Александра I. вспоминает, почему Константин не хотел быть императором. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола. Причинами отказа Константина от престола могли быть различные факторы, такие как желание обеспечить своему наследнику более спокойное и стабильное правление, стремление уйти от политических интриг и конфликтов. Почему Константин решил отказаться от престола в пользу Николая.
Почему Константин отрекся от престола
Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года. Что касается Константина Павловича, то еще при жизни Александра I он тайно отрекся от престола. Малайзийский монарх Мухаммад V отрекся от престола после свадьбы с россиянкой Оксаной Воеводиной. Междуца́рствие 1825 года — промежуток политической неопределённости в Российской империи, последовавший за смертью 19 ноября (1 декабря).
В Совфеде объяснили законность отречения Николая II статусом помазанника божьего
Все обстоятельства моего нынешнего положения меня наиболее к сему убеждают и будут пред государством нашим и всем светом новым доказательством моих искренних чувств. Всемилостивейший государь! Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего государства нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший государь! Вашего императорского величества вернейший подданный и брат. На подлинном, собственною рукою писаном письме, подписано тако: Константин цесаревич.
Генерал-адъютант первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание , командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии.
Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия, с семью малоазийскими Церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия, после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Присутствие «тайны беззакония» зримо даже во внешних обстоятельствах екатеринбургского злодеяния. Как отмечал еще генерал Дитерихс, династия Романовых началась в Ипатьевском монастыре Костромской губернии и кончилась в Ипатьевском доме города Екатеринбурга. Слугами веельзевула, которые скоро будут строить общественные туалеты на месте алтарей и взорванных храмов, сознательно было выбрано и место, и день преступления, совпавший с днем памяти святого князя Андрея Боголюбского — того князя, который если не по имени, то по существу был первым русским царем.
Враги прекрасно понимали, что уничтожение «всей великой ектении», по выражению Ленина и Троцкого , явится поруганием той клятвы верности перед Крестом и Евангелием, которой поклялся русский народ на соборе 1613 года, строить жизнь во всех ее сферах, в том числе государственной и политической, на христианских принципах. К великому сожалению, для многих, несмотря ни на какие объяснения, в вопросе канонизации это до сих пор остается камнем преткновения и соблазна, в то время, как это явилось величайшим проявлением его святости. Говоря о святости царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения — подвиг исповедничества. Мы не раз говорили о том, что здесь раскрылся его подвиг смиренного принятия воли Божией. Но исключительное значение имеет и то, что это подвиг сохранения в чистоте церковного учения о православной монархии. Чтобы яснее это понять, вспомним, кто добивался отречения государя. В первую очередь — те, кто добивался поворота русской истории к европейской демократии или, по крайней мере, к конституционной монархии.
Социалисты и большевики явились уже следствием и крайним проявлением материалистического понимания истории. Известно, что многие из тогдашних разрушителей России действовали во имя ее созидания. Среди них много было по-своему честных, мудрых людей, которые уже тогда искали, «как обустроить Россию». Но это была, как говорит Писание, «мудрость земная, душевная, бесовская». Камень, который отвергли тогда строители, был Христос и Христово помазание. Помазание Божие означает, что земная власть государя имеет источником Божественную. Отречение от православной монархии было отречением от божественной власти. От власти на земле, которая призвана направлять общее течение жизни к духовным и нравственным целям — к созданию условий, максимально благоприятных для спасения многих, власти, которая «не от мира сего», но служит миру именно в этом, высшем смысле.
Разумеется, «любящим Бога все содействует ко благу», и Церковь Христова совершает спасение при любых внешних условиях. Но тоталитарный режим и, в особенности, демократия создают атмосферу, в которой, как мы видим, среднему человеку не выжить. И предпочтение иного рода власти, обеспечивающей прежде всего земное величие, жизнь по своей, а не по Божией воле, по своим похотям что называется «свободой» не может не привести к восстанию на Богом установленную власть, на помазанника Божия. Произошла революция — переворот божественного и нравственного порядка, и на какой глубине эта революция раскрывается сегодня, не надо никому объяснять. Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице царя, помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: «Придем, убьем Его, и наследство будет наше». Тот же тайный синедрион, вдохновляемый диаволом, направляет человечество к тому, чтобы оно имело жизнь, свободную от Бога и от заповедей Его — чтобы ничто не мешало им жить, как им хочется.
В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. Точно так же сам диавол собственной персоной присутствовал здесь, искушая царя и весь народ вместе с ним, и все человечество, по слову П. Жильяра , как некогда он искушал Самого Христа в пустыне, царством мира сего. В течение столетий приближалась Россия к Екатеринбургской Голгофе.
Всемилостивейший государь! Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего государства нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший государь! Вашего императорского величества вернейший подданный и брат. На подлинном, собственною рукою писаном письме, подписано тако: Константин цесаревич.
Генерал-адъютант первым среди членов Российского императорского дома получил это свитское звание , командир Гвардейского корпуса, генерал-инспектор всей кавалерии. В официальной дореволюционной историографии именовался Благословенный.
Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия. Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям.
Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа. Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния.
И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения! Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос.
Ибо окна небес отверзлись и трясутся основания земли» Ис. Спаситель предупреждает, что повторение грехов приведет еще к худшему: изгнанный нечистый дух приведет семь других, злейших себя. Мы более всего страшимся сегодня утраты независимости России, и это понятно. Но не следует путать следствие с причинами: все самые ужасные, самые разорительные иноземные нашествия — будь то Батый, Наполеон или Гитлер — ничто по сравнению с полчищами бесов, заполняющими все в народе. Говорят, что существует сценарий окончательного уничтожения России, согласно которому будет спровоцирован «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», а для «наведения порядка», будут введены войска НАТО, которые возьмут все в стране под свой контроль. Но вот, рассказывает о своих когда-то очень близких знакомых В. Распутин, почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своей дочерью. И нам ясно, что уже не надо вводить никаких войск — или наоборот, почему бы их не ввести — все и так занято сатаной.
В событии отречения государя, таким образом, по сути преломляются все главные события священной истории, смыслом которых всегда является одна и та же тайна. Для чего было египетское рабство и вавилонский плен в богоизбранном народе, если не для того, чтобы все упование его было на единого Бога? Наконец, что означала римская оккупация Израиля во времена земной жизни Спасителя? То же, что и октябрьская революция 1917 года с ее искушением земного благополучия без Бога. В том-то и дело, что желание сохранить православную монархию любой ценой ничем не отличается от того безбожия, которое обнаружилось в насильственном ее уничтожении.
Жертвы междуцарствия
Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. В Совете Федерации заявили, что отречение от престола императора Николая II имеет юридическую силу, сообщает РИА Новости. Если бы Константин приехал в Петербург и отрёкся там от престола, восстания декабристов можно было бы избежать. Возможной причиной отречения Константина Великого от престола был его желание уделить больше времени религиозным вопросам.
Почему Константин отрекся от престола
Зачем понадобилось это дополнение, если Константин сам хотел отречься от прав на престол? Сейчас император Акихито решил отречься от престола, хотя японское законодательство требует, чтобы монарх правил пожизненно. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше. Вместо того чтобы рассмотреть законность отречения Константина и юридическую состоятельность последней воли Александра о передаче престола Николаю, минуя Константина, Госсовет умилился великодушному «подвигу» Николая и принял решение. Александра I. вспоминает, почему Константин не хотел быть императором. На следующий день Михаил Александрович отрёкся от престола, передав решение вопроса об образе правления страной Учредительному собранию.
