В Этнографическом музее Санкт-Петербурга состоялось культурно-массовое мероприятие под девизом «Таджикистан ждёт друзей!». В Санкт-Петербурге в Российском государственном музее Арктики и Антарктики прошло торжественное мероприятие, посвящённое Дню Республики Саха (Якутия). 12 июля 2022 года в Российском этнографическом музее прошло масштабное дефиле «Реакция», организованное в рамках сотрудничества музея и Академии Штиглица.
Прием по случаю 30-летия АО «Коммерсантъ» в Петербурге
Здесь представлена коллекция аутентичных костюмов народов, проживающих в Башкортостане. Экскурсовод рассказала о деталях и особенностях башкирского костюма, и отметила, что они делятся на 7 видовых комплексов. Особенности зависели от природных, хозяйственных условий, в которых обитал народ, от домашнего уклада и производственных навыков. Это из-за неповторимых образцов женских украшений.
Следующий император оказался благодарным потомком, пожелав увековечить отцовскую память необычным образом. Создание Русского музея — гораздо более успешное и достойное деяние, нежели правление Николая своим государством. Общепринята версия, что слабость его как монарха во многом привело к крушению династии. В ставшем позднее самостоятельным учреждением бывшем отделе Русского музея специально заложен памятный зал Александра III, предназначенный конкретно прославлять отца последнего монарха. Холл и мраморный зал Нынешних посетителей музея этнографии в Санкт-Петербурге поражает красота и габариты Мраморного зала, а также холла после входа в здание. При этом многих озадачивает пустота этих помещений, образовавшаяся от неполного воплощения авторского замысла архитектора.
Задумано было в центре Мраморного зала установить парадную статую Александра III, скорее всего немалых размеров. Однако нехватка средств из-за начавшейся Первой мировой войны, перешедшей в революцию в России, помешала осуществить задуманное. Вход из холла в зал оформлен арочным проемом из камня того же цвета, что и стенные панели. Иначе выглядит вход в музейные экспозиции — здесь образована округлая ниша под полусферическим сводом, отделенным от коридора рельефной белокаменной аркой. Окружность свода ниши украшена крупными барельефами с монументальными изображениями и узорами. Сам Мраморный зал демонстрирует красоту и разнообразие оттенков лучшего поделочного камня, применяемого в строительстве зданий и создании скульптур.
Периметр помещения отделан мрамором нежных цветов, под основанием колоннады выполнены барельефы сплошной полосой. Изображения также планировалось переделать в мраморные, однако недостаток финансирования прервал работы и они остались гипсовыми. Полностью осуществлен замысел по колоннаде, ее составляющие выполнены из цельных глыб камня и выглядят очень впечатляюще. Застекленный потолок обеспечивает хорошую освещенность зала. Народы восточной Европы Раздел о европейских окраинах Российской империи включает две самостоятельные выставочные площадки. Отдельно размещены материалы по этнографии Украины, Белоруссии и Молдавии, ранее называвшейся Бессарабией.
Другое помещение отведено под экспозицию, посвященную Прибалтике и другим народностям северо-западной части российской территории. Исторические связи народов всех этих стран с Россией разнообразны по характеру отношений, сложность этих процессов предопределена географическим положением в Европе. Все государства восточной части континента расположены в окружении могущественных игроков, стремившихся к увеличению территорий за счет соседей.
Коллекции и экспозиции музея, а также неформальные беседы с этнографами вдохновили художников на создание нескольких коллекций одежды, вещи из которых были выпущены ограниченным тиражом. Сегодня мы экспериментируем обязательно через партнёрство, поэтому партнёрства с творческими проектами и институциями крайне важны для нас. Музеи — это памятники современности», — подчеркивает директор Российского этнографического музея Юлия Купина. Посетителей программы «Культурный код: дизайн России» ждут показ Центральной галереи дизайнеров, экскурсии об истории костюма и интерактив с подарками от музея. Авторские экскурсии «Русский народный костюм» и «Костюм народов Поволжья» погрузят гостей в мир традиций, рукодельных шедевров и старинных орнаментов.
В 2007 году была создана экспозиция по культуре еврейского народа, куда были приобретены коллекции по бухарским евреям [6]. В 2016 году Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана при участии председателя попечительского совета Бахтиера Фазылова , председателя научного совета Эдварда Ртвеладзе , а также председателя правления Всемирного общества и руководителя проекта «Культурное наследие Узбекистана» Фирдавса Абдухаликова опубликовало книгу-альбом «Культурное наследие Узбекистана. Собрание Российского этнографического музея», которая стала вторым томом серии проекта " Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира " [7]. Авторами статей выступили Фирдавс Абдухаликов и сотрудники музея. Также был снят документальный фильм, посвященный культурному наследию Узбекистана в собраниях Российского этнографического музея. В подготовке книги и фильма приняли участие заместитель директора музея Александр Мирин и заместитель директора по хранению Наталья Прокопьева [8]. Орден Дружбы народов 1984 год [9]. Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 23 января 2002 года — за заслуги в деле развития культуры в Санкт-Петербурге и в связи со 100-летием со дня образования [10]. Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 30 ноября 2016 года — за значительный вклад в развитие культуры и музейного дела в Санкт-Петербурге, а также в связи со 100-летием реставрационной мастерской Российского этнографического музея [11].
