Елена Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как праздновали Новый год в допетровское время? Какого числа отмечали новый год во время язычества, почему славяне встречали его весной? Петр I ввел традицию праздновать Новый год 1 января Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенес Новый год на 1 января. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября).
История Нового года в России
Она возникла чуть более 300 лет тому назад, когда по указу лжецаря Петра I Новый год стали отмечать по западному, в ночь на 1 января, а не как обычно в. В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января.
Когда отмечали Новый год на Руси до Петра 1?
Получается, что Новый год 1 января мы отмечаем исключительно благодаря прихоти Петра. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть — во время Коляды. Несмотря на перенос нового года с 1 сентября на 1 января Петром I, Церковь до сего дня празднует новолетие (новый год).
От Рождества к «пролетарскому» Новому году
Петр повелел, чтобы главные улицы Москвы и дома были украшены хвойными деревьями или ветвями. И это касалось не только зажиточных горожан. Причем помимо сосен и елей упоминался и можжевельник. До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября.
Эту дату установил в 1492 году Иоанн III. До этого отсчитывать новый год начинали с 1 марта, а кое-где - с другого дня, например, с 22 марта, когда отмечалось Равноденствие. Отмечался тогда Новый год иначе.
В кремле, между Архангельским собором и колокольней Ивана Великого устанавливались аналои с Евангелием и иконой Симеона Столпника Летопроводца, а также два кресла - для царя и для патриарха. Они обращались с речью друг к другу, затем начиналась служба.
Делали это обычно после рождественской всенощной службы напомним, по старому стилю праздник приходился на конец декабря. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи. Фотография из фонда музея имени Арсеньева На Рождество было принято устраивать специальные детские праздники. Детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в национальные наряды например, в китайские или испанские костюмы. Популярными были и образы животных.
В Новониколаевске новогодняя ёлка впервые была устроена в январе 1899 года. Праздник для детворы организовали священник Посельский и семья Горловых. На собранные ими средства накупили сладостей, игрушек, книжек. А возле украшенной ёлочки плясали, пели, играли около двухсот детей. Новый год и Советская власть Как считают многие, Рождество сразу после революции 1917 года никто не отменял. Только из-за перехода страны в 1918 году на григорианский календарь рождественские дни в календарях 1919-1923 годов отмечены 7 и 8 января. Это были праздничные нерабочие дни. В стране набирала обороты антирелигиозная пропаганда, и Рождество стали считать «поповским праздником». Однако власти решили на время сохранить обычай празднования Рождества и Нового года, вложив в него иное содержание, заменив старые обычаи старины современными мероприятиями. Культпросветработникам давали указания и советы «как провести Святки в клубе».
Праздник проходил в стиле «Святки в исполнении комсомольского молодняка». Люди путались, не зная, когда отмечать Новый год и Рождество, то ли по-старому, то ли по-новому. Это тоже были праздничные дни отдыха. Антирелигиозная пропаганда нарастала. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. С 1929 года в советской России было запрещено вообще отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Дети и взрослые лишились любимого новогоднего праздника на целых семь лет.
Так как, по мнению народностей Древней Руси, именно этот день являлся своеобразной «точкой отсчета» возрождения природы после «зимней спячки». В этот же день праздновали Новый год и, к примеру, древние римляне вплоть до введения Юлием Цезарем юлианского календаря. В 1492 году Великий Князь Иоанн Васильевич III утвердил постановление Московского собора считать за начало года день 1 сентября, то есть согласно греческому календарю. Кроме того, именно 1 сентября с народа собирались различные пошлины оброк, дань и др. Обычай начинать год с сентября месяца пришел на Русь из Византии вместе с церковными обрядами и богослужебными книгами. Однако в светской жизни сентябрьский новый год утвердился только к концу XV в. О том, как отмечали на Руси начало мартовского года и отмечали ли его вообще , мы не знаем.