Междуцарствие 1825 года
В честь появления на свет Константина Павловича Екатерина II приказала отчеканить памятную медаль с изображением Софийского собора в Константинополе, а в кормилицы внуку определила гречанку по имени Елена так же звали мать Византийского императора Константина Великого. Портрет великих князей Александра и Константина Павловичей Источник: pinterest. Особого энтузиазма к знакомству со всем греческим юноша не проявлял, а внешностью и характером все больше походил на собственного отца: был импульсивным, несдержанным, часто выходил из себя и жестоко обращался с находившимися у него в подчинении людьми. В Гатчинских полках он прошел воинскую подготовку и стремился во всем походить на Павла I, которого любил всей душой. В семнадцать лет Константин Павлович был вынужден жениться на пятнадцатилетней кобургской принцессе Юлианне Генриетте Ульрике в православии — Анне Федоровне. Считается, что невесту для великого князя по приказу Екатерины Великой выбирал его наставник генерал А. По прибытии в Европу он заболел и, познакомившись с дочерями герцога кобургского, отказался продолжать поиски достойной кандидатуры. Сообщив императрице, что невеста для внука найдена, Будберг поспешил домой. Константин Павлович не испытывал симпатии к будущей супруге, и их брак оказался неудачным. Анна Федоровна четыре года мирилась с грубостью и вздорным характером великого князя, а затем сослалась на тяжелый недуг и уехала на родину.
Вернуть жену Константин Павлович не смог, хотя несколько раз приезжал за ней в Кобург. Брачная эпопея завершилась уже в правление Александра I — в 1820 году император подписал манифест о разводе Константина и Анны. Великий князь Константин Павлович.
Обнадеженный опытами неограниченного благосклонного расположения вашего императорского величества ко мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному, и изложить у ног ваших, всемилостивейший государь, всенижайшую просьбу мою.
Не чувствуя в себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтоб быть когда бы то ни было возведен на то достоинство, к которому по рождению моему могу иметь право, осмеливаюсь просить ваше императорское величество передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение нашего государства. Сим могу я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал я непринужденно и торжественно при случае развода моего с первою моею женою. Все обстоятельства моего нынешнего положения меня наиболее к сему убеждают и будут пред государством нашим и всем светом новым доказательством моих искренних чувств. Всемилостивейший государь!
Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего государства нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший государь!
Только по пресечении всего мужского потомства престолонаследие переходило в потомство по женским линиям, но вначале к женским линиям, ближайшим к последне-царствовавшему императору. Только после пресечения такового потомства наследие могло перейти в женское потомство линии старшего сына и так далее по старшинству ветвей. Картина Герхарда фон Кюгельгена. Таким образом, количество потенциальных наследников престола зависело только от самого количества потомков Павла I, причем как по мужским, так и по женским линиям. Этот порядок мог обеспечить бесперебойное наследование престола в течение длительного времени при условии значительного числа потомков самого императора.
Акту придавалось чрезвычайно большое значение — он в течение почти ста лет хранился в серебряном ларце на престоле Успенского собора Московского Кремля, главного собора страны и места венчаний на царство российских государей. Почему Николай стал законным наследником в обход старшего брата Портрет великого князя, цесаревича Константина Павловича. Миниатюра Петера Эрнста Рокштуля. Однако указом от 28 октября 1799 года император пожаловал титул цесаревича также и своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу, в качестве отличия за «подвиги храбрости и примерного мужества», выказанные им во время кампании 1799 года, то есть Швейцарского и Итальянского походов Суворова.
Он родился вторым цесаревичем в 1779 году, и грозная бабушка Екатерина II решила сделать из него императора Византийской империи, после разгрома турок и восстановления погибшей страны. С турками не получилось, а мальчик остался. Учился плохо, и рос, как в принципе, и все царские дети того времени. Обратите внимание: Почему китайцев так много?. Во время похода Суворова через Альпы, он попросился к нему, и конечно же, ему не отказали.
Однако полк, который был выделен ему, по вине царевича был и разгромлен. Однако за его целеустремлённость, его и полюбили в стране. В общем он был, как ребёнок, которому всего хочется, и который добьётся этого всеми путями. Практически всю войну был рядом с Кутузовым. Брал Баутцен и Лейпциг. После войны, он жил в захваченной Польше. Там он был назначен главнокомандующим польскими войсками. В тоже время, в Польше, он нашёл любовь всей своей жизни - Жанетту Грудзинскую.
Междуцарствие 1825 года
Не объявил и перед своей смертью или исчезновением. Он же, как человек государственный и опытный, двадцать пять лет управлявший Россией, прекрасно понимал, что это вызовет кризис. Люди не поверят, что Константин отрёкся, и, вспомнив XVIII век, век дворцовых переворотов, решат, что Николай — узурпатор престола, и не станут ему присягать. Он знал, что это может иметь самые тяжёлые последствия для России, но, тем не менее, всё утаил.
Чтобы немного понять участников этого удивительного дела, давайте рассмотрим их поближе. О Николае Павловиче речь шла на предыдущих лекциях. Поэтому сейчас мы с вами поговорим о цесаревиче Константине.
Константин Павлович в детстве, Ф. Рокотов, 1780-е гг. Боровиковский, 1795 г.
Он был генерал-адъютантом и на протяжении многих лет, с 1814 года, командовал войсками Царства Польского в Российской империи. Войска Царства Польского были немалы — это была тридцатипятитысячная армия, причём, совершенно европейски устроенная. Оклады офицеров там были в несколько раз выше окладов офицеров в остальной России.
А солдаты служили не двадцать пять лет, а всего-навсего восемь, и были свободными людьми, которые шли в армию по найму, а не по рекрутскому набору. Солдаты 5-го, 6-го, 7-го линейных полков армии Царства Польского, Ю. Коссак, 1887 г.
Как я уже не раз рассказывал, Константин был намечен Екатериной на Константинопольский престол. Он должен был венчаться на Царство Греческое в той самой Святой Софии, которую сейчас превращают в мечеть. Святая София, Э.
Кларк, 1816 г. Екатерину тогда совершенно не смущало, что её из мечети сделают снова церковью. Когда Константин родился, Екатерина писала Гримму: «Меня спрашивали, кто будет крестным отцом.
Я отвечала: только мой лучший друг Абдул-Гамид султан Османской империи, потерявший Крым и Северное Причерноморье, дважды «побитый» Екатериной; понятно, что Екатерина говорит с иронией мог бы быть восприемником, но так как не подобает турку крестить христианина, по крайней мере, окажем ему честь, назвав младенца Константином». То есть честь заключалась в том, что этот младенец отнимет в будущем у Абдул-Гамида или у его преемника Константинополь. Как известно, ничего даже близкого к этому в итоге не случилось.
Екатерина имела слабость женить своих внуков почему-то совсем юными, поэтому уже в 1796 году Константин, будучи совсем ещё ребёнком, вступил в брак с принцессой Юлианной-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Кобург-Заальфельдской. Принцесса Юлианна-Генриетта, Е. Виже-Лебрён, 1795-1796 гг.
Венчание состоялось 15 февраля 1796 года. Невесте не было и пятнадцати, жениху и семнадцати лет. Конечно, ни о какой серьёзной семье речи идти не могло, никаких отношений у супругов не получилось, получилось даже намного хуже, чем у императора Александра и императрицы Елизаветы Алексеевны.
Александр, который хорошо относился к своей родственнице, отпустил её в Кобург по причине тяжёлой болезни её матери. Больше принцесса Юлианна-Генриетта в Россию не возвращалась. В 1814 году во время Заграничного похода Константин навестил свою жену.