Депутат ГосДумы от Башкортостана Ирина Панькина посетила экспозиции Музея археологии и этнографии
И почему праздники называли «долгом Богу»? Как русская печь могла служить порталом в иные миры? Зачем обдирали липку и кому приходилось бить баклуши? Выдающаяся коллекция по культуре русского народа — в основе экспозиции, которая позволила ответить на эти и многие другие вопросы.
От него по всей стране организовывались экспедиции на Крайний Север, Кавказ и другие удалённые регионы. Благодаря самоотверженному труду этнографов, коллекции пополнились на сотни тысяч единиц хранения. Большинство экспонатов — ценнейшие подлинники, изготовленные вручную с соблюдением всех старинных технологий, многие из них давно утрачены. Сегодня учреждение работает по нескольким ключевым направлениям — изучение и сохранение народного наследия страны, а также масштабная просветительская работа. Ежемесячно здесь проводятся лектории и семинары, в том числе с приглашёнными из-за рубежа профессорами, музей активно налаживает связи с десятками стран, включая Азию и Латинскую Америку. Гостей знакомят с образцами посуды, деревянного зодчества, национального костюма и многочисленных промыслов, которыми жила и зарабатывала деревня.
Отдельный зал посвящён дохристианским обрядам и праздникам — с ростовыми манекенами и утварью. Уважение к традициям народов бывшего СССР отражено дальше — в богатых инсталляциях, посвящённых украинцам, белорусам и молдаванам. Витрины повторяют типичные для регионов элементы жилищ, белокаменных печей и яркой глиняной посуды, а прославленные Гоголем сельские ярмарки воссозданы по редким архивным фотографиям. Молдавские стенды представлены винодельческими инструментами и ткацкими станками для ковров. Особого внимания достойны залы народов Севера и Прибалтики — яркие пятна на пёстром лоскутном «одеяле» российской карты. Чукчи-оленеводы и латыши представлены в повседневных сценках из жизни. Большой акцент делается на культурном разнообразии — шаманские верования выставлены в один ряд с прибалтийским католицизмом и протестантами, а элементы костюмов рассматриваются в доскональных деталях, буквально до каждой пуговицы. Бесценные находки и дары из частных коллекций — основа выставок, ведь к семитским народам на протяжении всей истории относились неоднозначно, и множество артефактов не сохранилось до наших дней. Своеобразными святынями считаются предметы культа ашкенази — еврейских диаспор, живших на территории Царства Польского.
Перед тем, как попасть на хранение в музей, эти артефакты были изъяты у контрабандистов и по решению суда переданы в Управление Министерства культуры России по Северо-Западному Федеральному округу, сообщает газета «Петербургский дневник». Коллекцию Этнографического музея, в частности, пополнили иконы, оклады, две прялки и киотный крест. Перед как попасть на экспозицию реликвии отреставрируют.
Музеи — это памятники современности», — подчеркивает директор Российского этнографического музея Юлия Купина. Посетителей программы «Культурный код: дизайн России» ждут показ Центральной галереи дизайнеров, экскурсии об истории костюма и интерактив с подарками от музея. Авторские экскурсии «Русский народный костюм» и «Костюм народов Поволжья» погрузят гостей в мир традиций, рукодельных шедевров и старинных орнаментов. Свои познания в сфере ремёсел, технологий изготовления тканей и костюмов можно будет проверить на викторине.
Победители получат одно из изданий Российского этнографического музея о традиционных элементах одежды.
Имперский зал: Многонародная Россия
самые актуальные и последние новости сегодня. Главным экспонатом Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге называют само здание. Здание этнографического музея в Санкт-Петербурге построено специально для выставочных залов по авторскому проекту архитектора Василия Свиньина.
Сокровища Особой кладовой Этнографического музея
Министерство культуры передало Российскому этнографическому музею Санкт-Петербурга исторические ценности, изъятые на границе и у чёрных копателей, то есть тех, кто ведёт раскопки незаконно. Этнографический музей уделяет большое внимание обновлению форм работы с посетителем. Семинар был посвящён вопросам экспозиционной деятельности этнографических музеев, тенденциям развития современных экспозиций. НОВОСТИ МУЗЕЕВ. Новости Санкт-Петербурга сегодня — это политика, общественные настроения, важные события и мероприятия, новости бизнеса и социальной сферы.
