Ещё одним толчком к переезду в деревню стала поездка в Крым на мыс Меганом, где семья прожила месяц дикарем в палатке. 40 лучших деревенских YouTube-каналов про переезд из города в деревню и жизнь на земле. По словам супругов, в деревне им нравится, говорят, здесь ритм более размеренный, что дает определенный плюс, особенно когда ты делаешь акцент на воспитании детей. Местные жители к энтузиастам отнеслись поначалу с недоверием: ведь молодежь, как правило, стремится вырваться из деревни. РИА Новости поговорило с теми, кто променял городскую жизнь на собственное хозяйство и физический труд.
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне. Мы приехали в деревню из Петербурга, живем здесь уже около восьми лет, и нам здесь очень нравится. Новости Деревень.
Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село
После переезда в деревню супруги задумались, что пора уже и определенные традиции заводить – семейные посиделки на свежем воздухе, например. Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне. «Назад в деревню» — тезис, когда-то озвученный Основателем ЛДПР, сегодня становится «основой фундаментальной плиты» в политике партии», — заявил лидер ЛДПР. Любимый Василёк Ивановский трикотаж "Любимый Василёк" в ВК "Любимый Василёк" в ОК "Любимый Василёк" в Telegram "Любимый Василёк" в Яндекс Дзен Смотрите видео онлайн «НОВОСТИ ИЗ ДЕРЕВНИ. В деревню Языковку я добирался на попутках и даже с помощью МЧС.
Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские?
Наша семья состоящая из четырёх человек, некоторое время назад приобрела дом в одной из белорусских деревень. Объездили несколько деревень до того, как попали в соседнюю с той, где сейчас живем. Он даже начал строить деревню в Богородском районе, куда смогут переехать другие немцы, вдохновлённые примером Ремо.
Живи, моя деревня
Активисты реготделения РССМ в Республике Марий Эл задали девять вопросов девушке, которая решилась вместе с семьёй переехать в Марийскую деревню, и счастливо там живет. Активисты реготделения РССМ в Республике Марий Эл задали девять вопросов девушке, которая решилась вместе с семьёй переехать в Марийскую деревню, и счастливо там живет. В деревню Языковку я добирался на попутках и даже с помощью МЧС. По словам супругов, в деревне им нравится, говорят, здесь ритм более размеренный, что дает определенный плюс, особенно когда ты делаешь акцент на воспитании детей. После того, как в деревне прошли первые соревнования памяти погибшего на СВО, награжденного орденом Мужества земляка Евгения Петрова. После переезда в деревню супруги задумались, что пора уже и определенные традиции заводить – семейные посиделки на свежем воздухе, например.
«В Москве стало невмоготу». Три истории семей, которые уехали из города в деревню навсегда
И хотя до своего выпуска из университета я была почти стопроцентной горожанкой, никогда всерьёз не готовилась жить дальше в городе. Думала, что стану переводчиком, буду много путешествовать и жить, где понравится, но однозначно поближе к морю. Всё это были, так сказать, предварительные розовые мечты. Ещё в университете я познакомилась с книгами В. Мегре из серии «Звенящие кедры России», в 2000 году в этой серии вышла книга «Сотворение», где впервые была озвучена идея про родовые поместья. С той поры мой жизненный вектор поменялся: я буду жить только в собственном родовом поместье.
Поскольку это очень глобальная цель, её пришлось разбить на несколько этапов: поиск места, для этого мы с подругой проехали автостопом через всю страну; переезд в ближайшую к выбранной точке деревню; встреча с человеком, полностью разделяющим мои мысли и цели, регистрация брака; оформление выбранного участка; строительство дома и, собственно, переезд в поместье. Фото: Из личного архива Елизаветы Крестьевой Всё это заняло примерно пять лет. Боялась, что не смогу легко вписаться в деревенский быт, но на удивление очень быстро привыкла и топить печь, и носить воду, не особо страдала от удобств на улице. С огородом получилось далеко не сразу, но можно потихоньку научиться или вовсе не заниматься им, превратить участок в красивое место для отдыха с газоном и цветами. С местными жителями тоже сложились нормальные отношения — не без нюансов, конечно, но в целом всегда можно было обратиться за помощью или что-то спросить.