Александр тогда же предлагал им съехаться, но ничего не получилось. Молодой Константин отличался скандальными связями, слухи о которых ходили по Петербургу, но потом он несколько остепенился и связался с французской авантюристкой Жозефиной Фредерихс Жужу , имевшей такую фамилию по одному из своих мужей — эстонскому дворянину. Жозефина была сожительницей Константина с 1806 по 1819 или 1820 год.
В их браке родились дети, но, конечно, они считались незаконнорожденными. Жозефина с сыном в мундире офицера Польского уланского полка 1816 г. Бланк, 1816 г.
Тропинина и московских художников Константин, что важно для дальнейшего повествования, был мужественным военным. Он участвовал в сражениях Суворова в Альпах битва при Нови. Его отмечали как очень смелого и инициативного офицера.
Потом, уже при Александре, он принимал участие в Аустерлице, участвовал в Заграничном походе, в боях под Бауценом и Дрезденом, и наконец, в сражении при Лейпциге получил орден святого Георгия 2-го класса. Военные очень ценили Константина, он любил армию, любил гвардию и в военной среде был совершенно своим человеком. Император Александр почти сразу назначил брата инспектором русских войск, сделал главой воинской комиссии, которая должна была заниматься реформами военных сил, и реформы эти Константин провёл хорошо, разумно, за что ещё более стал любим в армии.
Константин Павлович, П. Михайловский, XIX в. Но при этом он отличался неистовым нравом, был весь в своего отца Павла и мог в отличие от Александра, который прекрасно владел собой приходить в совершенно неуправляемую ярость, хотя потом всегда умел просить прощения и очень дружески примиряться с людьми, которых он незаслуженно обидел.
В 1820 году он женился на польской двадцатипятилетней графине Жанетте Грудзинской, которая сначала жила с матерью в Париже, а потом переехала в Польшу. В 1815 году Константин, назначенный Александром главой войска Царства Польского, знакомится с ней на балу у генерала Юзефа Зайончека. Его ухаживания постепенно перешли в горячую любовь, и Жанетта согласилась стать женой Константина.
Жанетта Грудзинская, неизвестный художник, 1831 г. Князь Петр Андреевич Вяземский так описывает Жанетту Грудзинскую: «Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри её, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая её нравственная свежесть и чистота.
Она была Ундиной. Всё соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц её». Полное собр.
С тех пор Жанетта Грудзинская стала именоваться княгиней Лович. Супруги жили в Варшаве в Бельведерском дворце, строительство которого закончилось в 1824 году. Константин наслаждался своей частной жизнью, женой, путешествиями и тем, что в Польше, в общем, все к нему относились очень хорошо, по крайней мере, внешне.
Царствовать Константин категорически не хотел. Бельведерский дворец в Варшаве 14 января 1822 года Константин, ссылаясь на морганатический брак с графиней Грудзинской, написал специальное представление о том, что он отказывается от престола. Обнадежен опытами неограниченного благосклонного расположения Вашего Императорского Величества ко Мне, осмеливаюсь еще раз прибегнуть к оному и изложить у ног Ваших, Всемилостивейший Государь!
Не чувствуя в Себе ни тех дарований, ни тех сил, ни того духа, чтобы быть когда бы то ни было возведену на то достоинство, к которому по рождению Моему могу иметь право, осмеливаюсь просить Вашего Императорского Величества передать сие право тому, кому оно принадлежит после меня, и тем самым утвердить навсегда непоколебимое положение Нашего Государства. Сим могу Я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал Я непринужденно и торжественно при случае развода Моего с первою Моею женою. Все обстоятельства Моего нынешнего положения Меня наиболее к сему убеждают и будут пред Государством Нашим и всем светом новым доказательством Моих искренних чувств.
Всемилостивейший Государь! Примите просьбу Мою благосклонно и испросите на оную согласие Всеавгустейшей Родительницы Нашей и утвердите оную Вашим Императорским Словом. Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером Ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего Государства Нашего.
Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший Государь! С должным вниманием читал Я письмо Ваше. Умев ценить всегда возвышенные чувства Вашей души, сие письмо Меня не удивило.
Оно Мне дало новое доказательство искренней любви Вашей к Государству и попечения о непоколебимом спокойствии оного. Она его читала с тем же, как и Я, чувством признательности к почтенным побуждениям, Вас руководствовавшим. Нам Обоим остается, уважив причины, Вами изъясненные, дать полную свободу Вам, следовать непоколебимому решению Вашему, прося Всемогущего Бога, дабы Он благословил последствия столь чистейших намерений.
Пребываю навек душевно Вас любящий Брат АЛЕКСАНДР Это частные письма, но после них Император издал специальный манифест, в котором объявлял о том, что Константин Павлович по его же собственной просьбе более не является наследником престола и вместо него наследником престола является Николай. С самого вступления Нашего на Всероссийский Престол непрестанно Мы чувствуем Себя обязанными пред Вседержителем Богом, чтобы не только во дни Наши охранять и возвышать благоденствие возлюбленного Нам Отечества и народа, но также предуготовить и обеспечить их спокойствие и благосостояние после Нас, чрез ясное и точное указание Преемника Нашего, сообразно с правами Нашего Императорского Дома и с пользами Империи. Мы не могли, подобно предшественникам Нашим, рано провозгласить Его по имени, оставаясь в ожидании, будет ли благоугодно недоведомым судьбам Божиим даровать Нам Наследника Престола в прямой линии.
Но чем далее протекают дни Наши, тем более поспешаем Мы поставить Престол Наш в такое положение, чтобы он ни на мгновение не мог остаться праздным. Глубоко тронуты Мы сею жертвою, которую Наш Возлюбленный Брат, с таким забвением Своей личности, решился принести для утверждения родовых постановлений Нашего Императорского Дома и для непоколебимого спокойствия Всероссийской Империи. После сего Мы остаемся в спокойном уповании, что в день, когда Царь Царствующих, по общему для земнородных закону, воззовет Нас от сего временного Царствия в вечность, Государственные сословия, которым настоящая непреложная воля Наша и сие законное постановление Наше, в надлежащее время, по распоряжению Нашему, должно быть известно, немедленно принесут верноподданническую преданность свою назначенному Нами Наследственному Императору единого нераздельного Престола Всероссийския Империи, Царства Польского и Княжества Финляндского.
О Нас же просим всех верноподданных Наших, да они с тою любовью, по которой Мы в попечении о них непоколебимом благосостоянии полагали Высочайшее на земле благо, принесли сердечные мольбы к Господу и Спасителю Нашему Иисусу Христу о принятии души Нашей, по неизреченному Его милосердию, в Царствие Его вечное. Александр Манифест Александра I об отречении цесаревича Константина Павловича от наследования престола 16 августа 1823 г. Как мы видим, переписка между братьями датирована 1822 годом, а манифест по полной официальной форме был дан 16 августа 1823 года.
И всё было бы хорошо, если бы не то, что он был абсолютно секретным. Вот это-то и непонятно. Человек может отречься от престола, может не захотеть царствовать — это понятно.
Но почему это надо держать в секрете? На рескрипте было написано: «Хранить в Государственном Совете до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия, в чрезвычайном собрании». То есть в случае кончины Императора никаких действий, и в первую очередь под ними имеется в виду присяга, до прочтения этого документа предпринимать нельзя.
Текст всех трёх копий, чтобы никто больше не знал об этом документе, был переписан лично князем А. Голицыным и спрятан. Это одна из загадок России.