Полагают, что справляли ее 22 марта — церковь, будучи не в силах бороться с древней традицией, «приватизировала» ее. В «Новый год» пекли блины, символизирующие солнце, его энергию и свет. Народные гуляния, игры и забавы, посещение родственников, посиделки за большим семейным столом — все это непрерывная традиция, идущая из глубины веков. Провожали зиму, сжигали чучело, но не Масленицы, а богини зимы Мары Морены. Ее имя связывают с такими жутковатыми словами, как «мор» и «морок». Эта владычица ночи, богиня смерти и зимы представлялась нашим предкам горбатой длинноволосой старухой. Одна из ее «реинкарнаций» — хорошо известная Баба-яга. Понятно, почему, подпаливая этот фетиш, наши предки предавались безудержному веселью. Они верили, что мир выходит из-под власти Морены на ближайшие полгода, пока солнце вновь не уступит свои права. Здравствуй, осень, Новый год XV век — из лоскутков удельных княжеств московские великие князья суровыми нитками сшивали единое государство. А еще ранее, в XIV столетии на церковном Никейском Соборе начало года было окончательно перенесено на 1 сентября, ведь, согласно библейской легенде, именно в этом месяце Бог сотворил мир. Московский великий князь Иван Васильевич дед Ивана Грозного сделал 1 сентября единой датой для празднования Нового года во всем государстве. Была эта дата еще и фискальной — 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались подати, выплачивались оброки и прочие платежи, подобно тому как сегодня нас призывают «заплатить все налоги и спать спокойно» не позднее 1 декабря. Однако такая нагрузка отнюдь не омрачала праздника, тем более что в этот день можно было еще подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы. В столице первое лицо обращалось к народу. Вечером семьи собирались за трапезой. Роль шампанского играли медовуха и пиво. Осенний Новый год в допетровской Руси отмечали весело и с размахом, как и Масленицу, и Святки. Кстати, церковный Новый год до сих пор отмечается 1 сентября. Правда, не все верующие об этом знают. Виват Новый год! Царь Петр I уже на заре своего правления развернул преобразования, задумав сделать Россию державою европейскою, а русский народ ввести в семью «цивилизованных» народов. Пришло время расставаться со многими дедовскими обычаями и традициями: бородами и затворничеством женщин, старорусскими кафтанами и привычной кухней… Правда, это коснулось пока лишь «элиты» — боярства, дворянства, высших слоев купечества, ориентированных на заграничную торговлю. Прочие купцы, а тем более огромные массы крестьян, в европейские преобразования были не вовлечены. Но одна из ключевых петровских реформ коснулась всех и каждого. И продолжает свое действие и поныне. В 1699 году, в преддверии нового, 1700 года, Петр I издал указ, согласно которому начало года следует отсчитывать с 1 января по примеру всех христиан, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Менялось и летосчисление. Если раньше оно велось от сотворения мира, то теперь — от Рождества Христова. Именной указ провозглашал: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Случилось это 15 декабря. Барабанный бой. Толпы народа заполняют Красную площадь. С высокого помоста царский дьяк громко читает указ о том, что Петр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». Далее описывалось то, как нужно встречать «новый» Новый год: «... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... Первый день нового, 1700 года начался с парада на Красной площади в Москве. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером черное небо озарилось разноцветными всполохами — пораженные москвичи вскинули головы, любуясь невиданным прежде зрелищем фейерверка. Как и повелевал царский указ, люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга. Дарили презенты. Фейерверк был устроен опять же на Красной площади, а самим москвичам было велено стрелять из мушкетов и прямо как сегодня пускать ракеты возле своих домов. Боярам и служилым людям наказали облачиться в европейские кафтаны. Женщины должны были примерить наряды заграничных модниц.
Почему русский народ встречал Новый год в разные месяцы
История Нового года: как отмечали праздник наши предки / Сергей Васильев | В ночь с 13 на 14 января вся страна отмечает старый Новый год. |
Новый год круглый год | В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. |
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси | В канун так называемого старого Нового года «Ъ» поздравляет всех, кто намерен отмечать его с 13 на 14 января. |
Новолетие: традиции празднования Нового года до Петра
Наступление Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января ввел с 1699 года российский император Петр I. До того, согласно историческим хроникам, с датой празднования главного зимнего праздника был полный разнобой. В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Славянский новый год праздновали в день осеннего равноденствия (примерно 21-23 сентября). На вопрос когда праздновали новый год до петра 1??? заданный автором Ђемная лучший ответ это До XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября.
История Нового года. Каким он был до Петра I?