Помогли единомышленники, с ними было здоровое интересное общение. Смогла найти работу репетитором, позже устроилась в школу. Тяжелее всего было психологически: я переехала на Дальний Восток с Урала, все мои родные и друзья остались там. Иногда хотелось всё бросить и уехать, но останавливало место, которое я видела своим поместьем. Оно очень запало в душу и помогло продержаться до тех пор, пока я не познакомилась с будущим мужем.
И всё же до сих пор бывает немножко грустно. На первом этапе в деревне, который длился пять лет, мы с мужем очень многому научились. У нас почти не было средств, поэтому приходилось много работать головой и руками, переделывать старые вещи, оригинальничать с ремонтом, посадками. Это был очень хороший период становления и подготовки к поместью, своеобразный тренировочный полигон. Думаю, мы прошли его в целом успешно, став намного более уверенными и самостоятельными людьми, чем были в городе.
Научились лучше понимать себя, свои истинные желания и чувства других людей, из практики — осваивали земледелие, пчеловодство, даже держали лошадь. Фото: Из личного архива Елизаветы Крестьевой Переехав в поместье в конце 2010-го, окунулись в совершенно иной поток. Мы живём на краю леса, в дикой тайге.
Но это, пожалуй, исключение из правил, — указывает в беседе с NEWS.
Он полагает, что многие сёла сегодня оказались неконкурентоспособны — например, в силу неудачного географического положения. Именно поэтому, уверен эксперт, сегодня необходимо инициировать процесс паспортизации и классификации деревень, а уже после этого решать — какие населённые пункты ещё подлежат реанимации, а какие — уже нет. Смирнов говорит, что многие прежние идеи, призванные спасти село от вымирания, полностью провалились. Так, стало очевидным, что невозможно в каждой деревне развивать агротуризм.
Не дала, по мнению эксперта, желаемых результатов и программа привлечения в сельскую местность молодых специалистов — прежде всего, врачей и педагогов. Тому же молодому врачу надо дать в деревне не только дом и миллион рублей но и перспективы. А вот с последними — большая проблема. Иначе получается, что человек шесть лет учится на врача, а потом приезжает в глухомань, чтобы лечить трёх бабушек.
Понятно, что на это согласится далеко не каждый, — рассуждает Смирнов. Но у российской деревни всё же есть шанс. Спасти село, как ни парадоксально звучит, могут новые технологии. До основанья, а затем...
Безусловно, взять и вернуть всё, как было, уже не получится. Прежде всего, из-за продолжающей нарастать тенденции к урбанизации. Экономисты указывают на то, что в больших городах производительность труда выше. Кроме того, там значительно проще создавать кластеры: и разработчики, и учебные заведения, и сами производители находятся в непосредственной близости друг от друга и могут работать в одной связке.
Сёла в эту схему явно не вписываются. Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов полагает, что есть резон не сохранять все старые, ещё с советских времён, деревни, а фактически создавать новые. Полностью сохранить село в России невозможно, это уже факт.
Так произошло с селом Новый Бурец.
Оно попало в новости после того, как местного вагнеровца, вернувшегося с СВО, задержали по подозрению в убийстве. Корреспондент «Фонтанки» посетила Новый Бурец. По словам оставшихся местных жителей, в деревне ничего нет, кроме магазина и колхоза. Садик и школа уже давно закрыты.
Оставшиеся местные выживают сами по себе. Даже уколы делают друг другу сами — фельдшер умерла от ковида. Те немногие, с кем удалось поговорить, рассказывают жуткие истории из жизни села: одного мужчину намотало на трактор, другой — повесился, а местную 80-летнюю бабушку насиловали племянники, пока она глушила боль в самогоне. После страшного апрельского пожара в деревне целыми остались всего два дома.
Один из них пустует, а во втором живет 81-летняя Надежда Архиповна. RU Пенсионерка самостоятельно справляется со всем бытом, недавно даже сама поклеила новые обои.
На первом месте оказалось общее благоустройство населенных пунктов и отсутствие современной коммуникаций, на втором месте - плохое состояние дорог: во многих поселках никогда не было асфальта, на третьем месте - низкие зарплаты и уменьшение числа рабочих мест.
Все это становится причинами для переезда из сел в города.
Как переехать из города в деревню
Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели. Ещё одним толчком к переезду в деревню стала поездка в Крым на мыс Меганом, где семья прожила месяц дикарем в палатке. Вы просматриваете плейлист с канала Из Деревни В Деревню, все плейлисты можно увидеть тут. Спасение деревни напрямую зависит от того, какие средства готово заложить государство в федеральном бюджете на эти цели.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
И по счетам отопление в городской квартире выходило где-то в два раза дороже, чем отопление в частном деревенском доме. Конечно же, это большой плюс. Все удобства у меня, да и практически у всех жителей деревни, находятся в доме. Вода в дом подается из скважины, выкопанной на участке, при помощи насоса, который установлен в подвале. В простонародье его называют безбашенка — не знаю почему. Теперь, я думаю, можно рассказать о досуге и развлечениях. Они кардинально отличаются от городских.
В деревне нет ни баров, ни ресторанов, ни боулингов с бильярдами, ни кинотеатров, ни торговых центров, ни всего остального. Но здесь есть гораздо более интересные вещи. Это длительные пешие или конные прогулки, катание на велосипеде, купание в реке, охота, рыбалка, можно сходить в лес за грибами. Зимой можно покататься на лыжах, коньках или санях, не особо отдаляясь от дома. В общем, гораздо здоровее и полезнее. Что касается домашнего досуга, то здесь у меня есть спутниковое телевидение и интернет.
Конечно, он не такой шустрый, как в городе, но онлайн что-то посмотреть можно. Не сильно отличается от городского. За просто так или за условную плату подкармливают то молочком, то яичками, то сальцом Дмитрийпереехал в деревню после 20 лет жизни в городе-миллионнике Теперь о минусах. В деревне нет больниц, аптек и стоматологии. За этими услугами, если что вдруг случается, приходится ездить в райцентр, благо автобус ходит каждый час, и ехать не так далеко. Также здесь нет парикмахерской, подстричься — в райцентр.
Из плюсов — есть детский сад, начальная и средняя школа. Ходить на лыжах через лес по сугробам не нужно. Что касается трудоустройства, то в этой деревне есть большое развивающееся фермерское хозяйство, которое обеспечивает работой половину жителей. Тех же, кто не работает, кормит свое подсобное хозяйство. Если есть руки и голова, то человек живет вполне безбедно и сыто: ведь у него могут быть и куры, и гуси, и утки, коровы, козы, свиньи, а на этом — масло, молоко, яйца и все остальное. Опять же, это можно и для себя, и на продажу, и на запасы.
Поэтому если человек хочет безбедно жить, то в деревне это сделать несложно, главное — трудиться, и тогда все будет. И если у такого человека спросить, где он работает, он может смело ответить: «Как где? У себя дома». Дмитрий готовится к рыбалке. Но кушать-то мне что-то нужно? И на что кушать?
Правильно, на деньги. А где их брать? Правильно, зарабатывать. На заработки я периодически мотаюсь в тот самый город-миллионник, из которого переехал, и участвую там в качестве режиссера или еще кого в различных медиапроектах. Возвращаюсь сюда, и где купить покушать — с этим проблем нет. Есть несколько продуктовых магазинчиков и один супермаркет крупной известной сети.
Вот, собственно, и все. Но помимо этого я знаю всех соседей, как я уже говорил, а они профессиональные огородники, садоводы и хозяйственники с большой буквы. И они меня за просто так или за условную плату подкармливают то молочком, то яичками, то сальцом, — в общем, я здесь не пропаду. Есть еще и продовольственные рынки, которые устраиваются по субботам, то есть суббота — базарный день. Пришел на базар, купил себе всего на неделю — и все, были бы деньги. Прожив 20 лет в городе и всего-навсего несколько месяцев в деревне, я, наверное, в ближайшие несколько лет, а может быть, и десятилетий останусь здесь.
Жизнь здесь как-то правдивее и проще, нет надуманных проблем и всего остального, что меня окружало, когда я жил и работал в городе. Иногда мне звонят друзья и спрашивают, как дела, все ли нормально, мило беседуем, а потом начинают жаловаться на жизнь, на проблемы на работе. Я бесцеремонно их прерываю: так, хватит, мне нужно яму выкопать, приезжай завтра, бери лопату и копай. И знаете что? Приезжают, копают, а потом благодарят. И проблемы уже не кажутся какими-то нерешаемыми.
С тех пор как я здесь поселился, понял, что физический труд — это лекарство от многих физических и моральных проблем. Люди здесь не занимаются фитнесом, не бегают, не ходят в качалки, но выглядят здорово, потому как приобретают мускулатуру, силу и выносливость работой у себя на участке. Все просто. И они за это деньги не платят, а наоборот — даже зарабатывают и обеспечивают себя всем вкусным. В общем, физический труд — это здорово. В городе мне этого жутко не хватало.
Если вспомнить детство, то когда я приезжал сюда на каникулы, мне, конечно, здесь нравилось. Но по мере взросления, когда я, уже будучи подростком, жил в деревне и смотрел различные фильмы и сериалы, там показывали успешных молодых людей, которые живут в Москве и других мегаполисах. Мне это так нравилось, мне тоже хотелось побыстрее уехать из деревни, поступить в институт, отучиться и построить карьеру, стать успешным, гонять на машине ночью, ходить в клубы, в бары — короче, вот эта вся движуха меня очень восхищала. Что я сделал? Я действительно переехал после школы в мегаполис, отучился, начал строить карьеру. Где-то не получалось — менял отрасли, профессии, ведь успешным сразу стать не получается, для этого нужно приложить много усилий.
В конце концов у меня все получилось, но когда оно получилось — меня вновь потянуло в деревню. Не знаю даже, как это объяснить. Ведут свой видеоблог Наталья: На мой взгляд, осознанного решения у нас не было, мы приняли его немного спонтанно, то есть мы не задумывались о том, как мы будем здесь жить, на что будем здесь жить. У нас был дом, который мы строили как дачу, который не был готов для зимнего проживания, но потом пришлось его переделать. С домом у нас был небольшой участок, и, собственно, было желание просто переехать и жить за городом, потому что в какой-то момент мы поняли, что мы — люди движения, и нам не хватает простора, какой-то активности в городе. В городе очень мало двигаешься — квартира, работа, дом.
День сурка. Здесь, можно сказать, тоже день сурка, но здесь больше движения и больше простора, взгляд не натыкается на многоэтажные постройки. Душа в какой-то момент потребовала большего простора и тишины, поэтому мы решили уехать из города в деревню. Артем: Решение принималось в прямом смысле слова спонтанно, я бы даже сказал, необдуманно. Спустя четыре года, пошел уже пятый, можно признаться: мы вообще не задумывались о том, как мы здесь будем жить, на чем зарабатывать, и все эти проблемы приходилось решать по ходу жизни. Их было очень много.
Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже. Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся.
Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик.
Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было.
Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил. В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться.
У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой. Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь?
Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил.
Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали.
Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак. В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду.
Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью. Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить.
Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там.
Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье. Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое. Старшие в Питере живут.
Одну вообще давно не видел, а вторая - ничего, приезжает каждый год ко мне, помогает продуктами, молодец. Болела она, не хотела, чтобы я за ней ухаживал, - последнюю фразу дядя Саша произносит чуть не скороговоркой. От таких неожиданных фактов я совершенно теряюсь и брякаю: - А сестры вас в смерти матери не обвиняют? Дядя Саша этому вопросу даже не удивляется: - Одна сестра обвиняла. Я ей сказал: "Где ты была все эти тринадцать лет? Гроб вот здесь стоял, она на коленки упала: "Мамочка, прости, что меня так долго не было!
Когда мама умерла, я чуть ли не месяц пил. В месяц на пятнадцать тысяч работа - коробки таскать пустые. Я отказался. Ни от кого не хочу зависеть. В своем доме я господин всего. Последняя фраза произнесена особенно громко - я еще не слышала, чтобы дядя Саша так кричал.
Сразу стало ясно, почему он упростил свою жизнь до минимальных потребностей, ясно, как сильно он боится потерять контроль над маленьким миром, в котором он, пусть даже только самому себе, но господин. Страшно с кем-то ссориться - начнут еще мстить. В деревне-то всегда все друг за другом, это в городе поссоришься - уедешь, и никто там тебя не видит. Здесь все на виду. Городские с их вечной рефлексией жаждут все усложнить. Им непонятно, что можно жить не для чего-то, не вопреки, а просто так.
Они любят мерить все по себе, но деревенского жителя понять таким способом невозможно. Для тех, кто до сих пор продолжает сомневаться в этом, я и задаю дяде Саше последние вопросы. И себе не нагадить. Вот в чем смысл жизни. Если что-то плохое сделаешь, у нас сразу в деревне сплетни пойдут. А о хорошем никто не вспоминает.
Вот о чем он мечтает, - вклинивается в наш разговор племянник. Дядя Саша отрицательно мотает головой: - Мечтаю, чтобы дожить, понимаешь? Больше мне ничего не надо. Узкий коридорчик заполнен посетителями, толпящимися у стола дежурного. Семейная пара и женщина в длинном зеленом платье с белым школьным бантом на голове ждут следователя. С улицы в коридор вваливается маленький толстячок.
Акт осмотра бы сделать? Скоро пешком к нам на вызовы будете ходить, - в сердцах бросает один из супругов. Все смеются. Смеется и дежурный.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д. Кушкуль г.
Дина вяжет на заказ и пишет мастер-классы по хендмейду.
В чем сложности у этих переселенцев. Низкая скорость развития хозяйства. Деньги зарабатываются на ходу и тут же все идут в дело. Нет возможности сразу взять и вложить круглую сумму в быт и ферму. Все движется медленно, и надо выбирать каждый раз: установить душевую кабину или сначала купить поросенка. Риски утраты дохода. Все источники дохода требуют активного участия Димы и Дины.
Селение на переселение. Кто оживит село, если 75% жителей страны городские?
Да он за своего барана голову сложит! У меня и курочки, и собачки. И с барашками разговариваю. Да и телевизор. Мне тут хорошо. Хотя все хуже и хуже. Вот бы колодец наладить... Счастье не бывает односторонним.
Еще Ломоносов говорил: где прибыло, там и убыло. Пенсионер Никифоров как бельмо на глазу у местной администрации. Не сказать, что там на него зуб точат. Но посудите сами: десятки раз ему предлагали переселиться из заброшенной деревни в благоустроенную квартиру. Со всеми благами. Ну не хочешь квартиру, занимай любой дом - с газом между прочим. Перевезем твой скот вместе с курицами.
Ни в какую! Электросети каждый год ездят чинить провода по бездорожью. Хлеб, вода, продукты. А если, не дай Бог, неотложка? На лыжах такие фортеля не проходят. Бывал я в Норвегии, там тоже живут люди в одиночестве. И им на берег холодного моря привозят все - вплоть до шампанского на Новый год.
Обслуживают, ухаживают, полный соцпакет. Так что же - и у нас в отдельной сельской местности появился настоящий европейский социализм? Не появился, а он есть. Россия - социальное государство. Вопрос повис в воздухе. Да я сам не знаю на него ответа. Никифоров самодур?
Он не хочет покидать место силы своих предков. Он приносит своими "хотелками" вред остальным?
Даже пытался открыть местную сыроварню, но пока поставил на паузу. Организовываю ярмарки, поддерживаю небольшие семейные фермы, подсобные хозяйства, а самое главное — пожилых людей. Старшему поколению не подходят современные маркеты, и рынки для таких людей — единственные места заработка. Заниматься всем этим для меня — большое удовольствие. Я хочу жить за городом, но хочу, чтобы здесь было комфортно. И готов приложить к этому руки и голову. На своём YouTube-канале я рассказываю, как благоустраиваю деревню и как строю свой дом.
Снимал жизнь вокруг себя, все процессы. Соседям я сначала казался каким-то чудаком, ведь всё новое люди зачастую воспринимают с осторожностью. Одни посмеивались, другие смотрели как на сериал за всем происходящим. И мне казалось, что зрители моего проекта и, собственно, блога — где-то далеко, но в непосредственной близости их тоже хватало. Если вы задумаетесь о переезде в деревню, то главный совет — смотрите на окружение. Часто кто-то пьёт, ворует. Трудности сельской жизни оставляют свой отпечаток на людях. Соседи в деревне — это как родня. Когда тебя нет дома, они присматривают за хозяйством, всегда могут прийти на помощь.
Идеально, когда это взаимно, и мне с этим очень повезло.
Горожане живут в одном темпе, деревенские — в другом. И проблемы у них тоже разные.
Почему нельзя навязывать местным изменения Гузель: Развитие территорий — сложный многосоставный процесс, и заниматься им, сидя в городе, невозможно и нечестно по отношению к деревне. Мы придумываем проекты по развитию Малого Турыша совместно с местными и исходя из их запросов. Очень много активистов считают: «Сейчас я сделаю концепцию развития территории, и она полетит».
Но если просто так приехать в татарскую деревню и начать строить лавочки, местные покрутят пальцем у виска и не будут участвовать в процессе. Неимоверно важно иметь связь и корни с местом, которое вы хотите развивать. Иначе можно стать варягом, которому никто не поверит.
Выстраивание доверия — сложный процесс: люди давно живут в безверии и с ощущением, что все пытаются их обмануть. Надежда: Важная вещь, которую хочется донести, — только местные жители могут привлечь людей к развитию села своим живым интересом. Нет внешнего специалиста, который приедет и сделает их жизнь раем, спасет деревню, село или городок.
Развитие же начнется, когда тетя Галя скажет: «Ребята, сколько можно так жить? А после нее придет тетя Люба с подобным запросом, они объединятся, приедет специалист из города, у которого родня жила в этом селе, — и все это станет общим делом. Роль специалиста из столицы заключается в том, чтобы корректно услышать этих людей и помочь решить запрос инструментарием, который селу пока недоступен, но имеется в городе.
А если нужно чему-то обучать людей на месте — то делать и это. Гораздо ценнее специалисты с актуальными навыками на месте, чем столичные, кочующие в село. Бывает, что ты приезжаешь развивать село «с улицы» и сразу сталкиваешься с барьером и недоверием.
Я часто слышу фразу: «Мы же давно так живем, что вы нам начинаете рассказывать? Жили и жили, все нормально у нас. Езжайте в свой Петербург обратно ».
Но мне кажется, что это защитная реакция, с которой можно работать. Нужно показать, что мы не говорим «вы живете плохо», и объяснить: «Мы можем быть полезны, если вам этого хочется. Например, обновим детские площадки или торговую площадь».
Важно показать свою пользу и принимать любую реакцию от жителей такой, как она есть. Призыв «спасти деревни» не работает на благо. Все новое надо продумывать и делать аккуратно: теория малых дел работает лучше, чем один эффектный проект в месте, где еще ничего нет.
Была ситуация, когда мои коллеги построили для жителей очень красивый и современный двор с детской площадкой, спортивными тренажерами и тихой зоной для пожилых людей. Туда стали приезжать соседи со всех районов, и местные, устав от посторонних, озлобились и закрыли двор забором. Получается, что хотели добра, но навредили: люди разделились вместо того, чтобы радоваться благам вместе.
Как создать рабочие места в деревне и развивать ее инфраструктуру Гузель: В развитии производств я бы советовала пользоваться тем, что есть вокруг. Потому что использование исторической памяти и локальной продукции дает больше шансов выйти на диалог с жителями. Конечно, можно производить что угодно, но откуда брать сотрудников?
Если вы привезете людей из города, то здравствуй, напряженность.
Мне ничего не нужно. Не нужно ничего, - слегка заикаясь, говорит 39-летний Саша Степанов из деревни Ручки. У Саши нет ни жены, ни детей. Классический деревенский алкоголик и бездельник, он представляет собой бездонный колодец для социальных и психологических исследований. Я решила проанализировать жизнь дяди Саши с точки зрения теории потребностей Маслоу. В самом ее основании - потребности физиологические. Записывай, - широко улыбается дядя Саша.
А что делать, если не спится? Потом делаю себе поесть, чифиря крепкого. Если нет никакой работы, так я днем сижу дома, ничего не делаю. После обеда если найду - выпью. Если нет - лягу на диване и лежу, телевизор смотрю. Ужин приготовлю заранее, чтобы вечером только разогреть. А если работа есть, с утра работаю. Чтобы к вечеру отдыхать.
Макароны вот готовлю, супы варю. Если мяса нет, грибной варю, гороховый, со щавелем. Когда денег нет, покупаю на двести рублей макарон, на месяц хватает. Так и питаюсь - вареными макаронами. Если деньги есть, покупаю "Приму" и пиво. Дядя Саша гордится тем, что абсолютно свободен - ему не нужно каждое утро бежать в душный офис: - Вот вчера приезжал участковый ко мне опять - калымить звал в Загли, дрова там докалывать. Поколол дрова, и опять деньги у меня есть. С калымом я больше зарабатываю, чем в колхозе.