И связана она с другой загадкой, которая заключалась в том, что Александр прекрасно знал о готовящемся заговоре, знал имена всех заговорщиков уже в 1822 году помните записку Бенкендорфа и целый других записок и донесений? Александр не сообщил о том, что знал, даже наследнику престола Николаю, которому, грубо говоря, пришлось расхлёбывать всю эту кашу. Николай знал о тайном манифесте.
Но он ничего не знал о заговоре. Александр говорил ему, что сделает его правление лёгким, но ничего не говорил брату о том, что вокруг самого Александра гнездится заговор. Николай пребывал в полном неведении в отношении этого.
Историк Корнилов высказывает следующее предположение: «Единственное, что можно придумать в объяснение этого поведения Александра, — это то, что Александр делал всё это главным образом на случай своего отречения, а так как отречение могло быть актом только произвольным, то он и думал, конечно, что всё дело остаётся в его руках». Курс истории России... Но ведь Александр не отрёкся, он или скоропостижно умер, или ушёл, и второе более вероятно, чем первое.
И, в конце концов, любой человек всегда понимает, что умереть можно каждую минуту. И Император, особенно после тяжёлой болезни ноги, конечно же, понимал, что всё может случиться очень быстро. А люди меж тем должны привыкнуть, что наследник другой.
В этом особенность абсолютистских правлений. Поэтому можно сказать, что эта версия Корнилова не объясняет до конца тайны престолонаследия, которую устроил Александр. Это ничем из документов не подтверждается, но по самому совмещению действий возникает ощущение, что Александр отдавал Россию в руки и Николая, и революции.
А в то время революции были по всей Европе. Революция была реальностью. Возможно, император Александр отдавал Россию и революции, и Николаю, а там уж — кто кого пересилит, сам же — как бы устранялся.
То ли оскорблённый заговором архиереев, то ли по какой-то иной причине, — мы этого не знаем. А ещё складывается ощущение, что эти планы Александра знал Константин Павлович, и его странное поведение, о котором мы будем сейчас говорить, связано с этим знанием планов старшего брата. Возможно, что-то знали и некоторые другие люди, но тайну свою унесли в могилу.
Возможно, знал что-то и генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович, потому что его поведение во время грядущих событий будет ключевым и тоже странным. Тайна заговора Как же развивались события? Александр дал своему генерал-адъютанту Дибичу распоряжение начать расследование и произвести аресты заговорщиков — это так, но дал его только в Таганроге за несколько дней до смерти, хотя уже с 1822 года о них знал, и между, скажем, началом и ноябрьскими днями 1825 года ничего принципиально не изменилось.
Почему тогда приказ об аресте заговорщиков был дан только за несколько дней до смерти? Развитие событий показывает, что эти первые аресты подтолкнули заговорщиков не к самороспуску, а, наоборот, к активизации действий, потому что — коль арестовывают, надо или действовать или исчезнуть, а время благоприятное — значит надо действовать. Поэтому, казалось бы, время было рассчитано так, чтобы подтолкнуть этот заговор, а не обезглавить его.
Хотя обезглавить его можно было очень просто. Все участники заговора, кроме Пестеля, были известны. А уже к середине 1825 года как один из заговорщиков был известен и он.
Кто точно знал о готовящемся заговоре и о событиях в нём — так это, конечно, Аракчеев. Он собирал в своих руках многие нити, которые вели к заговорщикам особенно в «Южном обществе» на Украине. Он, как вы помните, направил к Александру англичанина Шервуда.
Но с Аракчеевым произошла страннейшая история… А. Аракчеев, «Военная энциклопедия И. Сытина» Аракчеев вдруг «выбыл из игры».
Произошло это по вполне благопристойной причине, но для его исполнительности это выбывание было всё же странным. Причина заключалась в том, что в Грузине, в Новгородской губернии, где было его имение, произошла трагедия. Минкина, гравюра 1908 г.
Зорин блестяще рассмотрел в своей знаменитой работе «Кормя двуглавого орла», посвящённой формированию государственной идеологии Российской империи. Греческий проект, как мы все знаем по тому, что Святая София находится в городе под названием Стамбул и все ещё не вернула себе статус православной святыни, не осуществился, Александр умер бездетным, Константин счастливо женился в Польше его жену звали не Иоанна Груздинская, а не Конституция, это важно!
Члены Госсовета, как и Николай, побоялись исполнять посмертную волю Александра I, и вопреки документу присягнули на верность находившемуся в Варшаве Константину I, который узнав об этом, потребовал соблюсти волеизъявление почившего брата и в дополнение к этому ещё дважды подтвердил своё отречение. Неразберихой воспользовались декабристы, которые на следующий день после официального воцарения Николая попытались устроить государственный переворот, формальным поводом коего была провозглашена защита прав цесаревича Константина.
Николай II Иные причины побудили подписать отречение от престола ещё одного представителя рода Романовых — императора Николая II, росчерком своего пера положившего конец российской монархии. Это историческое событие произошло 2 марта 1917 года в вагоне поезда «Могилев - Царское Село», когда предпринявший все попытки для урегулирования ситуации в стране после Февральской революции Николай II, не желая пролития крови, под очевидным давлением депутатов и военачальников принял решение оставить трон. Сначала император отправил генералу Н. Рузскому официальные бумаги, в которых он заверял представителей Государственной Думы, что оставляет монарший пост в пользу сына Алексея, но спустя несколько часов от него пришёл второй документ, вошедший в историю под названием Манифест об отречении.
В этом окончательном варианте Николай II отказался от престола за себя и своего наследника, передав власть младшему брату Михаилу Романову, который на следующий день заявил о своей отставке. Воевал во всех войнах против Наполеона командиром дивизии и корпуса, был любим офицерами и нижними чинами... Того же ротмистра гвардии армейского генерала знатного Лунина вызвал на дуэль, а потом, плача, примирился, признав его правоту и благородство, стал его другом.
Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты. Состояние неопределённости длилось очень долго.
Высшее чиновничество, включая Милорадовича, всячески затягивало окончательное решение вопроса в расчете на то, что слывший либералом Константин изменит своё решение и всё-таки согласится взойти на престол. После повторного отказа Константина Павловича от короны Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал права на престол Николая Павловича. Отречение Константина Конверт, в котором хранился манифест 1823 года В 1801 году , после гибели отца и с воцарением старшего брата Александра I , 22-летний Константин стал наследником престола. Это следовало из павловского закона 1797 года и было всем известно. Однако в тексте присяги Александру I он упомянут не был.
Причиной опущения имени Константина была надежда Александра I на потомство в браке с Луизой Марией Августой Баденской , и такой абстрактной формулировкой исключалась необходимость повторной присяги на случай, если у него родится сын [3]. При этом сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца». Хотя Положение об императорской фамилии, препятствовавшее наследование престола детьми от неравного брака, и не лишало лично его прав на престол, в 1823 году Константин, ссылаясь на морганатический брак с польской графиней Грудзинской и неспособность к государственному управлению, тайно отрёкся от престолонаследия. Это отречение было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 28 августа 1823 года, который следовало огласить после его кончины. В силу этого решения наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович.
Николай был в курсе этих планов как минимум с 1819 года , однако о существовании манифеста не знал до момента его обнародования после смерти Александра I [4].
Почему Константин отрекся от престола?