Впоследствии фейерверки и празднование Нового года становится неотъемлемым атрибутом всё новых военных побед. Так было, например, и в 1711 году, когда страна была вынуждена вести войну на два фронта — со Швецией на севере и с Турцией на юге, что было естественно весьма затруднительно. Подписание мирного договора с Турцией и отказ от некоторых крепостей на юге позволил России развязать руки для более успешных военных действий против Швеции, что и предопределило дальнейшую победу в Северной войне. По этому поводу 1 января 1712 года в Петербурге был сожжён фейерверк. Устроителем грандиозного действа стал Меншиков — первый губернатор Петербурга. Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. В соответствии с петровским указом жилища надлежало украшать сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями — по образцам, выставленным в Гостином дворе. Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу — после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт.
По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово "ёлка" стало синонимом трактира — отсюда и выражения "поднять ёлку" выпить , "идти под ёлку" идти в питейное заведение , а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож.
А первая нарядно украшенная елка появилась в публичном пространстве при Николае I, после чего практика наряжать елки распространился повсеместно. До революции в России действовал юлианский календарь.
Новый год выпадал на святки — и без того один из самых веселых и праздничных периодов года. И православным людям ничто не мешало его отмечать. Все изменилось после 1918 года, когда молодое советское государство перешло на новый, григорианский календарь, а Церковь продолжила жить по старому, юлианскому. Новый год наступал теперь перед Рождеством и выпадал на постное время. Впрочем, до середины 30-х годов за встречу Нового года можно было попасть под подозрение, а то и получить срок — это считалось пережитком старого порядка, поэтому проблема, праздновать его или нет, не была для верующих столь острой.
Другое дело сейчас. Что делать, когда вокруг все грохочет и искрится праздником, друзья и родственники зовут в гости, а на дворе — строгий пост?
Люди путались, не зная, когда отмечать Новый год и Рождество, то ли по-старому, то ли по-новому. Это тоже были праздничные дни отдыха. Антирелигиозная пропаганда нарастала. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. С 1929 года в советской России было запрещено вообще отмечать Рождество Христово. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем. Дети и взрослые лишились любимого новогоднего праздника на целых семь лет.
Когда вернули новогодний праздник Праздник Нового года вместе с новогодней ёлкой вернулся к нам лишь в середине 30-х годов. Власти, поразмыслив, решили, что его можно использовать в идеологических целях, прославляя великого Сталина, его мудрую политику и счастливое детство. Советским гражданам популярно объяснили, что раньше новогодний праздник запрещали якобы «враги народа», а теперь справедливость восторжествовала. Все началось с того, что в конце декабря 1935 года руководитель украинских большевиков Павел Постышев конечно же, с одобрения Сталина в газете «Правда» предложил вернуть новогодний праздник. Казалось, только этого и ждали. Буквально через несколько дней в школах начались детские утренники. В Новосибирске новогодние ёлки для детей после долгого перерыва начали проводить уже с 1 января 1936 года. Но это был уже советский новогодний праздник, не связанный с Рождеством, хотя некоторые рождественские традиции сохранились. А «рождественская ёлка» позиционировалась как «новогодняя».
Дед Мороз и Снегурочка вошли в моду в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Ёлке в Доме Союзов в Москве. Нас отделяет от того времени ровно 80 лет. Как жил Новосибирск в эти предновогодние дни, как встречал Новый год, как проводила зимние каникулы детвора? Новогодний праздник и новогоднюю ёлку «реабилитировали» два года назад, поэтому народ ещё только «учили», как отмечать «праздник счастливых». Агитация и пропаганда работали на полную катушку — сочинялись новые стихи, песни, частушки, рисовались плакаты, в соответствии с духом времени готовились новогодние сценарии. Дети были в восторге... Сколько стоила новогодняя ёлка? Торговлю ёлками разрешили ещё в декабре 1936 года. В 1938 году ёлочный базар располагался на Советской улице, напротив здания Кузбасс-комбината.
Однако цены были высокие.