Проблемы этнографических музеев обсудили в Санкт-Петербурге
Он рассказывает об орнаментах, обрядах, традициях, общем укладе жизни и картине мира восточных славян. Материал представлен в виде роликов с комментариями экспертов и экспонатами из постоянных выставок и фондов. В этом году планируют провести выставку к 100-летию образования Советского Союза. По словам Юлии Купиной, основная часть музейной коллекции была сформирована в советский период. С помощью выставок создавали образ нового человека, что повлияло и на собрание, и на способы экспонирования. Музей хочет поразмышлять на эту тему, подчеркнула руководитель учреждения. Внимание посетителей обратили и на выставку-путешествие «Путь навстречу», которая будет состоять из двух разделов.
В это время он оказался на грани полного разрушения — как минимум четырежды здание попадало под бомбардировки, а один из снарядов разорвался в главной галерее. После войны музей законсервировали, восстановление продлились почти 15 лет. Мраморный зал этнографического музея — шедевр архитектурной и инженерной мысли. Высота свода в нём — 17 метров, потолочные блоки лежат на 28 колоннах, вес каждой — более 20 тонн. Весь нижний уровень — горельеф протяжённостью 96 метров, где каждая скульптура из 183 ростовых фигур — представитель конкретной народности. В музее есть особенный отдел, который назывался «комната-сейф», «бронированная кладовая», а сейчас именуется «особой, золотой кладовой».
Кладовая предназначена для хранения чрезвычайно ценных экспонатов. Например, даров дому Романовых, присланных со всех уголков империи.
Традиция «императорских даров» Кунсткамере продолжается и в XXI веке, поэтому в одной витрине соседствуют роскошные мечи, подаренные цесаревичу Николаю Александровичу королем Сиама Рамой V, и музыкальные инструменты, преподнесенные в дар Музею принцессой Тайланда Чулапхон Махидон в июне 2011 года. Интерактивная часть экспозиции позволяет посетителям совершить путешествие во времени и пространстве благодаря аудиовизуальным композициям «Парад народов» и «Ледяная свадьба» на проекционных панелях.
А в четырех «виртуальных примерочных» каждый желающий может увидеть и сфотографировать себя либо в этнографических костюмах, либо в светских нарядах XVIII века. Общий вид экспозиции «Имперский зал: Многонародная Россия».
Учредителем этнографического отдела Русского музея является Николай II, а инициатором открытия стал путешественник, этнограф, художник Самуил Дудин. Этнографический отдел Русского музея изначально не был открыт для свободного посещения, это произошло лишь в 1923 году. В 1934 году музей стал самостоятельной единицей. Через год после открытия музея для свободного посещения, в 1924 году, во время наводнения более 100 тысяч экспонатов были затоплены в подвалах.
На восстановление помещений и реставрацию ушло пять лет. Второй раз музей серьёзно пострадал во время Великой Отечественной войны. В это время он оказался на грани полного разрушения — как минимум четырежды здание попадало под бомбардировки, а один из снарядов разорвался в главной галерее. После войны музей законсервировали, восстановление продлились почти 15 лет.
Российский этнографический музей отмечает 120-летие
В Санкт-Петербурге в Российском государственном музее Арктики и Антарктики прошло торжественное мероприятие, посвящённое Дню Республики Саха (Якутия). В Санкт-Петербурге в Российском государственном музее Арктики и Антарктики прошло торжественное мероприятие, посвящённое Дню Республики Саха (Якутия). Уже сегодня открывается фестиваль народов Севера «Душа России», который проходит в Санкт-Петербурге с 14 по 17 июня в рамках Петербургского Международного экономического форума 2023. Российский этнографический музей создаст первую в РФ масштабную экспозицию, посвященную культуре народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. 20 октября 2023 года студенты направления «Психология» побывали на интерактивной экскурсии в Этнографическом музее.
Проблемы этнографических музеев обсудили в Санкт-Петербурге
На выставке демонстрируются шесть женских костюмов из разных локаций, в основном северной и центральной России, смонтированных по фотографиям из фондов музея. Отдельно представлены и изучаются элементы костюмов: душегреи, кафтанчики, сарафаны, рубахи, декоративные детали туалетов — от накладных манжет до нагрудных ожерелий и цепей из бисера и перламутра. Выставка "Собрание русской старины Натальи Леонидовны Шабельской" действует в Российском этнографическом музее до 31 декабря 2022 года.
Десятки тысяч посетителей побывали этим летом на экскурсиях, приняли участие в эксклюзивных мастер-классах, а также насладились атмосферой традиционных праздников, которые органично вплетаются в событийный календарь музея. Как рассказали эксперты, одной из самых ярких и популярных летних программ стала "Белые ночи в Мраморном зале". Участники этой экскурсии смогли остаться наедине с музеем - других посетителей в это время уже не было.