И хотя, для реализации права, заложенного в статье 37, цесаревич, ещё не принявший монарший титул, должен был изъявить добровольное желание, в начале ХХ века этот документ стал основанием для принудительного отречения от престола уже властвовавшего императора. А 199 статья позволила правителю отречься от имени своего несовершеннолетнего наследника. Константин I Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. Не желавший впрягаться в политические игры и подвергаться риску быть задушенным как отец, Константин Павлович, став в 1801 году наследником трона после старшего брата Александра I, в 1823 году сослался на тайный брак с полькой Жанеттой Грудзинской и письменно отрёкся от престолонаследия. Засекреченный документ был облечён в форму манифеста Александра I, который следовало предать огласке после смерти императора, что и произошло в ноябре 1825 года. Ознакомившись с актом, государственные мужи, узнали, что по воле покойного следующим правителем российского государства должен стать не Константин, а его младший брат Николай Павлович.
Члены Госсовета, как и Николай, побоялись исполнять посмертную волю Александра I, и вопреки документу присягнули на верность находившемуся в Варшаве Константину I, который узнав об этом, потребовал соблюсти волеизъявление почившего брата и в дополнение к этому ещё дважды подтвердил своё отречение. Неразберихой воспользовались декабристы, которые на следующий день после официального воцарения Николая попытались устроить государственный переворот, формальным поводом коего была провозглашена защита прав цесаревича Константина. Николай II Иные причины побудили подписать отречение от престола ещё одного представителя рода Романовых — императора Николая II, росчерком своего пера положившего конец российской монархии. Это историческое событие произошло 2 марта 1917 года в вагоне поезда «Могилев — Царское Село», когда предпринявший все попытки для урегулирования ситуации в стране после Февральской революции Николай II, не желая пролития крови, под очевидным давлением депутатов и военачальников принял решение оставить трон. Сначала император отправил генералу Н.
Рузскому официальные бумаги, в которых он заверял представителей Государственной Думы, что оставляет монарший пост в пользу сына Алексея, но спустя несколько часов от него пришёл второй документ, вошедший в историю под названием Манифест об отречении. В этом окончательном варианте Николай II отказался от престола за себя и своего наследника, передав власть младшему брату Михаилу Романову, который на следующий день заявил о своей отставке. Читайте также: Домашняя сыворотка для лица польза Британская монархия Единственное в истории Британской монархии отречение от престола произошло на исходе 1936 года, когда 42-летний король Эдуард VIII добровольно предпочёл власти возможность сочетаться законным браком с любимой женщиной. Установив рекорд кратковременного пребывания на британском престоле, Эдуард VIII, правивший всего 327 дней, к моменту воцарения не был женат, но состоял в романтических отношениях с замужней американкой Уоллис Симпсон. Проблемы у короля начались после того, как его возлюбленная получила на руки документы о разводе, а он возжелал жениться на ней, несмотря на то, что англиканская церковь запрещала своим адептам брак с разведёнными лицами.
Против заморской любви Эдуарда VIII высказывались политики со всех концов обширной Британской империи, и ему ничего не оставалось, как сделать окончательный выбор между троном и Симпсон. Подписав 10 декабря 1936 года извещение об отречении, заверенное его троими младшими братьями, 11 декабря Эдуард выступил с официальным радиообращением к нации, в котором содержались слова о том, что он не желает властвовать без поддержки и помощи любимой женщины. После выхода акта Парламента, официального оглашения королевской воли и одобрения всех членов Британского Содружества, документ вступил в законную силу. На следующий день Эдуард покинул Лондон, а спустя несколько месяцев сочетался браком с Симпсон, с которой и прожил вместе счастливые 36 лет. Нидерландские монархи В нидерландской монаршей семье за последнее столетие сложилась интересная традиция прижизненной добровольной передачи обязанностей правителя.
Впервые отречение в пользу наследницы престола подписала правившая 58 лет королева Вильгельмина. По стопам матери пошла и королева Юлианна, которая, не желая находиться у власти до смертного одра, передала свои полномочия королеве Беатрикс. Однако Беатрикс, выступая 28 января 2013 года по национальному телевидению, в какой-то мере нарушила этот обычай, сделав заявление, что в День Королевы она официально подпишет указ об отречении от трона в пользу сына Виллема-Александра. И хотя с восшествием на престол короля прервалось 120-летнее женское правление в Нидерландах, скорее всего следующий правитель страны снова будет носить титул королевы, поскольку все дети Виллема-Александра девочки. Японская монархия За всю многовековую историю японской монархии, истоки которой берут начало в VII веке, от престола в общей сложности отказалось около 60 правителей, получивших официальный титул Дайдзё тэнно.
Однако в XIX веке было принято решение об упразднении этого звания, вместе с которым аннулировалась возможность императора отречься от трона. Но в 2017 году японский парламент издал закон, по которому ныне действующему престарелому правителю Акихито в виде исключения было позволено в течение трёх лет добровольно передать всю полноту власти своему преемнику — принцу Нарухито.
Он признан как первый христианский император и провозгласил Христианство официальной религией империи. Однако, в 324 году, Константин решил отречься от своего престола. Существует несколько предположений, почему император сделал это. Возможной причиной отречения Константина Великого от престола был его желание уделить больше времени религиозным вопросам. Он был крещен в 312 году, после чего активно распространял Христианство и приближал религию к статусу официальной религии.
Многие историки считают, что Константин ощущал свою миссию в этом вопросе и хотел полностью посвятить ей свое время и усилия.
Николай умел руководить, но при этом всегда слушал мнение своих советников и учитывал интересы своего народа. Николай также проявлял выдающийся интеллект и образованность. Он был глубоко осведомлен о политической ситуации в стране и за рубежом, следил за событиями в науке и культуре. Свои мысли и идеи Николай выражал ясно и аргументированно, что привлекало к нему уважение. Искренность Николай всегда был человеком, который говорил правду и не скрывал своих истинных чувств. Ответственность Николай всегда принимал на себя ответственность за свои поступки и решения, не боясь принимать сложные решения. Справедливость Николай всегда стремился к справедливости и равенству, не допуская дискриминации и нарушения прав человека. Интеллект Николай был образованным и интеллектуальным правителем, который активно интересовался наукой и культурой. Историческая требовательность Константин, отказываясь от престола в пользу Николая, сделал это соответствуя требованиям исторических обстоятельств.
Это решение было принято в сложный период российской истории, выгодное для сохранения монархической власти и пресечения возможных конфликтов в стране. Константин осознавал, что династическая нестабильность может стать угрозой для империи, и твердо решил пожертвовать своим личным положением во благо нации. Он воспринял себя как исполнителя исторической миссии и посчитал своим долгом передать власть брату, изображая идеал правителя, преданный интересам государства. Это решение, безусловно, вызывало восторг и одобрение у общества. Люди видели в действиях Константина проявление высоких моральных ценностей и жертвенности ради российской государственности. В свою очередь, Николай, полностью осознавая ответственность, принял предложение старшего брата, принимая на себя большое byrhenie будущего Российского государства. Таким образом, отказ Константина от престола в пользу Николая был безусловным проявлением его преданности и любви к России, а также доказательством его исторической требовательности и понимания трансформаций, необходимых для поддержания стабильности и мощи монархической власти в России. Оцените статью.
Тайна вокруг манифеста во многом способствовала росту неопределенности в кандидатуре нового царя и, несомненно, добавила пламени в зарождавшееся в эти дни восстание декабристов — но это уже рассказ о другом.
Может ли правящий монарх отказаться от сана? Итак, норма о возможности отречения от права на престол изначально подразумевала ситуацию, когда наследник престола еще до принятия титула отказывается от него. К ситуации же отречения от престола уже принявшего титул монарха данная норма отношения не имела. Норма подразумевала не только свободу наследников отказаться от права вступить на престол, но и возможность действующего императора отречься от престола. Связь с событиями наследования престола тремя сыновьями Павла I к тому времени уже была забыта. В подтверждение этому профессор Н. Коркунов в своем курсе Русского государственного права 1909 года со ссылкой на отмеченные нормы сделал вывод: «Может ли отречься от престола уже вступивший на него? Так как закон предоставляет это право всем вообще «имеющим право на престол» и так как лицо царствующее, конечно, также имеет на него право, то, по-видимому, следует разрешить этот вопрос в утвердительном смысле. На этот вопрос также нужно ответить утвердительно. Статья 199 Свода устанавливала принадлежность попечения о малолетнем лице императорской фамилии его родителям.
Тем самым, Николай II мог реализовать право своего малолетнего сына — цесаревича и от его имени отречься от престола. Совершившиеся акты отречения не препятствовали дальнейшему наследованию престола, как того требовала статья 37 Свода.
Почему Константин отрекся от престола?
Интересно, что Константину пришлось несколько раз официально заявлять о своём отречении, тем не менее, 1 декабря 1825 года в Петербурге и Москве госучреждения присягнули ему на верность. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. В 1825 году отказался от престола Великий князь Константин Павлович, хотя армию уже начали приводить к присяге; В 1917 году отказался от престола Великий князь Михаил Александрович, в чью пользу отрекся Николай II. Что и произошло: Николай под давлением отрекается от престола, отдавая своё место законному правителю Константину. Причины восстания декабристов. Заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству Константин Добрынин заявил, что отречение Николая II от престола имеет абсолютную юридическую силу.
Кто добровольно отказался от русского престола
Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола. Заместитель председателя комитета Совфеда по конституционному законодательству Константин Добрынин заявил, что отречение Николая II от престола имеет абсолютную юридическую силу. Отречение от престола Константина Павловича, Государственный Архив РФ. Почему Император Николай Александрович обращался к Начальнику штаба? Отказ от престола стал для Константина способом проявления ответственности перед народом и стремлением к национальному благу. — Хотя государь и подписал отречение от престола как от обязанностей по управлению государством, но это не означает еще его отречения от царского достоинства. Променял трон на польку: почему Константин Романов отказался от престола Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше.
ПОЧЕМУ КОНСТАНТИН ОТКАЗАЛСЯ ОТ ПРЕСТОЛА
Одним из главных факторов, которые способствовали этому решению, было смягчение внутренних конфликтов. Во время правления Константина государство было столкнуто с серьезными внутренними противоречиями и борьбой за власть, что негативно сказывалось на стабильности и благополучии империи. Константин осознавал, что сохранение власти и престола может привести к еще большему разделению и конфликтам внутри государства. Вместо этого, он принял решение отойти от власти и преобразовать свою роль в империи, чтобы смягчить эти внутренние противоречия.
Своим отказом от престола, Константин надеялся создать более единую и сбалансированную империю, где каждая часть, каждый класс и каждая культура имели свои права и интересы. Он стремился объединить государство под общие ценности и идеалы, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность и процветание. Последствия этого решения были смешанными.
С одной стороны, отказ Константина от престола смягчил внутренние конфликты и привел к временному успокоению обстановки в империи. Однако, это также привело к переходу к долгому периоду неопределенности и хаоса, когда власть и престол были переданы другим правителям, которые не всегда имели решительность или способности удерживать империю вместе. Усиление власти региональных правителей В период после отказа Константина от престола, наблюдалось усиление власти региональных правителей в Российской империи.
Это было обусловлено несколькими факторами, включая распространение идеи о собственной автономии у губернаторов и сохранение своей власти независимо от центральных властей. Одной из причин усиления власти региональных правителей был характер российской государственности, основанный на принципе вертикали власти. Центральные власти император и его правительство делегировали часть своих полномочий региональным правителям, что позволяло им иметь больше свободы в принятии решений и управлении своими территориями.
Кроме того, открытие новых территорий и быстрый экономический рост в конце XIX — начале XX века требовали более гибкого управления. Региональные правители, обладая большей свободой действий, могли лучше адаптироваться к изменяющимся условиям и принимать быстрые решения, не ожидая руководства из центра. Преимущества для региональных правителей Большая свобода в принятии решений Усиление региональной инициативы и развитие экономики в регионах Возможность адаптироваться к изменяющимся условиям Расширение полномочий региональных правителей и сокращение влияния центральных властей Усиление политической и экономической стабильности в регионах Рост влияния региональных правителей на принятие решений на федеральном уровне Усиление власти региональных правителей имело как положительные, так и отрицательные последствия.
С одной стороны, это способствовало развитию регионов и приводило к повышению экономической и политической стабильности в них. С другой стороны, такое укрепление власти могло приводить к избыточной концентрации власти и ограничению гражданских свобод и прав. Геополитические мотивы Решение Константина отказаться от престола имело значительное геополитическое значение.
Здесь, правда, стоит заметить, что это вообще была довольно сложная задача для любого человека, назначенного Петербургом. Тем не менее, Константин Павлович остался жить в Варшаве. И вскоре женился на польской графине Жанетте Грудзинской.
Именно этим обстоятельством он обосновал свой отказ от наследования престола в письме Александру в январе 1823 года. Правда, этот брак вовсе не был препятствием для того, чтобы он мог занять трон. Для его детей от брака с графиней — да.
Но не для самого Константина Павловича. Надо заметить, что он также ссылался на свою неспособность управлять государством. Хотя многие современники высоко его оценивали.
Вот, например, Александр Сергеевич Пушкин считал, что Константин Павлович умен, а потому с ним "будет лучше". Так это или нет — современникам узнать не довелось. Надо заметить, что сам Константин Павлович иногда говорил, что его могут задушить, как задушили отца — в случае восшествия на престол, разумеется.
Убийство императора Павла было тяжелым бременем царственной фамилии… И почему Константин Павлович считал, что вполне может разделить участь родителя? Какие у него были для этого основания? Или их и вовсе не было, достаточно было помнить о произошедшем в марте 1801 года?
Так или иначе, но в августе 1823 года Александр I подготовил манифест, в котором наследником престола был объявлен другой его брат, Николай. Вот только сам Николай про этот манифест ничего не знал, хотя и был в курсе нежелания Константина занимать трон. Из-за этого в декабре 1825 года в Российской империи и случился кризис, самым известным проявлением которого стало восстание декабристов.
К чести Константина Павловича нужно отметить, что его отказ стал благом для Российской империи. Николай I тоже был не подарок, но ему пришлось нелегко: он должен был погасить кризис власти, укрепить самодержавие и сохранить лидерство России в международных делах, которое страна получила после наполеоновских войн и Венского Конгресса в 1815 году. Можно считать, что с невероятным трудом методом репрессий и реакционной политики императору это сделать удалось.
Константин Павлович с подобной задачей не справился бы. Внешне и по характеру великий князь был очень похож на своего отца и был полной противоположностью своему старшему брату Александру I. Тот слыл искусным дипломатом, не торопился с вынесением своих суждений на публику, взвешивал принимаемые решения, был скрытен.
А вот анализ поступков Константина свидетельствует о том, что цесаревич был инфантилен, рос избалованным и взбалмошным ребенком. Как иначе можно объяснить и оправдать его поступки в отношении своей юной жены Анны Федоровны? Очевидцы свидетельствуют, что он был с нею груб, мог выкрутить руки, укусить и еще совершал другие неблаговидные хулиганские выходки.
Но при всем том, генерал-фельдмаршал А. Суворов хвалил цесаревича за отвагу, мужество и умение владеть оружием. Константин воевал под Аустерлицем и в войне с Наполеоном.
С детьми Константин Павлович всегда ладил: к своим отпрыскам он был очень добр, любил их и признал своими, хотя нет полной уверенности, что он был их биологическим отцом. Был женат дважды, имел продолжительные отношения с фаворитками и заводил короткие романы. Некоторые современники считали, что у великого князя наблюдался ум, работоспособность и замечательная память.
В 1815 году, как главнокомандующий армией, расквартированной в Польше, великий князь был отправлен в Варшаву. Константин Павлович не любил поляков и не сумел завоевать их доверие и расположение. Напротив, непостоянство настроения, недальновидность и необдуманные поступки, язвительные и бестактные высказывания в кругу польской аристократии привели к недовольству и восстанию в 1830 году.
Князь бежал, тяжко заболел в пути холерой и преставился в течение одного дня.
Восшествие на престол императора Николая I-го. СПб, 1857] Когда Константин Павлович видит, что к нему обращаются Ваше Императорское Величество и приходят к нему уже как к «Императорскому Величеству» за повелениями, он приходит в свою известную дикую ярость, а кого-то из офицеров за то, что тот его назвал «Величеством», даже отправляет на гауптвахту.
Константин говорит, что он ни какое не «Величество», и никаких прав на такое именование не имеет, а Николая за то, что тот провозгласил Константина императором и заставил приносить ему присягу, он в частном письме проклинает. В Петербурге Милорадович, однако, продолжает своё дело. Принц Евгений отвечал на это — не всё ли равно любит или не любит.
И тут началось самое странное. Вся страна присягнула Константину. Теперь император — Константин, но он молчит и не объявляет о себе.
Ни одного манифеста, ни одного заявления, ни одного публичного выступления, ни одного выезда к войскам — ничего. И это совершенно естественно, потому что Константин не считает себя императором. Императором его объявил Николай, а сам он не хочет быть им и даже проклинает за это Николая.
В стране установилось странное молчание. С 30 ноября по 12 декабря, то есть две недели, Россия была погружена в безвластие, или, как его называют, — междуцарствие. Царя не было.
Чиновники не знали к кому обращаться. Никто никому не отдавал приказы. Страна катилась в безвластье.
Император Николай впоследствии вспоминает: «Как было изъяснить наше молчание пред публикой? Нетерпение и неудовольствие были велики и весьма извинительны. Пошли догадки, и в особенности обстоятельство неприсяги Михаила Павловича навело на всех сомнение, что скрывают отречение Константина Павловича.
Заговорщики решили сие же самое употребить орудием для своих замыслов. Время сего ожидания можно считать настоящим междуцарствием, ибо повелений от императора, которому присяга принесена была, по расчету времени должно было получать — но их не приходило; дела останавливались совершенно; все было в недоумении, и к довершению всего известно было, что Михаил Павлович отъехал уже тогда из Варшавы, когда и кончина императора Александра, и присяга Константину Павловичу там уже известны были. Каждый извлекал из сего, что какое-то особенно важное обстоятельство препятствовало к восприятию законного течения дел, но никто не догадывался настоящей причины».
Николай I и его время: Т. Соколов, 1820 г. Николай посылает нового посланца, фельдъегерского офицера Белоусова, в Варшаву и просит Константина приехать в Петербург и лично подтвердить своё отречение.
Он не выламывает руку, он не говорит, что он должен править, но просит брата, если он хочет отречься, приехать и сделать это. Константин отвечает, что лично приехать не может, и, если с его приездом в Петербург будут настаивать и не поступят по воле усопшего Александра, «удалится ещё далее», имея в виду отъезд за границу. Не бездна междуцарствия и властного безвременья, а бездна заговора.
Заговор В своих записках Николай пишет, что около 10 декабря старого стиля «в одно утро, часов в 6, был я разбужен внезапным приездом из Таганрога лейб-гвардии Измайловского полка полковника барона Фредерикса с пакетом «о самонужнейшем» от генерала Дибича, начальника Главного штаба, и адресованным в собственные руки Императору! Фредерикс Николай спрашивает, знает ли Фредерикс содержание пакета. Получает ответ, что ничего ему неизвестно, но что такой же пакет как в Петербург, послан и в Варшаву, потому что Дибич не знал вот оно — отсутствие связи , где находится Константин.
Николай колеблется. Он, как не император, не имеет права вскрывать пакет, адресованный императору. Но после многих сомнений Николай, так как речь идёт о наиважнейшей информации, всё же вскрывает пакет.
Прочитав письмо генерала Дибича и просмотрев присланные документы, он увидел, что речь идёт «об открытом пространном заговоре, которого отрасли распространялись чрез всю Империю, от Петербурга на Москву и до Второй армии в Бессарабии». Он также узнаёт, что Александр знал о заговоре с 1822 года, но никому об этом не говорил. И только теперь, около 10 декабря, за четыре дня до выступления на Сенатской площади, Николаю приходит известие о заговоре, только теперь ему становятся известны имена заговорщиков… Теперь он знает всё.
Он знает, что ближайшие для него люди, тот же князь Трубецкой, тот же князь Евгений Оболенский, — это «злостные заговорщики». Как потом писал Н. Шильдер, достаточно было арестовать всего несколько человек, а все они были известны —Рылеев, Трубецкой, Оболенский, Каховский — и никакого выступления 14 декабря бы не было.
Но Милорадович не арестовывает никого. Он говорит, что не может их найти, хотя все эти люди находятся в Петербурге, и из полицейских доносов ясно, что заговорщики каждый день собираются у Кондратия Фёдоровича Рылеева в доме Российско-американского общества на его квартире. Но Милорадович говорит, что всё это пустое, что поэт Рылеев, который издаёт «Полярную звезду», видимо, просто собирает у себя литераторов.
Литературное собрание в такое время! Совершенно очевидно, что Милорадович, а не забудем, что это военный генерал-губернатор Петербурга, покрывает заговорщиков. И это потрясающий и невероятный факт.
Зная, что Аракчеев связан с Шервудом, который доносил летом 1825 г. Великий князь в эти последние часы перед восстанием хочет узнать, должно быть, детали заговора. Но Милорадович вернулся ни с чем — по его словам Аракчеев отказался принять генерал-губернатора столицы, привезшего ему личное письмо Николая Павловича.
Набережная р. Будучи одним из декабристов, он пришёл к Николаю рассказать о заговоре. И он же исполнил мечты самых лучших из декабристов, ведь именно Яков Ростовцев — в будущем генерал от инфантерии — станет главным разработчиком крестьянской реформы 1861 года, создаст её полный план, и, хотя уйдёт из жизни за год до её осуществления 6 февраля 1860 года , освобождение крестьян пойдёт по его лекалам.
Яков Иванович Ростовцев, С. Зарянко, 1855 г. Ростовцев прямо сказал Оболенскому и Бестужеву, что они затеяли безумную вещь, и он хочет поговорить с Государем.
Те говорят: «Ну, иди, говори». И он идёт и говорит. Он никого не выдал, и вообще сама по себе их беседа с Государем — это потрясающий документ, показывающий особенности поведения людей в ту романтическую эпоху.
Там были постоянные объятия, слёзы, доверие, взаимные уступки. Император, который уже всё знает о заговоре, и, конечно, ничего нового от Ростовцева не узнаёт, не требует от подпоручика ни выдачи имён заговорщиков, ничего. Он говорит: «Я знаю, что вы считаете называть имена слишком не благородным, мне этого и не надо…» Государь принимает Ростовцева один на один.