Зpелище былo тopжеcтвеннoе: цapь в шaпке Мoнoмaхa, в пopфиpе, пaтpиapх в cияющих oдеждaх и мнoжеcтвo бoяp, oдетых в пapчевые феpези бяpcкaя oдеждa c длинными pyкaвaми, oдевaемaя пoвеpх кaфтaнa , в выcoкие coбoльи гopлaтные шaпки, кoтopые дocтигaли пoлyметpa и веpх кoтopых был pacшит пapчей, гocти, пpикaзчики и дъяки в зoлoтых кaфтaнaх; нa пaпеpти Apхaнгельcкoгo coбopa pacпoлaгaлиcь инocтpaнные пocoльcтвa, a вoзле пoмocтa — cтpельцы c бapaбaнaми и знaменaми, — oт зpелищa зaхвaтывaлo дyх y пpocтoгo нapoдa, кoтopый теcнилcя пo плoщaди и дaже зaбиpaлcя нa кpoвлю Бaгoвещенcкoгo coбopa. Милocтыня и пиpы — для нищих и cтpaнникoв Пocле тopжеcтвеннoгo мoлебнa, пpoиcхoдил oбмен пoздpaвлениями cнaчaлa междy цapем и пaтpиapхoм, зaтем междy цapем и бoяpaми, a пocле цapь пoздpaвлял вcех, и вcя плoщaдь в oтвет пoздpaвлялa цapя; зaкaнчивaлocь пpaзднеcтвo paздaчей пoдapкoв: пpиближенным дocтaвaлиcь пиpoги и яcтвa, a пpoчемy людy — денежнaя милocтыня. Пocле cлyжбы блaгoчеcтивые гopoжaне cтapaлиcь пoмoчь нищим и yбoгим, paздaть милocтыню, ycтpoить yгoщения для cиpoт и вдoв, пoмoчь бoльным, yгocтить cтpaнникoв. Бoяpе и знaть пocещaли cтpaннoпpиимные дoмa, бoгaдельни, ocтpoги.
Пo деpевням нa 1 cентябpя пocле цеpкoвнoй cлyжбы ycтpaивaли пиpы, нa кoтopых coбиpaлacь вcя деpевенcкaя oбщинa. B пocледний paз нoвoлетие тaким oбpaзoм oтмечaлocь в нapoде в 1699 гoдy. Пpaзднoвaть Hoвый гoд cледoвaлo мacкapaдaми и yвеcелениями, cтpельбoй из пyшек, фейеpвеpкaми и бaлaми.
История Нового года в России. Досье
Если Новый год отмечают практически повсеместно, то со Старым Новым годом все немного сложнее. В России обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился благодаря императору Петру I. Ранее с принятия христианства в 988 году его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января берёт своё начало в конце 1699 года. В 1699 году Пётр I в последний раз праздновал с патриархом Андрианом Новый год по древнему обычаю. Такой порядок отмечания Нового года сохранялся вплоть до Петра I, поменявшего все указом о новой дате празднования.
Когда впервые начали отмечать Новый год в России?
Как праздновали Новый Год в России до Петра I | Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. |
Новый год, старые времена | Пётр I ввёл традицию праздновать Новый год 1 января. Петр I, чтобы идти в ногу с Западом, специальным указом перенёс Новый год на 1 января. |
История Нового года: как отмечали праздник наши предки / Сергей Васильев | Как и когда на Руси отмечали Новый год, что изменилось при переносе нового года Петром 1. Традиции праздника у древних славян, был ли Дед Мороз. |
История Нового года в России
В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. Какого числа отмечали новый год во время язычества, почему славяне встречали его весной? Рассказываем историю значения Нового года: от славянских племен до Петра I. До петровского указа Новый год отмечали 1 сентября. Указ Петра Первого о праздновании Нового года 1 января По указу Петра I от 20 декабря 1699 года Россия перешла на новое летоисчисление, празднование начала года с 1 сентября официально перенесли на 1 января.
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси
Почему Новый год отмечали в сентябре - Парламентская газета | 20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января. |
Новый год круглый год | Когда и почему стали праздновать новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. |
Почему 20 декабря в России перенесли Новый год и куда исчезли 8 лет из летоисчисления страны | Ответ на вопрос: Новый год на Руси до Петра 1. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. |
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси | В Вавилоне Новый год праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна. |
Новый год до XVIII века
- Почему Новый год отмечали в сентябре - Парламентская газета
- Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому
- От Петра I до наших дней. Как отмечали Новый год в России в разные эпохи
- Празднование Рождества и Нового года в царской Рос (Виктор Мартынов Булыгин) / Проза.ру
- История Нового года в России. Досье - ТАСС
- Новогодние традиции: как это было до указа Петра I и как стало после
Новый год от Ивана до Петра: как отмечали праздник на Руси
А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия — по юлианскому от имени Юлия Цезаря. С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз. Рождество Христово берет начало с самого Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. Испокон веков Рождество считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В праздничные дни , начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения 19 января , именуемые святками, праздничная трапеза чередовалось с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки.
Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отравлялась по домам за угощениями и деньгами. Самые скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, за что получали от остроязычных весельчаков недобрые пожелания — в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород — червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». А чтобы гости забрали страшные слова, их приходилось одаривать щедро. В рождественские дни на улицах городов можно было видеть и дрессированных медведей, которые ходили на задних лапах, играли на гуслях и танцевали, а после представления обходили зрителей с шапкой и подолгу стояли возле тех, кто скупился на заслуженную награду. Особое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха.
В дни святок молодые девушки часто гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались и гадания воском. Растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки. Если виднелось сердечко, то это считалось знаком к грядущим « амурным делам ». Вилы означали ссору, медальон — богатство, а бублик — безденежье.
Главными блюдами на рождественском столе на Руси являлись деликатесы из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, жареное мясо кусками, холодец, заливное. Помимо свиных блюд, на праздничный стол подавались и другие блюда из птицы, дичи, баранины и рыбы. Мелко нарезанное мясо варили в горшках вместе с традиционной полужидкой кашей. Также традиционными угощениями являлись ватрушки, калачи, пироги, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и тд. Выбор десертов был более скромным: рождественский стол обычно украшали фрукты, пастила, пряники, хворост, печенье и мед. Гонения на Новый год в начале ХХ века коснулись и Рождества. Сначала были запрещены рождественские елки, а потом и Дед Мороз. В конце 1920-х был издан указ, в котором говорилось: «В день нового года и дни всех религиозных праздников бывших особых дней отдыха работа производится на общих основаниях ».
Тогда 1 января 1929 года стал обычным рабочим днем, а празднование Рождества и вовсе стало вне закона. Лишь спустя шесть лет, в 1935 году, курс внутренней политики по отношению к праздникам был изменен, Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии. С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября.
С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Указ был длинным и очень подробным. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. В канун старого Нового года у славян отмечают народный праздник - Щедрый вечер. В России вечер перед старым Новым годом называют Васильевым, так как в этот день церковь отмечает память Василия Великого. Другое название — богатый свят-вечер. Вечером 13 января все хозяйки готовят вторую или щедрую кутью, которую, в отличие от постной, заправляют мясом и салом.
По традиции миску с кутьей ставят в угол, где стоят иконы. На щедрый вечер хозяйки готовили к столу самые лучшие и вкусные яства. Главным блюдом на праздничном столе считался жареный поросенок - символ плодовитости скота и плодородия земли. В народе это пора считается временем разгула нечистой силы. В этот вечер после заката солнца и до самой полуночи ходят девочки подростки и щедруют, отгоняя своими песнями всю нечисть и желая хозяевам счастья, здоровья и удачи в новом году. На рассвете 14 января молодые парни шли посевать зерном к крестным, близким родственникам, знакомым. По народным поверьям, на старый Новый год первым в дом должен был зайти мужчина - считалось, что это принесет счастье в дом на весь будущий год.
Какие же факторы не учитывал достаточно простой в использовании юлианский календарь? В юлианском календаре каждый год длится в среднем 365 дней, присутствует раз в четыре года и високосный год. Однако существует такое понятие, как тропический год — это тот период времени, в течение которого происходит цикл смены различных времен года из-за движения Солнца по отношению к наблюдателю с Земли.
Но все же точность была не полной! По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, величина небольшая. Однако каждые 128 лет это смещение суммировалось в одни сутки! И почти за полторы тысячи лет существования юлианского календаря это смещение составило целых 10 суток. Данное смещение влияло на один очень важный для христиан всего мира день — на праздник Пасхи. Как известно, этот религиозный праздник отмечается в первое воскресенье, наступающее после полнолуния, выпадающего на день весеннего равноденствия. Но из-за несовершенства юлианского календаря празднование Пасхи смещалось по отношению ко дню весеннего равноденствия. Введенный при папе Григории XIII григорианский календарь "выровнял" образовавшееся из-за тысячелетнего доминирования юлианского календаря смещение в 10 дней и учел некоторые нюансы, связанные с високосным годом. При этом день празднования нового года остался прежним — 1 января, хотя сам григорианский календарь "распространялся" по миру достаточно медленно.
