коренным образом были различны на разных этапах римской истории.
Власть отца семейства предполагала следующие права в отношении детей: право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия, но это право регулировалось нравами и обычаями, а также требовало участия семейного совета; право оставить новорожденного безнадзорным; право- обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми. Ответственность могла быть личной или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой; продать сына или дочь в рабство; право на виндикационный иск в отношении удерживающих его детей. С течением времени столь суровая власть смягчилась. В конце концов власть отца свелась к его праву применять домашние меры наказания детей, к обязанности детей оказывать уважение родителям. В сфере имущественных отношений дети были, по- видимому, рано допущены к совершению сделок от своего имени, т. Но все права из таких сделок возникали для paterfamilias.
Обязанности же из этих сделок для него не возникали. Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой и расширением круга юридических последствий из сделок рабов осуществляется процесс постепенного признания право- и дееспособности подвластных детей. В Риме вошло в обычай выделять подвластному сыну, а равно и рабу имущество в самостоятельное управление. Такое имущество называлось peculium. Следует подчеркнуть, что пекулий- имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка.
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: Смерть супруга Заявление об отказе от брачного союза- развод Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более- утратой свободы, или изменением гражданства. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium. Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения между супругами. Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu. В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения е жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу. Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае, если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги видимо, в случае, если она- persona sui iuris или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях. Независимо от формы брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданное dos и брачные дары dos propter nuptias. Термином приданное обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданного не было. Потому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданное не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой и поступало в собственность мужа. По мере утверждения браков sine manu для приданного как имущества, передаваемого мужу, был установлен особый правовой режим. Примерно за 2 века до н. В классический период приданое получает специальную регламентацию. Омельченко утверждает, что существовал особый документ о передаче приданого, который должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа- жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого. Это был строгий иск, и муж возвращал приданое безусловно и в полном объеме. Если специального соглашения не было, претор давал жене иск. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам, и муж имел право удержать известную ему долю на содержание оставшихся при нем детей и прочие нужды. При Юстиниане привила о возврате приданого были упрощены через объединение двух ранее названных исков. Теперь независимо от того, было ли заключено соответствующее соглашение, жена и ее наследники получают теперь иск о возвращении приданого, по которому приданое передается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек. Брачные дары представляли собой как бы «приданое наоборот», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Сначала это дарение совершалось до брака т. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, и оно стало называться donatio propter nuptias. По размеру это имущество соответствовало приданому. В течение брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене. В договоре нередко предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества в случае смерти мужа. Patria potestas. На наш взгляд, начать эту главу следует с рассмотрения вопроса о взаимоотношениях между матерью и детьми. Эти отношения глубоко различны в зависимости от того, состоит ли мать в браке cum manu или в браке sine manu. Мать, состоящая в браке cum manu, для детей является loco sororis и вместе с ними подчинена власти своего мужа или его paterfamilias, если муж сам находится in patria potestate. Связь матери с детьми в браке- наиболее тесная после связи paterfamilias со своими подвластными. Наоборот, в браке sine manu мать в древнейшем праве не связана с детьми. Она не член семьи отца своих детей, она- агнатка своей старой семьи, в которой она наследует и члены которой наследуют после нее и осуществляют над ней опеку. Теперь перейдем к рассмотрению взаимоотношений отца и детей.
Одновременно агнаты могли быть и когнатами, например paterfamilias и его дети. Но агнатами моглибыть и лица, не связанные кровным родством, например paterfamilias и жена егоподвластного сына, paterfamilias и усыновленный. И во всяком случае юридическимродством была не кровная, когнатическая связь, а основанная на власти иподчинении связь агнатическая. В то же время это была родственная связь только по мужской линии. Дочь paterfamilias, вступив в брак cum manu, тем самым вступала в агнатическую семью своего мужа или его paterfamilias, если муж был in patria potestate, и переставала быть агнаткой своих отца, братьев, сестер. Ее дети становились агнатами братьев ее мужа, но так же, как и она сама, считались юридически чужими ее родителям, братьям, сестрам. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын — агнат отца первой степени, внук - агнат деда второй степени. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas, так что при исчислении степени бокового родства между двумя лицами восходили от первого из них к общему paterfamilias, а затем от этого последнего нисходили ко второму лицу, после чего складывали число рождений, отделявшее каждое из этих лиц от общего paterfamilias. Но если agnati - это лица, связанные общей властью, которую осуществляет или осуществлял бы, не помешай этому смерть, определенный paterfamilias, то в дошедших до нас памятниках есть и следы значительно более сильного влияния основанного на единстве власти рода - gens. Gens - по взгляду римлян - это союз людей, которые уже не в состоянии назвать paterfamilias некогда осуществлявшего власть над их общими предками, но которые продолжают носить общее имя, nomengentilicium, осуществляют общий родовой культ, sacra gentilicia, и, при отсутствииагнатов, призываются к наследованию и опеке. Quintus Mucius Scaevola, посвидетельству Цицерона, говорил: Gentiles sunt inter se qui eodem nomine sunt... Гентилами являются между собою люди, носящие общее имя, происходящие отсвободнорожденных, никто из предков которых не был в рабстве и которые непретерпели capitis deminutio. Таким образом patria potestas лежала в основе семьи, определяла агнатическое родство и, давно прекратившаяся, но не забытая, служила по концепции римлян фундаментом gens. Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран.