Название профессии «ямщик» происходит от монг. зам, то есть дорога (см. Заимствованные слова в русском языке). Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Последние новости» Эксклюзив» Ямщик: особая каста среди русских. Ямщик -крестьянин, живущий в яме и отправляющий извоз и почтовую гоньбу. Кто же такой ямщик? Человек, управляющий упряжными лощадями,состоящий на государственной службе. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Ямщики Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. для удовлетворения преимущественно казённых интересов.
Что такое ямщик? Кратко о профессии
И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи.
Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни. Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками.
А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой.
Выглядели неопрятно, а зарабатывали неплохо. В результате вещи стали намного дешевле и разнообразнее по ассортименту, а потому старый хлам, собранный без сортировки обыкновенным человеком, быстро стала морально устаревшей. А со временем правительство ряда европейских стран и вовсе запретили этот род деятельности на официальном уровне.
Крючник Не существующий ныне вариант портового грузчика. Но куда более интересными были другие люди, называвшиеся тем же понятием, а промышляли они деятельностью грузчиков, работавших на перевалке корабельных грузов. Причём локализация у них была довольно узкой - это Поволжский регион.
Но был и своеобразный центр их работы в виде города Рыбинска - по информации редакции novate. Рыбинск - центр работы крючников. Кроме того, среди них была своего рода внутренняя дифференциация по специализации.
Так, одна часть профсоюза работала на поднятием грузов из трюма на палубу, другая - именно та, что работала с крючком - занимались забросом мешки себе на спину и транспортировкой их на другой корабль, а третьим был человек, именуемый «батырем», занимаясь руководством процесса погрузки мешков. Отличие работы крючников от других грузчиков состояло в том, что они переносили грузы с корабля на корабль, не перенося их на берег. Любой поволжский порт имел собственные артели профессиональных крючников.
А работала она следующим образом: как только оканчивалась погрузка, им платил не сам хозяин груза, а подрядчик, фактически монополизировавший найм этих людей.
Жара несносная. Дальше ехать не могу.
Толковый словарь Ушакова. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. Толковый словарь Ожегова.
Упрaвитель [Рогожской] слободы Алексей Филиппов сообщает: «слобода от постоя драгун разорена». Дело о бесчинствах драгун, расположенных на постой в Рогожской ямской слободе. Доношения приказных служителей и ямщиков Ямской конторы о расположении почтовых станов, о переводах ямщиков в другие ямы, о разгоне лошадей и пр. То же, 5 февраля 1741 г.
Об организации регулярной почтовой связи от Москвы до Тобольска и Иркутска… 1769 г. Учреждена почтовая контора в г. Владимир… 1783 г. Расписание станций… 1801 г.
Лист 2. Никулина Микулина , эта станция часто перемещалась из этой деревни в д. Пушкин в своем письме 1830-го года указывает остановку именно в Платаве, иногда пишут — Платово. Никулиной, между прочим, родилась супруга Саввы Васильевича Морозова — Е.
В 1827 году в г. Богородске — находилась почтовая экспедиция. Лист 57. От Москвы до д.
Новой — 22 версты; От д. Новой до Богородская 26 верст; От Богородска до Платавы — 25 верст». Богородске две гостиницы, но для остановки проезжающих не удобны, а для сего есть постоялые дворы». Том V.
Данные обследования, проведенного коллежским асессором Татищевым в 1843 году: «На Богородской станции: лошадей 36, большая часть из них изнурены и малосильны — почему гоньба производится медленно и сверх того господ проезжающих долго задерживают на станции по причине отдаленности оной от двора, где содержатся почтовые лошади; на станционном же поместить всех лошадей нельзя по тесноте, но 4 тройки могут очень удобно быть содержимы; ямщиков, в том числе и староста — 12, из них только 5 с узаконенными видами; сбруи на 36 лошадей, ветхи и требуют исправления; фельдъегерских бричек — 2, не образцовых, хотя и прочных, но неудобные к гоньбе по своей конструкции, что замечено мною и на Горенской станции. Хомутов по высочайше утвержденным образцам запасных не имеется; телег с кибитками 10, прочные. Помещение смотрителя и общая комната для гг. Булгаков… Почтосодержатель Богородской и Платавской станций — Ширяев.
Опись 7. Об устройстве станций на Нижегородском шоссе. Начато 9 января 1841 г. Листы 7-8.
Господину Московскому гражданскому губернатору… из отношения Господина Генерал адьютанта графа Толя видно, что почтовые станции Нижегородского шоссе, во вверенной Вам губернии пролегающего, предположены к учреждению в тех же самых пунктах, где ныне оные существуют, именно: в д. Новой, г. Богородске и в д. Платовой и, следовательно, в открытии там почтовой гоньбы не может встретиться никакого затруднения… Управляющий Министерством внутренних дел Министр юстиции, Статс-секретарь подпись ».