Если б не выпивал, мне бы хватало. Я утопаю в речи дяди Саши. Он настолько честен с собой и верен себе, что осуждать его не получается. Спрашиваю, не скучно ли ему без семьи, а он смеется: - Вот сейчас если я положил вещь вот сюда, а через неделю она мне понадобится, я знаю, что она лежит на месте. Вот и все. А помощница по хозяйству мне не нужна. И самому приготовить недолго. Если мне надо, бабы сами придут.
Последний раз вон приходила дня два назад. Захочешь - скажи только, они тут как тут. У всех мужья есть, а все равно приходят. Только я не хочу, чтобы они со мной жили. Одна просилась, в Максатихе живет. Давай, говорит, у тебя останусь. А я отказал. Мне покой дороже.
Ложится он поздно - смотрит телевизор, пока не надоест. Правда, один не показывает, у второго звука нет, работает только третий, и тот приходится включать вручную: пульт потерялся. Дядю Сашу это очень огорчает, как будто это единственное неприятное обстоятельство в его жизни. Рядом с физиологическими потребностями у любого человека стоит желание быть защищенным. Для городского жителя один из самых больших страхов - потерять работу. Дяде Саше этого бояться не нужно: работы у него и так нет. Но зато у него есть здоровье, а оно уже хромает. По медицинским меркам Саша, конечно, алкоголик.
Хотя сам он считает, что может бросить пить в любой момент. При нас он даже бросил один раз - не пил целые сутки. Пьет он с достоинством, даже пиво. Городские пьют его медленно, смакуют. Дядя Саша наливает пиво в граненый стакан точно по краешек и выпивает залпом, как водку. Потом со стуком ставит стакан на стол, и лицо у него при этом такое, будто ничего и не было. Будто он все это время сидел на диване, а пиво и стакан нам померещились. Была б работа - никто б и не пил.
В советское время выпивали только по праздникам. Выпьешь стакан - и все, потому что если я сегодня напьюсь, то как завтра вставать? С утра работа. А сейчас деньги есть - вот и праздник, а если праздник, нужно напиться. У нас в деревне не было никогда такого, чтобы все заросло травой. Мы чуть ли не в драку за траву лезли. А сейчас где хочешь, там и коси. Я не был в Ямниках семь лет, а тут прошелся по ним недавно и удивился: огороды заросли березой.
Обычно там картошка растет, или ячмень, или овес. А сейчас береза, представляешь? Разрушенный колхоз - любимая тема дяди Саши. Когда он об этом рассказывает, глаза его бегают. Ему легче обвинить во всем экономическое положение в стране, чем себя. Кроме того, колхоз - это символ утраченных социальных связей, которые в пирамиде человеческих потребностей уже ближе к вершине. Двадцать пять лет мне было. У меня мотоцикл был, я в Максатиху ездил.
Домой к ней один раз приходил, пьяный, правда. Матка ее вышла да выгнала меня. Надя, так ее звать, младше намного меня была. А потом переругались. Она пробовала травиться, таблеток наглоталась, ее в "скорую". Я приехал, мы опять с ней переругались, больше и не разговаривали. Что сейчас с ней, не знаю. Видел только, что с коляской ходит, - посмеивается дядя Саша в кулак.
В глазах его не видно и капельки сожаления. Племянница приходит, племянник. Племянники-то вырастут да уедут. Пить буду. Племянников дядя Саша очень любит. Когда о них говорит, взгляд его устремляется куда-то вдаль, на лице искрятся счастьем морщинки: - Они часто ко мне приходят, племянники-то. На кровати прыгают, игрушки разбрасывают, дома из стульев строят. А уходят - мне убирать, - последнюю фразу дядя Саша произносит с какой-то особой гордостью.
Даже сяду за них. Дом хочу на них оформить. Мне-то дом не нужен. Мы были как-то раз у дяди Саши, когда к нему пришли племянники - Вика и Денис 11 и 9 лет. Сначала они стеснялись, а потом посыпалось: - Дядя, денег дай! И уже обращаясь ко мне: - Когда есть, по сотне им даю. Все отдаю. Ты записывай там.
Курит "Кент". Мама блок сигарет купит и ему курить разрешает, когда выпившая, - ответила за него Вика. Желание быть уважаемым человеком и уважать других людей зарождается в семье. Фрейд, например, считал, что он бы не добился такого оглушительного успеха и всеобщего уважения без всеобъемлющей любви его матери. Любил выпивать и все такое.