Прозрачное сияние белых ночей, торжественный Мраморный зал, который не имеет аналогов в петербургской архитектуре, загадочный двор, по которому когда-то прогуливались ученые, историки Лев Гумилев и Юрий Кнорозов, - все это сделало программу эксклюзивной. Поклонников этнографии также привлек проект, реализованный в рамках празднования 100-летия со дня открытия экспозиций РЭМ для посетителей - "Мозаичные узоры. Создай арт-объект для музея", где они не только прикоснулись к истории, а стали ее частью, собственными руками создавая арт-объект, в каждую строчку которого вплетены различные орнаменты народов России.
Остается в расписании музея одна из самых популярных программ - "Игримая Бесёда". Реконструкции молодежных посиделок в деревне конца XIX - начала XX века включают музыкальный фольклор и традиционную хореографию различных регионов России. Почему посещение "вечорок" или "бесёд" было обязательным в деревнях и селах более ста лет тому назад, а веселиться любили ничуть не меньше, чем сейчас, расскажут специалисты музея. А популярная игровая экскурсия "Именины хлеба" знакомит с тем, как русские крестьяне отмечали Медовый, Яблочный и Хлебный Спасы, какие песни назывались "жнивными" и как пекли праздничный хлеб.
Экскурсия включает традиционные праздничные игры и знакомство в интерактивной форме с обрядами, посвященными сбору урожая. Новость: в сентябре состоится премьера увлекательной экскурсии "Ожившая эпоха Льва Толстого.
Всевозможные ценные предметы — ювелирные украшения из драгоценных металлов и редкие культовые изделия в том числе дары представителям династии Романовых — хранятся в Особой кладовой. В музее постоянно проводятся разнообразные тематические выставки, раскрывающие неожиданные грани традиционной культуры народов России и соседних стран, а также лекции и занятия для детей и взрослых, посвящённые самым любопытным аспектам этнокультурного наследия нашей страны. Музей можно посетить бесплатно: в первое воскресенье месяца — детям и членам многодетных семей, в первый четверг месяца — студентам и курсантам. Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl.
Этнографическому музею в Петербурге передали изъятые у контрабандистов ценности
Просушкой коллекций занимались не только музейные служащие, но и простые граждане. В годы блокады музей много раз подвергался артиллерийским обстрелам и бомбежкам. Рухнули перекрытия самых крупных залов — Аванзала и Мраморного. Большинство экспонатов оставались в Ленинграде, значительная часть из них погибла. Завалы разбирали оставшиеся в живых работники музея. Реставрация проводилась с 1945 по 1957 годы по сохранившимся фрагментам декора и довоенным фотографиям. Для восстановления экспозиций в 1948 году из Москвы в Ленинград передали собрание Музея народов СССР, объединив два учреждения культуры. Временные стеклянные плиты потолка в Мраморном зале снова заменили хрустальными в период реставрации 2009-2011 годов. Экспозиции пополнялись в дальнейшем за счет масштабных этнографических экспедиций в разные регионы СССР. Что посмотреть самостоятельно?
Выставка «Арктика — земля обитаемая» Главным экспонатом Российского Этнографического музея в Санкт-Петербурге называют само здание. Его архитектурный стиль можно назвать «Фантазией архитектора Василия Свиньина на тему русского ампира».
Ульяновск Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов «Фонтанка» — петербургское сетевое издание, где можно найти не только новости Петербурга, но и последние новости дня, и все важное и интересное, что происходит в России и в мире.
Здесь вы отыщете наиболее значимые происшествия, новости Санкт-Петербурга, последние новости бизнеса, а также события в обществе, культуре, искусстве.
Ольга Волкова, художник-фотограф РЭМ: «Пока сложишь, покажешь орнаменты с одной, другой стороны, потом надо понять, как выложить пояс так, чтобы охватить его одним кадром. Иногда не получается: сначала снимаешь весь, потом складываешь, потом — кисточки, потом — орнамент, потом — плетение. Тут целая история». Иногда фотограф просит помощи ученых, когда не понимает, что и как лучше выделить в объекте съемок и какая складка допустима на роскошной крестьянской епанче с мехом.
Впрочем, чем сложнее предмет, тем интереснее его снимать, и Ольга говорит, что на сладкое оставила роскошные головные уборы, занимающие большую витрину. В какой-то степени современная фотофиксация предметов из коллекции Шабельской — это продолжение работы, которую начала в конце XIX века сама собирательница.
Что же касается самой выставки. Все это - предметы с историей. Многим из них уже больше двухсот лет. В собрании подлинные экспонаты чувашской культуры 18-го - первой половины 20-го веков. Сокровища чувашского народа, с любовью и уважением собранные и сохраненные сотрудниками Российского этномузея.