Лист 56-57об. Кроме равности расстояния сих станций то сему распределению способствует то, что Горенки славятся оранжереями, скотоводством и бумаго-прядильною фабрикою, а Купавна фабриками суконными, бархатными и парчевыми, в оба сии селении бывает большой проезд и следовательно даже в самую глухую пору ямщики будут иметь выгоду содержать на сих станциях лошадей за умеренную от казны плату…» Листы 139-139об. Плотаве Московской Ямской Рогожской слободы». Лист 142.
Из рапорта Богородского уездного исправника от 21 января 1842 г. Лист 143. Из рапорта исправника Богородского Земского Суда Натуччии Московскому гражданскому губернатору от 17 декабря 1842 года: «… смотритель из деревни Новой Купавны с ямщиками и лошадьми переведен. О чем вместе с тем уведомлены Московские Императорский Почтамт и Земский суд…».
Опись 14. Дело 729. Формулярные списки … за 1831 г. Листы 76-77.
Из подлекарских детей, разночинец. Его жена — почталионная дочь девица Агафия Николаевна, дочери Анна — 13, Александра — 11, Варвара — 8 лет». В графе: «способен ли к повышению чина» указано «предоставляется на усмотрение начальства». Из текста: его помощник — Колобов Павел Козьмич.
Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И. Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14.
Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.
Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк.
Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С.
Кто такой ямщик, знают практически все.
Появление скульптуры ямщика на центральной улице Советская Новосибирска стало для большинства жителей райцентра неожиданностью. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Ямщики, как и ранее упомянутые представители чумацкого промысла, оказались бессильными перед научно-техническим прогрессов в виде развития сети железных дорог. Ямщик – это специалист, который делает важный вклад в развитие инфраструктуры и современное благоустройство городов и населенных пунктов. Кто такой ямщик / "Так повелось в России на века, коль нужно ехать, ищем ямщика.
История о ямщиках и почтовых трактах
Ямщиков: муж. В данном случае в число «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола. Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Подробнее см. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямские казачьи полки[ править править код ] Вскоре после начала русско-шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был сформирован Ямской казачий полк. Основу нового полка сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний [12]. Офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга.
Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях.
Например, Тверские-Ямские улицы, улица Ямского поля, Николоямская улица и другие. Многие иностранцы, побывавшие в России, с удивлением описывали лихость русских ямщиков. В дневнике А.
Пушкина сохранился анекдот о том, как князь Потемкин отправил к императрице курьера со срочным донесением. Ямщик мчался так быстро, что шпага курьера стучала по верстовым столбам, как по частоколу. Кроме того, должность ямщика требовала силы и смелости. Часто они подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. Оставалось надеяться на лихих коней, способных уйти от погони, а если не получалось, то на собственную силу и отвагу.
В странах Европы получил широкое распространение почтовый рожок, с помощью которого подавались сигналы. Такую же практику ввел в России и Петр Первый, но рожки так и не стали популярными: русские ямщики предпочитали свист и громкий крик. Кстати, от кандидата на должность ямщика требовалось умение свистеть.
Кто же такие ямщики? В Московском государстве почта называлась «ямом», а почтовая служба - ямской гоньбой. Оно означает «дорога», а в русский язык вошло для обозначения особых станов, в которых селили ямщиков. Ямы широко распространены в России с XV века. И сегодня во многих городах встречаются улицы с названием «Ямская».
В былые времена на них жили ямщики - крестьяне, обязанные возить на своих лошадях княжеских гонцов.
В ямской слободе бобыли обычно исполняли роль наймитов, обрабатывавших землю охотников и, возможно, ямских приказчиков. Кто-то из них занимался разными промыслами, а кто-то —и«черной работой». Жили ямские бобыли и своими дворами видимо, занимая дворы беглых ямщиков или просто опустелые охотничьи дворы ,ив домах ямских охотников очевидно, заплату или какие-то услуги. За право жить подданные Вышневолоцкому яму бобыли, селившиеся вновь на землях старого Выдропусского яма 67; например, бобыли на ямской земле, подданные владимирскому яму, бобыли на костромской ямской земли, подданные яму ит. Однако в целом «до конца 16 века быть ямским охотником не могло представлять серьезных выгод, по крайней мере, таких, благодаря которым состав ямских слобод делался бы более или менее устойчивым»[7, с.
Нельзя тут, правда, исключать итого, что кто-то из бобылей со временем приобретал статус «ямского охотника», но Гурлянд явным образом таких «сюжетов» не описывал. Помимо жизни в слободе, некоторые бобыли, сохраняя статус «ямских», отправлялись на заработки в город. Кроме того, «ямскими» считались и бобыли, жившие в селах, при-данных ямским слободам[7, сс.
История о ямщиках и почтовых трактах
ямщик, ямщика, муж. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях. «. Ямщик — представитель особой межклассовой прослойки в составе тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской повинности, включая извоз и почтовую гоньбу[1]. Кто такой ямщик. Вот и происхождение понятия ЯМЩИК Ямщик это тот,кто на,дорога,ход. Ямщик (от тюркского «дорога») — работник на государственной службе, который. проводник), которые должны были держать по 3 лошади, телегу, сани и полную сб. Хотя слово «ямщик» считается устаревшим, оно не вышло из употребления благодаря целому пласту песенной культуры.