Ievgenii Meyer Изначально на него перешли европейские страны, затем от юлианского календаря стали отказываться в колониях стран Европы по всему миру.
Отголосок этого мы можем наблюдать в русском крестьянстве, где церковный день также начинается с вечера. И только у католиков в этом плане всё соответствует современности. Смотря по этой логике на годовой цикл, можно сказать, что осень — это вечер года, с которого он и должен начинаться. Во-вторых, осеннее равноденствие занимало особое место в годовом цикле, оно считалось жреческим. Если весной начинался новый земледельческий цикл, требующий усиленной физической работы, то осеннее равноденствие — это начало нового духовного цикла, цикла познания. Тут на первый план выходит умственная и духовная работа. Недаром ведь и сегодня новый учебный год в школах и ВУЗах начинается именно осенью. Неудивительно, что в древнем, гораздо более духовном обществе точка начала познавательной активности имело наиболее весомое значение для выбора начала года. Лишь с потерей знания утраты понимания важности всего духовного осеннее равноденствие стало терять свои позиции, как точка отсчета годового цикла.
Иногда можно встретить и такое мнение праздновать новолетие нужно весной, поскольку в это время начинается тёплая четверть года, начинается новое лето. Но тут самое время вспомнить, что у предков в календаре было 9 месяцев и всего три времени года — зима, весна и оусень, а летом назывался весь год. Славянский Новый год — Новолетие Мы до сих пор спрашиваем: Сколько вам лет? В память о прежнем названии Нового года есть такие слова как: долголетие, летопись, летоисчисление. И так как минимум более 7,5 тысяч лет назад, а на самом деле гораздо раньше, Новый год у наших пращуров назывался Новолетие — праздником нового лета и отмечали его в один из первых дней осеннего равноденствия. Коляда Если сегодня Новый год принято отмечать в семейном кругу, то славянское новолетие, как и Коляда — это общинный праздник, который праздновали, собираясь вместе с близкими родами. Во время всего празднования возносилась благодарность Богам и Матушке-природе за щедрый урожай. На всеобщей братчине изобилие овощей и фруктов, других даров природы украшало праздничные столы. В дни зимнего солнцестояния славяне с глубокой древности отмечают праздник, который считается ключевым для всего последующего года лета — это День рождения солнца-младенца, приходящего на смену старому, убывающему солнцу. Именно начиная с этого времени с 22 по 25 декабря наши предки чествовали Бога Коляду, подарившего людям календарь — Коляды дар.
В 988 году в стране была принята византийская система летоисчисления, согласно которой годом «сотворения мира» считался 5508 год до нашей эры. На протяжении следующих пяти столетий Новый год праздновали в первый весенний день. Этот праздничный день сопровождался массовыми гуляньями и торжествами, а в Московском Кремле проходила церковная служба. Когда Новый год стали отмечать 1 января? Традиция отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января закрепилась в России только в самом конце XVII века — соответствующий указ Петр I подписал в 1699 году. Помимо этого император изменил систему летоисчисления — теперь оно велось не от «сотворения мира», а от Рождества Христова. Таким образом, 7208 год превратился в 1699-й.
Только в 1699 году Новый год в России стали отмечать 1 января Стоит отметить, что Петр I изменил систему летоисчисления, но не календарь — Россия, в отличие от других европейских стран, продолжала жить по юлианскому. Разница между принятым в Европе григорианским календарем и юлианским в XVIII веке составляла 11 дней — таким образом, Новый год в России наступал на 11 дней позже, чем в Европе. Как отмечали Новый год в России при Петре I Указ Петра I, изданный 30 декабря 1699 года, предписывал новые порядки празднования Нового года — большинство из них правитель позаимствовал у европейцев. При Петре I на Новый год стали запускать фейерверки. Праздничные гулянья в то время продолжались целую неделю. Разница между юлианским и григорианским календарем каждые 400 лет увеличивается на три календарных дня. Сейчас она составляет уже 13 дней.
Дата празднования Нового года в России и Европе стала идентичной чуть больше 100 лет назад — григорианский календарь в России начали использовать только в 1918 году После перехода на новый календарь Новый год в России стали отмечать раньше.