Оба они были при шпагах, и, казалось бы, заколоть друг друга им ничего не стоит. Сначала Ростовцев подаёт Николаю написанную им самим записку. Вот её часть: «В народе и войске распространился уже слух, что Константин Павлович отказывается от престола.
Следуя редко влечениям Вашего доброго сердца, излишне доверяя льстецам и наушникам, Вы весьма многих против себя раздражили говорит в лицо Николаю Ростовцев — А. Для Вашей собственной славы погодите царствовать. Против Вас должно таиться возмущение; оно вспыхнет при новой присяге, может быть, это зарево осветит конечную гибель России.
Пользуясь междоусобиями, Грузия, Бессарабия, Финляндия, Польша, может быть и Литва от нас отделятся, Европа вычеркнет раздираемую Россию из списка держав своих и соделает ее державою Азиатскою, и незаслуженные проклятия вместо должных благословений будут Вашим уделом. Ваше высочество!... Дерзко умоляю Вас именем славы отечества, именем Вашей собственной славы преклонить Константина Павловича принять корону!
Николай 1, том 1, с. Ни убеждения матушки, ни мольбы мои не смогли преклонить брата принять корону: он решительно отрекается. В приватном письме проклял меня за то, что я провозгласил его императором, и прислал мне с Михаилом Павловичем акт отречения…», — говорит Николай.
О том, что Константин проклял Николая, мы знаем как раз из записки Ростовцева, записки самого Константина не сохранилось. Ежели какой-либо заговор тебе известен, то дай ответ не мне, а Тому, Кто нас выше то есть Богу — А. Подпоручик сообщил о своей встрече с Николаем Павловичем князю Оболенскому и Рылееву.
Но Кондратий Рылеев защитил молодого человека: «Не смей его убивать. Он благородный человек. Нельзя его обвинять в том, что он не думает так, как мы.
Он же не давал клятвы при вхождении в общество. Он пока нам только друг. Он имеет право думать иначе».
По показанию Е. Оболенского «за несколько недель до 27-го ноября» Ростовцев был принят им в «Северное общество». Евгений Петрович Оболенский К.
Рылеев, П. Головачёв, 1906 г. Но, скажем прямо, Николаю это уже было не нужно, потому что записка Дибича отвечала на все вопросы, в ней было всё.
К ней была приложена и записка Бенкендорфа 1822 г. То есть всё было известно. В придворном обществе, которое или уже всё знает или догадывается, царит полная растерянность.
Командир лейб-гвардии Московского полка генерал Василий Никанорович Шеншин спрашивал князя Евгения Оболенского: «Что же нам теперь делать. А в теперешних обстоятельствах, князь, необходимо на что-то решиться»… В. Шеншин, Дж.
Доу, Военная галерея Зимнего дворца Тайные общества переставали быть тайными. Офицеры вступали в них десятками и сотнями. Другое дело, что большинство из них побоится выйти на площадь.
Но о том, что происходит, говорит уже весь Петербург. С 10 декабря проводились ежедневные совещания у Трубецкого, Рылеева и Оболенского. Там прекрасно знали об отречении Константина 1822 года и о его нынешнем отказе занять престол.
Милорадович, как вы уже знаете, не спешил их арестовывать. Капитан-лейтенант 8-го экипажа Николай Александрович Бестужев решил «с братом Александром и Рылеевым идти ночью по городу и каждому солдату, каждому часовому сообщать словесно, что их обманули, не показав завещания покойного царя, в котором дана свобода крестьянам и убавлена до 15-ти лет солдатская служба…» Говорили, что Николай хочет вернуть всё старое, а Константин дарует новое, потому что он единомышлен с братом Александром. Говорили, что на самом деле Николай Павлович отстраняет Константина от власти, потому что не хочет давать свободу крестьянам и уменьшать годы солдатской службы.
То есть они откровенно лгали солдатам. Хотя сами всё знали верно. Николай Александрович Бестужев, 1825 г.
Но как вспоминает капитан-лейтенант Бестужев, «нельзя представить жадности, с какою слушали солдаты; нельзя изъяснить быстроты, с какою разнеслись наши слова по войскам: на другой день такой же обход по городу удостоверил нас в этом. Мы работали усерднее: приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами». Говорить, что Николай — узурпатор, что ему нельзя приносить присягу, что надо сохранять верность присяге Константину, говорить, что Константин даст свободу, даст сокращение срока службы и вообще хорошую жизнь — это на самом деле большевицкий метод откровенной и сознательной революционной лжи.
Эта ложь была необходима заговорщикам для того, чтобы вывести войска на площадь. Как мы видим, всё было совсем не так благородно. Декабристы обсуждают форму заговора и решают, что это должен быть не ночной заговор с убийством царя, как с Павлом и Петром III, а явная, гласная революция, как в Испании, как в Неаполе, в Пьемонте, во Франции.
То есть нужно при свете дня вывести войска на площадь, чтобы к ним там присоединились ещё войска и, если собравшихся войск будет достаточно, действовать. Как говорили на последующих допросах декабристы, у Рылеева было мало надежд. Евгений Петрович Оболенский и полковник Александр Михайлович Булатов, который нам скоро понадобится, говорили, что «ведь нельзя же делать репетиции», надо с самого начала действовать наверняка.
А наверняка не получалось. Но в то же время действовать было надо. И на самом деле надежды эти были весьма серьёзные.
В тайных обществах на совещании у Рылеева было решено, если Константин примет Престол, объявить о самороспуске и постараться в два-три года занять ведущие посты в гвардии. А если не примет Престол, то действовать незамедлительно. На этот раз всё по закону - манифест прежде присяги.
В этом манифесте были приведены все основные документы, было сказано и об отречении Константина 1822 года, и о принятии этого отречения в 1823 году, было сказано, что из-за того, что закон нарушить было нельзя, Великий князь Николай допустил присягу Константину, хотя знал, что он не хочет всходить на престол. Но теперь он действительно отказался, есть ещё одно его отречение, и теперь присягать необходимо Николаю. Но декабристы в разговорах с нижними чинами продолжали настаивать на том, что это узурпация.
С Варшавой же связи нет, кто там знает. Великого князя Михаила Павловича тоже в Петербурге не было, он должен был приехать только 14-го числа, что тоже странно: почему покинул город в этот ответственейший момент? Собрание тайного общества, К.
Гольдштейн На ночном заседании с 13 на 14 декабря на квартире Рылеева заговорщики разработали план действий. И те, кто утверждают, что никакого плана у декабристов не было, ошибаются, план был разработан до мелочей. Было решено помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю.
Уже ночью войска должны были поднять их ротные командиры и объяснить, что нельзя присягать узурпатору. Далее восставшие войска должны были занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость, царскую семью планировалось арестовать и, при определённых обстоятельствах, убить.
Но вот на этой должности наследника престола постигла неудача — добиться взаимопонимания с подчиненными он не сумел.
Здесь, правда, стоит заметить, что это вообще была довольно сложная задача для любого человека, назначенного Петербургом. Тем не менее, Константин Павлович остался жить в Варшаве. И вскоре женился на польской графине Жанетте Грудзинской.
Именно этим обстоятельством он обосновал свой отказ от наследования престола в письме Александру в январе 1823 года. Правда, этот брак вовсе не был препятствием для того, чтобы он мог занять трон. Для его детей от брака с графиней — да.
Но не для самого Константина Павловича.